Морфологические и функциональные развитие ребенка

Морфологические и функциональные развитие ребенка thumbnail

Петрова Анна
Морфофункциональные особенности детей дошкольного возраста и их учет при занятиях ФКиС.

В России происходят негативные изменения в состоянии здоровья подрастающего поколения: увеличение количества детей с заболеваниями сердечно – сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, желез внутренней секреции, с акцентуацией характера и другими изменениями психики, с дефицитом веса, низкими показателями физической подготовленности. Во многом это связано с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, чрезмерными психо-эмоциональными нагрузками и уменьшением биологически необходимого объема двигательной активности.

Рациональное применение физических упражнений укрепляет здоровье, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. В то же время следует учитывать, что физические упражнения стимулируют процессы роста и развития, совершенствуют механизмы адаптации и укрепляют здоровье лишь при условии адекватности их характера, объема и интенсивности состоянию здоровья, возрастным и, особенно, индивидуальным морфофункциональным особенностям детей.

1. Особенности нервной системы и учет при занятиях физической культурой.

Морфологическое развитие нервной системы заканчивается в основном в младшем школьном возрасте. Но функциональным показателям нервной системы еще далеко до совершенства. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелика, что может при нерациональном физическом воспитании или спортивном совершенствовании приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга и быстрому утомлению. Высокая возбудимость и слабость тормозных процессов приводит к выраженному возбуждению в коре головного мозга и недостаточной координации движений. Однако длительное поддерживание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются. Большая возбудимость и реактивность, высокая пластичность нервной системы способствует быстрому усвоению двигательных навыков в 7-10 лет. Этим объясняется то, что дети младшего школьного возраста сравнительно легко овладевают технически сложными формами движений. Особенностью нервной системы детей 7-10 лет является то, что условные рефлексы, выработанные в этом возрасте, закрепляются особенно прочно и сохраняются длительное время. У детей младшего школьного возраста при действии сверхсильных и монотонных двигательных раздражителей легко развивается утомление. Подобные особенности нервной системы детей младшего школьного возраста следует учитывать при использовании физических упражнений на выносливость.

При организации занятий с младшими школьниками и, особенно с дошкольниками, нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий.

Особенно важно строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении. Полезно еще практиковать переключение с одного вида физических упражнений на другой.

2. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции. Их учет при занятиях ФКиС.

Дети отличаются недостаточно налаженным механизмом теплообмена. Они легко перегреваются и легко теряют тепло. С переходом к младшему школьному возрасту границы терморегуляции расширяются, а механизмы теплообмена совершенствуются. Дети младшего школьного возраста по сравнению с дошкольниками меньше подвержены перегреванию и переохлаждению, однако их устойчивость к изменениям температурных режимов все еще недостаточно совершенна. Следовательно, во время занятиях физической культурой эти особенности нужно учитывать, активные физические упражнения и игры в спортивном зале должны проводиться в меру, учитывая что дети могут перегреться.

Важнейшая роль в процессах выделения принадлежит почкам. Формирование почечной системы интенсивно продолжается до 13-15 лет. Функции почек у дошкольников не совершенны. В возрасте 4-5 лет в деятельности почек преобладают процессы фильтрации, и лишь к 10-11 годам достигают взрослого уровня. Мочеиспускание у детей первых лет жизни чаще

чем у взрослых, что объясняется высоким уровнем обмена веществ.

В нормальной жизнедеятельности растущего организма велика роль желез внутренней секреции. С участием гормонов формируются в развивающемся организме процессы адаптации к различным условиям внешней среды, в том числе к стрессовым ситуациям. Еще до рождения ребенка начинают функционировать некоторые железы внутренней секреции, которые имеют большое значение и в первые годы жизни после рождения (эпифиз, вилочковая железа, гормоны поджелудочной железы и коры надпочечников). Эпифиз в дошкольном возрасте осуществляет важные процессы водного и солевого обмена в детском организме. Секреция гормона гипофиза нарастает постепенно, а в возрасте 6 лет усиливается более значительно, обуславливая заметную прибавку в росте ребенка. В развитии процессов роста участвует гормон поджелудочной железы – инсулин. Нарушение гормональной функции поджелудочной железы встречается уже в детском возрасте, чаще всего в 6 – 12 лет, приводя к заболеваниям сахарным диабетом. Этому способствует нарушения режима питания детей – недостаточность двигательной активности, переедание ожирение. Огромное значение для правильного роста и развития ребенка имеет гормональная активность щитовидной железы. От секреции ее гормонов зависит правильное физическое и психическое развитие ребенка. Гипофункция щитовидной железы (недостаток йода) приводит к задержке роста и развития. Раннее развитие вилочковой железы обеспечивает высокий уровень иммунитета в организме.

