Моторный этап развития психики ребенка
Изучение в сравнительно-возрастном аспекте параметров нормального развития психики и предпочтительности возникновения синдромов нервно-психических расстройств у детей и подростков привело к созданию ряда классификаций периодизации психического развития.
Возрастные уровни патологического нервно-психического
реагирования на различные вредности (В.В. Ковалёв)
По мнению В. В. Ковалева, патогенетическую основу преимущественных для разных возрастных периодов проявлений психических расстройств составляет механизм сменности качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Исследователь выделил четыре основных возрастных уровня нервно-психического реагирования…
Первый уровень реагирования – соматовегетативный – 0–3 года
- Различные варианты невропатического синдрома
- возбудимость,
- склонность к расстройствам
- пищеварения,
- питания,
- сна,
- навыков опрятности и т.п.
Преимущественно соматовегетативный уровень реагирования у детей раннего возраста находит объяснение в
- более раннем завершении формирования
регуляции вегетативных функций в онтогенезе,
значительно опережающего формирование
регуляции моторных функции.
Второй уровень реагирования – психомоторный – 4–10 лет
- Проявления гипердинамического синдрома,
- системные невротические и
неврозоподобные двигательные расстройства – - тики,
- заикание,
- мутизм и т.п.
Выделение данного уровня
соответствует
данным
возрастной морфологии и физиологии
, свидетельствующим о
- наиболее интенсивной дифференциации функций
двигательного анализатора в этом возрасте.
Третий уровень реагирования – аффективный – 7–12 лет
- Сндромы страхов,
- повышенная аффективная возбудимость,
- уходы и бродяжничества.
Четвёртый уровень реагирования – аффективный – 12–16 лет
- Уже проявляется сверхценными образованиями типа
- патохарактерологических реакций
- протест,
- эмансипация и т.п.,
- дисморфофобии,
- психической анорексии,
- «философической интоксикации» и т.п.
Проявления симптоматики предыдущих уровней на следующем
- Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню,
не исключает проявлений предшествующих уровней реагирования,
однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет.
Систематика развития психики ребёнка (Г.К. Ушаков)
Наиболее детально разработана систематика психического развития ребенка, предложенная известным детским психиатром Г. К. Ушаковым. Формирование психики ребенка он также подразделяет на 4 периода…
Первый этап развития психики – моторный – 0–1 года
- Хотя совершенствование моторики и ее дифференциация
происходят на протяжении всей жизни индивида. - Реакции ребенка в первые месяцы жизни являются
по сути рудиментами последующих психических реакций.На внешние раздражители ребенок отвечает
- диффузными двигательными реакциями
- крик,
- плач,
- двигательное беспокойство.
Даже так называемая реакция страха новорожденного
представляет собой 2 типа движений:
с преобладанием реакции - флексоров (мышц-сгибателей) либо
- экстензоров (мышц-разгибателей).
Уловить разницу между «реакцией страха» и
рефлексом Моро (рефлекс обхватывания)
у новорожденного часто не удается.
Второй этап развития психики – сенсомоторный – 1–3 лет
- 6 мес. – 6-7 лет – значение формирующихся
моторных реакций продолжает оставаться ведущим, однако
они утрачивают свой чисто двигательный характер и
становятся более сложными «сенсомоторными актами»
(позднее, совершенствуясь, они станут психомоторными, т.е.
будут носить осознанный характер). - Сенсомоторные реакции отличаются
- овладением целенаправленности движений,
что в будущем приводит к волевым действиям. - Развиваются
- органы чувств,
- внимание,
- формируется мышление,
- представления о настоящем и прошлом,
- первичное сознание «Я»
(элемент самосознания, 3-3,5 года). - Наиболее отчетливый признак окончательного завершения
сенсомоторного периода развития – - формирование у ребенка
представления «схемы тела» (к 6-7 годам).
Третий этап развития психики – аффективный – 3–12 лет
- Высшие (эпикритические) аффекты,
в отличие от простых (органических), никогда не возникают - без образа,
- представления,
а позднее и - без понятия,
т.е. вовлечения в переживание - идеаторной (рассудочной, когнитивной) сферы.
