Мультипликационные фильмы в развитии ребенка

Развивающие и воспитательные возможности мультипликационных фильмов

  Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основ-

ным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является – мультфильм. За последние годы на телевидении появляется большое

количество различных мультфильмов, как отечественного, так и

зарубежного, в основном американского, производства.

   Мультфильмы или мультики – так сокращенно называют мультиплика-

ционные фильмы. Термин “мультипликация” (в дословном переводе – размножение) употребляется исключительно в нашем кино как синоним

термина “анимация”. В переводе с латинского – “anima” означает “душа”. Значит “анимация” не что иное, как “оживление” или “одушевление”. 
  Мультфильмы – особый вид киноискусства, создаваемый мультиплика-

торами, которые используют для создания персонажей различные мате-

риалы и техники, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров. 
Чтобы создать иллюзию движения, на плёнку снимают множество рисунков или различных фаз движения персонажа.

  Все мультфильмы можно разделить на группы по способу их создания.

Различают: 
• рисованные мультфильмы (традиционная анимация, один из старейших и самых популярных видов анимации); 
• пластилиновая анимация (материалом для мультфильма может послужить пластилин или глина); 
• компьютерная анимация (получила широкое применение и постепенно заменяет все остальные технологии).

  Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие краски и впечатления.

Мультфильмы по своим развивающим и воспитательным возможностям близки сказке, игре, живому человеческому общению, они формируют у ребенка представление об окружающем мире, о добре и зле, о дружбе и любви, о том, что хорошо, а что плохо. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность ребенка, развивать его мышление и воображение. 

  В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. Потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим. 
  Есть также психологи, которые считают, что не все зарубежные мультфильмы плохи. Есть и очень хорошие и полезные среди них, например, «Бэмби», «Белоснежка», «Король Лев». По их мнению, в этих мультфильмах нет агрессии и элементов насилия, герои дружелюбны и показывают правильные модели поведения. 

  Мультфильм — это эффективное средство, в одном случае решения благородных задач воспитания ребенка, в другом — манипулирования, скрытого управления им.

  Добрые, веселые, позитивные мультфильмы пробуждают в детях такие же добрые и прекрасные желания – всех любить, обнимать, дарить подарки, говорить добрые слова. Мультфильмы про супергероев вызывают у детей желание подражать им – быть крутым, взрослым, убить всех плохих, уничтожить зло. Поучительные мультфильмы, такие как «В стране невыученных уроков», помогают осознать полезность и необходимость школьных уроков, и у детей возникает желание начать хорошо учиться. 

   Хороший мультфильм – незаменимый источник знаний, уникальный тренажер для детской фантазии, он может оказать неоценимую помощь в воспитании подрастающего поколения. Но, по мнению специалистов, многие зарубежные мультфильмы могут отрицательно сказаться на психике детей и не способствуют нравственному воспитанию. 
  Результаты исследований показывают, что современные школьники, любят смотреть мультфильмы и смотрят их довольно часто, но предпочтения отдают зарубежным мультипликационным фильмам. Причем многие родители не контролируют содержание просматриваемых ребенком мультфильмов. Хотя родители не хотели бы, чтобы их дети смотрели мультфильмы содержащие насилие и агрессию, а также глупые мультфильмы. И конечно, все родители рекомендуют своим детям смотреть веселые, добрые, умные, познавательные мультфильмы. 
  Содержание мультфильмов влияет на сознание детей. Добрые и поучительные мультфильмы побуждают детей совершать хорошие и правильные поступки, делать добро. Мультфильмы про супергероев вызывают желание подражать им. 
  Настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма. Добрый позитивный мультфильм заставил детей смеяться, их рисунки были наполнены радостью. В то время как, страшный мультфильм испортил большинству детей настроение, в их рисунках читался страх и подавленность. 
   Таким образом, наша гипотеза, о том, что мультфильмы влияют на положительное эмоциональное состояние и сознание детей, подтвердилась частично, т.к. не все мультфильмы способны вызвать положительный эмоциональный настрой у детей и нести воспитательный характер. В таком случае мультфильмы перестают быть детским развлечением, а превращаются в источник отрицательных эмоций, побуждают к агрессии. Поэтому родители должны обращать внимание, на то, какие мультфильмы ребенок смотрит, какое влияние мультфильмы оказывают на психическое развитие ребенка, какие воспитательные задачи лежат в их основе, сколько времени проводит ребёнок возле телевизора, какие эмоции испытывает при просмотре и т.п. 
   Хороший мультфильм, показанный вовремя, – прекрасное средство для воспитания хорошего человека. 

