Мотивы семейного воспитания их влияние на развитие личности ребенка с опфр

Мотивы семейного воспитания их влияние на развитие личности ребенка с опфр thumbnail

Влияние семейного воспитания на формирование социально-личностных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для любого ребенка важное место в жизни занимает семья, особенно, если он имеет ограниченные возможности здоровья. Благодаря семье дети усваивают нормы и законы человеческого общества, за счет чего ускоряется и даже в некоторой степени упрощается процесс социализации. Данный социальный институт общепризнан главным фактором развития и становления личности ребенка, поэтому важно, в какой семье он воспитывается.

Семья с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это семья, имеющая особый статус, в которой на первом месте стоит не только воспитание ребенка, но и решение его проблем, среди которых закрытость от общества, общая эмоциональная обстановка в семье. Наличие в семье ребенка с ОВЗ не редко является причиной низкой заработной платы родителей и, следовательно, низкого качества жизни в связи с недостатком времени для карьерного роста, отсутствия времени на отдых и на социальную активность.

В связи с ростом в последние десятилетия числа детей с интеллектуальным нарушением особое значение приобретает оказание помощи не только детям, но и семьям, имеющим ребенка с нарушением интеллекта.

Семейное воспитание детей с нарушениями интеллекта представляет значительные трудности. Родители обычно не могут определить меру строгости и требовательности к больному ребенку, пожалеть или наказать его за неправильно выполненные действия.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятными для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами развития является еще более трудным.

Шипицына Л.М. выделила классификацию нарушенных типов семейного воспитания:

  • – потворствующая гиперпротекция – ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Поблажки делаются даже тогда, когда они вредят ребенку. Родители сковывают инициативу ребенка чрезмерной заботой и предупредительностью. В результате он не может действовать самостоятельно в трудных ситуациях;

  • – доминирующая гиперпротекция – ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя множество запретов и ограничений;

  • – эмоциональное отвержение – родители безразличны к судьбе ребенка. Это трагическая ситуация может быть вызвана и нежелательной беременностью, и нежелательным полом ребенка, другими обстоятельствами, которые приводят к тому, что родители отталкивают ребенка. Невнимательность, безразличие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости родителей. Родители не проявляют эмоциональной теплоты в общении с ребенком, не способствуют созданию для него физического комфорта;

  • – повышенная моральная ответственность – сочетание высоких требований к ребенку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Родители любят не самого ребенка, а его соответствие своему внутреннему образу;

  • – гипопротекция – ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Как правило, родители не знают, где и с кем находится их ребенок, и не понимают его нужд, трудностей и опасностей, подстерегающих его, неспособны своевременно и эффективно помочь ему;

  • – непоследовательный тип. Родители осуществляют резкую смену стилей воспитания, переходя от строгости к либерализму и наоборот, от внимания к ребенку к эмоциональному отвержению;

  • – воспитание в культе болезни. Жизнь семьи целиком посвящена больному ребенку. Родители, сотворившие из больного ребенка кумира для себя, станут убедительно доказывать, что живут ради детей. Навязывание этой роли может наблюдаться даже тогда, когда долго болевший ребенок выздоравливает. Однако, кто-то в семье продолжает считать его слабым, болезненным. Взрослому не хочется менять сложившийся стереотип взаимоотношений с ребенком. Легче обращаться с ним как с больным, чем искать новые формы полноценного общения.

Рассмотрев эту классификацию можно сделать вывод, что в воспитании детей с интеллектуальным нарушением часто преобладают крайности, которые, безусловно, отражаются на чертах характера ребенка, а значит и его будущей жизни. В одних случаях он оказывается неспособным к самостоятельным действиям, зависимым и покорным, в других – изнеженным, капризным. И в первом и во втором случае воспитание принесет ребенку не пользу, а только вред.

Чтобы понять причины таких нарушений в воспитании необходимо заглянуть в саму семью, рассмотреть взаимоотношения в ней, состояние родителей, а прежде всего, матери.

Ткачева В.В. показала причины возникновения таких ошибок. Она писала, что «рождение умственно отсталого ребенка структурно деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи».

