Моторное развитие ребенка в возрасте от 2

Моторное развитие ребенка в возрасте от 2 thumbnail

Особенности психомоторного развития ребенка в возрасте от 2-х до 3-х лет.

         На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.

       Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6 – 7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым  и может дольше заниматься одним делом без отвлечения. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением внимания становится трудно.                    Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на взрослого. Взрослым, занимающимся воспитанием ребенка необходимо постоянно следить за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками.

Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. Даже может имитировать походку, тем более что его моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся более равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

         На третьем году жизни  совершенствуется мелкая моторика, что позволяет  ребенку самостоятельно одеться, разуться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Иногда дети двух – трех лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз – проявите твердость, если ребенку стало скучно – своевременно усложните требования к нему. Ведь ему присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь на том, что уже освоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать «маленьким», беспомощным, вернуть то время, когда взрослый,  находящийся постоянно с ребенком,  принадлежал целиком только ему

Третий год в жизни ребенка психологи называют «кризисным»  (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания  ребенком себя как личности. Он сознательно говорит «я». «Я не хочу, я не буду!». Он узнает себя на фотографии и в зеркале. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.

Нужно уметь договариваться с ребенком, уважая его как личность. Иначе у него будут формироваться неблагоприятные черты характера.

Ребенок со сломленным «я», возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего «крыла», будет искать другое, и еще не известно, окажется оно столь же добрым и любящим. Но, в любом случае, вырастет человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексом неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в пределах разумного.

Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200 – 1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно.

В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослым, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка двух – трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не умолкает ни на минуту. Это часто раздражает находящихся рядом взрослых, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок  неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.

Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

Как отмечал Гарбузов В.И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?» – он безоговорочно умен, т.к. это означает, что ребенок задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи: «Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?» и т.д.

Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало,- глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись – поверхностен будет и он.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух – трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.

Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет   ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т.д. Игра состоит теперь из ряда связанных между собой событий, т.е. она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая окружающих его взрослых, и в точности повторяет позу, жесты, мимику и речь. Поэтому в присутствии ребенка необходимо обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т.д. Ведь недаром говорят, что дети – зеркало взрослых.

Но ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, т.е. перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Однако, несмотря на важнейшее значение ролевой игры для интеллектуального развития ребенка, форсировать эту ситуацию нельзя. Ребенок должен быть готов к переходу на новую ступень своего развития: у него должны быть подготовлены к этому.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

  1. Называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (далеко, близко);
  2. Группировка предметов одного цвета, формы и размера;
  3. Сравнение по цвету, форме, размеру, весу;  по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
  4. Выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
  5. Координация движений рук и зрения;
  6. Формирование числовых представлений (много, мало,:один, два, меньше, больше);

В общении со взрослыми, чтении книг, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания;

  1. О явлениях природы – светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
  2. О животном мире – не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные знания о них;
  3. О растительном мире – различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
  4. О некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т.д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами, например, при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками, в изо. деятельности и т.д.

Нужно только внимательно наблюдать за малышом, быть мудрым и терпеливым.

Источник

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.

Важно помнить, что развитие это не гонка. Некоторые дети не достигают каждого этапа в одно и то же время со всеми. Это особенно верно, если они родились раньше срока.

Следите за прогрессом. Самое главное, убедиться в том, что ваш ребенок продвигается вперед в своем развитии. Например, ваш ребенок должен начать подтягиваться, чтобы встать, а затем начинает ходить. Помните, что дети достигают новых этапов развития в разном возрасте.

Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы уделяете ему достаточно внимания, то вы увидите, как он хорошо развивается. Вы также поймете, если он нуждается в еще большем внимании/уходе.

(от ред«Возрастные нормы развития ребенка служат только для ориентира. Для развития ребенка важен не возраст, в котором он что либо умеет делать, а ступени, по которым он последовательно поднимается в своем развитии» – Л.Полински.)

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте 24 – 30 месяцев (2 – 2,5 года)?

Двигательное развитие:
* Рисует каракули круговыми движениями и может рисовать вертикальные линии
* Хорошо бегает, изредка падая
* Ходит вверх и вниз по лестнице самостоятельно
* Стоит на одной ноге без поддержки (от ред. – как минимум 1 секунду, DDST)
* Переворачивает по одной странице в книге

Развитие языковых навыков:
* Говорит предложениями из 2-3 слов
* Выполняет простую инструкцию (распоряжение) из 2-х частей (от ред. – «Поставь чашку на стол»)
* Использует по крайней мере 20 слов (включая местоимения “он”, “она”, “я”)

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Читает книги листая страницы и рассматривая картинки
* Открывает дверь, повернув ручку
* Моет и сушит руки
* Кормит себя самостоятельно не сильно испачкавшись

Социальное и эмоциональное развитие:
* Помогает в простых домашних делах
* Как правило реагирует на замечание о прекращении (об остановке) чего-либо

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте 2,5 – 3 года?

