Моторное развитие ребенка дошкольного возраста
В 3 года, то есть в младшем дошкольном возрасте движения у малышей несовершенные, неточные, сознательное управление движениями еще ограничено. Ребенок часто падает, что определяется особенностями изгибов позвоночника, свода стопы, недостаточным развитием вестибулярного аппарата, слабостью мышц ног. У детей этого возраста замедленная двигательная реакция, недостаточно развиты мышцы разгибатели. Малыши быстро утомляются. Наблюдается незрелость анализаторов. Новые условнорефлекторные связи создаются легко, но непрочны. Движения дети выполняют схематично, несогласованно, часто замедленно. К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице.
На четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.
В среднем дошкольном возрасте движения ребенка становятся значительно богаче, разнообразнее, так как расширились возможности опорно-двигательного аппарата. Скелет приобрел некоторую прочность в связи с активным процессом окостенения: начинается сращение костей таза, изгибы шейного и грудного отделов позвоночника вполне отчетливы и определенны. Ребенок гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Под руководством взрослых дети могут дать Элементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Более устойчивыми становятся внимание, двигательная память, мышление, воображение. Дети лучше ориентируются в пространстве и согласовывают свои движения с движениями товарищей. На пятом году жизни в силу наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не только от одного участника, но и от других.
В старшем дошкольном возрасте позвоночник в основном сформирован, хотя податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличиваются удельный вес, сила мышц, их функции.
На шестом и седьмом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети лучше осваивают ритм движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании не только его основные элементы, но и детали. Начинают осваивать более тонкие движения в действии. В результате успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание.
Оценка движений приобретает конкретность, объективность; формируется самооценка. Дети начинают понимать красоту, грациозность движений. Они почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений для освоения движений. Появляется возможность выполнять упражнения в разных вариантах. У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Однако физическое и нервное напряжение для этих детей не должно быть длительным. Поэтому новые упражнения надо сочетать с уже известными.
Желаем успехов!
Провела: Миркина О.И.
2014г.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Развитию моторных функций дошкольников. Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» Измалкова Галина Владимировна
2 слайд
Описание слайда:
Основной целью является совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Задачи работы по развитию моторных функций дошкольников: Развитие темпа и ритма общемоторных и мелкомоторных движений, способности выразительно двигаться в соответствии с образом. Развитие координации речи и движений. Формирование пространственных представлений, способности произвольно передвигаться в пространстве.
3 слайд
Описание слайда:
Для комплексной оценки физического состояния детей необходимы учет и анализ данных физической подготовленности, которая характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Анализ результатов позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка, выявить реальный уровень его развития и степень соответствия возрастным нормам, а также определить общегрупповую тенденцию развития детей каждой возрастной категории. Результаты тестирования являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития детей и подбора оптимального содержания обучения движениям, средств и приемов адекватного педагогического воздействия.
4 слайд
Описание слайда:
ПОКАЗАТЕЛИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ 3 года Мелкая моторика Крупная моторика Переливает воду из сосуда в сосуд Перепрыгивает с разбега через черту Складывает лист бумаги, сгибая его посередине Пробегает 15 метров, не упав Достает предмет грабельками Стоит на обеих ногах с закрытыми глазами Надевает бусинки на проволоку Спускается по лестнице, не держась за перила Опускает цепочку в трубку Проходит 3 метра на носках Рисует круги Спрыгивает с лестницы обеими ногами
5 слайд
Описание слайда:
ПОКАЗАТЕЛИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ Возраст Мелкая моторика Крупная моторика 4 года Режет ножницами Свободно спускается по лестнице с переменой ног Застегивает и расстегивает Пуговицы Спрыгивает двумя ногами с дивана Проводит линию, объединяющую две точки Делает пять прыжков подряд на двух ногах Лепит шар и змейку Подпрыгивает на одной ноге Откручивает болт поворачивает ключ в замке Удерживает равновесие на каждой ноге по две секунды Моет и вытирает руки Шагает размахивая в такт руками
6 слайд
Описание слайда:
Средства моторного развития детей: игровая деятельность, гимнастика, подвижные игры, физкультура и спорт, трудовая деятельность
7 слайд
Описание слайда:
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых, их двигательной активности
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1216225
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ И ДЕТСКОЙ РЕЧИ
РЕФЕРАТ
на тему: «Закономерности развития моторики у детей в норме и при патологии»
Выполнил студент группы: 3.080.1.15
Д.Ю. Торопова
Форма обучения: заочная
Новосибирск 2019
СодержаниеВведение
1. Закономерности развития моторики у детей в норме и при патологии
2. Общие сведения о природе движения
3. Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка
4. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды. Развитие движений до момента рождения (в пренатальном периоде).
