Моторное развитие ребенка в младенческом возрасте

Моторное развитие ребенка в младенческом возрасте thumbnail

За первый год жизни ребенка происходит значительный скачок в двигательном развитии и развитии психомоторики. Наряду с импульсивными дети начинают выполнять и произвольные движения: перекатываются и переворачиваются, садятся, встают, ползают, ходят. Все эти движения относятся к общей моторике (табл. 4.4). Способность перемещения в пространстве возникает уже на первом месяце жизни, когда ребенок начинает поднимать головку. В дальнейшем появляется перекатывание, которое является основой для более поздних и сложных перемещений – ходьбы и бега. Примерно к полугоду ребенок начинает сидеть, затем – переползать и ползать. Переползание или низкое ползание характеризуется тем, что живот не отрывается от пола. Высокое ползание появляется в семь-восемь месяцев и свидетельствует о готовности ребенка к ходьбе. В этот же период появляется способность стоять достаточно продолжительное время. Ходить с посторонней помощью дети чаще всего начинают с девяти-десяти месяцев. К году многие дети ходят довольно уверенно, однако визуальный контроль за своими шагами сохраняют.

Таблица 4.4

Показатели двигательного развития ребенка на первом году жизни’

Название реакции

Приблизительный возраст появления

Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног

1 мес.

Лежа на животе, приподнимает голову

2 мес.

Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45“ и удерживает ее (неустойчиво). Лежа на спине, удерживает голову по средней линии

3 мес.

Лежа на животе, поднимает голову на 45-90° (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку

4 мес.

Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. Лежа на спине, трогает ручками колени. Когда тянут за ручки, пытается присесть

5 мес.

Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны

6 мес.

Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие

7 мес.

Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки (“ласточка”). Лежа на животе, поворачивается по кругу. Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. Стоит с поддержкой за грудь, пытается “пружинить” на ножках (туловище слегка наклонено вперед). Лежа на боку, приподнимает голову

8 мес.

Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. Стоит с поддержкой

9 мес.

Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. Встает на четвереньки из положения сидя. Ходит, держась двумя руками

10 мес.

Встает, держась за опору. Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу. Садится из положения на четвереньках. Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. Присаживается и (или) наклоняется, держась за опору

11 мес.

Ходит, держась одной рукой

1 год

Наряду с общей моторикой развивается и мелкая моторика рук – сложные движения становятся возможными в результате совершенствования зрительно-моторной координации, но ее становление происходит значительно позднее (табл. 4.5).

Координация движений глаз и рук развивается постепенно. Так, в период новорожденности хватательные движения являются рефлекторными, и дети чаще используют визуальное “общение” с окружающими объектами. С третьего-четвертого месяца ребенок может стучать по различным предметам кулачком, хватать предметы, подносить их ко рту. К четырем-пяти месяцам дети целенаправленно тянут руки к понравившемуся им предмету. Они водят при этом глазами от руки к предмету и обратно, что помогает координировать положение руки относительно предмета. К полугоду у детей развивается навык зрительного управления движениями рук: они могут достать предмет, глядя на него. Это свидетельствует о сформировавшейся взаимосвязи между зрительной и двигательной системами. Примерно после 10 месяцев появляется способность манипулировать разными предметами с использованием обеих рук. Многие начинают отдавать предпочтение какой-то одной руке. К концу первого года многие дети могут бросать предметы, часто в определенном направлении.

Особенно большое значение для психического развития имеет появление акта хватания как первого целенаправленного действия ребенка, которое является обязательным фактором, основой освоения действий с предметами. Акт хватания формируется благодаря ситуативно-личностному общению со взрослым.

Таблица 4.5

Закономерности развития движений рук младенца

Название реакции

Приблизительный

возраст

появления

Изолированные хаотические движения рук

2 мес.

Лежа на спине, подносит ручки ко рту. Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев. Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п. Смотрит на движения своей руки

3 мес.

Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты. Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими. Трясет погремушкой, вложенной в руку

3,5-4 мес.

Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот. Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его. Водит пальцами по поверхности игрушки

4,5 мес.

