Моторное развитие ребенка на уроках физкультуры

Развитие двигательных качеств на уроках

физической культуры.

Актуальность выбранной темы. Цель и задачи.

В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и др.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, на сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.

Какие двигательные способности развивать, когда и все ли из них? На сколько они зависят от наследственных и средовых факторов, как поддаются тренировке? С помощью каких критериев и методов (главным образом, моторных тестов) их можно оценить, измерить? Каковы основные положения, средства и методы совершенствования двигательных способностей? Как правильно планировать материал для их развития в течение года, четверти, урока? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникают при изучении данной проблемы.

Цель данной работы: Поиск, применение и диагностика для обеспечения успешного усвоения учащимися нашей школы двигательных навыков.

Обучение детей навыкам самоконтроля и самосовершенствования.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

Определение особенностей двигательного развития учеников нашей школы.

Определение факторов и мотивов, влияющих на успешное развитие двигательных качеств.

Подбор, изучение и корректировке тестов для определения степени развития двигательных качеств у школьников. Создание системы оценки качества используемых технологий в образовательном процессе.

Разработка методики диагностики исследовательской работы по данной теме с целью анализа исследовательской работы.

Достижение учащимися методологической компетентности в данной области знаний как основа самореализации личности и развития её творчества.

Для достижения поставленной цели и задач были выбраны следующие пути:

Подбор комплекса упражнений, который учащиеся могут выполнить на каждом уроке: на силу рук – подтягивание, отжимание; на быстроту и силу ног – прыжки на скакалке; на гибкость – глубокие приседания на всей ступне; на гибкость, выносливость и силу мышц спины – поднимание туловища. При этом, следует отметить, что в зависимости от темы урока, его плотности, от пола и возраста, от индивидуальных особенностей каждого ребёнка могу варьироваться заданные упражнения и их дозировка.

В 3-ей четверти учебного года вместо лыжной подготовки в нашей школе проходят уроки общефизической подготовки. На этих уроках мы решаем следующие задачи:

А) Дать учащимся понятие о двигательных качествах и средствах развития двигательных способностей.

Б) Определение степени развития двигательных качеств каждого ребёнка с помощью тестов. Но в данном вопросе не стоит забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. При оценке каждого теста в первую очередь рассматривается динамика роста ребёнка.

В) Обучение ребёнка самому оценивать свои способности и умению контролировать себя, умению пользоваться приёмами саморазвития.

3.Подготовить ребят выпускных классов к сдаче итогового зачёта по программе «Испытай себя», а так же к итоговой аттестации по выбору предмета «Физическая культура».

Проведение праздника «День рекордов», посвященный Дню защитника Отечества, как итог обученности и тренированности.

Проведение тестирования и корректировка результатов в соответствии с условиями данной школы.

Проводя уроки по общефизической подготовке: обучение, закрепление, тренировка и совершенствование двигательных навыков, мы столкнулись со следующей проблемой: учителям и ученикам желательно знать уровень своей тренированности и физического развития двигательного качества. В соответствии с комплексной программой Российской Федерации и планировании уроков общефизической подготовки, мы занимаемся с детьми следующими упражнениями:

Челночный бег.

Прыжки в длину с места.

Прыжки на скакалке за минуту на максимальное количество раз.

Сгибание, разгибание рук в упоре «лёжа» – отжимание на максимальное кол-во раз.

Приседание на полную стопу за минуту на максимальное количество раз.

Выпрыгивание из положения «присед» с мячом за минуту на макс-ое кол-во раз.

Поднимание туловища из положения «лёжа» за минуту на максимальное кол-во раз.

Метание малого мяча в цель.

Метание малого мяча с отскоком на дальность.

Подтягивание из положения «виса» на высокой перекладине (для юношей) и низкой перекладине (для девушек) на максимальное количество раз.

Метание набивного мяча из положения «седа» на дальность (для старших классов).

Особый акцент при выполнении того или иного тестового упражнения делается для учеников 9-х и 11-х классов, которые готовятся к зачёту по программе «Испытай себя» и итоговой аттестации по выбору. Следует отметить, что при сдаче экзамена по выбору оценка контрольных тестов немного выше, чем для учеников в процессе обучения. Это объясняется тем, что контрольные упражнения для экзамена взяты в Научно-методическом центре и утверждены методистом района в АППО, менять которые, в зависимости от условий школы, мы не можем. Учеников, которые готовятся сдавать физкультуру, мы заранее предупреждаем и информируем их о том, что их физическое развитие должно быть на том уровне, при котором возможно успешно сдать итоговую аттестацию по предмету.