- Аффективный этап начинает оформление
в виде эпикритической эмоциональности с 3-х лет: - осваиваются эмоциональные реакции
- протеста,
- негативизма,
- демонстративного поведения,
- излишней аффектации или молчаливости.
- К 6-7 – детская непосредственность меняет свои качества.
Она все чаще получает выражение в - аффективной окраске
тех или иных форм деятельности ребенка. - В 10-11 –
- лабильность аффекта,
- добродушие и
- детская увлеченность
становятся менее выраженными. - Аффективность приобретает
постоянно-индивидуальный характер,
и можно четко выявить 2 типа поведенческих реакций. - У одних детей преобладают черты
экстравертированности, и они более общительны. - У других преобладает
интровертированность, и они более молчаливы.
Четвёртый этап развития психики – идеаторный – 11-12+ лет
- Начинается еще в глубине сенсомоторного этапа,
однако истинное его начало должно в возрастом 11-12 лет. - У ребенка обычно появляется возможность
- строить сложные умозаключения и
- упрочняется феномен «удвоенности реальности» –
он означает сформировавшийся у ребенка
навык оперировать объектами - внешней реальности, с одной стороны, и
- реальностью субъективной
(мыслимой, представляемой) – с другой.
Обе эти реальности взаимопроникают друг в друга. - В подростковом возрасте – 12-16 лет
- доступна способность рассуждать,
последовательно обсуждая факты
и вскрывая закономерности. - Подросток утверждает себя,
противопоставляя себя другим.
Это часто приобретает характер
своего мнения, концепции. - Он осознает себя как личность, и
это порождает небывалые возможности для рефлексии. - Сознание индивидуальное начинает приобретать
характер сознания коллективного, общественного. - В эмоциональной сфере формируются
- эстетические,
- этические и
- интеллектуальные чувства.
Зависимость качества расстройства психики от возраста
и объёма поражения в детском и в зрелом возрасте
- Расстройства психики у детей имеют разные качества
в зависимости от возраста и объема поражения. - Нарушение психического функционирования
на ранних этапах постнатального онтогенеза
не может вызвать тех типов расстройств,
для оформления которых необходима
определенная степень зрелости - аффективного и
- идеаторного
уровней развития психики. - Для человека же зрелого возраста
правилом становится следующая тенденция: - чем больше объем поражения,
тем более глубокие уровни психики,
при прочих равных условиях,
оказываются поврежденными.
Источник
Содержание:
28.07.16 10:00 / ????27187 (312 за неделю) / ⏱️8 мин. /
Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это факторы социальные и биологические. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности психического развития детей на разных возрастных этапах и поговорим о том, на что родителям обратить внимание.
Как формируется нервная система
Когда ребенок рождается, масса его головного мозга составляет около 1/8 массы тела. К первому году жизни мозг увеличится вдвое, а к трем годам он уже будет в три раза больше, чем при рождении и составит 1/13 массы тела. Отсюда следует понимать, что после рождения головной мозг не просто не перестает расти, а он продолжает активно формироваться. Так, образуются извилины, мелкие и крупные, бороздки. Активно развивается слабый от рождения мозжечок. Незрелость мозга новорожденного, тем не менее, не влияет на систему безусловных рефлексов. Врожденные навыки не только помогают малышу питаться, контактировать с окружающим миром, но и позволяют в дальнейшем формировать более сложные формы деятельности. Так, с самого раннего возраста малыш будет проявлять недифференцированный характер реакций. Однако развитие нервной системы в первый год его жизни будет самым быстрым и энергичным. Дальше темпы развития будут более замедленными, но приобретут иной характер и будут направлены уже не на формирование и развитие рефлекторной системы, а на развитие психических навыков.
Этапы формирования психики
В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее:
- Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша.
- Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций.
- Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности.
- Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков.
В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром. Но родители должны знать о возможных расстройствах и в этот период уделять особенное внимание своим детям.
