Мультфильмы необходимы для развития ребенка
Собрали для вас и ваших детей интересные мультсериалы, которые обязательно надо посмотреть, если хотите, чтобы дети узнали что-то новое и полезное. В любимой мультипликационной форме герои сериалов расскажут о том, как устроен мир и человек, природа и искусство, как работают законы физики и как люди открывали Землю… В подборке сериалы, которые будут интересны детям от 3 до 12 лет.
Кадр из сериала “Хотим все знать!”
Детям от 3 лет
1|| «Спроси у Альберта»
Немецкий образовательный сериал для самых маленьких зрителей. Основная мысль, которую сериал пытается донести, – воспитание экологического сознания, бережное отношение к природе, сознательное использование ее ресурсов. да, на эти, казалось бы, взрослые темы можно в простой и увлекательной манере говорить с малышами.
Сериал снимали давно, в течение нескольких лет – с 1995 по 2003 годы. Возможно, вы сами видели его в детстве, если вам 30-40 лет, он шел по каналу Карусель (Бибигон).
Альберт – это уникальное создание немецких мультипликаторов, в природе такого не существует. Розовое существо, похожее на птицу, но умеющее плавать, как рыба, и способное хорошо себя чувствовать на любой высоте и глубине, путешествует по планете и рассказывает зрителям о том, как она устроена. Что такое круговорот воды в природе, как связаны между собой вода и погода, чем важны птицы и растения, какие существуют источники энергии, почему важно перерабатывать мусор, почему вымерли динозавры, откуда произошли люди и многое-многое другое, что может быть интересно дошкольникам.
Все серии можно посмотреть, например, на Youtube.
2|| «Лесная книга»
Канадский сериал «Лесная книга» раньше шел на канале Карусель. В оригинале он называется Big Bear and Squeak, снят был в 2012 году. Серий у сериала много, они маленькие, буквально по 5 минут, но довольно информативные. Всего вышло 53 эпизода. Как советуют сами создатели сериала, его можно включать 2-5 летним детям перед походом в зоопарк, например. В каждой серии рассказывается про одно какое-то животное. Которое еще надо угадать! Сериал придется поискать, на Youtube его нет.
3|| «Семья почемучек»
Французский познавательный сериал для малышей выходил на русском языке давно, в 1998 году на канале Fox Kids Russia. Снято было 25 серий. Концепция сериала выстраивается вокруг Виктора, младшего члена большой семьи, который все время задает вопрос «почему?..» своим родственникам. А они стараются понятно и подробно на него ответить. Виктор имеет широкий спектр любознательности, так что родственники подкованы в вопросах техники, ботанике, зоологии, географии, геологии, астрономии, анатомии… Виктор (и вместе с ним маленькие зрители) с каждой серией становится все умнее и умнее и узнает о том, как вода становится паром, как из семян вырастают разные растения, как работают батарейки, зачем человеку нужен сон, как волосы и ногти защищают нас, почему реки текут в океан, и откуда вообще берется вода, и почему человек не улетел еще никуда дальше Луны, и почему Луна не всегда круглая, и как образовалась Земля, почему извергаются вулканы, как образуется радуга, почему светят звезды, как у цветов появляется краска и многие другие «как?», «зачем?» и «почему?».
Возрастной рейтинг у сериала без ограничений, так что бабушкам и дедушкам на пенсии тоже понравится, освежит какие-то знания.
Все серии можно посмотреть на Youtube
4|| «Зоопарк»
Испанский сериал про животных «Zoo mix» невероятно милый! У него много серий по 5 минут длительностью, каждая из которых знакомит малышей с разными животными, рассказывая о них только реальные факты. Да при чем такие, которые ребенок точно запомнит и вам перескажет: вот вы, например, знали, что у дождевого червя пять сердец, а коровы дальтоники – не различают красный цвет, а у морских звезд нет мозгов?.. В одной серии рассказывается о двух животных сразу. Сериал придется поискать, его удаляют с Youtube, но поиски стоят того!
