Музыкальная среда как средство развития ребенка

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

Музыкальный руководитель

_______________________

 Прежде чем приступить к рассмотрению данной темы, давайте, немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В  ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности.

        В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

     Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

     Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности.

     К важнейшим показателям креативности относятся  творческая активность, самовыражение, интеллект, знания и навыки.

     К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести: информационный, позволяющий развивать интеллект; социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями; эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

        Знание и учёт указанных выше показателей креативности и факторов, которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу осуществлять функцию опосредованного управления процессом музыкального образования детей.

        Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.

        Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая достаточно подробно разработана в дошкольной педагогике.

     Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума.

     В соответствии с этим мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования (среда социума).

     1. Музыкально-образовательная среда ДОУ. Эта среда подразделяется на Среду организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ и Среду нерегламентированной (совместно с воспитателем и самостоятельной) музыкально-творческой деятельности. Среда организованной музыкально-творческой деятельности  создаётся на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель, а также на занятиях в музыкальной студии, музыкальном театре и т.д. Эта среда через своё содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка, стимулирующие развитие его креативности. Организатором  среды, и её компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры.

     Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности создаётся в группе вне занятий. Большую часть времени ребёнок проводит в группе детского сада, поэтому эта среда – должна иметь – потенциал для музыкального воспитания и становления его креативности.

     Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в кружках музыкального творчества, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей – он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает своё отношение к неё, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции (утренняя  песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

        Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью музыкального руководителя либо сам, но по согласованию с музыкальным руководителем. Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий.

– Наличие у детей умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности.

Читайте также:  Этапы развития личности ребенка в коллективе

– Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях (карточки для музыкальных упражнений и игр, детские музыкальные инструменты и игрушки).

– Наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель специально для воспитателя записывает новый музыкальный репертуар, кассет с записью инструментальной музыки и музыкальных сказок.

В этой среде воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми , танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

     2. Среда семьи как место музыкальной деятельности ребёнка. Общепризнанно: семья или способствует музыкальному развитию ребёнка, или тормозит его. Основная проблема во взаимодействии с семьёй – непонимание родителями значения музыкального воспитания детей. Что делать? Педагогу детского сада необходимо иметь сведения о культуре родителей (их музыкальные предпочтения), об их осведомлённости о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ. Работа с семьёй  включает музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной деятельности ( праздники, развлечения с родителями, конкурсы на лучший муз. ребус, лучший самодельный детский музыкальный инструмент). Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому семейные чтения хорошо сопровождать музыкой (записи детских музыкальных сказок).

     3. Социум как среда музыкального просвещения ребёнка. Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому весьма важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды. Она направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, спектакли театра и т.д.). Увлечённость профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей.

        Итак, при организации музыкальной среды ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет различные функции: проводит диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность), проектирует цель и средства её достижения, организует музыкально-образовательный процесс, консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей,, обеспечивает взаимодействие всех компонентов, анализирует результаты процесса музыкального воспитания детей и корректирует.

Источник

Музыкальная предметно – развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.

Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности, в том числе  музыкальной.

Влияние музыки на общее развитие ребёнка доказано многими учёными, таким как  В. А. Сухомлинский, А. В. Луначарский, В. М. Бехтерев и другими.

Музыка делает ребёнка коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, ребёнок, как исполнитель учится находить контакт со слушателями. Во время общего исполнения музыкального произведения (пение, игра на музыкальных инструментах) ребёнок чувствует нюансы интонации и эмоции собеседника, угадывает тон и темп исполнения.    
               Музыка приучает ребенка к труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. 
Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. 
              История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке… 
              Музыка – самое действенное средство в природе для воспитания любви людей, а также побуждения выполнять полезную и хорошую работу. Под действием музыки воспитывается сердечность, чувствительность, благородство, достижение красоты. Развитый музыкальный слух помогает общению с другими людьми. Одна из важнейших воспитательных задач музыки – пробуждать положительные эмоции. Положительные чувства поощряют, пробуждают положительные мысли, положительные мысли – положительные действия.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 5 дюймовочка в пущино

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает:

– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольников, занимающихся в музыкальном зале, а также дошкольников всего детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

– возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей раннего и среднего возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

– реализацию различных образовательных программ;

– в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

– учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в музыкальном зале должны обеспечивать:

– игровую, познавательную,  творческую и  двигательную активность дошкольников среднего возраста, в том числе и участие в подвижных играх;

– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

– возможность самовыражения детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в музыкальном зале различных пространств (для разучивания песен, игр, танцев и прочее), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды музыкального зала предполагает:

– доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, для ведения образовательной деятельности;

– свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

– исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Оснащение музыкального зала

Мебельная стенка, 2 стола, стулья для взрослых, столики и стулья для детей, 2 напольных ковра.

Детские музыкальные инструменты (ударные, металлофоны, ксилофоны, шумовые и другие)

Наглядные пособия

Театральный занавес

Декорации

Ширмы

      Диски с музыкальными произведениями

Библиотека методической литературы и пособий

Сборники нот

Кукольный театр

Дидактические пособия

Детские и взрослые костюмы (костюмерная)

Элементы одежды, русского костюма (костюмерная)

Аксессуары (костюмерная).

