Моторное развитие ребенка до года
От автора: Включает примерные показатели развития детей от 0 мес. до 1 года. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в раннем возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.
История развития ребенка.
Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.
1.Вес ребенка при рождении.
2.Крик.
3.Характеристики периода новорожденное, его особенности.
4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли противоречия между ухаживающими).
5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.
1.Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:
1.Спокойным или беспокойным был ребенок.
2.Были ли проблемы с питанием, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).
3.Определить характер реакции на мокрые пеленки.
4.Тесное пеленание или облегающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).
5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.
6.Трудности привыкания к твердой пище.
7.Болезненная реакция на изменение режима.
8. Наличие симбиотической связи с матерью (непереносимость ее отсутствия).
9.Характер реакции ребенка на другого человека.
2.Психомоторное развитие ребенка и реакция матери на достижения ребенка:
1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возникновения новых моторных навыков), их последовательность:
– наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникновения,
– отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),
Нормативная последовательность развития моторных навыков:
ВОЗРАСТ
Моторное развитие (движения, статика)
2 месяца
– В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.
– В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.
– При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.-
-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.
– Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд.
3 месяца
– Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.
– Хорошо держит голову в вертикальном положении.
– Переворачивается со спины на бок.
– Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.
– Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.
4 месяца
– Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.
– Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.
– Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.
– Исчезает физиологический гипертонус ног.
5 месяцев
– Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.
– Уверенно переворачивается со спины на живот.
– Берет игрушку из рук взрослого.
– Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».
– Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.
-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
6 месяцев
– Сидит без поддержки.
– Пытается ползать.
– Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.
– Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.
7 месяцев
– Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.
– При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.
– Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.
8 месяцев
-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.
– Простое подражание в игре: стучит, катает.
– Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить.
9 месяцев
– Ходит, держась за опору.
– Встает на колени.
– Садится из вертикального положения.
– Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.
– С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.
10 месяцев
– Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.
– Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).
– Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.
– Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).
11 месяцев
– Самостоятельно стоит, делает первые шаги.
– Хорошо ходит за одну руку.
– Нагибается при поднимании предмета без приседания.
– Приседает без опоры.
– Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.
12 месяцев
– Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).
– Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу.
3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни :
-наличие мышечной гипо- или гипертонии,
-частые срыгивания,
-дрожание (тремор) рук),
-беспричинные крики,
-судороги на фоне высокой температуры.
4.Характеристика психического развития:
1.Эмоциональные реакции (первые улыбки, комплекс оживления, страха перед чужими лицами),
2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),
3.Важным показателем собственно эмоционального развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,
4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интонации,
5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, лепет, первые слова, определение частей тела),
6.Отмечаются речевые реакции ребенка и изменения их интенсивности и качества в присутствии взрослых.
Нормативная последовательность нервно-психического развития (общение, умения и навыки).
ВОЗРАСТ
Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)
1 месяц
– Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.
– Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.
– Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.
– Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.
-Крик приобретает эмоциональные оттенки.
2 месяца
-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.
– Ищет источник длительного звука поворотом головы.
– При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.
– Становление речи – начинает гулить.
– Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.
3 месяца
– Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).
– Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).
– «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.
– Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.
– Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.
– Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.
– Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.
– Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.
-Положительные звуки при музыкальных звуках.
4 месяца
– Узнаёт мать, радуется при её виде.
– Находит глазами невидимый источник звука.
– Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.
– При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.
– Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем.
– Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
– Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
5 месяцев
-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).
– Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.
– Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.
– Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
– Не берет чужую грудь.
– Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.
6 месяцев
– По-разному реагирует на свое и чужое имя.
– Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.
– Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.
– Может пить из блюдца.
7 месяцев
– На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.
– Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
– Долго занимается игрушками.
– Тянется к своему отражению в зеркале.
– Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.
8 месяцев
– Громко, четко и повторно произносит слоги.
– Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.
– Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.
– Сам держит и ест сухарик, печенье.
9 месяцев
– Под музыку совершает плясовые движения.
– Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.
– Находит предмет, независимо от его местонахождения.
– Знает свое имя, оборачивается на зов.
– Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.
-Спокойно садится на горшок.
-Различает цвета и форму предметов.
-Ищет упавший предмет, запоминает его название.
10 месяцев
– Повторяет за взрослыми слоги.
– По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.
– Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).
– Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).
– Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».
11 месяцев
– Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».
– Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).
– По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.).
12 месяцев
– Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.
– Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.
– Указывает части тела.
– Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.
– Сам без помощи пьет из чашки.
– Пытается участвовать в одевании, умывании.
5.Развитие речи.
(0 – 3 мес.)
Развитие эмоционально-выразительных реакций.
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
(3 – 6 мес.)
Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.
(6 – 10 мес.)
Начало развития понимания речи, активного лепета.
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.
Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
(10 мес. – 1 год)
Время появления первых слов.
Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
6.Отмечаются заболевания и/или травмы первого года жизни.
7.Страхи до года.
1.Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.
2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.
3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.
4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.
После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.
5.Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.
Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.
6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.
7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.
Источник
Месяцы ожидания позади, и вот наконец в доме зазвучал голос новорожденного полноправного члена семьи. Малыш пока выглядит хрупким и совсем беззащитным, но всего через несколько месяцев его моторное развитие достигнет определенного уровня и кроха обязательно порадует родителей новыми достижениями.
В первые недели жизни младенец практически ничего не умеет, большая часть его движений — не более чем рефлексы. До года малыш пройдет длинный путь, в конце которого научится уверенно сидеть, ползать, залезать на предметы мебели и, наконец, ходить. Родителям же остается набраться терпения и внимательно следить за тем, как протекает моторное развитие ребенка, фиксируя его новые навыки.
Для чего нужен контроль над процессом моторного развития крохи? Прежде всего для понимания того, что все идет своим чередом и малыш развивается в соответствии со своим возрастом. Естественно, что окончательную оценку процессу сможет дать только врач, тем не менее бдительный родительский контроль позволит не пропустить момент, когда консультация со специалистом может помочь своевременно решить проблему.
Важно понимать, что моторное развитие ребенка до года протекает поэтапно. Ребенок не может и не должен перескакивать этапы, осваивая новые навыки до момента закрепления имеющихся. Начинается процесс с умения держать голову, контроля над работой рук и торса, и только к концу года крохе в полной мере станут подвластны собственные ноги. Кроме того, скорость развития будет зависеть от:
- здоровья малыша;
- наследственных факторов;
- особенностей организма крохи;
- физического воспитания.
Тем не менее существуют некие нормы моторного развития ребенка до года, разработанные скорее для медиков, чтобы они могли отслеживать процесс, сравнивая имеющиеся показатели с нормой и делая соответствующие выводы с учетом вышеупомянутых факторов.
Условия для полноценного развития
Чтобы моторное развитие ребенка протекало гармонично и планомерно, необходимо создать благоприятные для этого условия. В первые месяцы кроху обязательно нужно будет ежедневно на несколько минут выкладывать на живот на твердой поверхности. После трех месяцев для развития ребенка будет полезным сменять привычную кроватку на бодрствование за ее пределами – в манеже или даже на полу.
Родители должны понимать, что современные методики развития малышей — это здорово, но чтобы процесс действительно шел без нарушений, просто необходимо обеспечить крохе все условия для самостоятельного моторного развития. Рассмотрим, какие особенности имеет этот процесс в каждый из месяцев жизни ребенка до года.
Первый месяц — адаптация
Сразу отметим, что первый месяц принесет не так много нового, так как в этот период малыш будет занят приспосабливанием к новым условиям жизни и большую часть времени будет тратить на сон и питание.
У новорожденного имеются отличительные признаки, связанные с долговременным пребыванием в ограниченном пространстве утробы матери. Мышцы малыша пребывают в постоянном тонусе, конечности согнуты в локтях и коленях и прижаты к телу, движения резкие и нескоординированные.
