Музыкальная школа развитие творческой личности ребенка

Музыкальная школа развитие творческой личности ребенка thumbnail

Наталья Хорева
Методическая разработка «Развитие творческой активности учащегося в музыкальной школе»

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью более глубокого и развернутого описания приемов и методов, привлекающих детей к занятию музыкой. По сравнению с прошлыми десятилетиями намного меньше учится детей в музыкальных школах именно на народном отделении. Конечно, на это повлияли некоторые причины. Сменился мир увлечений, как у родителей, так и у детей (появились компьютеры). Чтобы сохранить сегодняшний контингент учащихся народников в музыкальной школе, конечно, в первую очередь надо заинтересовать детей.

Цель методической разработки – выявление приемов и методов работы, способствующих развитию творческой активности учащихся в музыкальном коллективе.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: заинтересовать как можно больше детей к занятиям музыкой и совместному музицированию.

1. Роль ансамблевой игры в развитии юного музыканта

Самым приятным организующим и сплачивающим началом инструментального исполнительства является совместное музицирование. Как раз ансамблевая игра является непременным условием развития музыкального мышления учащихся и повышения их интереса к занятиям. Она позволяет исполнять произведения, недоступные для сольной игры на данном этапе обучения ученика.

К музыкальным коллективам относятся ансамбли малых (дуэт, трио, квартет) и больших составов (до 12 человек).

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов, сообща раскрывают художественное содержание произведения.

Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, важно – чувствовать и исполнять произведение на одном дыхании в одном ключе. В ансамбле очень важно выстраивать работу над партиями. В ансамбле все партии равны, чтобы обеспечить хорошее звучание ансамбля, желательно добиваться разучивания и исполнения каждой партии на должном уровне. Игра в ансамбле требует от исполнителей профессиональных качеств в отношении дисциплины ритма и темпа. Игра в ансамбле формирует и развивает мелодический, полифонический, гармонический слух, помогает исполнителю добиваться уверенности в исполнении музыкальных произведений.

Правильно научить учащихся распределять работу над музыкальным произведением в ансамбле – очень важное и ответственное дело.Эта работа делится на несколько этапов:

1. Знакомство с произведением, его автором, эпохой в которой жил композитор, и историей создания сочинения;

2. Проработка текста, его фактуры, штрихов, ритма, определение аппликатуры, обратить внимание на кульминацию, темп, агогические оттенки;

3. Проанализировать структуру произведения, его драматургию, стилевые и жанровые особенности;

4. Отработать нужные приемы звукоизвлечения, отработать динамические оттенки;

5. Обыгрывание произведения, вживание его в художественный образ. Это закрепление достигнутых задач и продолжение совершенствования. Это психологическая подготовка к исполнению произведения в сценических условиях.

Работа класса ансамбля в музыкальной школе чаще всего начинается во 2 классе (к этому времени юный музыкант приобретает необходимые для этого игровые навыки). Вместе с тем, уже в 1 классе (по крайней мере, во втором учебном полугодии) на основе простейших дуэтов полезно приобщать к элементарному ансамблевому исполнительству хотя бы наиболее успевающих учащихся. В дуэте с педагогом и под его непосредственным руководством ученики – добиваются определенной ансамблевой слаженности и уравновешенности. После такого рода подготовительной работы они легко объединяются в самостоятельный дуэт. Метод подготовки юных музыкантов к ансамблевой игре, в которой в качестве одного из партнеров выступает педагог, эффективен и полезен во всех классах музыкальной школы. А поскольку ансамбль создается, как правило, с перспективой на многие годы, педагог при его формировании должен по мере возможности учитывать не только степень продвинутости, трудолюбия и интереса его участников, но и их психологическую совместимость.

Огромную пользу приносит коллективная игра на всех ступенях обучения учащихся. Разнообразие форм, обогащающих концертное выступление, говорит о необходимости систематических занятий ансамблевых коллективов учащихся средних и старших классов, а иногда совместных с малышами. Классическая, народная, эстрадная музыка, исполняемая в ансамбле, является мощным средством изучения творчества различных композиторов.

