Морфологические и функциональные развитие ребенка
Петрова Анна
Морфофункциональные особенности детей дошкольного возраста и их учет при занятиях ФКиС.
В России происходят негативные изменения в состоянии здоровья подрастающего поколения: увеличение количества детей с заболеваниями сердечно – сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, желез внутренней секреции, с акцентуацией характера и другими изменениями психики, с дефицитом веса, низкими показателями физической подготовленности. Во многом это связано с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, чрезмерными психо-эмоциональными нагрузками и уменьшением биологически необходимого объема двигательной активности.
Рациональное применение физических упражнений укрепляет здоровье, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. В то же время следует учитывать, что физические упражнения стимулируют процессы роста и развития, совершенствуют механизмы адаптации и укрепляют здоровье лишь при условии адекватности их характера, объема и интенсивности состоянию здоровья, возрастным и, особенно, индивидуальным морфофункциональным особенностям детей.
1. Особенности нервной системы и учет при занятиях физической культурой.
Морфологическое развитие нервной системы заканчивается в основном в младшем школьном возрасте. Но функциональным показателям нервной системы еще далеко до совершенства. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелика, что может при нерациональном физическом воспитании или спортивном совершенствовании приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга и быстрому утомлению. Высокая возбудимость и слабость тормозных процессов приводит к выраженному возбуждению в коре головного мозга и недостаточной координации движений. Однако длительное поддерживание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются. Большая возбудимость и реактивность, высокая пластичность нервной системы способствует быстрому усвоению двигательных навыков в 7-10 лет. Этим объясняется то, что дети младшего школьного возраста сравнительно легко овладевают технически сложными формами движений. Особенностью нервной системы детей 7-10 лет является то, что условные рефлексы, выработанные в этом возрасте, закрепляются особенно прочно и сохраняются длительное время. У детей младшего школьного возраста при действии сверхсильных и монотонных двигательных раздражителей легко развивается утомление. Подобные особенности нервной системы детей младшего школьного возраста следует учитывать при использовании физических упражнений на выносливость.
При организации занятий с младшими школьниками и, особенно с дошкольниками, нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий.
Особенно важно строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении. Полезно еще практиковать переключение с одного вида физических упражнений на другой.
2. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции. Их учет при занятиях ФКиС.
Дети отличаются недостаточно налаженным механизмом теплообмена. Они легко перегреваются и легко теряют тепло. С переходом к младшему школьному возрасту границы терморегуляции расширяются, а механизмы теплообмена совершенствуются. Дети младшего школьного возраста по сравнению с дошкольниками меньше подвержены перегреванию и переохлаждению, однако их устойчивость к изменениям температурных режимов все еще недостаточно совершенна. Следовательно, во время занятиях физической культурой эти особенности нужно учитывать, активные физические упражнения и игры в спортивном зале должны проводиться в меру, учитывая что дети могут перегреться.
Важнейшая роль в процессах выделения принадлежит почкам. Формирование почечной системы интенсивно продолжается до 13-15 лет. Функции почек у дошкольников не совершенны. В возрасте 4-5 лет в деятельности почек преобладают процессы фильтрации, и лишь к 10-11 годам достигают взрослого уровня. Мочеиспускание у детей первых лет жизни чаще
чем у взрослых, что объясняется высоким уровнем обмена веществ.
В нормальной жизнедеятельности растущего организма велика роль желез внутренней секреции. С участием гормонов формируются в развивающемся организме процессы адаптации к различным условиям внешней среды, в том числе к стрессовым ситуациям. Еще до рождения ребенка начинают функционировать некоторые железы внутренней секреции, которые имеют большое значение и в первые годы жизни после рождения (эпифиз, вилочковая железа, гормоны поджелудочной железы и коры надпочечников). Эпифиз в дошкольном возрасте осуществляет важные процессы водного и солевого обмена в детском организме. Секреция гормона гипофиза нарастает постепенно, а в возрасте 6 лет усиливается более значительно, обуславливая заметную прибавку в росте ребенка. В развитии процессов роста участвует гормон поджелудочной железы – инсулин. Нарушение гормональной функции поджелудочной железы встречается уже в детском возрасте, чаще всего в 6 – 12 лет, приводя к заболеваниям сахарным диабетом. Этому способствует нарушения режима питания детей – недостаточность двигательной активности, переедание ожирение. Огромное значение для правильного роста и развития ребенка имеет гормональная активность щитовидной железы. От секреции ее гормонов зависит правильное физическое и психическое развитие ребенка. Гипофункция щитовидной железы (недостаток йода) приводит к задержке роста и развития. Раннее развитие вилочковой железы обеспечивает высокий уровень иммунитета в организме.
