Моторное развитие ребенка с дцп

Ìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ÄÖÏ

Ìàëûøè ñ ÄÖÏ îâëàäåâàþò íàâûêàìè êðóïíîé ìîòîðèêè â òîé æå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, ÷òî è äðóãèå äåòè. Ñíà÷àëà îíè äåðæàò ãîëîâó, çàòåì ñàäÿòñÿ è ïîëçàþò è â êîíöå êîíöîâ íà÷èíàþò õîäèòü.

«Åñëè ýòî ïðàâäà, – ìîæåòå âîçðàçèòü âû, – ïî÷åìó æå ìîé ðåáåíîê òàê îòëè÷àåòñÿ îò äðóãèõ äåòåé?» Âîçìîæíî, âû ÷èòàëè î äåòñêîì ðàçâèòèè áðîøþðó â êàáèíåòå âðà÷à èëè êíèãó. Òàì áûëè ÷óäåñíûå èëëþñòðàöèè, èçîáðàæàþùèå, ÷òî äåëàþò äåòè â îïðåäåëåííîì âîçðàñòå. Íî âàì èçâåñòíî: âàø ðåáåíîê ýòîãî íå äåëàåò.

Âàì ñêàçàëè, ÷òî ðàçâèòèå âàøåãî ðåáåíêà çàäåðæèâàåòñÿ è ÷òî åìó íóæíî áîëüøå âðåìåíè, ÷òîáû îâëàäåòü îñíîâíûìè íàâûêàìè. Âû ïðîÿâëÿåòå òåðïåíèå è ïîìîãàåòå åìó.

Âàø ðåáåíîê ðàñòåò è ó÷èòñÿ íîâîìó. Íî îí âûãëÿäèò íå òàê, êàê äåòè â áðîøþðå. Òî, ÷òî îí äåëàåò, âîçìîæíî, òàì íå óïîìÿíóòî è íå èçîáðàæåíî.

Òàêèì îáðàçîì, âû äåëàåòå âûâîä, ÷òî âàø ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ íå òîëüêî ìåäëåííåå, ÷åì äðóãèå äåòè, íî è âîîáùå ïî-äðóãîìó.

Âàøå íàáëþäåíèå ñîâåðøåííî âåðíî. Êàê áóäåò îáúÿñíåíî â ãëàâå 3, ðàçíèöà â ìûøå÷íîì òîíóñå âàøåãî ðåáåíêà è â åãî äâèãàòåëüíûõ ñòåðåîòèïàõ, à òàêæå â ñëîæíîñòè, êîòîðóþ îí èñïûòûâàåò ïðè êîíòðîëèðîâàíèè ñâîèõ ìûøö, îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ðàçâèòèå åãî ìîòîðíûõ íàâûêîâ.

È òåì íå ìåíåå òî, ÷òî äåòè ñ ÄÖÏ, êàê ïðàâèëî, îâëàäåâàþò íàâûêàìè â òîé æå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, ÷òî è äðóãèå äåòè, ñîîòâåòñòâóåò äåéñòâèòåëüíîñòè. Îäíàêî îíè îâëàäåâàþò íàâûêàìè ìåäëåííåå è îñâàèâàþò èõ ÷àñòè÷íî, íå öåëèêîì. Íàâûêîì, íà îâëàäåíèå êîòîðûì ó îáû÷íîãî ðåáåíêà óõîäèò ìåñÿö, ðåáåíîê ñ ÄÖÏ áóäåò îâëàäåâàòü âäâîå äîëüø堖 è â èòîãå îâëàäååò èì ëèøü ÷àñòè÷íî, à íà ïîëíîå îâëàäåíèå ó íåãî ìîæåò óéòè åùå âîñåìü ìåñÿöåâ. Èìåííî ÷àñòè÷íîñòü îâëàäåíèÿ íàâûêî젖 è ñëåäóþùèé çà íèì áîëüøîé âðåìåííîé ïåðèîä, çà êîòîðûé ðåáåíêó ïðåäñòîèò îâëàäåòü èì ïîëíîñòüþ, – ñëóæèò ïðè÷èíîé, ïî êîòîðîé ìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ÄÖÏ âûãëÿäèò íàñòîëüêî ðàçèòåëüíî îòëè÷àþùèìñÿ îò ðàçâèòèÿ îáû÷íûõ äåòåé.

