Музыка как средство эмоционального развития ребенка

Музыка как средство эмоционального развития ребенка thumbnail

Анна Клемчук
Развитие детских эмоций средствами музыки

Развитие детских эмоций средствами музыки

Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — все это проявления эмоций.

Это может показаться странным,но: эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых.

Отсюда следует, что актуальность данной проблемы очевидна.Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Одним из средств развития эмоций является музыка.

Музыка как самый эмоциональный вид искусства развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности. Благодаря музыкальному развитию, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в настоящее время является очень актуальной. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений.

Музыкальное искусство, как известно, обладает огромным воздействием на эмоции человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

• Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;

• Расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;

• Создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений;

• Закрепление эмоционального словаря (настроение, эмоции,пиктограмма: веселый, грустный, печальный, удивленный, испуганный, спокойный и т. д.);

• Умение распознать настроение других, развитие эмпатии;

Развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях.

С основными эмоциями дети знакомятся в ходе всего учебно – воспитательного процесса, где они переживают различные эмоциональные состояния, вербализируют свои переживания, осваивают опыт сверстников, познают литературу, живопись, музыку. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Для достижения цели используются следующие работы с детьми:

Приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики»;

Рассматривание репродукций картин: Музыкально – дидактическая игра «Подбери эмоцию под картину»;

Картинка «Веселый клоун» – определить пиктограмму («Веселый», «Грустный», «Злой», которая не соответствует картинке;

Фрагменты мультфильмов, по которым дети определяют название мультфильма, персонажей и исполняют песни из них, подбирают эмоции;

Использование мимики и пантомимики: использование этюдов «Сладкая конфета», «Грязь»;

«Скажи наоборот» – предлагается назвать противоположные эмоции.

Веселый – грустный

Спокойный – сердитый

Испуганный – спокойный

Печальный – веселый

Элементы психогимнастики:

Игровой сеанс «Лесная фея»: Этюд «Сказочный лес», Этюд «Друзья поссорились», Этюд «Поделись с другом», Этюд «Обиженная лиса», «Кустики»;

Дальше не говорить.

Путешествие в город эмоций: «Улица радости», «Улица Грусти», «Улица страха», «Улица смеха», «Расслабление», «Изобрази правильно», «Листочки на память».

Таким образом, в процессе реализации своей работы,я предполагаю достичь следующих результатов:

• Повысить уровень эмоционального развития детей;

Развивать способности детей контролировать свои эмоции;

• Расширять словарь детей эмоциональной лексикой;

• Закрепить навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Источник

Музыка обладает возможностями воздействия не
только на взрослых, но и на детей самого раннего
возраста.

Более того, и это доказано, даже внутриутробный
период чрезвычайно важен для последующего
развития человека: музыка, которую слушает
будущая мать, оказывает положительное влияние на
самочувствие развивающегося ребенка (может быть,
и формирует его вкусы и предпочтения). Только
развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно
приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее
основы. Дошкольный возраст важен для
последующего овладения человеком музыкальной
культуры. Если в процессе музыкальной
деятельности детей будет развито их
музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет
бесследно для последующего развития человека,
его общего духовного становления.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо
разнообразных сведений о музыке, имеющих
познавательное значение, беседа о ней включает
характеристику эмоционально-образного
содержания. Словарь детей обогащается образными
словами и выражениями, характеризующими
настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыкальная деятельность предполагает
умственные операции: сравнение, анализ,
сопоставление, запоминание, и таким образом
способствует не только музыкальному, но и общему
развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования
основ музыкальной культуры детей дошкольного
возраста. В дошкольной педагогике музыка
рассматривается как ничем не заменимое средство
развития у детей эмоциональной отзывчивости на
все доброе и прекрасное, с которым они
встречаются в жизни.

