Моторное развитие ребенка с аутизмом
Губина Анастасия Александровна,
учитель школы №657 Санкт-Петербурга
Развитие аутичных детей протекает искаженно и неравномерно и имеет свои отличительные особенности. Так, деятельность аутичного ребёнка, в целом, характеризуется ограниченными и стереотипными интересами и поведением на фоне низкой инициативности. Они склонны к установлению жесткого порядка, распространяющегося на все сферы их жизни и жизни близких им людей. Все виды деятельности появляются значительно медленнее, чем в норме. Развитие предметной деятельности проходит медленно: такие дети позже усваивают способы манипулирования с предметами, особенно в функциональном значении. То же самое касается игровой и учебной деятельности, причём последняя характеризуется сложностями с выделением значимой информации, составлении плана действий и выбора решения.
Часто у этих детей встречаются проблемы с необходимыми для жизни навыками самообслуживания, что связано с особенностями развития моторики.
Своеобразие моторного развития детей с синдромом раннего детского аутизма, главным образом, проявляется в частых фиксированных нарушениях мышечного тонуса, которые могут, провялятся уже с первых месяцев после рождения.
Как правило, моторика аутичного ребёнка развивается по одному из двух направлений: гипотонусе или гипертонусе. Гипотонус просматривается в общей вялости и слабости ребёнка, а впоследствии – запаздывании сроков начала сидения и стояния. Эти двигательные особенности часто диагностируются специалистами как проявления детского церебрального паралича, но в отличие от него проходят после прохождения курса массажа. Гипертонус – это чрезмерное напряжение мышц, которое существенно затрудняет развитие мелкомоторных движений, которые требуют точности и концентрации. Иногда он выделяется довольно рано – уже в возрасте 1,5-2 месяцев, но чаще обнаруживается ближе к году – при задержке сроков начала ходьбы.
В возрасте 6-9 месяцев дети с аутизмом выглядят достаточно пассивными, по сравнению со здоровыми сверстниками: они могут долго сидеть в манеже или коляске, особо не двигаясь. Сидеть и стоять начинают обычно одновременно примерно в возрасте 7-9 месяцев. Сроки начала ходьбы могут быть самые разные. Учатся ходить с сильной зависимостью от опоры, которую подолгу не опускают, чтобы начать двигаться самостоятельно. В это же время ребёнок начинает демонстрировать продолжительные стереотипные движения (например, раскачивания или удары головой) при отсутствии интереса к игрушкам.
Научившись ходить, аутичные дети ещё долго делают это неуклюже и неуверенно, часто принимая при ходьбе особую позу: например, с прижатыми к груди руками и опущенной головой или, наоборот, с расставленными руками. Часто ходят на цыпочках. При этом дети с гипотонусом и гипертонусом демонстрируют разную двигательную активность: первые быстро пересыщаются ходьбой, двигаются спокойно и предпочитают сидеть, вторые – нередко начинают сразу бегать. При этом аутичным детям бывает сложно овладеть целенаправленными бегом и прыжками, однако, они могут демонстрировать их импульсивно. Стоит отметить, что в это время изменяется и характер ребёнка: уменьшается контактность, повышаются возбуждённость и расторможенность.
Существуют особенности мимической активности у аутистов: мимика, как правило, слабо выражена или отсутствует, однако, взгляд нередко бывает напряженным и испуганным. Во время аффекта или двигательного импульса возможно наличие неадекватных ситуации гримас. Коммуникативная жестикуляция отсутствует или очень слабо выражена.
Другими особенностями моторного развития аутистов являются задержка формирования навыка жевания, овладения бытовыми навыками (удерживать в руках чашку, манипулировать столовыми приборами, долго и сложно идёт освоение навыками одевания и гигиены).
