Музыка и психофизическое развитие ребенка
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2 слайд
Актуальность
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности.
Данная проблема (особенности психофизического развития детей дошкольного возраста) находит отражение в исследованиях ученых В. М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина и многих других.
3 слайд
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Ещё в 40- 50 годы массовый интерес к искусству как терапевтическому средству, привёл к выделению самостоятельных научных направлений: арт-терапия (лечение средствами изобразительного искусства), музыкотерапия и танцевальная терапия.
4 слайд
Современная арт-терапия включает множество направлений:
музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, песочная терапия, изотерапи,. игротерапия.
Сказкотерапия –это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.
Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
Песочная терапия – ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Игротерапия – способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Изотерапия –позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
5 слайд
Музыкотерапия – один из методов психотерапевтического воздействия. Контакт с помощью музыки безопасен, снимает страхи, напряжённость. Лечебная физкультура под музыку позволяет достичь нужной ритмичности и стимулировать пациента к преодолению дискомфорта при выполнении упражнений.
Говоря о гармоничном развитии личности, Лев Семенович Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов, всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая слуховым рецептором, она воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Музыка влияет на психику, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. Так, В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение
6 слайд
Виды музыкальной деятельности
Музыкальное воспитание предполагает различные виды музыкальной деятельности, каждая из которых способствует нормальному психофизическому развитию дошкольника. Это: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения. игра на детских музыкальных инструментах, игры и хороводы.
Советский психолог Даниил Борисович Эльконин в своей книге «Детская психология» отмечал: «… нужно иметь в виду, что положительное влияние различных видов деятельности на развитие ребенка во многом зависит от методов педагогического руководства. .. В отношении каждой деятельности должен быть найден такой метод ее организации, при котором ребенок не только приобретает новые умения, но — и это главное — у него происходит переход на более высокую ступень психического развития… Уже простые наблюдения показывают, что если ребенок присматривается к показываемому ему новому действию, прослеживает, как его производит взрослый или другой ребенок, предварительно выделяет в условиях предстоящего действия наиболее существенные моменты, то и усвоение этого действия проходит успешно. Наоборот, если ребенок не стремится к тому, чтобы представить себе, что ему предстоит делать, и сразу приступает к выполнению действия, то он сталкивается с рядом трудностей, усвоение действия идет медленно, и взрослому приходится много раз возвращать ребенка к исходному образцу. Обычно удачи усвоения действия относили за счет внимательности ребенка, а неудачи — за счет его невнимательности.»
Восприятие музыки путем слушания требует особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение. В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух – способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу. Дети прислушиваются к звучанию, отмечают характер музыкальных произведений. Они пытаются понять, о чем рассказывает музыка. Слушание музыки делает малыша более наблюдательным и чувствительным.
Пение – погружение в мир звуков через пение, развитие голоса, слуха, речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления.
В процессе музыкально-ритмических игр, упражнений, танцев дети учатся передавать музыкальные образы в движении. Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают характер персонажей. Так рождается творческое воображение, то есть развиваются творческие способности. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие навыков ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка, улучшает его осанку, координацию, внимание, одновременно снимает стресс и усталость. Поэтому мы можем говорить о ритмопластике, как о здоровьесберегающей технологии, положительно влияющей на физическое и психическое здоровье детей. Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями.
Играя в оркестре, дети учатся слышать музыку, других и себя. Ведь очень велико инструментальное воздействие на психику человека. Так, ударные инструменты и медные духовые физически бодрят, придают силы, а струнные: скрипки, виолончели – воздействуют на сердце, ориентированы на сострадание
7 слайд
Вывод: Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка дошкольного возраста, можно заключить, что в этом возрасте у детей формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Занятия музыкой способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Помнить: главное в работе с детьми не «научи», а «не навреди»! Невозможно заставить детей полюбить рисовать, петь, танцевать; можно только увлечь, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Не забывать, что игра, игровой метод, пропитывающий все виды музыкальной деятельности – одно из основных условий здоровьесберегающей педагогики искусства.
Список используемой литературы
1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
2. О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников»
3. Д.Б.Эльконин Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). — М
., 1960.
4. Интернет ресурсы
Источник
Влияние музыки
на психическое развитие ребенка
дошкольного возраста
в рамках выполнения основной
образовательной программы
Жманковой Елены Андреевны
музыкального руководителя
МБДОУ детский сад № 2
“Аленький цветочек”
Корсаковского городского округа
Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая слуховым рецептором, она воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха.
Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.