Заметить некоторые положительные изменения можно будет только к концу первого месяца. Ребенок к этому времени сможет некоторое время удерживать голову, лежа на животе, и достаточно уверенно на протяжении нескольких минут сможет держать ее в положении «столбиком». Укреплению мышц шеи будут способствовать ежедневные тренировки на животе, поэтому родители не должны забывать выкладывать кроху в это положение перед кормлением, даже если такие манипуляции приходятся ему не по душе.
Достижения второго месяца жизни
На втором месяце жизни двигательное развитие ребенка характеризуется в первую очередь достаточно окрепшими мышцами шеи. Кроха уже не так протестует против выкладывания на живот, пробует не только удерживать голову, но и приподнимать плечи. Тонус мышц становится слабее и к окончанию второго месяца пропадает совсем.
Если попробовать поставить ребенка на поверхность кровати ножками, удерживая под руки, он будет плотно упираться в нее стопами прямых ног. В этот же период у ребенка совершенствуется хватательный рефлекс. Если вложить в руку крохи соску или легкую погремушку, он сможет держать их на протяжении нескольких секунд.
Моторные навыки третьего месяца
Если понаблюдать за малышом в три месяца, то можно увидеть, что в моменты бодрствования он не просто лежит, а заинтересованно наблюдает за руками или вложенным в них предметом. Вместе с этим кроха старается поймать взглядом и ножки, которые намеренно за счет силы мышц пресса поднимает высоко над поверхностью. Со временем малыш научится пробовать на зуб не только пальчики рук, но и ног.
Анализируя моторное развитие в первые три месяца, можно сделать вывод, что оно протекает последовательно, по схеме «от простого к сложному». Сначала младенец учится соблюдать равновесие на опоре, после чего постепенно осваивает сложные в плане координации движения.
Четвертый месяц жизни: что изменилось?
Моторное развитие на четвертом месяце жизни приносит много новых сюрпризов. Движения ребенка становятся более координированными. Кроха сознательно захватывает игрушки, самостоятельно меняет положение, переворачиваясь в разные стороны, пробует поднимать верхнюю часть тела, лежа на спине. Тонус мышц конечностей пропадает окончательно.
Пятый месяц развития малыша
На пятом месяце жизни моторное развитие заметно совершенствуется. Ребенок уже с удовольствием лежит на животе, играя игрушками, удерживает предметы в каждой из рук, способен подниматься на руках, желая дотянуться до интересующих его предметов хотя бы взглядом. Многие малыши в 5 месяцев уже начинают сидеть, но, если этого не произошло, не стоит торопить события: скорее всего, мышцы спины крохи к этому пока просто не готовы.
Окончание первого полугодия: шестой месяц жизни
В 6 месяцев ребенок и ментально, и физически уже намного более развитый, чем был несколько месяцев назад. Активное развитие моторики позволяет ему менять положение тела, кроха умеет сидеть, переворачиваться и делает попытки доползти до игрушки.
Начиная с этого момента развитие моторики будет происходить в ускоренном темпе, поэтому задача взрослых — создать для крохи условия для активной двигательной деятельности. Не стоит в часы бодрствования укладывать малыша в кроватку или «запирать» в манеже. Правильным будет позволить ему исследовать безопасное пространство комнаты, помочь преодолеть первые расстояния с помощью ползанья, увлекая игрушками.
Шестимесячный малыш совершенно осознанно играет игрушками, перебирая их двумя руками, делает попытки шагать, если поддерживать его под руки на твердой поверхности.
Моторика на седьмом месяце жизни
Позади остались самые сложные первые 6 месяцев – впереди ждет стремительное, готовое привнести в жизнь крохи новые навыки моторное развитие. Полугодовалый малыш развивается не по дням, а по часам. На седьмом месяце он уже самостоятельно принимает позу для ползанья, активно преодолевает расстояния, прыгает, если поддерживать его под руки в вертикальном положении.