В целом, в период младшего школьного возраста (7-11 лет) организм

ребенка отличается гармоничным развитием и стабильным гормональным статусом. Оптимальное соотношение секреции различных гормонов обеспечивает нормальный уровень физического и умственного развития, устойчивость реакций организма на внешние воздействия. Регулярные занятия физической культурой также способствуют нормальному и правильному функционированию желез внутренней секреции.

3. Сердечно – сосудистая система и ее учет при занятиях ФКиС.

Сердце детей первых лет жизни отличается малыми размерами и шаровидной формой. Рост его объема следует за ростом массы тела. Минутный объем крови у 4 – 11 – летних детей примерно в 2 раза меньше, чем у взрослых. В младшем школьном возрасте завершается морфологическое развитие сердца и кровеносных сосудов, становится более совершенной регуляция функционирования сердечно – сосудистой системы. Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Относительно больше, чем у взрослых, и просвет каппилярной сети. Однако соотношение между объемом сердца и диаметром крупных сосудов до 11 – 12 лет остается постоянным. Подобные особенности морфологического строения кровеносных сосудов являются одной из причин сравнительно низкого артериального давления. Частота сердечных сокращений у новорожденных достигает 120 – 150 уд/мин, у дошкольников – порядка 100 уд/мин, в младшем школьном возрасте – около 90 уд/мин. Величина частоты сердечных сокращений легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, различных эмоциях, физической и умственной нагрузках).

Важнейшим показателем, непосредственно характеризующим функциональное состояние сердца, является систолический объем крови. С возрастом этот показатель увеличивается: в 6 – 7 лет 26 – 34 мл, в 8 – 9 лет – 30 – 40 мл, в 10 – 11 лет – 31 – 45 мл. В младшем возрасте влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы выражено больше, чем парасимпатического. У детей 7 – 10 лет относительно невелика сократительная способность миокарда, малоэкономична деятельность сердца, невелик его функциональный резерв. Низкие величины сердечного выброса и артериального давления в сочетании со значительной частотой сердечных сокращений обуславливают значительную напряженность функции кровообращения у детей младшего возраста, особенно при выполнении физических нагрузок. Следовательно, руководителю по физической культуре следует учитывать что адаптационные возможности аппарата кровообращения у детей при мышечной деятельности гораздо ниже, чем у детей более старшего возраста. Тренировочный процесс следует выстраивать рационально, с учетом анатомо – физиологических особенностей, в том числе аппарата кровообращения.

4. Система дыхания и ее учет при занятиях ФКиС

По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыхательный аппарат. Дыхание у детей частое и поверхностное. Легочная ткань мало растяжима. Бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка сохраняет еще конусовидную форму, а дыхательные мышцы слабы. Все это затрудняет внешнее дыхание. Дыхательный объем дошкольника в 3 – 5 раз

меньше, чем у взрослого человека. Он постепенно увеличивается в младшем школьном возрасте, но отстает от уровня взрослого. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при умственных и физических нагрузках, эмоциональных вспышках, повышении температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается неритмичным, появляются задержки дыхания. Вплоть до 11 лет отмечается недостаточность произвольной регуляции дыхания. Такие показатели, как длительность задержки дыхания, максимальная вентиляция легких, определяются у детей с 5-летнего возраста, когда они могут сознательно регулировать дыхание. Жизненная емкость легких дошкольников в 3 – 5 раз меньше, чем у взрослого, а младшем школьном возрасте – в 2 раза меньше. Минутный объем дыхания на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста постепенно растет. Этот показатель за счет высокой частоты дыхания у детей меньше, чем другие показатели, отстает от взрослых величин: в 4 года – 3,4 л/мин, в 7 лет – 3,8 л/мин, в 11 лет – 4 – 6 л/мин. Все это указывает на то, что морфологические особенности бронхов у детей младшего школьного возраста являются причиной напряженной работы дыхательных мышц. Занятия по физической культуре нужно выстраивать с передышками, а дозирование упражнений должно соответствовать возрасту.

