Моторное развитие ребенка с нарушением слуха
Главная | Случайная
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
Исследования физического и моторного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха (Р. Д. Бабенкова, А. А. Катаева, А. А. Коржова, Н. A. Pay, Л. В. Рябова, Г. В. Трофимова и др.) выявили некоторые особенности, обусловленные снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенных детьми. У слабослышащих и глухих детей с рано приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. На первом году жизни у глухих детей отмечается отставание в сроках удержания головы, более позднее овладение ходьбой, однако задержка прямостояния компенсируется к одному году и двум-четырем месяцам.
Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями слуха в предцошкольном и младшем дошкольном возрасте. Дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются некоторыми особенностями, которые проявляются в нарушении координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности и скованности движений. Наибольшее своеобразие в развитии двигательных качеств у дошкольников с нарушениями слуха отмечается в уровнях скоростных качеств и равновесия. Так, по данным А. А. Коржо-вой (1990), слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполняют задания на сохранение статического равновесия, с которыми справляются их слышащие сверстники. Хотя в дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха начинается процесс улучшения состояния равновесия, резких изменений не происходит. Глухие дети по показателям качества равновесия уступают не только слышащим, но и слепым, слабовидящим и умственно отсталым детям.
Многим детям присущи нарушения мелкой моторики (движений пальцев, артикуляционного аппарата), что отражается в дальнейшем на формировании разных видов детской деятельности. Так как у детей нарушен контроль за движениями со стороны слухового анализатора, то при выполнении многих движений, в том числе и бытовых, дети производят излишний шум, неритмичные и замедленные движения. Это проявляется в шаткой походке, шарканье ногами, некоординированных и неловких движениях. Наблюдается асимметрия шагов, пошатывания корпуса, повышенная резкость движений. Отсутствие словесного общения в процессе формирования движений также является одной из причин, снижающих качество движений.
Среди детей с нарушениями слуха выделяются те, у кого есть остаточные явления ДЦП, что связано с параличами и парезами туловища, резко ограничивающими передвижение детей в пространстве.
Отрицательное влияние на моторное развитие дошкольников с нарушениями слуха оказывает большой объем статических нагрузок, связанный с множеством занятий в детском саду и дома. Гиподинамия, по мнению Г. В. Трофимовой, является одной из причин недостаточного развития некоторых двигательных качеств, вызывает и усугубляет нарушения осанки, плоскостопие у глухих и слабослышащих дошкольников.
Физическое развитие глухих и слабослышащих дошкольников также имеет некоторое своеобразие, причинами которого являются перенесенные ребенком заболевания, соматическая ослабленность. У этих детей отмечаются более низкие по сравнению со слышащими ребятами показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки (А. А. Коржова, Г. В. Трофимова). Для дошкольников с нарушенным слухом характерны мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные расстройства. В группе детей с нарушениями слуха отмечаются большие индивидуальные различия внутри одной возрастной группы. Вместе с тем в физическом и моторном развитии таких дошкольников отмечаются тенденции, характерные для слышащих детей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник
Слух теснейшим образом связан с движением. Н.А. Бернштейн (1966), указывая на взаимосвязь двигательного и слухового анализатора, подчеркивал, что движение корректируется не только зрением, но и слухом. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость. Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями (Коробейников Н.П., 2002).
Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования, подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеобразие двигательной сферы глухих школьников:
· недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;
· относительная замедленность овладения двигательными навыками;
· трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;
· относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;
· замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
· отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей (Коржова А.А., 1993).
Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями слуха в преддошкольном младшем дошкольном возрасте. Дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются некоторыми особенностями, которые проявляются в нарушении координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности и скованности движений. Наибольшее своеобразие в развитии двигательных качеств у дошкольников с нарушениями слуха отмечается в уровнях скоростных качеств и равновесия (Трофимова Т.В., 1979, 1980). По данным А. А. Коржовой (1993), слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполняют задания на сохранение статического равновесия, с которыми справляются их слышащие сверстники. Хотя в дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха начинается процесс улучшения состояния равновесия, резких изменений не происходит. Глухие дети по показателям качества равновесия уступают не только слышащим, но и слепым, слабовидящим и умственно отсталым детям.
