Моторное развитие ребенка с дцп
Ìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ÄÖÏ
Ìàëûøè ñ ÄÖÏ îâëàäåâàþò íàâûêàìè êðóïíîé ìîòîðèêè â òîé æå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, ÷òî è äðóãèå äåòè. Ñíà÷àëà îíè äåðæàò ãîëîâó, çàòåì ñàäÿòñÿ è ïîëçàþò è â êîíöå êîíöîâ íà÷èíàþò õîäèòü.
«Åñëè ýòî ïðàâäà, ìîæåòå âîçðàçèòü âû, ïî÷åìó æå ìîé ðåáåíîê òàê îòëè÷àåòñÿ îò äðóãèõ äåòåé?» Âîçìîæíî, âû ÷èòàëè î äåòñêîì ðàçâèòèè áðîøþðó â êàáèíåòå âðà÷à èëè êíèãó. Òàì áûëè ÷óäåñíûå èëëþñòðàöèè, èçîáðàæàþùèå, ÷òî äåëàþò äåòè â îïðåäåëåííîì âîçðàñòå. Íî âàì èçâåñòíî: âàø ðåáåíîê ýòîãî íå äåëàåò.
Âàì ñêàçàëè, ÷òî ðàçâèòèå âàøåãî ðåáåíêà çàäåðæèâàåòñÿ è ÷òî åìó íóæíî áîëüøå âðåìåíè, ÷òîáû îâëàäåòü îñíîâíûìè íàâûêàìè. Âû ïðîÿâëÿåòå òåðïåíèå è ïîìîãàåòå åìó.
Âàø ðåáåíîê ðàñòåò è ó÷èòñÿ íîâîìó. Íî îí âûãëÿäèò íå òàê, êàê äåòè â áðîøþðå. Òî, ÷òî îí äåëàåò, âîçìîæíî, òàì íå óïîìÿíóòî è íå èçîáðàæåíî.
Òàêèì îáðàçîì, âû äåëàåòå âûâîä, ÷òî âàø ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ íå òîëüêî ìåäëåííåå, ÷åì äðóãèå äåòè, íî è âîîáùå ïî-äðóãîìó.
Âàøå íàáëþäåíèå ñîâåðøåííî âåðíî. Êàê áóäåò îáúÿñíåíî â ãëàâå 3, ðàçíèöà â ìûøå÷íîì òîíóñå âàøåãî ðåáåíêà è â åãî äâèãàòåëüíûõ ñòåðåîòèïàõ, à òàêæå â ñëîæíîñòè, êîòîðóþ îí èñïûòûâàåò ïðè êîíòðîëèðîâàíèè ñâîèõ ìûøö, îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ðàçâèòèå åãî ìîòîðíûõ íàâûêîâ.
È òåì íå ìåíåå òî, ÷òî äåòè ñ ÄÖÏ, êàê ïðàâèëî, îâëàäåâàþò íàâûêàìè â òîé æå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, ÷òî è äðóãèå äåòè, ñîîòâåòñòâóåò äåéñòâèòåëüíîñòè. Îäíàêî îíè îâëàäåâàþò íàâûêàìè ìåäëåííåå è îñâàèâàþò èõ ÷àñòè÷íî, íå öåëèêîì. Íàâûêîì, íà îâëàäåíèå êîòîðûì ó îáû÷íîãî ðåáåíêà óõîäèò ìåñÿö, ðåáåíîê ñ ÄÖÏ áóäåò îâëàäåâàòü âäâîå äîëüøå è â èòîãå îâëàäååò èì ëèøü ÷àñòè÷íî, à íà ïîëíîå îâëàäåíèå ó íåãî ìîæåò óéòè åùå âîñåìü ìåñÿöåâ. Èìåííî ÷àñòè÷íîñòü îâëàäåíèÿ íàâûêîì è ñëåäóþùèé çà íèì áîëüøîé âðåìåííîé ïåðèîä, çà êîòîðûé ðåáåíêó ïðåäñòîèò îâëàäåòü èì ïîëíîñòüþ, ñëóæèò ïðè÷èíîé, ïî êîòîðîé ìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ÄÖÏ âûãëÿäèò íàñòîëüêî ðàçèòåëüíî îòëè÷àþùèìñÿ îò ðàçâèòèÿ îáû÷íûõ äåòåé.