Детям от 6 лет
5|| «Волшебный школьный автобус»
Сначала появилась серия образовательных книг в формате комикса, в которой в увлекательной форме читатели знакомились с разными местами на планете и в космосе. Учительница с необычными способностями и волшебным школьным автобусом уменьшала или увеличивала своих учеников до нужного размера и отправлялась с ними прямо внутрь человеческого тела или под толщу океана, в пчелиный улей или в пещеру к летучим мышам… Книги написала Джоанна Коул. А в 1994 году «Волшебный школьный автобус» стал полноценным познавательно-приключенческим сериалом, всего вышло 52 эпизода, их можно найти на Rutube. Кстати, Netflix в 2017 году сделал ремейк сериала, уже вышло три сезона, и уже можно найти и посмотреть дублированные на русском серии (на видеосервисах или по подписке), обновленный сериал называется “Волшебный школьный автобус снова в деле”.
А книги на русский язык стали переводить совсем недавно. Пока издано только три книги:
6|| «Хотим все знать!»
Еще один замечательный сериал получился по книге Дэвида Маколи «Как все устроено». Правда, в русском дубляже его назвали «Хотим все знать!». Сериал состоит из 24 эпизодов, каждый из которых рассказывает о том, как действует тот или иной закон физики. Проект был создан в 2004 году, совместным производством Германии, Франции и Великобритании. Его возрастной рейтинг 0+, но, если честно, совсем маленькие зрители не смогут понять все, о чем говорится в сериале, хотя им будет интересно наблюдать за перемещениями мамонтов и людей. А вот зрителям от 6 лет и до бесконечности смотреть будет очень интересно!
Сериал можно найти на разных видеосервисах.
7|| «Жила-была жизнь» («Наша жизнь»)
Классика образовательной мультипликации – французский сериал «Жила-была жизнь» режиссера Альбера Барийе. Он вышел в 1987 году и стал третьим в цикле познавательных сериалов «Жили-были…», объединенных общими персонажами. В 26 эпизодах «Жила-была жизнь» в приключенческой форме рассказывается о строении тела человека, о процессах, происходящих внутри него. Хорошие ребята, которые работают на благо организма, представлены как элементы тела человека, а плохие парни, которые хотят причинить организму вред и ищут для этого лазейки, это, конечно же, болезнетворные бактерии и вирусы. Детям интересно смотреть этот сериал, поскольку познавательный контент замаскирован в художественную игровую форму: наш организм сравнивается с городом, сообществом – белые клетки выполняют работу полиции, мозг – главный менеджер всей структуры, ферменты – рабочие, макрофаги – уборщики и так далее. Мультфильм довольно подробно и научно объясняет строение ДНК, синтез белка, значение лимфоцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, гормонов…
Посмотреть можно на Youtube, все 26 серий по 26 минут.
8|| «Жили-был человек»
Задолго до сериала «Жила-была жизнь…», в 1978 году, Альбер Барийе создал цикл «Жили-был человек». Это был самый первый проект образовательной анимации французского режиссера, за которым потом последовали и «Однажды в космосе», и «Жили-были первооткрыватели», и «Жили-были искатели», и «Жила-была жизнь», и «Жили-были американцы», и «Жили-были… планета Земля». Сериал рассказывает о мировой истории в формате понятном детям. Сериал придерживается эволюционистской теории, разумеется, а не креационистской. Это же научный мультфильм…
9|| «Жили-были первооткрыватели»
Расскажем сегодня еще об одном сериале из цикла «Жили-были…» – сериале «Жили-были первооткрыватели». В формате 26 серий по 26 минут (это стандарт цикла) дети встречаются со старыми героями-проводниками и узнают истории ученых и их открытий. В 26 серий создатели отобрали следующие всемирно известные персоналии: Архимед, Гутенберг, Леонардо да Винчи, Галилей, Ньютон, Буффон, Лавуазье, Фарадей, Дарвин, Мендель, Эдисон, Пастер, Мария Кюри, Эйнштейн и других.
