Музыка как средство развития ребенка

Музыка как средство развития ребенка thumbnail

Музыка обладает возможностями воздействия не
только на взрослых, но и на детей самого раннего
возраста.

Более того, и это доказано, даже внутриутробный
период чрезвычайно важен для последующего
развития человека: музыка, которую слушает
будущая мать, оказывает положительное влияние на
самочувствие развивающегося ребенка (может быть,
и формирует его вкусы и предпочтения). Только
развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно
приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее
основы. Дошкольный возраст важен для
последующего овладения человеком музыкальной
культуры. Если в процессе музыкальной
деятельности детей будет развито их
музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет
бесследно для последующего развития человека,
его общего духовного становления.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо
разнообразных сведений о музыке, имеющих
познавательное значение, беседа о ней включает
характеристику эмоционально-образного
содержания. Словарь детей обогащается образными
словами и выражениями, характеризующими
настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыкальная деятельность предполагает
умственные операции: сравнение, анализ,
сопоставление, запоминание, и таким образом
способствует не только музыкальному, но и общему
развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования
основ музыкальной культуры детей дошкольного
возраста. В дошкольной педагогике музыка
рассматривается как ничем не заменимое средство
развития у детей эмоциональной отзывчивости на
все доброе и прекрасное, с которым они
встречаются в жизни.

Музыка для ребенка — мир радостных
переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот
мир, надо развивать у него способности, и прежде
всего музыкальный слух и эмоциональную
отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои
воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку
из окружающих его звуков, шумов. Он
сосредоточивает свое внимание на услышанной
мелодии, замирает на какое-то время,
прислушивается, реагирует улыбкой, гулением,
отдельными движениями, проявляет “комплекс
оживления”. Дети постарше обладают уже
возросшими психическими способностями. Они
осмысливают некоторые связи между явлениями,
способны сделать простейшие обобщения —
определить, например, характер музыки, назвать,
по каким признакам сыгранная пьеса веселая,
радостная, спокойная или грустная. Им понятны и
требования: как надо спеть различную по
характеру песню, как двигаться в спокойном
хороводе или в подвижной пляске. Складываются
также и музыкальные интересы: оказывается
предпочтение тому или другому виду деятельности,
жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные
проявления художественного вкуса — способность
дать оценку произведениям и их исполнению.
Певческие голоса в этом возрасте приобретают
звонкость, напевность, подвижность.
Выравнивается диапазон, вокальная интонация
становится более устойчивой. Если четырехлетние
дети еще нуждаются в постоянной поддержке
взрослого, то при систематическом обучении
большинство шестилетних детей поет без
инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях
направлены на выполнение учебных и творческих
заданий. Они усваивают исполнительские навыки и
импровизируют собственные незатейливые мелодии,
а при исполнении различных танцев стремятся
по-своему передать различные танцевальные
движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка
обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи
эстетического воспитания с нравственным,
умственным, физическим. Осуществлению
идейно-нравственного воздействия помогают
правильно разработанная программа и подобранные
в соответствии с возрастными возможностями
детей произведения. Но самое главное — это
“школа чувств”, которые формируются благодаря
особому свойству музыки — вызывать
сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях активизируется также
познавательная и умственная деятельность. Дети о
многом узнают, внимательно слушая произведение.
Однако воспринимают они лишь самые общие его
черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная
отзывчивость не утрачивает своего значения, если
перед ребенком будут поставлены задачи
вслушаться, различить, сравнить, выделить
выразительные средства. Эти умственные действия
обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний
ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического
воспитания достигается лишь в том случае, когда
используются все виды музыкальной деятельности,
доступные дошкольному возрасту, все творческие
возможности растущего человека. Вместе с тем,
усложняя педагогические задачи, нельзя
злоупотреблять особой детской восприимчивостью.
Само музыкальное искусство, его особенности
выдвигают перед педагогом необходимость решения
ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только
развитие эмоциональной отзывчивости и
восприимчивости дает возможность широко
использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в
определенно организованной системе с
разнообразными музыкальными произведениями и
используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам
музыкальной деятельности, формируя восприятие
музыки и простейшие исполнительские навыки в
области пения, ритмики, игры на детских
инструментах. Знакомить с начальными элементами
музыкальной грамоты. Все это позволит им
действовать осознанно, непринужденно,
выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей
(сенсорные способности, ладовысотный слух,
чувство ритма), формировать певческий голос и
выразительность движений. Если в этом возрасте
ребенка обучают и приобщают к активной
практической деятельности, то происходит
становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию
музыкального вкуса. На основе полученных
впечатлений и представлений о музыке
проявляется сначала избирательное, а затем
оценочное отношение к исполняемым
произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке
прежде всего в такой доступной для детей
деятельности, как передача образов в музыкальных
играх и хороводах, применение новых сочетаний
знакомых танцевальных движений, импровизация
попевок. Это помогает выявлению
самостоятельности, инициативы, стремления
использовать в повседневной жизни выученный
репертуар, музицировать на инструментах, петь,
танцевать. Конечно, такие проявления более
характерны для детей среднего и старшего
дошкольного возраста.