К возрасту 3 лет у аутистов уже закрепляются стойкие и продолжительные моторные стереотипии, позволяющие им получить необходимые стимулирующие впечатления от изменения тела в пространстве, соприкосновения с чем-то, кинестетическими ощущениями и т.п. Это может быть бег, кружение, напряжение определённых групп мышц, прыжки, раскачивание, балансировка и многое другое. Для извлечения необходимых сенсорных впечатлений они также могут манипулировать предметами не по назначению, избирая в качестве «игрушек» самые неожиданные объекты.
Развитие мелкой моторики детей с аутизмом так же имеет отличительные особенности. Для детей с аутизмом характерно неравномерное усвоение моторных навыков: так, они могут легко собирать пазлы или перелистывать страницы книги, но затрудняются повторить эти действия по просьбе взрослого.
На развитие мелкой моторики аутистов существенное влияние оказывает сложность распределения мышечного тонуса по руке. Из-за этого руки ребёнка могут быть как настолько вялыми, что почти не могут удерживать учебные предметы или повторять действия, так и действовать с избыточной силой, напрягать кисти рук так, что ему невозможно дать правильную подсказку, действуя его руками.
Кроме того, моторная неловкость детей с синдромом раннего детского аутизма может быть вызвана их общей расторможённостью, сниженным координированием движений рук и глаз и координации пальцев (часто они даже не смотрят на то, что делают, особенно если специалист манипулирует их руками), а также отсутствием целенаправленного манипулирования с предметами. Со временем эти особенности переходят в трудности с освоением речи, навыков письма и самообслуживания.
В случае постановки руки для письма помогает передача ребёнку уже готового моторного стереотипа, когда специалист манипулирует его руками, постепенно ослабляя подсказку. Но и здесь есть риск появления у ребёнка зависимости от помощи взрослого. Тем не менее, по утверждению О.С. Рудик, «навык письма в итоге осваивают – с большими или меньшими трудностями – все дети, с которыми работают». [3]
Как и в случае с письмом, в освоении моторных действий бытовых навыков ребёнок сталкивается с трудностями контроля мышечного тонуса, координации движений рук и глаз и манипулирования с предметами. Здесь также работает принцип передачи моторного стереотипа, однако немалую роль играет и необходимость привлечь внимание ребёнка, сделать эти рутинные действия интересными и значимыми для него.
Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития является уровень развития моторики. Для детей с аутизмом характерно несовершенство моторики. Это требует необходимости проведения целенаправленной коррекционной работы с детьми с аутизмом для развития у них моторных навыков.
Список литературы:
- Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей. Детский аутизм: хрестоматия./ Сост. Л.М. Шипицына. СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок: пути помощи. – М.: Теревинф, 2010.
- Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребёнком: [кн. Для педагогов: метод.пособие]. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2014.
Источник
Башина В.М.»Аутизм в детстве».
Базисное значение в развитии больных аутизмом имеет работа по моторному воспитанию
Моторное функционирование ребенка — это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы всех мышц организма. Она представлена навыкамиобщей моторики в целом, преимущественно в виде работы крупных мышц тела, шеи, конечностей, и навыками тонкой моторики, в которой главную роль играют мелкие мышцы рук, лица, глаз. В онтогенезе ребенок сначала учится управлять головой, затем мышцами плеч, рук, спины, позже — бедер, ног. Когда он освоится с управлением этими крупными мышцами, он приобретает силу, устойчивость, держит голову, может сидеть, стоять, ходить. После этого идет дальнейшее развитие двигательной сферы ребенка, более мелких мышц — локтей, коленей, запястий и, наконец, кистей рук, стоп и языка. В то время как крупные мышцы поддерживают равновесие ребенка, его перемещение в пространстве, мелкие мышцы несут ответственность за умения, «качество» навыков.