Двигательное развитие:
* Катается (крутит педали) на трехколесном велосипеде
* Режет (пользуется) маленькими ножницами
* Рисует или копирует (по образцу) полноценные круги
* Подпрыгивает вверх, балансирует на одной ноге (от ред. – как минимум 2 секунды, DDST)
* Поднимается по лестнице уверенно/хорошо
* Бегает легко
Развитие языковых навыков:
* Понятно (четко) разговаривает (понятно/четко, большую часть времени)
* Понимает предлоги, как «в», «на», «под», «рядом»
* Объединяет предложения, используя «и», «или», «но»
* Следует инструкциям из 2 или 3 шагов
* Может назвать самые обычные вещи (часто используемые в быту)
* Говорит, имя, возраст и пол
* Называет друзей по именам
* Говорит слова, как “я”, “меня”, “мы” и “ты” и некоторые множественные числа (автомобили, собаки, кошки)
* Ведет беседу с использованием 2 – 3 предложений

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Учиться пользоваться туалетом (унитазом), а также мыть лицо и руки
* Может использовать кнопки, рычаги и движущиеся части игрушек по назначению
* Играет понарошку (в куклы, животные и люди)
* Складывает пазлы из 3 или 4 штук
* Понимает, что значит “два” (множественное число)
* Копирует круг карандашом или мелками
* Перелистывает страницы в книге по одной
* Строит башни более чем из 6 блоков
* Закручивает и откручивает крышки на емкостях или поворачивает дверную ручку

Социальное и эмоциональное развитие:
* Дает указания (распоряжения) другим детям
* Играет в определенные ролевые игры («мама», «папа», «преподаватель»)
* Копирует взрослых и друзей
* Показывает привязанность к друзьям без побуждения
* Использует повороты/вращение в играх
* Проявляет заботу о плачущем друге
* Понимает значение слов «мое» и «его» или «ее»
* Показывает широкий диапазон эмоций
* Легко отделяется от мамы и папы
* Может расстраиваться при сильных изменениях в рутинной деятельности
* Пытается одеваться и раздевается самостоятельно

Контроль за развитием ребенка

Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 3-х лет

* Постоянно падает или имеет проблемы при подъеме по лестнице
* Разговаривает на непонятном языке или имеет очень неясную/нечеткую речь
* Не может играть с простыми игрушками (например, простые головоломки/пазлы, поворачивать ручку/крышку)
* Не говорит предложениями из 3-х слов
* Не понимает простую инструкцию
* Не притворяется или не играет понарошку
* Не хочет играть с другими детьми или игрушками
* Отсутствует зрительный контакт
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ лет?
  

С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период “ужасных 2-х лет” и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» – от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет. 
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие 
* Подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек.
* Скачет или прыгает в длину с разбега
* Поднимается и спускается по лестнице без поддержки
* Пинает мяч
* Подбрасывает мяч вверх
* Почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки
* Движется проворно, как лицом вперед, так и задом наперед

Развитие мелкой моторики и движений рук
* Копирует квадратные формы по образцу
* Рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела
* Пользуется ножницами
* Рисует круги и квадраты
* Начинает срисовывать по образцу большие буквы
* Наливает, режет под наблюдением, и делает пюре (давит еду)

Развитие языковых навыков 
* Различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
* Совершенствует основные грамматические навыки, Читает несколько букв
* Говорит предложениями из 5-6-ти слов
* Говорит достаточно чётко – так, что его понимают даже незнакомые люди
* Рассказывает истории из повседневной жизни
* Выполняет простую инструкцию (распоряжение) из 3-х частей
* Знает некоторые основные правила грамматики, такие как правильно использовать “он” и “она”
* Поет песню или стихотворение говорит по памяти
* Может сказать имя и фамилию

