Мультфильмы для ребенка 3 лет развивающие для развития речи
Мультфильмы с момента своего появления всегда привлекали детей. Сейчас же, с развитием медиасреды, они стали более доступными и гораздо разнообразнее. Для многих родителей телевизор становится простым способом занять ребенка, при этом очень часто малыш самостоятельно решает, что ему смотреть. Несмотря на то, что о влиянии анимационных фильмов на психику ребенка говорят уже давно, по последним исследованиям дошкольник проводит в среднем перед телевизором до 40% своего времени. Исследователями была установлена связь между мультфильмами и речью ребенка, в том числе, доказано влияние регулярного просмотра мультипликационных фильмов на процесс становления речи.
Роль мультфильмов в развитии речи
Еще в 1981 г. исследователи Джером и Дороти Сингер сделали печальный вывод: дети, что проводят много времени перед телевизором, чаще других отстают в учебе, им тяжело сконцентрироваться, у них недостаточно развиты чтение и устная речь. С тех времен ситуация только ухудшилась.
Исследования показали, что чем раньше ребенок начинает смотреть анимационные фильмы, тем сильнее они влияют на процесс формирования речи.
Важно! Логопеды настаивают на полном запрете просмотра мультиков до 3-х лет.
Это напрямую связано с особенностями развития детской психики и этапами формирования речи.
Выделяют 4 этапа развития речи у детей:
- До года. В этот период ребенок проходит следующие стадии: от первых еще не осмысленных звуков до гуления, затем к лепету. К году словарный запас от 3 до 45 слов. Несмотря на то, что в интернете можно найти мультфильмы, развивающие речь до года, при просмотре их в этом возрасте возможны серьезные последствия:
- Эмоциональные реакции окружающих являются стимулом для малыша, сигналом для закрепления речевого навыка. Не получая от персонажей мультиков (даже ориентированных на младший возраст) ответной реакции, ребенок задерживается на этом этапе гораздо дольше.
- На этом этапе у ребенка формируется восприятие и распознавание звуков, большую роль в этом процессе играет наблюдение за артикуляцией взрослых. У героев анимации (особенно зарубежных) артикуляция не соответствует произносимым звукам, что также затрудняет естественный процесс.
- От года до 3-х лет. Происходит активный рост словарного запаса, в основном наименования предметов и глаголы. К 3-м годам ребенок может составлять простые предложения. На этом этапе также очень важна реакция окружающих на первые слова и фразы, и, к сожалению, ее отсутствие губительно влияет на формирование речи. Еще одной причиной для запрета мультиков в этом возрасте является минимальное присутствие в них глаголов (их заменяет изображение действия). Возможно применение мультфильмов, развивающих речь у ребенка 2-3 лет, только по рекомендации врача-логопеда и под его контролем.
- От 3 до 7 лет. Период активного роста словарного запаса. При нормальном развитии и отсутствии отклонений, к школе ребенок уже может составлять сложные предложения, ясно и последовательно выражать свои мысли. Именно в этом возрасте формируется «языковое чутье» ─ интуитивное понимание норм родного языка. Ребенок запоминает новые слова и обороты очень быстро, поэтому бесконтрольный и неограниченный просмотр мультиков может привести к засорению речи жаргонизмами, формированию неверного понимания смысла отдельных слов. Кроме этого, для полноценного развития речи, ребенку необходима языковая практика, живое общение.
- От 7 до 17 лет. Происходит дальнейшее совершенствование устной речи и формирование письменной. До 12 лет закрепляются речевые навыки, при отсутствии практики живого общения, дальнейшее развитие речи становится невозможным. В этом заключается основная опасность неограниченного просмотра мультфильмов для речи школьника.
