Мухина к проблеме социального развития ребенка

Мухина к проблеме социального развития ребенка thumbnail

Детская психология, Мухина В.С., 1999.

Эта книга — прежде всего учебное пособие, написанное для учащихся институтов и колледжей, но благодаря простоте изложения материала, компетентности и содержательности она будет интересна и чрезвычайно полезна всем тем, кто — будь то профессионал или любитель — интересуется детской психологией, и особенно родителям, заботящимся о психическом здоровье и благополучии своих детей. Масса интересных сведений и самой необходимой информации, все, что известно психологической науке о самых различных аспектах жизни детей от младенчества до младшего школьною возраста.

Детская психология, Мухина В.С., 1999

Декларация прав ребенка и задачи воспитателя.
Ребенок с помощью взрослого может быть ознакомлен с некоторыми правами, доступными его разуму. Сейчас этот вопрос требует особого внимания, ведь мы стремимся построить правовое государство. Воспитатель должен знать Декларацию прав ребенка, которая была принята 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Общественные и политические деятели, ученые и педагоги разных стран и континентов стремятся к тому, чтобы проблемы, касающиеся положения, условий развития и роли детей в разных обществах и разных культурах, были осознаны всеми. Декларация прав ребенка содержит 10 пунктов:

1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
2. Ребенку законом или другими средствами должна бьггь обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
3. Ребенку должно принадлежать с момента его рождения право на имя и гражданство.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Детская психология, Мухина В.С., 1999 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
– pdf – Яндекс.Диск.

Дата публикации: 05.12.2017 11:48 UTC

Теги:

учебник по психологии :: психология :: Мухина

Следующие учебники и книги:

  • Детская невропатология, Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики, Гуровец Г.В., 2004
  • Эффективная обработка информации, Бабич А.В., 2016
  • Мудрая матрица, или Эффективное управление собственной жизнью, Сумароков М.
  • Психология, Психотехника, Психагогика, Пузырей А.А.

Предыдущие статьи:

  • Черепахи до самого низа, Предпосылки личной гениальности, Делозье Дж.
  • Управление волей, Практикум, Жуковский С.В.
  • Пора меняться, Как освободиться от ограничивающих убеждений и реализовать свой потенциал, Книга-тренинг, Алегриа Е., 2017
  • История психологии, От античности до середины XX века, Ярошевский M.Г., 1997

Источник

Мирошниченко Нигина Бахтиеровна1, Шипова Лариса Валентиновна2
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет, магистрант
2Саратовский национальный исследовательский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой специальной психологии

Аннотация
В статье раскрываются особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном возрасте. Анализируется содержание эмоциональных переживаний в дошкольном детстве. Прослеживается динамика эмоций и чувств у дошкольников. Исследование имеет важное значение для диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Miroshnichenko Nigina Bakhtiyerovna1, Shipova Larisa Valentinovna2
1Saratov State University, undergraduate
2Saratov State University, PhD in Psychological Science, Assistant Professor, Department chair of special needs psychology

Abstract
In article features of emotional development of the child at preschool age are unveiled. Content of emotional experiences in the preschool childhood is analyzed. Dynamics of emotions and feelings at preschool children is traced. Research is important for diagnostics and correction of emotional frustration at children with limited opportunities of health.

Библиографическая ссылка на статью:
Мирошниченко Н.Б., Шипова Л.В. Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/07/15954 (дата обращения: 14.09.2020).

Изучение эмоционального развития ребенка в дошкольном возрасте имеет важное значение для диагностики и коррекции нарушений эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья [1], развития внутренней позиции школьника у данной категории дошкольников [2], формирования готовности к обучению в школе [3], профилактики школьной неуспеваемости и дездаптированности [4].

Дошкольное детство – важнейший этап в формировании личности, когда интенсивно развивается самосознание. Для этого периода характерно изменение взаимоотношений с взрослыми и развитие на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.C. Выготским внутренними этическими инстанциями. Как отмечает Д.Б. Эльконин [5], в раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве с взрослым, а дошкольник способен многие свои желания и потребности удовлетворять самостоятельно. Но он хочет участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу, а это пока неосуществимо. Поэтому, ведущим видом деятельности дошкольника становится творческая ролевая игра, которую JI.C. Выготский называл «воображаемой иллюзорной реализацией нереализуемых желаний» [6]. Именно игра наиболее полно способствует овладению социальным пространством человеческих отношений, являясь тем механизмом, который переводит требования социальной среды в потребности самого ребенка [7].