8
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Сенсорное восприятие представляет собой общее отражение предметов, событий или явлений в результате …
Периоды психического развития
Перечисленные выше этапы развития психики подразделяются на периоды ее развития, которые характерны для того или иного возраста. Родителям новорожденных детей нужно обязательно знать об этих периодах и отталкиваться в будущем от этих знаний в воспитании детей. Если вы не будете травмировать ребенка, мешать развитию его психики, то вы поможете ему вырасти уверенным и уравновешенным человеком. Помните, что любые страхи, комплексы, нервные и психологические расстройства идут «родом из детства». Даже самые на ваш взгляд неприметные и «неважные» события могут сформировать страх на уровне подсознания или заложить фундамент для какой-нибудь из особенностей его характера. Мы советуем изучить подробно информацию о периодах развития психики у детей и опираться на нее.
Итак, периоды развития психики:
- Период младенчества. В первые недели и месяцы жизни ребенок абсолютно беспомощен и любые его потребности могут удовлетворяться только с помощью взрослых. Малыш почти не может взаимодействовать с окружающим миром, он плохо видит и слышит в первое время после рождения. От родителей этот период требуется помочь малышу как можно быстрее освоить навыки «общения» с окружающей его средой. Для этого важно в первый год жизни заниматься на развитие мелкой и крупной моторики, помогать формировать восприятие цветовой гаммы, изучать формы текстуры, объемы предметов на ощупь. Правильно подобранные игрушки и регулярные сенсомоторные упражнения будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Выделять себя, как остальных, от окружающего мира малыш пока не может. Не может он и переживать какие-либо состояния, кроме естественных, например, голода или боли. Причины, последствия, содержания каких-либо эмоций и действий он понять не в состоянии. Поэтому родители малышей первого года жизни не должны требовать от своего чада выполнения каких-либо правил в играх. Бессмысленно объяснять малышу, который только научился ползать о том, что нельзя брать какие-то предметы или делать какие-то действия. Смысла слов малыш пока не видит, ему лишь доступны понятия указаний и наименований.
- Период раннего детства. Некая самостоятельность начинает формироваться в этот период, который длится с 1 до 3 лет. Малыш уже активно учится ходить, далее бегать и прыгать, активно исследует предметы и начинает учиться осмысленно разговаривать. Но диапазон возможностей малыша еще сильно ограничен, а образцом поведения служат близкие родственники. Чтобы малыш что-то начал делать сам, он сначала должен увидеть, как это делают другие. Вместе с мамой и папой он будет с удовольствием изучать самые разные предметы и играть в разные игры. При этом, без привлечения взрослых заниматься играми сам не будет. В период раннего детства у маленького человека происходят важные психические открытия. Так, постигается назначение предметов, ребенок начинает понимать, что у вещей и действий есть смысл. А чтобы постичь этот смысл, предметами нужно научиться правильно манипулировать. Но самый важный аспект развития психики в этот период – это процесс осознания ребенком своего «Я». Постепенно он станет отделять собственные действия от действий взрослых, он сможет «видеть» самого себя. Начнет формироваться самооценка, самосознание. А отсюда и появится потребность к самостоятельности и невыполнению указаний взрослых. К концу периода может проявиться кризис 3-х лет, о котором мы говорили выше в материале.
- Период младшего дошкольного возраста. В этот период ребенок вступает после преодоления кризиса 3-х лет. Малыш уже умеет действовать автономно, самостоятельно, у него имеется определенная самооценка. Он хорошо передвигается и уже имеет достаточно развитую речь, что позволяет ребенку в определенные моменты чувствовать себя «наравне» со взрослыми. Однако, малыш интуитивно понимает, что большинство поступков взрослых основаны не на умениях, а имеют смысловую нагрузку. То есть взрослый что-то делает не потому, что умеет это делать, а потому, что у него есть на это какая-то причина. Отсюда формирование мотивационно-потребительской сферы становится основной задачей данного периода. Чем могут помочь взрослые в этом вопросе? Ответ прост! По возможности каждый день играть с малышом в сюжетно-ролевые игры. Помните, что в младшем дошкольном возрасте лучше всего ребенок усваивает информацию посредством игры. Именно так можно смоделировать «мир взрослых» и перенести в него некоторые жизненные ситуации, а потом сделать это наоборот. Кстати, использование в играх заменителей реальных предметов активно помогает развитию абстрактного мышления и воображения. Эту особенность развития психики ребенка очень важно взять на заметку тем родителям, которые любят скупать все современные игрушки. Запомните, для развития знаково-символической функции и воображения лучше дать малышу, например, деревянный брусочек для игры в «мобильник», чем настоящий телефон.
