Музыкальная игровая деятельность эффективна в развитии у ребенка
Елена Коршунова
Игровая деятельность на музыкальных занятиях
Музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к дидактическим.
Яркая и художественная форма, которая выражается в музыкальной теме, игровая ситуация, необходимость следовать определённым правилам вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный отклик, что способствует активному восприятию музыки, быстрому запоминанию и воспроизведению игры.
Привлекательность этой формы детской деятельности, интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют успешному развитию у них музыкальных и творческих способностей.
Особенности и формы организации музыкально – игровой деятельности.
Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие. Основной принцип музыкально-игровой деятельности: тесная связь с музыкой. Движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям.
Значение игровой деятельности:1)Обеспечивает развитие двигательных, умственных, речевых навыков
2)Способствует всестороннему развитию ребенка
3)Расширяет сферу его интересов, возникает потребность в занятиях; происходит становление мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе
4)Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции действий 5)Ведет к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности; укрепление саморегуляции поступков.
Музыкально – игровая деятельность в повседневной жизни детского сада очень разнообразна, так как ее истоки – сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей-либо творческой инициативе и требует особое,очень тонкое руководство педагога: предварительное планирование и создание условий, стимулирующих самостоятельную деятельность. Также ребёнок, в процессе музыкально – игровой деятельности, учится применять накопленный музыкальный опыт в своей жизненной практике, сформированные музыкальные умения и навыки – в новых условиях, в самостоятельной музыкально-игровой деятельности по своим интересам и желаниям. Музыкально – игровая деятельность ребенка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком – либо умении – например, в игре на детских музыкальных инструментах. В творческой деятельности дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывают новые танцевальные движения, варианты игры или театрально – игровую сценку, т. е. они ищут свои варианты и способы действия.
Для творческой деятельности характерны такие организационные формы,как: а) сюжетно – ролевые игры; б) игра – импровизирование на детских музыкальных инструментах; в) песенные и танцевальные импровизации; г) театрализованные представления импровизационного характера; Однако, в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы,как: а) игра с пением; б) музыкально – дидактические игры, дополненные собственными вариантами; в) сюжетно – ролевые игры (музыкальные игры – сказки, истории, концерт и прочее); г) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль – игра); д)импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;
е) импровизированные ансамбли и оркестры. Благодаря музыкально – игровой деятельности, ребенок начинает понимать музыку, начинает проявлять способности к музыке, понимает смысл и начинает сам воспроизводить услышанную мелодию, так как он ее понял. В дошкольном возрасте все дети музыку понимают по разному, и в этом вся суть музыки и игровой деятельности.
Классификация музыкальных игр:
Сюжетные – определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности её характера, используя характерные имитационные движения для персонажей.Примеры сюжетных игр: «Зайцы и лиса», «Кот т мыши», музыка Т. Ломовой, «Поездка», музыка В. Герчик, «Пастух и козлята», русская народная песня в обработке В. Трутовского.
Несюжетные – наиболее привлекательный тип игры для детей за счёт элемента соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной последовательности движений, затем проводятся соревнования в ловкости, быстроте, которые уже предполагают свободную непринуждённую игру. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки, смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли, особенности ритмического рисунка.Примеры несюжетных игр: «Будь ловким!2, музыка Н. Ладухина, «Игра с бубном», музыка М. Красева, «Игра с цветными флажками», музыка Ю. Чичкова, «Кто скорее?», музыка М. Шварца.
Инсценировки под инструментальную музыку – построены на основе конкретного сюжета. Сначала педагог знакомит детей с сюжетом, они прослушивают музыкальные характеристики всех персонажей, а затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения, используя пластику, характерные движения персонажей, передавая их действия и развитие сюжета. Педагог ограничивается небольшими репликами или текстовыми связками.Примеры: «Козлята и волк», музыка Т. Ломовой, «Зимняя сказка», музыка Е. Туманян.