Äàâàéòå âîçüìåì â êà÷åñòâå ïðèìåðà èãðó è òàêîé íàâûê, êàê äîòÿãèâàíèå äî ïðåäìåòîâ â ïîëîæåíèè ëåæà. Ðåáåíîê â áðîøþðå îâëàäåâàåò ýòèì íàâûêîì â âîçðàñòå ÷åòûðåõ ìåñÿöåâ. Ðåáåíîê ñ ÄÖÏ ìîæåò íà÷àòü èãðàòü â ïîëîæåíèè ëåæà ïðèìåðíî â ýòî æå âðåìÿ. Îí ìîæåò äåðæàòü â ðóêå ïîãðåìóøêó è öåëåíàïðàâëåííî åþ òðÿñòè. Îí ìîæåò òÿíóòüñÿ, íî íå âî âñåõ íàïðàâëåíèÿõ, è, âîçìîæíî, íå áóäåò âûòÿãèâàòü îáå ðóêè, êàê ðåáåíîê â áðîøþðå.
Ñî âðåìåíåì è â ïðîöåññå ìíîãî÷èñëåííûõ òðåíèðîâîê ðåáåíîê ñ ÄÖÏ ìîæåò óëó÷øèòü ñâîé íàâûê è â êîíöå êîíöîâ âïîëíå èì îâëàäåòü: îí áóäåò òÿíóòüñÿ ê èãðóøêå îáåèìè ðóêàìè. Íî ê ýòîìó âðåìåíè îí óæå íå ìàëûø, êîòîðûé ëþáèò èãðàòü íà ñïèíå. Âìåñòî ýòîãî îí óæå ñèäèò íà êîëåíÿõ ó ïàïû è òÿíåò ðóêè ê ìÿ÷ó, êîòîðûé êàòèò åìó ìàìà.
Òàêèì îáðàçîì, õîòÿ îáû÷íî ðàçâèâàþùèéñÿ ðåáåíîê è ðåáåíîê ñ ÄÖÏ äåëàþò ñîâñåì ðàçíûå âåùè îäèí èãðàåò ñ èãðóøêîé, ñâèñàþùåé ñ äåòñêîé êàðóñåëüêè, ëåæà íà ñïèíå, à äðóãîé èãðàåò ñ ìÿ÷îì èç ïîëîæåíèÿ ñèäÿ, îáà îíè â ñîñòîÿíèè âûòÿíóòü âïåðåä ðóêè. Êàê òîëüêî îíè îâëàäåâàþò ýòèì íàâûêîì, îíè ìîãóò ïðèíÿòü íà ðóêè âåñ. Îíè ãîòîâû îïóñòèòü ðàñïðÿìëåííûå ðóêè íà ïîë, îïåðåòüñÿ íà êîëåíè è ëàäîíè è íàó÷èòüñÿ ïîëçàòü.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Актуальность исследования. Проблема инвалидности с детства в современное время заслуживает особого внимания. Согласно современным медицинским канонам, инвалидность расценивается как состояние ограниченной жизнедеятельности или же существование с ограниченными жизненными функциями [4]. Неуклонное увеличение числа детей с ограниченными психическими и физическими возможностями, растущие потребности в медико-социальной помощи, низкие результаты абилитации повысили актуальность проблемы детской инвалидности.
По данным Зелинской Д.И. среди причин детской инвалидности по обусловившему ее заболеванию третье место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, в эту же группу входит детский церебральный паралич (ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10000 детей [2].
Первое место принадлежит психическим расстройствам – 31,0 случая на 10 тыс. детей, среди которых 21,9 случая составляет умственная отсталость. Второе – врожденным аномалиям развития – 28,2 случая на 10 тыс. детского населения [1].
Рост инвалидности среди детей, страдающих ДЦП, особенно очевиден в течение последних 10-15 лет. Согласно официальной статистике в России в 1998 году заболеваемость ДЦП была 43,1 инвалида на 10000 детей, в 2002 году – 196,3. Среди подростков от 15 до 18 лет заболеваемость ДЦП в 1992 году составила 4,0, в 1998 году – 11,3, а в 2002 году она достигла 14,6, увеличение более, чем в 3 раза [3].
