Музыка и ребенок с проблемами развития
МУЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Гуманистическая ориентация связана с созданием теории целостной личности , где реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире».Эта проблема обеспечивает гармоническое развитие ребенка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувства личной и социальной ответственности, движения личности к своему образу Я.Основная цель образования на личностное развитие ребенка означает изменение характера самого образования: «Образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем». Культура выступает своеобразным связующим звеном между социальным, генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества. Воспитание понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Образование обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства. Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно- направленном процессе обучения и воспитания детей. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой. Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально – художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях. Гуманистические ценности активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности, коммуникативных проявлении. Посредством музыкального искусства формируются и нравственно- эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку, предметам в форме сочувствия сострадания, почитания, благородства, созидания и т.д. Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкального искусства в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельности ребенка с проблемами, И выступает тем ключевым моментом, который определяет значение музыкального искусства в гуманистическом воспитании ребенка. Музыкальная Деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, музыку, игре, на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических художественных и семиотических функции.
Ребенок с отклонениями в развитии познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно—направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде. Взаимодействие ребенка с проблемами с музыкальным искусством осуществляется в условиях художественной среды, которая выступает компонентом, частью всей культурно-образовательной среды. Мы определяем художественную среду как «совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект, и которые определяют формирование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения». Педагоги рассматривают среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, влияющих и на динамику развития, и на появление новых качественных образований. При этом отмечаются необходимость понимания характера переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного отношения к среде и его активности в ней. Они характеризуют сущность среды в педагогическом процессе как условие для творческого саморазвития личности, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка. Художественная среда определяет взаимосвязь искусства и личности. Личность ребенка нормально развивающегося и с проблемами ра сматривается как субъект культуры, формирующийся в условиях этой среды. Взаимодействие субъекта со средой распадается на два относительно самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и ее освоение. Развитие ребенка в художественной (в данном случае в музыкальной среде) происходит только в результате деятельности. А взаимодействуя со средой в качестве ее субъекта, личность ребенка с проблемами испытывает и реализует эмоционально-эстетическую потребность, активизирует познавательные интересы, формирует ориентационно—ценностные представления и различные формы коммуникативно-рефлексивных основ.
Гуманизация коррекционно-образовательного процесса средствами музыкального искусства предполагает личностно-ориентированныи, деятельностный подход, который нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены Л.С.Выготским, А. Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном. Личность рассматривается или как субъект деятельности, который формируется в деятельности и в общении с
другими людьми. Деятельностный подход в музыкально-образовательном процессе предполагает, что в центре обучения находится ребенок с проблемами как личность с ее психологическими особенностями. Все методические решения и технология коррекционно-развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучаемого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта и других индивидуально—психологических особенностей, а также имеющихся нарушений в развитии. В целом личностно—деятельностный подход в художественно—эстетическом освоении мира ребенком с проблемами
означает, что прежце всего в этом процессе ставится и решается задача формирования гармоничной, нравственно совершенной, социально-активной личности через раскрытие внутренних резервов и компенсаторных
возможностей личности ребенка данной категории.
Музыкальное искусство обеспечивает ребенку возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется через восприятие и деятельность. Музыкально-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческого продукта. В этом освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности,
через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования
эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на
музыкальных инструментах. В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально—волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.
Источник
ГБОУ Азнакаевской школа для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Музыка, как одно из средств гармоничного развития личности
ребенка с проблемами в развитии»
Учитель музыки Шакирова Р.В.
Набережные Челны 2015 г.
Я сама, вот уже 14 лет работаю учителем музыки в коррекционной школе. И считаю, что уроки музыки очень нужны детям с проблемами в развитии. Музыка является источником новых позитивных переживаний для ребенка, развивает творческие способности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.
Через музыкальное искусство ребенок с проблемами в развитии осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира.
Все мы откликаемся на музыку, которая окружает нас повсюду с самого рождения, ощущаем на себе ее способность регулировать настроение, улучшать самочувствие. Как это происходит, никто определенно сказать не может, но влияние музыки на формирование основ гармоничной личности, духовный мир человека неоспоримо. Известно, что все дети, в разной степени, от природы музыкальны. И наша цель, как педагогов, использовать этот потенциал умело, с пользой для психического развития ребенка.
На уроках музыки я стараюсь создать доброжелательную, спокойную обстановку, чтобы каждый ученик мог свободно общаться. Учащиеся нашей школы это очень разные дети, у каждого свои недостатки в развитии, свой характер, свои проблемы. И к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, свой “ключик”. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому. Благодаря этому даже ребенок с очень тяжелыми нарушениями развития постепенно начинает заниматься с интересом. Ребенок чувствует что он может чего-то добиться, это состояние – ситуация успеха.
Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии.
В музыкальном воспитании “ситуация успеха” достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов музыкальной деятельности. Это могут быть исполнение любимой песни, слушание музыкального произведения, музыкальная игра и др. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое дается ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть или ощущать положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Только в этом случае можно говорить о факторе развития.