Весь плейлист с 26 сериями можно посмотреть на Youtube
10|| «Одна минута в музее»
Сегодняшнюю подборку образовательных сериалов для детей завершим необычным проектом, посвященным искусству, сериалом «Одна минута в музее». Не спешите отворачиваться от него, увидев непривычную рисовку главных персонажей – Рафаэля, Моны и Наби. Суть сериала прекрасна на самом деле: каждая серия длится буквально одну минуту, и за это время персонажи, останавливаясь возле какой-либо картины, скульптуры или античной вазы, задают о ней такие вопросы, которые задали бы сами дети! Быстрый информационный формат в запоминающейся манере познакомит вас и ваших детей с выдающимися произведениями, хранящимися в мировых музеях, и наверняка разовьет интерес к искусству. Обязательно посмотрите. Проект состоит из 180 эпизодов!
Сериал недоступен на Youtube, но его можно поискать на других сервисах. Например, в ВК.
Сериалы просматривала Ксения Рудич. Обязательно подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить следующий обзор полезного для образования ваших детей, и не забудьте поделиться с другими родителями. Спасибо!
Читайте также:
Источник
Испанские ученые выяснили, какие именно мультфильмы полезны для онтогенетического развития детей, а какие – нет, и почему. Онтогенетическое развитие это процесс, который ведет к усвоению норм социокультурного поведения. Иными словами, ученые сосредоточились на анализе и поиске такого вида мультипликации, который способствует социокультурному развитию детей, помогает на подсознательном уровне закреплять правильные сценарии поведения, принятые в обществе, в котором дети существуют.
Оказалось, что с этой функцией идеально справляется сюжетная мультипликация, то есть, такие мультфильмы, которые следуют традиционной структуре повествования: с завязкой, кульминацией и развязкой сюжета. Именно такие мультфильмы помогают детям усваивать важную мораль о том, как следует относиться к другим людям, какой поступок считается хорошим, а какой – плохим.
Фокусные группы смотрели и бессюжетную анимацию – ту, в которой линейного повествования нет как такового, но есть яркая картинка, громкие звуки, крупные планы, то есть, клиповая мультипликация. Типичной бессюжетной анимацией можно назвать выпуски «Baby Einstein», они хоть и считаются образовательными мультиками, но для собственно онтогенетического развития почти не несут пользы.
На телевидении сейчас выходит множество мультипликационных сериалов с разного уровня сюжетной проработкой, большой пласт таких, в которых сюжет развивается внутри одного эпизода, и любой из эпизодов в таких сериалах можно выкинуть из всей цепочки серий без потери смысла, основу сюжета такие эпизоды никак не толкают. Кроме того, внутри самих эпизодов происходит чрезмерно быстрая смена событий, которую мозг ребенка попросту не успевает обработать.
В исследовании принимали участие 186 детей в возрасте от 7 до 13 лет, их разделили на две группы, одной из них показывали сериал «Дораэмон», а другим – сериал «Код Лиоко». После просмотра детям задавали вопросы с целью выявить, насколько хорошо они поняли суть увиденного, значение деталей, поведения и поступков героев, их мотивов, насколько хорошо запомнили их внешний вид и социальный статус, возраст, пол и так далее. Кроме того, исследователи наблюдали и качество концентрации детского внимания на мультфильмах.
Конечно же, оказалось, что объем информации, которую дети запомнили при просмотре «Дораэмона», был больше, чем при просмотре «Кода Лиоко». При просмотре «Дораэмон» дети были больше вовлечены в сюжет, сопереживали персонажам, а соответственно были более внимательны к ним, лучше понимали их мотивы и разделяли их эмоции.
Исследование было опубликовано в мае в профессиональном научном журнале «Annals of Psychology». Ученые продолжат работу над изучением пользы разных видов мультфильмов для развития детской психики.
Надо сказать, что исследования о влиянии мультфильмов на развитие детей ведутся постоянно: с какого возраста можно без опаски подпускать детей к экрану, насколько долго разрешать смотреть и самое главное – что именно?