Тянет предмет, находящийся в руке, в рот. Большую часть времени кисти раскрыты. Лежа на животе, одной рукой опирается, другой – тянется за игрушкой

5 мес.

Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета. Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее. Перекладывает предмет из руки в руку

6 мес.

Тянется к удаленному предмету. Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами. Вращает кистью с удерживаемой игрушкой

7 мес.

Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой. Поднимает предмет двумя руками. Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью). Отталкивает мяч в случайном направлении

8 мес.

Стучит предметом о предмет. Хлопает в ладоши

9 мес.

Ощупывает людей и предметы. Берет мелкий предмет двумя пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный “пинцетный захват”)

10 мес.

Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 с): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает. Бросает предметы в игре

11 мес.

Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) – точный “пинцетный захват”. Одной рукой держит игрушку, другой с ней играет

1 год

Читайте также:  Беседа для родителей умственное развитие ребенка

Существуют три варианта объяснения психологических механизмов появления акта хватания предметов:

  • • взрослый стимулирует недифференцированную двигательную активность ребенка, спонтанные движения которого приводят к случайному прикосновению рук с определенными предметами; исходя из этого направленность на предметы и действия с ними возникают независимо от взрослого, в результате хаотичных спонтанных движений ребенка;
  • • общение со взрослым, являющимся для младенца наиболее информативным, привлекательным объектом, оказывает стимулирующее и развивающее влияние на перцептивные и сенсорные способности ребенка, которые, достигнув определенного уровня, переносятся на окружающие предметы;
  • • интерес ребенка к предметам, вызывающий целенаправленные предметные действия, возникает через отношение взрослого к данным предметам, который выделяет для младенца отдельные предметы и привлекает к ним его внимание.

Полученные в исследованиях Е. О. Смирновой данные опровергли первые две гипотезы и позволили обосновать психологические механизмы влияния взрослого на формирование предметных действий ребенка младенческого возраста: взрослый, являясь эмоциональным центром ситуации общения, наделяет предмет субъективной значимостью и тем самым выделяет этот предмет. В результате этого ребенок сосредоточивает свое внимание на предмете и начинает целенаправленно тянуться к нему. Сущность данного встречного активного движения заключается в единстве сенсорного и двигательного начала. Эмоциональная притягательность предмета, побуждающая первое встречное действие ребенка к нему и обеспечивающая формирование сенсомоторного единства, первоначально возникает через общение ребенка со взрослым, опосредованное этим предметом.

Первоначально всеми предметами ребенок действует одинаково: ощупывает, бросает, трясет, облизывает, кладет себе в рот и пр. Данные действия не зависят от свойств предметов и их функционального предназначения и поэтому называются неспсцифическими. Однообразие этих действий не способствуют познанию всех свойств предметов, поэтому интерес ребенка к конкретному предмету быстро исчезает и он переключается на другой.

На протяжении второго полугодия интенсивно развиваются хватательные и манипулятивные действия младенца. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаковым способом, прижимая пальцы к ладони. Рука, которая тянется за предметом, движется наугад. В дальнейшем, на 5-7-м месяце жизни, происходит постепенное совершенствование хватания по следующим направлениям:

  • • повышается точность и целенаправленность движений руки;
  • • появляется противопоставление большого пальца к остальным пальцам;
  • • возрастает зависимость положения пальцев от особенностей предмета, который берет ребенок.

Совершенствование акта хватания способствует усложнению манипулятивных действий. Дети начинают замечать результаты своих действий и активно их воспроизводить, в чем проявляется направленность на результат, возникающий при действиях с предметом.

Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что дети начинают выполнять действия не только с одним, но и одновременно с двумя предметами, что направлено на попадание предмета в определенное место или расположение двух предметов в определенном взаимном положении.

К концу года дети начинают замечать наряду с прямыми также и косвенные результаты своих действий с предметами. Все эти действия вызывают у них положительные эмоциональные реакции, и они стремятся многократно повторять их. С помощью взрослого возможности действия младенца расширяются: взрослый показывает различные свойства предмета и новые способы действия с ним. К концу года дети начинают осваивать специфические действия с предметами.