Оказавшись в такой ситуации, родители не знают, что делать дальше, они пребывают в состоянии стресса, ведь ожидание и надежды долгих 9 месяцев в одно мгновение рухнули. Родители оказываются в тупике, не знают, как дальше жить. В первую очередь, такая стрессовая ситуация влияет на состояние матери.

Рождение ребенка с интеллектуальным нарушением влияет на социальную жизнь семьи. Круг общения семьи сужается, мать уходит с работы на долгие годы. Ребенок может являться причиной конфликтов между родителями. Горе, боль и отчаяние, которые испытывают родители, нарушают эмоциональную стабильность и здоровье семьи. Часто, в такой семье, забывают о потребности в совместном проведении досуга и отдыха.

Для создания благоприятных условий воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье, родителям, прежде всего необходимо знать особенности заболевания и развития ребенка, а также его возможности выполнять те или иные задания, упражнения и т.д. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль играет и организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, формирования навыков самообслуживания и двигательных навыков и умений. Установлено, что наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни в домашних условиях у него расширяется кругозор, обогащается память, формируется наблюдательность и любознательность.

А для детей с ограниченными возможностями главное — максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире и жить самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому родителям необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы обучения, воспитания, физического развития, обеспечивающие нормальную жизнь таких детей в обществе. Надо хвалить ребенка, когда он старается быть опрятным, и не ругать, а помогать, если навык по какой-то причине утрачивается.

Цель семейного воспитания и состоит в том, чтобы помочь ребенку самоутвердиться и социально интегрироваться, насколько позволяют его возможности.

Сущность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход к личности ребенка. Сущность личностно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности ребенка: психические, физические, интеллектуальные, т. е. те возможности, которые обеспечат ему самостоятельную жизнедеятельность в будущем. Эта функция по воспитанию ребенка ложится прежде всего на семью, ведь именно через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка.

В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения в семье друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. 

Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности и т. п. Ребенок-инвалид — тоже неиссякаемый источник стимулов для своего воспитателя, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Ребенок-инвалид требует больше механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности бывает гораздо меньше, это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо стараться разделить обязанности в семье, и общество должно внести свой вклад.

Родители детей инвалидов с детства поставлены в неравные с другими условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе или, напротив, заставляет родителей чуть ли не насильно требовать понимание к себе и ребенку. Страдает родительское самолюбие, под угрозой жизненная перспектива, а это очень важно для семьи. В этой ситуации и детям, и родителям надо говорить об их возможностях, а не о том, что им недоступно.

Многие родители могут помочь своим детям, если начнут применять систему коррекционного воспитания как можно раньше, уже с первых месяцев жизни ребенка, так как именно первые 2—3 года жизни являются критическими периодами развития, этапом формирования психической деятельности.

Необходимо убедить родителей, что ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не болен, он просто другой. У него другой язык, другая система восприятия, отличные от наших ценности и мотивы. Самым важным в работе с «особым» ребенком является принятие его самого. Как только мы отойдем от понятия «болезни» и сформируем восприятие ребенка как особого, отличающегося от нас человека, мы сможем наиболее эффективно работать с ним.

Первым шагом к принятию ребенка является наблюдение за ним. Причем наблюдение безоценочное, как бы даже дистанцированное. Эффективным является ведение дневника наблюдений за ребенком. В нем можно отмечать как играет ребенок, какие игрушки привлекают его внимание, чем он играет, как общается с родителями, со взрослыми людьми, с детьми, как ест: аккуратно или не очень, может ли сам выбрать, что ему делать и т. п.

Но наблюдать за ребенком недостаточно, родителям нужно попытаться понаблюдать и за собой. Это поможет найти точки соприкосновения с интересами ребенка, т. е. найти то дело, которое объединит родителя с малышом. Может быть, ребенку нравится играть с бытовыми предметами (кастрюли, крышки, ложки и пр.), а матери нравится готовить. Выяснив это, мать с ребенком составят прекрасный дуэт на кухне, где ребенок в игре сможет помочь матери.

Важно научить родителей методам и методическим приемам, которые они смогут применять в процессе воспитания своего ребенка.