6. Моторное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме
Заключение
Список литературы
Введение
В современном мире в логопедической практике количество детей дошкольного возраста с минимальными нарушениями произносительной стороны речи, становится все больше. Такие дети в школе, как правило, имеют трудности при овладении чтением и письмом, поэтому в старшем дошкольном возрасте они нуждаются в тщательном обследовании и уточнении логопедического заключения.
Наряду с общеизвестными и общепринятыми методами логопедического обследования в настоящее время разработаны нейропсихологические методики и различные сенсибилизированные пробы, направленные на выявление диспраксических (кинетических и кинестетических) нарушений у детей 6-7 лет.
- Закономерности развития моторики у детей в норме и при патологии
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Такие авторы как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии [3, с. 59].
Моторное развитие есть овладение новым движением, его усвоение, закрепление и применение, что происходит как в ходе онтогенеза, так и в процессе специального обучения. Моторное развитие делится на три фазы, следующие одна за другой в необратимой последовательности:
I фаза – овладение основным процессом движения в «грубой» форме при «грубой» координации;
II фаза – коррекция, уточнение и дифференцирование, тонкая координация движения;
III фаза – закрепление и приспособление к различным условиям, стабилизация навыка. [11, с. 31]
- Общие сведения о природе движения
В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движения тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем.
Н. А. Бернштейн определял координацию движений как «особую группу физиологических механизмов, создающих непрерывное организованное циклическое взаимодействие между рецепторным и эффекторным процессами» [1].
Произвольные движения, в отличие от непроизвольных, всегда направлены на выполнение той или иной поставленной задачи и реализуются по определенным моторным программам под непрерывным контролем ЦНС. Управление произвольными движениями осуществляется благодаря сенсорной коррекции, требующей постоянного поступления в ЦНС обширной информации о ходе эфферентного процесса и о непрерывно меняющихся внутренних и внешних его условиях. Эта информация передается афферентными звеньями ЦНС. Для управления движениями необходимо сличать фактически имеющиеся значения регулируемых параметров движения с заданными, требуемыми значениями, система которых и составляет программу моторного акта. В основе программы любого моторного акта лежит сенсорный образ выполняемого движения. Согласно учению, И. П. Павлова, в возникновении произвольных движений решающую роль играет корковый анализ и синтез кинестетических раздражений, поступающих в нервную систему от работающих мышц.
Речевые движения также реализуются на основе их сенсорного образа, нарушения в воспроизведении которого приводят к нарушениям программы соответствующего моторного акта. Это, в свою очередь, влечет за собой расстройство управления данным произвольным движением, дискоординацию данного двигательного акта, что выражается в нарушениях двигательного состава речевых движений.
Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности [6, с 44].
- Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка
В литературе описаны специфические двигательные нарушения у детей с умственной отсталостью, аномалиями слуха, зрения, дефектами речи, у детей с задержкой психического развития. Недостаточное развитие двигательной сферы осложняет коррекцию и компенсацию основного дефекта, затрудняет адаптацию ребенка в условиях детского сада.
Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития детей может быть различна, и с этой точки зрения, возможно выделить четыре их варианта:
- Двигательные нарушения могут выступать в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).
- Двигательные нарушения могут выступать как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее частыми видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий (например, сочетания олигофрении и нарушение слуха и т. п.).
- Двигательные нарушения могут являться вторичными по отношению к основному дефекту, например, нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в виде несформированности зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости движений и т. д.
- Двигательные нарушения могут быть составной частью ведущего дефекта и определяться теми же механизмами, что и основной дефект [10].
Так, при неосложненной форме олигофрении недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, а именно недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, конкретно – корковых зон двигательно-кинестического анализатора. К этому же варианту можно отнести нарушения моторики при некоторых формах заикания органического характера, в основе которого лежит недостаточность мозжечково-экстрапирамидно-премоторных систем, а также нарушения моторики рук при различных речевых дефектах коркового генеза и своеобразную моторную недостаточность у детей с минимальной мозговой дисфункцией.
Сказанное выше позволяет заключить, что специфика моторного онтогенеза и проявления двигательных нарушений закономерны для аномального развития, причем эта закономерность имеет свои характерные проявления в зависимости от вида аномалии.
Знание этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций.
- Онтогенез моторики в различные возрастные периоды
Развитие движений до момента рождения (в пренатальном периоде).