Таким образом, на первом году жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка: развивается и общая и мелкая моторика, совершенствуются механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений. К концу года ребенок начинает овладевать ходьбой, складываются важные предпосылки для овладения предметными действиями – совершенствование акта хватания и появление первых специфических действий с предметами.

Источник

Что нужно знать о моторном развитии малыша на первом году жизни и как помочь крохе успешно пройти все основные стадии

Этапы большого пути

Условно моторное развитие малыша первого года жизни можно разделить на несколько этапов.

Первые три месяца

У крохи наиболее активно развивается крупная моторика. Малыш получает разнообразные сигналы из окружающей среды, контактируя с разными людьми и предметами. Постепенно он начинает осознавать, что его конечности могут подчиняться его командам и желаниям. На этом этапе маленький человечек преимущественно учится управлять движениями рук и ног.

От трех до шести месяцев

Более активно развивается мелкая моторика. Ребенок постепенно учится владеть пальцами и делать простейшие движения типа намеренного захвата игрушки.

Читайте также:  Энциклопедия развития ребенка 1 года до 5 лет

С шести до девяти месяцев

Очередной скачок в развитии крупной моторики. Кроха начинает координировать движения рук, ног и корпуса, учится переворачиваться, вставать на четвереньки, ползать. Затем начинает готовиться к ходьбе основательно: учится вставать, передвигать ножками.

Многие родители считают серьезным этапом в моторном развитии крохи его самые первые шаги, и это, конечно же, совершенно справедливо: ведь прямохождение объединяет в себе массу сложных и важных навыков, которыми ребенок овладевает на первом году жизни. Но при этом нужно помнить: готовясь к этому безусловно важному событию, крошечный человечек осваивает массу моторных навыков, которые не столь очевидны родительскому глазу, хотя все они очень важны и являются своего рода ступеньками в развитии. Более того, появление тех или иных двигательных умений может многое сказать о развитии ребенка и его здоровье, а разумно стимулируя их появление, мы не только помогаем малышу развиваться физически, но и приближаем его к освоению многих других важных навыков, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

Конечно, развитие каждого ребенка сугубо индивидуально, и все нормативы — это всего лишь примерный ориентир для внимательных родителей. Однако все же желательно обращать на них внимание и при необходимости помогать крохе осваивать важные этапы. Таким образом мы закладываем крепкую базу для дальнейшего становления как физического, так и интеллектуального развития маленького человечка.

Секреты успеха

На протяжении первого года жизни этапы развития легко выделить. Вы легко заметите, что кроха, который совсем недавно увлеченно манипулировал предметами, начинает уделять этому занятию меньше сил и времени, но зато активно осваивает переворот. В дальнейшем мелкая и крупная моторика будут развиваться параллельно, лишь акцентируя ту или иную сферу.

Моторное развитие ребенка связано с массой сложных процессов в области становления нервных связей. Так что если какой-то навык малыш осваивает с опозданием, это и диагностический сигнал наблюдающему кроху педиатру, и повод для родителей помочь малышу справиться с проблемой.

У маленького ребенка пока что нет двигательных стереотипов, то есть, образно говоря, он совершает мыслительную операцию для каждого движения, а не ходит, как взрослый, „на автомате”. Поэтому иногда ребенку можно и даже нужно что-то показать, подсказать, чтобы он добился успеха.

Для эффективного моторного развития помимо заложенной в каждого человека „программы” малышу необходимы правильная среда, в которой он может развиваться, и соответствующие стимулы, вызывающие у него желание двигаться, привлекающие его. Ведь совершенно здоровый ребенок, которого постоянно держат в кроватке, не играют с ним, не показывают новое и интересное, не будет развиваться нормально. Также нужно помнить, что любому человеку для достижения успеха необходима эмоциональная поддержка близких людей. И ваш малыш — не исключение. Положительные эмоции, интерес, увлеченность — все это стимулирует ребенка.

Итак, давайте посмотрим на примерные нормы моторного развития для малыша первого года жизни.

