Музыка как средство развития эмоциональной сферы ребенка
Г. Л. Нацаренус
(магистрантка 1 курса, направление «Научно-методическая деятельность»
Институт исторического, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация: В статье рассматривается такое понятие как эмоциональная сфера, какие факторы будут способствовать успешному развитию эмоциональной сферы дошкольников, а так же даны рекомендации музыкальным руководителям ДОУ для более успешного развития эмоциональной сферы дошкольников.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, музыкальность, музыкальное воспитание музыкальная деятельность.
В настоящее время, проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность во всём мире. В процессе обучения, воспитания и развития ребёнка, многие педагоги делают акцент на физическом и познавательном развитии, зачастую забывая о важности эмоционально-личностного развития, которое в свою очередь связано с психологическим и социальным развитием ребёнка.
Дошкольное детство − самое благоприятное время для развития ребёнка. Именно в дошкольном возрасте развиваются все психические процессы, появляется первый багаж знаний, умений, навыков у ребёнка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве.
Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регулировании его высших психических функций и поведения в целом. По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей − одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Только полноценное формирование личности ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л.С.Выготский). [2].
Эмоциональное развитие дошкольников − процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Ребенок − дошкольник впечатлителен, стремиться к признанию себя среди других людей.
У ребенка дошкольного возраста ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов − двух наиболее важных сфер его психического развития.
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, так как, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку от рождения. Они приобретаются в процессе воспитания, обучения, развития.
Дошкольный период − I cтупень начального образования, где закладываются знания ребёнка об окружающем мире, воспитываются социально-коммуникативные качества, познавательный интерес, развивается речь, мышление, и конечно же эмоциональная сфера.
Ребёнок в раннем дошкольном возрасте ещё не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.
Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду. Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками в разных видах деятельности и общения, постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу.
Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, педагогу необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Он – образец для ребенка. «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие». [5].
Развитие эмоциональной сферы дошкольников происходит в процессе воспитания и развития во всех образовательных областях, и в течение всего дошкольного периода, но более всего эмоциональное развитие проявляется на музыкальных занятиях в детском саду. Художественно-эстетическая область направлена на формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, восприятия музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности, в процессе которой у ребёнка появляются первые эмоции, отклик на восприятие музыки.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, формирует вкусы и воспитывает чувства человека. Музыка всегда занимала особое место в воспитании подрастающего поколения, особенно в воспитании детей дошкольного возраста. Ведь в дошкольном возрасте формируется все те качества, которые необходимы для дальнейшего развития и становления личности.
Музыка, из всех видов искусств занимает особое место, благодаря ее эмоциональному воздействию на человека. Многовековой опыт педагогов музыкантов, и специальные исследования доказывают влияние музыки на психику, физиологию человека. [1].
Именно поэтому, в разных видах деятельности с детьми, утверждается тезис о важности музыкального воспитания, который будет способствовать формированию духовно – богатой, эстетически и музыкально развитой личности чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой как интеллектуально, так и физически.
Музыка отражает отношение ребёнка ко всему, что происходит вокруг, это позволяет ему понять себя, и найти своё место в обществе.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. [5].
Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании. Ну и наконец, музыка развивает эмоциональную сферу. [1].
Эмоциональная отзывчивость на музыку − одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» «языком чувств, моделью человеческих эмоций» она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. [6].
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, раскрытие творческого потенциала, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку.[3].
Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически – успокаивающе или возбуждающе (в зависимости от её содержания) был доказан крупнейшим физиологом В.М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи буквально с первых дней жизни. [1].
Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка. Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих способностей, дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку.
Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа. [4].
Музыкальный руководитель в детском саду, должен учитывать психологические особенности и возможности ребёнка, и подбирать такой репертуар для слушания, который не будет противоречить природе ребёнка, и вызовет эмоциональный отклик в душе каждого дошкольника.
Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа [3].
Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания, ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.
Для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста целесообразно знакомить их с разнообразным репертуаром; обогащать слуховой опыт ребенка; развивать умение формировать оценочные суждения о музыке в целом; умение эмоционально реагировать на музыку, уметь передать музыкальный образ в движении и танце. Помимо слушания и восприятия музыки, ребенок должен принимать активное участие в непосредственно самой музыкальной деятельности, например занятие танцами, пение, освоение ритмических упражнений, участие в театрализации и т.д. [7].
Достаточно личный эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Высокая эмоциональность дошкольников является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками. Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально, отзываться на услышанные им музыкальные произведения. Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что развитие эмоциональной сферы дошкольника − это важный этап, который играет главную роль для общего гармоничного развития ребенка.