В целом, в период младшего школьного возраста (7-11 лет) организм
ребенка отличается гармоничным развитием и стабильным гормональным статусом. Оптимальное соотношение секреции различных гормонов обеспечивает нормальный уровень физического и умственного развития, устойчивость реакций организма на внешние воздействия. Регулярные занятия физической культурой также способствуют нормальному и правильному функционированию желез внутренней секреции.
3. Сердечно – сосудистая система и ее учет при занятиях ФКиС.
Сердце детей первых лет жизни отличается малыми размерами и шаровидной формой. Рост его объема следует за ростом массы тела. Минутный объем крови у 4 – 11 – летних детей примерно в 2 раза меньше, чем у взрослых. В младшем школьном возрасте завершается морфологическое развитие сердца и кровеносных сосудов, становится более совершенной регуляция функционирования сердечно – сосудистой системы. Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Относительно больше, чем у взрослых, и просвет каппилярной сети. Однако соотношение между объемом сердца и диаметром крупных сосудов до 11 – 12 лет остается постоянным. Подобные особенности морфологического строения кровеносных сосудов являются одной из причин сравнительно низкого артериального давления. Частота сердечных сокращений у новорожденных достигает 120 – 150 уд/мин, у дошкольников – порядка 100 уд/мин, в младшем школьном возрасте – около 90 уд/мин. Величина частоты сердечных сокращений легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, различных эмоциях, физической и умственной нагрузках).
Важнейшим показателем, непосредственно характеризующим функциональное состояние сердца, является систолический объем крови. С возрастом этот показатель увеличивается: в 6 – 7 лет 26 – 34 мл, в 8 – 9 лет – 30 – 40 мл, в 10 – 11 лет – 31 – 45 мл. В младшем возрасте влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы выражено больше, чем парасимпатического. У детей 7 – 10 лет относительно невелика сократительная способность миокарда, малоэкономична деятельность сердца, невелик его функциональный резерв. Низкие величины сердечного выброса и артериального давления в сочетании со значительной частотой сердечных сокращений обуславливают значительную напряженность функции кровообращения у детей младшего возраста, особенно при выполнении физических нагрузок. Следовательно, руководителю по физической культуре следует учитывать что адаптационные возможности аппарата кровообращения у детей при мышечной деятельности гораздо ниже, чем у детей более старшего возраста. Тренировочный процесс следует выстраивать рационально, с учетом анатомо – физиологических особенностей, в том числе аппарата кровообращения.
4. Система дыхания и ее учет при занятиях ФКиС
По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыхательный аппарат. Дыхание у детей частое и поверхностное. Легочная ткань мало растяжима. Бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка сохраняет еще конусовидную форму, а дыхательные мышцы слабы. Все это затрудняет внешнее дыхание. Дыхательный объем дошкольника в 3 – 5 раз
меньше, чем у взрослого человека. Он постепенно увеличивается в младшем школьном возрасте, но отстает от уровня взрослого. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при умственных и физических нагрузках, эмоциональных вспышках, повышении температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается неритмичным, появляются задержки дыхания. Вплоть до 11 лет отмечается недостаточность произвольной регуляции дыхания. Такие показатели, как длительность задержки дыхания, максимальная вентиляция легких, определяются у детей с 5-летнего возраста, когда они могут сознательно регулировать дыхание. Жизненная емкость легких дошкольников в 3 – 5 раз меньше, чем у взрослого, а младшем школьном возрасте – в 2 раза меньше. Минутный объем дыхания на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста постепенно растет. Этот показатель за счет высокой частоты дыхания у детей меньше, чем другие показатели, отстает от взрослых величин: в 4 года – 3,4 л/мин, в 7 лет – 3,8 л/мин, в 11 лет – 4 – 6 л/мин. Все это указывает на то, что морфологические особенности бронхов у детей младшего школьного возраста являются причиной напряженной работы дыхательных мышц. Занятия по физической культуре нужно выстраивать с передышками, а дозирование упражнений должно соответствовать возрасту.
