Музыкальная культура ребенка как показатель общего развития

     Ладовое
чувство. Лад – основа музыки. Существует
два лада – мажорный и минорный. Построение:
мажор – тон – тон – полутон – тон – тон
– полутон;               
минор – тон – полутон – тон – тон – полутон
– тон – тон.

     Развивается
тогда, когда идет: формирование представлений
о ладовой интонации как носителе образной
характеристики; формирование представлений
о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых
и неустойчивых ступенях, ручных знаках
– символах ладовых ступеней, нотной записи;
формирование представлений о ладе и его
разновидностях (лад – порядок; в музыке
– это система взаимосвязи музыкальных
звуков; у народов разных континентов
сложились свои лады, например, у европейских
– мажоро-минорная система).

     Роль 
лада в создании общей эмоциональной
окраски музыки, противопоставления мажора
и минора как средства отражения света
и тени, радости и горя. Значение лада –
это как средство воплощения музыкального
образа, связь лада с другими элементами
музыкального языка [20, с.106].

     На 
занятиях детям предлагается музыкально-дидактический
материал, на котором они могут играть
и петь. На его основе школьники последовательно
знакомятся со ступенями мажора, минора
и их характерными интонациями. На музыкальном
материале учащиеся знакомятся с конкретным
элементом лада. Первые представления
о той или иной интонации мажора, минора
дети приобретают в процессе восприятия,
пения и слухового анализа мелодии песни.
Как только они смогут ее узнать в нотной
записи по ручным знакам ладовых ступеней,
рекомендуется предложить им сыграть
мелодию песни на звуковысотных инструментах
[20, с.107].

     Сущность 
ладового развития заключается в том,
чтобы дети на собственной практике убедились
и почувствовали, что любая мелодия состоит
из совокупности ладовых интонаций.

     Развитие 
чувства ритма. Музыкально-ритмическое 
чувство – способность ориентации
в длительности звуков в их временной
последовательности. Оно происходит следующим
образом: восприятия и воспроизведения
равномерной пульсации метрических долей
в музыке;   различения сильных и
слабых долей в музыке при слушании и исполнении
маршевых и танцевальных пьес;  восприятия
соотношения различных длительностей
на примере несложных, хорошо знакомых
детских песен;   осознания выразительной
и изобразительной сущности ритма, развития
внутреннего ритмического слуха;  формирования
понятия о ритме как об одном из средств
музыкальной выразительности;   определения
выразительной сущности ритма на материале
знакомых произведений;   осознания
значения ритма для создания музыкального
образа и связи ритма с другими элементами
музыкального языка [21, с.59].

     Музыкально-ритмическая 
деятельность учащихся на занятии направлена
на закрепление приобретенных ранее навыков
выразительного движения и освоения более
сложных, на формирование умения творчески
использовать знакомые движения в плясках.
Опыт, приобретенный ребятами при выполнении
маршевых и танцевальных движений, способствует
формированию представлений о пульсации
сильных и слабых долей в музыке, соотношении
двух ритмических единиц, а также освоению
нотной записи.  

     2.3
Музыка как средство развития ребенка 

     Музыка 
обладает возможностями воздействия 
не только на взрослых, но и на детей самого
раннего возраста.

     Более
того, и это доказано, даже внутриутробный
период чрезвычайно важен для 
последующего развития человека: музыка,
которую слушает будущая мать,
оказывает положительное влияние 
на самочувствие развивающегося ребенка
(может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Только
развивая эмоции, интересы, вкусы детей
можно приобщить их к музыкальной культуре,
заложить ее основы. Дошкольный возраст
важен для последующего овладения человеком
музыкальной культуры. Если в процессе
музыкальной деятельности детей будет
развито их музыкально-эстетическое сознание,
это не пройдет бесследно для последующего
развития человека, его общего духовного
становления [22, с.112].

     Музыка 
развивает ребенка и умственно.
Помимо разнообразных сведений о музыке,
имеющих познавательное значение, беседа
о ней включает характеристику эмоционально-образного
содержания. Словарь детей обогащается
образными словами и выражениями, характеризующими
настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыкальная деятельность предполагает
умственные операции: сравнение, анализ,
сопоставление, запоминание, и таким образом
способствует не только музыкальному,
но и общему развитию ребенка [23, с.67].