5. Система пищеварения

Морфологическое развитие органов пищеварения в основном заканчивается в среднем школьном возрасте. Размеры желудка постепенно

увеличиваются, к 6 – 7 годам он приобретает форму, характерную для взрослого человека. К этому возрасту заметно развиваются мышцы, обеспечивающие движения желудка и перистальтику кишечника. У детей дошкольного и младшего школьного возраста еще малочисленны и недоразвиты пищеварительные железы. Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соляной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым расстройствам желудочно-кишечного тракта. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции поджелудочной железы и печени ребенка. В возрасте 6 – 9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищеварительные функции совершенствуются. Однако, принципиальные отличия пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у них представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи. Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможность всасывания в желудке, которая сохраняется у детей до 10 – летнего возраста.

6. Физическое развитие и опорно-двигательная система, учет при занятиях ФКиС

Пропорции тела ребенка в первые годы жизни существенно отличаются от пропорций взрослого сравнительно большей длиной головы и более короткими конечностями. На протяжении первого года жизни и в возрасте 6 – 7 лет происходит заметный прирост длины тела. Прирост массы тела отстает

от скорости увеличения длины тела. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно – связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие ассиметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Это требует особого внимания к организации нормальной позы детей и при использовании физических нагрузок.

В дошкольном и младшем школьном возрасте увеличиваются размеры и дифференциация элементов мышечных, суставных и сухожильных рецепторов, достигая достаточного совершенства к 6 годам. На протяжении данного возраста происходит перераспределение положения мышечных веретен в скелетных мышцах – от равномерного их расположения в мышце у новорожденных к сосредоточиванию веретен в концевых областях мышц, где они подвергаются большему растяжению и, соответственно, точнее информируют мозг о движении мышц. До 11 – 12 лет происходит также созревание нервно – мышечных синапсов, что способствует улучшению проведения моторных команд. В первые годы жизни до 9 – 10 лет тонус мышц – сгибателей превышает тонус разгибателей. Детям трудно длительное время сохранять вертикальную позу при стоянии, поддерживать выпрямленное положение спины при сидении. Мышцы конечностей относительно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное развитие мышечно-связочного

аппарата брюшного пресса может вызвать образование отвисшего живота и появление грыж при поднятии тяжести. Сила мышц мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте равна силе мышц девочек.

Несмотря на повышение абсолютной мышечной силы в возрасте 4 – 5 лет, относительная сила практически не изменяется, так как растет и масса тела ребенка. Лишь с возраста 6 – 7 лет прирост силы оказывается больше прироста массы тела, и начинается нарастать относительная сила мышц, параллельно увеличивается прыгучесть и скоростно – силовые возможности детей.

Следовательно при систематических тренировках с использованием правильных упражнений, облегчающих воспроизведение пространственно – временных параметров (текущая информация, коррекция, комментирование и т. д., приводит к улучшению точности воспроизведения пространственных характеристик на 40 – 45 %, временных – на 30%, силовых – на 35%.

Заключение

Морфофункциональный учет особенностей каждого периода детства необходим при проведении учебных занятий в объеме программы физического воспитания, а также в процессе их спортивного совершенствования. Развитие ребенка происходит неравномерно в связи с неодновременным процессом роста и формирования. Неравномерность развития в различные периоды детства обусловлена генетической программой и факторами внешней среды (социально – экономическими условиями жизни, климатогеографическая зона, постановка физического воспитания и т. д.). Влияние генетической программы и факторов внешней среды неодинаково в процессе роста и формирования ребенка. Современному педагогу по физическому воспитанию следует учитывать морфофункциональные особенности детского возрастного периода, и следует правильно подбирать методики, комплексы физических упражнений, находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Источник

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА,

ИХ РОЛЬ В ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗЕ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ

Этиология и патогенез состояний, требующих проведе­ния реанимационных мероприятий и интенсивной тера­пии, у детей различных возрастных групп резко отлича­ются от таковых у взрослых в связи с анатомо-физиоло- гическими особенностями организма ребенка. Изучение последних расширяется и углубляется с каждым годом. Разные возрастные периоды тщательно анализируются представителями клинических и теоретических дисцип­лин. В ближайшие годы результаты их объединенных усилий предстанут в виде возрастных «срезов», и тогда интересующийся специалист сможет быстро получить количественную и качественную характеристику ребен­ка, использовать эти сведения в практической и иссле­довательской работе.

Чрезвычайно важно выявление анатомо-физиологи- ческих особенностей не только здорового и больного, но и такого ребенка, у которого возникают временные отклонения, явления, жалобы, не наблюдающиеся в нор­ме. Речь идет о разного рода дисфункциях, дисгармониях, дискинезиях.

Перечисленными выше терминами практические вра­чи обычно характеризуют различные, как правило, непродолжительные жалобы и отклонения, которые у большинства детей проходят самостоятельно или под влиянием несложных симптоматических мероприятий. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще возникают на. званные дисфункции. Особенно часто и тяжело они про­текают у новорожденных и грудных детей.

Этиология и патогенез дисфункций у взрослых и де­тей принципиально различны. Дисфункции взрослых — дисфункции зрелого организма возникают в связи с разнообразными причинами: нарушением обмена, регио­нарной гипоксией, спазмом или локальной атонией орга­на на почве механического раздражителя, психического стресса, нарушения корреляции между железами внут­ренней секреции и др. Вероятно, перечисленные причи­ны могут оказать провоцирующее воздействие в любом или почти в любом возрасте.

У детей возникают такие дисфункции, которые в зре­лом организме, как правило, не могут иметь места. Одна группа дисфункций наблюдается у недоношенных и новорожденных детей в связи с созреванием их незрелых тканей, органов и систем. По мере того как происходит созревание, явления дисфункции подобного рода уменьшаются в числе и постепенно исчезают. Это — дисфункции созревания. Другая группа дисфунк­ций связана с неодновременным созревани­ем и ростом тканей, органов и систем и наблюдается преимущественно у детей, вышедших за пределы перио­да новорожденное. Это — диспропорции роста (рис. 1).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА: ДИСПРОПОРЦИИ РОСТА У ДЕТЕЙ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА: ДИСПРОПОРЦИИ РОСТА У ДЕТЕЙ

Рассмотрим некоторые дисфункции созревания у но­ворожденных.

Рвота может появиться по многим причинам: при незрелости нервно-мышечного прибора кардии тела же­лудка, привратника (халазия, редко ахалазия, так назы­ваемый каскаденмаген, пилороспазм и др.). По мере созревания перечисленных структур рвота исчезает, но нередко наблюдаются серьезные осложнения. У ребенка может развиться аспирационная пневмония, которая является главной среди причин смерти. При длительной упорной рвоте возникает реальная возможность про­дольного рубцевания пищевода с образованием при­обретенной грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. При циркулярном рубцевании пищевода развивается сте­ноз, требующий бужирования или даже оперативного ле­чения.

Нарушение, угнетение и полная остановка дыха­ния— самое частое и грозное проявление незрелости, особенно у недоношенных детей, могут быть обусловле­ны незрелостью нервных структур дыхательного центра, легочной ткани, дыхательной мускулатуры и др. Пере­численные нарушения дыхания нередко возникают вне

прямой связи с причиной, их обусловившей, и могут при­вести к летальному исходу.

Гипертермический синдром как следствие незрелости центра терморегуляции при несвоевременной диагности­ке и неправильном лечении также может закончиться летально.

Так называемая физиологическая желтуха новорож­денных, токсикозы, кишечные дисфункции и многое дру­гое рассматриваются в аналогичном плане.

Следовательно, как резко, так и слабо выраженные более или менее продолжительные дисфункции созрева­ния организма ребенка (особенно недоношенного и ново­рожденного) нередко способствуют возникновению не­посредственных и отдаленных клинических проявлений, серьезных морфологических поражений и служат пря­мой или косвенной причиной гибели ребенка.

