Музыка и развитие интеллекта ребенка

Влияние музыки на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Одна из проблем, интересующая педагогов – это взаимосвязь музыкального и интеллектуального  (умственного) развития дошкольника.  Эта  взаимосвязь  была актуальна ещё в древности. Например,  занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

           Прежде чем стать для ребёнка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Музыкальный руководитель должен научить ребёнка слушать и слышать музыку, но это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения.

           Познание  дошкольником окружающего мира происходит в двух основных формах – это чувственное познание и абстрактное мышление.

 Всё, что окружает ребёнка, усваивается через органы чувств. В музыке –  это слуховые ощущения, лежащие в основе музыкального слуха,  а  слуховые ощущения  позволяют человеку воспринимать и различать основные свойства музыкального звука. Восприятие ребёнком отдельных свойств музыкального звука  выдающаяся педагог-музыкант Н. Ветлугина отнесла к специальной группе сенсорных процессов.

          Процессы, сопровождающие восприятие музыки, многоплановы, как само искусство. Когда ребёнок  целостно воспринимает средства музыкального произведения, сложные взаимосвязи между мелодией и ритмом, гармонией, только тогда можно говорить о развитых формах сенсорных процессов.

           Таким образом, сенсорные процессы, на которых основываются  музыкальные переживания,  делятся на простые (ощущения и различные свойства звуков в их сочетаниях) и сложные (эстетически окрашенные  музыкальные переживания), то есть восприятие музыкальных образов. И в том и в другом случае происходит сложная работа сознания, что напрямую связано с умственным  воспитанием. Дети не просто слушают музыку, они  сравнивают звуки, разные по высоте, называют средства музыкальной выразительности, тембровую окраску. Усвоение детьми способов сенсорных действий, активизируют их умственные способности.

 Определяя задачи сенсорного воспитания детей, Н. Ветлугина выделила следующие:

  • Формировать слуховое внимание;
  • Приучать дошкольников вслушиваться в разнообразные  звуковые сочетания;
  • Учить детей  улавливать смену контрастных и одинаковых звуковых соотношений;
  • Обучать способам обследования музыкального звучания.

Решая эти задачи, музыкальный руководитель способствует

формированию мыслительной деятельности дошкольника, таких свойств ума, как гибкость, быстрота и креативность.

Д. Б. Кабалевский  видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность, искусство стать грамотным слушателем, человеком, которому музыка приносит  радость и высшее наслаждение, требует умения  понимать музыку, откликаться сердцем  и умом на то, что создал композитор, думать и переживать.

          Музыкальное развитие ребёнка, направленное  на понимание музыки как вида искусства, осуществляется  в различных видах музыкальной деятельности. Слушание-восприятие  способствует  формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды  деятельности (пение, музыкально-ритмическая, музицирование) удовлетворяют потребность ребёнка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество. Например, музыкально-ритмическая деятельность.

 Музыкальное искусство формирует потребность  в творческой преобразовательной деятельности. Важно научить ребёнка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения.

          Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный  путь передачи музыкально-эстетических переживаний.

          Т. С. Бабаджан рассматривает ритмические  движения,  как выявление эмоций,  связанных с музыкальным образом. А музыкальный исследователь Б. М. Теплов пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка! «Как только они превращаются  в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка становится просто аккомпанементом  к движениям, весь музыкальный смысл этих  занятий исчезает».

            Итак, соотношение музыки и движения в ритмике  решён однозначно: музыке отводится  ведущая роль, движению – второстепенная. Вместе с тем, только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное  музыкально-ритмическое воспитание детей.

           Одной из главных задач музыкально-ритмического воспитания является задача развивать творческие способности детей – учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать свой игровой образ, свою пляску, комбинируя различные знакомые движения.

            Чтобы развивать у детей чувство ритма,  выразительность движения, фантазию, воображение, на музыкальных занятиях можно использовать  такой педагогический материал, как игры со словом.

          В основе большинства игр – народные тексты. Они особенно удобны для  распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие  мелодического и ритмического начала позволяет  выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: дробный, хороводный, переменный шаг, поскоки, боковой галоп, лёгкий, стремительный бег.

