Музыка в познавательном развитии ребенка

Музыка в познавательном развитии ребенка thumbnail

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление

на РМО музыкальных руководителей г.Туймазы

на тему: «Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад № 18

г. Туймазы, ул. Комарова 39/Б

Юсупова Лилия Дамировна

Дата проведения: 01.10.2020 г.

г. Туймазы – 2020

Сл. 1. Добрый день, уважаемые коллеги!

Сл. 2. Познавательное развитие – одно из важнейших направлений

           дошкольного образования. Задача педагога – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности и развития познавательных способностей детей.

Сл. 3. Основными формами организации познавательной деятельности

            на музыкальных занятиях являются:

  1. Восприятие музыкальных произведений.
  2. Дидактические игры.
  3. Познавательно-исследовательская деятельность.

Сл. 4.

  • Восприятие музыкальных произведений – это один из основных видов музыкальной  деятельности человека.  Музыка успокаивает, вызывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость.  У детей слушание музыки развивает познавательный интерес, расширяет музыкальный кругозор и повышает музыкальную восприимчивость.

Слушая музыкальные произведения, беседуя о характере и содержании музыкального произведения, ребенок знакомится с историей и культурой родного края и России.

Сл. 5. Усваивает представления о природе, о жизни и деятельности человека

           в образной, эмоционально-чувственной форме.

Например, прослушивая музыкальные произведения «Салават» муз. Р. Касимова, «Урал мой» муз. А. Кубагушева – дети знакомятся с историей и культурой Республики Башкортостан.

Сл. 6. Слушая музыкальные произведения «Листопад» муз. Т. Попатенко,

           «Метель» Г.В.Свиридова, «Подснежники» муз. В. Калинникова, «Весна» П.И. Чайковского, дети получают представления о явлениях природы и временах года.  

Сл. 7. Прослушивая музыкальные произведения Д. Б. Кабалевского

           «Плакса», «Злюка» и «Резвушка» дети знакомятся с разными чертами характера  человека.

А при восприятии музыкальных произведений композитора Ю. Слонова

«Лесные картинки» знакомятся с голосами птиц и животных.

Сл. 8. Чувства и эмоциональные переживания играют значительную роль

            в развитии познавательных способностей и становлении мировоззрения ребенка дошкольного возраста.

Сл. 9.

  • Дидактические игры – следующая форма организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях.

Сл. 10. Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, созданных

             для решения задач обучения, воспитания и развития детей на основе образовательных ситуаций. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети, применяя уже освоенные ранее представления, самостоятельно решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения проблемных ситуаций.

Сл. 11. Например, дидактические игры: «Узнай и спой песню по картинке»;

             «Музыкальный магазин»; «Назови композитора» – способствуют развитию восприятия и музыкальной памяти; дидактические игры: «Музыкальные инструменты» и «Веселые музыканты» муз. Ш. Кульбарисова – знакомят с культурой башкирского народа, а  музыкальная дидактическая игра «Времена года»  – способствует развитию представлений о природе.

Сл. 12. Важно, чтобы при организации дидактической игры были

             представлены все её элементы: дидактическая и игровая задача, содержание и правила игры, игровые действия, результат игры. Задачи, поставленные музыкально-дидактической игрой, требуют устойчивого внимания, активной деятельности всех анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения, что, несомненно, влияет на развитие познавательных  способностей детей.

Сл. 13.

  • Следующая форма – Познавательно-исследовательская деятельность. Это своего рода детская лаборатория, в которой ребенок получает массу сведений о новом объекте в процессе его практического исследования.

Сл. 14. На основе восприятия и с помощью обследовательских действий дети

             устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы (из чего? для чего? как использовать?), задумываются над ответами на них, пытаются найти ответы самостоятельно.

Сл. 15. Например, знакомя детей с музыкальными и немузыкальными

             звуками, педагог подводит детей к исследованию, определяя проблемные вопросы: «Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много?», «Откуда берутся звуки?», а затем вводит в процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов.  У ребенка развивается большой интерес к миру звуков и творческое самовыражение.