Äàâàéòå âîçüìåì â êà÷åñòâå ïðèìåðà èãðó è òàêîé íàâûê, êàê äîòÿãèâàíèå äî ïðåäìåòîâ â ïîëîæåíèè ëåæà. Ðåáåíîê â áðîøþðå îâëàäåâàåò ýòèì íàâûêîì â âîçðàñòå ÷åòûðåõ ìåñÿöåâ. Ðåáåíîê ñ ÄÖÏ ìîæåò íà÷àòü èãðàòü â ïîëîæåíèè ëåæà ïðèìåðíî â ýòî æå âðåìÿ. Îí ìîæåò äåðæàòü â ðóêå ïîãðåìóøêó è öåëåíàïðàâëåííî åþ òðÿñòè. Îí ìîæåò òÿíóòüñÿ, íî íå âî âñåõ íàïðàâëåíèÿõ, è, âîçìîæíî, íå áóäåò âûòÿãèâàòü îáå ðóêè, êàê ðåáåíîê â áðîøþðå.

Ñî âðåìåíåì è â ïðîöåññå ìíîãî÷èñëåííûõ òðåíèðîâîê ðåáåíîê ñ ÄÖÏ ìîæåò óëó÷øèòü ñâîé íàâûê è â êîíöå êîíöîâ âïîëíå èì îâëàäåòü: îí áóäåò òÿíóòüñÿ ê èãðóøêå îáåèìè ðóêàìè. Íî ê ýòîìó âðåìåíè îí óæå íå ìàëûø, êîòîðûé ëþáèò èãðàòü íà ñïèíå. Âìåñòî ýòîãî îí óæå ñèäèò íà êîëåíÿõ ó ïàïû è òÿíåò ðóêè ê ìÿ÷ó, êîòîðûé êàòèò åìó ìàìà.

Òàêèì îáðàçîì, õîòÿ îáû÷íî ðàçâèâàþùèéñÿ ðåáåíîê è ðåáåíîê ñ ÄÖÏ äåëàþò ñîâñåì ðàçíûå âåù蠖 îäèí èãðàåò ñ èãðóøêîé, ñâèñàþùåé ñ äåòñêîé êàðóñåëüêè, ëåæà íà ñïèíå, à äðóãîé èãðàåò ñ ìÿ÷îì èç ïîëîæåíèÿ ñèäÿ, – îáà îíè â ñîñòîÿíèè âûòÿíóòü âïåðåä ðóêè. Êàê òîëüêî îíè îâëàäåâàþò ýòèì íàâûêîì, îíè ìîãóò ïðèíÿòü íà ðóêè âåñ. Îíè ãîòîâû îïóñòèòü ðàñïðÿìëåííûå ðóêè íà ïîë, îïåðåòüñÿ íà êîëåíè è ëàäîíè è íàó÷èòüñÿ ïîëçàòü.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Актуальность исследования. Проблема инвалидности с детства в современное время заслуживает особого внимания. Согласно современным медицинским канонам, инвалидность расценивается как состояние ограниченной жизнедеятельности или же существование с ограниченными жизненными функциями [4]. Неуклонное увеличение числа детей с ограниченными психическими и физическими возможностями, растущие потребности в медико-социальной помощи, низкие результаты абилитации повысили актуальность проблемы детской инвалидности.

По данным Зелинской Д.И. среди причин детской инвалидности по обусловившему ее заболеванию третье место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, в эту же группу входит детский церебральный паралич (ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10000 детей [2].

Первое место принадлежит психическим расстройствам – 31,0 случая на 10 тыс. детей, среди которых 21,9 случая составляет умственная отсталость. Второе – врожденным аномалиям развития – 28,2 случая на 10 тыс. детского населения [1].

Рост инвалидности среди детей, страдающих ДЦП, особенно очевиден в течение последних 10-15 лет. Согласно официальной статистике в России в 1998 году заболеваемость ДЦП была 43,1 инвалида на 10000 детей, в 2002 году – 196,3. Среди подростков от 15 до 18 лет заболеваемость ДЦП в 1992 году составила 4,0, в 1998 году – 11,3, а в 2002 году она достигла 14,6, увеличение более, чем в 3 раза [3].