При аутистическом дизонтогенезе выявляются значительные моторные расстройства прежде всего в форме отставленного и неравномерного становления крупных и мелких моторных актов, а также в виде других своеобразных их нарушений. К таковым относятся неравномерность сформированности моторных формул, плохая скоординированность работы групп мышц, участвующих в походке и других двигательных актах. Отмечаются неравномерность шага, шаг на цыпочках, отсутствие содружественных движений рук во время ходьбы, затруднения при поворотах и перешагивании препятствий, малая устойчивость при стоянии и ходьбе, неловкость, «стылость», наклонность к формированию двигательных стереотипии. Сохраняются ранние атетозоподобные движения в пальцах и кистях рук наряду с более высоко сформированными тонкими моторными актами. Нередко имеет место отталкивание (как на ранних этапах онтогенеза) от опоры кончиками пальцев стоп наряду с опорой на всю ступню при ходьбе. Несоразмеренно сменяется мышечный тонус в группах синергистов и агонистов мышц. Нарушены соразмеренность движений, статическая и динамическая координация, расстроены ритм и темп в сложных движениях. При аутизме чаще, чем в общей популяции, наблюдаются левшество или равномерное использование правой и левой руки, а также своеобразные нарушения организации движений в пространстве со спутыванием сторон тела, отставание в развитии предметно-практической деятельности в овладении навыками самообслуживания. Им легче ориентироваться в небольших пространствах, так как лучше развита ближайшая ориентировка.
Все перечисленные особенности моторного развития ребенка, больного аутизмом, требуют специальной коррекционной работы, направленной на развитие, восстановление измененных моторных функций у этих детей. Работа должна проводиться массажистами, методистами лечебной физкультуры, родителями больных детей. Вначале назначается общий массаж, а затем наработка отдельных навыков. Используются спортивные снаряды, предназначенные для лазания, прыгания, верчения, кувыркания, подпрыгивания, хождения по скамейке, лестницам, специальным дорожкам с жестким покрытием, массажным коврикам, трубам, резиновым надувным матрацам и др. Отрабатываются комплексы упражнений, в которые включены выбрасывание и вкладывание предметов, бросание их и захват, попадание в цель, перебрасывание их через веревку, обегание различных предметов, раскачивание на мячах с выпуклыми поверхностными шипами и другие задачи. Очень эффективно развитие движений в воде (в ванной, бассейне, природных водоемах) или без воды в бассейне с мячами из комплекса «Снузелен».
Своеобразие работы с этими детьми и принципы проведения занятий заключаются в том, что каждое движение, даже самое простое, предварительно показывают ребенку и одновременно объясняют, как оно проводится. Упражнения вводятся постепенно, по частям, с повторяющимся наглядным показом необходимых действий, их порядка. После этого объединяют ряд действий в единую формулу и отрабатывают более сложные формы движений в игре. Например, работа с мячом предваряется на начальном этапе игрой с воздушными шарами, которые падают медленно, плавно и легко. В этом случае больной ребенок может проследить движение шара, его падение, может без труда коснуться его руками, ударить по нему и делает все это охотно, без страха. Такое упражнение стимулирует движение руками «вверх-вниз», подпрыгивание со слежением за шаром. От игры с шарами постепенно переходят к занятиям с легкими, объемными мячами и, наконец, с обычными мячами.
В работе с мячом важно соблюдать такую последовательность: на первом этапе формируется умение катать мяч в ограниченном пространстве, по ровной поверхности, затем бросать мяч, ловить мяч, попадать мячом в цель и, наконец, сбивать что-либо мячом. Ребенка при этом постоянно побуждают к деятельности, нередко двигают его руками, сопровождают каждый этап последовательным показом необходимого действия, поощряют после выполнения части, а затем и целого задания.
Крупная моторика. Следует отметить, что на начальных этапах коррекции по развитию крупной моторики при сочетании моторных заданий с музыкальным сопровождением, несмотря на то что большинство детей любят слушать музыку, наблюдаются затруднения. Они сводятся к нарушению плавности, ритмичности, последовательности движений, появлению растерянности и отказу детей от занятий. Дети затрудняются ходить под музыку в определенном ритме, делать движения руками под музыку, воспроизводить ритмические движения согласованно с музыкальным сопровождением. Во время движений под музыку у них обнаруживается плохая ориентировка в пространстве. Они с трудом или вовсе не осваивают построение в круг, движение по кругу и тем более построение в звенья. Наиболее доступно им движение стайкой за воспитателем после показа или как при «зеркальном отражении», а не словесного рассказа о нужном движении. Они с трудом переключаются с одного движения на другое.
