Музыкальная игра как средство развития личности ребенка
Музыкальная игра как средство развития детей дошкольного возраста
СЕРЖИ Р. Р.
музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Чечек» с.Кызыл-Мажалык
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятия произведений искусства и музыки.
Однако взгляд на развитие музыкального восприятия далеко не однозначен. Многие зарубежные психологи и педагоги считают, что главная задача воспитателя – создать ребенку условия для развития музыкального восприятия и предоставить ему полную свободу. Ребенок сам разовьется. Отечественная наука и практическая педагогика исходят из положения, что ребенка надо направлять, а предоставить процесс развития музыкального восприятия воле случая неразумно. Установлено, что музыкальное восприятие поддается развитию, но для этого необходима научно-обоснованная планомерная работа.
Таким образом, развитие музыкально-ритмических способностей детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста требует от педагога особого мастерства, творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов музыкальной деятельности, организации развивающей среды.
Моя музыкальная деятельность строится на игровых развивающих занятиях, разработанных в соответствии с ФГОС. Для решения различных воспитательных, обучающих и развивающих задач я использую большое количество игр. Среди них подвижные, стихотворные ( хороводные, Лого ритмические разминки, и т.д.), игры-упражнения по различным видам музыкальной деятельности, игры-драматизации, игры на развитие техники игры на муз. инструментах, интонационная игра-разминка, игры дидактические, ролевые, обучающие, на развитие внимания, памяти, мышления, с конструированием, рисованием, аппликацией.
Музыкально-дидактические игры для развития воспитательных, обучающих и развивающих игр: «Сколько птичек поет?» развивать у детей музыкальный слух, «Угадай на чем играю?» учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов, «Мама и детки» развивать звуковысотный слух, «Веселые петрушки» развивать звуковысотный слух, «На лугу» учить детей реагировать на характер музыкального произведения; передавать музыкальный образ насекомых: шмеля, стрекозы, бабочки; реагировать на окончание музыки, «Прогулка в парке» на развитие чувства ритма, «Найди шарик» учить детей различать динамику звучания «громко-тихо», «Птичий концерт» различать высоту звука.
Классификация музыкальных игр представлена в таблице
Игры под инструментальную музыку | Игры с пением | Музыкально-дидактические игры | Ритмические игры со словом | Игры спектакли |
Сюжетные, несюжетные, инсценировки | Хороводы инсценирование песен, народные игры с пением | На развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти, на развитие ладотонального и гармонического слуха | На развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве | Музыкально-драматические Ритмо-пластические на обрядовой основе, на основе певческих импровизаций |
Рассмотрим каждый вид отдельно.
Игры под инструментальную музыку
Сюжетные игры определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности ее характера, используя характерные имитационные движения для персонажей. Примеры сюжетных игр: «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой, «Поездка», муз. В. Герчик, «Пастух и козлята», русская народная песня в обр. В. Трутовского.
Несюжетные игры- наиболее привлекательный тип игры для детей за счет элемента соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной последовательности движений, затем проводятся соревнования в ловкости, быстроте, которые уже предполагают свободную непринужденную игру. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки, смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли, особенности ритмического рисунка. Примеры несюжетных игр: «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина, «Игра с бубном», муз. М. Карасева, «Игра с цветными флажками», муз. Ю. Чичикова, «Кто скорее?», муз. М. Швардца.
Инсценировки под инструментальную музыку построены на основе конкретного сюжета. Сначала педагог знакомит детей с сюжетом, они прослушивают музыкальные характеристики всех персонажей, а затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения), используя пластику, характерные движения персонажей, передавая их действия и развития сюжета. Педагог ограничивается небольшими репликами или текстовыми связками. Примеры таких игр: «Козлята и волк», муз. Т. Ломовой, «Зимняя сказка», муз. Е. Туманян.
Игры с пением
Хороводы построены на основе игровых песен, в которых игровые действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах используются плясовые и имитационные движения, для передачи игровых образов. «Со вьюном я хожу», «Каравай», «Кот Васька», «А я по лугу», «Земелюшка- черонзем».
Инсценирование песен. Используются песни с развёрнутым сюжетом, наличием нескольких образов. Действия детей определяются содержанием песни и конкретным содержанием, и характером персонажа. Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребёнку в передачи образа, выборе нужных выразительных движений. Для инсценировок могут использоваться как народные, так и авторские песни. «Пошла млада за водой», «Аннушка», «Бояре», «Где был Иванушка?».