5. Система пищеварения
Морфологическое развитие органов пищеварения в основном заканчивается в среднем школьном возрасте. Размеры желудка постепенно
увеличиваются, к 6 – 7 годам он приобретает форму, характерную для взрослого человека. К этому возрасту заметно развиваются мышцы, обеспечивающие движения желудка и перистальтику кишечника. У детей дошкольного и младшего школьного возраста еще малочисленны и недоразвиты пищеварительные железы. Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соляной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым расстройствам желудочно-кишечного тракта. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции поджелудочной железы и печени ребенка. В возрасте 6 – 9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищеварительные функции совершенствуются. Однако, принципиальные отличия пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у них представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи. Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможность всасывания в желудке, которая сохраняется у детей до 10 – летнего возраста.
6. Физическое развитие и опорно-двигательная система, учет при занятиях ФКиС
Пропорции тела ребенка в первые годы жизни существенно отличаются от пропорций взрослого сравнительно большей длиной головы и более короткими конечностями. На протяжении первого года жизни и в возрасте 6 – 7 лет происходит заметный прирост длины тела. Прирост массы тела отстает
от скорости увеличения длины тела. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно – связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие ассиметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Это требует особого внимания к организации нормальной позы детей и при использовании физических нагрузок.
В дошкольном и младшем школьном возрасте увеличиваются размеры и дифференциация элементов мышечных, суставных и сухожильных рецепторов, достигая достаточного совершенства к 6 годам. На протяжении данного возраста происходит перераспределение положения мышечных веретен в скелетных мышцах – от равномерного их расположения в мышце у новорожденных к сосредоточиванию веретен в концевых областях мышц, где они подвергаются большему растяжению и, соответственно, точнее информируют мозг о движении мышц. До 11 – 12 лет происходит также созревание нервно – мышечных синапсов, что способствует улучшению проведения моторных команд. В первые годы жизни до 9 – 10 лет тонус мышц – сгибателей превышает тонус разгибателей. Детям трудно длительное время сохранять вертикальную позу при стоянии, поддерживать выпрямленное положение спины при сидении. Мышцы конечностей относительно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное развитие мышечно-связочного
аппарата брюшного пресса может вызвать образование отвисшего живота и появление грыж при поднятии тяжести. Сила мышц мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте равна силе мышц девочек.
Несмотря на повышение абсолютной мышечной силы в возрасте 4 – 5 лет, относительная сила практически не изменяется, так как растет и масса тела ребенка. Лишь с возраста 6 – 7 лет прирост силы оказывается больше прироста массы тела, и начинается нарастать относительная сила мышц, параллельно увеличивается прыгучесть и скоростно – силовые возможности детей.
Следовательно при систематических тренировках с использованием правильных упражнений, облегчающих воспроизведение пространственно – временных параметров (текущая информация, коррекция, комментирование и т. д., приводит к улучшению точности воспроизведения пространственных характеристик на 40 – 45 %, временных – на 30%, силовых – на 35%.