Музыка для ребенка — мир радостных
переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот
мир, надо развивать у него способности, и прежде
всего музыкальный слух и эмоциональную
отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои
воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку
из окружающих его звуков, шумов. Он
сосредоточивает свое внимание на услышанной
мелодии, замирает на какое-то время,
прислушивается, реагирует улыбкой, гулением,
отдельными движениями, проявляет “комплекс
оживления”. Дети постарше обладают уже
возросшими психическими способностями. Они
осмысливают некоторые связи между явлениями,
способны сделать простейшие обобщения —
определить, например, характер музыки, назвать,
по каким признакам сыгранная пьеса веселая,
радостная, спокойная или грустная. Им понятны и
требования: как надо спеть различную по
характеру песню, как двигаться в спокойном
хороводе или в подвижной пляске. Складываются
также и музыкальные интересы: оказывается
предпочтение тому или другому виду деятельности,
жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные
проявления художественного вкуса — способность
дать оценку произведениям и их исполнению.
Певческие голоса в этом возрасте приобретают
звонкость, напевность, подвижность.
Выравнивается диапазон, вокальная интонация
становится более устойчивой. Если четырехлетние
дети еще нуждаются в постоянной поддержке
взрослого, то при систематическом обучении
большинство шестилетних детей поет без
инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях
направлены на выполнение учебных и творческих
заданий. Они усваивают исполнительские навыки и
импровизируют собственные незатейливые мелодии,
а при исполнении различных танцев стремятся
по-своему передать различные танцевальные
движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка
обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи
эстетического воспитания с нравственным,
умственным, физическим. Осуществлению
идейно-нравственного воздействия помогают
правильно разработанная программа и подобранные
в соответствии с возрастными возможностями
детей произведения. Но самое главное — это
“школа чувств”, которые формируются благодаря
особому свойству музыки — вызывать
сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях активизируется также
познавательная и умственная деятельность. Дети о
многом узнают, внимательно слушая произведение.
Однако воспринимают они лишь самые общие его
черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная
отзывчивость не утрачивает своего значения, если
перед ребенком будут поставлены задачи
вслушаться, различить, сравнить, выделить
выразительные средства. Эти умственные действия
обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний
ребенка, придают им осмысленность.

Читайте также:  Общие представления о движущих силах психического развития ребенка

Гармоничность музыкально-эстетического
воспитания достигается лишь в том случае, когда
используются все виды музыкальной деятельности,
доступные дошкольному возрасту, все творческие
возможности растущего человека. Вместе с тем,
усложняя педагогические задачи, нельзя
злоупотреблять особой детской восприимчивостью.
Само музыкальное искусство, его особенности
выдвигают перед педагогом необходимость решения
ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только
развитие эмоциональной отзывчивости и
восприимчивости дает возможность широко
использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в
определенно организованной системе с
разнообразными музыкальными произведениями и
используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам
музыкальной деятельности, формируя восприятие
музыки и простейшие исполнительские навыки в
области пения, ритмики, игры на детских
инструментах. Знакомить с начальными элементами
музыкальной грамоты. Все это позволит им
действовать осознанно, непринужденно,
выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей
(сенсорные способности, ладовысотный слух,
чувство ритма), формировать певческий голос и
выразительность движений. Если в этом возрасте
ребенка обучают и приобщают к активной
практической деятельности, то происходит
становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию
музыкального вкуса. На основе полученных
впечатлений и представлений о музыке
проявляется сначала избирательное, а затем
оценочное отношение к исполняемым
произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке
прежде всего в такой доступной для детей
деятельности, как передача образов в музыкальных
играх и хороводах, применение новых сочетаний
знакомых танцевальных движений, импровизация
попевок. Это помогает выявлению
самостоятельности, инициативы, стремления
использовать в повседневной жизни выученный
репертуар, музицировать на инструментах, петь,
танцевать. Конечно, такие проявления более
характерны для детей среднего и старшего
дошкольного возраста.

Музыка — искусство, воздействующее на ребенка
уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное
влияние ее на эмоциональную сферу способствует
возникновению первоначальных ответных действий,
в которых можно видеть предпосылки к
формированию в дальнейшем основных музыкальных
способностей.

Чтобы развитие детей в этом направлении
совершалось успешно, необходимо организовать
работу по музыкальному воспитанию с учетом
особенностей музыки и возрастных возможностей
детей.