После освоения движений под музыку сочетание их с пением представляет новые трудности для ребенка, больного аутизмом. Если пляска сопряжена с пением, то пение, как правило, угасает, движение становится главенствующим. Вместе с тем после усвоения всех компонентов задания выявляется, что чем больше анализаторов ребенка подключено к освоению задания, тем больше шансов на возможность их прочного запоминания. Отсюда необходима постепенная наработка сложных музыкальных игр, плясок, песен с постоянным повтором, в последовательном порядке их выполнения, с постепенным их введением, подкреплением многократным показом.
Задания, в которых необходимо сочетать речевые и моторные реакции, детьми, больными аутизмом, осваиваются с большим трудом. Поэтому еженедельно проводятся занятия по логоритмике. Нерасчлененные задания по логоритмике трудновыполнимы, но их обязательно надо вводить, используя этапность, отрабатывая по частям сначала задания по моторике, потом отдельно по речи и после этого объединяя их воедино с музыкальным аккомпанементом (чаще без него).
Мелкая моторика, ее активация, объединение с подражанием, восприятием, крупной моторикой, речью и особенно глазо-ручной интеграцией проходит красной нитью через всю изложенную коррекционную программу. Задачи по ее развитию решаются комплексно всеми специалистами: психиатрами, логопедами, педагогами-дефектологами, массажистами, родителями.
Развитие мелкой моторики — важнейшая задача в любой обучающей программе. Успешное развитие самообслуживания, изобразительных навыков, письма, довербальных задач — все зависит и связано со степенью развития мелкой моторики ребенка. Контроль руки и пальцев так же необходим в развитии коммуникации, как речь и глазо-ручная интеграция.
Недоразвитие тонких движений пальцев рук, их некоординированность, плохое развитие мышц кисти, их атрофия в связи с малой активностью, плохая зрительно-моторная координация, низкий психический тонус, отсутствие самоконтроля и слабость побуждений приводят к стойкому нарушению ручной умелости, изобразительной деятельности, графических навыков, коррекцию которых мы будем рассматривать в последующих разделах данной главы.
Для развития мелкой моторики, как уже упоминалось в разделах по развитию речи, глазо-ручной координации и общей моторики, используются упражнения для пальцев рук (безречевые и речевые игры с пальцами, при этом дифференцируются движения пальцев под контролем зрения); вкладывание и выкладывание различных предметов с использованием почтовых ящиков, досок Сегена, мозаик; развитие хватания кистью и щепотью (тремя пальцами) и формирование соотносящих действий при этом, удерживание предметов, отщипывание кусочков пластилина, глины, бумаги; шитье по проколам, плетение полосок бумаги, корзин; нанизывание бус, колец пирамидок; свинчивание и завинчивание гаек с болтов различного диаметра; резание ножницами.
Еще раз повторим, что очень важным моментом является развитие щипкового захвата с использованием большого, указательного и среднего пальцев руки как основы будущего конструирования, рисования, письма.
Источник
При детском аутизме, связанном с аномальным развитием всех
областей психики, нормальный ход развития ребёнка не только задерживается, но и
искажается. Следовательно, искажённым оказывается и моторное развитие. Это
проявляется в том, что в спонтанной непроизвольной двигательной активности
ребёнок более успешен, чем в произвольной, когда приходится действовать по
инструкции и сознательно контролировать свои движения.