Во второй группе дисфункций (диспропорции роста) одно из нередких заболеваний, требующих неотложной диагностики и лечения, — инвагинация кишечника — ча­ще возникает у детей в возрасте от б до 18 мес. Запоз­далое лечение влечет за собой гибель ребенка от непро­ходимости и перитонита.

Подвывих головки лучевой кости происходит обычно в возрасте между 2 и 5 годами.

В урологии известен ряд нозологических единиц, при которых отмечается сходный возрастной критичес­кий период: ночной энурез, опущение почек, пузырно-мо­четочниковый рефлюкс. При пузырно-мочеточниковом рефлюксе, когда моча в момент мочеиспускания ретрог­радно под давлением поступает в собственные почки ребенка, неизменно возникают явления пиелонефрита, способные оказаться губительными для больного не только в процессе диспропорции роста, но и спустя мно­го лет, во взрослом состоянии.

Существуют ли законы, по которым происходит со­зревание структур и функций ребенка?

П. К. Анохину (1948) принадлежит заслуга открытия и описания различных качеств функциональной системы, которая объединяет клеточные центры в ЦНС через посредство проводников, синапсов с моторным аппаратом. Функциональные системы созревают в разное .время, будучи подчиненными одной общей задаче — спо­собствовать выживанию организма на данном этапе его развития. Установлено, что постепенное созревание от­дельных составных частей функциональной системы обусловливает ее первоначальную «минимальную обеспе­ченность». Другими словами, до того как функциональная система полностью вступит в строй, проходит некоторое время, на протяжении которого незначительные внешние и внутренние влияния могут нарушать ее неустойчивое равновесие. Функциональная система на данном этапе может легко «разладиться», пока не наступит созревание всех ее составных частей. Это положение находит отра­жение в более частых клинических проявлениях дисфунк­ций созревания у недоношенных детей по сравнению с доношенными, а также позволяет объяснить тот факт, что дисфункции созревания наблюдаются не у всех, а лишь у меньшей части новорожденных.

Неодновременность созревания функциональных си­стем («гетерохрония») отражается в возникновении спе­цифических дисфункций — диспропорций роста. Для дис­пропорций роста типично первоначальное отсутствие их проявлений. Клинические симптомы возникают после не­которого периода здоровья, когда одна система в своем созревании начинает опережать другую. По мере того как эти системы в процессе развития приходят в соответ­ствие, явления диспропорции роста неизбежно исчезают. Напомним, что указанные явления специфичны для дет­ского и подросткового возраста и у взрослых не наблю­даются.

Коренным отличием дисфункций взрослых, которые в основном не представляют серьезной опасности и разре­шаются самопроизвольно или в результате несложной терапии, дисфункции созревания и диспропорции роста у детей нередко представляют большую непосредствен­ную опасность и имеют последствия в отдаленные сроки после их возникновения.

Мы рассмотрели примеры клинических проявлений и возможные морфологические повреждения органов и си­стем ребенка вследствие дисфункций созревания и дис­пропорций роста. Естественно предположить, что заболе­вания определенной этиологии и патогенеза, требующие неотложной диагностики и интенсивной терапии, — гной­но-воспалительные и другие процессы — у детей также могут иметь особенности течения, подлежащие учету.

Так, при эпифизарном остеомиелите у детей младших возрастных групп преобладает метаэпифизарная локали­зация патологического очага. Промедление в диагностике и лечении приводит в дальнейшем к нарушению роста конечности и трудно корригируемым ортопедическим деформациям.

Гнойный мастит у новорожденной девочки при несвое­временном или неправильном лечении нередко сопровож­дается полным повреждением закладки грудной железы с последующей ее гипо- или аплазией.

Сотрясение мозга у детей в отдаленные сроки после травмы в половине случаев имеет последствия, выявляе­мые не только при психоневрологическом обследовании, но и в виде очевидных симптомов и жалоб.

Перечисленные и другие известные факты дают осно­вание высказать мысль о том, что происхождение неко­торых страданий у детей нельзя больше рассматривать с традиционных позиций, когда предполагается возмож­ность двух вариантов — заболеваний врожденных и при­обретенных (рис. 2, АБВГД; АБВГ,3).