Например, российские психологи рекомендуют обращаться к советской классике и только строго после трех лет. Просмотр мультфильмов раньше трех лет может вызвать необратимые изменения в психике (по словам педагога-психолога Натальи Матушкиной, начальника координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ). А православный психолог, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Вера Абраменкова обращает внимание родителей на то, что персонажи мультфильма должны быть легко идентифицированы ребенком с собой или сверстниками. В этом смысле сериал про Лунтика совершенно не подходит для адекватного восприятия окружающего мира – не существует таких персонажей, а сериал «Маша и медведь» так и вовсе подрывает устои общества, так как учит ребенка не слушаться взрослых и издеваться над ними.
Онтогенетически, по мнению Абраменковой, могут быть полезны такие мультфильмы как “12 месяцев”, “Снежная королева”, “Дюймовочка”, «Винни Пух», потому что они как раз в достатке развивают добро, справедливость и милосердие.
Студенты и преподаватели Психологической школы МГУ согласны со всем вышесказанным, но их список рекомендованных к просмотру мультфильмов получился гораздо шире, в него вошли разные полнометражные фильмы и сериалы, а не только советская классика.
- 101 далматинец
- Балто
- Винни-Пух (1969)
- Головоломка
- Дамбо
- Даша-путешественница
- Зверополис
- Король лев
- Кот Леопольд
- Котёнок по имени Гав
- Красавица и чудовище
- Леди и Бродяга
- Лило и Стич
- Малыш и Карлсон
- Малышарики
- Простоквашино
- Скуби-Ду
- Смешарики
- Фиксики
- Холодное сердце
- Хранитель Лев
Настя Морозова
Источник
Ирина Григорьева
Мультфильм как образовательный ресурс в дошкольном возрасте
Уважаемые коллеги, наша сегодняшняя встреча посвящена мультфильмам и их развивающему и образовательному потенциалу в дошкольном детстве.
В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиа-среду. С раннего детства его увлекает компьютер, телевизор, телефоны, планшеты как средство игры и удовлетворения познавательного интереса. Одним из первых представителей медиа-пространства для дошкольников являются мультфильмы. Исследователи отмечают, что на протяжении последних десятилетий наряду с близкими взрослыми у дошкольников появился ещё один близкий воспитатель, социализатор, которому они бесконечно доверяют – это телевизор с мультфильмами, сериалами и рекламой.
Мультфильмы – это целый мир, в который подключается наш ребенок. Нормы и правила существования героев мультфильма принимаются ребенком некритически, ребенок интуитивно принимает нарисованный мир. Поэтому так важен для воспитывающего взрослого вопрос о пользе и вреде мультфильма, и о социализирующем влиянии мультфильма на личность ребенка.
Социализация определяется как особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта; это одно из ключевых понятий ФГОС ДО. Дошкольное детство – период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения, обретения социальной ориентации, социальной роли. Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия, как с предметным миром, так и с миром социальным. Протекание процесса социализации детей дошкольного возрастараскрывается через такие показатели как: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации. «Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые — их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами» В. С. Мухина. Современные дошкольники сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах при просмотре художественных фильмов и, чаще всего, мультипликационных фильмов. Таким образом, мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения.
Почему мультфильмытак привлекательны для детей: Современная мультипликацияимеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями). Дети целиком погружаются в воображаемую ситуацию, некритически воспринимают её. Мы с вами знаем, что грань реального и нереального в дошкольном детстве очень тонкая (страхи, все, что видит ребенок – почти реально.
Влияние мультипликационных фильмов на дошкольниковможно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.
Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому [8]. В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.
Внушение – воздействие на человека, вербальными или невербальными средствами, которые вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника.
Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. У дошкольника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное.
Психологи говорят, что мультфильмы своим содержанием напрямую воздействуют на сознание и психику. У детей изменяются после просмотра физиологические и психологические показатели, изменяются формы поведения. Ребенок воспроизводит ситуации.
Мухина В. С.отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами, для которых характерны отрицательные формы поведения»
В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме,позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение.
Согласно мнению детских психологов, «правильные» мультфильмы способны:
– Развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой лексический запас и могут в хорошем смысле удивить родителей некоторыми высказываниями и афоризмами.