Особо следует отметить наличие широкого круга сочетанной патологии. У 53,1% детей с детским церебральным параличом отмечают психические нарушения различной тяжести: 67,1% – задержка психического развития.
Главная причина возникновения ДЦП – органическое повреждение коры и подкорковых структур головного мозга.
Эффективность абилитационного процесса зависит от срока его начинания. По мнению Семеновой К.А. восстановительное лечение этого заболевания до настоящего времени лишь в определенной степени эффективно у детей первых месяцев и лет жизни [3].
Цель исследования – оценка развития моторных функций детей дошкольного и школьного возраста с ЦП в системе комплексной абилитации в реабилитационном центре.
Задачи исследования:
Определить факторы риска и причины ДЦП, наиболее распространенные формы ДЦП и двигательные нарушения;
Оценить моторное развитие исследуемых детей с ЦП в процессе комплексной абилитации средствами АФК.
Разработать комплексы лечебной гимнастики для каждой формы ДЦП.
Объект исследования – комплексная абилитация в реабилитационном центре
Предмет исследования – оценка моторных функций детей дошкольного и школьного возраста, страдающих ДЦП.
Методы исследования:
Оценка состояния моторных функций и их изменения методом (GMFM-88);
Методы математической статистики.
Методы исследования
Оценка двигательных моторных функций проводилась с помощью метода «Шкала измерения двигательных моторных функций» (GMFM-88).
Шкала для оценки двигательных моторных функций является стандартизированным инструментом наблюдений, разработанным с целью измерения изменений крупных моторных функций у детей с церебральным параличом (ДЦП) в динамике по времени. Шкала была разработана для применения в клинических, педагогических и в научно-исследовательских учреждениях.
Организация исследования
Для решения поставленных задач мы проводили исследование в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго». В исследовании принимали участие 41 ребенок с ДЦП от 4 до 17 лет. Была проведена оценка текущего уровня физической подготовленности детей.
Оценивание проходило на каждом курсе лечения, каждый из которых составлял 19 рабочих дней, начиная с октября 2014 года и заканчивая в марте 2015 года.
В эксперименте было протестировано: 18 детей со спастической диплегией; 7 детей с гемипаретической формой; 3 ребенка с атонически-астатической формой; 13 детей с двойной гемиплегией.
На основании проведенной оценки детей с ЦП по методике GMFM-88 подверглись анализу следующие характеристики:
– общее количество детей с ДЦП проходящих абилитацию в РЦ в срок проводимого нами исследования;
– двигательные способности детей различных форм ДЦП.
Оценка двигательного развития детей с церебральным параличом
Исходя из проведенного нами анализа испытуемых видно, что большая часть их принадлежит к формам ДЦП спастической диплегии и двойной гемиплегии (табл. №1).
Таблица № 1
Распределение форм ДЦП в процентном соотношении
Форма ДЦП | процентное соотношение |
Спастическая диплегия | 44 |
Гемипаретическая форма | 17 |
Атонически-астатическая форма | 7 |
Двойная гемиплегия | 32 |
Такие цифры обусловлены большей распространенностью данных форм ДЦП.
Ниже представлены данные показывающие уровень развития моторных функций из разных исходных положений для каждой формы ДЦП.
Исходя из анализа таблицы (табл. №2) можно сделать выводы о том что в форме ДЦП спастическая диплегия: двигательный потенциал, достаточно неплохой для данной формы ДЦП, представлен в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя); в положении Г. (положение стоя) половина возможных баллов; в положениях В. (ползание и ходьба на коленях) и Д. (ходьба, бег, прыжки) мы видим сниженные показатели. В процессе комплексной абилитации необходимо акцентировать свое внимание на развитие силы мышц нижних конечностей, а так же на развитие координационных способностей.