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧКЕСКИЕ ИГРЫ
Игры, на развитие сенсорные способности. Одна часть таких игр используется на фронтальных занятиях с детьми, другая предполагает индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами. Такие игры, спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого произвольного внимания, способствует различению свойств музыкального звука (высота, длительность. Динамика, тембр), упражняют в узнавании музыкальных инструментов, знакомых мелодий, песен («Музыкальное лото», «Сколько нас поёт?», «Узнай по голосу», )
игры со словом
Эти игры способствуют такой важной способности, как чувство ритма. Благодаря своему эмоционально образному содержанию, они упражняют детей в основных и танцевальных движениях, помогают им лучше ориентироваться в пространстве («Трух-тух, тух-тух-тух, ходит по двору петух», «Барашеньки-круторожен, «Как на горке снег, снег», «Мыши водят хоровод.
Игры спектакли
Сразу же оговорюсь. Что речь идёт не о постановочных спектаклях, а о спектаклях игровых, театрализованных, построенных на импровизационных действий участников, где ведущую роль играет педагог. Данный вид игр относится к интегрированному -в нём используется музыка, театр, пластика. Литература. Игры-спектакли успешно решают воспитательные и образовательные задачи. Дошкольники учатся передавать чувства, переживания. С помощью различных выразительных средств. Главное здесь- переживания детей. От предварительной работы педагогов зависит успешность разыгрываемого сюжета- она предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки и разбор характеристики к каждому персонажу, набор средств для передачи образов. Такого рода игры опираются на все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство. Творчество, музыкально-творческая деятельность.
Музыкально-драматические спектакли синтетического характера могут включать в себя в качестве полноправных элементов художественное слово, пение, танец, пантомиму.
Спектакль на основе певческих импровизаций. Наиболее сложный тип игр, требующий от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты этих игр выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах припевают, используя простейшие танцевальные движения «Колобок», «Репка», «Теремок»)
Игры-спектакли на обрядовой основе.
Этим играм присушена интерактивность -в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к обряду (плетение венков, изготовление оберегов.)Фольклорные праздники, которые проводятся в детском саду, должны выстраиваться по законам игры-спектакля.
Использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых развитие основных танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. На этих элементах будут в дальнейшем построены игры, танцы, хороводы, инсценировки. Музыкально ритмические упражнение по характеру подвижные, а по содержанию и задачам дидактические. Они формируют у детей музыкально-ритмические навыки. Ребёнок должен выделять средства музыкальной выразительности, динамические, темповые особенности музыки, регистры, ритмическую пульсацию отмечать форму и жанр музыкального произведений, т.е. осознанно воспринимать музыкальный язык и отражать его в движении.
Заключение
Теоретический анализ изучения проблемы исследования и практические результаты работы позволили в заключении сделать следующие выводы:
Выявлены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с позиции развития музыкальных способностей. Определено, что в жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. При определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.
Выделено несколько категорий игр, среди них сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, дидактические, музыкально-дидактические. Именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Сформированы образная, игровая форма музыкально-дидактических игр на традиционных и интегрированных занятиях, что позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.
Развивая музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.
Используя игровую технологию, я выбрала девиз: «Ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой!» Если дети получают удовольствие, есть результаты в развитии музыкальных способностей, то я на правильном пути.
Список литературы:
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное пособие. – СПб.: – Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
- Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М.: Просвещение, 2006.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. Санкт-Петербург, 2005.
- Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду «Мозаика-Синтез» Москва 2006
- Журнал «Музыкальный руководитель» 2014 № 1
Источник
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада №22 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В. А. Сухомлинский.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл». У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточного развития памяти и внимания. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
« Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть»
Сколько радости, положительных эмоций вызывают эти слова. А положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный заряд, наш организм открывается добру и красоте.
Считается, что ребёнок, с раннего возраста погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него игры.
По-разному играет человек от рождения до старости. Но всё же само слово «игра» неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством. Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Вся жизнь детей насыщена игрой.
Детская игра – средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно – значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.Игра является средством развития, средством познания и средством воспитания.
В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:
Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.
Коррекционную функцию – трансформация типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.
Диагностическая функция- игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения, раскрываются скрытые таланты
Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Наличие большого количества функций предполагает объективную необходимость включения игр и элементов игровой деятельности в весь педагогический процесс.
Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:
Коррекционные: развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;
Оздоровительные:укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;развитие быстроты двигательной реакции;
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
Воспитательные:воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;
Развивающие: познавательная активность, устойчивый интерес к действию,самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Психологами давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Но специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в детском саду только дважды в неделю, поэтому ребятам обязательно необходима практика, где они могли бы упражнять усвоенные знания и приобретённые способы действий. В этом малышам могут помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть неотъемлемой частью не только музыкальных занятий и утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и просто свободного времени.
Среди музыкальных игр можно выделить несколько видов в зависимости от их задачи и методов развёртывания действия.
Спокойное музицирование
Это игры, нацеленные на восприятие мелодии, например, «Отгадай характер музыки», «Определи, из какого мультфильма эта песенка», «Отгадай музыкальный инструмент по его звучанию». Сюда же относится природная звуковая тематика: «Солнышко и дождик», «Звуки природы» (шум ветра, моря, пение птиц на фоне мелодии). Такие игры можно адаптировать под каждое время года (весна: капель, журчание ручейков, зима: сильная вьюга, тихо падающие снежинки).