От 0 до 3 месяцев

На этом этапе малыш кажется несмышленышем, который только ест, спит и делает большие и маленькие дела. Однако на самом деле он получает и осмысливает огромное количество информации из внешнего мира. В течение первых недель жизни младенец не делает резкого скачка в развитии, у него проходит период адаптации к условиям внеутробной жизни. А вот потом ему становится интересен окружающий мир.

Чему учится кроха? Вначале он просто привыкает к новому для него миру „органами чувств”, учится воспринимать прикосновения, звуки, запахи, свет и цвет. Затем потихоньку начинает на них реагировать. Постепенно он учится смотреть на предметы, прослеживать их взглядом, поворачивать и держать голову.

На что обратить внимание? Постарайтесь не переусердствовать с новыми впечатлениями. Когда их слишком много, нервная система малыша может дать сбой. Побольше разговаривайте с крохой, показывайте ему интересные игрушки, почаще носите на руках. Если он чем-то заинтересовался и демонстрирует это взглядом, поднесите его ближе к предмету, помогите потрогать, расскажите, что это такое. Однако не стоит развлекать усталого или плачущего ребенка. Все, что ему нужно, когда он устал, — это уют и покой.

Моторика и здоровье. На этом этапе особенно важно избегать травм шеи и позвоночника. Всегда поддерживайте головку малыша. Если ваш ребенок много плачет, если его мучают колики, старайтесь избегать обилия стимулов, посоветуйтесь с хорошим педиатром и детским массажистом или остеопатом — возможно, адаптация к внеутробной жизни проходит не так гладко, как хотелось бы, и неприятные ощущения мешают крохе развиваться.

От 3 до 6 месяцев

На этом этапе малыш активно развивает мелкую моторику и начинает делать массу осмысленных движений. К концу этого периода многие детишки начинают хорошо владеть ручками и пытаются делать сложные повороты корпуса, реагируя на звук, некоторые даже начинают переворачиваться.

Чему учится кроха? Малыш начинает играть ручками и ножками: обхватывает одну руку пальцами другой, хватает себя за ножки, тянет в рот и руки, и ноги. Постепенно он учится захватывать также и посторонние предметы. Сначала он с трудом удерживает погремушку, которую вы вложили ему в ручку, потом все более уверенно начинает брать ее самостоятельно, затем пытается ею манипулировать, иногда ударяя себя при неудачной попытке. А чуть позже, особенно когда начинают прорезываться зубы, кроха будет все тянуть в рот. Помимо беспокойства это должно вызывать радость: ребенок делает скоординированное осмысленное сложное движение.

На что обратить внимание? Малышу нужен простор для тренировки координации зрительного аппарата и моторики. У ребенка должна быть возможность достигать предмет и получать удовольствие. Для начала удобен мобиль, по игрушкам которого кроха может бить ручками, когда лежит на спине. Стимулом для такой деятельности может быть приятный звук, поощряющий точное движение, например колокольчик. Пока ваш малыш не освоит уверенного захвата предметов, они должны быть легкодоступны. Старайтесь размещать предметы на мобиле в разных положениях: не только прямо перед глазами малыша, но и левее, правее, чтобы стимулировать разнообразие движений. Это также будет постепенно готовить кроху к освоению поворота.

Читайте также:  Как оценить нервно психическое развитие ребенка

Моторика и здоровье. Если малыш в 4 месяца не интересуется игрушками, не пытается дотянуться до предметов ручками (не шлепает маму по лицу, не играет со своими ножками и т.п.), стоит посоветоваться с врачом.

В норме к шести месяцам малыш должен уметь переворачиваться с живота на спину и со спины на живот. Для того чтобы его стимулировать, пробуйте приманивать кроху яркими и необычными игрушками, делайте различные упражнения, которые подскажут ему, как нужно правильно двигаться. Например, лежащему на спинке ребенку можно заводить колено через другую ногу набок — после этого он довершит начатое при помощи корпуса и поймет, „как правильно делать это”.

От 6 до 9 месяцев

На этом этапе малыш учится вертеться во все стороны, сидеть и ползать. Его развитие приобретает стремительные темпы, и вы буквально не можете за ним уследить: каждый день появляется что-то новенькое!