Ансамбль, дает возможность расширить музыкальный кругозор, сформировать звуковую культуру исполнения, воспитать слуховой самоконтроль учащихся, развить и закрепить навыки чтения нот с листа. При обучении навыкам игры в ансамбле, прежде всего надо обратить внимание на формирование умения слушать себя и слышать партнера, способность следить за текстом не только своей партии, но и партий других участников ансамбля. Формирование этих навыков не только способствует процессу обучения, но и воспитанию коллективизма, неотделимого от понятий творческой дисциплины и равной ответственности. Не случайно неорганизованные воспитанники часто меняют свое отношение к занятиям, становятся ответственнее и дисциплинированнее под воздействием товарищей, а не только педагога.

2. Основные приемы и методы работы, способствующие развитию творческой активности учащегося в музыкальной школе.

Я на своих уроках ансамбля творческую активность учащихся особенно 1-ых – 2-ых классов развиваю при помощи таких доступных инструментов, как металлофон. Ведь само звучание этого инструмента придает элемент сказочности, волшебства на уроке, элемент игрового погружения в музыкальный образ. Дети устают на уроках физически держа и растягивая тяжелый баян и им нужен небольшой отдых во время урока. И этот отдых я использую очень эффективно.

Такой же положительный результат происходит и от простукивания детьми на этом инструменте ритмического рисунка основной мелодии нового произведения, с которым они только знакомятся. Это приводит не только к внешней активности ребенка, но и способствует активизации внутреннего слуха и музыкальной памяти. У учащегося появляется интерес к новому произведению, желание поскорее его выучить. А это необходимое условие для того, чтобы дети с желанием посещали музыкальную школу.

Развитию творческой активности ребенка в классе ансамбля способствует доступность музыкального материала. Развитию творческой активности учащегосяв ансамбле способствует применение различных приемов звукоподражания: стук по корпусу баяна, нетемперированное глиссандо, имитация звуков леса, например, кукушки, звук повторяющегося «эхо», эпизодическое поддержание ритма при помощи ударных инструментов (коробочек, ложек, смена регистров, октав, позволяют находить необходимые краски. Все это увлекает детей и хорошо воспринимается слушателем.

Многие учащиеся с большей охотой выходят на сцену, когда с ними выступает сам преподаватель. Дети чувствуют рядом крепкое плечо педагога, который в любой момент может подхватить любую партию и успешное выступление будет гарантировано.

Но постоянно использовать прием поддержки учащихся преподавателем на сцене не рекомендуется. Чтобы дети приобретали ответственность, смелость выхода на сцену, самостоятельных детских выступлений должно быть больше, чем выступлений с преподавателем.

Игра в музыкальном коллективе требует большой ритмической точности, отсутствие ее исключает всякую возможность ансамбля. Необходимость подчинения коллективному ритму способствует развитию слуховой активности участников ансамбля.

Также развитию творческой активности в классе ансамбля способствует хорошо подобранный удачный состав ансамбля. Насколько быстро ребята выучивают нотный материал, насколько чисто и точно исполняют свои партии, зависит от музыкальной подготовки, от индивидуальных способностей каждого учащегося и от индивидуальной работы педагога с каждым из участников ансамбля.

3. Роль концертных выступлений в музыкальной школе.

Очень важен положительный психологический климат в самом коллективе, стремление к достижению психологического контакта педагога и ансамбля. Хорошо, когда творческие взаимоотношения в музыкальном коллективе подкреплены доброжелательными, дружескими взаимоотношениями учащихся. Педагог должен постоянно разъяснять недопустимость зависти, зазнайства, нездоровой конкуренции.

Творческой активности уже сложившегося коллектива способствуют удачные концертные выступления на сцене. Это и аплодисменты, врученные грамоты или цветы, теплые слова преподавателей, родителей и друзей. Все это придает уверенность в себе и заинтересованность в новых концертных выступлениях. Детям необходим исполнительский опыт. Концерт является итогом учебной деятельности и своеобразной формой отчетности в коллективе. Присутствие публики повышает ответственность воспитанников за исполнение. Если выступление было успешным, у учащихся появляется желание работать настойчивее, совершенствовать техническое мастерство, активно выступать с концертами. Педагогу концерт позволяет быстрее, чем работа в классе, выявить не только технические, но и организационные, воспитательные недоработки.

Важным условием для творческой активности учащегося считаю качество музыкальных инструментов. Учитывая слабое оснащение школ инструментами, выбирать инструмент следует единый по тембру, если есть возможность, то одной фирмы, что бы они дополняли звучание друг друга.

Заключение

В данной методический разработке, была достигнута заданная цель. Были разработаны приемы и методы работы, способствующие развитию творческой активности учащихся в музыкальной школе.