Первые движения у плода человека регистрируются уже на восьмой неделе развития. Затем интенсивность и количество их растет. Начиная с пятого месяца у плода формируются основные безусловные рефлексы, характерные для новорожденного. Развитие движений у плода (а затем и у новорожденного) идет по направлению от головы к нижним конечностям: сначала появляются движения в области головы, затем туловища и рук, а потом уже нижних конечностей. Двигательная активность плода снижается за месяц до рождения. В пренатальном периоде она во многом определяется состоянием матери (утомлением, эмоциональным возбуждением и др.).
Существует взаимосвязь между двигательной активностью плода и ребенка в младенческом возрасте.
Развитие движений до 1 года.
У новорожденного существуют движения двух основных типов:
а) беспорядочные, хаотические движения (Н.А. Бернштейн называл их «синекинезиями»)
б) безусловные рефлексы, отличающиеся строгой координацией (например, сосательный рефлекс, хватательный или ладонный рефлекс, рефлекс переступания).
Примером безусловного рефлекса является также плавательный рефлекс, достигающий своего максимального проявления примерно к 40-му дню жизни: если положить ребенка этого возраста в воду, слегка поддерживая голову (мышцы шеи еще слишком слабы), он начинает выполнять плавательные движения. На этом основано обучение детей плаванию в младенческом возрасте. Известны случаи, когда дети в 10-месячном возрасте могли держаться на воде 15 минут.
В дальнейшем как плавательный, так и многие другие безусловные двигательные рефлексы угасают.
У детей, воспитывающихся в обычных условиях, существует определенная последовательность овладения основными движениями.
Последовательность овладения основными движениями у детей младенческого возраста (средние данные по Сейдж):
1 день – поза новорожденного;
1 месяц – поднимает подбородок;
2 месяца – поднимает грудь;
3 месяца – пытается брать предметы;
4 месяца – сидит с поддержкой;
5 месяцев – сидит, играя предметами;
6 месяцев – сидит, играя подвешенными предметами;
7 месяцев – сидит один;
8 месяцев – стоит с помощью;
9 месяцев – стоит, держась за мебель;
10 месяцев – ползает;
11 месяцев – ходит с помощью;
12 месяцев – встает сам, держась за мебель;
13 месяцев – ползает по ступенькам;
14 месяцев – стоит самостоятельно;
15 месяцев – ходит самостоятельно;
В отдельных случаях эта последовательность нарушается. Значительная двигательная ретардация (замедление) должна быть предметом беспокойства и обращения к врачу.
Примерно до полуторалетнего возраста двигательное и психическое развитие ребенка идет параллельно. Развитие движений имеет в это время исключительное значение для психического развития. Основы знаний о пространстве, времени, причинности закладываются именно в данном возрасте благодаря двигательному опыту ребенка. Поэтому нужно создавать условия, способствующие развитию активных движений у детей (одежда, не стесняющая движений, достаточная площадь для свободного передвижения, игрушки, внимание взрослых и развитию движений и т.п.) [7].
Не всем движениям детей можно «обучить» (в том смысле, что обучение не ускоряет существенно сроков овладения этими движениями), тем не менее расширение двигательного опыта ребенка в младенческом возрасте очень полезно.
В исследованиях на близнецах показано, что те из них, которым в младенческом и преддошкольном возрасте создавали улучшенные условия для двигательного развития (например, специально обучали некоторым движениям), в дальнейшем превосходили по показателям моторики своих братьев и сестер, хотя непосредственный эффект обучения мог при этом отсутствовать: сроки овладения движениями (например, манипуляциями игрушками) менялись незначительно.
Возраст от 1 до 3 лет. Новый этап в развитии ребенка начинается, когда он научается самостоятельно ходить. Говоря словами И. М. Сеченова: «вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром» [5].
В этот период ребенок должен овладеть специфически человеческими движениями и формами поведения (еда из посуды, соблюдение опрятности и т.п.), правильными действиями с различными предметами (умение пользоваться столовыми приборами и др.). На основе предметных действий возникают игры, в которых ребенок пытается воспроизвести наблюдаемые им способы обращения с различными предметами: кормит куклу, возит коляску и т.п.
В этом возрасте происходит формирование не только движений рук. Первое время движения при ходьбе еще очень неуклюжи, что усугубляется чисто биомеханическими причинами (высокое расположение центра масс тела над осями тазобедренных суставов, слабость мышц нижних конечностей). Ходьба и бег еще не отличаются друг от друга. Примерно к 2 годам формирование акта ходьбы в общих чертах заканчивается (хотя некоторые тонкие биомеханические особенности в ходьбе детей по сравнению с ходьбой взрослых остаются вплоть до школьного возраста).
