Музыка для развития ребенка дошкольного возраста

Музыка для развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста-это важная составляющая в воспитании ребёнка и его общем развитии. Необязательно ставить перед собой твёрдую цель, чтобы ваш кроха стал выдающимся музыкантом. Задача родителей-привить любовь малыша к музыке, показать многогранный мир прекрасных звуков, научить слушать и наслаждаться музыкой. А если вдруг вы заметите одаренность вашего карапуза и его заинтересованность в этой сфере, то необходимо развивать талант, который подарила сама природа.

музыкальное развитие детей дошкольного возраста

Влияние музыки на детей. Польза музыки

Психологи считают, что малыш, находящийся в утробе матери уже слышит звуки. Самые четкие и дорогие для него-это голос мамы и её сердцебиение. Еще до рождения карапуза можно начинать заниматься музыкальным развитием: петь песни и слушать правильную музыку.

Многие мамы, находясь в положении, могут заметить, что их малыши в животике могут по-разному реагировать на ту или иную мелодию: кто-то чувствует активное шевеление, кто-то наоборот чувствует, что кроха успокоился. Музыка до рождения способствует развитию различных эмоций. Специалисты отмечают, что дети, которым мамы включали преимущественно классические произведения, осваивают различные навыки значительно лучше.

Когда малыш появляется на свет, он положительно реагирует на знакомые звуки, чувствуя себя в безопасности. Рекомендуется включать малышам спокойную и негромкую музыку как можно чаще.

Некоторые родители ошибочно полагают, что музыкальное развитие детей не имеет никакой пользы для ребёнка. Однако, музыка является важным пунктом в воспитании детей дошкольного возраста. Она благоприятно влияет на психическое и физическое развитие малыша, на его речь, нервную систему.

Польза музыки:

  • Музыка оказывает положительное влияние на творческие способности малыша. Она помогает развивать фантазию и воображение. Сначала различные мелодии способны вызвать у крохи определённые эмоции, затем малыш может представлять себе образы, а после и изображать на бумаге свои личные ассоциации от прослушанной музыки.

  • Музыкальное развитие детей  не обходится без прослушивания классической музыки. Ее полезно слушать всем и в любом возрасте. Классика развивает эстетический вкус, музыкальный слух и чувство ритма.
  • Прослушивание звуков природы (шелест листьев, пение птиц, звук дождя и тому подобное) успокаивают и убаюкивают малыша.
  • Детям, с которыми занимались музыкальным развитием, легче изучать точные науки и иностранные языки.
  • Благодаря музыкальному развитию дети становятся более общительными и легче находят общий язык с другими людьми. Если ребенок учится играть на музыкальном инструменте, то такие занятия учат трудолюбию и терпению, воспитывается сила воли.
  • Музыка помогает привить любовь ребенка к доброму и прекрасному, расширяет кругозор и развивает интеллект.

Что и как слушать

Безусловно, музыка является одним из факторов, который влияет на эмоциональное состояние человека. Психика у малышей отличается особой нежностью, поэтому молодым родителям важно понимать, какую музыку включать для своего ребёнка.

Прослушиванию музыкальных композиций для детей младшего возраста рекомендуется отводить не более 1 часа в день. Это время можно разделить: например, в первой половине дня включать на полчаса веселые и бодрые песни, а вечером-полчаса спокойной музыки. Включайте музыку во время физических упражнений, или когда делаете зарядку.

Не следует ставить громкость на максимум, поберегите слуховой аппарат малыша. Дети хорошо реагируют на высокочастотный звук, поэтому старайтесь исключить музыку с низкочастотной мелодией.

Не давайте ребёнку наушники! Такой аксессуар негативно влияет на развитие слухового аппарата.

Не торопитесь знакомить своего карапуза с такими музыкальными направлениями, как рок и транс. Эти стили слишком тяжелые для утонченной психики малыша.

Сегодня в мире музыки огромное количество различных стилей, и не все из них подойдут маленькому слушателю. Рассмотрим основные направления, которые будут полезны для прослушивания с детьми младшего возраста и его музыкального развития.