– Развивать мышление и память. Ребенок учится анализировать содержание мультика, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
– Обучать. Мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их помощью ребенок может научиться считать, читать, говорить на иностранном языке, изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные энциклопедические знания.
– Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм питает фантазию ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.
– Воспитывать. Персонажи мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения (хорошего и плохого, формируют у них способность к эмпатии (сопереживанию, представления о добре и зле, учат справляться с трудностями и страхами. Во многих мультфильмах отражаются черты, присущие хорошему человеку. Это не просто мультфильмы для развлечения, в первую очередь это многовековое наследие народной мудрости, которое доходит до ребенка в форме игры. Малыш понимает, что за плохим поступком всегда следует наказание, он унаследует простые истины морали и добра.
Программа воспитания и обучения рекомендует формировать в дошкольном детстве такие сложные и отвлечённые понятия, как скромность, ответственность, взаимопомощь. Объяснить их достаточно сложно, а вот предъявить ситуацию в форме мультфильма- -реально и наглядно.
Очевидно, что мультфильм может являться хорошим ресурсом развития ребенка в любой из образовательных областей: социально- коммуникативной, речевой, познавательной. Развитие познавательной сферы активно используется как ресурс развития, вспомнить хотя бы Фиксиков, или длительные мультобразовательные сериалы, где заяц пересказывает основы астрономии, физики и химии. Используют мультфильмы для обучения детей иностранному языку, правилам дорожного движения, даже безопасному поведению в Интернет. Особенно порадовала попытка мульт образования в нравственной сфере – сказки Мудрой тетушки Совы. В последние годы к созданию мультфильмов подключились детские психологи, которые курируют детствосообразность и развивающую направленность мультфильмов (Малышарики). Так, объявили о работе над серией мультфильмов строго по программе развития в соответствии с ФГОС ДО. Однако некачественные мультики попадаются нашим детям чаще.
Вопрос,который хотелось бы поставить на сегодняшний наш семинар: достаточно ли просто организовать просмотр мультфильма, посадить ребенка перед экраном? Если ребенок отсидит перед мультфильмом оговоренное нормами время и просмотрит выверенное содержание, будет ли это являться гарантией усвоения знаний, норм поведения, ценностей? Очевидно, нет. Каждый просмотр, для того чтобы стать вкладом в развитие, должен сопровождаться работой взрослого. Иногда – это просто просмотр рядом с ребенком, когда тот может «считывать» со значимого взрослого эмоции, в ситуации со-бытийности переживать с ним события. Но лучше – беседы по содержанию и смыслу мультфильмов, развивающая работа на его основе.Актуализировать механизмы осознания и понимания происходящего на экране воспитатель может: постановкой интересных вопросов, высказыванием неожиданной версии и интерпретации происходящих событий, предложением ребенку самому мысленно изменить сюжет фильма, истолкованием мало известных терминов, которые прозвучали в фильме и др.
Взрослому нужно смотреть детские мультфильмы! Мы провели исследование – 50 анкет (в большинстве случаев родители используют время когда ребенок проводит за мультфильмом в своих целях, мы попросили нарисовать детей героев мультфильмов (Губка Боб, пони, зомби против растений) – а потом показали эти рисунки взрослым. Так вот, многих героев взрослые даже не слышали! Они не знают, что смотрят современные дети. И мы теряем воспитательный ресурс.
Педагоги ДОУ должны сознательно выстраивать работу на основе мультфильмов, побуждая детей не смотреть их как картинку, бездумно, а побуждая к осмыслению содержания, к перестроению поведения на основе воспринятого содержания.
В заключении хотелось бы отметить, мультфильм – это прекрасный воспитательный ресурс, который дает основу для социализации ребенка, который помогает наглядно увидеть и понять сложные категории. Использование правильных мультфильмов будет способствовать комплексному развитию личности. Для воспитывающего взрослого на современном этапе важно, что ресурс мультфильма можно использовать для построения разговора о нравственности, о добре и зле, о чести и достоинстве.
Источник