Игры с пением
Хороводы – построены на основе игровых песен, в которых игровые действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах используются плясовые и имитационные движения для передачи игровых образов.Примеры: «Каравай», «В сыром бору тропина», «Со вьюном я хожу», русские народные песни; «Кот Васька», музыка Г. Лобачёва, слова Н. Френкель.
Инсценирование песен. Используются песни с развёрнутым сюжетом, наличием нескольких образов. Действия детей определяются содержанием песни и конкретным характером персонажа. Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребёнку в передаче образа, выборе нужных выразительных движений. Для инсценирования песен могут использоваться как народные, так и авторские песни («Теремок», «Пошла млада за водой», «Где был Иванушка?», русские народные песни; «Тень-тень», музыка В. Калинникова, слова народные)
Народные игры с пением – игры, которые передаются из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни и сгодами не изменяются («Бояре», «Гори-гори ясно», «Колпачок», «Арина»). Чаще всего их используют на фольклорных праздниках и на прогулках.
Музыкально-дидактические игры
Игры на развитие сенсорных способностей. Одна часть таких игр используется на фронтальных занятиях с детьми, другая предполагает индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами детей. Музыкально-дидактические игры – спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого произвольного внимания, способствуют различению свойств музыкальных звуков (высота, длительность, динамика, тембр, упражняют в узнавании музыкальных инструментов, знакомых мелодий, песен («Музыкальное лото», «Сколько нас поёт?», «Тихие и громкие звоночки», «Узнай по голосу»).
Ритмические игры со словом
Эти игры способствуют развитию такой важной способности, как чувство ритма. Благодаря своему эмоционально-образному содержанию они упражняют детей в основных и танцевальных движениях, помогают им лучше ориентироваться в пространстве («Трух-тух, трух-тух-тух, ходит по двору петух», «Барашеньки-крутороженьки», «Как на горке снег», «Мыши водят хоровод»). Включаются в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, а также могут использоваться в качестве пятиминуток между занятиями и на прогулках.
Игры- спектакли
Это не постановочные спектакли, а спектакли игровые, театрализованные, построенные на основе импровизационных действий участников, где ведущую роль играет педагог. Данный вид игр относится к интегративному – в нём используется музыка, театр, пластика, литература. Игры-спектакли успешно решают образовательные и воспитательные задачи. Дошкольники учатся передавать чувства, переживания с помощью различных выразительных средств. Главное здесь – переживания детей; игровые действия должны соответствовать музыкальным характеристикам образов. От предварительной работы педагогов зависит успешность разыгрывания сюжета – она предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки, разбор характеристики к каждому персонажу, выбор средств выразительности для передачи образов. Такого рода игры опираются на все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.
Музыкально-драматические спектакли синтетического характера могут включать в себя в качестве полноправных элементов художественное слово, пение, танец, пантомиму. Сюжеты к таким играм не должны быть сложными («Муха-цокотуха», «Заюшкина избушка»).
Ритмопластические спектакли. Основным действием в этих спектаклях являются танцевально-игровые импровизации детей. Использование ритмопластического спектакля возможно при условии систематической последовательной работы над развитием импровизационных способностей детей с помощью специальных этюдов и творческих заданий. Для ритмопластических спектаклей желательно использовать высокохудожественную музыку, лучше всего классическую.
Спектакль на основе певческих импровизаций. Наиболее сложный тип игр, требующий от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты к этим играм выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах пропевают, используя простейшие танцевальные движения, основные движения, основные движения для передвижения («Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса»).
Игры-спектакли на обрядовой основе. Этим играм присущи интегративность – в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к обряду (украшение берёзки лентами, плетение венков, изготовление оберегов и т. д.). Фольклорные праздники, которые проводятся в детском саду, должны выстраиваться по законам игры- спектакля.