Таблица №2
Оценка моторного потенциала детей 4-14 летнего возраста, страдающих ДЦП, форма спастическая диплегия
Блоки для оценки двигательных функций | Результаты исследования (n=18) | |
Средний балл | Процент от максимума | |
А. Положение лежа (51 балл максимум) | 40 | 78 |
Б. В положении сидя (60 баллов максимум) | 46 | 77 |
В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум) | 28 | 39 |
Г. Положение стоя (39 баллов максимум) | 19 | 49 |
Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум) | 26 | 36 |
Итого (264 балла максимум) | 159 | 60 |
На основании полученных данных нами были разработаны задачи лечебной гимнастике где были учтены особенности детей со спастической диплегией.
1) Коррекционные задачи:
– развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.
2) Компенсаторные задачи:
– развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);
– стимуляция звуковой и речевой активности;
– развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).
3) Профилактические задачи:
– предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа;
– профилактика искривления позвоночного столба.
Анализируя полученные данные, представленные в таблице (табл. №3), можно сделать выводы о том, что в гемипаретической форме ДЦП: двигательный потенциал достаточно не плохо представлен в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя); но низко оценены двигательные способности в положениях В. (ползание и ходьба на коленях), Г. (положение стоя), Д. (ходьба, бег, прыжки). Акцент в комплексной абилитации необходим на развитие силовых и координационных качеств в паретичной стороне.
Таблица № 3
Оценка моторного потенциала детей 4-12 летнего возраста, страдающих ДЦП, гемипаретическая форма
Блоки для оценки двигательных функций (максимальный балл) | Результаты исследования (n=7) | |
Средний балл | Процент от максимума | |
А. Положение лежа (51 балл максимум) | 33 | 65 |
Б. В положении сидя (60 баллов максимум) | 42 | 70 |
В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум) | 16 | 38 |
Г. Положение стоя (39 баллов максимум) | 16 | 41 |
Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум) | 29 | 40 |
Итого (264 балла максимум) | 136 | 51,5 |
По результатам тестирования нами были составлены задачи лечебной гимнастике где учитывались все двигательные особенности детей данной формы ДЦП.
1) Коррекционные задачи:
– коррекция основного двигательного недостатка (паралич конечностей с какой-либо стороны);
2) Компенсаторные задачи:
– развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);
– стимуляция звуковой и речевой активности;
– компенсация паретичной стороны за счет здоровой.
3) Профилактические задачи:
– предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа на здоровой стороне;
– профилактика искривления позвоночного столба (сколиоза) и плоскостопия.
Исходя из результатов таблицы (табл. №4) можно сделать вывод, что у детей с атонически-астатической формой моторные функции развиты достаточно хорошо для детей с ДЦП. Но стоит отметить, что атонически-астатическая форма проявляется в виде гипотонуса мышц и снижением координационных возможностей.
Таблица № 4
Оценка моторного потенциала детей 5-14 лет, страдающих ДЦП, атонически-астатическая форма
Блоки для оценки двигательных функций | Результаты исследования (n=3) | |
Средний балл | Процент от максимума | |
А. Положение лежа (51 балл максимум) | 42 | 82 |
Б. В положении сидя (60 баллов максимум) | 54 | 90 |
В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум) | 36 | 86 |
Г. Положение стоя (39 баллов максимум) | 34 | 87 |
Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум) | 63 | 87,5 |
Итого (264 балла максимум) | 229 | 88 |
С целью повышения тонуса мышц и развития координационных возможностей нами были разработаны задачи лечебной гимнастике.
1) Коррекционные задачи:
– коррекция основного двигательного дефекта (гипотонус мышц);
– повышение координационных способностей (способности к сохранению равновесия, ориентационные способности).
2) Компенсаторные задачи:
– развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);
– стимуляция звуковой и речевой активности.
3) Профилактические задачи:
– профилактика искривления позвоночного столба (во фронтальных и сагитальных плоскостях) и плоскостопия.
По результатам исследования наглядно видно, что двойная гемиплегия является самой тяжелой формой ДЦП. Исходя из таблицы (табл. №5) мы делаем вывод: дети с двойной гемиплегией имеют низкие показатели моторных функций в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя), и очень низкие показатели в положениях В. (ползание и ходьба на коленях), Г. (положение стоя), Д. (ходьба, бег, прыжки).