Были решены задачи: привлечь как можно больше детей к занятию музыкой и совместному музицированию.

Список литературы.

1. Дудина А. В. Ансамбль в музыкальной школе. Москва, 2010 г.

2. Дудина А. В. Ансамблевое музицирование в классе баяна (аккордеона) детской музыкальной школы. Москва, 2006 г.

3. Рапецкая Л. В. Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними данными. С-Петербург, 2000г

4. Ушенин В. В. Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов). Воронеж, 2001 г.

5. Фридман Л. М. Пушкина Т. А. Каплунович И. Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. Москва, 1988 г.

Источник

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств Сарапульского района»

Методическое сообщение

«Развитие творческой личности обучающихся в ДШИ»

Разработчик: Красова А. В.,

методист

МБУ ДО «ДШИ Сарапульского района»

с. Сигаево

2020 г.

Широким и многообразным представлен круг возможностей, направлений, способов, приемов и методических решений современному преподавателю для развития творческой личности учащегося в ДМШ, ДШИ. Имея опыт работы, свой индивидуальный почерк педагогического мастерства, владея новыми испытанными технологиями, педагог может и должен все это учитывать и использовать на своих уроках, в мероприятиях по внеклассной работе, применять в общении с родителями.

Для успешного решения главной задачи, стоящей сегодня перед педагогами музыкальных школ, по воспитанию всесторонне развитой личности, нужно развивать в детях творческий потенциал, активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать культурно-художественный вкус к национально-музыкальному творчеству, развивать образное мышление, восприимчивость к музыке, расширять общий кругозор знаний, понимать музыку и развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь к народному музыкальному творчеству. Педагогам нужно активно внедрять в практику инновационные методы обучения в разных областях музыкальной педагогики: в обучении исполнения на инструменте, изучении оркестрового инструмента, ансамблевом исполнительстве, изучении музыкальной грамоты, музыкальной литературы, изучении инструмента «по выбору» и т.д.

В тесной связи с музыкальным воспитанием находится школьный репертуар, в работе над которым, как известно, и решаются разнообразные творчески развивающие и воспитательные задачи. Произведения, звучащие на уроках в музыкальной школе должны быть не только высокохудожественными и доступными детскому восприятию, как по содержанию, так и по форме, но и усложняться от урока к уроку, от четверти к четверти, от класса к классу. Кроме того, они должны отражать широкий круг явлений и событий нашей жизни, а также иллюстрировать основные положения, раскрываемые педагогом на уроке.

В связи с проблемой репертуара возникает вопрос о соотношении произведений народного творчества, классики (русской и зарубежной) и современной музыки в процессе обучения, а также о роли каждого из этих разделов в работе с различными возрастными группами. Я глубоко убеждена не только в том, что знакомство с лучшими образцами народной, классической и современной музыки не просто должно иметь место во всех классах, но также и в том, что соотношение этих разделов должно меняться в зависимости от возраста учеников и их жизненного и музыкального опыта. Учитывая, что народная музыка является основой и классики, и современной, прогрессивной музыки, что каждая новая эпоха в музыкальном искусстве знаменуется усложнением как содержания, так и формы (включая и усложнение музыкального языка), считаю целесообразным и логичным увеличение объема народного творчества и классического наследия в младших классах, уравнивание всех разделов в средних классах и преобладание современной музыки в старших классах.

Успешное решение задач, направленных на формирование музыкальной культуры школьников тесно связано с переходом детей на обучение с 6-летнего возраста. По мнению большинства педагогов-практиков именно этот возраст является наиболее оптимальным для развития способностей и становления характера.

Обязательным является учет того жизненного и музыкального опыта, которым владеет шестилетний ребенок к моменту своего прихода в школу. Нельзя забывать, что ребенок в течении шести лет усваивал определенные умения и навыки, приобретал музыкально-слуховой опыт и доступные ему знания, приобщался к различным видам музыкальной деятельности, т.е. проявлял свои музыкально-сенсорные способности и избирательное отношение к музыке. Все это обязательно следует учитывать преподавателям музыкальной школы, тщательно изучать возможности шестилетних детей, уровни их музыкального развития, а следовательно, и целенаправленного отбора содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Проблемой общенародной значимости стал сегодня вопрос о том, что поют наши дети. Об этом должны, в первую очередь, задуматься те, кто сейчас работает с детьми и подростками. Что звучит вокруг, какой слуховой опыт приобретают дети – во многих случаях именно это оказывается решающим в формировании их вкуса, их эстетических взглядов. Эта проблема волнует не только музыкальных педагогов, непосредственно работающих с детьми, но и композиторов. У нас есть прекрасная детская музыка, разнообразная по музыкальному языку, охватывающая практически все жанры – от простых «малышовых» песенок до детских опер, она должна также активно «работать на воспитание», доходить до тех, кому предназначена.