Музыка — искусство, воздействующее на ребенка
уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное
влияние ее на эмоциональную сферу способствует
возникновению первоначальных ответных действий,
в которых можно видеть предпосылки к
формированию в дальнейшем основных музыкальных
способностей.

Чтобы развитие детей в этом направлении
совершалось успешно, необходимо организовать
работу по музыкальному воспитанию с учетом
особенностей музыки и возрастных возможностей
детей.

Содержанием музыкального воспитания детей от
рождения до четырех лет является вовлечение их в
разные виды музыкальной деятельности,
формирование у них внимания, интереса к музыке,
подготовка их к приобретению некоторых
исполнительских навыков.

Уже на первом году жизни педагог организует
общение детей с музыкой, накапливая у них опыт
слушания простейших мелодий (спетых или
исполненных на детских музыкальных
инструментах), побуждает реагировать на них
голосом или движением, создает предпосылки для
активной музыкальной деятельности ребенка на
последующих этапах развития.
Все музыкальные способности объединяются единым
понятием – музыкальность. “Музыкальность – это
комплекс способностей, развиваемых на основе
врождённых задатков в музыкальной деятельности,
необходимых для успешного её осуществления”
(Радынова О.П.“Музыкальное развитие детей”).

Ядром музыкальности являются три основные
способности, которые необходимы для успешного
осуществления всех видов музыкальной
деятельности: эмоциональная отзывчивость,
музыкальный слух, чувство ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – это
центр музыкальности ребенка, основа его
музыкальной деятельности, необходимая для
прочувствования и осмысления музыкального
содержания и его выражения в исполнительской и
творческой деятельности.

Музыкальный слух необходим для чистого
интонирования при пении, чувство ритма – для
движения, танцев и игре на музыкальных
инструментах.

Современными исследователями доказано, что
формировать основы музыкальной культуры,
развивать музыкальные способности нужно
начинать как можно раньше. Бедность музыкальных
впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно
будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для
формирования основ культуры необходима
соответствующая окружающая среда, которая даст
ему возможность познакомиться с разнообразной
музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников – это
различные способы, средства познания детьми
музыкального искусства (а через него и
окружающей жизни, и самого себя), с помощью
которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются
следующие виды музыкальной деятельности:
восприятие, исполнительства, творчество,
музыкально-образовательная деятельность. Все
они имеют свои разновидности. Так, восприятие
музыки может существовать как самостоятельный
вид деятельности, а может предшествовать и
сопутствовать остальным видам. Исполнительство
и творчество осуществляется в пении,
музыкально-ритмических движениях и игре на
музыкальных инструментах. Музыкально-
образовательная деятельность включает в себя
сведения общего характера в музыке как виде
искусства, музыкальных жанрах, композиторах,
музыкальных инструментах и т.д., а так же
специальные знания о способах исполнительства.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои
особенности, предполагает овладение детьми теми
способами деятельности, без которых она не
осуществима, и оказывает специфическое влияние
на музыкальное развитие дошкольников. По этому
та важно использовать все виды музыкальной
деятельности.

Музыкально-образовательная деятельность не
существует изолированно от других видов. Знания,
сведения о музыке даются детям не сами по себе, а
в процессе восприятия музыки, исполнительство,
творчество, по ходу, к месту. Каждый вид
музыкальной деятельности требует определенных
знаний. Для развития исполнительства, творчества
нужны специальные знания о способах, приемах
исполнительства, средствах выразительности.
Обучаясь пению, ребята приобретают знания,
необходимые для овладения певческими навыками
(звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В
музыкально-ритмической деятельности
дошкольники осваивают различные движения и
способы их исполнения, что также требует
специальных знаний: о слитности характера музыки
и движений, о выразительности игрового образа и
его зависимости от характера музыки, от средств
музыкальной выразительности (темпа, динамики,
акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия
танцевальных шагов, усваивают названия танцев,
хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных
инструментах, дети так же получают определенные
знания о тембрах, способах, приемах игры на
разных инструментах.