Правила для безопасного просмотра мультиков
Однако всех негативных последствий (для детей от 3-х лет) от просмотра мультипликации можно избежать, если соблюдать простые правила:
- для 3-х летнего возраста норма не должна превышать одного мультика в день. С возрастом время просмотра можно увеличивать, но не более одного часа в день к 6-7 годам. Младшим школьникам допустимо увеличить время до 2-х часов, при условии перерыва в 15-20 минут;
- сюжет мультика должен соответствовать возрасту. Поступки героев должны быть понятными, логичными. У детей отсутствует критическое мышление, поэтому они не в состоянии понять иронию, сарказм. Все поступки и слова героев воспринимаются буквально;
- речь героев должна быть медленной. Быстрые диалоги вкупе с яркой сменой картинки не позволит ребенку осознать и запомнить новые слова;
- для младшего возраста предпочтительны мультики советского периода, так как в них артикуляцию тщательно прорисовывали, и она соответствует фонетике речи;
Очень важно определить индивидуальную норму для своего ребенка. В этом поможет наблюдение и совместный просмотр мультипликационного фильма. При проблемах с концентрацией внимания, гиперактивностью просмотр мультика лучше заменить на чтение, рисование или любое другое занятие. Так как анимационные фильмы только усугубят проблему. Также стоит ограничить норму при проблемах со зрением. В этом случае особенно тщательно стоит следить за качеством изображения.
Мультфильмы, как инструмент для развития речи
Однако мультики не всегда наносят вред развитию ребенка. При грамотном использовании и систематической работе с их помощью можно способствовать развитию речи и даже решать логопедические проблемы. Для этих целей можно использовать как развивающие мультфильмы для речи, так и обычные.
Логопедические мультфильмы
Часто у ребенка в раннем возрасте возникают проблемы с произнесением отдельных звуков, несмотря на все его старания. У большинства это проходит самостоятельно, но в некоторых случаях, требуется помощь взрослого. Конечно, не все проблемы решаются без помощи логопеда, но многие дефекты могут скорректировать сами родители при помощи логопедических мультиков. «Повторюша», «Как тигренок рычать учился», «Медвежонок Мася» и многие другие развивающие мультфильмы для развития речи помогут избавиться от самых распространенных дефектов речи. Эти мультфильмы для развития речи в 2-3 года и старше разработаны логопедами, в них артикуляционная гимнастика и упражнения преподносятся в игровой форме.
Для эффективности занятий по этим мультипликационным фильмам необходимо соблюдать следующие правила:
- ребенок должен быть по-настоящему увлечен происходящим. Положительного результата не будет при отсутствии вовлеченности в происходящее на экране;
- время просмотра должно быть ограничено. Для начала можно смотреть мультфильм для развития речи не больше 5 минут в день, дальше, при наличии интереса, можно увеличить время до 15-20 мин. Но не более одного в день;
- просмотр должен быть совместным с родителем. Взрослый делает все упражнения вместе с ребенком, на своем примере показывая правильную артикуляцию;
- для лучшего эффекта, перед просмотром можно сделать несколько упражнений для губ и языка. Упражнения можно подобрать самостоятельно в интернете или с помощью специалиста;
- занятия по логопедическим мультфильмам для развития речи детей должны проводится регулярно, на ежедневной основе;
- лучше всего по ним заниматься в первой половине дня, когда малыш еще не устал и его внимание не рассеянное;
- самое главное — похвала при малейших положительных сдвигах. Критика категорически запрещена. Нельзя употреблять слова «неправильно», «ошибка» и подобные;
- мультфильм, развивающий речь ребенка, должен быть хорошего качества, с четкой, яркой картинкой.
Обычные мультфильмы для развития речи
Обычные мультики также могут стать отличным инструментом для развития речи ребенка. Роль мультфильма для развития речи, очень хорошо раскрыта А.Ф. Лалетиной и Гуськовой А.А.
Они предлагают следующую схему для занятия на основе мультипликационного фильма:
- Вступительное слово педагога. Рассказывается в общих чертах о проблеме, вопросе, который поднимается в фильме;
- Просмотр мультфильма;
- Беседа;
- Игра.