Основным способом научения в этом возрасте является подражание.
Возраст от 3 до 7 лет. Моторику детей этого возраста Н.А. Бернштейн охарактеризовал как «грациозную неуклюжесть» [1]. Дети этого возраста овладевают большим количеством разных движений, но их движения еще недостаточно ловки и координированы.
В этот период ребенок впервые овладевает так называемыми орудийными движениями, т.е. движениями, где желаемый результат достигается посредством орудия, инструмента (учится пользоваться ножницами, пишущими инструментами, молотком и т.п.).
У младших дошкольников (3-4 года) формируются навык бега, в частности появляется фаза полета, попеременные движения рук при ходьбе и беге (в 7 лет такие движения наблюдаются уже у 95% детей).
Дети впервые овладевают прыжками (сначала подпрыгиваниями на месте, затем на одной ноге), метаниями и действиями с мячом.
Все эти навыки осваиваются постепенно. В возрасте после 4 лет начинают проявляться устойчивые двигательные предпочтения в использовании одной из сторон тела (право – или леворукость), активно используются туловище и ноги. В этот период впервые появляется возможность проводить тестирование детей с установкой на лучший результат. Достижения детей в этом возрасте растут очень быстро. В дошкольном возрасте появляется возможность систематически обучать детей различным движениям. Опыт подготовки спортсменов показывает, что именно в этот период целесообразно осваивать основы техники многих спортивных движений.
При правильно поставленном процессе физического воспитания дети к 7-летнему возрасту умеют кататься на коньках, лыжах (по ровной поверхности и слабопересеченной местности), двухколесном велосипеде, держаться на воде, бросать и ловить мячи разных размеров, бегать, прыгать, выполнять простые гимнастические упражнения и т.д.
- Моторное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме
«Программой воспитания и обучения в детском саду» (1987) предусматриваются охрана и укрепление здоровья, нервной системы ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным видам двигательной деятельности.
Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты реакции, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способностей оценивать качество выполнения движений, соблюдать правила подвижной игры.
За время пребывания в детском саду дети должны научиться правильно прыгать с места и с разбега, освоить разные виды метания, лазанья, движения с мячами, четко и точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как из положения стоя на месте, так и во время движения [7].
Характерным для старшего дошкольного возраста является активное формирование изгибов позвоночника, преимущественный рост конечностей и изменение пропорций тела. Как отмечает Г. П. Лескова (1975), в мышечной системе также происходят существенные сдвиги: наряду с крупными мышцами активно начинают развиваться мелкие мышцы кисти руки и стопы, заметно укрепляются мышцы живота.
Дети подготовительной к школе группы могут выполнять сложные движения, воспроизводить правильно не только основную структуру движения, но и детали: принять четко исходное положение, выдержать точное направление, амплитуду движения отдельных частей тела. Более отчетливо выявляется пластичность и выразительность движений, умение действовать с разными предметами.
Дети старшего дошкольного возраста уверенно владеют перекрестной координацией рук и ног, у них значительно улучшаются пространственные и временные ориентировки. В беге у детей этого возраста отчетливо выражена фаза полета, заметно развивается функция равновесия. Они легко справляются с различными видами лазания. К седьмому году дети хорошо перебрасывают, прокатывают мяч, хорошо бросают предметы в цель.
Сложным для детей данного возраста остается лазание по гимнастической стенке, недостаточны мягкость приземления при прыжках, метание вдаль и в высоту.
Заключение
Обследование состояния моторики детей с речевыми нарушениями проводится логопедом и музыкальным руководителем в начале коррекционного обучения. При этом соблюдаются принципы комплексности обследования, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей, особенностей состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.
Моторное (наряду с логопедическим) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного состояния детей с нарушениями речи.
Список литературы
- Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. – М., 1966. – 234с.
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2004.
- Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997.
- Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.; 1998
- Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. – Издательство АСТ. – 2014.
- Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» – март – апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. –– М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
- Теория и методика физической культуры (Физическая культура детей дошкольного возраста): курс лекций / сост. Н. В. Минина. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова. 2018. – 79с.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.
- Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Уч. пособие. /Сост. В.М.Астахов. – М., 1995
- Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Гульнара Рустэмовна Шашкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учебное пособие для СПО / Г. Р. Шашакина. – 2-е издание., испр. и доп. – М.. : Издательство Юрайт, 2019. – 215 с.
Источник