  1. Классическая музыка остаётся самой полезной и важной не только для детского прослушивания, но и для взрослых. Включайте классику, как можно чаще. Доказано, что музыка Моцарта, Вивальди, Бетховена и других классических композиторов оказывает положительное воздействие на процессы в организме детей, психо-эмоциональное состояние. Дети, которые слушают классическую музыку становятся более терпимы по отношению к окружающим людям. Рок и реп, наоборот, способствуют повышению агрессии.
  2. Народные песни. Также как и классика показана для детского прослушивания. У ребёнка расширяется кругозор и представление о собственном народе и о своей родине.Такой жанр благоприятно влияет на детскую, ещё неокрепшую психику, способствует духовному развитию.
  3. Колыбельные. Испокон веков мамы и бабушки всегда напевали малышам колыбельные песни. В настоящее время этот вид музыки все также популярен.Приятные, спокойные колыбельные песни благоприятно влияют на нервную систему малыша, способны успокоить и подготовить ко сну.
  4. Для музыкального развития детей отлично подойдут бодрые и веселые ритмы. Включив песню из знакомого мультфильма, можно устроить совместные танцы. Тем самым малыш получает позитивные эмоции, радостный настрой.

Конечно, у ребёнка в дальнейшем будут появляться определенные предпочтения в музыке. С точки зрения педагогики и гуманности, не нужно запрещать ребёнку слушать тот или иной жанр.

Нельзя ограничивать свободу выбора своего чада. Такие запреты могут только лишь привести к различным проблемам и конфликтам в семье. Но все-таки в раннем возрасте малыша, отдавайте своё предпочтение вышеуказанным жанрам, тем самым формируя правильное восприятие и понимание музыки.

развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Развитие музыкально творческих способностей детей

Многие родители полагают, что если в семье нет музыкально одаренных родственников, то и заниматься с ребёнком музыкой смысла нет.

Сам по себе навык если и проявится, то в очень незначительной степени. Любое творческое начало очень важно развивать. И родители играют огромную роль в формировании творческих способностей.

Необязательно стремиться сделать из своего ребёнка второго Моцарта. Достаточно лишь уделять время своему малышу и развивать его в различных направлениях. Чем больше и разнообразнее способы развития вашего чада, тем больше вероятности, что он найдёт свое место в жизни и станет настоящим профессионалом своего любимого дела.

Музыкальное развитие детей не является исключением и очень важно уделить внимание данному способу, как можно раньше.

Ранее музыкальное развитие ребёнка способствует формированию правильного восприятия музыки. Родителям следует показать малышу, какая красивая бывает мелодия, привить любовь к музыке. Каждому возрасту соответствует определенный этап в музыкальном развитии.

Музыкальное развитие детей с рождения до 2 лет

музыка для развития детейСлуховое восприятие новорожденного намного лучше развито, чем зрение. Ещё находясь в утробе матери, малыш прекрасно слышит её голос. Дети хорошо повторяют речь людей, звуки животных. Исследователи доказали, что детский лепет одинаковый у всех малышей вне зависимости от их национальности.

Самый первый музыкальный инструмент для младенца-это всем известные погремушки. Они воспроизводят разнообразные звуки: звонкие, глухие, трескучие. Покупайте своему крохи различные погремушки, сравнивайте звучание.

Помимо погремушек, существует и огромное количество разнообразных музыкальных игрушек. При покупке очень важно обращать внимание на то, чтобы звук был качественный.

Малышам рекомендуется петь колыбельные песни перед сном, а во время бодрствования включать бодрые и веселые песни. Детям с двух лет можно предложить самостоятельно выбрать песню из предложенных вами. Например, перед зарядкой пусть малыш сам выберет понравившуюся песню или мелодию.

Дайте крохе понять, что значит двигаться под музыку. Включите бодрую песню и изобразите марш или наоборот, под спокойную мелодию плавно двигайтесь.

Музыкальный репертуар для малышей должен быть разнообразным. Помимо различных песен из известных мультфильмов, дети отлично воспринимают легкую джазовую музыку («summertime» Дж.Гершвина, «Осанна», музыкальные композиции Вебера).

Для малышей и взрослых полезно слушать звуки природы (пение птиц, журчание ручейка, шелест деревьев, треск костра).

Всегда обсуждайте с ребёнком услышанное, интересуйтесь, что ему понравилось больше и какие эмоции возникают у малыша. Может случится и так, что кроха испытывает негативные эмоции.