Этап работы | Методические приемы | Цель |
Вступительное слово |
|
|
Просмотр мультфильма | В процессе просмотра целесообразно делать паузы (особенно если мультик с большим хронометражем).Во время перерыва педагог (или родитель) задает вопросы детям, дает задания:
|
|
Беседа | Обсуждение проблематики и сюжета мультфильма |
|
Игра | Возможны варианты:
|
|
Если есть возможность и необходимость, можно привлечь к работе логопеда и включить в занятие специальные упражнения («покажите, как дует ветер?», «а как рычал мишка?» и другие). Положительные эмоции от интересного мультфильма и игровая форма подачи поможет закрепить нормы артикуляции.
В последние годы появилось много активистов, оценивающих мультфильмы по степени их вреда или полезности. Однако, в условиях современного развития медиасреды, изолировать ребенка от мультфильмов не только невозможно, но и вредно. Обсуждение мультсериалов, анимационных новинок — важный фактор социализации среди сверстников. А вот пойдет просмотр на пользу или во вред ребенку зависит только от здравомыслия взрослых.
Видео
042
Источник
Поводом для написания этой статьи стали комментарии некоторых подписчиков к статье о задержке речевого развития. В комментариях было написано, что просмотр мультфильмов не только не мешает речевому развитию, но и стимулирует его.
Я подумала, возможно, я что-то упустила или моё мнение устарело, и, действительно, просмотр мультфильмов оказывает благотворное влияние на речь ребёнка. По этому поводу я, конечно, обратилась к специальной литературе. Изучив много различных статей и публикаций на эту тему, я сделала определённые выводы, которыми хочу поделиться с вами.
1. Дети до 1,5 лет.
Дети в возрасте до полутора лет произносят звуки, ожидая ответной реакции от окружающих. Если в ответ на детский лепет вы улыбаетесь и повторяете за крохой, это послужит хорошим стимулом для формирования речи. Мультфильмы не могут обеспечить малышу подобную обратную связь, потому от них не будет никакой пользы.
Если вы будете постоянно называть окружающие предметы и действия в присутствии малыша, это будет значительно полезней для развития вашего малыша.
2. Дети от 1,5 до 3 лет.
В этом возрасте главным видом речевой деятельности у ребёнка становится диалог с окружающими его взрослыми или детьми старшего возраста. Малыш не только произносит случайные звуки, но и начинает использовать речь, чтобы близкие могли понять его. Так как телевизор не может быть собеседником для малыша, просмотр мультфильмов в этом возрасте не поможет в развитии речи ребёнка.
3. Дети от 3 до 5 лет.
В этот период ребёнок впитывает любые слова и целые фразы, как губка. Следовательно, просмотр мультфильмов способствует пополнению словарного запаса, учит правильному построению предложения.
Но, необходимо учитывать, что ребёнок в этом возрасте запоминает большую часть информации, даже не осознавая её смысла. Поэтому до 5 лет очень важно обсуждать мультфильмы с ребёнком после просмотра, объяснять сложные слова и фразы.
4. Дети 5 лет.
У детей пятилетнего возраста хорошо развита познавательная активность, поэтому мультфильмы благотворно влияют на их речевое развитие. После просмотра ребёнок 5 лет, как правило, задаёт много вопросов, его интересует значение некоторых слов и выражений. Таким образом, у малыша пополняется словарь, а также он получает полезную информацию.
Итак, мы выяснили с какого возраста можно детям смотреть мультфильмы. Теперь хотелось бы познакомить вас с правилами, которые позволят уберечь ваших детишек от негативных последствий просмотра телевизора.
• Разрешайте ребёнку смотреть не более одного мультфильма в день.
Для начала позвольте ребёнку находиться перед экраном 20-30 минут и постепенно увеличивайте время до 1 часа в день.
• Создайте условия для просмотра.