Моторное развитие детей с аутизмом характеризуется рядом
особенностей: нарушением мышечного тонуса, точности и силы движений, их
координированности, плохим контролем равновесия, трудностями включения всего
тела в единый процесс движения, нарушениями произвольной организации
движений. В развитии основных движений у детей с аутизмом следует
отметить тяжёлую, порывистую походку, импульсивный бег с особым ритмом, нелепо
растопыренные руки. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряжённо
скованы и механистичны, с отсутствием пластичности. Налицо слабая координация в
пространстве собственного тела и во внешнем пространстве (дети могут “налетать”
на предметы, вообще часто неудачно вписываются в свободное пространство).
Для детей трудны упражнения, связанные с сохранением
равновесия и с пространственной ориентировкой, действия с мячом. Своеобразие
двигательной сферы заключается в обилии стереотипных движений:
раскачиваний, однообразных поворотов головы, ритмичных сгибаний рук,
кружений, машущих движений кистью и пальцами и др.
Трудности проявляются и в тонкой моторике, и в сенсомоторной
сфере. Дети поражают бытовой неприспособленностью – даже к 6-7 годам они не
могут выработать простейших привычек самообслуживания. Они никому не подражают,
и обучить их моторным навыкам можно, только действуя их же руками, задавая
извне готовую форму навыка: позу, темп, ритм, координацию движений, временную
последовательность действий (4).
У детей с синдромом Аспергера координация общих движений
нарушена в большей степени, чем мелкая моторика. Движения мелкой моторики могут
быть высоко координированы, в особенности, если человек с синдромом Аспергера
манипулирует интересующими его объектами. Дети с синдромом Аспергера часто
страдают расстройствами зрительного восприятия. У них возможны трудности в
обучении езде на велосипеде, плаванию, катанию на лыжах и коньках. Люди с
синдромом Аспергера создают впечатление крайне неуклюжих. Это особенно заметно,
когда они находятся в окружении многих людей (1).
В целом, у детей с аутизмом отмечается слабая реакция на
помощь взрослого при формировании двигательных навыков, затруднения в имитации
движений взрослого, сопротивление в принятии помощи при обучении.
Для успешного проведения коррекционно-развивающей
работы с аутичными детьми в области адаптивного физического воспитания
необходимы следующие условия:
1. Знание особенностей моторных
проявлений при аутизме.
2. Осуществление диагностики
психомоторного развития.
3. Адаптация окружающей среды,
инвентаря, оборудования и др.
4. Использование в процессе обучения
особых средств, методов, приёмов, в том числе и методов коммуникации,
специально разработанных для детей с аутизмом.
5. Реализация индивидуального и
дифференцированного подходов в процессе адаптивного физического воспитания
применительно к каждому ребёнку, страдающему аутизмом.
С учетом психолого-педагогических особенностей детей с
аутизмом можно разделить на три группы:
· Дети, нуждающиеся в постоянной
помощи и стимулировании.
· Дети, нуждающиеся в незначительной
помощи и в комментировании двигательной деятельности.
· Дети, самостоятельно выполняющие
задания по показу и инструкции.
Такая классификация обеспечит адекватную оценку необходимых
коррекционных средств и положительную динамику в обучении детей с аутизмом
двигательным умениям и навыкам.
Для детей с аутизмом, с учётом уровня физического развития,
психомоторики и в соответствии с психолого-педагогическими особенностями,
рекомендуются следующие формы двигательной активности:
· Коррекционные физкультурные
занятия.
· Утренняя стимулирующая
гимнастика.
· Физкульт-минутки.
· Подвижные игры.
· Пальчиковая гимнастика.
· Оздоровительный бег.
· Лечебно-коррегирующая
гимнастика.
· Массаж.
· Гигиена режима.
· Закаливание.
· Занятия в тренажёрном зале.
· Занятия плаванием в бассейне.
· Занятия в группе «мать-ребёнок»,
«отец-ребёнок».
· Спортивные праздники и
развлечения.