Развитие музыкой детей с 2 до 4 лет с помощью музыкальных инструментов

В этот период жизни малыша можно знакомить с первыми музыкальными инструментами.

Барабан. Такой музыкальный инструмент точно оценит каждый ребёнок. Предложите малышу постучать ручкой, затем пальчиками. Отбейте вместе с малышом ритм. Хотя для карапуза такие действия ещё сложные, но с помощью данных упражнений вы заинтересуете кроху. Палочки лучше пока убрать, чтобы ребёнок не травмировался.

Бубен. Принцип барабана, только ещё добавляются звенящие кольца. Покажите ребёнку, что звук может сопровождать любую песню. Делайте удар на те слоги в словах, которые звучат более четко (в траве сидел кузнечик, совсем как огуречик). Добавить звон бубенчиков можно на протяжные гласные звуки (крыла-а-а-тые каче-е-ели летят, летя-а-а-ат, летя-а-ат).

Очень хорошо на таких инструментах развивать чувство темпа и ритма у малыша. Для этого подойдут быстрые песни, например «танец маленьких утят» и «а может быть ворона» и медленные «песенка водяного», «колыбельная медведица». Показывайте малышу ритм таких песен, стуча пальцами по барабану или бубну.

Также можно отлично продемонстрировать ритм на примере шагов (топ-топ), увеличивая и уменьшая скорость.

Ложки. Таким музыкальном инструментом пользоваться уже сложнее. Потребуется время, чтобы малыш научился держать их правильно и извлекать звук. Возьмите две деревянные ложки, сложите их тыльной стороной друг к другу, а кончики зафиксируйте резинкой. Держать необходимо ложки за кончики, но не крепко. Сначала малышу будет достаточно трудно контролировать силу, необходимо добиться расслабленного состояния руки.

Такой музыкальный инструмент подходит не только для народных песен, но и для других ритмичных произведений («антошка»).

Металлофон. Звучание от такого инструмента разнообразное и звонкое. Здесь также важно держать палочку правильно, сильно не сжимая, иначе звук не получится чистым.

Во всех музыкальных процессах важно и пение. Дети любят подпевать знакомым песням. Обычно у них ещё нет страха к пению вслух. Пойте вместе, хвалите ребёнка. Такое занятие отлично поднимает настроение, малыш получает массу позитивных эмоций.

Музыка для развития детей 4-6 лет

В 4 года дети все также любознательны. В этот период уделите особое вниманию прослушиванию музыкальных композицией. У ребёнка уже сформировался определённый опыт, он уже разбирается в некоторых музыкальных инструментах, и с легкостью может определить звучание того или иного инструмента в мелодии.

В этом возрасте можно знакомить малыша с другими музыкальными инструментами, расширяя его кругозор. Можно включить звучание различных инструментов, а на изображении показать, как они выглядят. Например, из группы клавишных, это пианино; духовые инструменты-труба или флейта.

Походы в консерваторию дадут хороший толчок для начала творческого пути в мире музыки. Также можно совместно просматривать видеозаписи, обсуждая и анализируя увиденное. Узнайте у малыша, каков был ритм и темп у произведения.

Ребёнка можно познакомить с такими понятиями как «минор» и «мажор», «стаккато» и «легато». Не так сложно объяснить малышу значение этих слов: минор-это грустно, мажор-радостно. Скажите малышу, что если во время прослушивания композиции хочется плакать, значит он услышал минорный звукоряд («танец маленьких лебедей»), а если музыка вызывает радость, значит-мажорный («чунга-чанга»). Стаккато-резкое и отрывистое звучание («улыбка»), легато-плавное и замедленное («во поле березка стояла»).

После 4 лет можно даже попробовать с малышом заниматься медитацией под музыку. Приготовьте для своего крохи уютное тёплое местечко, приглушите свет. Включите спокойную и негромкую музыку, объясните малышу, что необходимо закрыть глаза, расслабиться. Начинайте рассказывать добрую историю под тихое звучание мелодий. Заниматься медитацией можно по 20-30 минут. После чего предложите ребёнку нарисовать то, какие образы он представлял, каких он выдел главных героев. Только рассказывайте простую историю, не осложняйте различными событиями. Если малыш не хочет рисовать, просто обсудите с ним ваш рассказ. Такое совместное времяпровождение способствует тёплым взаимоотношениям в семье, ребёнок чувствует себя любимым и счастливым.