В заключении. Использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых – развитие основных и танцевальных движений, отработка их ритмичности пластичности. На этих элементах впоследствии будут построены игры, танцы, хороводы, инсценировки. Музыкально-ритмические упражнения по характеру подвижные, а по содержанию и задачам – дидактические. Они формируют у детей музыкально-ритмические навыки. Ребёнок должен выделять средства музыкальной выразительности, динамические, темповые особенности музыки, регистры, метрическую пульсацию, ритмический рисунок, отмечать форму (части, фразы, предложения, жанр музыкальных произведений, т. е. осознанно воспринимать музыкальный язык и отражать его в движении.
Музыкально-ритмические упражнения способствуют освоению детьми двигательных навыков. Для этого используются основные движения (ходьба, бег, поскоки, прыжки, доступные элементы народного и современного танца, классического танца.
Использованная литература:
1)Музыкальный руководитель №1/2014 –С. И. Мерзлякова «Музыкальная игра как одно из действенных средств музыкального развития ребёнка»
Источник
1. Каково значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Роль музыкально-дидактических игр в становлении ребёнка велика. Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками позволяет в простой доступной для детей игровой форме дать преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целую гамму чувств и настроений, передаваемых музыкой. Именно благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные, а также и общие музыкальные способности – чувство ритма и ладовый слух. Известно, что эти способности играют важную роль в музыкальном воспитании дошкольников.
Музыкально-дидактические игры позволяют заинтересовать ребёнка, пробудить в нём интерес к музыке. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно активизируют умственную деятельность дошкольников, развивают их самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает уже творческий характер. Это даёт детям возможность для самовыражения и творчества, что тоже важно для становления личности ребёнка.
Помимо развития музыкальных способностей, музыкально-дидактические игры помогают в формировании познавательной деятельности ребёнка. Ребёнок накапливает чувственный опыт, происходит его умственное развитие. Также с помощью этого вида игр развиваются сенсорные способности, которые неразрывно связаны с логическим мышлением и умением выражать свои мысли. Ребёнок учится выявлять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Кроме этого, занимательные музыкально-дидактические игры возбуждают у детей интерес к решению задач, так как успешный результат, преодоление трудностей приносят детям удовлетворение. Само увлечение дидактической игрой повышает способность ребёнка к произвольному вниманию, развивает наблюдательность, память.
Музыкально-игровая деятельность влияет на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высота, темп, динамика, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма; на формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения; укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата; развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной; развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);развитие быстроты двигательной реакции; обучение речевым, певческим, двигательным навыкам; развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей; формирование умственных умений и действий; воспитание общей музыкальности, речевой, двигательной культуры; эстетическое отношение к окружающему; развитие чувств, эмоций высшего порядка; познавательную активность;- устойчивый интерес к действованию; саморегуляцию и самоконтроль ;внимание, память, мышление; ориентировку в пространстве.
Достижение поставленной цели в музыкально-дидактической игре также связано и с нравственным воспитанием. Развиваются волевые качества ребёнка, выполнение правил требует самообладания и выдержки, дисциплинированности.
2.