Лучше смотреть мультфильмы днём или вечером, но комната должна быть хорошо освещена. Дело в том, что при резких перепадах яркости глаза ребёнка быстро устают. Находиться ребёнок должен на расстоянии не менее 2,5-3 метров.
• Обратите внимание на качество изображения.
Изображение на экране должно быть чётким, не размытым, чтобы не было раздражающего мерцания или каких-нибудь других дефектов.
• Подбирайте мультфильмы с позитивным сюжетом.
Просмотр мультфильмов влияет на эмоциональную сферу ребёнка, поэтому важно следить за тем, что смотрит ваш ребёнок. Выбирайте мультфильмы, которые учат дружбе, сопереживанию, правильному поведению.
• По возможности смотрите мультфильмы вместе с ребёнком.
После совместного просмотра у вас будет общая интересная тема для разговора. Можно будет описать героев мультфильма, ответить на вопросы по сюжету, придумать продолжение истории.
Всё это, несомненно, будет способствовать развитию не только речи, но внимания, воображения, памяти.
Важно всё же помнить, что телевизор не лучший помощник для развития ребёнка. Живое, эмоционально окрашенное общение даст намного больше для развития вашего малыша, чем озвученные диктором герои.
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Скачать детское приложение Капуки Кануки>>
Опытные родители подтвердят: в три года ребенок переживает непростой период становления, такой же как в подростковом возрасте. Это время формирования характера, перехода к самостоятельности. Поэтому развивающие мультики для детей от 3 лет, представленные в нашем обзоре, наполнены не только образовательной информацией, но и помогают социализации детей. Это мультики для маленьких развивающие чувство ответственности за свою безопасность, ведь в них рассказывается о правилах поведения на дороге, общественном транспорте, а также о дружбе и отношениях между членами семьи. Мультсериалы дают представление о некоторых профессиях, рассказывают про железную дорогу, воздушный и водный транспорт, про строительную и другую спецтехнику.
Развивающие мультики для детей 3 – 4 лет отличаются более богатой лексикой, чем видео для малышей более младшего возраста. Это помогает ребятам развивать речь, подготавливает к изучению букв, чтению.
Кроме мультфильмов на канале Капуки Кануки есть циклы обучающих программ «Азбука с Машей», «Веселая школа», которые содержат полезные идеи для организации домашнего досуга: оригами, лепка из пластилина, рисование, аппликация и позволят подготовить ребенка к поступлению в первый класс.
Часть мультфильмов лучше смотреть вместе со взрослыми, чтобы была возможность поставить видео на паузу, обсудить непонятные моменты. Но некоторые мультики развивающие от 3 лет предназначены для самостоятельного просмотра, они содержат интерактивные элементы – когда герои общаются со зрителями, — и больше похожи на игру.
Доктор Машинкова
Если бы речь шла о взрослых, мы бы сказали, что этот мультик ломает стереотипы. Но в случае с детьми – позволяет их не создавать. Ведь мама водит автомобиль так же хорошо, как и папа, не правда ли? Так почему бы рыжеволосой мультгероине не быть талантливым механиком, способным превратить обычно авто в гоночное, придумать, как грузовику проехать под низким мостиком и даже самой сконструировать себе робота-помощника. Да, это все – доктор Машинкова! Она расскажет ребятам, что такое фаркоп, рессора, антикрыло и научит другим терминам. Она мастер на все руки, поэтому запросто может стать кумиром и мальчиков, и девочек.
Машины загадки
Для чего нужен подъемный кран? Как работает асфальтовый каток или экскаватор? Каждый из 3D-мультиков посвящен одному из видов спецтехники. Маша загадывает зрителям загадку, рассказывает историю и собирает из конструктора сооружение, помогающее ее разгадать. Посмотрите серию и предложите ребенку придумать свой пример того, как можно использовать спецтехнику.
Паровозик Шонни
Мультсериал поможет ребятам изучить цифры и научит определять количество предметов. А с помощью родителей можно сделать следующий шаг – перейти к сложению и вычитанию.