Читайте также:  Центр развития ребенка 188 саратов

         Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он хорошо запоминается  в процессе игрового действия. Главное – это выразительное, ритмическое произношение текста. А текст любой игры  можно использовать для развития ритма, ведь его легко воспроизвести хлопками.

         На музыкальных занятиях дети разучивают игры с музыкальным сопровождением. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных  персонажей, знакомит с народными традициями – всё это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические  и двигательные навыки.

         Игры с музыкальным сопровождением нравятся всем детям. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично. Происходит процесс самовыражения  в движении через творчество детей.  

            Творческие проявления дошколят в движении являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, конечно, если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Последовательность творческих заданий наилучшим образом способствует творческому развитию детей:

  • На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей;
  • На втором этапе – создать музыкально-игровые образы в действиях отдельных персонажей; передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс);
  • На третьем этапе детям в игре предлагают взаимосвязь нескольких персонажей, найти элементы национальных танцев;
  • На четвёртом дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца.

Творческая активность детей во многом зависит от их интеллектуального развития.  Автор работы «Изучение музыкальности» Е. Сега, в качестве компонентов музыкальности выделил ритмический,  мелодический, гармонический.  Автор подчёркивает значение в музыкальной деятельности интеллекта. В этих исследованиях явно выражена тенденция к интеллектуальной, познавательной стороны музыкальности.

 Тенденцией к  «интеллектуализации  музыкальности» объясняется интерес к выявлению связи между музыкальными и умственными способностями на примере самовыражения ребёнка через творчество.

           Итак, создаваемые музыкальными играми условия  способствуют музыкально-творческой деятельности детей; проявлению индивидуальных творческих способностей ребёнка; пробуждению чувства достоинства, уверенности в себе, самореализации;  разностороннему формированию личности ребёнка.

 Игровые задания можно использовать в качестве самостоятельного дидактического средства обучения, поскольку их содержание и структура содержит все необходимые условия для реализации задач по музыкально-творческому и интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников.

Литература:

  1. Н. Ветлугина «Музыкальное развитие дошкольников», Москва 1993 г.
  2. Л. Выготский  «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва 1999 г.
  3. О. Радынова « Музыкальное воспитание дошкольников»,                                           Москва  2000 г.
  4. Б. Теплов «Психология музыкальных способностей»,                                               Москва    1947 г.
  5. Т. Бабаджан «Музыкальная работа с предшкольниками»,                                                Москва 1996 г.

Источник

Кто из родителей не мечтает о том, чтобы его ребенок был здоров и интеллектуально развит? Сегодняшний мир насыщен стрессами, экологическими проблемами и интенсивным жизненным ритмом. Как при всех наших нагрузках, семейных переживаниях и финансовых неурядицах дать детям не только отличное образование, но и радость общения, тонкое эмоциональное восприятие красоты природы и классического искусства? Как сохранить их физическое и психологическое здоровье в бесконечной гонке за временем, деньгами, карьерой? Такая возможность существует! Чем в более раннем возрасте вы приобщите ребенка к программе, о которой мы хотим вам рассказать, тем более потрясающих результатов вы добьетесь в его здоровье и развитии. Но и в любом возрасте можно наверстать упущенное.

Многочисленные исследования подтвердили влияние классической музыки на здоровье и интеллект вашего ребенка. Классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.

В середине ХХ века во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и отоларинголог А.Томатис предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм. Томатис использовал музыку для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей. Из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта. По исследованиям Томатиса тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор использовал плавные тридцатисекундные переходы от «forte» (громко) к «piano» (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга. В результате он ввёл в употребление термин «Моцарт-Эффект». Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в нежном возрасте (до трёх лет) Моцарта, становятся умнее.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка и его нарушения