И в связи с этим, предъявляются огромные требования к специалистам дошкольного учреждения. Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку.
А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, любовь и дружба, умение сочувствовать другому человеку. Все эти составляющие и будут способствовать становлению гармонично развитой личности.
Литература:
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина. − М.: Просвещение, 1981, 228 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией В.В Давыдова − М.: Педагогика, 1991, 168 с.
- Методика музыкального воспитания в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной.− М.: Просвещение, 1982, 336 с.
- Музыкальное воспитание в детском саду. / Сост. О.П. Радынова и др.- М.: 1994, 276 с.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.− Ч.1.− М.: 1997, 154 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. // Избр. труды: в 2т.− М.: 1985.−Т.1.
- Эмоциональное развитие дошкольников. / Под редакцией А.Д. Кошелевой. – М.: 1985.− 174с.
Источник
Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности
Ширинских Тамара Васильевна,
музыкальный руководитель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №62 «Золотой улей»
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитать на его лице, в позе, жестах, во всём его поведении. Развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «видеть» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями.
Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человека к пониманию системы разноаспектных ценностно-смысловых переживаний. Именно специально организованная музыкальная деятельность, способная структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т.д., должна по праву стать важным аспектом педагогической деятельности.
Актуальность мною выбранной темы определяется потребностью нашего общества в эмоционально-чувственном воспитании. Ведь понимание эмоций и чувств является важным аспектом в становлении личности.
Работая музыкальным руководителем, я провела диагностику уровня развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку, в ходе которой выяснила, что у детей на недостаточном уровне сформированы умения слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства, что говорит о низком уровне развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку. Проведя анкетирование родителей, я сделала вывод, что большинство из них не осведомлены в вопросах эмоционального развития личности, но положительно отнеслись бы к тому, чтобы их детей развивали, воспитывали в этом направлении.
Заинтересовавшись данной темой, я ознакомилась с трудами таких авторов, как Буренина А.И., Иванов А.А., Апраксина О.А., Карелина И.О., ознакомилась с программами музыкального воспитания дошкольников авторов Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры», Шуваловой А.В. «Музыка – хранительница эмоций». Изучив данную литературу, я подтвердила своё мнение о том, что художественно-творческая, музыкальная деятельность обеспечивает условия максимального расширения границ чувственно-эмоционального самовыражения детей.
Новизна опыта состоит в комбинации методик Радыновой О.П., Шуваловой А.В., направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкальную деятельность, приемлемых для работы с детьми 4 – 7 лет, и использование их в разделе программы музыкального развития Логиновой В.И. «Детство».
Проведя исследование, я обнаружила противоречия между необходимостью развития эмоционально-чувственной культуры дошкольников и:
- низким уровнем компетентности родителей по данному вопросу;
- отсутствием в ДОУ дополнительных специалистов, занимающихся художественно-эстетическим и эмоциональным развитием детей (изобразительной деятельности, хореографии, психолога);
- недостаточным количеством художественно-эстетических ценностей в непосредственном окружении ребёнка, оказывающих стимулирующее влияние на развитие эмоциональной сферы.
Целью моей деятельности стало развитие эмоционально-чувственной культуры дошкольников через различные виды музыкальной деятельности.
Гармоничное сочетание задач различных разделов программы «Детство» В.И.Логиновой, по которой работает наш детский сад, и опора на основные принципы музыкальной педагогики позволило сформулировать задачи моей работы:
- способствовать развитию мышления (осознания эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и т. д.);
- формировать умение понимать и чувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;
- развивать умение творческой интерпретации музыки различными средствами художественной выразительности.
Работа велась по трём направлениям:
- работа с воспитателями;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Основным направлением работы была работа с детьми. Мною был составлен перспективный план работы по эмоциональному развитию дошкольников 4 – 7 лет и разработаны конспекты тематических занятий, праздников и развлечений.
В младшем возрасте я решала следующие задачи:
- побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на произведения искусства;
- воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
- способствовать развитию эмоциональной сферы детей через участие в различных видах музыкальной деятельности.
Для решения этих задач был составлен цикл занятий с использованием разнообразных видов музыкальной деятельности, что позволило детям всесторонне познавать красоту окружающего мира. Предлагаемая система занятий позволяет создать условия для самовыражения, способствует формированию представлений о добре и красоте, побуждая детей к эмоциональному реагированию.
Занятия начинаются с музыкального приветствия, чтобы дети могли настроиться на совместную музыкальную деятельность, получить положительный настрой. Я использую такие упражнения-приветствия, как «Ласковое имя», «Передай приветик», «Колокольчик».