Первый метод, который может применяться в процессе семейного воспитания «особого» ребенка — это метод моделирования различных бытовых ситуаций. Ребенок развивается, наблюдая за ежедневными событиями в доме: приготовление еды, стирка белья, разговор родителей по телефону и т. д. Для того, чтобы «особый» ребенок усвоил эти ситуации, чтобы он чувствовал себя в них комфортно, родители могут создавать подобные ситуации и обучить ребенка элементарным действиям: как нужно брать телефонную трубку, куда нажимать, как вежливо ответить на звонок, что дает ребенку определенный опыт, который постепенно накапливаясь, готовит его к самостоятельной жизни. Моделируя различные ситуации и предлагая ребенку конкретное их решение, родители помогают избежать ситуаций неопределенности, которые вызывают у «особого» ребенка тревогу, а иногда и агрессию.

Второй метод — игровой: различные сюжетно-ролевые игры, игры, моделирующие поведение, домашние спектакли, развивающие и подвижные игры. Игра — это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования коллектива. Игра увлекает ребенка, доставляет ему радость, вызывает положительные чувства и переживания, удовлетворяет его интересы в творческом отображении жизненных впечатлений. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество — порядок — очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Третий метод — это смена обстановки. Выезды на природу, прогулки в лес, на озеро и т. п. Природа дает ребенку с ограниченными возможностями очень многое. Они чувствуют себя более раскрепощенными, на них не давит город своими порядками. В лесу можно и покричать, и побегать, а выплеск эмоциональной энергии необходим ребенку. Такие поездки имеют образовательное значение. Можно познакомить ребенка с названиями цветов и деревьев, насекомых и птиц. Можно поиграть с ребенком в простые подвижные игры. Научить его чему-то, например, тому, что нельзя брать в рот, а что съедобно. Научить собирать ягоды, грибы, примером показать, как нужно охранять природу и т. п.

Четвертый метод — доступные ребенку творческие задания: нарисовать, вылепить из пластилина или глины, вырезать из бумаги, раскрасить картинку, сделать аппликацию и пр. В настоящее время проводится большое количество конкурсов и выставок работ детей-инвалидов. Они могут быть полезными, надо им только немного помочь.

Пятый метод — тесное сотрудничество специалистов и семьи. Некоторые специальные (коррекционные) образовательные учреждения практикуют совместные советы родителей и специалистов. На совете обсуждается дальнейшая программа для ребенка, разрабатывается так называемый маршрут развития ребенка. Может обсуждаться в каком классе (группе) лучше заниматься ребенку, какие виды деятельности для него предпочтительнее, какими навыками он уже владеет, а какие ему еще нужно прививать, и т. д. Это действенный метод, который помогает и ребенку, и родителям. Специалисты могут помочь составить план домашнего воспитания, рассказать, как и чем можно заниматься, на что нужно обратить внимание.

Шестой метод. Действенным методом в работе с детьми-инвалидами является театр, в котором сосредоточено много важных моментов реабилитации, где ребенок приобретает знания через деятельность. Спектакль, созданный родителями, обладает особой энергией. Дети могут непосредственно взаимодействовать с героями в домашней обстановке. Если это кукольный спектакль (куклы могут быть изготовлены дома совместно с ребенком, что несложно), то это придает спектаклю необыкновенную волшебную силу. Ведь не только куклу можно создать, можно еще самим и написать сказку, обсудить какую-то проблему, которая актуальна в данный момент, и сказочным образом найти пути разрешения этой проблемы.

И в заключение хочется добавить, что, работая с детьми родители и сами начинают лучше понимать своего ребенка, искать творческое разрешение возникающих проблем. Умственно отсталые дети не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они расширяют свой социальный опыт, у них появляется чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность. Общение с нормально развивающимися детьми – это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Родителям следует это всячески поощрять. Следует заметить, что для нормально развивающихся детей общение с умственно отсталым ребенком не принесет вреда. Напротив, оно будет способствовать формированию доброго отношения, желания помочь товарищу.

