Может ли ребенок с задержкой развития учиться в обычной школе

Может ли ребенок с задержкой развития учиться в обычной школе thumbnail

Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе,
то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников  у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь  с обычной программой они не справляются…

 Попробую ответить на этот вопрос подробно.

 Для начала необходимо развести понятия ЗПР (задержка психического развития) и умственная
отсталость – это совершенно разные вещи! Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в
развитии каких-либо психических функций. И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической  (а при необходимости – и других видах) помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться
дальше «как все». (По идее, нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто  они остаются и до 9 класса.)

Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и
образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать 
то, что по каким-либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что именно  для этого нужно делать?

 Перво-наперво – найти в литературе либо в  сети интернет информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучить. Для чего это
нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать
трудности (которых у него – вагон и маленькая тележка).

Следующим и самым главным шагом будет составление для  этого ученика  АОП (адаптированной образовательной программы). Я не буду здесь объяснять, какие разделы должны быть в ней и
какую «сетку» использовать: на эту тему есть много методических разработок – во-первых, и в каждой образовательной организации зачастую принята своя форма для неё – во-вторых.  Я расскажу, на что обязательно нужно обратить внимание, чтобы
программа не стала лишь отпиской «для галочки», а смогла оказать реальную помощь как ребёнку, так и педагогу.

 Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину
пробелов в знаниях
(возможно, возникших очень давно), причины этих пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.

Содержание программы для детей с ЗПР  практически ничем не отличается от общеобразовательной, поэтому оставлять её гораздо легче, чем на
ребёнка с умственной отсталостью. Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребёнок просто
не сможет двигаться дальше. Возможно, придётся  на
какое-то время приостановить изучение этим учеником текущих тем, и вернуться с ним к тому, что не было усвоено на более ранних этапах. Например, если он ещё не понял тему «Свойства
сложения и вычитания», не стоит пока учить его решать даже простые уравнения – он с ними не справится, т.к. этим знаниям в его голове не на что опереться. Или если ребёнок не разобрался с тем,
какие бывают звуки и чем звук отличается от буквы, если у него не развиты фонематические процессы, нет смысла по сорок раз объяснять ему, как делается фонетический разбор слова: ему это пока не
осилить. Лучше работайте над фонематическим восприятием, и постепенно дело сдвинется с «мёртвой точки».  Естественно, при создании АОП необходимо договориться со всеми специалистами и с администрацией образовательной
организации
, каким образом вы будете делать соответствующие записи в классном журнале.

 Надо сказать, что это – очень серьёзная, кропотливая и длительная работа, но помощь ребёнку с ЗПР заключается
именно в этом. И, скажу как специалист ПМПК, бывает очень больно и обидно за ребят, когда это не делается, и они приходят на комиссию повторно с теми же самыми знаниями, что и в
первый раз несколько лет назад. Поэтому в адаптированной программе как раз и нужно отразить все подобные нюансы и постараться просчитать время, необходимое для восполнения пробелов в изучении
школьных предметов.

Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно  участвовать  много людей: не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя-предметники (учитель ИЗО, музыки,
физкультуры и т.д.), медицинские работники,  родители…  (В связи с этим и составляется АОП
всеми ими совместно, а не одним учителем и не каждым по отдельности.) Большая роль принадлежит здесь учителю-логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, потому что корень проблем с учёбой
очень часто (если не сказать – почти всегда) – в недостаточном развитии психический функций (внимания, памяти, мышления и т.д.) и речевых нарушениях. К примеру, ребёнок может не понимать
геометрию потому, что у него не сформированы пространственное восприятие и мышление, а не потому, что плохо её учит. Или не уметь применить выученные наизусть правила потому, что не развиты
мыслительные операции. Естественно, тут надо сосредоточиться на работе с «западающими» процессами, а это – дело «узких» специалистов. Правда, если они в школе отсутствуют, то этот вид
деятельности тоже ложится на плечи учителя. К сожалению, в таком случае эффективность оказываемой помощи заметно снижается (один в поле – не воин). Поэтому одна из важнейших задач, которая должна
стоять перед администрацией образовательной организации, обучающей детей с ЗПР – привлечь на работу логопеда, психолога и, желательно, дефектолога.

 Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в
стороне
. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не
успеть без участия родителей «нагнать» с  обучающимся то, что было упущено и не усвоено. Кстати,
задачи, решение которых берут на себя родители в реализации адаптированной программы, и их ответственность тоже нужно документально закрепить (прописать в программе).

Ещё один из ключевых моментов – в оказании медицинской помощи ребёнку. Как уже говорилось выше, у
детей с задержкой психического развития практически всегда отмечается отставание в развитии психических функций. А причиной этого, в свою очередь, является недостаточное или замедленное
созревание определённых областей коры головного мозга. Так вот, врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские препараты (в таблетках, уколах и пр.), способные стимулировать их
развитие и созревание, т.е. такие, после приёма которых ребёнок станет внимательнее, у него улучшатся память, мышление и т.д. Поэтому стоит приложить все силы, чтобы убедить родителей регулярно
наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.

 Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен
одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит?  Учителю
необходимо уделять для него  на уроке
отдельное  время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему
непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые
ему в данный момент под силу (например, на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при
ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную,
подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.

Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их
оценивания: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за
работу», 
«за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»? Тут напомню, что
обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из
жалости. Оценивайте их в соответствии с той адаптированной программой, которую вы для них создали. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных
учеников, но необходимо учесть несколько условий.

Первое – опирайтесь на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает
данный  ученик, и на его возможности. Например, весь класс уже учится делать морфологический
разбор существительного, а этот ребёнок ещё только начал изучать  тему «Определение склонения существительного»; естественно, ему вы будете ставить отметки по результатам освоения именно этой темы.  Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот
успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставите отметку за качество выполнения, а не за
количество.

Второе – не требуйте и не ждите от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и
запомнить хотя бы обязательный  минимум или так называемый «средний уровень».

Третье – сравнивайте достижения такого ребёнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в
словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах – поэтому сегодня могу поставить уже «3»).

Четвёртое – если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делайте это редко, иначе он
привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Короче: не «натягивайте» оценки –
смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки!

 А сейчас ещё несколько  советов.

Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что
при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход – повторное обучение в этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать
упущенное, и тогда учиться дальше будет намного легче.

Если обучение по программе для детей с ЗПР рекомендовано ПМПК  в начальной школе, то по окончании 4 класса ученика необходимо снова обследовать на комиссии.
Делается это для того, чтобы отследить динамику развития у ребёнка и рекомендовать для дальнейшей учёбы программу, адекватную его возможностям, и при этом не упустить время. Иногда это бывает
общеобразовательная программа (если обучающийся справился с теми трудностями, которые были), иногда – та же программа для детей с задержкой (если проблемы остались в той или иной степени), а
временами – программа для детей с умственной отсталостью (если трудности не только не исчезли, но и усугубились).

В том случае, если и в среднем звене ребёнок обучается про программе для детей с ЗПР, нужно снова приехать на ПМПК в 9 классе, чтобы обновить документ, т.к. учащиеся с такими
особенностями имеют право сдавать экзамен в форме ГВЭ (а это гораздо проще, чем ОГЭ).

Елена Михайловна Белоусова,

педагог-психолог Красноуфимской психолого-медико-педагогической комиссии

Источник

Вообщем вопрос в теме .

мой ребенок с зпр, обычная школа, отличница. у вас что то серьезное? действительно зпр?

Есть! Если не будете сидеть сложа руки,а заниматься и лечиться.

анонимище:

мой ребенок с зпр, обычная школа, отличница.

:ugu: Только не отличник, а хорошист. Такой хороший хорошист, простите за тавтологию. Даже психиатр перед школой проверяла, рекомендовала кор. класс в обычной школе, но я, зная сына объективно, не согласилась и была права. Тянет неплохо обычную школу.

