Музыкальная игра как средство музыкального развития ребенка

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района города

Санкт- Петербурга.

«Музыкально – дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

                                                                        Музыкальный руководитель

                                                                        высшей категории

                                     Свистунова О.А,

Санкт- Петербург 2017 год

Музыкально – дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

 Игра – основной вид  деятельности  детей дошкольного возраста.

 Известный психолог 20 века Д. Б. Эльконин писал: «…игра влияет на формирование всех основных процессов: от самых элементарных,  до самых сложных».

 По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

 Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит музыкально-дидактическим играм.

Большой  вклад  в  дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е. И. Удальцевой, Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, Е. И. Радиной и др.   Однако, как отмечалось,  А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.

В конце шестидесятых годов группа советских психологов и педагогов (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) приступила к разработке проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Был найден верный подход к разработке дидактической игры, раскрыты основные ее задачи, выделена учебно-игровая структура.

Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н. А. Ветлугиной. В ее работах ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально – сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально – дидактических игр для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха. Ею намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.

 Музыкально –  дидактическая игра – это игра, целью которой является

развитие музыкальных  способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

Таким образом, по мнению З. Роот, дидактическая игра имеет две цели:

– одна из них – обучающая,  которую  преследует взрослый,  

– другая –  игровая, ради которой действует ребенок.

Обучающие задачи музыкально-дидактических игр:

– формировать у детей музыкальные способности,

– в доступной игровой форме помочь детям  разобраться в соотношении звуков по высоте,

– развить  чувство ритма, тембровый и динамический слух,

– побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

– Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.

– В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

 Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально – сенсорных

способностей на настольные, подвижные, хороводные.

 Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

 Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий

– для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки,

– элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности. 

Играя, ребёнок учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Музыкально-дидактические игры  развивают музыкально-сенсорное восприятие

1. Развитие звуковысотного слуха

2. Развитие динамического слуха

3. Формирование тембрового восприятия

4. Совершенствование чувства ритма

5. Развитие ладового чувства

Музыкально-дидактические игры используются для овладения детьми различными видами музыкальной деятельности:

-пением

-музыкально – ритмическими движениями

Читайте также:  Препараты для умственного развития ребенка до года

– игрой на детских музыкальных инструментах

Использование музыкально – дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности:

Использование музыкально – дидактических игр в процессе пения и развития песенного творчества.

Песни звучат во многих режимных моментах  ДОУ. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребёнок напевает свою  мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

– Различать высокие и низкие звуки: «Где мои детки?» «Птица и птенчики»

– Различать направление движения мелодии вверх и вниз: «Музыкальные лесенки»

– Пропевание мажорного и минорного трезвучия: «Здравствуйте, ребята»

      – Импровизировать мелодию на заданный текст: «Музыкальное лото»

– Музыкальные вопросы и ответы: «Что ты хочешь, кошечка?»

      – Сочинение мелодий контрастного характера

Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.

Использование музыкально-дидактических игр во время слушания  музыки, способствует лучшему восприятию, его осмыслению и запоминанию.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать»,  «двигаться». Музыкально – дидактическая игра: «Чудесный мешочек»,  где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости. Для детей более старшего возраста, используются игры:  «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец -марш»,  «Найди нужную картинку», «Сложи песенку».

Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.

На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей используются игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять – отдыхать», «Кукла шагает и бегает», «Научи матрёшек танцевать».

Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Использование музыкально-дидактических пособий и игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды пособий и игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.

Игры  «Учитесь танцевать», «Кто как идёт?», «Назови танец», «Придумай пляску», и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания.

Музыкально – дидактическая игра в самостоятельной деятельности детей.

В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления, играют в игры по типу лото.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способствуют применению полученных знаний в жизни.

Рекомендации по оформлению музыкально – дидактических игр.

1.  Название игры, цель, игровой материал.

2. Демонстрационный материал:

    Пособия в виде игрушек, иллюстраций, картинок, раздаточного материала, куба, обучающей музыкальной мультимедийной презентации.

Музыкально-дидактические игры должны быть:

просты и доступны, интересны и привлекательны, красочно оформлены.

