Мотивационное развитие ребенка к школьному обучению
Светлана Яковлева
Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе. Консультация психолога
Мотивационная готовность – одна из главных сторон психологической готовности ребенка к обучению в школе. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения и др. В основе любого действия или поступка имеется мотив или совокупность мотивов, которые запускают (побуждают) и направляют активность человека.
Мотивы готовности к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний. Они являются основой для формирования учебных мотивов. Учебный мотив, как осознанная потребность в получении новых знаний и развитии своих способностей, у дошкольников отсутствует. Отношение дошкольников к учению может быть выражено в следующих группах мотивов:
1. Социальные мотивы означают понимание общественной значимости и необходимости учения, стремление к социальной роли школьника. «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно».
2. Учебно-познавательные мотивы отражают интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. «Я хочу в школу, потому что там можно многому научиться, узнать новое».
3. Оценочные мотивы содержат стремление ребенка получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение. «Я хочу в школу, потому что буду получать пятерки».
4. Позиционные мотивы отражают интерес к внешней атрибутике и позиции школьника. «Я хочу в школу, потому что там все большие, а детский сад ходят маленькие». Или «Я хочу в школу, потому что мне купят новый ранец, пенал, школьную одежду».
5. Внешние мотивы, не выражающие желания самого ребенка. «Я пойду в школу, потому что так мама сказала».
6. Игровые мотивы, которые неадекватно переносятся ребенком в новую ведущую деятельность – учебную. «Я хочу в школу, потому что там можно весело играть с друзьями».
Каждый из мотивов присутствует у ребенка 6-7 лет, но степень их выраженности строго индивидуальна. Учебно-познавательные, социальные, оценочные мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость ребенка. Преобладание игрового мотива отрицательно влияет на усвоение знаний в школе. Позиционный и внешний мотивы на успеваемость влияют незначительно. Следует отметить, что внешние и игровые мотивы могут влиять на поведение детей в ситуации обучения.
Оценивать мотивы у дошкольника сложно, потому что ему еще трудно дать объективный ответ, хочет ли он учиться, почему хочет или не хочет. Но его мотивы можно легко определить, наблюдая за ребенком в привычной ситуации.В наблюдении поможет следующая таблица:
Тип мотива Поведение ребенка
Социальный Занимается на занятиях, потому что это важно и нужно.
Учебно-позна-вательный Занимается лишь тогда, когда ему интересно.
Оценочный Занимается, потому что хвалит взрослый.
Позиционный Занимается тогда, когда на занятии много атрибутики и пособий.
Внешний Занимается, когда настаивает взрослый.
Игровой Хорошо занимается, когда занятие построено в виде игры
Есть и дополнительные признаки. Большое количество вопросов, широкий круг интересов свидетельствуют о наличии познавательного мотива. Ответственность, стремление подражать взрослым, выполнять серьезные, недетские поручения говорят о наличии социального мотива. Послушание, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления доказать свою точку зрения свидетельствуют о наличии внешнего мотива.
Формирование мотивов учения и отношения к школе – одна из важных задач детского сада и семьи. Для этого следует вести работу с ребенкомпо трем направлениям: 1. формировать правильные представления о школе и учении; 2. формировать положительное эмоциональное отношение к учению, школе; 3. формировать элементарный опыт учебной деятельности.
Для этого используются разные формы и методы, например, экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов, заучивание стихов о школьной жизни, школьных предметах, рассматривание картинок, фотографий, рисование школы, игра в школу, встречи с выпускниками, просмотры и обсуждения фильмов и др. Материал необходимо подбирать так, чтобы показать детям разные стороны школьной жизни: радость идущих в школу детей, важность знаний, уроки, школьная дружба, взаимопомощь, правила поведения. Важно показать образ хорошего и плохого ученика, дать представление о правильном и неправильном поведении. Полезно использовать юмор – такие тексты, картинки лучше запоминаются детям. В сюжеты игр про школу полезно вводить образ Незнайки, который не умеет учиться, не знает правил поведения, но его можно научить.
Решающую роль в формировании учебных мотивов играет семья, так как именно в ней закладываются потребности и интересы человека с раннего детства.Поэтому родителям нужно:
• Формировать интерес к новым знаниям через поиск информации в книгах, энциклопедиях, справочниках и т. п.