Развитие эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Поэтому на каждом занятии к детям приходят куклы, мягкие игрушки. С их помощью дети знакомятся с базовыми эмоциями. Игрушки побуждают детей к совместной творческой деятельности.
Обязательным элементом занятия является слушание музыки, в ходе которого дети приобщаются к миру прекрасного. Для усиления эмоционального воздействия музыки, использую прием ознакомления с произведениями живописи соответствующей тематики. Так, при прослушивании музыкального произведения И. С. Баха «Шутка» предлагаю детям рассмотреть картину Ф.Хальса «Смеющиеся мальчики» и сравнить эмоции, выраженные художником и композитором — совпадают ли они.
Важным компонентом музыкального занятия является исполнительство. Через пение, движение, игру дети проявляют себя, выражают свои чувства и эмоции, погружаются в мир собственных переживаний.
На занятиях так же я использую игры и упражнения, которые не только развивают музыкальные способности детей, но и которые учат детей жить дружно, сплачивают их, помогают чувствовать других, сопереживать. Это такие игры, как «Карусель», «Волшебный мяч», «Это я! Узнай меня!».
Играть со словом не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а участие взрослых делает это занятие ещё более привлекательным. Поэтому в своей деятельности особое место уделяю речевым играм с использованием пиктограмм эмоций («Зайка», «Дружный дом» и др.). В таких играх дети проявляют большую выдумку и фантазию, избавляются от неуверенности, стеснительности.
Итогом проведения цикла занятий является организация досугов и развлечений эмоционально-эстетической направленности. В содержание досугов включаю варежковый театр «Сказка, приходи!», театр би-ба-бо «Колобок», что позволяет закрепить понимание различных эмоциональных состояний, передаваемых музыкой.
В среднем возрасте решаю следующие задачи:
- расширять диапазон воспринимаемых детьми эмоциональных состояний, закреплять умение их различать, используя различные выразительные средства;
- способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, обогащая словарь детей понятиями, передающими оттенки эмоциональных состояний;
- совершенствовать эмоциональную выразительность в процессе вовлечения детей в различные виды музыкальной деятельности.
На этом возрастном этапе я расширяю задачи по эмоциональному развитию, пополняю «эмоциональный словарь». Для того чтобы сформировать у детей умение понимать, сравнивать и анализировать эмоции, отражаемые в искусстве, развивать умение правильно выражать и передавать чувства, на своих занятиях я использую такие наглядные материалы, как «Дерево эмоций», «Волшебные гномики».
Дошкольники этого возраста с большим удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие, как «Весёлая прогулка», «Игра в лесу». Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов.
Большую выдумку и фантазию дети проявляют в этюдах-драматизациях, которые способствуют развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений и сценок, используя мимику и пантомиму («Считалка», «Катилось яблочко», «Лиса, петухи кот», и др.).
Для закрепления понятий, полученных на занятиях, использую такие дидактические игры, как «Музыкальный календарь», «Музыкальная шкатулка», «Музыкально-цветовой светофор» и др.
Для лучшего понимания смысла мира эмоций провожу игровые занятия с детьми: «В мире эмоций», «Путешествие мышонка». Итогом проведения циклов занятий в среднем возрасте стало итоговое занятие «Путешествие в волшебный лес», задачей которого было закрепить с детьми понятия об основных эмоциях, совершенствовать умение детей передавать эмоциональное состояние музыкального образа с помощью выразительных средств (мимики, пантомимы).
В старшем возрасте я ставила задачи:
- познакомить с возможностями музыки в передаче внутреннего эмоционального мира человека и окружающей жизни;
- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в различных видах музыкальной деятельности, формировать умение выражать эмоции, возникающих при слушании музыки;
- формировать умение аргументировать свои суждения, используя музыкальную терминологию.
Занятия с детьми старшего возраста ориентированы на развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке, художественному слову. Кроме того, они дают детям возможность проявить усвоенные знания о средствах эмоциональной выразительности в процессе участия в различных видах музыкальной деятельности.
Важной составляющей эмоционального развития детей этого возраста является театральная деятельность, а самым эффективным видом деятельности в развитии театральных способностей детей являются игры-драматизации, такие, как «Кот Васька», «Ёжик и мышки», «Теремок». Эффективность эмоционального развития детей в процессе драматизации обеспечивается только с помощью синтеза пения, движения и театральной деятельности. Поэтому на своих занятиях использую пантомимические этюды, которые помогают детям выразить эмоциональные состояния героев, их образы («Как у наших у ворот», «Зазнайка»). В работе с детьми над мимикой лица использую пиктограммы. Дети выбирают карточку с изображением соответствующим настроению и образу героя и пытаются передать его. Развить пантомимические навыки детям помогают различные игры и упражнения: «Горе», «Радость», «Обида» и т.п. В игре «Музыкальная книжка» предлагаю рассмотреть ситуации, изображенные на картинках, и передать их в движении, эмоциях под музыку. Для развития мимики я использую упражнения: «Цветы», «Пробуем конфетки», «Ароматный чай», «Яблоки».