Читайте также:  Влияние театральной деятельности на развитие ребенка

Проблеме эмоционального развития дошкольника посвящены работы Л.И. Божович, Г.М. Бреслава, A.B. Запорожца, А.Д. Кошелевой, Т.Д.Лоскутовой, B.C. Мухиной, Я.З. Неверович, Г.И. Степановой, Т.П.Хризман, П.М. Якобсон и др.

Исследования показывают, что эмоциональные реакции младшего дошкольника интенсивны и лабильны. Дети живо реагируют на радостные и печальные события, легко проникаются настроением окружающих. Неудержимое веселье легко может смениться обидой и гневом. Не до конца усвоив социально приемлемые способы выражения эмоций, дети бурно проявляют их в мимике, в словах, движениях.

В связи с усложнением отношений с окружающим миром, по мере изменения общего характера деятельности и ее мотивов, на протяжении дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка претерпевает существенные изменения (A.B. Запорожец, Л.И. Божович). Ослабевает интенсивность эмоций, усиливается их произвольность, выразительность, богатство экспрессии, усложняется модальная структура переживаний (К.Изард, Я. Рейковский, B.C. Мухина). Наряду с переживаниями, обусловленными удовлетворением непосредственных желаний, возникают сложные чувства, связанные с выполнением норм и правил поведения. Появляется возможность тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в соответствии с требованиями окружающих (A.B. Запорожец,   Я.З. Неверович). Чувства ребенка приобретают большую глубину и устойчивость, усиливается их интеллектуальная регуляция (B.C. Мухина). К концу дошкольного детства ведущей функцией эмоций становится побудительная, мотивирующая (Л.И. Божович).

Особое место в психической жизни дошкольника занимают эмоции, связанные с другим человеком (Я.З. Неверович, B.C. Мухина, P.A.Смирнова, Л.П. Стрелкова). Потребность в любви и одобрении, в признании взрослого, становится жизненно важной для ребенка, но она может приобрести негативный оттенок, проявляясь в соперничестве, ревности, в аффективном поведении. Наиболее часто аффективные переживания имеют место в тех случаях, когда у детей высокие притязания сочетаются с неуверенностью в своей способности добиться успеха, а возможности саморегуляции поведения значительно ниже возрастной нормы.

Потребность в признании также обусловливает повышенную чувствительность детей младшего и среднего дошкольного возраста к той оценке, которую дают им взрослые. Как показывает М.И. Лисина [8], такая чувствительность обычно проявляется в реакции детей на похвалу, одобрение и на замечание, порицание. Похвала, свидетельствующая об удовлетворении притязания на признание, вызывает восторг, а ответом на замечание будет обида, нарушение или полное прекращение той или иной деятельности.

В дошкольном возрасте начинает формироваться система соподчинения мотивов, создающих единство личности, было доказано А.Н. Леонтьевым [9]. Эта система начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Развивая данную мысль, Л.И. Божович [7] подчеркивает, что во главе иерархии становятся специфически человеческие, т.е. опосредованные по своей структуре мотивы. Причем, сам мотив может не осознаваться ребенком, но с ним связаны эмоциональные переживания. Они и являются тем звеном, через которое мотивы становятся актуальными. Дошкольники могут преодолевать другие свои желания и действовать в соответствии с нравственными нормами, но не потому, что они способны к сознательному управлению собственным поведением, а потому, что их нравственные чувства имеют большую  побудительную силу.

В дошкольном возрасте на эмоциональный мир ребенка особое влияние оказывает общение со сверстниками, с которыми он проводит большую часть времени. Дискомфорт во взаимоотношениях со сверстниками может вызвать вербальную и физическую агрессию. Но дети способны понять, что другие люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. В дошкольном возрасте у детей развивается внимательность, заботливость по отношению к другим, готовность сотрудничать с детьми и делиться с ними своими игрушками [10]. Отзывчивость на состояние другого человека является эмоцией высшего порядка, имеющей нравственное содержание. В дошкольном возрасте такие эмоции еще не могут длительное время определять общую направленность поведения. Установлено, что даже в старшем дошкольном возрасте для большинства детей характерно нестабильное и непоследовательное отношение к сверстнику. В исследовании А.М. Щетининой [11] было выявлено, что и младшие, и старшие дошкольники чаще всего дают эмоциональный отклик лишь на реакции гнева, грусти и страха. При этом дети не всегда адекватно воспринимают переживания других людей, взрослых и сверстников. Тем не менее, на протяжении дошкольного детства эмоции ребенка в значительной мере социализируются – он осваивает принятый в обществе «язык чувств», до известной степени может сдерживать их резкие, бурные проявления.