• Показывать общественную значимость учения на собственных примерах, в ближайшем окружении.
• Научить ребенка подчинять свое «хочу» слову «надо».
• Научить трудиться, доводить начатое дело до конца.
• Научить сравнивать результат с образцом.
• Научить исправлять свои ошибки (ошибка – это не страшно, ее можно исправить, но в следующий раз стараться не допускать ошибок).
• Воспитывать стремление к успеху (если много раз сделаешь, то научишься).
• Формировать адекватную самооценку (похвалят за хорошую работу, если есть ошибки – не жди похвалы, похвалу нужно заслужить).
Основа мотивационной готовности формируется в семье, в повседневной ее жизни, в отношении взрослых к своей социальной роли родителей, тружеников, членов общества, граждан своей страны.
Источник
Всякая эмоция только обогащает жизнь.
Джон Голсуорси
Дошкольный возраст требует к себе особого
внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается
в школу – еще большего внимания. В этом возрасте
ребенок имеет массу изменений, не только
внешнего плана, но прежде всего внутреннего,
дающих понять как родителям, так и психологу свою
исключительность. Это и период перехода от одной
ступени развития к другой.
Вопросы психологической готовности к обучению
в школе рассматривают педагоги, психологи,
дефектологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер,
А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,
В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и многие другие.
Большое внимание уделил мотивационному
обусловливанию В. К. Вилюнас. “С психологической
стороны, а именно при учете того, что выработка
условной связи означает изменение субъективного
отношения к условному раздражителю, этот
механизм может быть изображен в виде передачи
эмоционального (мотивационного) значения…
новому содержанию”.
Особая актуальность изучения проблемы
психологической готовности ребенка к школьному
обучению связана с тем, что на сегодняшний день
именно несформированность у ребенка
психологической готовности к школе часто
является главной причиной проблем, возникающих у
ребенка в первый год обучения в школе.
Ежегодно множество родителей задается
вопросом готовности к школе. И тут важнее
всего определить, что лучше самому будущему
школьнику, насколько он готов к учёбе физически и
психологически. Многие полагают, что
готовность к школе определяется только знаниями,
но это самое большое заблуждение.
Детские психологи выделяют несколько
критериев готовности детей к обучению в
школе.
1. Интеллектуальная готовность (способность
к концентрации внимания, умение строить
логические связи, развитие памяти, мелкая
моторика).
2. Эмоциональная готовность (мотивация к
обучению, умение сосредоточиться, управление
эмоциями).
3. Социальная готовность (потребность в
общении, коррекция поведения в коллективе,
способность обучаться).
В статье рассматривается изучение проблемы
мотивационной готовности к школе,
способствующей к дальнейшему снижению учащихся
к учению.
Известно, что наиболее большие трудности для
самих детей и взрослых связаны с нежеланием
детей – учиться. Заставить ребёнка учиться
невозможно, если он сам этого не захочет. Поэтому,
мотивационная готовность дошкольников к школе
является не менее важным аспектом
психологической готовности, чем, например
интеллектуальная готовность. Родители,
подготавливая ребенка к новому периоду жизни,
должны сформировать у него мотивацию к учебе,
ведь она является ключом к будущему успеху. От
успешности адаптации к школе зависит очень и
очень многое: ощущение успешности своей личности
у самого ребенка, его самооценка, причисления
себя к “удачливым” или же к “неудачникам”.
Целью статьи является разработка рекомендаций
для родителей и воспитателей,
педагогам-психологам, воспитателям предлагается
проективная методика для проведения диагностики
мотивационной готовности ребенка к школе.
Мотивационная готовность к школе начинается,
прежде всего, с любви ребёнка к себе и его веры в
возможность быть лучше, т.е. стремлению к
совершенству. Самооценка – один из важнейших
механизмов саморегуляции, позволяющий ребёнку
преодолевать трудности. Считается, что
становление устойчивой самооценки как таковой
происходит в возрасте 5-6 лет. Именно в этом
возрасте важно помочь ребёнку сформировать
адекватную самооценку, которая будет
способствовать преодолению возможных жизненных
сложностей, в том числе и школьных.
Как поднять интерес и положительное отношение
к школе? Прежде всего, выяснить, почему
отсутствует интерес у детей к школе.