- Период старшего дошкольного возраста. В период подготовки к школе малыш приобретает новые особенности психики. Он уже более независим от взрослых, самостоятелен, учится брать ответственность за свои поступки. В это время присутствует огромная потребность в общении с другими детьми такого же возраста. Дети учатся понимать определенные принципы и закономерности в научных экспериментах, могут формировать логические выводы. Чтобы качественно подготовить ребенка к школе, родителям нужно научить его «полезным привычкам» и возможности восприятия информации на слух. К привычкам относятся элементарные правила ухода за собой, вежливого отношения к окружающим. При этом, важно не просто научить ребенка, например, помогать пожилым людям, а объяснить мотивацию и причину такой помощи. Восприятие информации на слух поможет развитию памяти и абстрактного мышления, что очень важно для успешных занятий в школе.
- Младший школьный возраст. В период с 7 до 11 лет практически каждый ребенок переживает кардинальные изменения в своей жизни. Школьная дисциплина, необходимость выстраивания отношений в новом коллективе, меньше индивидуального внимания от педагогов оказывают сильное психическое воздействие. Именно в этот период родители должны быть максимально внимательны к настроению, чувствам ребенка, должны давать постоянную эмоциональную поддержку. В этот период ребенок смотрит по-другому на собственную деятельность. Он уже может оценить собственные изменения, «кем он был» и «кем стал», начинает формироваться способность к планированию.
- Подростковый возраст. В возрасте 11-14 лет наступает критический по мнению большинства детских психологов возраст. Ребенок одновременно хочет «расстаться» с детством, то есть почувствовать себя более взрослым, но при этом, не хочет получать больше ответственности. Ребенок готов к «взрослым» поступкам, но детство все еще привлекательно своей «безнаказанностью». Бессознательные, безответственные поступки наперекор родителям, постоянные нарушения границ и запретов характерны для подростков этого периода. В зависимости от модели поведения, которую выберут родители, ребенок может начать понимать свое место в этом мире, заниматься самосознанием или же постоянно бороться с системой запретов и отстаивать свое «Я». Появление новых авторитетов среди чужих людей не должно отпугивать родителей. Именно в семье ребенку могут помочь выстроить правильную для него систему мотиваций.
Мы советуем родителям очень внимательно относиться к психическому состоянию детей в любом их возрасте, но и не забывать про себя. Помните, что основное настроение в доме исходит от взрослых, дети лишь отражают полученные ими эмоции.
31
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат …
Дети с задержкой психического развития
ЗПР (задержка психического развития) на физическом уровне может не проявляться, поэтому до определенного возраста родители даже не подозревают о таком диагнозе. Однако проблемы с социальной адаптацией и обучением в школе должны их насторожить. Поставить диагноз ЗПР сможет только специалист, но родители могут определить его по нескольким характерным признакам.
- Во-первых, при нарушениях внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на конкретной задаче, показывает повышенную двигательную активность.
- Во-вторых, при нарушениях восприятия, когда ему сложно определить давно знакомые предметы в новом ракурсе, обстановке. Или же ребенок может не запоминать имена людей, которых часто видит. Наблюдается и отставание в развитии форм мышления, особенно, в выстраивании логических цепочек. Сюда же относятся и проблемы с речью, недоразвитие лексико-грамматической стороны.
Сам диагноз ЗПР препятствием к обучению по общеобразовательным программам не является, однако, требует корректировки с учетом особенностей развития ребенка.
Источник