По данным Горской И.Ю. (2000), Дмитриева А.А. (2002), у глухих 7—13 лет величины сагиттального размера пространственного поля устойчивости и коэффициента использования площади не превышали 70—74% тех же показателей слышащих. С возрастом эти различия между глухими и слышащими сокращаются. Глухие в показателях динамического равновесия отстают от слышащих сверстников во всех возрастных группах. Наибольшие различия (до 89%) отмечаются в младшем и среднем школьном возрасте.
Так как у детей нарушен контроль за движениями со стороны слухового анализатора, то при выполнении многих движений, в том числе и бытовых, дети производят излишний шум, неритмичные и замедленные движения. Это проявляется в шаткой походке, шарканье ногами, некоординированных и неловких движениях. Наблюдается асимметрия шагов, пошатывания корпуса, повышенная резкость движений. Отсутствие словесного общения в процессе формирования движений также является одной из причин, снижающих качество движений (Головчиц С.А., 2001).
При анализе показателей уровня развития координационных способностей Н.В. Губарева (2009) выявила, что рост этих показателей у школьников с нарушением слуха наблюдается с 8 до 13 лет с дальнейшей стабилизацией, тогда как у слышащих сверстников прирост показателей координационных способностей продолжается до 15 лет. Данный факт можно объяснить наличием лимитирующих факторов, обусловленных основным нарушением и вторичными отклонениями в развитии школьников с нарушением слуха. Наиболее выраженное отставание слабослышащих школьников от слышащих сверстников выявлено в тестах, отражающих уровень развития способности к сохранению равновесия, кинестетической и реагирующей способностей.
Формирование базовых координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха, так же как и у слышащих детей, происходит неравномерно и характеризуется наличием сенситивных (благоприятных), неблагоприятных периодов и периодов с относительной стабилизацией. Однако сроки наступления этих периодов в онтогенезе у слышащих и школьников с различной степенью нарушения слуха не совпадают (Феклистова С.Н., 2003, Богданова Т.Г., 2009). Возрастные приросты показателей, отражающих уровень развития различных видов координационных способностей у слабослышащих и не слышащих школьников, неодинаковы и приходятся на разные возрастные периоды, что свидетельствует о специфичности развития физиологических механизмов координационных проявлений у данных категорий школьников. Также при сравнении школьников с различной степенью нарушения слуха выявлено, что у слабослышащих школьников возрастная динамика по большинству оцениваемых координационных способностей имеет сглаженный характер, что, в свою очередь, не позволяет с точностью говорить о сенситивности периодов развития координационных способностей. Об этом свидетельствуют низкие показатели возрастных темпов прироста и, как следствие неярко выраженные благоприятные периоды в развитии способности сохранять динамическое равновесие, кинестетической, реагирующей и способности к ориентации в пространстве. У не слышащих школьников анализ возрастной динамики позволяет утвердительно говорить о благоприятных периодах в развитии большинства оцениваемых координационных способностей, кроме ориентационной способности. У школьников с патологией слухового анализатора по большинству оцениваемых способностей рост показателей отмечен в возрасте 8-13 лет. Анализ возрастной динамики слабослышащих школьников позволяет предположить, что сенситивными периодами в развитии координационных способностей слабослышащих мальчиков является возраст – 10-13 лет, а у девочек – 8-11 лет. Тогда как у не слышащих мальчиков большинство четких сенситивных периодов выявлено в возрастном диапазоне – 9-10 и 12-13 лет, а для не слышащих девочек – 8-9 и 11-12 лет (Каменцова Н.А., 1998, Мясищев С.А., 2003).
Особенно значительные проблемы испытывают слабослышащие дети при выполнении тех упражнений и движений, которые связаны с сохранением равновесия, что связано с состоянием у них вестибулярного анализатора.