анонимище,

проблемы есть речевые , интеллект сохранен как мне сказали на комиссии главное работать. С рождения были отставание в развитии поздно встала , пошла , заговорила и теперь это еще добавилось.

Ого. Не знала, что ЗПР могут быть отличниками. А почему тогда не снимают диагноз???

1. Сколько лет ребёнку?
2. У нас нынче инклюзия. Всё идёт к тому, что коррекционных классов и школ вообще не будет.
3. Комиссия только рекомендует тип образовательного учреждения. Выбор за родителями.

vulpes pilum mutat, non mores

Аноним,

анонимище,

скажите что вы делали? куда обращались? в садик обычный ходили или коррекционный?

Аноним ,
Дс компенсирующего типа в группу ЗПР. Не бойтесь, это пед. диагноз. Помимо логопеда, я обошлась без дефектолога, потому что у нас в дс отличный специалист, и я сама,хоть не дефектолог, но педагог. Мы каждый день, помимо воскресенья, занимались по тетрадям,разным мат-ке, окружайке, речевым и т.д. Развитие мелкой моторики–рисование, лепка,. Дидактические игры, особенно по методикам Никифорова( погуглите). Ну и везде, гуляя, в магазине, зоопарке и т.д. говорите, буквально,что видите, то и говорите, н-р, покупая овощи, просите назвать все, что есть в отделе, и т.д. как говорится, что вижу, то пою. Все вместе поможет развитию вашего ребенка. Удачи вам.

Был зпр. Учится в обычной школе. Закончил 2 класс с 3 четверками остальные пятерки и то лень виновата))) учится сам со 2 класса с учебой не сидим с ним. Но…. До школы и первый класс это большой труд))) было все и специалисты и лечение и спец садик и дома каждый день занятия. Так что все в ваших руках.

_ЭлегиЯ,

нам ни невролог ни психиатр не ставили. На пмпк поставили.

Племянница с ЗПР , гимназию окончила с золотой медалью.

Аноним автор темы:

На пмпк поставили.

перед школой могут снять диагноз

Железный Феликс:

Племянница с ЗПР , гимназию окончила с золотой медалью

Вот, такие у нас специалисты- интересно они своим детям ставят такие диагнозы? Сколько специалистов столько и разных диагнозов.

Железный Феликс,

Вы о чем.Ей диагноз в садике поставили,а в школе ни разу ПМПК не проходила ? Не смешите мои подковы.Гимназия инклюзию ей предлагала ?Вот не надо бла-бла.

Аноним автор темы:

проблемы есть речевые , интеллект сохранен как мне сказали на комиссии главное работать. С рождения были отставание в развитии поздно встала , пошла , заговорила и теперь это еще добавилось.

Один в один как у нас! Только у нас сын!
С этого года в группе с ЗПР – пока не жалею!
И что-то очень хочу попасть не в обычную школу, а в речевую!

Автор, вы сами то видите по своему ребенку – потянет он обычную школу?
Мой, на данный момент, не потянет, хотя конечно еще очень рано нам (5,5 лет).
И если в 7 лет мой также не потянет – то возможно в речевую отдадим! хотя там тоже не всех берут….а говорят, школа хорошая!

Родители а долго ждали садика коррекционного.? Самое главное сейчас развивать всесторонне как я поняла , а пособия должны быть по возрасту или в меньшую сторону .? Еще хочу спросить, на комиссии мне сказали ни в коем случае не ставить кортексин так как он еще больше тормозит.

Аноним автор темы:

проблемы есть речевые , интеллект сохранен как мне сказали на комиссии главное работать. С рождения были отставание в развитии поздно встала , пошла , заговорила и теперь это еще добавилось.

Аноним:

Не знала, что ЗПР могут быть отличниками. А почему тогда не снимают диагноз???