     Очень
важно создавать условия для 
формирования основ музыкальной культуры
детей дошкольного возраста. В дошкольной
педагогике музыка рассматривается как
ничем не заменимое средство развития
у детей эмоциональной отзывчивости на
все доброе и прекрасное, с которым они
встречаются в жизни.

     В
самом раннем возрасте малыш выделяет
музыку из окружающих его звуков, шумов.
Он сосредоточивает свое внимание на услышанной
мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается,
реагирует улыбкой, гулением, отдельными
движениями, проявляет «комплекс оживления».
Дети постарше обладают уже возросшими
психическими способностями. Они осмысливают
некоторые связи между явлениями, способны
сделать простейшие обобщения — определить,
например, характер музыки, назвать, по
каким признакам сыгранная пьеса веселая,
радостная, спокойная или грустная. Им
понятны и требования: как надо спеть различную
по характеру песню, как двигаться в спокойном
хороводе или в подвижной пляске. Складываются
также и музыкальные интересы: оказывается
предпочтение тому или другому виду деятельности,
жанру музыки [24, с.95].

Читайте также:  Центр развития ребенка сад что это значит

     К
шести-семи годам наблюдаются первоначальные
проявления художественного вкуса 
— способность дать оценку произведениям 
и их исполнению. Певческие голоса
в этом возрасте приобретают звонкость,
напевность, подвижность. Выравнивается 
диапазон, вокальная интонация становится
более устойчивой. Если четырехлетние
дети еще нуждаются в постоянной поддержке
взрослого, то при систематическом обучении
большинство шестилетних детей поет без
инструментального сопровождения.

     Действия 
детей на музыкальных занятиях направлены
на выполнение учебных и творческих заданий.
Они усваивают исполнительские навыки
и импровизируют собственные незатейливые
мелодии, а при исполнении различных танцев
стремятся по-своему передать различные
танцевальные движения, музыкально-игровые
образы [25, с.54].

     Разностороннее 
развитие личности ребенка обеспечивается
благодаря тесной взаимосвязи эстетического 
воспитания с нравственным, умственным,
физическим. Осуществлению идейно-нравственного 
воздействия помогают правильно 
разработанная программа и подобранные
в соответствии с возрастными возможностями
детей произведения. Но самое главное
— это «школа чувств», которые формируются
благодаря особому свойству музыки —
вызывать сопереживание слушателей.

     На 
музыкальных занятиях активизируется
также познавательная и умственная деятельность.
Дети о многом узнают, внимательно слушая
произведение. Однако воспринимают они
лишь самые общие его черты, самые яркие
образы. При этом эмоциональная отзывчивость
не утрачивает своего значения, если перед
ребенком будут поставлены задачи вслушаться,
различить, сравнить, выделить выразительные
средства. Эти умственные действия обогащают
и расширяют сферу чувств и переживаний
ребенка, придают им осмысленность [25,
с.56].

     Гармоничность
музыкально-эстетического воспитания
достигается лишь в том случае, когда используются
все виды музыкальной деятельности, доступные
дошкольному возрасту, все творческие
возможности растущего человека. Вместе
с тем, усложняя педагогические задачи,
нельзя злоупотреблять особой детской
восприимчивостью. Само музыкальное искусство,
его особенности выдвигают перед педагогом
необходимость решения ряда специфических
задач [26, с.101]:

     1.
Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Только развитие эмоциональной отзывчивости
и восприимчивости дает возможность широко
использовать воспитательное воздействие
музыки.

     2.
Обогащать впечатления детей, знакомя
их в определенно организованной системе
с разнообразными музыкальными произведениями
и используемыми средствами выразительности.

     3.
Приобщать детей к разнообразным видам
музыкальной деятельности, формируя восприятие
музыки и простейшие исполнительские
навыки в области пения, ритмики, игры
на детских инструментах. Знакомить с
начальными элементами музыкальной грамоты.
Все это позволит им действовать осознанно,
непринужденно, выразительно.

     4.
Развивать общую музыкальность 
детей (сенсорные способности, 
ладовысотный слух, чувство ритма),
формировать певческий голос 
и выразительность движений. Если 
в этом возрасте ребенка обучают 
и приобщают к активной практической
деятельности, то происходит становление
и развитие всех его способностей.