Вестибулярный анализатор воспринимает сигналы о положении тела и головы в пространстве, изменении скорости и направлении движения, обеспечивает единую функцию восприятия и ориентировки в пространстве, оказывает постоянное воздействие на тонус мышц (Козлов М.Я., Левин А.Л., 1989).
Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов прослеживаются в тесном анатомическом единстве их ориентации: как известно, периферическая часть слуховой системы находятся в лабиринте, там же, где находится периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие о положении тела в пространстве.
8-я пара черепно-мозговых нервов, осуществляя передачу возбуждения от кортиева органа (улитка), содержит не только слуховые волокна, но и вестибулярную ветвь.
Наблюдается единство и общий принцип работы вестибулярной и слуховой систем: превращение механических колебаний в нервный импульс путем воздействия эндолимфы при перемещении на нервные окончания клеток слухового нерва, расположенных в лабиринте. Важно сказать о возможностях вестибулярного чувства в слуховом восприятии. Слуховой анализатор очень древний, он сформировался первоначально как система анализа вестибулярных раздражений, и только позднее из нее выделилась отдельная подсистема, занимающаяся анализом звуков. Однако примитивные аддитивные функции отолитового органа не были потеряны. Нейрофизиологические исследования показывают, что отолитовый отдел вестибулярного анализатора отвечает на тоны от 16 Гц до 1000 Гц и способен заменить, в некоторых случаях, кохлеарную (улитковую) активность (Хода Л.Д., 2003).
Нарушения вестибулярной функции наблюдались как при глубоких, так и при менее выраженных изменениях слухового восприятия. Встречались отдельные случаи высокой устойчивости вестибулярного аппарата при резко сниженной слуховой функции и, наоборот, при сравнительно хорошей сохранности слухового анализатора — резко сниженная функция вестибулярного аппарата. Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функцию вестибулярного анализатора, но и функцию кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих. У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке. Слуховое восприятие лучше на том ухе, где меньше поражен вестибулярный анализатор, при двухстороннем поражении (Машков В. Н., 2008).
Важно иметь в виду высокую степень компенсации вестибулярных расстройств. Компенсация осуществляется за счет центральных отделов анализатора и взаимодействия его с другими сенсорными системами, особенно со зрительной системой. Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения, функционально адаптируется к различным раздражителям (в частности, к физическим упражнениям), в связи, с чем ее реактивность значительно понижается (Машков В.Н, 2008). Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на вестибулярную систему, можно оказать влияние на слуховое восприятие.
Ограничение или исключение слуха всех случаях связано со снижением способности человека поддерживать равновесие. Ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия у глухих школьников является «мышечное чувство». А. О. Костанян (1970) пришел к выводу, что на точность движения влияет не столько состояние вестибулярного аппарата, сколько степень совершенства двигательного анализатора. Между тем качественные характеристики прямостояния у глухих находятся в прямой зависимости от сохранности вестибулярного аппарата.
Дети, перенесшие в раннем возрасте менингит или другие заболевания, поразившие вестибулярный аппарат, начинают ходить заметно позднее, чем нормальные дети. Если же они овладели ходьбой до болезни, то после болезни у них появляются заметные расстройства в координации движений при ходьбе. Дети качаются при ходьбе в разные стороны, шаркают ногами и легко падают. Постепенно в более старшем возрасте ходьба детей приобретает все более нормальный характер. В школьном возрасте шаркающая походка встречается уже только у небольшой части детей.
У глухих детей с пораженным вестибулярным аппаратом зрительная ориентировка имеет большое значение для поддержания равновесия не только при ходьбе и других движениях, но и при сохранении непривычной позы. Вместе со зрительным восприятием большую помощь для поддержания равновесия оказывают кинестетические ощущения, сигнализирующие человеку о напряжении скелетной мускулатуры и о положении одних частей тела относительно других. Благодаря именно этой чувствительности дети с нарушениями слуха удерживают некоторое равновесие при стоянии и ходьбе с закрытыми глазами (Байкина Н.Г., 1991).