Необходимо определенное влияние взрослого, которое заключается в “снятии” у ребенка страха перед новой деятельностью, новым заданием, порожденного неуверенностью в себе. Помощь педагога в этом случае направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Важно поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с заданием.
Я хочу рассказать о своем ученике. Этот мальчик в младших классах был очень стеснительным, не уверенным в себе, даже можно сказать “замкнутым”. У него врожденный дефект “заячья губа” и он этого очень стеснялся.
Но на уроках я чувствовала что ребенок тянется к музыке, понимает ее, сопереживает. В татарском языке есть слово моң, моңлы бала. На уроках музыки, а потом и на занятиях вокального кружка я старалась помочь ему поверить в свои силы, в себя.
Каждую маленькую победу я воспринимала как большую, акцентировала на них внимание, а неудачи, ошибки разбирали и старались их больше не повторять.
К 8 классу без его выступления уже не проходило ни одно школьное мероприятие. Он научился не только хорошо петь, но и держаться на сцене как настоящий артист, выступал и на районном марафоне детей-инвалидов “Мы все можем”, где он достойно представил нашу школу. На выпускном исполнил две песни, одну для своей мамы и одну в подарок учителям, которые были рядом сним все эти годы. Это было очень трогательно и приятно.
И как итог еще раз хочу повторить: музыка обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.
Источник
Екатерина Столярчук
Доклад «Музыкальное занятие как основная форма музыкального воспитания дошкольников с проблемами в развитии»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
Доклад на тему:
«Музыкальное занятие как основная форма музыкального воспитания дошкольников с проблемами в развитии»
Стажировочная площадка
«Коррекционно- развивающая работа в ДОУ
воспитателей и специалистов службы сопровождения
в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема: «Взаимодействие воспитателя и
музыкального руководителя, инструктора
по физкультуре в коррекционно- развивающей работе»
музыкальный руководитель:
Столярчук Екатерина Сергеевна
Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие.
! Основная цель- помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.
Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие. Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление ребенка. !Именно поэтому музыкальные занятия всегда должны нести яркие положительные эмоции. Только на этом фоне можно успешно взаимодействовать с детьми, решая при этом воспитательные,образовательные и коррекционные задачи:
• приобщать детей с проблемами в развитии к основам музыкальной культуры, развивать их музыкально-эстетические интересы, потребности;
• способствовать коррекции нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности;
• формировать доступные знания о музыке, ее особенностях, о различных видах музыкальной деятельности;
• доставлять детям радость, создавая положительный эмоциональный фон, возможности для их самостоятельной и творческой деятельности;
• способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации.
!При организации и проведении занятий необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических образовательных потребностей, возникающих у детей из-за нарушения.
! В процессе музыкальных занятий основным средством обучения является сама музыка, ее восприятие и исполнение. Однако, чтобы ребенок с ОВЗ научился ее слышать и понимать, педагог-музыкант должен применять целый комплекс методов и приемов, специально направленных на решение задач музыкального развития и реализацию спланированного коррекционно-развивающего педагогического процесса.
Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкальных занятий, должны иметь коррекционную направленность. Так, в процессе слушания-восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.
У детей с задержкой психического развития в процессе восприятия музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди — взрослые.
В процессе певческой деятельности у детей данной категории развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция. Развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкость).
Как известно, для детей с ОВЗ характерно несовершенство двигательной сферы, вялость мышечного тонуса или гипертонус, плохая скоординированность движений. В процессе музыкальных занятий, при выполнении детьми музыкально-ритмических упражнений у детей постепенно формируются произвольность внимания, двигательный самоконтроль, целостность движений, активизируется воображение.
!Музыкально-ритмическая деятельность укрепляет и совершенствует двигательный аппарат ребенка, формирует точность, ритмичность движений, способствует ориентировке в пространстве. Дети благодаря музыкально-ритмической деятельности учатся выполнять простейшие движения под музыку, менять их в связи с разным характером и жанром музыки (марш, пляска, колыбельная, сопровождать пение несложными ритмическими движениями.
! Игра на детских музыкальных инструментах не только доставляет детям огромное удовольствие, активизируя самостоятельные и творческие проявления, но и развивает слух, память, способствует выработке координации движений рук, пальцев.
В целом у детей совершенствуются эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы, возрастает активность восприятия, формируется музыкально-слушательская культура.
! Для активизации детей и усиления эмоционального впечатления от музыки на занятиях следует применять игровые, наглядно – слуховые, наглядно –зрительные приемы: мягкую игрушку (бибабо, художественные иллюстрации и репродукции, наглядно – дидактический и поэтический материал, музыкальные инструменты. Это способствует эмоциональному развитию детей, а также речи, фантазии, воображения, творческих проявлений.