Примеры различия контрольных нормативов.

1.Прыжки в длину с места.

Контрольный норматив для юношей 9-х классов: 180 см; 200 см; 220 см.

Аттестационный норматив: 190 см; 210 см; 225 см.

Контрольный норматив для девушек 9-х классов: 150 см; 165 см; 180 см.

Аттестационный норматив: 175 см; 190 см; 205 см.

Контрольный норматив для юношей 11-х классов: 220 см; 235 см; 245 см.

Аттестационный норматив: 225 см; 240 см; 250 см

Контрольный норматив для девушек 11-х классов: 175 см; 185 см; 200 см.

Аттестационный норматив: 180 см; 195 см; 210 см.

2.Сгибание, разгибание рук в упоре «лёжа» – отжимание на максимальное количество раз.

Контрольный норматив для юношей 9-х классов: 28 раз; 34 раза; 39 раз.

Аттестационный норматив: 30 раз; 35 раз; 40 раз.

Контрольный норматив для девушек 9-х классов: 19раз; 24раз; 28 раз.

Аттестационный норматив: 20раз; 25раз; 30 раз.

Контрольный норматив для юношей 11-х классов: 29 раз; 39 раз; 49 раз.

Аттестационный норматив: 30 раз; 40 раз; 50 раз.

Контрольный норматив для девушек 11-х классов: 20раза; 26раз; 31раза.

Аттестационный норматив: 22раза; 27раз; 32раза

Отсюда следует, что пройти успешно итоговую аттестацию могут ученики, регулярно посещающие уроки физкультуры, работающие в полную силу и осознанно выполняющие задания учителя, а так же, желательно, занимающиеся или тренирующиеся дополнительно.

Исходя из менталитета нашей школы, мы учитывали следующие особенности:

У нас общеразвивающая школа, где, в основном, занимаются ученики нашего микрорайона.

Материальное положение семей нашего округа не превышает среднего, а в некоторых случаях минимального, прожиточного минимума.

В школе имеются дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях.

Следовательно, определённый процент контингента нашей школы имеет низкое физическое развитие вследствие:

Не рационального питания.

Не соблюдение режима дня школьника.

Читайте также:  Влияние антигистаминных препаратов на развитие ребенка

Нехватка активного двигательного недельного режима, который поддерживает здоровье человека на нормальном физическом уровне.

Не секрет, что сейчас идёт ослабление здоровья ребёнка. Очень много детей имеют заболевания зрения, опорно-двигательного аппарата, вегето-сосудистой системы. Увеличилось количество детей с избыточной массой тела. Такие ученики требуют особого внимания и контроля со стороны учителей, родителей, врачей.

Учитывая все вышеперечисленные причины и следствия мя самостоятельно, руководствуясь программой, составили таблицы контрольных нормативов с 4-го по 11-ый классы для мальчиков и юношей, для девочек и девушек. Принцип составления был следующим: во всех классах параллели проводили тестирование какого-либо упражнения и из всех полученных результатов выводили: 20-25 % – «отлично»; 60 % – «хорошо»;

15-20 % – «удовлетворительно»; 5-0 % – «неудовлетворительно». Корректировку тестов мы осуществляем примерно 1раз в 2-3 года, в зависимости от возможностей школьников.

Таблицы нужны для самостоятельной оценки детей их уровня физического развития. Они выполнены в виде плакатов и выставляются на обозрение школьников в начале занятии по данной теме. Основным критерием оценки физического развития любого ученика является егодинамика роста. Для контроля динамики развития каждый учитель физического воспитания имеет индивидуальный журнал, где отражены все успехи и неудачи каждого обучаемого им школьника.

Источник

Развитие психомоторных способностей у школьников на уроках  физической культуры

Берендеева Олеся Григорьевна МБОУ «СОШ №91»

Высокие темпы развития научно-технического прогресса – это отличительная черта современной цивилизации. Процесс образования не явился исключением, НТР прорвалась и внесла свои коррективы в построение и организацию сферы образования на всех его уровнях.