Диагностика моторного развития
ребёнка
с синдромом раннего детского аутизма
Перед началом разработки программы коррекции
моторного развития необходимо оценить моторную деятельность ребёнка. Речь идет
не только о наблюдении за моторными навыками, но и о получении информации о
коммуникативных навыках ребёнка, способах управления его поведением, методах
обучения, мотивационных факторах, раздражителях, игровых навыках, навыках
взаимодействия и подражания. Такая оценка необходима для того, чтобы правильно
выбрать стратегию обучения и определить, чему именно следует учить ребёнка, то
есть выявить зону его ближайшего
развития.
Основным методом диагностики моторной деятельности
ребёнка является наблюдение. Наблюдение за моторной деятельностью даёт
нам знания о том, какая область в развитии у ребенка навыков моторики является
самой проблемной (балансирование, упражнения с мячом, прыжки и др.). Эта
информация даёт знание о том, как обойти сложности, и какие виды деятельности
могут стимулировать и облегчить процедуру оценки.
Наблюдение за моторной деятельностью можно
организовать двумя способами:
1.
Наблюдение со стороны (наблюдение за спонтанной, непроизвольной двигательной
деятельностью).
2.
Наблюдение во время деятельности с педагогом (наблюдение за целенаправленной
произвольной двигательной деятельностью).
Кроме
этого, необходимо знать особенности проявления моторных навыков в школе и
дома. Зачастую, благодаря оборудованию, аудитории и другим Факторам, дети
с аутизмом демонстрируют какие-то навыки дома, а какие-то в школе, и наоборот.
Это важно знать как родителям, так и учителям, для того чтобы скорректировать
программы по развитию моторики, и знать обо всех умениях ребёнка.
Для
успешного проведения процедуры оценки моторного развития важно правильно
определить время для диагностики. Неправильно выбранное время может сильно
повлиять на результативность ученика, особенно если это, например, ребёнок
дошкольного возраста или ребёнок, привыкший к послеобеденному сну. Слишком
раннее или слишком позднее время, а также если процедура оценки осуществляется
после длительного (трудоёмкого) занятия чем либо, – все это снижает
результативность.
Сведения, полученные в процессе наблюдения, служат
исходной точкой в определении начального уровня развития моторики, то есть
показывают, какому возрастному периоду соответствуют продемонстрированные
ребёнком навыки. Это помогает избежать длительных поисков в процессе выработки
программы оценки на соответствующем начальном уровне.
Выявленные
моторные навыки соотносятся с возрастным уровнем развития в норме с помощью
диагностических таблиц, которые содержат возрастные этапы развития в норме и
соответствующие им моторные навыки, например, можно использовать
диагностические таблицы программ TEACH, «Маленькие ступеньки» и др.
На
основании этого определяются виды деятельности, которые планируется исследовать
в качественном отношении. В проверочный лист включаются специфические составные
умений, которые являются объектом наблюдения, чтобы наблюдатель мог
систематически проводить наблюдение и фиксировать двигательные характеристики
ребёнка в любой момент времени.
Помочь
ребёнку проявить свои моторные способности во время диагностики можно
следующим образом:
–
планировать короткие серии тестов;
– делать
тестирование разнообразным (чередовать различные виды деятельности);
– начинать и
заканчивать каждую серию тестов успешно выполненным заданием;
– сочетать
трудные задания с заданиями полегче;
– проявлять
«гибкость» (менять свои планы в ходе тестирования).
Оценка
моторного развития может занять от 3-х дней до 3-х недель, в зависимости от
возраста и индивидуальных особенностей ребёнка.
Проверочные
таблицы, которые используются для оценки моторных умений ребёнка, используются
и как справочное пособие, позволяющее решить, чему учить ребёнка, и являются
основой программы обучения.
Преимущество использования диагностических таблиц, содержащих перечень
двигательных умений, состоит в следующем:
– они
позволяют следить за успехами ребёнка;
– они
помогают нам контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной
программе ребёнка;
– они
указывают, когда и какие изменения нужно внести в индивидуальную программу.
1.
Источник