Особо следует отметить наличие широкого круга сочетанной патологии. У 53,1% детей с детским церебральным параличом отмечают психические нарушения различной тяжести: 67,1% – задержка психического развития.

Читайте также:  Лучшие приложения для развития ребенка

Главная причина возникновения ДЦП – органическое повреждение коры и подкорковых структур головного мозга.

Эффективность абилитационного процесса зависит от срока его начинания. По мнению Семеновой К.А. восстановительное лечение этого заболевания до настоящего времени лишь в определенной степени эффективно у детей первых месяцев и лет жизни [3].

Цель исследования – оценка развития моторных функций детей дошкольного и школьного возраста с ЦП в системе комплексной абилитации в реабилитационном центре.

Задачи исследования:

  1. Определить факторы риска и причины ДЦП, наиболее распространенные формы ДЦП и двигательные нарушения;

  2. Оценить моторное развитие исследуемых детей с ЦП в процессе комплексной абилитации средствами АФК.

  3. Разработать комплексы лечебной гимнастики для каждой формы ДЦП.

Объект исследования – комплексная абилитация в реабилитационном центре

Предмет исследования – оценка моторных функций детей дошкольного и школьного возраста, страдающих ДЦП.

Методы исследования:

  • Оценка состояния моторных функций и их изменения методом (GMFM-88);

  • Методы математической статистики.

Методы исследования

Оценка двигательных моторных функций проводилась с помощью метода «Шкала измерения двигательных моторных функций» (GMFM-88).

Шкала для оценки двигательных моторных функций является стандартизированным инструментом наблюдений, разработанным с целью измерения изменений крупных моторных функций у детей с церебральным параличом (ДЦП) в динамике по времени. Шкала была разработана для применения в клинических, педагогических и в научно-исследовательских учреждениях.

Организация исследования

Для решения поставленных задач мы проводили исследование в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго». В исследовании принимали участие 41 ребенок с ДЦП от 4 до 17 лет. Была проведена оценка текущего уровня физической подготовленности детей.

Оценивание проходило на каждом курсе лечения, каждый из которых составлял 19 рабочих дней, начиная с октября 2014 года и заканчивая в марте 2015 года.

В эксперименте было протестировано: 18 детей со спастической диплегией; 7 детей с гемипаретической формой; 3 ребенка с атонически-астатической формой; 13 детей с двойной гемиплегией.

На основании проведенной оценки детей с ЦП по методике GMFM-88 подверглись анализу следующие характеристики:

– общее количество детей с ДЦП проходящих абилитацию в РЦ в срок проводимого нами исследования;

– двигательные способности детей различных форм ДЦП.

Оценка двигательного развития детей с церебральным параличом

Исходя из проведенного нами анализа испытуемых видно, что большая часть их принадлежит к формам ДЦП спастической диплегии и двойной гемиплегии (табл. №1).

Таблица № 1

Распределение форм ДЦП в процентном соотношении

Форма ДЦП

процентное соотношение

Спастическая диплегия

44

Гемипаретическая форма

17

Атонически-астатическая форма

7

Двойная гемиплегия

32

Такие цифры обусловлены большей распространенностью данных форм ДЦП.

Ниже представлены данные показывающие уровень развития моторных функций из разных исходных положений для каждой формы ДЦП.

Исходя из анализа таблицы (табл. №2) можно сделать выводы о том что в форме ДЦП спастическая диплегия: двигательный потенциал, достаточно неплохой для данной формы ДЦП, представлен в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя); в положении Г. (положение стоя) половина возможных баллов; в положениях В. (ползание и ходьба на коленях) и Д. (ходьба, бег, прыжки) мы видим сниженные показатели. В процессе комплексной абилитации необходимо акцентировать свое внимание на развитие силы мышц нижних конечностей, а так же на развитие координационных способностей.