     5.
Содействовать первоначальному 
развитию музыкального вкуса. 
На основе полученных впечатлений 
и представлений о музыке проявляется 
сначала избирательное, а затем 
оценочное отношение к исполняемым произведениям.

     6.
Развивать творческое отношение 
к музыке прежде всего в 
такой доступной для детей 
деятельности, как передача образов 
в музыкальных играх и хороводах, 
применение новых сочетаний знакомых 
танцевальных движений, импровизация
попевок. Это помогает выявлению самостоятельности,
инициативы, стремления использовать
в повседневной жизни выученный репертуар,
музицировать на инструментах, петь, танцевать.
Конечно, такие проявления более характерны
для детей среднего и старшего дошкольного
возраста.

     Музыка 
— искусство, воздействующее на ребенка 
уже в первые месяцы его жизни.
Непосредственное влияние ее на эмоциональную 
сферу способствует возникновению 
первоначальных ответных действий, в 
которых можно видеть предпосылки 
к формированию в дальнейшем основных
музыкальных способностей.

     Чтобы
развитие детей в этом направлении 
совершалось успешно, необходимо организовать
работу по музыкальному воспитанию с 
учетом особенностей музыки и возрастных
возможностей детей [26, с.102].

     Все
музыкальные способности объединяются
единым понятием – музыкальность. «Музыкальность
– это комплекс способностей, развиваемых
на основе врождённых задатков в музыкальной
деятельности, необходимых для успешного
её осуществления» [27, с.30].

     Ядром
музыкальности являются три основные
способности, которые необходимы для успешного
осуществления всех видов музыкальной
деятельности: эмоциональная отзывчивость,
музыкальный слух, чувство ритма.

     Эмоциональная
отзывчивость на музыку – это центр 
музыкальности ребенка, основа его
музыкальной деятельности, необходимая
для прочувствования и осмысления музыкального
содержания и его выражения в исполнительской
и творческой деятельности.

     Музыкальный
слух необходим для чистого интонирования 
при пении, чувство ритма – 
для движения, танцев и игре на музыкальных
инструментах.

     Современными 
исследователями доказано, что формировать 
основы музыкальной культуры, развивать 
музыкальные способности нужно 
начинать как можно раньше. Бедность
музыкальных впечатлений детства,
их отсутствие вряд ли можно будет восполнить
позднее, будучи взрослым. Для формирования
основ культуры необходима соответствующая
окружающая среда, которая даст ему возможность
познакомиться с разнообразной музыкой,
научиться воспринимать и переживать
её [27, с.31].

     Музыкально-образовательная
деятельность не существует изолированно
от других видов. Знания, сведения о музыке
даются детям не сами по себе, а в процессе
восприятия музыки, исполнительство, творчество,
по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной
деятельности требует определенных знаний.
Для развития исполнительства, творчества
нужны специальные знания о способах,
приемах исполнительства, средствах выразительности.
Обучаясь пению, ребята приобретают знания,
необходимые для овладения певческими
навыками. В музыкально-ритмической деятельности
дошкольники осваивают различные движения
и способы их исполнения, что также требует
специальных знаний: о слитности характера
музыки и движений, о выразительности
игрового образа и его зависимости от
характера музыки, от средств музыкальной
выразительности (темпа, динамики, акцентов,
регистра, пауз). Дети узнают названия
танцевальных шагов, усваивают названия
танцев, хороводов. Обучаясь на игре на
музыкальных инструментах, дети так же
получают определенные знания о тембрах,
способах, приемах игры на разных инструментах
[27, с.32].

Читайте также:  Онлайн игры на развитие логического мышления ребенку 7 лет

     Таким
образом, необходимо помнить, что музыкальное 
развитие положительно влияет на общее 
развитие детей. У ребёнка совершенствуется
мышление, обогащается эмоциональная 
сфера, а умение переживать и чувствовать
музыку помогает воспитать любовь к прекрасному
в целом, чуткость в жизни. Развиваются
и мыслительные операции, язык, память.
Поэтому развивая ребёнка музыкально,
мы способствуем становлению гармонично
развитой личности, что очень важно. Музыкальная
деятельность дошкольников – это различные
способы, средства познания детьми музыкального
искусства (а через него и окружающей жизни,
и самого себя), с помощью которого осуществляется
и общее развитие. 
 