Содержанием музыкального воспитания детей от
рождения до четырех лет является вовлечение их в
разные виды музыкальной деятельности,
формирование у них внимания, интереса к музыке,
подготовка их к приобретению некоторых
исполнительских навыков.

Уже на первом году жизни педагог организует
общение детей с музыкой, накапливая у них опыт
слушания простейших мелодий (спетых или
исполненных на детских музыкальных
инструментах), побуждает реагировать на них
голосом или движением, создает предпосылки для
активной музыкальной деятельности ребенка на
последующих этапах развития.
Все музыкальные способности объединяются единым
понятием – музыкальность. “Музыкальность – это
комплекс способностей, развиваемых на основе
врождённых задатков в музыкальной деятельности,
необходимых для успешного её осуществления”
(Радынова О.П.“Музыкальное развитие детей”).

Ядром музыкальности являются три основные
способности, которые необходимы для успешного
осуществления всех видов музыкальной
деятельности: эмоциональная отзывчивость,
музыкальный слух, чувство ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – это
центр музыкальности ребенка, основа его
музыкальной деятельности, необходимая для
прочувствования и осмысления музыкального
содержания и его выражения в исполнительской и
творческой деятельности.

Музыкальный слух необходим для чистого
интонирования при пении, чувство ритма – для
движения, танцев и игре на музыкальных
инструментах.

Современными исследователями доказано, что
формировать основы музыкальной культуры,
развивать музыкальные способности нужно
начинать как можно раньше. Бедность музыкальных
впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно
будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для
формирования основ культуры необходима
соответствующая окружающая среда, которая даст
ему возможность познакомиться с разнообразной
музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников – это
различные способы, средства познания детьми
музыкального искусства (а через него и
окружающей жизни, и самого себя), с помощью
которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются
следующие виды музыкальной деятельности:
восприятие, исполнительства, творчество,
музыкально-образовательная деятельность. Все
они имеют свои разновидности. Так, восприятие
музыки может существовать как самостоятельный
вид деятельности, а может предшествовать и
сопутствовать остальным видам. Исполнительство
и творчество осуществляется в пении,
музыкально-ритмических движениях и игре на
музыкальных инструментах. Музыкально-
образовательная деятельность включает в себя
сведения общего характера в музыке как виде
искусства, музыкальных жанрах, композиторах,
музыкальных инструментах и т.д., а так же
специальные знания о способах исполнительства.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои
особенности, предполагает овладение детьми теми
способами деятельности, без которых она не
осуществима, и оказывает специфическое влияние
на музыкальное развитие дошкольников. По этому
та важно использовать все виды музыкальной
деятельности.

Музыкально-образовательная деятельность не
существует изолированно от других видов. Знания,
сведения о музыке даются детям не сами по себе, а
в процессе восприятия музыки, исполнительство,
творчество, по ходу, к месту. Каждый вид
музыкальной деятельности требует определенных
знаний. Для развития исполнительства, творчества
нужны специальные знания о способах, приемах
исполнительства, средствах выразительности.
Обучаясь пению, ребята приобретают знания,
необходимые для овладения певческими навыками
(звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В
музыкально-ритмической деятельности
дошкольники осваивают различные движения и
способы их исполнения, что также требует
специальных знаний: о слитности характера музыки
и движений, о выразительности игрового образа и
его зависимости от характера музыки, от средств
музыкальной выразительности (темпа, динамики,
акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия
танцевальных шагов, усваивают названия танцев,
хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных
инструментах, дети так же получают определенные
знания о тембрах, способах, приемах игры на
разных инструментах.

Таким образом, необходимо помнить, что
музыкальное развитие положительно влияет на
общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется
мышление, обогащается эмоциональная сфера, а
умение переживать и чувствовать музыку помогает
воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость
в жизни. Развиваются и мыслительные операции,
язык, память. Поэтому развивая ребёнка
музыкально, мы способствуем становлению
гармонично развитой личности, что очень важно.
Музыкальная деятельность дошкольников – это
различные способы, средства познания детьми
музыкального искусства (а через него и
окружающей жизни, и самого себя), с помощью
которого осуществляется и общее развитие.