В нашем дошкольном учреждении уделяется большое значение музыкально- дидактической игре, начиная с раннего возраста: на музыкальных занятиях, на занятиях хоровой студии, на занятиях в детско- родительском клубе, в самостоятельной деятельности детей.

Применение и использование информационно – коммуникационных технологий в работе с дошкольниками,   позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний по музыкальному восприятию, развить слуховое внимание детей, творческие способности, повысить  качество образования дошкольников. Мною составлены обучающие мультимедийные презентации «Песня, танец и марш», «Музыкальное окошко», включающее три занятия, «Цирковые артисты» на узнавание знакомой музыки. Сшито игровое пособие «Матрёшка» в виде панно с увлекательными заданиями, развивающие слуховое внимание дошкольников. Мною изготовлено около 40 музыкально- дидактических игр для детей разного дошкольного возраста.

Как показала практика, систематическое применение музыкально- дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Список используемой литературы:

1. Венгер Л. А. и др. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». – М.: Просвещение.

2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических  институтов. – М.: Просвещение.

3. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение.

4. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1986.

5. Радынова О. П. и др. «Музыкальное воспитание дошкольников»: Учебник для студентов высших  и средних педагогических учебных  заведений – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Источник

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Читайте также:  Рост и развитие ребенка заключение

детского сада №22 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В. А. Сухомлинский.

   Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз:            «недоиграл». У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточного развития памяти и внимания. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

                             « Раз, два, три, четыре, пять,

                                Начинаем мы играть»

Сколько радости, положительных эмоций вызывают эти слова.  А положительные эмоции нужны каждому.  Врачи, физиологи, педагоги ставят знак  равенства между  весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный заряд, наш организм открывается добру и красоте.

         Считается, что ребёнок, с раннего возраста погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него игры.

         По-разному играет человек от рождения до  старости. Но всё же само слово  «игра» неразрывно связано в нашем восприятии  именно с детством. Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Вся жизнь детей насыщена игрой.

Детская игра – средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно – значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.Игра является средством развития, средством познания и средством воспитания.

В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Коррекционную функцию – трансформация типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.

Диагностическая функция- игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения, раскрываются скрытые таланты

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Наличие большого количества функций предполагает объективную необходимость включения игр и элементов игровой деятельности в весь педагогический процесс.

Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

Коррекционные:  развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

Оздоровительные:укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;развитие быстроты двигательной реакции;

Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

Воспитательные:воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;

Развивающие: познавательная активность, устойчивый интерес к действию,самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

Психологами давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Но специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в детском саду только дважды в неделю, поэтому ребятам обязательно необходима практика, где они могли бы упражнять усвоенные знания и приобретённые способы действий. В этом малышам могут помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть неотъемлемой частью не только музыкальных занятий и утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и просто свободного времени.

Среди музыкальных игр можно выделить несколько видов в зависимости от их задачи и методов развёртывания действия.

Спокойное музицирование

Это игры, нацеленные на восприятие мелодии, например, «Отгадай характер музыки», «Определи, из какого мультфильма эта песенка», «Отгадай музыкальный инструмент по его звучанию». Сюда же относится природная звуковая тематика: «Солнышко и дождик», «Звуки природы» (шум ветра, моря, пение птиц на фоне мелодии). Такие игры можно адаптировать под каждое время года (весна: капель, журчание ручейков, зима: сильная вьюга, тихо падающие снежинки).

Читайте также:  Развитие ребенка в концепции бихевиоризма

К такой деятельности оптимально привлекать подгруппу детей из нескольких человек. Полезно будет внести в игру соревновательный элемент с вручением символических призов (флажок или фишка). Например, цель игры — научить определять тембр инструментов: например, барабана, погремушки, дудочки. Дошкольники делятся на три подгруппы: первой при ударах барабана нужно имитировать руками игру на этом инструменте, другой при звуках погремушки — взмахивать кистями рук, третьей — воспроизводить игру на дудочке.