Вследствие этого человеку с каждым годом приходится осваивать всё новые и более сложные последствия данных изменений. Качественная реконструкция произошла и в процессе образования в среднеобразовательных школах, где без значительного увеличения объема информации, приобретения новых знаний и умений, а также освоения новых образовательных технологий достичь желаемого результата не представляется возможным.

Вопрос профессиональной подготовки остается важным и встает перед каждым человеком. Интенсивность обучения школьников, обусловленная сложностью решения перспективных задач в условиях современного производства и высокого темпа социально-политической жизни, требует от него высокого умственного напряжения, психической и физической работоспособности и совершенной психомоторной саморегуляции .

Совершенствование системы непрерывного образования подрастающего поколения невозможно без целостного понимания психической и двигательной деятельности учащегося и глубокого изучения, психофизиологических детерминант развития психики и моторики на всех  стадиях непрерывного образования .

К сожалению, единство психического и физического развития не стало главным принципом физкультурного образования в нашей стране, что, несомненно, является причиной неадекватного отношения части населения к физической культуре и низкой эффективности последней в подготовке молодежи к труду и жизни. Поэтому в настоящее время как никогда единство физического и психического развития, понимания его сущности в процессе обучения, отмечают ученные России и Зарубежья.

Подчеркивает актуальность проблемы развития психомоторных способностей и такой факт, что еще столетие назад наши соотечественники И.М. Сеченов и П.Ф. Лесгафт указали на важность проведения  научных разработок, и связанных с развитием психомоторных способностей человека, как единства его физической и психической сферы.

Проблема формирования психомоторных способностей у учащихся связана с такими глобальными педагогическими проблемами, как психологическое обеспечение содержания учебных программ в школах, закономерности усвоения знаний и двигательных навыков в учебной, трудовой и спортивной деятельности .

В настоящее время все ещё отсутствует единое определение психомоторных способностей и представление о психологических основах диагностики и формирования психомоторных способностей и механизмах их саморегуляции. За последние полвека опубликовано лишь считанное количество монографий (Е.Н. Сурков, 1961; А.Н. Розе, 1970; Б.Б. Косов, 1989; Е.П. Ильин, В.П. Озеров,2002), в которых психомоторика рассматривается с отдельных позиций, интересующих того или иного автора. Так, у А.Н. Розе речь идет о психомоторных способностях взрослых, у Б.Б. Косова о тех же способностях у младших школьников, у В.П. Озерова – о психомоторных способностях спортсменов и других.

Следовательно, остается множество нерешенных проблем методологического и методического характера в формировании и совершенствовании психомоторных способностей и психических функций молодежи.

Основой эффективной учебной деятельности школьников является формирование рационального уровня умственной и двигательной работоспособности, особенностей протекания психических процессов (объема, концентрации, переключения внимания кратковременной и долговременной памяти; вида мышления ит.д.). Конечно, внешний фактор несет свою отрицательную сущность и изменяет четкую направленность процесса обучения, снижает уровень вышеуказанных свойств психики в отрицательную сторону, а эффективность процесса обучения естественно изменяется в том же направлении.

Анализ учебно-методической литературы показал, что в настоящее время в школах для совершенствования психомоторных способностей не достаточно разработаны и используются специфические средства, направленные на реализацию данных способностей.

Только исследование и выявление особенностей развития психомоторных способностей у учащихся, позволит разработать методику совершенствования у них психомоторики в процессе учебных занятий по физической культуре за период обучения в школе,что существенно позволит повысить эффективность их учебной и, в дальнейшем, профессиональной деятельности.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. –380с.
  2. Бодалев А.А. Педагогическая наука и перспективы ее развития в условиях перестройки общества и школы. //Вопросы психологии. – 1988. – №2.
  3. Давыдов В.В. О связи современной психологии с современной практикой (в школе).//Вопросы психологии. – 1978. – № 5. – С.12-18.
  4. Запорожец А.В.Развитие произвольных движений. – М.:Просвещение, 1967.
  5. Косов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. – М.: АПН СССР, 1989. – 109 с.
  6. Ломов Б.Ф., Косов Б.Б., Конопкин О.А. Теоретические проблемы само контроля и управления спортивной деятельности. // Познавательные процессы у спортсменов / Под ред. Косова Б.Б. – М.: ВНИИФК, 1976. – С.18.
  7. Озеров В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов, спортсменов. – Ставрополь, 1995. – 58 с.
  8. Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. – Л.: изд-во Ленингр. Ун-та, 1970. – 128 с.
  9. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов /Е.П.Ильин. – СПб.: Питео, 2003. – С.8.
  10. Костюк Г.А. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1988. – 302 с.
  11. Матюшкин А.М. Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. (по материалам Всесоюзного симпозиума, Москва, сентябрь, 1979 г.)// Вопросы психологии. – 1980. – №1. – С.178-180.
  12. Шадриков В.Д. Способности человека [Текст]. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1997. – 288 с.