Читайте также:  Ребенок на неделю отстает в развитии

Сл. 16. Чем разнообразнее и интереснее музыкальный руководитель

             организует исследовательскую, поисковую деятельность на музыкальном занятии, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет развитие познавательных способностей.

Сл. 17. Примечание. 

В самостоятельной музыкальной деятельности  для развития у детей познавательных способностей можно организовать: творческие мастерские, игры – путешествия, игры – инсценировки, творческие гостиные, интерактивные праздники.

Сл. 18. Таким образом, представленные формы проведения музыкальной деятельности позволяют обеспечить развивающее обучение дошкольников, способствуют обогащению познавательной сферы и развитию их познавательных способностей.

Сл. 19. Спасибо за внимание!

Источник

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

МБДОУ №55 г. Ульяновск

ХАНЖИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА

Федеральная целевая программа развития образования в качестве важнейшей цели дошкольного образования определяет создание условий для качественного образования, гармоничного и разностороннего развития дошкольников, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС музыкальное развитие ребёнка, обеспечивающее развитие эмоциональной сферы ребенка, эмоциональной отзывчивости на явления и объекты окружающего мира, интегрируется с задачей формирования у детей дошкольного возраста познавательных способностей.

Музыкальное развитие ребёнка подчинено общей задаче интеллектуального развития, формирование познавательной сферы будет более полным, если в него будут включены восприятие музыки и другие виды музыкальной деятельности.

отношение к миру у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки.

Цель работы: разработать и научно обосновать систему формирования художественно-эмоционального познания действительности и мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • изучить научную, методическую, учебную литературу и передовой педагогический опыт по теме исследования;
  • использовать диагностические методы с целью выявления уровня развития и особенностей проявления познавательных способностей дошкольников средствами восприятия музыки;
  • расширить кругозор детей за счет приобщения к музыкальной культуре и театру.
  • систематизировать накопленную и получаемую информацию, проверить эффективность опытно-экспериментальным путем.
  • сформировать познавательно — созидательное

Основная идея и смысл работы заключена в том, чтобы различные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста под руководством музыкального руководителя не сводились лишь как обучающие музыкальным навыкам и знаниям, а формировали художественно-эмоциональное познание действительности, мышление. При этом значительное место принадлежит формированию у дошкольников заинтересованности в овладении новыми знаниями и выявлении закономерностей окружающей действительности, условий для всестороннего гармоничного развития личности. Для этого музыкальным руководителям следует вырабатывать методы и приемы музыкального воспитания, воздействующие на развитие познавательного интереса дошкольников и апробирование их на занятиях, связанных с музыкальной деятельностью. Особое место отводится использованию слушания музыки, важнейшего средства развития познавательного интереса детей дошкольного возраста.

Развитие познавательных способностей и формирование гармоничной личности ребёнка происходит через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать, а также через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию познавательного интереса, навыкам самостоятельной работы. При развитии мышления формируется личность ребенка, способная творить и созидать. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения.

ИГРА — оптимальное психолого–педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Л.Б. Эльконин: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка можно рассматривать в трех аспектах:

  1. Физиологический: связан с исследованиями В.Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышают общий тонус, регулирует деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
  2. Психологический: музыка, воздействуя на эмоционально- личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, коммуникативных нарушений.
  3. Педагогический: посредством музыки воспитывает у ребенка способность эстетически воспринимать действительность, приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
Читайте также:  Эмоциональное развитие личности ребенка младшего школьного возраста

Наиболее полезны для детей дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляются в игре. Ребёнок сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей –сверстников. Малоактивность здорового ребёнка в отдельных видах игровой деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.

Развитие ребёнка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и семье. Здоровые дети обладают потенциалом для психического развития. Задача педагогов всячески способствовать полноценному развитию детей. Если нарушается гармоничность этого развития, то со стороны взрослых следует обеспечить ребенку возможность стать всесторонне развитым человеком, используя разные пути, и прежде всего игру.