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском
    саду. –М.; Просвещение, 1981г.
  2. Методика музыкального воспитания в детском
    саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. – М, 1982г.
  3. Метлов Н.А. Музыка – детям- М.; Просвещение, 1985г.
  4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального
    воспитания. – М.: 1972г.
  5. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального
    образования. – М.; 1986г
  6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей
    – М., Л., 1977г.
  7. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н.
    Методика музыкального воспитания – М., 1989г.
Читайте также:  Педагогическое воздействие на развитие личности ребенка

Источник

Структурное подразделение детский сад общеразвивающего вида      “Буратино” государственного бюджетного общеобразовательного      учреждения Самарско й области средней общеобразовательной школы №2

с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский

                                        Доклад на тему:

«Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»

                                                          Музыкальный руководитель: Фадеева О.Н.

Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /

                  Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично». Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.  Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может  в жизни быть успешным человеком.  Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.

         Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим         собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.

         Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Окружающая действительность в какой-то мере либо тормозит развитие эмоционального мира ребенка, либо искажает этот процесс. В настоящее время существует большое количество программ для развития эмоционального интеллекта взрослых. Однако эта проблема наиболее актуальна для дошкольного возраста.

            Музыка – прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в направлении совершенства. Именно она даёт то, что не может дать ничто иное. Ведь уже установлено, что эмоциональное влияние музыки втрое большее, чем от литературы, и в пять раз большее, чем от изобразительного искусства, а ум стимулируется даже пассивным представлением музыки. Музыка стимулирует все биологические функции человека и в большей степени, чем другая деятельность, воспитывает чувства, формирует эстетический вкус. 

              Музыка – самое действенное средство в природе для воспитания любви людей, а также побуждения выполнять полезную и хорошую работу. Под действием музыки воспитывается сердечность, чувствительность, благородство, достижение красоты. Развитый музыкальный слух помогает общению с другими людьми. Только правильно услышав интонации речи другого человека, различные её нюансы, можно правильно оценить душевное состояние партнёра по общению, его хорошие или плохие намерения. Музыка влияет на духовную жизнь ребёнка и помогает распространять добро и красоту. 

     Одна из важнейших воспитательных задач музыки – пробуждать положительные эмоции. Положительные чувства поощряют, пробуждают положительные мысли, а положительные мысли – положительные действия. Музыка – это возбудитель хорошего настроения и наилучший успокоитель, снимающий нервное напряжение. Учёными установлено, что искусство влияет на разных уровнях: на физиологическом (замечаем изменения в сердце, дыхании), на психологическом (внимание, эмоции, понимание, мышление), на социальном и духовном плане. Музыка быстрее всего может пробудить эмоции ребёнка, достичь его души. Ведь ребёнок реагирует на окружающий мир в первую очередь через эмоции. Значит, музыка – это пища для сильных эмоциональных потребностей. Наука психология доказала, что музыка очень значима тем, что взращивает духовные силы маленьких детей – интеллект, благородство, эстетические чувства.

          В последнее время я работаю над проблемой развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. На моих музыкальных занятиях музыка является одним из источников воспитания благородных чувств. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, под влиянием которых ребёнок может испытать глубокие эмоциональные переживания. 

       Классика (от лат. classikus – «образцовый») – образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов прошлых столетий. Классическая музыка гармонически сочетает в себе правдивое и эмоциональное содержание с совершенством формы, величайшее мастерство с простотой и доступностью. Она охватывает не только профессиональное творчество композиторов-классиков, но и образцовые произведения народного творчества.

Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка. Чтобы сделать общение детей с музыкой радостным и увлекательным нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности. Индивидуальная работа через игру, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности.

Первая стадия музыкального восприятия наступает при первом (а иногда и последующем) прослушивании музыкального произведения и отличается целостностью, нерасчлененностью впечатлений. Малоподготовленный слушатель, в том числе дошкольник, получает лишь общее впечатление о музыкальном образе, улавливает отдельные яркие детали музыки. У детей этого возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. Довольно часто эмоциональная реакция является положительной. Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации.