монтессори

Источник

Современный этап развития социальной ра­боты и психологии характеризуется поиском новых эффективных путей социальной адапта­ции детей, страдающих физическими и психи­ческими недостатками. В связи с этим пробле­ма семьи ребёнка с отклонениями в развитии и с особыми образовательными потребностя­ми становится всё более актуальной и востре­бованной обществом. Согласно нашему глубоко­му убеждению, социализация ребёнка с пробле­мами в развитии не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его родителей. Семья как социальный институт призвана соци­ализировать ребёнка (3. Фрейд). Именно в семье у ребёнка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимо­отношений между людьми, формируются нрав­ственные качества.

Проблема поддержки, а также создания комплексной информационно-прогностической системы многоаспектной оценки функциональ­ных особенностей и потребностей семей, имеющих ребенка-инвалида или ребенка с ОПФР, является сегодня одной из актуальных проблем в работе социально-педагогической и психологической службы.

Как показывает практика, все семьи, имеющие детей-инвалидов или детей с ОПФР, можно условно разделить на три группы:

1. Семьи, которые в течение определенного времени после постановки диагноза могут достигнуть внутрисемейной и социальной (внесемейной) адаптации.

2. Семьи, которые, несмотря на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведения; в этих семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития.

3. Промежуточная категория семей, т.е. с отклонениями во внутрисемейной и внесемейной адаптации (А.А. Гусейнова).

Условно можно выделить несколько стадий приспособления к ситуации рождения ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями.

Первая стадиястадия шока, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного» в происшедшем среди друг друга или среди врачей. Нередко в семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат. Можно встретиться с реакцией отрицания: родители не верят, что ребенок родился с отклонениями в развитии. Гнев и претензии родителей вызваны отчаянными попытками вернуть тот образ ребенка, который был придуман ими раньше, а разгорающиеся споры с профессионалами отражают внутреннюю борьбу родителей, их переживание утраты. Многие родители вспоминают, что в этот момент одним из самых ужасных было чувство собственного бессилия, а также неопределенности, одиночества, недоверия, страха перед будущим. Иногда агрессия обращается и на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети.

Вторую стадию некоторые авторы называют фазой скорби — скорби по желанному здоровому ребенку, которого нет. Отношение к аномальному ребенку зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребенком, ищут совета у специалистов.

Третья стадия — стадия адаптации. Родители «принимают» сложившуюся ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями — от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот, пособий и пр.

Конечно, говорить об адаптации можно лишь с большой долей условности: подавляющее большинство родителей живет в условиях постоянного психологического стресса большей или меньшей степени его выраженности, поскольку по мере взросления ребенка появляются новые проблемы, которые необходимо решать.

Поэтому в большинстве таких семей существуют различного рода нарушения социально-психологической адаптации. Искажение поведе­ния родителей (как правило, неосознаваемое) распространяется на большинство внутри- и внесемейных контактов. Степень дезадаптации семьи зависит не только от «генетического гру­за» (интегральной оценки медико-социальных последствий данного заболевания и времени, в течение которого эти последствия развиваются), но и от ценностных ориентации родителей, от их отношения к данному заболеванию и субъек­тивно оцениваемым последствиям.

Особенно трудно бывает родителям, когда кроме отклонений в психическом либо физи­ческом развитии ребёнка наблюдаются внеш­ние дефекты. В связи с состоянием ребёнка ис­кажается поведение взрослых, в семье возни­кают проблемы, с которыми родители не могут справиться самостоятельно: нарушается взаимо­действие с социальным окружением, круг обще­ния составляют только близкие родственники, знако­мые, врачи, дефектологи и учителя. При этом се­мья замыкается, выдавая неадекватные реакции на рекомендации специалистов, вступая в кон­фронтацию с образовательными учреждениями. Из-за дефицита информации складываются неверные представления о больном ребёнке, возможностях его лечения и воспитания.

Наблюдается отрицание диагнозов, игнори­рование назначений, консультации у широкого круга специалистов в надежде, что диагноз не подтвердится или найдутся лекарства и методы, способные помочь ребёнку. Возникают вопросы о целесообразности развития, воспитания, об­учения ребёнка в домашних условиях или поме­щения его в специализированные учреждения для детей с нарушениями. Нарушаются и отно­шения внутри семьи: между родителями и деть­ми, особенно между супругами. Возникает страх рождения другого больного ребёнка.