В музыкальной игре, как и в пении, ритмических движениях дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при поведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет детей на выполнение условий и правил игры. Оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка, формируют познавательные интересы.

ПЕНИЕ — основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий отклик. Песня учит и воспитывает человека, сопровождает человека всю жизнь.

Пение играет важнейшую роль в становлении личности ребенка, формирует вкусы, предпочтения, познавательные интересы. Общественный деятель и писатель Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершенному виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и подобно разговору». По сути, песня – это синтез слова и музыки. Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путём. Поэтому желательно выбирать репертуар таких песен, содержание которых отражают круг интересов ребенка, формируют познавательные интересы. Основными целями в работе над пением являются:

  1. Эмоциональное развитие ребёнка через песню.
  2. Расширение представления об окружающем мире.
  3. Развитие способности к самовыражению, самореализации.

С помощью пения можно развить умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на умственное развитие ребенка.

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ — средство познания действительности, отражающей жизнь и чувства человека. В отечественной музыкальной педагогике общепринятым является мысль о том, что восприятие музыкальных произведений необходимо сочетать с художественно- педагогическим анализом, целью которого является осознание взаимосвязи содержания сочинения и отдельных средств музыкальной выразительности. Такой анализ должен помочь музыкальному руководителю сделать каждое воспринимаемое произведение средством эстетического воздействия на дошкольников, обеспечить их усвоение содержания произведения и тем самым осуществить познавательную и воспитательную функции музыкального искусства в единстве. На основе художественно — педагогического анализа происходит последовательное и систематическое приобщение дошкольников к поиску музыкальных закономерностей.

Читайте также:  Автор культурно исторической теории развития ребенка

Понятие «восприятие» определяется психологами как отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных средств (форма, величина, цвет…), действующих в данный момент на органы чувств. В процессе восприятия происходят упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы. Это вид активной деятельности, связанный с другими психическими процессами (мышлением, воображением, памятью) и включающий предшествующий опыт. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Психологи считают, что воспринимать какой- либо объект или предмет – значит суметь отнести его к какому- то определенному классу, более общему, чем данный единичный предмет, поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса.

ЛОГОРИТМИКА – деятельность ребенка, при которой система занятий направлена на развитие чувства ритма музыкального и речевого, изобразительного и двигательного. Ритмическая организация является основой жизни, так как всё, окружающее нас, живет по законам ритма. По выражению Э.Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределённой во времени и пространстве»

Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритме, упражнениях и играх. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы, цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры, знакомятся с элементарными приёмами самомассажа. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности, развиваются познавательные процессы.

ТЕАТР — одно из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативы, речи, познавательных интересов, нравственного и эстетического воспитания. С древних времен различные формы театрального искусства служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр, как вид искусства, стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Н.А. Ветлугина указывала в своих исследованиях на то, что в педагогической деятельности результатом является не уровень постановки спектакля, а уровень в развитии способностей детей, сам процесс участия. Возможность импровизировать через микросюжеты, через пластику тела, через возможность отходить от текста, через возможность не только слушать, но и слышать классическую музыку, которая приводит в чувства детей, способствуя самовыражению и саморазвитию. Таким образом, театрализованная форма игры для дошкольников становятся средством развития творческих, познавательных способностей.

Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Именно интерес и комплекс, связанных с ним состояний личности, образуют внутреннюю среду дошкольника, необходимую для полноценного учения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью ребёнка к учению, к познавательной деятельности в области одного или нескольких видов занятий. У детей дошкольного возраста познавательный интерес носит ярко выраженный эмоциональный характер. Ребёнок торопится завершить действие и немедленно получить результат. Следовательно, опираясь на перспективы развития познавательного интереса, необходимо вводить специальные приёмы, воздействующие на его формирование и развитие в сторону теоретического осмысления явлений действительности.

В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности, а также знания об окружающем. Создание ситуации успеха и формирование положительных мотиваций в обучении – условие, которое способствует более глубокому познанию действительности, нового взгляда на мир.

Источник