Дидактические музыкальные игры

Данный вид игр можно проводить на занятиях (причём, не только музыкальных, но и на математических, коммуникативных), а также в свободное время. Для организации такой деятельности необходим специальный наглядный материал (его вполне можно изготовить самостоятельно, а в старшем звене — при помощи детей). Можно использовать печатную продукцию либо музыкальные игрушки. Приведём примеры дидактических игр музыкальной тематики:

«Что лишнее?». Дошкольникам предлагаются карточки с изображением четырёх музыкальных инструментов, среди которых есть один лишний (например, три духовых и один ударный).

«Звенят колокольчики». Предлагается два вида картинок с изображением больших и маленьких колокольчиков. Звучит мелодия, а малыши должны составить её рисунок (обозначить тихие и громкие моменты).

Подвижные игры с музыкой

Эти игры характеризуются динамикой действия. Дошкольники, внимательно слушая мелодию, реагируют на неё определёнными движениями. Например, при громких звуках танцует одна команда, а при тихих — другая.

В ясельном и младшем дошкольном возрасте соревновательный момент ещё отсутствует: малыши просто выполняют движения по тексту песни — инсценируют её. Также начиная с 3–4 лет дети уже могут показывать характер музыки: это игры типа «Солнышко и дождик», «Весело и грустно».

В более старшем возрасте (начиная со средней группы) уже можно вносить в игру соревновательный элемент.

Хороводные музыкальные игры

Хороводные игры схожи с подвижными своей динамичностью. Однако, в отличие от предыдущих, дошкольники движутся по кругу, взявшись за руки, иногда прерываясь на какие-то действия.Хоровод — древняя традиция славянского народа, зародившаяся много веков назад и изначально имеющая религиозное значение, связанная с языческим культом солнца. Часто игра проводится под какую-то песню. При этом обычно во время куплета идёт перемещение по кругу, а на припеве остановка с выполнением определённых движений (на месте, направляясь в центр, вокруг себя).

Сюжетно-ролевые игры

Музыка успешно включается в сюжетно-ролевые игровые действия воспитанников детского сада. Например, это колыбельная песня кукле (игра «Семья»). Либо, отправляясь в путешествие на импровизированном пароходе, поезде, самолёте, ребята исполняют соответствующую весёлую песню. Игра может быть напрямую связана с музыкой, например, «Оркестр», «Музыкальный магазин», «Школа искусств».

В младшем дошкольном возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только начинает развиваться, педагог должен сам создавать игровые ситуации и включать в них песни. Более старшие ребята уже сами организуют необходимую обстановку, подбирают атрибуты, например, игрушечные музыкальные инструменты. Однако дети всё равно не должны быть предоставлены сами себе, руководство педагога должно быть косвенным: напомнить, дать совет, самому исполнить песенку, предложить дополнительные атрибуты.

               Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические — способствуют становлению логического мышления, совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные роли. Подвижные игры связывают музыку с физической активностью, а хороводные — поддерживают давние славянские традиции. Такую деятельность нужно практиковать уже с младшего дошкольного возраста, усложняя её по мере взросления детей. Задача педагога — продумывать интересные сценарии для игр и подбирать к ним подходящие атрибуты.

             Игра может охватывать целиком всё занятие, а может небольшими искорками вспыхивать то в начале, то в  середине, то в конце занятия.

Для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное- это желание играть и немного фантазии, и тогда всё ,что нас окружает, – мебель, посуда, камешки и листики превращаются в игру. Каждый предмет при этом можно не только рассматривать, трогать, но и слушать как он звучит( если этим предметом постучать обо что-то или потрясти). Можно сделать целый оркестр, из самых разнообразных предметов: стиральной доски, кастрюль, бумажного мешка, пластмассовой бутылки, и  т.д. В процессе таких музыкальных упражнений важно научить детей слушать тембр звука, сравнивать его по высоте, продолжительности, динамике; придумывать на что похож  этот звук или что он напоминает.

           Главное – чтобы ребёнок не  чувствовал, что его обучают, чтобы вся дидактика была скрыта, незаметна для самого ребёнка, а занятие(если это игровое занятие) или даже упражнение было бы для него интересной деятельностью, увлекательной сказкой, прогулкой,путешествием.

Источник