Таким образом, необходимо помнить, что
музыкальное развитие положительно влияет на
общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется
мышление, обогащается эмоциональная сфера, а
умение переживать и чувствовать музыку помогает
воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость
в жизни. Развиваются и мыслительные операции,
язык, память. Поэтому развивая ребёнка
музыкально, мы способствуем становлению
гармонично развитой личности, что очень важно.
Музыкальная деятельность дошкольников – это
различные способы, средства познания детьми
музыкального искусства (а через него и
окружающей жизни, и самого себя), с помощью
которого осуществляется и общее развитие.

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском
    саду. –М.; Просвещение, 1981г.
  2. Методика музыкального воспитания в детском
    саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. – М, 1982г.
  3. Метлов Н.А. Музыка – детям- М.; Просвещение, 1985г.
  4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального
    воспитания. – М.: 1972г.
  5. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального
    образования. – М.; 1986г
  6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей
    – М., Л., 1977г.
  7. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н.
    Методика музыкального воспитания – М., 1989г.

Источник

                                      ДОКЛАД

  «МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО

                      РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

                                                                                                 Концертмейстер

                                                                                                 Преподаватель

                                                                                                 ТУРКИНА Е.Е.

                                               СОДЕРЖАНИЕ

        ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

        1. ПРОЯВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ……5

         2. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК РЕБЕНКА

           И  ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ………………………..9

         3. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ

              ЛИЧНОСТИ …………………………………………………………….10

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….12

                                    ВВЕДЕНИЕ

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».

                                                                                             В.Г. Белинский

Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте. Музыка – один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни, прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются – это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по – своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому – либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.

       В наш век расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники музыка получила невероятное звучание. Музыка звучит по радио, телевидению, на концертах – слушатели бывают разных возрастов: молодежь, дети, школьники, старики, взрослые, и на всех музыка влияет не одинаково, формируя личность человека.

Дети, они так восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. А песня эта мелодичная, душевная. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции. В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое – то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления».

Дети старше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки; назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. К шести семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению. И для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.

                   1. Проявление музыкальности в раннем детстве

         Великий советский композитор Д.Д.Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и огромно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становятся. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значении воспитания в человеке любви к музыке, умении её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формирование личности ребенка, её интересы и способности. Психологи отмечают, большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.

Уже известно, что ранее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности – эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляются движения. Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года: он играл на органе, скрипке в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияние музыки на воспитание детей – это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка, на развитие творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности ребенка. Часто взрослые задают вопрос: « Надо ли приобщать ребенка к музыке, если у него нет ярких проявлений?» Ответ: положительный. Выводы о музыкальности ребенка можно делать лишь после того, когда он получит правильное и надлежащие музыкальное воспитание и обучение. Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и с правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, развитие эмоционально сопереживать чувствам и мыслям, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою. Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается не только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально – ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности. Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Музыка воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучивший вопросы влияния мажорного и минорного ладана состояние организма ребенка, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает и формирует личность ребенка во время работы и при отдыхе.

Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании личности ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка (педагоги – логопеды используют пение при лечении заикания), что способствует выработке вокально – слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.

Занятия музыкально-ритмическими упражнениями основаны на взаимосвязи музыки и движения, такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения присутствуют и при движениях, соответственно ребенок изменяет скорость, степень напряжения, амплитуды направления.

О роли музыки в повседневной жизни хочу подчеркнуть особо. Музыкальное воспитание личности ребенка особо осуществляется на праздниках и развлечениях. Развлечение является важным средством углубления всестороннего развития и формирование личности дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности ребенка, повышает заинтересованность, активность детей ко всему, что предлагается им, помогает также создать радостную атмосферу, способствует формированию у детей положительных качеств, эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщает к коллективным переживаниям, развивает инициативу, творческую выдумку. Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь ребенка, способствуют более полному и гармоническому их развитию.

2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его       интеллектуальное развитие

          Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступления других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движений под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, – вовремя начать и закончить её; в танцах, играх – уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребенка.

Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер пьес.

3. Задачи музыкального воспитания,  формирование личности

         Основная задача формирования личности ребенка – всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитании личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание ребенка – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие ребенка – это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности.

Задачи музыкального воспитания, формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей. Перечислим задачи:

1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2. Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, развивать инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении и формировании личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Теория и практика музыкального воспитания в детских образовательных учреждениях показала, что эти задачи выполнились при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, идейно и профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Источник