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с овз по развитию речи

Важную роль в развитии социально обусловленных эмоций играет речь. Как отмечал A.B. Запорожец [12], именно через аффективную сторону речи осуществляется эмоциональная коррекция поведения в процессе обучения и воспитания. Через слово ребенок учится понимать и обобщать эмоциональные состояния, избирательно относиться к разным сторонам действительности. Однако, по мнению А.Р. Лурия [13], до 4,5 – 5,5 лет регулирующую роль играет еще не столько система избирательных смысловых связей, стоящая за речью, сколько непосредственное импульсивное влияние речевой реакции. Поэтому в тех случаях, когда оно расходится с избирательным смысловым влиянием стоящих за словом связей, доминирующим оказывается именно импульсивное влияние речи. И лишь после 5,5 лет это неспецифическое влияние отступает на задний план.

Итак, возникновение к концу дошкольного возраста соподчинения мотивов, развитие самосознания ребенка характеризует новую ступень в развитии его личности. Аффективная импульсивность, непроизвольность, неустойчивость сменяются стабильными эмоциональными отношениями. Чувства, определяющие систему нравственных, этических и других ценностей, выступают в качестве важного компонента психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Библиографический список

  1. Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин / Гринина Е.С., Колчина А.Г., Коновалова М.Д., Куприянчук Е.В., Кухарчук О.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова Л.В. Учебно-методическое пособие. Саратов : ИЦ «Наука», 2015. 371 с.
  2. Шипова Л.В. Изучение внутренней позиции школьника у детей разных возрастных групп. Учебно-методическое пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 79 с.
  3. Кухарчук О.В., Суслова О.И.  Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у дошкольников с задержкой психического развития // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр “Институт стратегических исследований”. 2014. С. 33-41.
  4. Шипова Л.В. Формы нарушений поведения у школьников с умственной отсталостью // Научное мнение. 2013. № 11. С. 288-292.
  5. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960.  316 с.
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 63
  7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе  // Вопросы психологии. 1978.  № 4. С. 48-54.
  8. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1974. 36 с.
  9. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1948. С. 4-15 .
  10. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. Т. 1. 1980. С. 43-53.
  11. Щетинина A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоциональных состояний человека: автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1984. 19 с.
  12. Запорожец A.B. Эмоциональное развитие дошкольника / A.B.Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова, Л.А. Абрамян. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  13. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. 495 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шипова Лариса Валентиновна»

Источник

Мухина к проблеме социального развития ребенка

№01 2017
Мухина С.Н. К проблеме развития психомоторной сферы детей  в современном дошкольном образовании

Аннотация

В представленной статье рассматривается значение развития психомоторной сферы у дошкольников. Автор статьи считает обращение к проблеме психомоторного развития детей своевременным и остро актуальным. В науке о человеке уже доказано существование неразрывной связи между развитием двигательной сферы индивидов и развитием их психики в целом. Особо значимым осознание этого факта является применительно к дошкольному возрасту развивающегося человека, на котором закладывается фундамент его физического и психического развития и здоровья. Автор пытается раскрыть социально-педагогические факторы, серьезно влияющие и обусловливающие эту тревожную динамику, ставит вопрос о недостаточном внимании к поднятой проблеме в дошкольной педагогике и дошкольной образовательной практике, презентует разработанные ей методику педагогического изучения психомоторного развития детей и экспериментальную программу ее формирования у детей старшего дошкольного возраста, обосновывает теоретико-методологические основания разработки соответствующей технологии, над которой она сегодня трудится.

Фрагмент статьи

Психомоторное развитие и проблемы современного образования

Проблема развития психомоторной сферы дошкольников сегодня актуальна, поскольку названная сфера является одним из показателей гармоничности развития личности, и ее правильное развитие обеспечивает социальное благополучие ребенка.