Источник

Областная научно-практическая конференция

исследовательских работ учащихся и студентов

«Физкультура, спорт, здоровье – будущее России»

Автор:

Соловьёва Лилия Андреевна

ученица 9 класса.

МОУ СОШ с. Среднебелое

Ивановский район

Руководитель исследовательской работы:

Каплунова Светлана Николаевна,

учитель физической культуры,

высшей категории

с. Среднебелое

2

Оглавление:

  1. Глава I. Введение:

    • Теоретическая часть: 3 – 4 стр.;

    • Цель, задачи: 4 стр.;

    • Методика оценки моторного развития: 4 – 5 стр.;

    • Ход работы: 5 стр.

  1. Глава II. Основная часть:

    1. Экспериментально-опытная работа: 5 – 6 стр.

  2. Тесты для определения моторного развития школьников: 6 стр.;

  3. Определение оценки моторного развития школьников: 6 – 8 стр.

  1. Глава III. Заключение:

    • Выводы – 9 стр.;

    • Рекомендации – 9 стр.

  1. Список литературы.

  2. Приложение №1: 10 – 12 стр..

Читайте также:  Венгер диагностика умственного развития ребенка

3

Глава I: Введение.

1. Теоретическая часть.

Мир живёт в 21 веке, человечество имеет огромные достижения в науке и технике, но при этом есть и трагические неудачи.

Неоспоримо, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать трудности.

Многие убеждены в том, что забота о здоровье входит только в обязанности врача. Но это не так. Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 10% зависит от здравоохранения, на 20 % от экологических факторов, на 20 % от биологических (наследственных) факторов и более чем на 50% от образа жизни, т.е. от знаний и умений сохранять его самим человеком.

Пренебрежение этим в дошкольные годы и школьные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за собственное здоровье, не рассматривает здоровье как высшую ценность.

В первую очередь необходимо уточнить, что входит в само понятие «здоровье». Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье-это отсутствие болезни. Вместе с тем определение здоровья ВОЗ недостаточно для характеристики растущего организма, так как оно направленно на оценку статистической сиюминутной ситуации и не учитывает динамики развития.

В современном научном понимании здоровье школь­ника включает комплекс признаков:

4

1) соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечнососудистой, дыхатель­ной, костно-мышечной);

2) гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила ки­сти) среднего или выше среднего уровня;

3) быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристичес­ком походе и т.д.);

4) высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);

5) отсутствие болезней в течение года либо кратковремен­ная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.

В младших классах (1-4-е классы)часто встречается несовпадение биологического и метрического возраста учащихся. Мы может условно разделить детей на: незрелых и условно зрелых, зрелых детей – 25-30 %; с задержкой моторного развития – 40-50 %; с затруднениями при адаптации к школе – 15-20 %.

Обратив внимание, на большой процент, который отводится статистическими данными, на детей с задержкой моторного развития. Мы решили провести исследование среди учеников начальной школы в возрасте 10 лет, что бы понять действительно это так.

Цель работы: Определение моторного развития здоровых учащихся в возрасте 10 лет.

Задачи: 1. Изучить индивидуальное моторное развитие учеников 4 класса

в возрасте 10 лет.

2. Формировать у учащихся жизненной позиции на здоровый образ

жизни.

3. Разработать рекомендации по улучшению моторного развития

школьников.

2. Методика оценки моторного развития школьников 7 – 10 лет.

В определении оценки моторного развития школьников 7 – 10 лет использовалась шкала Николая Ивановича Озерецкого – Гельница, модифицированная Натальей Тимофеевной Лебедевой. В этой методике использовались двигательные тесты по следующим параметрам:

1. Двигательная координация (см).

2. Статистическая координация (сек.).