Чему учится кроха? Освоив переворот, малыш учится садиться. Имейте в виду, что все детки это делают по-разному. Крайне редко ребенок может за счет мышц живота и спины сесть из положения лежа на спине. Чаще кроха копошится, помогая себе руками и ногами. Обычно после этого он старается встать на четвереньки, хотя некоторые дети предпочитают ползать по-пластунски довольно долгое время. Встав на четвереньки, малыш не может сразу поползти — это еще слишком сложно. Вначале он будет долго раскачиваться, совершать много неудачных движений. К концу девятого месяца большинство детей уверенно ползают, а некоторые пытаются встать с опорой.

На что обратить внимание? Несмотря на то что развитие — вещь сугубо индивидуальная, желательно все-таки стимулировать кроху, чтобы он прошел этап ползания. Специалисты уверены: это очень важно для его развития и тренировки мышц. Малыша нужно побуждать к ползанию, предоставляя ему свободу передвижения на ковре и привлекая интересными игрушками. Способов ползания довольно много, встречаются и весьма экзотические, которые могут насторожить педиатра. В норме малыш должен хорошо двигать всеми конечностями, движения должны быть симметричными.

Далеко не всем детям нравится сидеть. Некоторые начинают ползать до того, как сядут. Об этом тоже нужно сказать врачу во время осмотра. Заставлять кроху сидеть, если он этого не хочет, не нужно. Если бы у него не было объективного дискомфорта в сидячей позе, он бы с наслаждением ее использовал для игры. Грамотный врач подскажет вам упражнения, укрепляющие мышцы крохи, назначит сеанс массажа и т.п.

Моторика и здоровье. Помните, что полным детям тяжелее двигаться, чем „живчикам”. Очень часто полнота ребенка обусловлена неправильным питанием, хотя бывают, конечно же, и другие причины. Если ваш ребенок довольно крупный, поговорите на эту тему с наблюдающим его врачом.

На этом этапе развития принципиально важно, чтобы кроха имел простор для самостоятельных движений. Приложите все усилия, чтобы сделать ваш дом или хотя бы детскую комнату безопасными для маленького ползунка. Способность ребенка управлять своим телом, радость от собственных успехов помогают ему воспитывать положительные качества характера.

От 9 до 12 месяцев

Малыш на финишной прямой к первым шагам. Не торопите его, не ставьте на ножки, если он сам этого не требует. Прямохождение — очень сложный процесс, и к нему нужно правильно подготовиться. Если ребенок активно и замечательно ползает, но даже не пытается ходить, — это не беда, это прекрасно. Ползание полезно для мышц и развития нервной системы.

Чему учится кроха? Постепенно малыш понимает, что он может двигаться еще и вертикально — вверх. Он пытается заползать на невысокую кровать, учится вставать. В этих ситуациях необходимо обеспечить его безопасность (например, устелить матами пространство у подножия дивана), а не ограничивать движения. Хорошо, если у малыша есть разнообразные стимулы: игрушки, лежащие на стульях и диване и т.п. Для тренировки ходьбы с опорой можно класть игрушку на один конец дивана, когда кроха держится за другой. В какой-то момент ему надоест опускаться на четвереньки и ползти к цели, и он начнет двигаться приставными шагами. Ближе к году многие дети желают ходить за ручку, а потом делают и первые самостоятельные шаги.

На что обратить внимание? Не проявляйте нетерпения и не требуйте от ребенка „вертикализации” раньше времени, пусть тренирует головной мозг и мышцы ползанием. Уделите особое внимание безопасности. Большинство детей в этом возрасте довольно инициативны и рискуют набить много шишек.

Моторика и здоровье. Некоторые дети начинают ходить намного позже сверстников. Чаще всего у них есть особенности развития, которые не позволяют им сделать этого раньше. Не отчаивайтесь, но и не забывайте о том, что двигательная активность позволяет судить о развитии нервной системы в целом — будьте в контакте с грамотным неврологом или педиатром.

Авторы: Анна Никитина, консультант — Татьяна Барзенок, врач-педиатр

Источник: Журнал «Лиза. Мой ребенок», октябрь 2010

Источник