Читайте также:  1 развитие слуха у ребенка

     Школа «2100»

1 класс

Э. Успенский  «Крокодил  Гена  и  его  друзья»

Г. Остер  «Вредные  советы»

Н. Носов «Приключения Незнайки»

2 класс

П. Ершов «Конёк-Горбунок»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Владимир Одоевский «Мороз Иванович»

Павел Бажов «Серебряное Копытце»

Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

А. Милн «Винни-Пух»

А.Н. Толстой «Приключения Буратино»

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…»

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

3 класс

Л. Гераскина «В Стране невыученных уроков»

Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

4 класс

Е. Велтистов «Приключения Электроника»

А. Погорельский «Чёрная курица…»

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о  работнике его Балде»

Ю. Олеша «Три Толстяка»

Источник

Роль мультфильмов

в развитии ребенка

Мультфильмы играют активную роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка. Наряду с чтением книжек и рассказами родителей они учат малыша ценить добро и красоту, осуждать зло и насилие, отличать вымысел от реальности, помогают ориентироваться в сложных взаимоотношениях между людьми. Однако мультфильмы не должны заменять реальное общение ребенка с семьей и сверстниками, к тому же слишком долгий просмотр может причинить вред его здоровью.

С какого возраста ребенку можно начинать смотреть мультфильмы?

По мнению врачей-офтальмологов, до двух лет детям вообще не стоит показывать мультфильмы, в это время наиболее предпочтительными являются диафильмы. После двух лет можно постепенно вводить мультфильмы в обиход ребенка. Основные требования к первым мультикам – картинка в них должна меняться медленно, чтобы ребенок мог успевать концентрировать на ней внимание, сюжет должен быть несложным, понятным, логичным, продолжительность – минимальной.

Какой должна быть продолжительность просмотра мультфильма?

Начиная с четырех лет, просмотр может длиться 15-20 минут, дважды в день; к пяти-шести годам длительность каждого просмотра может быть увеличена до 30-40 минут. При наличии нарушений зрения (особенно – близорукости) длительность просмотра должна быть минимальной – примерно 10 минут. Однако полностью лишать ребенка просмотра не стоит – чтобы он не чувствовал себя ущербным в детском коллективе. Нужно давать ему возможность посмотреть те мультфильмы, которые обсуждаются его сверстниками. А вот с началом обучения в школе, для профилактики офтальмологических и неврологических заболеваний, ребенка стоит перевести на так называемый «школьный зрительный режим», когда просмотру мультфильмов или фильмов отводится всего два дня в неделю – суббота и воскресенье.

Как правильно организовать просмотр мультфильмов?

Наиболее подходящим временем для просмотра является первая половина дня. Педиатры и психологи не рекомендуют показывать мультики перед сном – особенно впечатлительным и легковозбудимым детям. Взрослые должны заранее определить, в каких местах можно сделать паузы, разбив слишком длинные мультфильмы на части. Во время просмотра малыш должен сидеть строго напротив экрана на расстоянии не менее двух метров. Родителям нужно внимательно следить – если у ребенка начали краснеть или слезиться глаза, телевизор необходимо выключить. Перед тем, как показывать детям тот или иной новый мультик, родители должны обязательно предварительно сами просмотреть его.

Какие мультфильмы следует выбирать?

Устойчиво бытующие мнение, что все советские мультфильмы безоговорочно хороши, а все американские или японские плохи, конечно, не вполне верно.
Критерий «полезности» или «вредности» мультфильмов очень прост – он заключается в наличии или отсутствии в них деструктивных, агрессивных моделей поведения. Например, по мнению психологов, старый советский мультик «Мойдодыр» – деструктивен, так как демонстрирует силовой способ разрешения конфликта, пугает ребенка. А вот американские диснеевские «Белоснежка» или «Бэмби» – отличные мультики, так как в них показаны дружелюбные, разумные модели поведения героев, с которыми обычно идентифицирует себя ребенок.

Как мультфильмы влияют на психику ребенка?

Очень важно следить за реакцией ребенка. Добрые мультфильмы вызывают множество эмоций, дети явно сопереживают героям — вздыхают, улыбаются или хмурятся, а после окончания – испытывают воодушевление, охотно играют, шутят и смеются. Во время просмотра агрессивных, страшных мультфильмов малыши находятся в постоянном напряжении, коротко посмеиваются, а после просмотра могут проявлять словесную или даже физическую агрессию.

