Музыка как средство развития ребенка дошкольного возраста

Музыка как средство развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Музыка обладает возможностями воздействия не
только на взрослых, но и на детей самого раннего
возраста.

Более того, и это доказано, даже внутриутробный
период чрезвычайно важен для последующего
развития человека: музыка, которую слушает
будущая мать, оказывает положительное влияние на
самочувствие развивающегося ребенка (может быть,
и формирует его вкусы и предпочтения). Только
развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно
приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее
основы. Дошкольный возраст важен для
последующего овладения человеком музыкальной
культуры. Если в процессе музыкальной
деятельности детей будет развито их
музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет
бесследно для последующего развития человека,
его общего духовного становления.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо
разнообразных сведений о музыке, имеющих
познавательное значение, беседа о ней включает
характеристику эмоционально-образного
содержания. Словарь детей обогащается образными
словами и выражениями, характеризующими
настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыкальная деятельность предполагает
умственные операции: сравнение, анализ,
сопоставление, запоминание, и таким образом
способствует не только музыкальному, но и общему
развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования
основ музыкальной культуры детей дошкольного
возраста. В дошкольной педагогике музыка
рассматривается как ничем не заменимое средство
развития у детей эмоциональной отзывчивости на
все доброе и прекрасное, с которым они
встречаются в жизни.

Музыка для ребенка — мир радостных
переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот
мир, надо развивать у него способности, и прежде
всего музыкальный слух и эмоциональную
отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои
воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку
из окружающих его звуков, шумов. Он
сосредоточивает свое внимание на услышанной
мелодии, замирает на какое-то время,
прислушивается, реагирует улыбкой, гулением,
отдельными движениями, проявляет “комплекс
оживления”. Дети постарше обладают уже
возросшими психическими способностями. Они
осмысливают некоторые связи между явлениями,
способны сделать простейшие обобщения —
определить, например, характер музыки, назвать,
по каким признакам сыгранная пьеса веселая,
радостная, спокойная или грустная. Им понятны и
требования: как надо спеть различную по
характеру песню, как двигаться в спокойном
хороводе или в подвижной пляске. Складываются
также и музыкальные интересы: оказывается
предпочтение тому или другому виду деятельности,
жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные
проявления художественного вкуса — способность
дать оценку произведениям и их исполнению.
Певческие голоса в этом возрасте приобретают
звонкость, напевность, подвижность.
Выравнивается диапазон, вокальная интонация
становится более устойчивой. Если четырехлетние
дети еще нуждаются в постоянной поддержке
взрослого, то при систематическом обучении
большинство шестилетних детей поет без
инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях
направлены на выполнение учебных и творческих
заданий. Они усваивают исполнительские навыки и
импровизируют собственные незатейливые мелодии,
а при исполнении различных танцев стремятся
по-своему передать различные танцевальные
движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка
обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи
эстетического воспитания с нравственным,
умственным, физическим. Осуществлению
идейно-нравственного воздействия помогают
правильно разработанная программа и подобранные
в соответствии с возрастными возможностями
детей произведения. Но самое главное — это
“школа чувств”, которые формируются благодаря
особому свойству музыки — вызывать
сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях активизируется также
познавательная и умственная деятельность. Дети о
многом узнают, внимательно слушая произведение.
Однако воспринимают они лишь самые общие его
черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная
отзывчивость не утрачивает своего значения, если
перед ребенком будут поставлены задачи
вслушаться, различить, сравнить, выделить
выразительные средства. Эти умственные действия
обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний
ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического
воспитания достигается лишь в том случае, когда
используются все виды музыкальной деятельности,
доступные дошкольному возрасту, все творческие
возможности растущего человека. Вместе с тем,
усложняя педагогические задачи, нельзя
злоупотреблять особой детской восприимчивостью.
Само музыкальное искусство, его особенности
выдвигают перед педагогом необходимость решения
ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только
развитие эмоциональной отзывчивости и
восприимчивости дает возможность широко
использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в
определенно организованной системе с
разнообразными музыкальными произведениями и
используемыми средствами выразительности.

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев развитие доктор комаровский

3. Приобщать детей к разнообразным видам
музыкальной деятельности, формируя восприятие
музыки и простейшие исполнительские навыки в
области пения, ритмики, игры на детских
инструментах. Знакомить с начальными элементами
музыкальной грамоты. Все это позволит им
действовать осознанно, непринужденно,
выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей
(сенсорные способности, ладовысотный слух,
чувство ритма), формировать певческий голос и
выразительность движений. Если в этом возрасте
ребенка обучают и приобщают к активной
практической деятельности, то происходит
становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию
музыкального вкуса. На основе полученных
впечатлений и представлений о музыке
проявляется сначала избирательное, а затем
оценочное отношение к исполняемым
произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке
прежде всего в такой доступной для детей
деятельности, как передача образов в музыкальных
играх и хороводах, применение новых сочетаний
знакомых танцевальных движений, импровизация
попевок. Это помогает выявлению
самостоятельности, инициативы, стремления
использовать в повседневной жизни выученный
репертуар, музицировать на инструментах, петь,
танцевать. Конечно, такие проявления более
характерны для детей среднего и старшего
дошкольного возраста.