Таблица №2

Оценка моторного потенциала детей 4-14 летнего возраста, страдающих ДЦП, форма спастическая диплегия

Блоки для оценки двигательных функций

Результаты исследования (n=18)

Средний балл

Процент от максимума

А. Положение лежа (51 балл максимум)

40

78

Б. В положении сидя (60 баллов максимум)

46

77

В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум)

28

39

Г. Положение стоя (39 баллов максимум)

19

49

Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум)

26

36

Итого (264 балла максимум)

159

60

Читайте также:  Общее психическое развитие ребенка с ринолалией

На основании полученных данных нами были разработаны задачи лечебной гимнастике где были учтены особенности детей со спастической диплегией.

1) Коррекционные задачи:

– развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

2) Компенсаторные задачи:

– развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);

– стимуляция звуковой и речевой активности;

– развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).

3) Профилактические задачи:

– предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа;

– профилактика искривления позвоночного столба.

Анализируя полученные данные, представленные в таблице (табл. №3), можно сделать выводы о том, что в гемипаретической форме ДЦП: двигательный потенциал достаточно не плохо представлен в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя); но низко оценены двигательные способности в положениях В. (ползание и ходьба на коленях), Г. (положение стоя), Д. (ходьба, бег, прыжки). Акцент в комплексной абилитации необходим на развитие силовых и координационных качеств в паретичной стороне.

Таблица № 3

Оценка моторного потенциала детей 4-12 летнего возраста, страдающих ДЦП, гемипаретическая форма

Блоки для оценки двигательных функций (максимальный балл)

Результаты исследования (n=7)

Средний балл

Процент от максимума

А. Положение лежа (51 балл максимум)

33

65

Б. В положении сидя (60 баллов максимум)

42

70

В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум)

16

38

Г. Положение стоя (39 баллов максимум)

16

41

Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум)

29

40

Итого (264 балла максимум)

136

51,5

По результатам тестирования нами были составлены задачи лечебной гимнастике где учитывались все двигательные особенности детей данной формы ДЦП.

1) Коррекционные задачи:

– коррекция основного двигательного недостатка (паралич конечностей с какой-либо стороны);

2) Компенсаторные задачи:

– развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);

– стимуляция звуковой и речевой активности;

– компенсация паретичной стороны за счет здоровой.

3) Профилактические задачи:

– предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа на здоровой стороне;

– профилактика искривления позвоночного столба (сколиоза) и плоскостопия.

Исходя из результатов таблицы (табл. №4) можно сделать вывод, что у детей с атонически-астатической формой моторные функции развиты достаточно хорошо для детей с ДЦП. Но стоит отметить, что атонически-астатическая форма проявляется в виде гипотонуса мышц и снижением координационных возможностей.

Таблица № 4

Оценка моторного потенциала детей 5-14 лет, страдающих ДЦП, атонически-астатическая форма

Блоки для оценки двигательных функций

Результаты исследования (n=3)

Средний балл

Процент от максимума

А. Положение лежа (51 балл максимум)

42

82

Б. В положении сидя (60 баллов максимум)

54

90

В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум)

36

86

Г. Положение стоя (39 баллов максимум)

34

87

Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум)

63

87,5

Итого (264 балла максимум)

229

88

С целью повышения тонуса мышц и развития координационных возможностей нами были разработаны задачи лечебной гимнастике.

1) Коррекционные задачи:

– коррекция основного двигательного дефекта (гипотонус мышц);

– повышение координационных способностей (способности к сохранению равновесия, ориентационные способности).

2) Компенсаторные задачи:

– развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);

– стимуляция звуковой и речевой активности.

3) Профилактические задачи:

– профилактика искривления позвоночного столба (во фронтальных и сагитальных плоскостях) и плоскостопия.

По результатам исследования наглядно видно, что двойная гемиплегия является самой тяжелой формой ДЦП. Исходя из таблицы (табл. №5) мы делаем вывод: дети с двойной гемиплегией имеют низкие показатели моторных функций в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя), и очень низкие показатели в положениях В. (ползание и ходьба на коленях), Г. (положение стоя), Д. (ходьба, бег, прыжки).