С 5 до 6 лет необходимо приступить к воспроизведению музыки. Дети очень любят пошуметь. Создайте домашний оркестр, инструменты можно изготовить самостоятельно из различных банок, коробок и т.д. Подойдёт любой предмет, из которого получится извлечь звук. Включите фоновую музыку и играйте все вместе под её ритмы. Наверняка, у малыша сразу ничего не получится, и он просто будет стучать по предметам. Но не нужно отвлекать малыша, от этого занятия он получает эмоциональное удовольствие. Со временем, ребёнок научиться следовать заданному ритму и темпу.

Игры для музыкального развития детей

Собрать игрушки. Раскидайте по полу небольшие игрушки, малышу дайте коробку или другую емкость. Попросите ребенка собирать игрушки под звучание музыки. Как только музыка останавливается, нужно прекратить собирание игрушек. Затем вместе посмотрите, посчитайте, сколько игрушек карапуз успел собрать. Возможно, принцип такой игры малыш не сразу поймет, играйте таким образом вместе.

Тихо-громко. Включите музыкальное произведение, регулируя звук: делайте то тише. то громче. Также можно и петь ребенку, меняя громкость своего голоса.

Угадать звук. Если у вас есть несколько музыкальных инструментов (например, гитара, барабан, ложки). Сначала поиграйте на инструментах вместе с малышом, дайте ребенку самостоятельно изучить звук каждого их них. Затем попросите карапуза отвернуться или закрыть глаза. Поиграйте только на одном из этих инструментов и спросите кроху: “Что звучало?”. Если малышу трудно угадать, то в этом случае поиграйте, чтобы ребенок видел, затем переложите инструмент и спросите, на чем вы сейчас играли.

Разные звуки. Возьмите какой-нибудь предмет. например, ложку. Ходите с малышом по всему дому, стучите ложкой по различным поверхностям, изучая разное звучание. Такая игра способствует развитию слухового восприятия.

Разные мелодии. Включайте малышу различные песни, музыку. Понаблюдайте за крохой и за его эмоциональным состоянием. Узнайте, какая песня ему понравилась больше.

Как выявить музыкальные способности у ребенка

Если у ребенка есть определенные способности и талант в музыкальной сфере, то выявить их необходимо как можно раньше и развивать в правильном направлении.Как узнать, обладает ли ваш малыш музыкальным талантом?

  • Беседуйте с ребенком. После посещения музыкального мероприятия, расспрашивайте малыша о его эмоциях, понравилось ли ему, что конкретно понравилось, а что нет, какой музыкальный темп он услышал и т.д. После таких обсуждений родителям станет ясно, есть ли у малыша интерес к музыкальному творчеству.
  • Понаблюдайте за карапузом. Если малыш легко запоминает четверостишия, любит танцевать, петь, пытается таким образом привлечь к себе внимание, то скорей всего, можно говорить об артистичных качествах. Можно попробовать записать ребенка в музыкальный или танцевальный кружок.
  • Если у малыша присутствуют музыкальные способности, то у него поднимается настроение, услышав мелодию, начинает двигаться под музыку. Дети после 3 лет хорошо запоминают песни, некоторые даже сочиняют собственные, любят публичное одобрение.

Рекомендации родителям

Для того, чтобы у ребенка появилась любовь к музыке, необходимо с самого рождения окружить кроху правильными музыкальными произведениями. 

Всегда акцентируйте внимание малыша на музыку, звучащую в мультфильмах, на улице, в торговых центрах и любых других местах.

Не включайте детям тяжелый рок, транс и композиции с низкими частотами, такая музыка негативно влияет на нежную психику малышей.Ходите со своим крохой на различные музыкальные мероприятия.

Следите за текстом песни. Его содержание не всегда малыш может понять адекватно.

развитие музыкой детей

Источник

Потёмкина Оксана Николаевна
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Для чего, скажи, мой друг, музыка нужна?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроение мы без слов могли понять!