3. Быстрота выполнений (стр.) .

4. Одновременность действий (сек.).

5. Отчётливость действий (сек.).

Оценка моторного развития проводилась по двум группам детей (группа мальчиков и девочек) 10 лет в соответствии с моторным развитием: зрелые, условно зрелые, не зрелые.

Группы детей, выделяемые в соответствии с их моторным развитием:

5

  1. Зрелые – правильно выполняющие не менее четырёх (из пяти) двигательных тестов.

  2. Условно зрелые – с начальным отставанием в моторном развитии, выполняющие три двигательных теста.

  3. Не зрелые – с существенным отставанием моторики, выполняющие менее половины двигательных тестов

Ход работы:

  1. Для оценки моторного развития школьников были сформированы две группы из числа обучаемых – 4 классов. В исследовании приняли участие дети, отнесённые к основной медицинской группе. В одной группе исследовались девочки, а в другой группе мальчики. Группы были сформированы из детей одного возраста, возраста – 10 лет. Количество учеников занятых в исследовании составило 53 % от общего количества учеников 4-х классов в возрасте 10 лет.

  2. I группа учеников (мальчики) :

1. Голуб Игорь.

  1. Гвоздовский Вацлав.

  2. Нагорный Виктор.

  3. Марков Виталий.

  4. Шульга Константин.

II группа учеников (девочки):

  1. Юрина Александра.

  2. Курочкина Ирина.

  3. Мингазова Эльвира.

  4. Шаломанова Алина.

  5. Стрельчук Алёна.

3. Определение оценки моторного развития здорового школьника позволяет предотвратить серьёзные отклонения в состоянии здоровья ребёнка.

4. Участие в мониторинге поможет сформировать у учащихся жизненной позиции, нацеленной на здоровый образ жизни, стремление быть здоровым и успешным, добиваться многого в жизни путём работы над своими недостатками.

Глава II: Основная часть.

Экспериментально-опытная работа:

Одним из показателей здоровья школьника является моторное развитие ребёнка. Задержка моторного развития является серьезным отклонением здоровья, так как за­трудняется освоение ребенком учебной программы. Как уже говорилось выше, движения связаны с развитием мозга. Созревание двигательного центра коры голов­ного мозга может быть определено по двигательным тестам, характери­зующим психомоторную зрелость.

6

Рассматривая результаты двигательных тес­тов и конкретного ребенка с нормативными результатами, можно дать оценку моторного развития школьника. Затем следует подобрать для испытуемого конкретные упражнения, что позволит улучшить моторное развитие школьника.

1. Тесты для определения моторного развития школьников (смотреть приложение 1).

Тест 1. Динамическая координация. Тест отражает способность ребёнка к планированию двигательного действия.

Тест 2. Статистическая координация. Тест отражает способность к контролю и коррекции двигательного действия.

Тест 3. Быстрота выполнения. Тест характеризует скорость реагирования и ловкость.

Тест 4. Одновременность действий. Тест отражает координацию и согласованность действий.

Тест 5. Отчётливость действий. Тест характеризует особый вид координации, позволяющий выполнять изолированные движения отдельных мышечных групп.

2. Определение оценки моторного развития школьников.

1-я группа (мальчики).

Таблица 1

Ф.И.О. ученика

1

2

3

4

5

Оценка

моторного

развития

Голуб Игорь

+

+

+

условно зрелый

Заключение: начальное отставание в моторном развитии (2-я группа). Назначения:

  1. Упражнения для работы рук и ног – ежедневно 2-3 минуты перед ужином.

  2. Упражнение в положении сидя на стуле, вытянув ноги вперёд.

Поочерёдное сгибание ног в коленном суставе, удерживая ноги навису.

Таблица 2

Ф.И.О. ученика

1

2

3

4

5

Оценка

моторного

развития

Гвоздовский Вацлав

+

+

не зрелый

Заключение: существенное моторное отставание (3-я группа).

Назначения:

  1. Ежедневный комплекс упражнений типа утренней гимнастики.

  2. Упражнения с мелкими предметами (пуговицами, спичками, гвоздями). Раскладывание предметов из общей кучки на 3 кучки за 10 секунд.

7

  1. Упражнения в положении сидя на стуле с опорой на спинку, удерживая ноги навису.

  2. Прогулки на свежем воздухе.

