Мультипликация как средство развития ребенка

Роль мультипликации как средство развития детей в дошкольной образовательной организации  

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь различные компьютерные технологии. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые развивают коммуникативные навыки и познавательный интерес у дошкольников.

Современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиа среде, представленной телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляет к этому интерес.

Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. При правильном посредничестве между этими средствами и ребёнком они становятся  средство воспитания. Информационное воздействие медиа среды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир, только если между компьютером и ребёнком стоит умный взрослый.  

Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Анимационное творчество способствует развитию дополнительных компетенций у детей способности мобилизовать их в определенной жизненной ситуации, стремиться искать и создавать новые нетрадиционные решения для существующих и возникающих проблем.

Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

развивают эстетический вкус, чувство юмора;

мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Исследования психологов и искусствоведов утверждают, мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам. В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального.  

Большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма.

Ведь переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способ освоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе. 

Как известно, мышление дошкольника наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше.

Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.   

Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и дети.

В процессе создания мультфильма  обнаруживаются ценностные ориентиры ребенка, его способность видеть и понимать окружающий мир,  осознаются жизненные установки.  Придуманные ребенком истории и рисунки отражают его внутреннюю картину мира. Ее проецирование   позволяет трансформировать негативный опыт, создать желаемый образ. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает  ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные  качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия,  точно выражать мысли и чувства.

Процесс создания мультфильма проходит через такие деятельности, как: музыкальная, двигательная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная. Изображая что-либо на бумаге или с помощью пластичных материалов, ребенок получает представления о формах, нахождении предметов в пространстве и т. д.  При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и психологического состояния героев.

В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логическое мышление, умение планировать деятельность.  

Читайте также:  Задачи специальной психологии развития аномального ребенка

Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать понятия о входящих в них  предметах и явлениях, так развивается познавательно-исследовательская деятельность. В процессе создания мультфильма ребенок учится использовать современную технику, фотографировать, использовать микрофон. Работа в группе позволяет развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, понимать друг друга, уступать, эффективно взаимодействовать, оказывать поддержку, выполнять различные социальные роли, развивать лидерские качества, нести ответственность за свой участок работы. Ребенок может попробовать себя в роли художника, сценариста, композитора, технического специалиста, актера озвучения. Дети дарят друг другу положительные эмоции, настроение, каждый что-то  вносит в групповой процесс по своим силам и способностям (кто-то лучше сочиняет, кто-то лучше рисует), а получают совместный творческий продукт.

Особенностью создания мультфильма  является то, что собственный рисунок, который может показаться ребенку «некрасивым», неудачным на экране и в контексте коллективного творческого продукта приобретает особую ценность и значимость. А уж когда созданный персонаж начинает оживать, это создает особое волшебство и чувство собственной значимости (могущественности). Даже отрицательные герои мультфильма  сохраняют детские черты и потому не вызывают отрицательных чувств. Иногда даже наоборот – этим героям сочувствуют и тем самым снимается агрессия.

В работе мультипликации целесообразно выделять три основные стадии: подготовка (мотивирование, разминка, создание атмосферы доверия и закрепощенности, обсуждение правил работы и задач, личных интересов и предпочтений, пожеланий, обмен чувствами); процесс создания мультфильма;  просмотр и обсуждение созданного мультфильма.

Технологическая карта работы над созданием мультфильма представляет собой несколько последовательных этапов:

«Погружение в сказку».  За основу сценария мультфильма может быть взято уже существующее или специально придуманное детьми литературное произведение. Чтение или написание сказки (мультфильма) – это первый этап погружения. В ходе реализации проекта маленькие его участники будут не раз переосмысливать поступки героев, придумывать различные варианты  развития сюжета и окончания истории.

«Разработка и создание персонажей и декораций». На этом этапе ребята самостоятельно выделяют персонажей сказки  и в общих чертах характеризуют место действия. Затем в деталях описывают необходимую информацию (Что где растет? Как выглядит русская изба? Какую одежду носили раньше?). Создаваемые  для мультфильма человечки, животные, растения становятся все более выразительными и соответствуют особенностям персонажей сказки.