Автор, я вам напишу в качестве мотивации.
Мне ставили зпр. Как итог – коррекционный д/с и класс. В началке мама добилась перевода в обычный класс, но взяли в самый слабый. В 7-ом перевели в самый сильный, в 8-ом перевели в одну из сильнейших гимназий в Екатеринбурге. Далее 9 класс – с отличием, 11 класс – золотая медаль. Одновременно – музыкалка с отличием.
Далее – юридическая академия бюджет и красный диплом.
Далее – европейское образование.
Сейчас – уехала и живу в Москве, топовая должность в крупном холдинге, высокая зарплата, моя фамилия в российских рейтингах.
Но, если бы не усилия мамы, ежедневные занятия, ее вера в меня, ничего бы не было.
Автор, все достижимо, но начальном этапе нужна ваша помощь ребенку и вера в него.

Найдите, что должен знать и уметь ребенок вашего возраста. И тестируем, что знает и что нет… Печатаем задания, разрезные картинки, карточки, ” обводилки” , графические диктанты итд.. Логические задания возьмите по возрасту, не тянет, на год младше. Надо, чтоб после объяснения понял и делал сам аналогичные. Развивайте кругозор, читайте энциклопедию, ходите на занятия к дефектологу- логопеду, ходите в интересные места.обычно зпр проходит, если корректировать. моя бабушка в садике и школе работала, говорит, многим зпр ставят и учатся в обычных школах. Зпр тоже разное бывает, одни ближе к норме, другие ближе к у.о., с более грубой задержкой. Бывают и ошибочные диагнозы. У речевиков есть немного отставание и надо много работать.

Задержка психического развития. Развитие происходит, но медленнее и сложнее. Если ребенку помогать, способствовать, то ребенок начинает догонять сверстников в большинстве случаев. ЗПР снимается. Тут масса примеров уже в теме.

Моему среднему сыну ЗПР поставил психиатр в 5 лет. Я и сама видела, что развитие как то слабо идет, особенно в сравнении со старшим сыном. Ребенок с рождения развивался не очень, пошел аж в 1 год 4 мес.это поздно очень. А к психиатру обратились с проблемой энуреза, до кучи и ЗПР получили. Самое интересное, что у невролога наблюдались и подозрений на ЗПР не было, только задержка речевого развития, ММД.
Сейчас сын в 5 классе обычной школы. Учится хорошо, после 4 класса ВПР написал на 5 по русскому и математике, окружающий мир 4. За год 3 по анлийскому была, остальные 4 и 5.
Теперь расскажу как мы лечились. Психиатр нам выписала лечение на 6 мес, посоветовала спец.садик, занятия с логопедом дефектологом. Я лекарства выкупила, прочитала инструкции и давать забоялась, там какая то жуть была в показаниях и побочках. Стали заниматься усиленно с дефектологом по 3 раза в неделю, задания каждый день выполняли. Эффекта надо сказать особого не было. В специальный садик не пошли т.к он в нашем районе на жби, а работала я на Сортировке. Возить было некому, муж постоянно в командировках, а кого находила в качестве сопровождающего просили сильно дорого, по тем временам нам было дорого. Решили, что попытаемся без спец.садика обойтись, а если не получится то увольняться и заниматься только ребенком до школы. Развитие пошло на глазах как только начали принимать прописанное психиатром. От отчаяния решилась на таблетки ребенку и помогло, зря сразу не стала давать. Через полгода снова пошли к психиатру и снова получили курс лечения на 6 мес. Так до школы лечились и занимались, очень тяжело всем было. Первые два года в школе ребенок учился не очень хорошо, но потом выправился. Сейчас вообще никаких проблем с учебой, уроки делает сам, в основном 4 и 5, тройки редко бывают.
Вообщем то и все, мы даже без садика специального обошлись, а если по всем фронтам взяться, то думаю все хорошо будет у вас.

Аноним1,

А фамилию психиатра и контакты можно в личку?

Не будите во мне зверя …. Он и так не высыпается!

Источник