 

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является развитие музыкальной культуры ребенка. Музыкальная культура личности является важнейшим условием ее гармоничного развития. В музыке как части жизни содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества (эпохи, этносы, традиции, идеалы и др.). Восприятие музыки в разнообразных формах и видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации). В этой связи правомерно будет говорить о творческом, художественном, музыкальном освоении мира.

Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки должно начинаться уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости, именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человечества. В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание у детей чувства прекрасного. Успешность формирования основ культуры, музыкального вкуса зависит от музыкальных предпочтений педагогов и родителей. Поэтому очень важно, какую музыку слышит ребенок с самого рождения. Нужно руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века.

Программной установкой новой системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении является введение дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, расширение возможности знакомства детей с лучшими образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры детей. .

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Если исходить из того, что культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура – это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой – показатель уровня этой общей культуры. Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты – все это вместе и будет их музыкальной культурой.

Понятие «музыкальная культура» довольно емкое, оно включает:

1. нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

2. знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);

3. музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

Формирование музыкальной культуры дошкольников направлено на активизацию и развитие духовных сил ребенка при постижении им богатейшего опыта музыкального искусства. Процесс формирования музыкальной культуры дошкольников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей. От сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет.

Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, анализировать ее. Именно поэтому этому виду деятельности нужно уделять особое внимание.

Каждое музыкальное занятие в ДОУ начинается с построения в музыкальном зале. Здесь очень важно, какая музыка зазвучит в самые первые минуты занятия. Чаще всего – это марш. Марш бодрит, организует, мобилизует и дисциплинирует ребенка. Можно использовать марши зарубежных, русских и советских композиторов – классиков как в аудио записи так и в исполнении музыкального руководителя. С удовольствием дети заходят в музыкальный зал под марши И. Дунаевского, П. Чайковского, любят марши И. Штрауса, Ф. Шуберта, Д. Верди.

Читайте также:  Упражнения по логическому развитию ребенка 7 лет

Очень важно, чтобы дети приобретали навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности: в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующие осознанному выразительному исполнению песен, плясок, игр.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, – игру на музыкальных инструментах. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности, творческое начало.

Большое количество музыкальных произведений, предлагаемых для слушания, можно использовать для игры в оркестре, в пении. Например, знакомство с пьесой «Мелодия» А. Рубинштейна можно осуществить через игру на музыкальных инструментах. Обсуждая с детьми характер произведения, дети вместе с музыкальным руководителем подбирают музыкальные инструменты, которые могут украсить данную мелодию, наблюдают за ее «поведением», затем музицируют.

Следует сказать, что не только на образцах великих классиков формируется музыкальный вкус. Очень важно включать в работу народные песни, попевки, прибаутки, на примере которых ребенок впитывает национальный колорит, ощущает свои корни, что придает его дальнейшей жизни устойчивость, надежность и защищенность.

Подбирая песенный репертуар, необходимо обращать внимание на тексты песен. Вокальная, в том числе хоровая музыка представляет синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением хороших стихов в пении – богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов. Все это – объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры ума, развития эстетического вкуса.

Творческое обучение посредством музыки кажется нам сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыки как таковой. Главной целью музыкальных занятий должно стать стремление педагога раскрепостить глубинные слои внутреннего «Я», создать условия для высвобождения первичной креативности посредством музыки и движения.

Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Такое обучение может способствовать не только развитию музыкальных навыков, но и формированию здоровой психики ребенка, его эмоциональному развитию, социализации, способности к сопереживанию.

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир. Во времена быстрых перемен, подобных нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем занятия музыкой, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как важная часть общего воспитания, которая не просто дает сумму навыков и знаний о музыке, но и готовит жить и действовать в этом мире.

Список использованной литературы:

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.,2007
  2. Дубровская Е. Ступени музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений М., 2013.
  3. Корепанова М. Теория и практика становления и развития образа «Я» дошкольника: Монография.-Волоград, 2011.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб.для учащихся пед.уч-щ по спец. 03.08 «Дошк.воспитание» / Н.А.Ветлугина, Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; Под ред. Н.А.Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей дет.сада / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; Под ред. О.П.Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 2014.

Источник