«Оживление персонажей». Получая в свое распоряжение созданных героев и декорации, дети с удовольствием играют, придумывают новые варианты развития сюжета, совершенствуя свои поделки. Это дает новый  импульс игровой деятельности, дети заимствуют сказочные сюжеты и начинают сами мастерить героев для своих игр.

«Самостоятельное творчество». Нередко дети продолжают работу начатую на занятиях дома. Размышляют, что можно еще выполнить из природных материалов, какие предметы могут еще понадобиться персонажам, кто или что им может встретиться на пути, как украсить наряды героев и.т.д.

«Съемка мультфильма». Осуществляется покадрово на цифровой фотоаппарат. Для этого персонажи и декорации выставляются нужным образом. Полученное  изображение обрабатывается при помощи компьютерных программ.

Не стоит углубляться в технические тонкости, проживите вместе с детьми сказочные моменты, наполненные откровениями и новыми открытиями, радостью, взаимопониманием.

Таким образом, можно сказать, что анимация включает в себя огромное количество возможностей для социализации детей:  мультипликационное творчество позволяет развивать креативные способности детей, что  позитивным образом сказывается на их социализации, важной организационно-психологической ценностью создания мультпродукта является работа в команде.

Источник

«Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (представление опыта работы мультипликационной студии «Пластилиновая ворона»)

Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все виды искусства (живопись, музыка и т.д.) благотворно влияют на становление личности дошкольников, но именно в детстве одним из самых востребованных видов современного искусства является мультипликация.

Мультипликация сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов современного искусства, мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка 5 лет

Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр.

Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах.

В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Работа над созданием фильма создает условия для формирования у ребенка личностных качеств, таких как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т.д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования.

Мультипликация как вид детского творчества существует уже достаточно давно, как в нашей стране, так и во многих странах мира. Отличаясь доступностью и неповторимостью жанра, мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка. Педагоги-энтузиасты проявляют немалый интерес к педагогическому потенциалу мультипликации, они заинтересованы не только в конечном результате детского творчества – фильмах, но в первую очередь, в проявлении и выражении творческих способностей детей. 

Несмотря на педагогические возможности мультипликации, данный вид деятельности реализуется в основном в Центрах детского и юношеского творчества, детских анимационных студиях, а для дошкольных учреждений мультипликация является новой, нетрадиционной формой работы с детьми.

В 2014 году в нашем детском саду № 306 Центрального округа города Новосибирска была организована работа мультипликационной студии «Пластилиновая ворона», в основе которой лежит разработанная мною одноимённая авторская программа дополнительного образования.

Цель работы мультипликационной студии: развитие творческого потенциала ребёнка в процессе создания собственного мультфильма. 

Задачи: создать условия для развития творческого воображения и творческих способностей; способствовать развитию мелкой моторики, координации движения рук, глазомера, развитию восприятия (зрительного, тактильного, слухового), развитию речевых навыков; обучение навыкам создания мультипликационных фильмов; вовлечение дошкольников в коллективную творческую деятельность; формирование навыков сотрудничества.

Существует большое количество способов изготовления мультипликационных фильмов. Это и рисованная мультипликация, и компьютерная графика, и различные виды анимации – пластилиновая, кукольная, предметная и т.д.

Для создания мультфильмов в рамках работы мультипликационной студии «Пластилиновая ворона» была выбрана пластилиновая анимация.

Во-первых, лепка – один из самых эмоциональных продуктивных видов изобразительной деятельности и для детей дошкольного возраста игра с мелкими игрушками, пластилиновыми персонажами является очень интересной. Во-вторых, в лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Кроме того, лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики, которая в свою очередь, оказывает влияние на развитие речи, памяти и мышления. Учитывая, современную проблему увеличения количества детей с общим недоразвитием речи, у которых есть проблемы не только в развитии речи, но и проблемы с мелкой и общей моторикой, вниманием, восприятием, памятью и т.д., данный способ изготовления мультфильмов будет являться наиболее эффективным в решении поставленных задач.