Не только музыка Моцарта обладает целительным и развивающим воздействием на человека. Целый ряд классических музыкальных произведений очень положительно сказывается на здоровье человека, формирует отличные физиологические параметры головного мозга, что обеспечивает оптимальные условия развития интеллекта, в том числе и когда интеллектуальные функции подавлены.  Целый ряд научных исследований доказал, что слушание определенной классической музыки усиливает нашу мозговую активность. Послушав определенные произведения, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют бесспорное повышение интеллекта. Из таких исследований были сделаны выводы в отношении воспитания и лечения детей. Кроме А.Томатиса, эта идея разрабатывалась нейробиологом Гордоном Шоу из Калифорнийского университета (США) и его аспирантом Ленг во время первых попыток моделировать работу мозга на компьютере. В результате многочисленных экспериментов с больными и здоровыми людьми исследователи высказали предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными сетями, слушание определенной классической музыки может вызвать длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности, помочь справиться с ее нарушением, стимулировать мозговую активность практически на всю жизнь. В Центре Здоровья «Искусство Жизни» специалистами-медиками и профессионалом-музыковедом создана программа оздоровления и развития детей, которая за четыре года дала результаты, превосходящие все ожидания. Дети, участвующие в занятиях, намного реже болеют. Их школьные успехи и поведение в классе значительно улучшилось. Самое удивительное, что доброта, послушание, внимание и другие положительные качества детей отмечены и учителями, и родителями.

Очень часто нам задают вопрос о том, что подразумевается под названием «классическая медитативная музыка». Занятия проводятся таким образом, что дети могут не только услышать музыкальные произведения и узнать историю их сочинения, значение, отражение жизненных процессов в музыке, но и научиться переживать услышанное. Каждый урок – это настоящий спектакль, а участники его – каждый из присутствующих. Дети учатся выражать практически свои переживания через рисунок, танец, сочинение сказки и другие формы творчества. Каждый музыкальный фрагмент обязательно накладывается на настоящий жизненный опыт ребенка и идет совместное проживание и обучение сочувствию, помощи и преодолению жизненных ситуаций, обучение радости и творчеству.

Таким образом, классическая музыка, специально подобранная для разных жизненных моментов, помогает каждому человеку острее воспринимать себя и окружающий мир, а ребенку гармонично развивать свои дарования, интеллект и душевные качества. И взрослые и дети демонстрируют удивительные результаты восстановления здоровья и профилактики заболеваний после участия в специальной программе медитативной классической музыки. Пожалуй, на сегодняшний день, это самый эффективный и безвредный метод, дающий интеллектуальное, физическое и творческое оздоровление и развитие ребенка.

Источник

О благотворном влиянии классической музыки на человека говорят уже давно. Беременным даже советуют слушать такую музыку, чтобы малыш хорошо развивался и смог раскрыть свои таланты. А с 90-х годов XX столетия появилась просто удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны очень интересные факты.

Активизация
коры головного мозга

Первые опыты в этом направлении были проведены на крысах. Два месяца их “заставляли” по 12 часов в сутки слушать одно и то же – сонату до-мажор Моцарта. В результате крысы “поумнели” и стали пробегать лабиринт на 27% быстрее и делали значительно меньшее ошибок (на 37%), чем обычные крысы.

Что касается людей, то здесь ученые исследовали активность мозга с помощью магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. Т.е. она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. В некоторых случаях также возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но ТОЛЬКО прослушивание музыки Моцарта активизировало практически ВСЮ кору. Как образно выразились ученые, практически вся кора головного мозга начинала светиться.

Научные теории

Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и собственно по частоте звука.

Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. В Университете штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки почти 60-и различных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной 20-30 секунд. Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а вот Моцарт занял первое место сверху.

Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются ЧАЩЕ, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 — 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты.

Музыка,
повышающая интеллект

Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут,  то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен очень интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:

1 – сидели в полной тишине;
2 – слушали аудиокнигу;
3 – слушали сонату Моцарта.

Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги

1 – на 14%;
2 – на 11%;
3 – на 62%.

Впечатляющие результаты, не правда ли?!

Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.

Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления.

У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние. Отсюда вывод — надо постоянно поддерживать молодость.

Невиданный пример

Не могла пройти мимо такого поразительного примера торжества воздействия музыки Моцарта. Прежде всего, высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. И наш пример об этом.

Наверное, мало кто знает, что всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, и мы все его знаем.

Читайте также:  Основные этапы развития нервной системы ребенка

Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать великим актером. Потом он скажет:

До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления.

Заключение

Надеюсь, что эта статья вызвала у вас желание слушать Моцарта. В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта (чтобы снизить количество аварий). У нас же на улицах вы не услышите классическую музыку. Да у нас даже трудно найти радиостанцию с нормальной музыкой. Но что вам мешает делать себе хотя бы непродолжительные сеансы музыкотерапии из удивительной музыки Моцарта.

Источник