В детском возрасте существует третий вариант, кото­рый не наблюдается у взрослых. Подобного рода повреж­дения возникают вследствие поражения незрелых тканей органов и систем (рис. 2, АБВГ,2). Очевидно, третий путь — это заболевания, возникшие в ре­зультате .повреждения развивающихся структур организма. Признание третьего пути дает основание рассматривать любые внутренние и внеш­ние причины, влияния, любые диагностические и лечеб­ные процедуры, каждое заболевание и повреждение с одной наиболее важной позиции: каким образом и какое они могут оказать влияние на легко ранимый деформиру­ющийся бурно растущий организм ребенка?

Органы и системы ребенка поддаются деформации подобно тому, как изменяется форма дерева, которую по своему желанию моделирует опытный садовник. В пол­ной мере это относится и к психической сфере, наиболее интенсивно развивающейся в первые годы жизни.

Мысль эту можно иллюстрировать одним общеизвест­ным наблюдением, трактовать которое логичнее всего с позиций, изложенных выше.

Бронхоэктатическая болезнь довольно часто наблюда­лась 20—30 лет назад. На протяжении этого времени ча­сто имели место дискуссии по поводу ее происхождения: врожденными или приобретенными были бронхоэктазы, Однако, после того как педиатры получили в свое распо­ряжение такое мощное терапевтическое средство, как антибиотики, и начали широко применять его при пнев­мониях у детей раннего возраста, число больных с бронхоэктазами сократилось. Вероятнее всего предположить, что абортивное лечение пневмоний у маленьких детей оказалось действенной предупредительной мерой, защи­тившей легко ранимые развивающиеся бронхо-легочные структуры ребенка. Если принять такую точку зрения, то в данном случае генез бронхоэктазов нельзя рассматри­вать как врожденный, ибо до этого дети были здоровы. Тем более их нельзя расценивать как приобретенные, типичные для взрослого организма. Правильнее всего характеризовать их как следствие повреждения растущих и развивающихся структур детского организма (третий путь); такой вариант происхождения страданий может наблюдаться лишь в организме с незрелыми структура­ми, т. е. у детей.

Признание происхождений заболеваний третьего типа дает основание высказать мысль о возможности исполь­зовать эту особенность с лечебной целью.

Среди детей, родившихся с пороками развития, раз­личают две группы: 1) дети, у которых анатомические изменения зашли настолько далеко, что рассчитывать на успех не бесперспективно, но довольно трудно. Речь идет о больных с тяжелыми формами врожденного фиброэластоза, врожденного цирроза печени, недоразвитием голов­ного и спинного мозга и др.; 2) дети, у которых пороки поддаются лечению (врожденная мышечная кривошея, врожденная косолапость, врожденный вывих бедра и др.).

Постнатальная коррекция пороков развития с каждым годом приобретает все большее значение. Чем раньше начато и настойчивее проводится лечение, тем лучше ре­зультаты и больше вероятность ограничиться консерва­тивными мерами.

В этом отношении весьма демонстративен пример с синдромом Робена: недоразвитая, смещенная назад ниж­няя челюсть и дефект верхней челюсти служат причиной обтурации носоглотки языком новорожденного и гибели его от асфиксии или аспирационной пневмонии. Опера­тивная фиксация языка к щекам или подбородку неред­ко сопровождалась прорезанием нежной мышцы и дру­гими осложнениями. Успех достигнут применением обыч­ного постурального положения: фиксация ребенка в положении на животе обеспечивает физиологический ме­ханизм самовытяжения нижней челюсти и является решением терапевтической проблемы. Происходит самокоррекция порока в результате постнатального влияния на неправильно развитые структуры.

Аналогичная ситуация возникает при обменных пере­ливаниях крови у детей с конфликтными гемолитически­ми желтухами. Очевидно, рассмотрение ряда врож­денных заболеваний с точки зрения возможности их постнатальной коррекции может оказаться перспек­тивным.