Таблица № 5

Оценка моторного потенциала детей 7-17 лет, страдающих ДЦП, форма двойная гемиплегия

Блоки для оценки двигательных функций

Результаты исследования (n=13)

Средний балл

Процент от максимума

А. Положение лежа (51 балл максимум)

25

49

Б. В положении сидя (60 баллов максимум)

25

42

В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум)

9

21

Г. Положение стоя (39 баллов максимум)

6

15

Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум)

10

14

Итого (264 балла максимум)

75

28

Читайте также:  Развитие ребенка 6 лет должно быть направлено

С целью профилактики более серьезных двигательных и функциональных осложнений нами были разработаны задачи по лечебной гимнастике для детей с двойной гемиплегией.

1) Коррекционная задача:

– коррекция основного двигательного недостатка (контрактуры суставов);

2) Компенсаторные задачи:

– развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);

– стимуляция звуковой и речевой активности.

3) Профилактические задачи:

– профилактика искривления позвоночного столба (во фронтальных и сагитальных плоскостях) и плоскостопия.

На основании показателей моторного развития детей с церебральным параличом нами были разработаны комплексы упражнений по лечебной гимнастике, где были учтены двигательные особенности детей.

Таким образом в рамках нашего исследования мы протестировали 41 ребенка с различными формами ДЦП, оценивая их моторные функции, что бы определить в каких положениях ребенок может выполнять двигательные действия. Почти у всех детей проявляется неуверенные движения в верхних конечностях. Наиболее удачно дети справлялись с упражнениями в положениях лежа и сидя, кроме детей с двойной гемиплегии.

Атонически-астатическая форма хотя и проявляется координационными нарушениями, но в исследовании, эта форма, была представлена детьми, которые справились со всеми упражнениями из всех блоков. Это обусловлено низкой степенью двигательного нарушения протестированных детей.

Исследование детей со спастической диплегией показало, что у них слабо развиты мышцы нижних конечностей в следствии повышенного мышечного тонуса, плохо сформирована ориентировка в пространстве и равновесие.

База двигательных моторных функций детей с гемипаретической формой представлена средним показателем. Объем выполняемых движений снижен в паретичной стороне. Но многие дети научились компенсировать недостаток одной стороны за счет другой.

Двойная гемиплегия представлена широким спектром патологических изменений: повышенный мышечный тонус, за счет ригидности; контрактуры суставов; задержкой речевого и психического развития; эпилептические припадки. Причем степень этих патологий ярко выражений, нежели у остальных формы ДЦП. Двигательный потенциал низкий при выполнение упражнений лежа и сидя, а упражнения в ползании, ходьбе на коленях, стоя и ходьбе и вовсе очень слаб. Почти все дети не выполняют упражнения из трех последних блоков. Это обусловлено тяжелыми мышечными и суставными нарушениями.

Мы считаем, что абилитация должна носить пожизненный характер. Необходимо контролировать патологические проявления с целью их поддержания и уменьшения и ни в коем случае не допускать регресса.

Выводы

  1. Было определены: факторы риска – преждевременные роды, асфиксия в момент родов, инфекции у матери; причина – гибель или порок развития какого-либо участка головного мозга, возникшие в раннем возрасте или до момента рождения; формы – спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая, гемипаретическая, атонически-астатическая; двигательные нарушения – спастичность, регидность, гипотония, мышечная дистония.

  2. Было оценено моторное развитие детей с ЦП в процессе комплексной абилитации средствами АФК, в частности физическими упражнениями.

  3. Были разработаны комплексы лечебной гимнастике которые были внесены в практику инструкторов по физическому воспитанию РЦ «Фламинго».

Список литературы

1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. — М.: Астрель, 2007. — 224 с.

2. Зелинская, Д.И. Детская инвалидность / Д.И. Зелинская, Л.С. Балева. — М.: Медицина, 2001. — 136 с.

3. Семенова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом: Учеб. пособие / К.А. Семенова. — М.: ЗАКОН И ПОРЯДОК, серия «Великая Россия. Наследие». – 2007. — 616 с.

Научные журналы

4. Барашнев, Ю.И. Недифференцированная патология нервной системы и роль аномалий развития мозга у детей в этом процессе / Ю.И. Барашнев, А.В. Розанов, Ф.И. Волобуев, В.О. Панов // Международный неврологический журнал. – 2006. – №5.

Источник