Вполне резонно заметил на страницах «Литературной газеты» Ю. Андреев: «Ситуация, при которой определенная часть молодежи способна под музыку лишь «балдеть» и вместе с тем не знает ни одной своей отечественной песни, – это весьма тревожная ситуация, о которой надо говорить в полный голос и которая требует конструктивного подхода». Поэтому необходимо прививать и вырабатывать в детях с самых ранних лет любовь к прекрасному, уважение к серьезному искусству, хороший вкус, позволяющий безошибочно отличать настоящее от подделки, вечное от сиюминутного, развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Использовать в этих целях лучшие возможности таких учебных предметов как литература, музыкально-изобразительное искусство, эстетика, музыкальная литература, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

По основным компонентам музыкальной культуры учащиеся должны усвоить знания не только о композиторах, жанрах, инструментах, но и об особенностях музыкального искусства, его интонационной природе, принципах построения и развития музыкальных произведений, то же относится и к формированию музыкально-сенсорных способностей, вкусов, потребностей и интересов учащихся. Решение этих задач ни в коем случае не предполагает их отрыв друг от друга, а напротив, предусматривает их теснейшую взаимосвязь. Педагог, занимающийся подготовкой, развитием, воспитанием учащихся должен обладать достаточной эрудицией не только в области музыкального и изобразительного искусства, но и в области литературы, истории. Вероятно, что нельзя требовать от преподавателя по специальности глубоких профессиональных знаний в каждой из названных сфер. Думается, что задача, стоящая перед педагогом, будет выполнена, если он сумеет привить учащимся интерес к искусству, стремление глубже познавать его, научит улавливать глубинные связи между разными видами искусств, разовьет музыкальное восприятие, самооценку учащегося музыкальным явлениям, полноценный музыкальный вкус потребностей и интересов.

При обучении урок является основной формой обучения. Не разрушая целостной канвы урока, его логической последовательности нужно уметь в максимально верных пропорциях распределять те 45 минут урока, которые отведены преподавателю. А урок искусства – особый урок и успешность его проведения зависит от эмоционального, душевного настроя преподавателя и ученика, импровизационной способности преподавателя. Насколько разнообразна палитра, степень талантливости преподавателя и учеников, настолько же не одинаковы процессы организации урока, содержания, методики проведения, работы и поведения учащихся на уроках.

Мой опыт работы убеждает в том, что учащиеся чрезвычайно заинтересованно воспринимают те методы педагогического воздействия, которые предполагают проявление их собственной активности и инициативы. Практически всегда находит благотворный отклик в семьях учеников заинтересованное отношение преподавателя к своему инструменту, к такой еще одной «составляющей» в творческом развитии, как внеклассная работа. А как важен сам процесс подготовки таких мероприятий, как он сближает, объединяет, развивает, какую внутрисемейную гармонию приходится наблюдать. С позиций своего опыта могу с уверенностью сказать, что музыкальное развитие, развитие творческой личности детей и подростков процесс не ограниченный ни какими рамками уроков, концертов, вечеров, конкурсов и т.д. Участвуя в этом процессе, педагоги не получают сиюминутного результата, также не закладывается гонорар в тарификацию преподавателя… Но проходят годы и они получают свой аванс, когда приходят в класс взрослые, красивые, интеллигентные люди (это бывшие ученики) уже со своими детьми и семьями, со словами благодарности, с воспоминаниями. В общении понимаешь, что можно гордиться ими, и с уверенностью можно сказать, что самая главная задача, поставленная перед педагогами, воплощается в жизнь.

Использованная литература

1. Вендрова Т. Уроки музыки – уроки жизни.

2. Пешкова Л. Урок мировой художественной культуры.

3. Хотунцов Н. Новая форма музыкального воспитания школьников. Издательство «Музыка» сб. Музыка – детям. Вып.5 2005г.

Источник