По данным И.Н. Ляховой (1992), у глухих 7—13 лет величины сагиттального размера пространственного поля устойчивости и коэффициента использования площади не превышали 70—74% тех же показателей слышащих. С возрастом эти различия между глухими и слышащими сокращаются. Глухие в показателях динамического равновесия отстают от слышащих сверстников во всех возрастных группах. Наибольшие различия (до 89%) отмечаются в младшем и среднем школьном возрасте.
Исследованиями Ю.А. Пеганова (1998) было установлено, что при ходьбе с открытыми глазами дети с нарушением слуха не испытывают трудностей – глухие держатся так же, как и слышащие. Однако при ходьбе с закрытыми глазами между глухими и слышащими была обнаружена заметная разница. Расстройства равновесия при отсутствии зрительного контроля отмечаются у 45,7% глухих.
Степень сохранности слуха и ощущений равновесия соответствуют друг другу Обычно, чем меньше поврежден слух, тем в меньшей степени нарушена и деятельность вестибулярного аппарата. По данным О.А. Медведевой и Г.Д. Алеканянца по результатам пробы Ромберга с опорой на две конечности у школьников с тугоухостью и глухотой была установлена удовлетворительная способность сохранения равновесия. Оценка показателей усложненной пробы (с опорой на одну конечность) у детей со слуховой депривацией выявила неудовлетворительную способность сохранения статического равновесия, с более выраженным отставанием у учащихся с двусторонней сенсоневральной тугоухостью. Более низкие показатели пробы Ромберга с опорой на одну конечность у учащихся с нарушением слуха связаны с усложнением выполняемого задания, что обусловлено присутствующей патологией слухового анализатора, наличием нарушений в вестибулярной сенсорной системе (Медведева О.А., Алексаянц Г.Д., https://www.sworld.com.ua/konfer22/795.htm).
Источник
Физическое воспитание детей с
нарушенным слухом – это одно из самых важных направлений
коррекционно-педагогической работы и находится в тесной связи с другими
сторонами воспитания и обучения.
Правильное физическое воспитание создает фундамент для укрепления
здоровья детей, а так же развивает их активность и повышает работоспособность,
что служит базой для успешного проведения воспитательной и
коррекционно-образовательной работы.
Исследования физического
и моторного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха выявили
некоторые особенности физического развития, связанные со снижением слуха и
нарушением деятельности вестибулярного аппарата. У слабослышащих и глухих детей с рано
приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные
функции отстают в своем развитии. На первом году у них отмечается отставание в
сроках удержания головы, позднее овладение ходьбой.
Очень часто дети с
нарушенным слухом не умеют бегать, прыгать, лазать, подражать простейшим
движениям взрослых.
Сформированные движения
характеризуются нарушением координации, ориентировки в пространстве, боязни
высоты, замедленности движений. По данным А.А. Коржовой слабослышащие дети
трехлетнего возраста не выполняют задания на сохранение статического
равновесия.
Многим детям присущи
нарушения моторики, шаркающая и шаткая походка, излишний шум при выполнении
действий.
Физическое развитие
дошкольников с нарушениями слуха имеет своеобразие. У таких детей отмечается
более низкие показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки.
Для дошкольников
характерным является: мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные
расстройства.
В процессе работы по
физическому воспитанию, помимо общих задач, реализуются специфические,
обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей с
нарушенным слухом.
Оздоровительных задачи:
·
Укрепление
здоровья детей
·
Содействие
их физическому развитию
·
Закаливание
·
Чередование
разных видов деятельности
Формирование движений и двигательных
качеств — одна из важных и главных задач физического воспитания детей с
нарушениями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для
нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу,
лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего
организма. Сформированность основных движений обеспечивает возможности
расширения двигательного опыта, создает необходимую базу для овладения более
сложными движениями. Для формирования основных движений используются подводящие
упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения. В единстве с
формированием основных движений развиваются двигательные качества: скоростные,
скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки,
равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.