Что умеет малыш в 8-9 месяцев?
На девятом-десятом месяцах жизни малыши уже уверенно встают на ноги самостоятельно, стоят, удерживаясь за бортики кроватки или манежа, пробуют ходить вдоль опоры. В этот период особенно активным является развитие игровой деятельности. Дети намеренно кидают игрушки на пол, перекладывают их с места на места, стучат, звенят ими и катают.
На десятом месяце жизни многие малыши делают попытки шагать. Пока у них это получается с трудом, но уже спустя несколько недель самые смелые и активные малыши смогут справиться с новым вызовом.
Последние месяцы первого года
Ближе к концу первого года малыши всецело поглощены тем, что закрепляют освоенные ранее навыки, совершенствуя умение ходить. Именно этому дети посвящают большую часть свободного времени.
Многие детки к году уже не только самостоятельно ходят, но и прыгают, спускаются и поднимаются за руку по ступенькам, обходят препятствия, залезают и слезают с мебели, приседают и нагибаются без потери равновесия.
Основное достижение малыша в развитии общей моторики до года — это осознанность движений и их утонченность. Кроха способен на целый ряд манипуляций с игрушками, контейнерами, конструктором. Он с интересом закручивает и раскручивает пробки на бутылках, открывает и закрывает коробки, пытается строить башни из кубиков и конструктора.
О пользе положения на спине
В первое полугодие на развитие общей моторики оказывает влияние периодичность выкладывания малыша на спину в часы бодрствования. В этом положении кроха не просто лежит, а осваивает навыки координации движений, знакомится с собственными конечностями, а со временем и с окружающей его обстановкой.
Так как продолжительное лежание на спине быстро наскучивает ребенку, он делает попытки поменять положение, и это также стимулирует моторное развитие в первой половине года. Мотивировать малыша, который самостоятельно не желает учиться переворачиваться, можно с помощью яркой игрушки, размещенной сбоку от крохи. Чтобы рассмотреть ее получше, малыш обязательно сделает попытку поменять положение тела.
Выкладывание на живот: почему это важно?
Выше уже упоминалось, что в первые месяцы жизни ежедневные выкладывания на живот помогут усилить моторное развитие, укрепить мышцы спины и шеи. Какая же польза от такого положения в более старшем возрасте? Детки, лежа на животе, получают возможность больше увидеть, и это им не может не нравится.
Кроме того, в положении на животе малыши укрепляют руки и мышцы торса. Именно из этого положения в начале второго полугодия дети будут пробовать осваивать навыки ползанья, желая дотянуться до любимой игрушки.
О важности каждого из этапов развития
Как уже отмечалось выше, моторное развитие малыша происходит в несколько этапов, каждый из которых готовит кроху к новым достижениям. Естественно, бывают случаи, когда малыш переходит на следующий этап, минуя предшествующий. Родители в таких случаях испытывают чувство гордости, считая, что их малыш опережает сверстников в отношении моторного развития. На самом деле это не так хорошо, как кажется.
Например, если ребенок в 8 месяцев, так и не научившись ползать, будет осваивать навыки ходьбы, а родители, видя его воодушевление, позволят ему проводить много времени в ходунках или вожжах, то это может привести к развитию проблем с позвоночником и координацией движений. Дело в том, что ползанье — это подготовительный этап для освоения навыка ходьбы, в процессе которого мышцы позвоночника крохи готовятся к большей нагрузке.
В заключение отметим, что моторное развитие малыша до года — это определенные временные этапы, среди которых особенно стоит выделить наиболее важные:
- в 3 месяца;
- в 6 месяцев;
- в 8 месяцев;
- в год.
Как правило, именно в эти месяцы малыш осваивает особенно значимые навыки, способствующие дальнейшему гармоничному физическому и двигательному развитию.
Источник