К такой деятельности оптимально привлекать подгруппу детей из нескольких человек. Полезно будет внести в игру соревновательный элемент с вручением символических призов (флажок или фишка). Например, цель игры — научить определять тембр инструментов: например, барабана, погремушки, дудочки. Дошкольники делятся на три подгруппы: первой при ударах барабана нужно имитировать руками игру на этом инструменте, другой при звуках погремушки — взмахивать кистями рук, третьей — воспроизводить игру на дудочке.
Дидактические музыкальные игры
Данный вид игр можно проводить на занятиях (причём, не только музыкальных, но и на математических, коммуникативных), а также в свободное время. Для организации такой деятельности необходим специальный наглядный материал (его вполне можно изготовить самостоятельно, а в старшем звене — при помощи детей). Можно использовать печатную продукцию либо музыкальные игрушки. Приведём примеры дидактических игр музыкальной тематики:
«Что лишнее?». Дошкольникам предлагаются карточки с изображением четырёх музыкальных инструментов, среди которых есть один лишний (например, три духовых и один ударный).
«Звенят колокольчики». Предлагается два вида картинок с изображением больших и маленьких колокольчиков. Звучит мелодия, а малыши должны составить её рисунок (обозначить тихие и громкие моменты).
Подвижные игры с музыкой
Эти игры характеризуются динамикой действия. Дошкольники, внимательно слушая мелодию, реагируют на неё определёнными движениями. Например, при громких звуках танцует одна команда, а при тихих — другая.
В ясельном и младшем дошкольном возрасте соревновательный момент ещё отсутствует: малыши просто выполняют движения по тексту песни — инсценируют её. Также начиная с 3–4 лет дети уже могут показывать характер музыки: это игры типа «Солнышко и дождик», «Весело и грустно».
В более старшем возрасте (начиная со средней группы) уже можно вносить в игру соревновательный элемент.
Хороводные музыкальные игры
Хороводные игры схожи с подвижными своей динамичностью. Однако, в отличие от предыдущих, дошкольники движутся по кругу, взявшись за руки, иногда прерываясь на какие-то действия.Хоровод — древняя традиция славянского народа, зародившаяся много веков назад и изначально имеющая религиозное значение, связанная с языческим культом солнца. Часто игра проводится под какую-то песню. При этом обычно во время куплета идёт перемещение по кругу, а на припеве остановка с выполнением определённых движений (на месте, направляясь в центр, вокруг себя).
Сюжетно-ролевые игры
Музыка успешно включается в сюжетно-ролевые игровые действия воспитанников детского сада. Например, это колыбельная песня кукле (игра «Семья»). Либо, отправляясь в путешествие на импровизированном пароходе, поезде, самолёте, ребята исполняют соответствующую весёлую песню. Игра может быть напрямую связана с музыкой, например, «Оркестр», «Музыкальный магазин», «Школа искусств».
В младшем дошкольном возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только начинает развиваться, педагог должен сам создавать игровые ситуации и включать в них песни. Более старшие ребята уже сами организуют необходимую обстановку, подбирают атрибуты, например, игрушечные музыкальные инструменты. Однако дети всё равно не должны быть предоставлены сами себе, руководство педагога должно быть косвенным: напомнить, дать совет, самому исполнить песенку, предложить дополнительные атрибуты.
Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические — способствуют становлению логического мышления, совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные роли. Подвижные игры связывают музыку с физической активностью, а хороводные — поддерживают давние славянские традиции. Такую деятельность нужно практиковать уже с младшего дошкольного возраста, усложняя её по мере взросления детей. Задача педагога — продумывать интересные сценарии для игр и подбирать к ним подходящие атрибуты.
Игра может охватывать целиком всё занятие, а может небольшими искорками вспыхивать то в начале, то в середине, то в конце занятия.
Для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное- это желание играть и немного фантазии, и тогда всё ,что нас окружает, – мебель, посуда, камешки и листики превращаются в игру. Каждый предмет при этом можно не только рассматривать, трогать, но и слушать как он звучит( если этим предметом постучать обо что-то или потрясти). Можно сделать целый оркестр, из самых разнообразных предметов: стиральной доски, кастрюль, бумажного мешка, пластмассовой бутылки, и т.д. В процессе таких музыкальных упражнений важно научить детей слушать тембр звука, сравнивать его по высоте, продолжительности, динамике; придумывать на что похож этот звук или что он напоминает.
Главное – чтобы ребёнок не чувствовал, что его обучают, чтобы вся дидактика была скрыта, незаметна для самого ребёнка, а занятие(если это игровое занятие) или даже упражнение было бы для него интересной деятельностью, увлекательной сказкой, прогулкой,путешествием.
Источник