Нужно ли смотреть мультфильмы вместе с ребенком?

Родители не должны оставлять малыша одного перед телевизором, особенно если он впервые смотрит мультфильм. Во время просмотра ребенку может понадобиться объяснение какого-либо непонятного момента, или ему станет интересно отношение родителей к происходящему. После того, как мультик кончится, его необходимо совместно обсудить – например, очень полезно спрашивать ребенка, как бы он поступил на месте героев этого мультфильма в той или иной ситуации.

Могут ли мультфильмы причинить вред ребенку?

Если ребенок часто и помногу смотрит мультфильмы, повышена вероятность, что у него разовьется синдром дефицита внимания.

МУЛЬТФИЛЬМЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребенка? Что выбрать для ребенка: зарубежные или отечественные мультики? Не проводится ли сегодня при помощи детских телепрограмм крупномасштабного «промывания мозгов», «зомбирования» наших малышей? Стоит ли вообще позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они? Давайте разберемся, что может извлечь ребенок из просмотра мультфильма.
Мультипликационные фильмы не случайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим, строить свою модель поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Сильно воздействуя на фантазию, мультфильмы дают детям новые представления, установки и примеры для подражания. И они более действенны, чем наставления и убеждения родителей.
Таким образом, мультфильм – это эффективное средство, в одном случае – решения благородных задач воспитания малыша, в другом – манипулирования, скрытого управления им.
А для родителей мультфильмы – это палочка-выручалочка: посадил малыша перед телевизором – и забыл про него на пару часов. Но задумываются ли при этом взрослые, какое влияние оказывают мультики на формирующуюся психику малыша?
Хорошо, если у мамы или папы есть минутка, чтобы прокомментировать малышу сюжет, акцентировать внимание на поступках героя, рассказать, почему поступать так, как в мультике, плохо или, наоборот, хорошо. Это достаточно сделать всего один раз, и потом ребенок уже сам будет рассказывать вам, просматривая этот мультик, где герой поступил не очень хорошо, а где стал исправляться.
Мультфильмы формируют у малыша первичные представления о добре и зле. Но если главные герои мультфильма агрессивны или просто в шутку дубасят друг друга молотками, и у них при этом отлетают головы – представления о жизни формируются соответствующие, искаженные.
Влияние западных мультфильмов
По мнению исследователей, дети, воспитанные на западных мультфильмах, теряют связь с историей своей страны и своих предков. Это подрывает преемственность культурных и нравственных ценностей, снижает сопротивляемость инородному менталитету. Персонажи американских мультфильмов часто позволяют себе употребление оскорблений и ругательств, что может сказаться на грамотности ребенка, умении строить фразы, на общей культуре речи.
Многие современные мультсериалы создаются на основе фильмов, пропагандирующих культ силы («Человек-паук», «Бэтмен»). Герой побеждает всех благодаря тому, что является новейшим достижением техники и вследствие этого имеет огромные преимущества перед человеком, что приводит к отрицанию ребенком собственной внутренней силы, своей человеческой сущности.
Признаки «вредного мультика»
К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены так, что могут иметь опасные для ребенка последствия. Опираясь на мнения современных детских психологов, перечислим несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребенка.
1. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причем подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребенком в реальной жизни. Сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера. Более того, регулярный просмотр агрессивных телепередач 8-летними детьми является предвестником совершения ими серьезных уголовных преступлений к 30-летнему возрасту.
2. Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.
3. Демонстрируются опасные для жизни ребенка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребенка снижением порога чувствительности к опасности, а значит, потенциальными будущими травмами.
4. Транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Можно представить, какие последствия просмотр подобных сцен может иметь, например, для дошкольника, если известно, что дошкольный возраст – это период активной половой идентификации ребенка.
5. Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя долго ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.
6. Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению психологов, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные – наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребенка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем, неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша.
Перечень признаков вредных для ребенка мультфильмов, несомненно, не закончен. Можно спорить о том, кто и с какой целью, осознанно или не очень допускает выход в прокат подобной продукции.
Советские мультфильмы