Проводя рубеж между детьми и взрослыми на осно­вании зрелости или незрелости их морфофункциональных систем, целесообразно рассмотреть различия между ново­рожденными и детьми более старшего возраста, ибо пе­реход из внутриутробного к внеутробному существова­нию сопровождается серьезными изменениями (дыхание, кровообращение, пищеварение, теплообмен и пр.).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА: ПРИЧИНЫ СЕПТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА: ПРИЧИНЫ СЕПТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Стремление к поискам различий в разные возрастные периоды дало основание сконцентрировать внимание на происхождении гнойно-воспалительных заболеваний.

После периода новорожденности инфекция у детей бывает эндогенной и экзогенной, причем во взаимодейст­вие вступают три фактора: макроорганизм, микро­организм и симбионты. У новорожденных происходит за­селение его условно стерильных территорий симбионта­ми. Если одновременно возникает септический процесс, то в нем первоначально участвуют лишь два факто­ра — макроорганизм и симбионты, являющиеся возбу­дителями инфекции (рис. 3).

Отмеченный факт имеет практическое значение для предупреждения гнойно-воспалительных заболеваний но­ворожденных. Попытки антисептической или антибиоти­ческой стерилизации организма ребенка и матери несо­стоятельны, как нефизиологичные и опасные действия. Оправдано стремление к асептическому режиму и устра­нению вирулентной флоры.

Очевидно, поиски особенностей течения различных патологических процессов у детей разных возрастов пер­спективны, ибо дают возможность переоценить некото­рые устаревшие взгляды.

Приложение изложенных выше наблюдений к практи­ке характеризуется оценкой организма ребенка с пози­ций щажения его легко ранимых, развивающихся струк­тур и возможностью использовать пластичность созре­вающего детского организма в лечебных целях.

В случаях появления симптомов дисфункции созрева­ния и диспропорции роста или других отклонений диаг­ноз и дифференциальный диагноз устанавливают безот­лагательно, ибо потеря времени чревата серьезными ос­ложнениями в ближайший или отдаленный период. У де­тей дисфункция гораздо опаснее, чем у взрослых, поэтому тактика выжидания, наблюдения за динамикой симп­тома нежелательна. В сомнительных случаях целесооб­разно расширять показания к рентгенологическому и дру­гим специальным исследованиям.

При исключении диагноза порока развития и обосно­ванных предположениях о дисфункциональной природе отклонений проводят мероприятия, направленные на ус­корение созревания (помещение в кювез, создание повы­шенной влажности, витаминотерапия, оксигенотерапия и пр.). Особое внимание уделяют предупреждению осло­жнений. Контроль и коррекцию гомеостаза осуществляют по возможности в максимальном объеме, ибо сдвиги кон­стант обмена могут провоцировать дисфункции созре­вания.

Лечение детей проводят интенсивно, стремясь достичь абортивного варианта течения процесса, применяют комп­лекс методов. Поскольку большинство лекарственных средств обладает и отрицательными свойствами, которые не всегда можно предусмотреть, имея в виду поврежде­ния развивающихся структур в отдаленные от начала те­рапии сроки, то и продолжительность их применения же­лательно сократить.

При остром гнойно-воспалительном процессе у ребен­ка каждый час промедления с началом рациональной те­рапии оборачивается впоследствии затратой многих ме­сяцев, а порой и лет на ликвидацию последствий повреж­дения. Это относится к острым гипоксическим, гипогликемическим и многим другим состояниям.

Назначая любое лекарственное средство, важно пред­ставлять себе меру его отрицательного влияния. В пер­вую очередь это относится к антибиотикам, ибо независи­мо от эффективности они вызывают явления дисбакте­риоза. Принципом применения этих мощных препаратов должно быть кратковременное применение больших доз. Гормоны вызывают серьезные нарушения в ближайшие сроки после их введения и, возможно, провоцируют еще более серьезные изменения в отдаленные сроки. Показа­ния к гормональной терапии нужно ставить с осторож­ностью.

Изложенная выше концепция и связанные с ней поло­жения дают основание по-новому определить наше отно­шение к наблюдающимся у детей функциональным и па­тологическим отклонениям, к объему и срокам диагности­ческих мероприятий, сформулировать другую врачебную тактику и, наконец, принципиально изменить некоторые методы лечения.

В:СМН; 30.10.2015г.

ОПТ:СМН; 05.11.2015г

Источник