Условия:

  • Занятия проходят в «Творческой мастерской» ДОУ.
  • Для работы студии предоставлен компьютер с необходимой программой для обработки фото-, видео- и монтирования фильмов (стандартная программа Киностудия Windows Live); диктофон, фотоаппарат, штатив; проектор и проекционный экран для просмотра; необходимые материалы для изготовления пластилиновых героев и работы в технике «пластилинография».

Мультипликационную студию «Пластилиновая ворона» посещают дети среднего и старшего дошкольного возраста. Набор детей не предполагает особых условий и осуществляется по желанию детей и родителей.

Занятия проходят два раза в неделю во второй половине дня. Время проведения занятия составляет 30 минут.

Читайте также:  Волгоград центр развития ребенка 3 краснооктябрьского района волгограда

В силу специфики занятий количество детей в группе должно быть не более 8-10 человек:

  • работа в малой группе позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, способствует выявлению резервов каждого ребенка как «отправной точки» для обеспечения условий развития его творческого потенциала;
  • на занятиях задействовано большое количество технических средств: цифровая фотокамера, компьютер, диктофон и дети учатся пользоваться техникой необходимой в процессе создания мультфильма;
  • занятия построены таким образом, чтобы дети побывали в разных ролях (сценаристов, мультипликаторов, декораторов, режиссёра, оператора, звукорежиссёра).  

Занятия в студии подразделяются на 2 вида: вводные и тематические.

В рамках вводных занятий дети знакомятся с историей и процессом создания мультипликационного фильма, с разными видами и особенностями мультипликационных фильмов, с профессиями тех людей, которые работают над созданием мультфильма, кто озвучивает героев любимых мультиков, как проходит процесс озвучивания. 

Тематические занятия разбиты на 4-8 занятий по темам, в рамках каждой из них создаются мини-мультфильмы, которые дети придумывают и создают совместно с педагогом.

Создание анимационного пластилинового фильма предполагает наличие следующих этапов:

  1. Определение общей идеи мультфильма. В начале каждой темы проводится вводное занятие, на котором дети обсуждают сценарий будущего фильма. Тема, сюжет могут быть предложены как педагогом, так и детьми. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать знания о входящих в них предметах и явлениях – это способствует развитию познавательных компетенций.

Все мультфильмы, создаваемые в студии, можно условно разделить на 4 группы:

  • экранизация известных произведений;
  • ремейк (обновление, новая версия) мультфильмов;
  • «Старая сказка на новый лад» – переделки известных сказок;
  • фильмы, снятые по сюжетам, придуманными детьми.
  1. Разработка сценария мультфильма. Обсуждение сюжета будущего мультфильма, раскадровка. Придумывание сценария – это развитие речевого творчества, связной речи, воплощение задуманного – это развитие планирующей деятельности дошкольников. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами. В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства.
  2. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма. Данному этапу отводится много времени. Дети распределяют, каких персонажей будет каждый лепить. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы (скульптурный, конструктивный или комбинированный) и приемы лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, скручивание и т.д.). Изготавливая декорации, дети осваивают новый вид продуктивной деятельности – пластилинографию. В процессе совместной продуктивной деятельности мы проговариваем с детьми сценарий, разучиваем этюды, учимся с помощью голоса показывать настроение и характер героев.
  3. Покадровая съёмка мультфильма. Очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки.
  4. Монтаж. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы. Все части мультфильма монтирую я сама с использованием специальных программ. Данный этап проводится без участия детей. Но в дальнейшем, я планирую, что дети будут участвовать в монтаже.
  5. Озвучивание фильма. Вместе с детьми подбираем музыку, шумовые эффекты, распределяем роли и озвучиваем мультфильм. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и настроение героев.
  6. Окончательная обработка мультфильма.
  7. Совместный просмотр и презентация родителям и другим детям.

В настоящее время программа «Пластилиновая ворона» проходит этап апробации на базе мультстудии. Опыт работы студии по решению задач творческого развития ребенка средствами мультипликации, может быть использован педагогами и в условиях массовых групп ДОУ.

Горинова Александра Владимировна,

воспитатель МКДОУ д/с № 306

города Новосибирска

Источник