Необычайно ярко представлен эмоциональный мир человека в музыке. В этом не может сравниться с ней никакое другое искусство. “Музыка, – писал Д.Шостакович, – способна выразить сокрушающий и мрачный драматизм; упоение счастьем, скорбь и экстаз, обжигающий гнев и ледяную ярость, бурное веселье и меланхолию, и не только все эти чувства, но и тончайшие их оттенки, переходы между ними, которые не могут быть высказаны словами и недоступны ни живописи, ни скульптуре”.
Влияние музыки на ребенка в утробе матери.
Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным ряда исследований, еще до рождения ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира.
Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка. Она успокаивает ребенка, помогает физическому и умственному развитию. Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать на звуки, чаще всего в виде толчков. В некоторых исследованиях обнаружено, что дети, даже находясь в утробе матери, имеют свои собственные предпочтения в музыке. Если будущая мать слушает лирическую классическую музыку, скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары ногами. А музыка в стиле рок или металл может спровоцировать настоящие танцы в животе матери. Музыка является своего рода терапией. Поэтому важно, чтобы будущие матери пели своим детям, особенно мелодичные колыбельные песни, слушали классическую музыку.
Влияние музыки на новорожденных.
В связи с успокаивающим воздействием музыки многие ученые считают, что она ускоряет развитие недоношенных детей. Музыка положительно влияет на нормализацию дыхания и частоты сердечных сокращений, уменьшает боль и ускоряет рост, нормализует обмен веществ недоношенных детей, который помогает быстро достичь необходимого веса.
У новорожденного малыша (по данным А. А. Люблинской), на 10-12 день жизни возникают реакции на звуки. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки комплексом оживления, радуется или успокаивается. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию музыки. В четыре-пять месяцев ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
При восприятии музыки дети второго года жизни проявляют ярко-контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации, подпевая взрослому, ребенок повторяет отдельные слоги, окончания музыкальных фраз песни. В этот период он овладевает простейшими движениями: хлопает в ладоши, притопывает, кружится под звуки музыки.
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное развитие с самого раннего детства.
Влияние музыки на детей более старшего возраста.
На третий и четвертый год жизни у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Дети могут спеть маленькую песенку, самостоятельно сплясать, используя простые движения.
Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: “Почему?”, “Отчего?” Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать обобщение. Он наблюдателен и способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, другая медленная); на каком инструменте играют мелодию. Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность, устойчивость. Налаживается вокально-слуховая координация. Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах.
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Шестой и седьмой год жизни – период подготовки детей к школе. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Говоря о гармоничном развитии личности, Лев Семенович Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.
Музыка – средство эстетического воспитания ребенка
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое. Приобщение к истинной красоте формирует эстетисеские эмоции, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий и суждений. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни.
Музыка – средство формирования морального облика ребенка
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. По мнению Льва СеменовичатВыготского генетическими формами регуляции поведения в детстве долго остаются эмоции и, вероятно, именно им в процессе развития принадлежит роль регуляторов становления личности как целостного образования. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Песни о Родине, о героях, о любимом крае пробуждают чувства любви и потриотизма. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии.
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Все основные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) по психологическому механизму связаны с воображением, индивидуальной переработкой имеющегося у ребенка жизненного и музыкального опыта, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя песню, нужно вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.
Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Музыка – средство активизации умственных способностей.
Исследования показали, что человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правая – тембр и мелодию.
Восприятие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.
Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.
Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти. Слушание музыки развивает у ребенка умение четко дифференцировать окружающий его мир, делает малыша более наблюдательным и чувствительным.
Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух – способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу. Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А речь, как известно, является материальной основой мышления.
Музыка – средство физического воспитания
Психологи утверждают, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции.
Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными телодвижениями, “проживая” в пластических образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её интонационную сущность. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
В процессе музыкально-ритмических игр, упражнений, танцев дети учатся передавать музыкальные образы в движении. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие навыков ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка, улучшает его осанку, координацию, внимание, одновременно снимает стресс и усталость.
Пение является наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Пение считается эффективным средством лечения заикания у детей.То, что дети не могут сказать, легко могут спеть. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
«Живая» музыка сопровождала человека от рождения до конца жизни, и он всегда мог быть участником музицирования. Поразителен терапевтический эффект от музицирования: музыкальный инструмент в руках человека- это личный психотерапевт. Игра на инструментах учит столь необходимому в наше время умению расслабляться и концентрироваться; лечит нарушения дыхания, координационные нарушения слуха (с которыми связано снижение грамотности в устной речи и в письме).
Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.
Музыка
Способ выражения себя
Объект восприятия
движение
музицирование
выразит.
пластика
игра на
муз.инст-рументах
танец
пение
в
жизни
на
концерте
с полным внима-
нием
“между делом” как фон
формы: слушание
запись
“живая”
Рис.1. Место музыки в жизни детей (Царькова Е., Соловьева Е.)
Вывод: Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Занятия музыкой способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
Источник