Музыка для центра развития ребенка
Автор: Корякина Наталья Анатольевна
музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №214» г. Саратов
Фоновая музыка для ребёнка в режимных моментах ДОУ
Методическая разработка: «Фоновая музыка для ребенка в режимных моментах ДОУ»
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
- создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
- развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
- активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
- переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
- психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в НОД, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми в НОД определяется воспитателем.
Звучание музыки фоном в режимные моменты ( приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
Примерное расписание звучания фоновой музыки:
(Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей).
Время звучания: Преобладающий эмоциональный тон:
7.30 – 8.00 Радостно-спокойный
8.40 – 9.00 Уверенный, активный
12.20 – 12.40 Умиротворённый, нежный
15.00 – 15.15 Оптимистично-просветлённый, спокойный
Форма восприятия музыки:
Активная: (педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)
- Познание;
- Игровая;
- Музыкально-художественная;
- Двигательная;
- Коммуникативная
Пассивная: (педагог использует музыку как фон к основной деятельности, музыка звучит негромко как бы на втором плане)
- Трудовая;
- Познание;
- Продуктивная;
- Восприятие художественной литературы;
- Коммуникативная.
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
По новым требованиям ФГТ, мы идем от интересов ребенка, создаем ему ситуацию успеха. Для того, чтобы деятельность была более успешной, необходимо не только ее оснащение, но и положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Не все дети одинаково переключаются с одной деятельности на другую. Некоторым необходимо более длительное время, чтобы настроится на предстоящую деятельность.
Как музыкальный руководитель я могу предложить опробированный на практике опыт музыкального сопровождения всех видов деятельности дошкольника. Мною разработаны 4 диска по блокам:
Диск№1: «Утро радостных встреч»- Хорошо, если детей в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.
Список рекомендуемых музыкальных произведений:
1.Бах И. «Прелюдия до мажор»
2.Бах И. «Шутка»
3.Брамс И. «Вальс»
4.Вивальди А. «Времена года»
5.Гайдн Й. «Серенада»
6.Кабалевский Д. «Клоуны»
7.Кабалевский Д. «Петя и волк»
8.Лядов А. «Музыкальная табакерка»
9.Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»
10.Моцарт В. «Турецкое рондо»
11.Мусоргский М. «Картинки с выставки»
12.Рубинштейн А. «Мелодия»
13.Чайковский П. «Детский альбом»
14.Чайковский П. «Времена года»
15.Шопен Ф. «Вальсы»
16.Штраус И. «Вальсы»
- «Антошка» (Ю.Этин, В.Шаинский)
- «Буратино» (Ю.Энтин, А.Рыбников)
- «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В. Шаинский)
- «Где водятся волшебники» (Ю.Энтин, М. Минков)
- «Да здравствует сюрприз»
(Ю.Энтин, М. Минков)
- «Если добрый ты»
(М. Пляцковский, Б.Савельев)
- «Колокола» (Ю.Энтин, Е.Крылатов)
- «Крылатые качели»
(Ю.Энтин, Г.Гладков)
- «Настоящий друг» ((М.Пляцковский, Б.Савельев)
- «Песенка Бременских музыкантов»
(Ю.Энтин, Г.Гладков)
- «Прекрасное далеко»
(Ю.Энтин, Е.Крылатов)
- «Танец утят» (французская народная песня)
Диск №2: «Баю-бай»- Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки.
Список рекомендуемых музыкальных произведений:
1.Альбинони Т. «Адажио»
2.Бах И. «Ария из сюиты №3»
3.Бетховен Л. «Лунная соната»
4.Глюк К. «Мелодия»
5.Григ Э. «Песня Сольвейг»
- Дебюсси К. «Лунный свет»
7.Колыбельные
8.Римский-Корсаков Н. «Море»
9.Свиридов Г. «Романс»
10.Сен-Санс К. «Лебедь»
11.Чайковский П. «Осенняя песнь»
12.Чайковский П. «Сентиментальный вальс»
13.Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
14.Шуберт Ф. «Аве Мария»
15.Шуберт Ф. «Серенада»
- Шуман Р. «Грезы»
Диск №3: «Пробудка»
Особое внимание педагогам следует уделить музыкально – рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течении примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Список рекомендуемых музыкальных произведений:
1.Боккерини Л. «Менуэт»
2.Григ Э. «Утро»
3.Дворжак А. «Славянский танец»
4.Лютневая музыка 17 века.