Накопив определённый опыт актёрских навыков, перехожу к игре-спектаклю («Полянка», «Муха-Цокотуха»). Оформление обычной сюжетной музыкальной игры в игру-спектакль подводит детей к виду исполнительской деятельности от игры «для себя» к игре «для других». Это способствует росту творческой активности, эмоциональному переживанию музыкально-игрового образа. Гармоничное сочетание театрального искусства, музыки, движения вместе с развитием детского творчества, положительно влияет на эмоциональное развитие детей.
Итогом проведения работы по развитию эмоционально-чувственной культуры в старшем возрасте является музыкально-театрализованное представление «Как у батюшки Царя», в содержание которого включены разнообразные виды детской музыкально-творческой деятельности. Дети, при исполнении песенных, танцевальных номеров, театрализованных сценок, демонстрируют всё богатство знаний о мире эмоций, умение владеть средствами их выражения.
Вся работа строится на системе взаимодействия с воспитателями детского сада по вопросам эмоционального развития дошкольников. Мною разработан перспективный план консультаций по вопросам эмоционального развития дошкольников. Даю рекомендации воспитателям по оформлению дидактических игр, направленных на эмоциональное развитие дошкольников средствами музыки. Оказываю помощь в подборе музыкального материала воспитателям для создания эмоционального фона на их занятиях. Воспитатели проводят в группах предварительную работу, подготавливающую детей к восприятию материала на музыкальных занятиях, а так же закрепляют полученные знания и умения в самостоятельной деятельности детей вне занятий.
Укрепление связей с семьями воспитанников происходит не только через привлечение их к участию в организации и проведении праздников, но и через разъяснительную работу о необходимости развития эмоционально-чувственной культуры детей. Поэтому мною проводятся индивидуальные и коллективные консультации, открытые занятия с демонстрацией приёмов воздействия на эмоциональную сферу детей. Для проведения работы по эмоциональному развитию детей в семье, вниманию родителей предлагаю цикл игровых заданий, творческих упражнений.
Для выяснения результативности своей работы я, ориентируясь на методику диагностики уровня музыкального развития А.В.Шуваловой, отобрала критерии, по которым провела диагностику эмоционального развития детей средствами музыки, и, сравнив показатели, полученные в начале работы над темой опыта и после проведения работы, направленной на развитие эмоционально-чувственной культуры дошкольников сделала вывод, что в результате организованной мною целенаправленной систематической работы, у детей значительно повысился общий уровень эмоционально-чувственной культуры. Если в младшем возрасте высокий уровень отсутствовал, то в старшем он возрос до 70%, что свидетельствует об эффективности влияния на эмоциональное развитие детей использованных в ходе работы над опытом методов и приёмов.
Приобретённые детьми знания о средствах эмоциональной выразительности в музыке, умение воспринимать произведения искусства и выражать свои эмоции в музыкальной деятельности, стали фундаментом для дальнейшего развития эмоционально-чувственной культуры в школе, обогатили внутренний эмоциональный мир каждого ребёнка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. // Музыкальная палитра №4 / 2006.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей – М.: ООО «ИКТЦ», «ЛАДА», 2006. – 224с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
- Ежкова Н. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента. // Дошкольное воспитание №8 / 2004.
- Званцугова А.А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности. // Дошкольная педагогика № 1 / 2007.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. // Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 2005.
- Кузнецова Г. Детское музыкальное исполнительство. // Дошкольное воспитание № 5 / 2008.
- Короткова Т.В., Шабельникова Е.Ю. Развитие эмоционального отношения дошкольников к окружающему звучащему миру. // Дошкольное образование Белгородчины: Проблемы. Находки, Опыт. Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Белгородской области. Выпуск 1. – Белгород: ЛитКараВан,2008.
- Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Ярославль: Академия развития, 2008. – 240с.
- Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. – Изд. 3-е. – М.: Музыка, 2007. – 63 с.
- Рогаткина Т. Синтез искусств: дорога в детство, или Новое измерение педагогики. Музыка и настроение. // Музыкальный руководитель №5 / 2006.
- Фадеева С. Музыка как объединяющее начало в эстетическом развитии. // Дошкольное воспитание № 7 / 2007.
- Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей.- М: ООО «ИДРИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008. – 189с.
- Художественное творчество в детском саду / Под редакцией Н.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2004.
Источник