Заключение
Морфофункциональный учет особенностей каждого периода детства необходим при проведении учебных занятий в объеме программы физического воспитания, а также в процессе их спортивного совершенствования. Развитие ребенка происходит неравномерно в связи с неодновременным процессом роста и формирования. Неравномерность развития в различные периоды детства обусловлена генетической программой и факторами внешней среды (социально – экономическими условиями жизни, климатогеографическая зона, постановка физического воспитания и т. д.). Влияние генетической программы и факторов внешней среды неодинаково в процессе роста и формирования ребенка. Современному педагогу по физическому воспитанию следует учитывать морфофункциональные особенности детского возрастного периода, и следует правильно подбирать методики, комплексы физических упражнений, находить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Источник
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА,
ИХ РОЛЬ В ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗЕ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ
Этиология и патогенез состояний, требующих проведения реанимационных мероприятий и интенсивной терапии, у детей различных возрастных групп резко отличаются от таковых у взрослых в связи с анатомо-физиоло- гическими особенностями организма ребенка. Изучение последних расширяется и углубляется с каждым годом. Разные возрастные периоды тщательно анализируются представителями клинических и теоретических дисциплин. В ближайшие годы результаты их объединенных усилий предстанут в виде возрастных «срезов», и тогда интересующийся специалист сможет быстро получить количественную и качественную характеристику ребенка, использовать эти сведения в практической и исследовательской работе.
Чрезвычайно важно выявление анатомо-физиологи- ческих особенностей не только здорового и больного, но и такого ребенка, у которого возникают временные отклонения, явления, жалобы, не наблюдающиеся в норме. Речь идет о разного рода дисфункциях, дисгармониях, дискинезиях.
Перечисленными выше терминами практические врачи обычно характеризуют различные, как правило, непродолжительные жалобы и отклонения, которые у большинства детей проходят самостоятельно или под влиянием несложных симптоматических мероприятий. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще возникают на. званные дисфункции. Особенно часто и тяжело они протекают у новорожденных и грудных детей.
Этиология и патогенез дисфункций у взрослых и детей принципиально различны. Дисфункции взрослых — дисфункции зрелого организма возникают в связи с разнообразными причинами: нарушением обмена, регионарной гипоксией, спазмом или локальной атонией органа на почве механического раздражителя, психического стресса, нарушения корреляции между железами внутренней секреции и др. Вероятно, перечисленные причины могут оказать провоцирующее воздействие в любом или почти в любом возрасте.
У детей возникают такие дисфункции, которые в зрелом организме, как правило, не могут иметь места. Одна группа дисфункций наблюдается у недоношенных и новорожденных детей в связи с созреванием их незрелых тканей, органов и систем. По мере того как происходит созревание, явления дисфункции подобного рода уменьшаются в числе и постепенно исчезают. Это — дисфункции созревания. Другая группа дисфункций связана с неодновременным созреванием и ростом тканей, органов и систем и наблюдается преимущественно у детей, вышедших за пределы периода новорожденное. Это — диспропорции роста (рис. 1).
Рассмотрим некоторые дисфункции созревания у новорожденных.
Рвота может появиться по многим причинам: при незрелости нервно-мышечного прибора кардии тела желудка, привратника (халазия, редко ахалазия, так называемый каскаденмаген, пилороспазм и др.). По мере созревания перечисленных структур рвота исчезает, но нередко наблюдаются серьезные осложнения. У ребенка может развиться аспирационная пневмония, которая является главной среди причин смерти. При длительной упорной рвоте возникает реальная возможность продольного рубцевания пищевода с образованием приобретенной грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. При циркулярном рубцевании пищевода развивается стеноз, требующий бужирования или даже оперативного лечения.
Нарушение, угнетение и полная остановка дыхания— самое частое и грозное проявление незрелости, особенно у недоношенных детей, могут быть обусловлены незрелостью нервных структур дыхательного центра, легочной ткани, дыхательной мускулатуры и др. Перечисленные нарушения дыхания нередко возникают вне
прямой связи с причиной, их обусловившей, и могут привести к летальному исходу.
Гипертермический синдром как следствие незрелости центра терморегуляции при несвоевременной диагностике и неправильном лечении также может закончиться летально.
Так называемая физиологическая желтуха новорожденных, токсикозы, кишечные дисфункции и многое другое рассматриваются в аналогичном плане.