Семья — особая социальная группа. Её чле­ны выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В полной семье с нормальным рас­пределением ролей отец является формальным лидером, который соблюдает социальный поря­док в семье. Мать — неформальный лидер, хра­нительница очага, следит за поведением и воспи­танием детей.

В семьях с детьми, имеющими нарушения развития, роли измене­ны. Интересы семьи сосредоточены на больном ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую ста­новится формальным лидером. В то же время сам ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети. Все решения относительно его проблем принима­ет мать. Она и остальные члены семьи предлагают ему определённую модель поведения.

Низкий социальный статус ребенка иллюстрируется тем, что члены семьи, в частности мать, часто го­ворят о нём от его имени в его присутствии, ли­шая его возможности выразить собственное мне­ние. Наиболее ярко эти семейные взаимодействия проявляются в отношении детей с задержкой раз­вития.

В семьях, где кроме ребёнка с ограниченными возможностями есть и другие, обычные дети, у ро­дителей возникают особые трудности. Им прихо­дится использовать различные методы воспи­тания и поведения по отношению к здоровым и больным детям. Из опыта известно, что отношение обычного ребёнка к своему брату или сестре, име­ющему какие-либо нарушения, в огромной степе­ни зависит от установки родителей. Если их пове­дение разумно и ясно, то именно в здоровых де­тях они найдут старательных помощников. Нео­сознанные и неразрешённые конфликты по пово­ду больного ребёнка могут подействовать на дру­гих детей негативно. Чаще всего к больному брату или сестре дети относятся не агрессивно, а скорее отстранённо. Иногда их поведение регрессирует, у них бывают эмоциональные срывы, развиваются невротические состояния.

Следует отметить, что дети, у которых возмож­ности контактов затруднены в результате наруше­ний нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту свои­ми родственниками, поскольку такие контакты ле­жат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Все эти и другие факторы приводят к тому, что родители становятся препятствием в реаби­литации детей с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают бо­лее конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в осо­бых знаниях о проблемах своего ребёнка.

Семья сходна с организмом в том, что роли и действия её членов составляют жизненный баланс, условие её жизнеспособности. Поэтому они очень устойчивы, стереотипизированы и выполняются не­осознанно. Описанный семейный стереотип в отношении ребёнка с нарушениями развития приводит к своеобразию фор­мирования его личности, которое выражается в следующих характеристиках:

1) высокая степень зависимости от семьи;

2) отсутствие или слабость навыков внешних социальных взаимодействий;

3) наличие элементов аутичного поведения в семье;

4) гиперкомпенсация (самоутверждение) в под­ростковом возрасте через неадекватные ре­акции — немотивированные отказы, нега­тивизм, истерические эмоциональные реак­ции, преувеличение своих недостатков, уход в сверхценные увлечения (рисование, музы­кальные записи, компьютерные игры и. т. д.);

5) развитие страхов, боязнь активных дей­ствий.

Таким образом, основная масса семей, имеющих ребенка-инвалида или ребенка с ОПФР, характеризуется феноменом «социальной дезадаптации». Не редко родители не могут правиль­но оценить реальные возможности своего ребёнка, не понимают целей и задач социально-психологических мероприятий, которые проводят специалисты, отвергают их помощь, за­мыкаясь в собственном горе. Нарушения и недо­статки в здоровье и развитии ребёнка влияют на внутрисемейные взаимоотношения и формируют особый социальный климат в семье.

Выделенные аспекты проблемы семьи ребён­ка с отклонениями в развитии показывают, что её следует рассматривать не только через приз­му проблем ребёнка, но и через изучение соци­альных факторов, непосредственно влияющих на его развитие. Главными в этом процессе лицами, определяющими воспитание и социальную адап­тацию ребёнка, являются его родители.

Развитие и воспитание больного ребёнка тре­буют большой информированности родителей о заболеваниях, причинах болезни, последствиях и потенциальных возможностях, как самого ребён­ка, так и родителей. Семье необходима социаль­ная и психологическая помощь, которая должна осуществляться одновременно в нескольких на­правлениях.



Источник