Одним из самых главных условий успешной работы с детьми является индивидуальный подход к ребенку. Следует уделять время каждому и никогда не принуждать его к действию. Педагог может увлечь ребенка с помощью выразительной интонации голоса (изменения ее во время беседы или пояснения, мимики, жеста, тактильных прикосновений. Это помогает усилить или ослабить эмоциональные проявления ребенка. А взаимодействие детей с яркими куклами, сказочными персонажами, «живыми игрушками» в исполнении взрослых просто необходимо!
!Положительного результата на музыкальных занятияхс детьми ОВЗ можно достичь при следующих условиях:
1. Занятия должны быть динамичными и эмоционально насыщенными.
2. Необходим индивидуальный поход к ребенку (называть по имени, смотря в глаза).
3. Использование наглядных приемов в сочетании с практическими.
(повтор, упражнения).
4. Тщательный подход к подбору детского репертуара.
5. Необходимо поощрять детей (словом, жестом, улыбкой, прикосновением).
Соблюдение всех этих условий сделает музыкальные занятия увлекательными и самыми желанными для ребенка.
Роль педагога в процессе проведения музыкальных занятий
Музыкальному руководителю принадлежит ведущая роль в планировании, организации и проведении музыкальных занятий. Успех коррекционно-развивающего обучения детей во многом зависит от его квалификации как музыканта, от его профессионализма, хорошего знания особенностей развития детей с проблемами и владения технологией музыкального обучения и воспитания таких детей. Он должен создавать на занятиях творческую атмосферу, в которой детям было бы комфортно, в которой они могли бы реализовать свои возможности. Музыкальный руководитель является для детей образцом при выполнении разнообразных музыкальных действий во время музыкального занятия, поэтому личный пример педагога, стиль общения с детьми и со взрослыми, желание увлечь детей музыкой, грамотная, выразительная речь, доброжелательность, стремление оказать необходимую помощь очень важны.
Музыкальный руководитель обязан планировать проведение музыкальных занятий. С этой целью он заранее подбирает музыкальный материал, соответствующий задачам музыкального воспитания и требованиям типовой программы, и продумывает методику его преподнесения детям. При этом следует обратить внимание на качество и доступность исполнения музыкальных произведений. Чтобы привить любовь детей к музыке, педагог сам должен проявлять эмоциональность и заинтересованное отношение к тому, что исполняет.
Планируя занятия, музыкальный руководитель определяет их структуру, задачи и содержание, методы и методические приемы, которые будут эффективными в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, готовит необходимое оборудование (дидактические пособия, музыкальные инструменты, атрибуты, элементы костюмов для музыкальных игр, драматизации и др.).
В процессе музыкальных занятий он должен осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, степень доступности материала, его усвоения.
Важной функцией музыкального руководителя является учет музыкального развития детей. С этой целью он периодически проводит диагностику уровня их музыкального развития, что позволяет следить за продвижением детей, их успехами и, наоборот, задержками в развитии и намечать дальнейшую перспективу в работе.
Музыкальный руководитель активизирует действия детей, оказывает необходимую помощь, подбадривает замкнутых, неуверенных в себе детей. На своем примере и на примере действий сверстников показывает, как следует выполнить то или иное задание. Своим поведением, умением общаться с детьми он создает на занятиях положительный эмоциональный фон, что помогает детям с особыми образовательными потребностями реализовать свои потребности в общении с музыкой, желание попробовать себя в разнообразных видах музыкальной деятельности, проявить самостоятельность и творчество. Все это позволяет постепенно формировать у детей музыкальные способности, навыки музыкальной деятельности, содействовать социальной адаптации детей.
В своей работе музыкальный руководитель опирается на помощь воспитателей и дефектолога. Вместе с ними он определяет те коррекционные задачи, которые необходимо решить в процессе музыкальных занятий. Дефектолог предоставляет музыкальному руководителю и воспитателям результаты диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер каждого ребенка, что дает возможность учитывать эти особенности при проведении занятий и планировать их, четко видя перед собой перспективу.
Воспитатель также помогает планировать и проводить музыкальные занятия: совместно с детьми участвует во всех видах музыкальной деятельности, помогает детям овладевать движениями под музыку, приемами игры на детских музыкальных инструментах, раздает атрибуты для музыкально-ритмических упражнений, игр, танцев, организует детей для выполнения заданий. Заранее подготовленный воспитатель может дать образец исполнения движения или игры на музыкальном инструменте.
Воспитатель хорошо знает детей группы и может помочь музыкальному руководителю дополнительной информацией о каждом из детей в целях более эффективной коррекционно-направленной работы.
Воспитатель оказывает помощь музыкальному руководителю в проведении диагностического обследования детей с целью выявления уровня их музыкального развития.
Все педагоги ДОУ комбинированного вида должны работать в тесной взаимосвязи, хорошо осознавая, что от их совместной работы, взаимопомощи, взаимопонимания во многом зависит успешность коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого средствами музыкального воспитания детей.
Источник