5.Лист Ф. «Утешения»
6.Мендельсон Ф. «Песня без слов»
7.Моцарт В. «Сонаты»
8.Сен-Санс К. «Аквариум»
9.Чайковский П. «Зимнее утро»
10.Чайковский П. «Песня жаворонка»
11.Шостакович Д. «Романс» 12.Шуман Р. «Май, милый май!»
Диск №4: «Не дня без музыки»
Музыка к смене деятельности или началу непосредственной образовательной области.
(Указывает, в какой области ребенок будет действовать).
Список рекомендуемых музыкальных произведений:
1.Цык цык цуцык (логопед)
- «Книжка с днем рождения» (чтение художественной литературы)
- «Трудный счет» (ФЭМП)
- «Как приготовить яичницу» (прием пищи)
- «Спи моя радость усни» (подготовка ко сну)
- «Колыбельная Умки» (подготовка ко сну)
- «Был бы только музыкант» (музыкальная деятельность)
- «Коробка с карандашами»
(художественная деятельность)
- «Песенка щенка футболиста»
(здоровье)
- «На зарядку» (Утренняя гимнастика)
Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания. Музыкальное сопровождение нормализует характер изменения общих активационных процессов, происходящих в связи с обучением. Оно как бы усредняет тип реагирования, ослабляя его в случае избыточности и усиливая при недостаточности. Эти крайние формы реагирования под влиянием музыки сглаживаются, что может быть оценено как положительное для оптимизации процесса обучения Только гармоничная звуковая аура способна сделать миp пpекpасней, а человека – совершенней.
Используемая литература:
1.Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений Издательский центр «Академия», 2000.
2.Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей – М.: Просвещение, 1997.
- Сидельников, Р. Организация музыкально-игровой деятельности детей вне занятий ,1979.
- Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства – М., 1994
Источник
Что говорить родителям
У большинства родителей нет сомнений в том, что занятия музыкой — это отличный способ развития ребенка. Однако мамы и папы не всегда знают как, когда и чем именно может заниматься их малыш, если ему еще нет и трёх лет.
Клиенты, приводящие малышей в детский клуб, зачастую хотят получить профессиональные объяснения — для чего нужны музыкальные занятия или музыкальные упражнения в составе занятий по раннему развитию.
К сожалению, не всегда администраторы могут дать развернутые ответы — у них просто нет знаний об этой сфере развития детей.
Я предлагаю вам статью, в которой доступно и лаконично отвечаю на самые часто задаваемые вопросы и привожу факты, которые помогут вам убедить родителей начать музыкальные занятия с детьми как можно раньше.
Дайте почитать этот текст администратору, и он сможет более грамотно разговаривать с родителями.
Педагогу эта информация тоже поможет — когда есть готовая структурированная аргументация, общаться всегда легче.
Наиболее частые вопросы касаются:
- оптимального возраста для начала таких занятий
- видов музыкальной деятельности
- способов развития у детей чувства ритма, музыкальной восприимчивости и отзывчивости.
У всех ли детей есть музыкальный слух?
Практически все маленькие дети очень чувствительны к музыке. Это выражается в направленном интересе к музыкальным звукам. У малышей появляется улыбка, они начинают ритмично двигаться, качать головой, хлопать в ладоши, перетаптываться и качать корпусом на месте, когда слышат детские песенки или неагрессивную музыку.
Чем раньше малыш слышит хорошие музыкальные образцы — тем быстрее развивается его музыкальный слух. Если с раннего детства мама поет ребенку колыбельные песенки, малыш раньше начнет свои первые попытки интонирования – подпевания за мамой. Что в будущем поможет быстрому развитию речи.
Конечно, музыкальные задатки детям даны в разной мере. Однако с помощью музыкальных занятий, опираясь на интерес, который испытывают дети к музыке, можно подобрать такие комплексы упражнений, которые помогут развить имеющиеся способности и привить любовь к музыкальной деятельности у каждого малыша.
С какого возраста?
На мой взгляд, чем раньше, тем лучше!.) С рождения для ребенка мама является главным примером и образцом. Даже не имея музыкального образования, она может петь ребенку потешки, делать массаж, используя фоном спокойную классическую музыку, а также знакомить ребенка с различными детскими шумовыми инструментами – погремушками, бубенцами, маракасами, бубнами и т.д..