Во-первых система мотивов, определяющих
желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут
быть адекватные (познавательный, социальный и
оценочный) мотивы и неадекватные (внешний,
позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в
той или иной степени присутствует в
мотивационной структуре ребёнка, но важно
установить какой мотив является доминирующим.
Во-вторых, у ребёнка возможна негативная
мотивация к школьному обучению. Причины её
выясняются индивидуально, в каждом конкретном
случае. Но как правило – это страх ребёнка перед
школой, который формируют сами родители
непосредственно или косвенно; ситуация в семье:
отрицательный пример старших детей –
школьников; пресыщение ребёнка самим процессом
подготовки к школе, занятиями по типу школьного
урока, усталость.
В-третьих, у многих детей, которые посещают
подготовительные курсы при школе, размыта грань
между будущей и настоящей “субботней” школой.
На вопрос: “Ты хочешь учиться в школе?”, дети
отвечают: “А я и так уже учусь в школе”. Интерес к
школе у некоторых детей также не выраженный,
поскольку у детей, посещающих подготовительные
курсы при школе, отсутствует некая интригующая
новизна предстоящего важного события –
поступления в школу.
И самое главное ему трудно будет учиться, если у
него не сформирована внутренняя позиция
школьника, которую следует рассматривать как
одну из составляющей мотивационной готовности к
школе. Внутренняя позиция школьника,
представляющая психологическую предпосылку к
овладению учебной деятельностью, не возникает на
занятиях по типу школьного урока, а формируется
преимущественно внутри ведущей деятельности
дошкольника – в игровой деятельности:
сюжетно-ролевой, дидактической, с правилами,
режиссёрской, а также через традиционные виды
дошкольной деятельности. Если ребёнок старшего
дошкольного возраста играет меньше, чем ему
требуется, а это часто происходит из-за
элементарного недостатка времени, выделяемого
на игру по остаточному принципу. В первую
очередь, много времени затрачивается на
репетиторов, на занятия по школьному типу, на
всевозможные кружки и секции и т.д. Лишившись
игры, дети не приобретают такие качества, как
самоконтроль, ответственность, осознанность,
умение действовать по правилу и инструкции, не
формируются социальные мотивы учения. В связи с
этим, возникает проблема: поведение ребёнка
остаётся ситуативным, непроизвольным.
Считается, что также самооценка ребёнка
становится к периоду обучения в школе
устойчивой, но всё же она зависит от мнения и
высказывания о нём взрослых – педагогов и
родителей. Например, тревога матери по поводу
возможных школьных проблем заражает ребёнка,
вселяет в него страх перед школой, снижает
самооценку. Некорректные высказывания родителей
о способностях или лучше сказать о
неспособностях ребёнка, о его несостоятельности
перед школой также способствуют понижению
самооценки. Преодоление тревожности, повышение
самооценки можно добиться посредством
совместных усилий педагогов и родителей на пути
продвижения ребёнка к успеху. При этом нельзя
ругать ребёнка за ошибки, неудачи, сравнивать с
более успешными детьми. Надо шаг за шагом
показывать ребёнку, что он уже умеет и что должен
сделать, чтобы достичь больших успехов.
Рекомендации для воспитателей. Главный акцент
в развитии эмоционально-волевой готовности к
школе педагоги должны делать на воспитании
мотивов достижения цели: не бояться трудностей,
стремление преодолевать их и не отказываться от
намеченной цели.
Рекомендации для родителей. Поддерживать
интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его
вопросы, давать новые сведения о знакомых
предметах. В развитии волевой и эмоциональной
готовности может помочь использование примеров
из сказок и рассказов (чтение художественной
литературы, постановка сказок детского театра,
рассматривание картин, слушание музыки). А самое
главное, стараться не воспринимать занятия с
ребенком как тяжелый труд, радоваться и получать
удовольствие от процесса общения, никогда не
терять чувство юмора, ведь появилась прекрасная
возможность подружиться с ребенком.
Далее в статье предложена проективная
методика, применяемая в групповой и
индивидуальной диагностике детей. Задания
методики мной апробированы в подготовительной
группе детского сада. Методику можно проводить
как в начале, так и в конце учебного года, что
позволяет увидеть более четкую картину, начать
коррекционную работу и дать рекомендации
родителям и воспитателям.
Проективная методика (цветовой тест) на
определение мотивации учебной деятельности
дошкольника
Цель методики: диагностика и исследование
интереса дошкольника к учебе, развитие мелкой
моторики руки.