Сензитивным периодом психомоторного развития является дошкольный возраст. Именно в этот период происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), произвольность психических функций и поведения становится основной характеристикой дошкольника на этапе его школьного старта, необходимым условием для его успешного обучения и адаптации в современном мире. Очень важно именно в этом возрасте уделять серьезное внимание развитию психомоторной сферы. Однако в программах дошкольного воспитания и развития это направление работы не прописано, поэтому ни воспитатели, ни методисты не осознают его важность.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в логопедической группе детского сада

Современные исследования показывают, что признавая игру ведущим видом деятельности дошкольника и понимая желательную необходимость построения и организации процесса воспитания и обучения детей в игровой форме, педагоги на практике, к сожалению, из-за существующей и увеличивающейся с каждым годом плотности наполнения групп, вынуждены больше использовать настольный игровой дидактический материал, чем развивающий потенциал двигательной активности детей. Интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для свободной деятельности дошкольников являются выраженными психотравмирующими факторами для них, что в сочетании со снижением уровня двигательных игровых заданий и двигательных упражнений негативно отражается на состоянии их здоровья, на физическом и психическом развитии, что ведет к их утомлению, нежеланию обучаться в дальнейшем. Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2012 года подтвердили снижение доли здоровых детей. Частота встречаемости функциональных нарушений у детей в возрасте до 10 лет составляет 65–75%, у младших подростков 10–14 лет – 80–90%, с одновременным увеличением вдвое числа детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. В результате обследований установлено, что ведущее место в структуре хронической патологии детей и подростков занимают хрониче­ские заболевания костно-мышечной системы (Руководство по диагностике и профилактике, 2012).

Полный текст статьи читайте в журнале “СДО”

Список литературы

1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Фишер К., Люкерт Х. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития. – М.: Академия.– 2004. – С. 158.
2. Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования: сборник. – М.: Национальное образование, 2015.
3. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. – 1969. – №1.
4. Дмитриев С.В. «Стартовое развитие» предметных движений ребенка (дискурс-анализ проблемы для специалистов по адаптивной педагогике) // Адаптивная физическая культура. – 2006 – №2.
5. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. – Харьков: Харьковский университет, 2002. – 146 с.
6. Мухина С.Н. Программа детского психомоторного развития «Шире круг» с методическими рекомендациями. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – 68 с.
7. Мухина С.Н. Способы развития выразительности движений у старших дошкольников в специально организованной деятельности: дисс… канд. пед. наук: 13.00.01.– Москва, 2009.– 168 с.
8. Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях (ДиаПроф НИИГД) / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Кучмы В.Р., д.м.н. Храмцова П.И. – М., 2012. – 181 с.
9. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.
10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. –
М.: Академия, 2006. – 368 с.
11. Суворов Г.Б., Чесноков В.Б. Концепция психологического обеспечения психофизиологического статуса человека и ее психомоторная составляющая. – 2 вып. Ч. I «Вестник СПбУ», серия 12, 2009 (статья), СПбГУ 2009 Сер. 12. 2009. Вып. 2. Ч. II. – СПБ.: Вестник Санкт-Петербургского университета.
12. ФГОС дошкольного образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – С. 29.
13. Шадриков В.Д., Кургинян С.С. Парциальность рефлексии деятельности // Акмеология. – 2015. Т. 64. – № 2. – С. 68–83.
14. Aspin D.N. On human movement studies // Momentum. – 1983. – Vol. 8.-№2. – P. 2–11.
15. Blais, C. Instructions as constraints on psychomotor performance // Journal of Human Movement Studies. – 1991. – 21, 217–231.
16. Cratty B.J. A Three factor – level theory of Perceptual – motor Behavior // Quest. – 1966. – P. 3–10.
17. Crocker P.R.E., Wilberg R.B. The absence of orienting task specificity in psychomotor learning // Percept, and Mot. Skills. – 1985. – Vol. 61. – №2. – P. 399–405.
18. Crocker, P. R. E., & Dickinson, J. (1984). Incidental psychomotor learning: The effects of number of movements, practice, and rehearsal. Journal of Motor Behavior, 16, 61–75
19. Kerr R. Motor development: a possible model // Mot. Skills: Theory Pract. – 1982. – Vol. 6. – № 1. – P. 19–28.
20. https://www.caravan.kz/art/chto-takoe-psikhomotorika-94660/

Правила использованияПравообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

психомоторное развитие, уровень психомоторного развития дошкольников, технологии психомоторного развития дошкольников

Источник