К годовалому возрасту малыш вполне готов участвовать в групповых занятиях вместе с мамой, однако это должны быть небольшие по составу группы, с выраженным позитивным настроем и очень деликатной подачей музыкального материала.
Виды музыкальной деятельности
Для детей раннего возраста существует достаточно большой арсенал упражнений, направленных на развитие музыкальных задатков. К основным видам музыкальной деятельности детей раннего возраста я могу отнести игру на детских музыкальных инструментах, песенки-попевки, музыкальные ритмические разминки, игры на развитие слухового восприятия, простейшие коммуникативные танцы.
Способы развития музыкальных способностей
У детей раннего возраста ведущий тип деятельности — игра. Поэтому все упражнения, задания, танцы и даже музицирование на детских музыкальных инструментах должны проводиться с помощью включения детей в игровую деятельность.
Безусловно, ведение музыкальных занятий в игровой форме, эмоционально и позитивно, требует от педагога профессионального мастерства и большой энергетической отдачи. Однако кто «горит» детским развитием и стремится качественно улучшить свои занятия, обязательно должен обратить свое внимание на плюсы, которые дает детям музыкальное развитие в раннем возрасте.
Плюсы музыкального развития в раннем возрасте
Научно доказано, что с помощью музыкальных упражнений и игр у детей раннего возраста:
- улучшается психоэмоциональное состояние
- развивается слуховое восприятие
- стимулируется развитие речи
- развивается кратковременная память
- увеличивается концентрация внимания
- активизируются мыслительные процессы
- совершенствуется координация движений
- развивается музыкальный слух и голос
- налаживается вокально-слуховая координация
- формируются эстетические представления, музыкальный вкус.
Надеюсь, что эта статья поможет вам раскрыть родителям всю прелесть музыкальных упражнений и иметь больше благодарных учеников.
А в вашем клубе родители интересуются музыкой для малышей?
Источник
Новинки
Жанры
Исполнители
Альбомы
Радио онлайн
Сборники
- 0-9
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- Й
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Ю
- Я
Популярные сборники
Ещё
Всероссийский день хоккеяНовинки лета 2020Топ 100 лучших русских песен 2019-2020Популярная музыка ВКНовогодние песни для детей 2020Топ 100 зарубежных песен 2019-2020 Песни из советских мультфильмовИз приложения Tik-TokХиты всех времёнЗвуки сексаВесёлые песни для гулянкиТоп 100 ShazamНовогодние песни 2020Хиты 2019-2020Jingle bells Песни про ЛюбовьГрустные песни о любвиПесни про Новый год 2020
Исполнители
Ещё
MiyagiЛенинградArtik & AstiGufСектор ГазаRammsteinЖаноб Расул Стас МихайловГио ПикаЮлдуз Усманова Дилдора Ниязова MorgenshternКороль и ШутZivertСветлана Лобода
Рекомендуем новинки
Ещё
Jony
ПустотаMeduza and Dermot Kennedy
ParadiseБи-2
Бог проклятыхTini Lin and Babylaurenne
Последний танецMiyagi and Andy Panda
Не жалеяКаста
Выходи гулятьВалерия
ПьянаяВера Брежнева
SestraМумий Тролль feat Скриптонит
КутитьМакс Корж
Её виной
Музыка на радио и ТВ
Ещё
Europa plus Радио EnergyМуз ТВLove РадиоРусское РадиоТоп 100 Радио РекордРусский хитРадио DFM Еврохит ТОП 40Хит Фм Like fmРадио РекордМузыка первого Люкс-фмНовое радио
Спортивная музыка
Ещё
Для силовых тренировокМузыка для фитнесаМузыка для занятий в залеМузыка для боксаМотивация для тренировокМузыка для медитацииМузыка для бегаМузыка для кардиотренировкиТанцевальный хип-хопМузыка для художественной гимнастикиМузыка для аэробикиМузыка для йогиПесни про спортЗарядка со словами под музыкуМузыка для табата тренировок