Музыка — искусство, воздействующее на ребенка
уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное
влияние ее на эмоциональную сферу способствует
возникновению первоначальных ответных действий,
в которых можно видеть предпосылки к
формированию в дальнейшем основных музыкальных
способностей.

Чтобы развитие детей в этом направлении
совершалось успешно, необходимо организовать
работу по музыкальному воспитанию с учетом
особенностей музыки и возрастных возможностей
детей.

Содержанием музыкального воспитания детей от
рождения до четырех лет является вовлечение их в
разные виды музыкальной деятельности,
формирование у них внимания, интереса к музыке,
подготовка их к приобретению некоторых
исполнительских навыков.

Уже на первом году жизни педагог организует
общение детей с музыкой, накапливая у них опыт
слушания простейших мелодий (спетых или
исполненных на детских музыкальных
инструментах), побуждает реагировать на них
голосом или движением, создает предпосылки для
активной музыкальной деятельности ребенка на
последующих этапах развития.
Все музыкальные способности объединяются единым
понятием – музыкальность. “Музыкальность – это
комплекс способностей, развиваемых на основе
врождённых задатков в музыкальной деятельности,
необходимых для успешного её осуществления”
(Радынова О.П.“Музыкальное развитие детей”).

Ядром музыкальности являются три основные
способности, которые необходимы для успешного
осуществления всех видов музыкальной
деятельности: эмоциональная отзывчивость,
музыкальный слух, чувство ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – это
центр музыкальности ребенка, основа его
музыкальной деятельности, необходимая для
прочувствования и осмысления музыкального
содержания и его выражения в исполнительской и
творческой деятельности.

Музыкальный слух необходим для чистого
интонирования при пении, чувство ритма – для
движения, танцев и игре на музыкальных
инструментах.

Современными исследователями доказано, что
формировать основы музыкальной культуры,
развивать музыкальные способности нужно
начинать как можно раньше. Бедность музыкальных
впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно
будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для
формирования основ культуры необходима
соответствующая окружающая среда, которая даст
ему возможность познакомиться с разнообразной
музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников – это
различные способы, средства познания детьми
музыкального искусства (а через него и
окружающей жизни, и самого себя), с помощью
которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются
следующие виды музыкальной деятельности:
восприятие, исполнительства, творчество,
музыкально-образовательная деятельность. Все
они имеют свои разновидности. Так, восприятие
музыки может существовать как самостоятельный
вид деятельности, а может предшествовать и
сопутствовать остальным видам. Исполнительство
и творчество осуществляется в пении,
музыкально-ритмических движениях и игре на
музыкальных инструментах. Музыкально-
образовательная деятельность включает в себя
сведения общего характера в музыке как виде
искусства, музыкальных жанрах, композиторах,
музыкальных инструментах и т.д., а так же
специальные знания о способах исполнительства.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои
особенности, предполагает овладение детьми теми
способами деятельности, без которых она не
осуществима, и оказывает специфическое влияние
на музыкальное развитие дошкольников. По этому
та важно использовать все виды музыкальной
деятельности.

Читайте также:  Ребенок в возрасте 6 лет тесты на развитие

Музыкально-образовательная деятельность не
существует изолированно от других видов. Знания,
сведения о музыке даются детям не сами по себе, а
в процессе восприятия музыки, исполнительство,
творчество, по ходу, к месту. Каждый вид
музыкальной деятельности требует определенных
знаний. Для развития исполнительства, творчества
нужны специальные знания о способах, приемах
исполнительства, средствах выразительности.
Обучаясь пению, ребята приобретают знания,
необходимые для овладения певческими навыками
(звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В
музыкально-ритмической деятельности
дошкольники осваивают различные движения и
способы их исполнения, что также требует
специальных знаний: о слитности характера музыки
и движений, о выразительности игрового образа и
его зависимости от характера музыки, от средств
музыкальной выразительности (темпа, динамики,
акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия
танцевальных шагов, усваивают названия танцев,
хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных
инструментах, дети так же получают определенные
знания о тембрах, способах, приемах игры на
разных инструментах.

Таким образом, необходимо помнить, что
музыкальное развитие положительно влияет на
общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется
мышление, обогащается эмоциональная сфера, а
умение переживать и чувствовать музыку помогает
воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость
в жизни. Развиваются и мыслительные операции,
язык, память. Поэтому развивая ребёнка
музыкально, мы способствуем становлению
гармонично развитой личности, что очень важно.
Музыкальная деятельность дошкольников – это
различные способы, средства познания детьми
музыкального искусства (а через него и
окружающей жизни, и самого себя), с помощью
которого осуществляется и общее развитие.

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском
    саду. –М.; Просвещение, 1981г.
  2. Методика музыкального воспитания в детском
    саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. – М, 1982г.
  3. Метлов Н.А. Музыка – детям- М.; Просвещение, 1985г.
  4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального
    воспитания. – М.: 1972г.
  5. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального
    образования. – М.; 1986г
  6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей
    – М., Л., 1977г.
  7. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н.
    Методика музыкального воспитания – М., 1989г.

Источник

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.

Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

Читайте также:  Обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка

Учим ребенка, слушать музыку
Консультация для родителей.

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

Источник