Следовательно, как резко, так и слабо выраженные более или менее продолжительные дисфункции созревания организма ребенка (особенно недоношенного и новорожденного) нередко способствуют возникновению непосредственных и отдаленных клинических проявлений, серьезных морфологических поражений и служат прямой или косвенной причиной гибели ребенка.
Во второй группе дисфункций (диспропорции роста) одно из нередких заболеваний, требующих неотложной диагностики и лечения, — инвагинация кишечника — чаще возникает у детей в возрасте от б до 18 мес. Запоздалое лечение влечет за собой гибель ребенка от непроходимости и перитонита.
Подвывих головки лучевой кости происходит обычно в возрасте между 2 и 5 годами.
В урологии известен ряд нозологических единиц, при которых отмечается сходный возрастной критический период: ночной энурез, опущение почек, пузырно-мочеточниковый рефлюкс. При пузырно-мочеточниковом рефлюксе, когда моча в момент мочеиспускания ретроградно под давлением поступает в собственные почки ребенка, неизменно возникают явления пиелонефрита, способные оказаться губительными для больного не только в процессе диспропорции роста, но и спустя много лет, во взрослом состоянии.
Существуют ли законы, по которым происходит созревание структур и функций ребенка?
П. К. Анохину (1948) принадлежит заслуга открытия и описания различных качеств функциональной системы, которая объединяет клеточные центры в ЦНС через посредство проводников, синапсов с моторным аппаратом. Функциональные системы созревают в разное .время, будучи подчиненными одной общей задаче — способствовать выживанию организма на данном этапе его развития. Установлено, что постепенное созревание отдельных составных частей функциональной системы обусловливает ее первоначальную «минимальную обеспеченность». Другими словами, до того как функциональная система полностью вступит в строй, проходит некоторое время, на протяжении которого незначительные внешние и внутренние влияния могут нарушать ее неустойчивое равновесие. Функциональная система на данном этапе может легко «разладиться», пока не наступит созревание всех ее составных частей. Это положение находит отражение в более частых клинических проявлениях дисфункций созревания у недоношенных детей по сравнению с доношенными, а также позволяет объяснить тот факт, что дисфункции созревания наблюдаются не у всех, а лишь у меньшей части новорожденных.
Неодновременность созревания функциональных систем («гетерохрония») отражается в возникновении специфических дисфункций — диспропорций роста. Для диспропорций роста типично первоначальное отсутствие их проявлений. Клинические симптомы возникают после некоторого периода здоровья, когда одна система в своем созревании начинает опережать другую. По мере того как эти системы в процессе развития приходят в соответствие, явления диспропорции роста неизбежно исчезают. Напомним, что указанные явления специфичны для детского и подросткового возраста и у взрослых не наблюдаются.
Коренным отличием дисфункций взрослых, которые в основном не представляют серьезной опасности и разрешаются самопроизвольно или в результате несложной терапии, дисфункции созревания и диспропорции роста у детей нередко представляют большую непосредственную опасность и имеют последствия в отдаленные сроки после их возникновения.
Мы рассмотрели примеры клинических проявлений и возможные морфологические повреждения органов и систем ребенка вследствие дисфункций созревания и диспропорций роста. Естественно предположить, что заболевания определенной этиологии и патогенеза, требующие неотложной диагностики и интенсивной терапии, — гнойно-воспалительные и другие процессы — у детей также могут иметь особенности течения, подлежащие учету.
Так, при эпифизарном остеомиелите у детей младших возрастных групп преобладает метаэпифизарная локализация патологического очага. Промедление в диагностике и лечении приводит в дальнейшем к нарушению роста конечности и трудно корригируемым ортопедическим деформациям.
Гнойный мастит у новорожденной девочки при несвоевременном или неправильном лечении нередко сопровождается полным повреждением закладки грудной железы с последующей ее гипо- или аплазией.
Сотрясение мозга у детей в отдаленные сроки после травмы в половине случаев имеет последствия, выявляемые не только при психоневрологическом обследовании, но и в виде очевидных симптомов и жалоб.