Саундтреки
Ещё
из сериала “Иванько”Из сериала “Великолепный век Из советских фильмовИз сериала “Кухня”из фильма “365 дней / 365 Dni”Из сериала “Клон / O Clone”из фильма “Джентльмены / The Gentlemen”из сериала “Трудные подростки”Из аниме “Наруто – Ураганные хроники”из сериала “Молодёжка” из сериала “Ветреный / Ненадежный / Hercai”из сериала “Люцифер / Lucifer” из сериала ”Мажор” из фильмов “Брат” и “Брат 2″из сериала “Гранд”
Музыка из игр
Ещё
из игры “Need for Speed: Underground 1, 2″из игры Майнкрафтиз игры “Grand Theft Auto из игры “Shadow Fight” из серии игр “Call of Duty: Modern Warfare”из игры “S.T.A.L.K.E.R.” Из GTA 5из игры ”Watch Dogs” из игры “Undertale”из игры ”Assassin’s Creed”из игры “Grand Theft Auto: San Andreas из игры “FlatOut”из игры “The Last of Us” Need for Speed: Most Wanted из игры ”Ведьмак”
Национальные
Ещё
УзбекскиеКазахские Яна Жырлар ТурецкиеТаджикскиеИранскиеУйгурскаяПісні НоворічніАрмянские песниАзербайджанскиеКавказские песниТатарскаяЛезгинкаАрабские песниМолдавские
- по названию
- по исполнителю
- по радиостанциям
- по сборникам
Популярные жанры
- Шансон
- Зарубежный рэп
- Русский рэп
- Dance & House
- Deep House
- Русский Deep House
- Electro-house
- Hard Electro
- Dream house
- Dubstep
- Drum & Bass
- Trap
- Hip-hop
- Minimal Techno
- Techno
- Инструментальная музыка
- Классическая музыка
- Соул
- R’n’b
- Metal
- Industrial Metal
- Русский поп
- Зарубежный поп
- Indie Pop
- Electropop & Disco
- Nu-disco
- K-pop
- Русский рок
- Зарубежный рок
- Indie Rock
- Punk Rock
- Hardcore
- Rock’n’roll
- Trance
- Vocal Trance
- Блюз
- Джаз
- Reggae
- Alternative
- Музыка в машину
- Звуки на смс
- Клубная Музыка
- Танцевальная музыка
- Electro Dance
- Французские новинки
- Аниме
- Песни для детей
- Новинки рингтонов
- Советские песни
- Chillout
- Dj remix
- Итало-диско
- Авторские песни
- Acoustic & Vocal
- Кантри
- Классика в современной обработке
- Музыка без слов
- Диско
- Lounge
- Arabic Trap
- Ambient
Новогодние песни для детей 2020
Песни из советских мультфильмов
Веселые детские песни
Фиксики
из мультфильма Маша и Медведь
Колыбельные
Детская дискотека. Танцевальные хиты
Детская танцевальная музыка
Музыка для новорожденных
Бурёнка Даша
Зарядка для малышей
из мультфильма “Малышарики”
из мультсериала “Синий трактор”
Детские песни про маму
Детям 10 – 14 лет
Мой маленький пони: Дружба – это чудо
Музыка из мультфильмов
Подвижные музыкальные игры для детей
Спокойная музыка для детей
Утренняя музыка для детей
из мультсериала “Смешарики”
Детская новогодняя дискотека
из мультсериала “Щенячий патруль” / “PAW Patrol”
Песни про осень для детей
Детские песни о дружбе
Город Ангел Бэби
из мультфильма “Клуб Винкс – Школа волшебниц” / “Winx Club”
Детская аэробика
Музыка из мультфильма “Ми-ми-мишки”
Для утренника
Лучшее из Дисней / The Best Of Disney
Классика для детей
Детские песни Remix
Детские песни про бабушку
Для самых маленьких
из мультфильма “Лео и Тиг”
Из мультфильма “Школа Монстров / Monster High”
из мультсериала ”Барбоскины”
Детские песни на 8 марта
Танец маленьких утят
Детские песни о весне
Детские современные популярные песни о лете
из мультфильма “Машины сказки”
Детские песни на 23 февраля
Детские песни про лето и каникулы
из мультсериала “Школа Эвер Афтер / Ever After High”
из мультфильма “Братц / Bratz”
Для пробуждения детей
Новинки
Жанры
Исполнители
Альбомы
Радио онлайн
Сборники
Популярные жанры
Шансон
Зарубе?