Решение коррекционных задач связано с
развитием и тренировкой функции равновесия, формированием правильной осанки,
коррекцией и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации
движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и
слабослышащих детей является развитие их ориентирования в пространстве. Для
этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей и
размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения.
В процессе физического воспитания у
детей развивается речь и произвольное внимание, умение действовать по
подражанию взрослому и по наглядному образцу, самостоятельно выполнять
упражнения, ориентируясь на словесные инструкции.
Основными формами физического
воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в
перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные
занятия, занятия по физическому воспитанию.
Утренняя
гимнастика способствует
переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной
деятельности в течение дня, создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика
проводится во всех возрастных группах под руководством воспитателя. Комплекс
упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает
знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных
движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки. Зарядка
проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются
необходимые атрибуты (мячи, кегли, обручи и др.). Обычно при проведении
утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег,
улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения,
прыжки, подскоки, дыхательные упражнения.
Подвижные
игры проводятся на
прогулках и в перерывах между занятиями. Это позволяет детям сменить вид
деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. На прогулках можно обучать
детей катанию на велосипеде, зимой — на санках, лыжах, коньках. На прогулках
организуются спортивные развлечения, проводятся спортивные праздники.
В содержание прогулок могут
включаться также и различные упражнения на развитие движений и двигательных
качеств, закрепление разученных на занятиях упражнений.
Физминутки обеспечивают смену деятельности
детей на занятиях, создают возможности для кратковременного отдыха.
Физкультминутки проводятся в середине занятия, после появления признаков
утомления. Длительность физкультминутки — 3—5 минут, в нее включаются несколько
упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра.
Целесообразно связывать движения с содержанием занятия: например, имитировать
катание на велосипеде, при прохождении определенной темы.
Взамен физкультминутки может быть
проведена фонетическая ритмика,
в которой движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков,
слогов, слов, фраз), отработкой ритмико-интонационной стороны речи.
Музыкальные
занятия — одна из
форм физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В содержание таких занятий
включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и более
сложные (элементы танца). В процессе музыкальных занятий у детей формируется
чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более
координированными, ритмичными. В процессе танцев, пения нормализуется дыхание и
связанная с этим слитность речи.
Занятия по
физической культуре проводятся
в разных возрастных группах.
Структура занятий по физическому воспитанию
в специальных садах, как и в массовых включает три части: вводную, основную и
заключительную. Во вводной части важно подготовить детей к основной физической
нагрузке. В основную часть входят обще-развивающие упражнения, развитие
основных движений и подвижная игра. Комплекс общеразвивающих упражнений состоит
из упражнений для разных групп мышц: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и
рук; для мышц туловища; для ног. В заключительной части предлагается легкий
бег, спокойная ходьба, упражнения на внимание, координацию движений, подводятся
итоги.
Методы физического воспитания:
·
Показ
– в процессе показа детям дается образ движения в его целостном виде, без
акцентирования внимания на отдельных элементах.
·
Помощь
– В работе с дошкольниками, имеющими нарушения равновесия и пространственной
ориентировки, важна помощь взрослого. Выполняя различные движения, взрослый
поддерживает ребенка.
·
Страховка
используется на всех годах обучения при выполнении координационно трудных
упражнений, а также для предотвращения возможных травм.
·
Действия
по словесной инструкции выполняется после того, как дети усвоили движения. В
ясельной и младшей группах названия предметов, действий, побуждения
предъявляются устно и для лучшего восприятия и усвоения фиксируются письменно
(на табличках). По мере усвоения слов они предъявляются устно, к табличкам
воспитатель обращается при предъявлении новых слов или же недостаточно
усвоенных детьми. В детских садах для глухих в средней группе новые слова могут
предъявляться устно-дактильно, а после их усвоения — устно.
Источник