Таблица 3

Ф.И.О. ученика

1

2

3

4

5

Оценка

моторного

развития

Нагорный Виктор

+

+

Читайте также:  5 месяцев развитие ребенка развитие речи

не зрелый

Заключение: существенное моторное отставание (3-я группа).

Назначения:

  1. Ежедневный комплекс упражнений типа утренней гимнастики.

  2. Упражнения с мелкими предметами (пуговицами, спичками, гвоздями). Раскладывание предметов из общей кучки на 3 кучки за 10 секунд.

  3. Упражнения в положении сидя на стуле с опорой на спинку, удерживая ноги навису.

  4. Прогулки на свежем воздухе, активные виды отдыха.

Таблица 4

Ф.И.О. ученика

1

2

3

4

5

Оценка

моторного

развития

Марков Виталий

+

+

+

+

+

зрелый

Заключение: правильное моторное развитие (1-я группа).

Таблица 5

Ф.И.О. ученика

1

2

3

4

5

Оценка

моторного

развития

Шульга Константин

не зрелый

Заключение: существенное моторное отставание (3-я группа).

Назначение:

  1. Ежедневный комплекс упражнений типа утренней гимнастики.

  2. Упражнения с мелкими предметами (пуговицами, спичками, гвоздями). Раскладывание предметов из общей кучки на 3 кучки за 10 секунд.

  3. Упражнения в положении сидя на стуле с опорой на спинку, удерживая ноги навису.

  4. Упражнения для рук и ног – ритмическая гимнастика 3 – 4 минуты ежедневно перед ужином.

5. Активный отдых на свежем воздухе.

2-я группа (девочки).

8

Таблица 1

Ф.И.О. ученика

1

2

3

4

5

Оценка

моторного

развития

Юрина Александра

+

+

+

+

+

зрелый

Заключение: правильное моторное развитие (1-я группа).

Таблица 2

Ф.И.О. ученика

1

2

3

4

5

Оценка

моторного

развития

Курочкина Ирина

+

+

+

+

+

зрелый

Заключение: правильное моторное развитие (1-я группа).

Таблица 3

Ф.И.О. ученика

1

2

3

4

5

Оценка

моторного

развития

Мингазова Эльвира

+

+

+

+

зрелый

Заключение: правильное моторное развитие (1-я группа).

Таблица 4

Ф.И.О. ученика

1

2

3

4

5

Оценка

моторного

развития

Шаломанова Алина

+

не зрелый

Заключение: существенное моторное отставание (3-я группа).

Назначение:

  1. Ежедневный комплекс упражнений типа утренней гимнастики.

  2. Упражнения с мелкими предметами (пуговицами, спичками, гвоздями). Раскладывание предметов из общей кучки на 3 кучки за 10 секунд.

  3. Упражнения в положении сидя на стуле с опорой на спинку, удерживая ноги навису.

  4. Упражнения для рук и ног – ритмическая гимнастика 3 – 4 минуты ежедневно перед ужином.

  5. Ежедневные прогулки и активный отдых на свежем воздухе.

Таблица 5

Ф.И.О. ученика

1

2

3

4

5

Оценка

моторного

развития

Стрельчук Алёна

+

+

+

+

зрелый

Заключение: правильное моторное развитие (1-я группа).

9

Глава III: Заключение.

  1. Выводы:

Для исследования моторного развития были привлечены ученики 4-х классов в возрасте 10 лет. Ученики были разделены на две группы разного пола, но одного возраста, возраста – 10 лет. Количество учеников занятых в исследовании составило 53 % от общего количества учеников 4-х классов в возрасте 10 лет. Для определения моторного развития использовались двигательные тесты: двигательная координация, статистическая координация, быстрота выполнений, одновременность действий, отчётливость действий.

Полученные данные показали следующие результаты:

– правильное моторное развитие имеют – 50% испытуемых;

– начальное отставание моторного развития имеют – 10 % испытуемых;

– существенное отставание моторного развития имеют – 40 % испытуемых.

Получив данные, исследуя моторное развитие учеников начальной школы в возрасте 10 лет можно сказать следующее, что статистические данные, приведённые в водной части подтверждаются проведёнными исследованиями.

Исследуемые ведут малоподвижный образ жизни, не соблюдают режим дня, не выполняют утреннюю гигиеническую гимнастику.