Инструкция: дошкольникам предлагаются
бланки-раскраски с нарисованными фигурами
(смайлик, солнышко, облачко, сердечко и звездочка)
(см. приложение) и 3 цветных
карандаша. Дети отвечают на вопросы психолога,
выбирают нужный цвет карандаша и закрашивают
фигурки.
Вопросы для детей:
1. МОТИВ – Я в школу… (синий – хочу; красный – не
хочу; желтый – не знаю).
2. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ – Я знаю о школе… (синий – все
знаю; красный – ничего не знаю; желтый – что-то
знаю).
3. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ – Почему я хочу в
школу…(синий – получать знания, быть умным;
красный – заставляют родители; желтый – найти
друзей).
4. ЭМОЦИИ – Мои эмоции по отношению к
школе…(синий – радость; красный – страх; желтый –
нет эмоций).
5. ОСОЗНАННОСТЬ – Готов ли я пожертвовать
некоторыми вещами ради школы (временем,
прогулкой с друзьями, игрой, игрушками)…(синий –
да; красный – нет; желтый – еще не знаю).
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был
успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и
с удовольствием занимался. Зачастую ребенок,
имеющий хорошее интеллектуальное развитие,
трудно адаптируется к школе, при первой же
неудаче отказывается ходить в школу, не
испытывает интереса к выполнению домашних
заданий. Это происходит в результате
несформированной мотивационной готовности
ребенка к школе, отсутствия “внутренней позиции
школьника”. Таким образом, по окончании первого
года в школе у ребенка может выработаться
стойкое нежелание учиться. Родительская
заинтересованность в ребенке, поддержка со
стороны педагогов – главные условия его
благополучной адаптации к школе и успешной
учебы.
Список использованной литературы
- Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика
готовности к школе. СПб, 2002. - Белова Е. Размышления перед школой: (Советы
родителям) // Дошкольное воспитание, – 2004 г., – №8,
стр.80-83. - Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др.
Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и
родителям. – Ярославль: Академия, 2006. – 320 с. - Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш
ребенок к школе? М., 1994. - Венгер Л. Как дошкольник становится школьником?
// Дошкольное воспитание, – 2005, – №8, стр.66-74. - Вьюнова Н.И. Психологическая готовность
ребенка к школьному обучению – М.: Академический
проект, 2005.. - Гуткина Н. Психологическая готовность к
школе. Серия Детскому психологу. Издательство
“Питер”, 2007 г. - Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 2001.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип
оценки умственного развития детей. М., 2003. - Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее
источники, структура и условия. // Хрестоматия
по возрастной психологии. Под ред.
Д.И. Фельдштейна. М., 1994, С. 152–158. - Костюк Н.В. Развитие позитивной мотивации к
обучению учащихся начального профессионального
образования: Дис. канд. пед. Наук. – Кемерово, 2004. –
193 c. - Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе. М., 2002. - Рогов Е.И. Настольная книга практического
психолога в образовании. М., 2008.
Источник
Как мотивировать дошкольников к обучению в школе.
Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.
Что надо знать о мотивации родителям
С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:
желание учиться и овладевать знаниями;
радоваться процессу обучения;
побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
стремление к учебному успеху в школе;
желание получать высокие отметки за свои знания;
стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
умение подчиняться школьным требованиям;
навыки самоконтроля.
Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.
Тест – опросник
Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:
Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
(Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе? (часто; редко; не рассказываю)
Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.
25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).
10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.
Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей
Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:
Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят – игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителе,й как можно раньше отдать малыша в школу, не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку, он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников.
В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника, например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки “двоечник несчастный”, трудностей в письме “пишешь, как курица лапой”, медленного чтения “уснешь, пока ты прочитаешь”), некорректные замечания в присутствии других ребят (“вот другие ребята – молодцы, а ты …”). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
Использование угроз и физических наказаний, если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
Неблагополучные отношения в семье, разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
Школьники, которые не посещали детский сад, не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.
Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога.
Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:
- Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
- Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
- Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
- Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
- Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка – это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
- Эврика (греч. heureka – я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника – первооткрывателя учение всегда является удовольствием.
- Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!
https://myintelligentkids.com/kak-motivirovat-mladshego-shkolnika-k-uchebe-psixologi-sovetuyut
Источник