Перечисленные и другие известные факты дают основание высказать мысль о том, что происхождение некоторых страданий у детей нельзя больше рассматривать с традиционных позиций, когда предполагается возможность двух вариантов — заболеваний врожденных и приобретенных (рис. 2, АБВГД; АБВГ,3).
В детском возрасте существует третий вариант, который не наблюдается у взрослых. Подобного рода повреждения возникают вследствие поражения незрелых тканей органов и систем (рис. 2, АБВГ,2). Очевидно, третий путь — это заболевания, возникшие в результате .повреждения развивающихся структур организма. Признание третьего пути дает основание рассматривать любые внутренние и внешние причины, влияния, любые диагностические и лечебные процедуры, каждое заболевание и повреждение с одной наиболее важной позиции: каким образом и какое они могут оказать влияние на легко ранимый деформирующийся бурно растущий организм ребенка?
Органы и системы ребенка поддаются деформации подобно тому, как изменяется форма дерева, которую по своему желанию моделирует опытный садовник. В полной мере это относится и к психической сфере, наиболее интенсивно развивающейся в первые годы жизни.
Мысль эту можно иллюстрировать одним общеизвестным наблюдением, трактовать которое логичнее всего с позиций, изложенных выше.
Бронхоэктатическая болезнь довольно часто наблюдалась 20—30 лет назад. На протяжении этого времени часто имели место дискуссии по поводу ее происхождения: врожденными или приобретенными были бронхоэктазы, Однако, после того как педиатры получили в свое распоряжение такое мощное терапевтическое средство, как антибиотики, и начали широко применять его при пневмониях у детей раннего возраста, число больных с бронхоэктазами сократилось. Вероятнее всего предположить, что абортивное лечение пневмоний у маленьких детей оказалось действенной предупредительной мерой, защитившей легко ранимые развивающиеся бронхо-легочные структуры ребенка. Если принять такую точку зрения, то в данном случае генез бронхоэктазов нельзя рассматривать как врожденный, ибо до этого дети были здоровы. Тем более их нельзя расценивать как приобретенные, типичные для взрослого организма. Правильнее всего характеризовать их как следствие повреждения растущих и развивающихся структур детского организма (третий путь); такой вариант происхождения страданий может наблюдаться лишь в организме с незрелыми структурами, т. е. у детей.
Признание происхождений заболеваний третьего типа дает основание высказать мысль о возможности использовать эту особенность с лечебной целью.
Среди детей, родившихся с пороками развития, различают две группы: 1) дети, у которых анатомические изменения зашли настолько далеко, что рассчитывать на успех не бесперспективно, но довольно трудно. Речь идет о больных с тяжелыми формами врожденного фиброэластоза, врожденного цирроза печени, недоразвитием головного и спинного мозга и др.; 2) дети, у которых пороки поддаются лечению (врожденная мышечная кривошея, врожденная косолапость, врожденный вывих бедра и др.).
Постнатальная коррекция пороков развития с каждым годом приобретает все большее значение. Чем раньше начато и настойчивее проводится лечение, тем лучше результаты и больше вероятность ограничиться консервативными мерами.
В этом отношении весьма демонстративен пример с синдромом Робена: недоразвитая, смещенная назад нижняя челюсть и дефект верхней челюсти служат причиной обтурации носоглотки языком новорожденного и гибели его от асфиксии или аспирационной пневмонии. Оперативная фиксация языка к щекам или подбородку нередко сопровождалась прорезанием нежной мышцы и другими осложнениями. Успех достигнут применением обычного постурального положения: фиксация ребенка в положении на животе обеспечивает физиологический механизм самовытяжения нижней челюсти и является решением терапевтической проблемы. Происходит самокоррекция порока в результате постнатального влияния на неправильно развитые структуры.
Аналогичная ситуация возникает при обменных переливаниях крови у детей с конфликтными гемолитическими желтухами. Очевидно, рассмотрение ряда врожденных заболеваний с точки зрения возможности их постнатальной коррекции может оказаться перспективным.