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Правильно называет некоторые цвета, Может сосчитать 5 и более предметов, когда спросили: “Сколько их?”
* Имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел
* Подходит к проблемам со своей точки зрения
* Начинает обретать чувство времени
* Выполняет просьбы, требующие совершения трех действий
* Вспоминает части рассказа
* Различает понятия «одинаковое» и «разное»
* Застегивает одну или несколько пуговиц
* Перед переходом через дорогу, как правило, смотрит в обе стороны
* Играет в фантазийные игры
* Одевается и раздевается без посторонней помощи, за исключением завязывания/развязывания шнурков
* Моет лицо без помощи
* Играет в настольные или карточные игры
* Сообщает вам, что он думает, что будет происходить дальше в книге

Социальное и эмоциональное развитие 
* С интересом относится ко всему новому
* Объединяется и взаимодействует с другими детьми
* Играет в “маму” или “папу”
* Проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр
* Сам одевается и раздевается
* С ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации
* Становится более независимым
* Представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения
* Воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами
* Часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью
* Защищает деток младше себя
* Предпочел бы играть с другими детьми, чем сам
* Сотрудничает с другими детьми
* Говорит о том, что ему нравится и о том в чем он заинтересован

Контроль за развитием ребенка

Поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития к 4-м годам.

* не может подбрасывать мяч
* не может подпрыгнуть на месте
* не может кататься на 3-х колёсном велосипеде
* не может держать мелок (карандаш) в пальцах
* с трудом рисует каракули
* не может поставить 4 кубика один на другой
* по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят
* не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия
* игнорирует других детей
* не общается с людьми которые не являются членами его семьи, игнорирует других детей
* не использует фантазию в играх
* сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
* выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается
* не может нарисовать круг по образцу
* не использует предложения больше чем из 3-х слов
* неправильно употребляет слова «я» и «ты»
* не может пересказать любимую историю
* не выполняет 3-х фазную команду
* не различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
* не использует правильно “я” и “ты”
* говорит неясно
* теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Каких достижений в развитии стоит ожидать в возрасте от 4 до 5 лет?
 

Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.

Посмотрим на некоторые другие достижения.

Двигательное развитие
* Стоит на одной ноге 10 секунд и дольше
* Подпрыгивает, кувыркается, может сделать сальто
* Раскачивается, карабкается (на что-либо), Самостоятельно качается на качели
* Возможно, перепрыгивает (через что-либо)

Развитие мелкой моторики
* Копирует треугольники и другие геометрические фигуры
* Рисует человека с телом, по крайней мере из 6 частей
* Пишет некоторые буквы, Печатает свое имя
* Одевается и раздевается без помощи
* Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож
* Обычно сам заботится об использовании туалета

Развитие языковых навыков 
* Вспоминает часть рассказа
* Произносит фразы более чем из пяти слов
* Использует будущее время
* Рассказывает длинные истории, используя сложные предложения
* Называет свое ФИО и адрес
* Объясняет смысл знакомых слов
* Узнает большинство букв алфавита
* Говорит очень четко
* Использует будущее время, например, «Бабушка скоро будет здесь”.

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Может пересчитать 10 и более предметов
* Правильно называет не менее четырех цветов
* Лучше представляет себе понятие времени
* Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы)
* Пользуется туалетом без посторонней помощи
* Знает о предназначении, ежедневно используемых вещей, как деньги и еда

Социальное и эмоциональное развитие
* Хочет радовать друзей
* Хочет быть похожим на своих друзей
* Легче соглашается с правилами
* Любит петь, танцевать и разыгрывать представления
* Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей
* Знает о различии полов
* Может отличить фантазию от реальности
* Иногда настойчив, иногда очень отзывчив
* Проявляет лидерство среди других детей
* Играет в «переодевание» и игру, в которой ребенок воображает себя кем-либо
* Проявляет заботу и сочувствие к другим

Контроль за развитием ребенка

Обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в возрасте 5 лет. 

* Ведет себя необычно (очень испуганно или робко, очень агрессивно)
* Не может расстаться с родителями без сильного протеста
* Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше 5 минут
* Мало интересуется игрой с другими детьми
* Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно.
* Редко использует воображение или имитирование в игре
* Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени
* Не интересуется новыми видами деятельности
* Избегает или сторонится других детей и взрослых
* Не выражает широкого диапазона эмоций
* Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета
* Не может различать фантазию и реальность
* Выглядит необычно пассивным
* Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном»)
* Не может правильно назвать свои имя и фамилию
* Не использует в речи множественное число и прошедшее время
* Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях
* Не может построить башню из шести-восьми кубиков
* Испытывает неудобство, держа карандаш
* Испытывает трудности, снимая одежду
* Не может чистить зубы, вымыть и вытереть/высушить руки или раздеться без посторонней помощи
* Не рисует картинки
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Первоисточники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
 

Источник