Музыкальное развитие детей, как и развитие речи ребенка, немыслимо без активного участия Вас, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки. Здесь вы найдете материалы по музыкальному развитию малышей.

Музыкальное воспитание в детском саду №149 г. Воронеж осуществляет музыкальный руководитель Потёмкина Оксана Николаевна.

Занятия ведутся во всех возрастных группах по программе «От рождения до года».Также используются в нашей работе программы:

* «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

* «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой.

* «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.

* Программа «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, технология Т. Суворовой.

Музыкальное воспитание в детском саду – важнейшее направление эстетического развития.

Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку. Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение, развивает физическую координацию

Музыка – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование.

ЦЕЛЬ: создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребёнка к миру – эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

ЗАДАЧИ:

* способствовать формированию у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к миру;

* развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

* способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

* воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;

* расширение культурного кругозора дошкольников, создание предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической и современной музыки;

* приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной, речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания

* помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании музыкальной культуры ребёнка, а через неё и художественной и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства, развить его воображение, фантазию, художественные способности через систему творческих заданий.

ЧТО ДЕЛАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?

Осуществляет и развивает все виды музыкально-художественной деятельности детей. Формирует интерес и любовь к музыке, знакомит детей с различными жанрами музыкальных произведений, композиторами. Совершенствует у детей навык различения звучания музыкальных инструментов, формирует певческие навыки. Развивает чувство ритма, формирует навыки исполнения танцевальных движений. Музыкальный руководитель в начале года проводит диагностику музыкальных способностей детей. На основе полученных данных подбирает индивидуальные музыкальные упражнения для детей.

Организует тематические музыкальные праздники и развлечения, театрализованные представления и концерты. Проводит нестандартные занятия («Богатыри земли русской», интегрированные («Что у осени в корзине?», доминантные по пению («Прекрасен мир поющий»). Проводит работу по развитию творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети разучивают музыкально – театрализованные игры, музыкальные этюды, считалки, скороговорки, которые способствуют развитию творческой активности.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Мы, маленькие дети, счастливей всех на свете.

Мы весело живём. Танцуем и поём!

Под таким девизом проходят мои музыкальные занятия. Музыкальные занятия позволяют ребёнку не только в увлекательной игровой форме войти в мир музыки, но и развивает умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка. Весёлые песенки, упражнения под музыку, потешки, народная и классическая музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности ребёнка, формирование его творческих способностей. Занятия развивают двигательные навыки, координацию, концентрацию внимания, речь (подпевания, дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух, обучаются игре на музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях детей учат петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах. Большое внимание уделяется также театрализованной деятельности.В нашей работе используется много фольклорного материала: потешки, весёлые песенки, дразнилки, частушки и т. д. Музыкальные занятия эмоционально раскрепощают ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные способности. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Праздник в детском саду – особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Праздник помогает выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их.

НА ДЕТСКОМ ПРАЗДНИКЕ

Добро пожаловать на детский праздник к нам.

И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.

Мы в музыкальном зале рады видеть всех.

Всегда звучат здесь песни, детский смех.

И чтобы праздник был спокойней, веселей,

Не надо брать с собой грудных детей.

Устанут, будут плакать, и кричать. Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.

Чтоб на утренник в детский сад не опоздать.

Чтоб Ваша дочка или ваш сынок. Костюм надеть спокойно смог.

А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

И обязательно весь праздник нам снимите.

А что же можно? Спросите вы нас! Мы очень просим, дорогие вас,

Аплодисментами поддерживать детей,

Чтобы артисты стали посмелей. А если уж пришлось вам опоздать.

То постарайтесь никому не помешать. Вы между номерами паузу дождитесь.

Пройдите в зал и у дверей садитесь. И не забудьте снять пальто и шапки.

Снимите сапоги, наденьте тапки. А лучше туфли на высоких каблуках.

Чтоб все вокруг сказали: «Ах!» Ещё хотим, друзья вам предложить.

Свои таланты в зале проявить. Читать стихи, петь песни, танцевать,

Шутить, на сцене роль сыграть. Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.

И знайте, ждем всегда мы очень встреч, приятных с вами!

Памятка для родителей по музыкальному воспитанию.

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент,то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», – считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык»немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Источник