Некоторые родители стараются вообще не показывать ребенку зарубежные мультики, предпочитая им старые и проверенные отечественные. Но таких мультиков не так уж много. И Чебурашка, и Винни-Пух быстро наскучат современному маленькому зрителю. Поэтому не стоит совсем отказываться от зарубежных шедевров. Просто перед тем, как дать ребенку новый мультик, не поленитесь сами посмотреть фильм. Если в нём отсутствуют сцены насилия, глумления над старостью или просто неоправданной жестокости, – пусть ребенок наслаждается просмотром.
У дошкольников еще не сформирована эмоциональная сфера. Сейчас нередко дети предпочитают смотреть «крутые» западные мультфильмы. Родители думают, что их чадо переросло отечественные мультики про Умку или Чебурашку. А в действительности ему непонятны даже совсем несложные взаимоотношения наших мультяшных героев. На самом деле ребенка не научили правильно воспринимать их поступки и действия. В таком случае, только после специальных занятий по развитию эмоциональной сферы, индивидуальных занятий с ребенком, он сможет различать оттенки человеческих чувств и начнет понимать содержание мультиков для малышей.
Наши старые добрые мультики направлены на формирование определенных качеств личности. Например, такие как «Золушка», «Чебурашка», «Крошка Енот», «Ежик в тумане» – о ценности семьи, любви и дружбы. «Мама для мамонтенка», «Умка» – о любви к родителям. «Каникулы Боннифация» – забота о младших. «Каникулы в Простоквашино» – самостоятельность.
Популярные литературные сюжеты знакомых нам с детства сказок очень часто привлекают внимание кинорежиссеров, поэтому фильмы-сказки или мультфильмы «по любимой книжке» всегда пользуются спросом. Однако постарайтесь, чтобы ребенок все-таки познакомился сначала с книгой, и лишь потом смотрел видеоверсию.
Дети, как известно, великие консерваторы, поэтому, возможно, ваш малыш поначалу будет возмущен отступлениями от привычного сюжета любимой им сказки. Объясните ему, что режиссер так «играет в сказку». Прекрасно, если кроме видео вы сможете посмотреть вместе с ребенком и театральную постановку на тот же литературный сюжет. Сравните с малышом все варианты, найдите отличия, отметьте, что вам понравилось больше всего. Постепенно ваш малыш станет более либеральным, у него будут развиваться фантазия и воображение.
И главное, не приносите в жертву семейное общение только потому, что это техническое чудо хорошо умеет развлекать. Никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка с взрослым, в котором он так нуждается.
По мнению детских специалистов…
Здоровые дети 3-4 лет могут проводить у телевизора не более 15-20 минут в день.
5-6-летние – максимум 30, младшие школьники – 1-5 часа 2-3 раза в неделю. При этом расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров.
Не рекомендуется вообще смотреть телевизор детям до 5 лет, если:
– ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него были судороги при высокой температуре, или черепно-мозговая травма, менингит, энцефалит;
– у ребенка повышенная возбудимость, беспокойный сон, заикание, тики.
Здесь обязательно необходима консультация врача-специалиста.
Как «правильно» смотреть мультфильмы?
Долгое общение с героями «вредных мультфильмов» может стать причиной появления целого поколения с моральными и интеллектуальными отклонениями.
Следует отказаться или ограничить показ телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет.
Не оставляйте малыша одного при просмотре мультиков. При выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожнее, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, так как через воспроизведение последовательности событий у ребенка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами – хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.
Не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы не можете этого сделать, предложите ему игру или интересный для него вид деятельности, где он может справиться самостоятельно.
Малышам хорошо подходят игры с песком, водой, любыми новыми предметами. А более старшим предложите помочь вам или выполнить самому какое-либо творческое задание: порисовать, рассмотреть новую книжку с яркими картинками. Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой мультфильмов. Разговаривайте с ребенком, формируйте его активную позицию в восприятии увиденной информации. Можно по-разному оценивать телевидение, но если дети не смогут его смотреть, то они будут себя чувствовать ущербными в сравнении со своими сверстниками. Подберите для просмотра фильмы и мультфильмы, которые не только развлекают, но и учат. Используйте видеомагнитофон, диски с записями, чтобы смотреть фильмы всей семьей. Тогда детям будут предоставлены те мультфильмы, которые вы хотите, чтобы они увидели.
И очень важно запомнить, что никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка со взрослым, в котором он так нуждается.
Давайте отложим дела и уделим малышу немного нашего внимания!
От нас, взрослых, зависит будущее наших детей.

Читайте также:  Патология развития почек у ребенка

,

психолог высшей категории, директор ЦРР «Лазурный»,
, психолог высшей категории, специалист ЦРР «Лазурный»

Источник