Таблица № 5
Оценка моторного потенциала детей 7-17 лет, страдающих ДЦП, форма двойная гемиплегия
Блоки для оценки двигательных функций | Результаты исследования (n=13) | |
Средний балл | Процент от максимума | |
А. Положение лежа (51 балл максимум) | 25 | 49 |
Б. В положении сидя (60 баллов максимум) | 25 | 42 |
В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум) | 9 | 21 |
Г. Положение стоя (39 баллов максимум) | 6 | 15 |
Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум) | 10 | 14 |
Итого (264 балла максимум) | 75 | 28 |
С целью профилактики более серьезных двигательных и функциональных осложнений нами были разработаны задачи по лечебной гимнастике для детей с двойной гемиплегией.
1) Коррекционная задача:
– коррекция основного двигательного недостатка (контрактуры суставов);
2) Компенсаторные задачи:
– развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);
– стимуляция звуковой и речевой активности.
3) Профилактические задачи:
– профилактика искривления позвоночного столба (во фронтальных и сагитальных плоскостях) и плоскостопия.
На основании показателей моторного развития детей с церебральным параличом нами были разработаны комплексы упражнений по лечебной гимнастике, где были учтены двигательные особенности детей.
Таким образом в рамках нашего исследования мы протестировали 41 ребенка с различными формами ДЦП, оценивая их моторные функции, что бы определить в каких положениях ребенок может выполнять двигательные действия. Почти у всех детей проявляется неуверенные движения в верхних конечностях. Наиболее удачно дети справлялись с упражнениями в положениях лежа и сидя, кроме детей с двойной гемиплегии.
Атонически-астатическая форма хотя и проявляется координационными нарушениями, но в исследовании, эта форма, была представлена детьми, которые справились со всеми упражнениями из всех блоков. Это обусловлено низкой степенью двигательного нарушения протестированных детей.
Исследование детей со спастической диплегией показало, что у них слабо развиты мышцы нижних конечностей в следствии повышенного мышечного тонуса, плохо сформирована ориентировка в пространстве и равновесие.
База двигательных моторных функций детей с гемипаретической формой представлена средним показателем. Объем выполняемых движений снижен в паретичной стороне. Но многие дети научились компенсировать недостаток одной стороны за счет другой.
Двойная гемиплегия представлена широким спектром патологических изменений: повышенный мышечный тонус, за счет ригидности; контрактуры суставов; задержкой речевого и психического развития; эпилептические припадки. Причем степень этих патологий ярко выражений, нежели у остальных формы ДЦП. Двигательный потенциал низкий при выполнение упражнений лежа и сидя, а упражнения в ползании, ходьбе на коленях, стоя и ходьбе и вовсе очень слаб. Почти все дети не выполняют упражнения из трех последних блоков. Это обусловлено тяжелыми мышечными и суставными нарушениями.
Мы считаем, что абилитация должна носить пожизненный характер. Необходимо контролировать патологические проявления с целью их поддержания и уменьшения и ни в коем случае не допускать регресса.
Выводы
Было определены: факторы риска – преждевременные роды, асфиксия в момент родов, инфекции у матери; причина – гибель или порок развития какого-либо участка головного мозга, возникшие в раннем возрасте или до момента рождения; формы – спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая, гемипаретическая, атонически-астатическая; двигательные нарушения – спастичность, регидность, гипотония, мышечная дистония.
Было оценено моторное развитие детей с ЦП в процессе комплексной абилитации средствами АФК, в частности физическими упражнениями.
Были разработаны комплексы лечебной гимнастике которые были внесены в практику инструкторов по физическому воспитанию РЦ «Фламинго».
Список литературы
1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. — М.: Астрель, 2007. — 224 с.
2. Зелинская, Д.И. Детская инвалидность / Д.И. Зелинская, Л.С. Балева. — М.: Медицина, 2001. — 136 с.
3. Семенова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом: Учеб. пособие / К.А. Семенова. — М.: ЗАКОН И ПОРЯДОК, серия «Великая Россия. Наследие». – 2007. — 616 с.
Научные журналы
4. Барашнев, Ю.И. Недифференцированная патология нервной системы и роль аномалий развития мозга у детей в этом процессе / Ю.И. Барашнев, А.В. Розанов, Ф.И. Волобуев, В.О. Панов // Международный неврологический журнал. – 2006. – №5.
Источник