  1. Рекомендации:

  1. Выводы, полученные в ходе исследования представить ученикам и родителям, для ознакомления и изучения.

  2. Родителям, чьи дети имеют существенное отставание моторного развития соблюдать назначения, полученные по итогам исследований.

  3. Детям, имеющим существенное отставание моторного развития вести активный образ жизни.

  4. Учителям ФК предложить организовать занятия по общефизической подготовке для учеников начальной школы, что позволит увеличить двигательную активность детей и улучшить моторное развитие учеников.

10

Список литературы:

1. Ашихмина Т.Я., «Школьный экологический мониторинг», издательство «Агар», 2000 г.- 360 с.

2. Копылов Ю.А., «Физическое воспитание младшего школьника в семье», г. Москва: издательский центр «Вентана-Граф», 2003 г.- 25 с.

3. Лебедева Н.Т., «Школа и здоровье учащихся», г. Минск: издательство «Университет», 1998 г. – 260 с.

4. Макарова О.С., «Игра, спорт, диалог», г. Москва: издательство «Школьная пресса», 2002 г. – 200 с.

5. Явловецкий В.С., «Физическое воспитание подростков с ослабленным здоровьем», г. Киев: издательство «Здоровье», 1987 г.- 136 с.

11

Приложение №1

Тест 1. Динамическая координация.

Тест отражает способность ребёнка к планированию двигательного действия.

Для детей 10 лет. Вспрыгивание с большого разбега на мягкое препятствие (гимнастические маты, положенные друг на друга): высота для девочек – 75-80 см, для мальчиков – 80-85 см в упоре стоя на коленях.

hello_html_m6545fdb1.jpg

Тест 2. Статистическая координация.

Тест отражает способность к контролю и коррекции двигательного действия.

Для детей 7 – 10 лет. Удержание позы на носках с согнутым туловищем. Испытуемый становится на носки (пятки и носки сдвинуты вместе) и сгибает, закинув руки за спину, туловище под прямым углом. Такую позицию он должен сохранять 10-18 сек. Тест не выполнен, если испытуемый подогнул ноги в коленях, сошёл с места, коснулся пятками пола.

hello_html_m69b03063.jpg

12

Тест 3. Быстрота выполнения.

Тест характеризует скорость реагирования и ловкость.

Для детей 7 – 10 лет. Перелистывание книги. Книга раскрыта на первой странице. Предлагается перелистывание её правой рукой (левой рукой) с максимальной быстротой по одному листу. Безразлично, какими пальцами школьник переворачивает страницу, пальцы разрешается смачивать. При перелистывании книги левой рукой начинают с последней страницы. Тест рассчитан на 15 секунд для каждой руки. При нарушении правил выполнения он может быть повторен, но не более трёх раз. Тест выполнен, если испытуемый 10 лет – левой рукой – 20 и правой рукой – 30 страниц.

hello_html_m70bc557e.jpg

Тест 4. Одновременность действий.

Тест отражает координацию и согласованность действий.

Для детей 10 лет. Одновременное постукивание карандашами в обеих руках по бумаге. Перед испытуемым находится два листа закреплённой бумаги, в руках карандаши с затупленным графитом. По сигналу ребёнок начинает постукивать по бумаге, стараясь не попадать по предыдущим местам постукивания (одна точка не должна попадать в другую) и не переходя с одного листа на другой. При постукивании должна действовать кисть, а не вся рука. Тест рассчитан на 15 секунд. Тест считается выполненным, если на каждом листе не менее 50 точек, а разница в числе точек, поставленных правой и левой руками, не более двух. Допускается повторение теста не более двух раз.

hello_html_2716b577.jpg

13

Тест 5. Отчётливость действий.

Тест характеризует особый вид координации, позволяющий выполнять изолированные движения отдельных мышечных групп.

Для детей 7 – 10 лет. Испытуемый садится на стул, опираясь на него спиной, вытягивает ноги и, приподняв их на 20 – 25 см. от пола, как можно быстрее сгибает и разгибает в голеностопном суставе правую стопу (по 5 раз), затем – левую. При испытании одной ноги другая нога должна оставаться совершенно не подвижной, мышцы лица также должны быть неподвижны, в ином случае тест считается невыполненным. При неудаче тест повторяется не более двух раз для каждой ноги.

hello_html_4887ad90.jpg

Источник