Проводя рубеж между детьми и взрослыми на основании зрелости или незрелости их морфофункциональных систем, целесообразно рассмотреть различия между новорожденными и детьми более старшего возраста, ибо переход из внутриутробного к внеутробному существованию сопровождается серьезными изменениями (дыхание, кровообращение, пищеварение, теплообмен и пр.).
Стремление к поискам различий в разные возрастные периоды дало основание сконцентрировать внимание на происхождении гнойно-воспалительных заболеваний.
После периода новорожденности инфекция у детей бывает эндогенной и экзогенной, причем во взаимодействие вступают три фактора: макроорганизм, микроорганизм и симбионты. У новорожденных происходит заселение его условно стерильных территорий симбионтами. Если одновременно возникает септический процесс, то в нем первоначально участвуют лишь два фактора — макроорганизм и симбионты, являющиеся возбудителями инфекции (рис. 3).
Отмеченный факт имеет практическое значение для предупреждения гнойно-воспалительных заболеваний новорожденных. Попытки антисептической или антибиотической стерилизации организма ребенка и матери несостоятельны, как нефизиологичные и опасные действия. Оправдано стремление к асептическому режиму и устранению вирулентной флоры.
Очевидно, поиски особенностей течения различных патологических процессов у детей разных возрастов перспективны, ибо дают возможность переоценить некоторые устаревшие взгляды.
Приложение изложенных выше наблюдений к практике характеризуется оценкой организма ребенка с позиций щажения его легко ранимых, развивающихся структур и возможностью использовать пластичность созревающего детского организма в лечебных целях.
В случаях появления симптомов дисфункции созревания и диспропорции роста или других отклонений диагноз и дифференциальный диагноз устанавливают безотлагательно, ибо потеря времени чревата серьезными осложнениями в ближайший или отдаленный период. У детей дисфункция гораздо опаснее, чем у взрослых, поэтому тактика выжидания, наблюдения за динамикой симптома нежелательна. В сомнительных случаях целесообразно расширять показания к рентгенологическому и другим специальным исследованиям.
При исключении диагноза порока развития и обоснованных предположениях о дисфункциональной природе отклонений проводят мероприятия, направленные на ускорение созревания (помещение в кювез, создание повышенной влажности, витаминотерапия, оксигенотерапия и пр.). Особое внимание уделяют предупреждению осложнений. Контроль и коррекцию гомеостаза осуществляют по возможности в максимальном объеме, ибо сдвиги констант обмена могут провоцировать дисфункции созревания.
Лечение детей проводят интенсивно, стремясь достичь абортивного варианта течения процесса, применяют комплекс методов. Поскольку большинство лекарственных средств обладает и отрицательными свойствами, которые не всегда можно предусмотреть, имея в виду повреждения развивающихся структур в отдаленные от начала терапии сроки, то и продолжительность их применения желательно сократить.
При остром гнойно-воспалительном процессе у ребенка каждый час промедления с началом рациональной терапии оборачивается впоследствии затратой многих месяцев, а порой и лет на ликвидацию последствий повреждения. Это относится к острым гипоксическим, гипогликемическим и многим другим состояниям.
Назначая любое лекарственное средство, важно представлять себе меру его отрицательного влияния. В первую очередь это относится к антибиотикам, ибо независимо от эффективности они вызывают явления дисбактериоза. Принципом применения этих мощных препаратов должно быть кратковременное применение больших доз. Гормоны вызывают серьезные нарушения в ближайшие сроки после их введения и, возможно, провоцируют еще более серьезные изменения в отдаленные сроки. Показания к гормональной терапии нужно ставить с осторожностью.
Изложенная выше концепция и связанные с ней положения дают основание по-новому определить наше отношение к наблюдающимся у детей функциональным и патологическим отклонениям, к объему и срокам диагностических мероприятий, сформулировать другую врачебную тактику и, наконец, принципиально изменить некоторые методы лечения.
В:СМН; 30.10.2015г.
ОПТ:СМН; 05.11.2015г
Источник