Паровозик Шонни напомнит цветовую палитру, предложив не только предметы разных оттенков, но и словесное обозначение цветов. Также дети повторят геометрические фигуры, вырезая их на светильниках из тыкв для Хеллоуина.
Словом, углубляем знания, применяем их в новых обстоятельствах!
Азбука с Машей
Изучаем буквы: от А до Я! Запоминаем написание печатных и прописных букв, ищем буквы в алфавите и поем веселую песенку, где вся азбука волшебным образом рифмуется и очень легко запоминается. Отличная подготовка к школе! Особенно если после просмотра каждой серии попрактиковаться в написании изученных букв и попробовать составить их в слоги.
Веселая школа
Цикл обучающих программ, благодаря которым малыши научатся делать объемные фигурки и складывать их из бумаги (оригами), лепить из пластилина, готовить простые блюда. А еще изучат виды насекомых, птиц, животных – в веселой школе так много интересных занятий. Приходите в наш класс!
Готовим вместе
Научимся делать салат, полезное овсяное печенье, мороженое, сырники и многое другое. Посмотрите сериал вместе и воспользуйтесь предложенными рецептами.
Машины сказки. Логопедические занятия для малышей
Даже если ваш ребенок хорошо произносит звуки, ему не помешает артикуляционная гимнастика. К тому же на каждом занятии он узнает много интересного о самых разных вещах: наземном и водном транспорте, цветах, грибах, лесных и морских животных и так далее.
Цикл передач познакомит малыша с симпатичным логопедом, избавит от страха перед докторами и упражнениями на развитие речевого аппарата.
Каракули
Мультфильм для малышей, которые любят рисовать и уже знакомы с геометрическими фигурами. Дети узнают, что из четырех кружков можно сделать глаза совы, а из трех — голову пчелки. Приготовьте к просмотру каждой серии лист бумаги и карандаши, чтобы ребенок мог повторять за героями и создавать свой рисунок. Скоро у вас будет целая коллекция изображений! Пчела, котенок, сова, божья коровка и даже пришелец и вампир.
На пляже с детьми
О поездке на море приятно помечтать не только взрослым, но и детям. Сделайте подготовку к отпуску увлекательной! Посмотрите цикл программ о том, как с пользой провести время на пляже, попробуйте реализовать предложенные идеи и дополните их своими выдумками.
Лелико
Этот и два следующих мультсериала позволят оставить ребенка наедине с экраном. Мультик «Лелико» наполнен интерактивными элементами. Симпатичные герои Лили и Леко разговаривают со зрителями, загадывают загадки и дают задания, развивающие зрительную память, фантазию, творческие способности.
Пчелиные истории
Сериал рассказывает про мир насекомых, в центре повествования пчелиная семья. Девочка Руби и мальчик Базз уже ходят в школу, где очень интересно проводят время, Однажды в пчелиный класс пришла настоящая королева! Все маленькие пчелки готовились к ее визиту. Баззу сначала не досталось задания, но потом он оказался самым везучим учеником!
Мультфильм наполнен юмором, оптимизмом, рассказывает о реальных жизненных ситуациях и предлагает решение некоторых проблем.
Поезд динозавров
История о древнем мире, населенном необыкновенными животными, будет интересна ребятам 4-5 лет. Поезд динозавров уносит зрителей сквозь временной тоннель. И вместе с главным героем Бадди дети знакомятся с разными видами динозавров: стигимолохами, тиранозаврами, петейнозаврами и другими. Все это нужно, чтобы понять, к какому виду относится сам Бадди, который случайно оказался в гнезде птеранодона, и вернуть его в родную семью.
Каждая серия длится около получаса.
Мы рады, если видео из нашего обзора пригодилось вашей семье!
Здесь вы можете посмотреть, какие мультики мы рекомендуем детям от 2 лет.
Приходите на сайт Капуки Кануки еще!
Смотреть Капуки Кануки все серии подряд>>
Источник