                 Например, ритмичный «Марш деревянных солдатиков», из «Детского альбома» П. И. Чайковского, вызывает у детей радость, хорошее настроение, эмоциональный подъем, а пьеса «Болезнь куклы», из того же альбома, заставляет грустить, переживать, жалеть. Однако бывает и так, что из-за неполноценного первого восприятия ребенок остается равнодушным к музыкальному произведению. Образ, возникающий у дошкольников при первом прослушивании, может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети почувствовали характер и настроение музыки, проявляли к ней эмоциональное отношение, понимали музыкальный образ. На этой стадии музыкального восприятия дети достаточно точно могут выразить характер прослушанной музыки в жестах, мимике, моторно-двигательных проявлениях, а также в словесных оценках. Занятие по слушанию музыки должно быть построено таким образом, чтобы дети могли услышать данное музыкальное произведение не менее двух раз, что позволяет углубить его восприятие. Глубина восприятия музыки на первой стадии зависит от разных причин: привлекательности для детей музыкального произведения, их общего развития и индивидуальных особенностей. Задача педагога здесь – помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка.

Читайте также:  Важные этапы развития ребенка первого года жизни

                   Вторая стадия представляет собой процесс углубления в содержание произведения, который характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс может происходить при повторном восприятии музыкального произведения. При этом закрепляются полученные ранее и наслаиваются новые положительные впечатления от музыки. Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к услышанному в положительную сторону. На второй стадии целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному и осмысленному. Педагоги могут предложить детям найти ответ на вопрос: «С помощью каких средств выразительности композитор передает содержание произведения?» Дети отмечают контрастность музыкальных образов (ласковое, мягкое или торжественное, энергичное звучание музыки), различают простейшую структуру произведения (запев песни и припев, две или три части инструментального произведения, тембровое звучание музыкальных инструментов: фортепиано, баян, скрипка, флейта, кларнет и т. д.). Постепенно накапливается запас любимых музыкальных произведений, которые дети слушают с большим удовольствием. Все это закладывает предпосылки для дальнейшего формирования музыкального вкуса.

               Третья стадия – это последующее восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащенное новыми музыкально – слуховыми представлениями. На этой стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, связанное с анализом средств музыкальной выразительности. Это создает особую и очень ценную возможность творческого восприятия музыки. Слушая уже знакомое произведение, ребенок по – своему представляет музыкальный образ, передавая его в игре, пении, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характеризующие тяжело ступающего медведя, хитрую лису, подвижных зайцев и т. д.

           Восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. На основании этого музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы по-настоящему слышать ее, – это напряженная работа ума и сердца и особое творчество. Воздействуя на слушателя, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Он создает надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на нее. У детей формируются навык слушания музыки (сосредоточенно от начала до конца, в полной тишине), умение рассуждать о ней, давая эмоциональную оценку ее содержанию. Если с детства ребенок растет в “немузыкальной” среде, у него может сформироваться негативное отношение к “серьезной” музыке, что в дальнейшем отрицательно скажется на его музыкальных предпочтениях, музыкальном вкусе, а прочувствованное, осмысленное восприятие музыки может уступить место ее поверхностному слушанию. В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений.

              Дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы – Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма – Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т. д. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты, важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков XIX века – М. И. Глинки, П.1 И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов XX века – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова и др.

Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка, на его эмоциональный интеллект. Дошкольникам понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди «Времена года», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Подснежник» (апрель), «Белые ночи» (май), «Баркарола» (июнь), «Осенняя песня» (октябрь) из фортепианного цикла п. И. Чайковского «Времени года», «Океан-море синее» – вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.). Прекрасно воспринимают детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н. А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.). Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года» и т.д.). Важно, чтобы дети, слушая программную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт дошкольников – способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Для восприятия детям доступна музыка, выражающая настроение, например, веселое («Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Полька» М. И. Глинки), грустное («Первая утрата» Р. Шумана, «Жалоба» А. Т. Гречанинова).

            Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. Одно и то же музыкальное произведение часто действует на людей по-разному. Во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.
            Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.

Источник