Подходы к классификации музыкально- дидактических игр | Классификации музыкально- дидактических игр ,и их возможности в развитии музыкальных способностей и формировании навыков музыкальной деятельности ребенка дошкольного возраста. |
Н. А. Ветлугина | Н.А. Ветлугина рассматривает названные игры в качестве универсального средства развития музыкально-сенсорных способностей. Содержание, правила и действия в процессе игр Н. А. Ветлугина подчиняет задачам систематического и планомерного развития звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха детей дошкольного возраста. Ею определены типы музыкально-дидактических игр в соответствии с дидактическими задачами и развертыванием действий: наглядно-предметные (настольные) игры; подвижные с элементами музыкально-пластической импровизации; танцевально-хороводные. При этом выделены следующие компоненты музыкально-дидактической игры: дидактическая задача, игровое правило, игровое действие, игровое содержание, которые помогают педагогу акцентировать внимание детей на игровом сюжете, игровом действии, а не на дидактической задаче. Это способствует созданию у дошкольников ярких впечатлений, ощущения радости от игры. Усилить занимательность музыкально-дидактической игры можно, по мнению Н. А. Ветлугиной, включением в реализацию игрового действия эмоционально насыщенного сюжета, поскольку «фабульный элемент, соотнесенный с эмоционально-образным и смысловым содержанисм музыкального произведения, облегчает ребенку процесс постижения музыкального образа и средств его художественного воплощения». Однако сюжетные музыкально-дидактические игры автором не представлены. |
Л. Н. Комиссарова | Л. Н. Комиссарова разработала систему наглядно-предметных музыкально-дидактических игр для старших дошкольников с целью формирования у них представлений о таких средствах музыкальной выразитсльиости как темп, динамика, регистр, тембр. Л. Н. Комиссарова соединяет в играх слуховой, зрительный и моторный компоненты. Моделируется также структура музыкальной речи, что позволяет, по мнению автора, направить внимание детей на те стороны музыкального объекта, которые являются доминирующими в данном музыкальном произведении. Содержательная сторона игр дополняется системой наглядных музыкально-дидактических пособий, представляющих собой предметы (игрушки, кубики, брусочки), наборы карточек с изображениями детских музыкальных инструментов, различных сюжетов, раскрывающих содержание музыкальных произведений, цветные фишки и т. п. Среди них выделяются пособия, которые дают представление о характере и содержании музыки, музыкальных жанрах, музыкальных образах. Освоение детьми программного материала осуществляется через показ, ознакомление с различными наглядными пособиями, которые даются в готовом виде и сопровождаются подробными пояснениями воспитателя. Согласно полученным автором результатам, исполъзование музыкально-дидактических игр с этими пособиями активизирует восприятие музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства . |
Э. П. Костина, | Э. П. Костина, применяла систему музыкально-дидактических игр наглядно-предметного типа в качестве средств обучения для формирования восприятия свойств музыкальных звуков (высоты, ритмических отношений, тембровой окраски, динамических оттенков) и активизации самостоятельной музыкально-игровой деятельности. Автором разработаны интересные музыкально-дидактические игры, каждая из которых направлена на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников. Обучение строится на освоении (непрерывном и последовательном) серии музыкально-дидактических игр. Оно осуществляется в несколько этапов: первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий на занятиях; освоение их в условиях ознакомления с игрой в учебной деятельности; применение знакомых игр вне занятий, но с помощью педагога; самостоятельное применение игр детьми по их выбору и инициативе в самостоятельном музицировании. . Предложенные автором музыкально-дидактические игры способствуют развитию у дошкольников способностей различения соотношений музыкальных звуков, их основных свойств и обеспечивают формирование способов самостоятельных действий детей, Важным является замечание Э. П. Костиной о том, что в процессе музыкально-дидактических игр дети с низким уровнем музыкального развития проявляли большую активность, чем это наблюдалось за ними в других видах музыкальной деятельности. |
А.Н. Зимина | А.Н. Зимина в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры подразделяет на три вида:1. Спокойное музицирование; 2.Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий 3. Игры, построенные по типу хороводных. В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение. Второй вид дидактических игр характеризует динамику действий. В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена |
О.П. Радынова | Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, Радынова О.П. классифицирует музыкальные игры именно по этому основанию – их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально- слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально- сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. |
Г.П Новикова | Новикова Г.П. проводит такую классификацию музыкально- дидактических игр:1. Игры с игрушками;2. Игры с картинками;3. Игры хороводные;4. Игры подвижные. Музыкально- дидактические игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют сенсорному развитию детей. Их содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Игры просты и доступны; они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков. |
Сущность музыкально-игровой деятельности детей заключается в следующем. Музыка воздействует на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, эстетические чувства. Музыкальную деятельность детей составляют музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах ; песенное творчество ; музыкально – игровое и танцевальное творчество; игра на восприятие музыки специально созданной для слушания; восприятие музыки в связи с ее исполнением; музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах.
Источник