В музыкальном зале должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер музыкального зала развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер зала должен меняться в зависимости от растущего психоэмоционального развития детей и его физических потребностей, от проводимых в зале мероприятий.

Поэтому,  стараемся создать в музыкальном зале уютную, комфортную обстановку. Также обновляем оформление к праздничным мероприятиям. Готовим оформление к каждому мероприятию согласно сценарию и возрасту детей.

Организуя предметную среду в музыкальном зале, мною учитывается всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Во время музыкальных занятий, наряду с воспитателем, стараюсь учитывать способности, интересы, темпа продвижения каждого ребёнка, создаю условия для его развития независимо от уровня исходной подготовленности.

Предметно-пространственная среда музыкального зала применяется мною в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство.

Всё это создаёт более благоприятную обстановку для проведения занятий.

Стоит отметить и то, что все иллюстрации должны быть яркими, крупными, понятными для детей и  расположены на уровне глаз воспитанников.

Наглядный и дидактический материал постоянно обновляется и добавляется. Закупается новое оборудование, костюмы, атрибуты, аксессуары и так далее.

В нашем детском саду ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать – это очень полезно для здоровья. У ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же, прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание, это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни.

Читайте также:  Игры для развития ребенка с рождения до 2 лет

Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Младший дошкольный возраст.

Правильно созданная и применённая предметно-пространственная среда музыкального зала позволяет каждому малышу поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

При создании предметно-пространственной среды в музыкальном зале, я стараюсь учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии младших дошкольников. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.

В своей работе я налаживаю разумный двигательный режим, создаю  условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Музыкально и эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического и музыкального развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Поэтому, во время музыкальных занятий и праздничных мероприятий обращаю внимание на доброжелательность в отношениях детей и воспитателей, поддержку, взаимопонимание, взаимовыручку и стремление к полноценному общению.

Творческий потенциал ребёнка.

Большинство учёных в своих работах утверждает, что огромное влияние на творчество ребёнка оказывает социальное окружение, в котором он живёт. Творчество во время игры даёт ребёнку много радости, удовлетворения тем, что он делает.

Зачатки творчества ребёнка проявляются в различной музыкальной деятельности с самого раннего возраста. Дети поют, играют, танцуют, научаясь выполнять различные движения, мелодии. Зачастую дети младшего, а чаще среднего дошкольного возраста начинают импровизировать услышанные мелодии, увиденные игры, или танцы. Начинают проявляться первые творческие способности. Песня помогает ребёнку более эмоционально понять природу, формирует эстетическое чувствование мира. Хорошо сочетается музыка с другой творческой деятельностью. Она не только создаёт ярчайший эмоциональный фон, но и обогащает содержание деятельности, например, может быть нарисовано настроение песенки либо проиллюстрирован её текст. Интеграция искусства поощряет образность, фантазию ребёнка, удовлетворяет необходимость самовыражения.

Исходя из этого, считаю, что в своей работе необходимо создавать творчеству благоприятную атмосферу. Ребёнок сможет творить, если почувствует себя важным, уважаемым. Чем больше ребёнок получает информации о музыке, основных свойствах звуков, закономерностях творчества и исполнения музыки, чем больше имеет опыта пения, игры на музыкальных инструментах, тем более вероятна творческая деятельность.

Пение

Известно, что голос наилучшим образом развивается  при пении. Пение лечит заикание. При пении ребёнок лучше чувствует интонацию языка, темп. При пении песен различной тематики обогащается словарный запас ребёнка, и его речь становится более выразительной. Исполнение различных песен даёт положительное влияние на физическое развитие ребёнка. Кроме того, пение формирует приятный тембр голоса, укрепляет связки голоса. Здоровый и красивый голос важен и для  успешного общения.

Личность ребёнка и коллектив.

Какую радость и удовлетворение выражают юные музыканты (дошкольники) после исполненного вместе музыкального произведения, удавшегося концерта. Ведь в ходе этого процесса дети чувствуют не только великое чувство ответственности, но вместе и  необходимость взаимной поддержки, и эмоциональный взрыв объединённых сил. Без сомнения, такой опыт заметно совершенствует юного человека как формирующуюся личность.

Игра на инструментах.

Маленькие дети хотят играть тогда, когда играя, испытывают большое удовлетворение. Это удовлетворение чаще всего приносят занятия музыкой через игру, развлечение. Игра на музыкальном инструменте детям сама по себе привлекательна, потому что связана с движением (ударами, дуновением, нажатием клавиш, закрыванием отверстий дудочки и т.п.). Игра на  музыкальных инструментах –   одна из активных форм музыкального образования. Этой деятельностью поощряется самовыражение личности  и стимулируется самовыражение. Игра на

музыкальных инструментах создаёт условия для развития активности ребёнка, его инициативы, творчества, опыта.

Исследования учёных различных отраслей подтвердили, что раннее музыкальное развитие очень важно не только для музыкального образования, но и для полноценного становления  личности.

От педагога (музыкального руководителя, воспитателя) зависит будущее наших воспитанников.

Источник