Моральное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Моральное развитие ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

В дошкольном возрасте социальное пространство познается постепенно, через стремление ребенка реализовать свою потребность в любви и эмоциональной поддержке, через стремление реализовать свои притязания на признание. Реализуя эти потребности, ребенок усваивает ценностное отношение к обязанностям, к тому, что “нужно”, до моральных норм.

Осваивая обязанности и права, накапливая определенные знания о них, ребенок еще долго не осознает их значения для себя как человека, принадлежащего к определенной культуре. Для дошкольника права и обязанности психологически отчуждены от его личности, существуют вне его, при этом обязанности выступают в его сознании как акт насилия, а права растворены где-то в социальном пространстве и существуют как некая абстракция.

В культуре любого народа исторически выработаны обобщенные эталоны этической оценки. Они выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Ребенок усваивает значение этических эталонов через общение со взрослым или другим ребенком. Нравственное развитие ребенка в большей степени зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.

В практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Достаточно продуктивным является метод, когда ребенок встает в таких условиях, когда он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Овладение моральными действиями приводит к тому, что ребенку становится больно осознавать идентичность своих поступков и действий отрицательной модели, тогда возникает у ребенка желание больше соответствовать положительной модели.

Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверчиво и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемое сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.

Потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает только в том случае, когда для ребенка тот или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают определенный личностный смысл. Недовольство ребенка собой является основой для перестройки ее поведения. Хотя бывает, что дети соотносят себя с отрицательным эталоном и идентифицируют себя в определенной степени приближенными к нему.

Позже дети понимают сущность негативного этического эталона, сохраняют эмоциональный интерес к негативному поступку. Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный нравственный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя согласно социальным ожиданиям, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения. Часто это происходит потому, что при оценке взрослыми отрицательных персонажей чувствуется снисходительное отношение к ним, легкая, безобидная ирония.

В процессе общения со взрослыми происходит усвоение первых нравственных эталонов. Первоначально ребенок поступает нравственно не потому, что осознает общественную значимость выполнения определенных правил, а потому, что у него возникла потребность считаться с мнением и выполнять требования людей, связанных с ней. Как бы критично ни оценивал ребенок свое поведение, все-таки в основе его оценки лежит эмоционально положительное отношение к себе, которое возникло еще в раннем детстве.

Ориентирами поведения для ребенка могут стать и сверстники, пользующиеся популярностью в детской группе. Моральные эталоны усваиваются в процессе общения в группе, где ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения в соответствии с других лиц, приспосабливая эти нормы и правила к разным конкретным ситуациям.

Совершая нравственный поступок, соответствующий эталону, ребенок ждет положительной оценки взрослого, так как одобрение подкрепляет ее желание быть признанной. В ожидании одобрения со стороны окружающих ребенок может специально демонстрировать свои достоинства. Ориентируясь на оценку, которую дает взрослый тому или иному поступку, ребенок находится лишь на первом этапе морального развития. ее поведение может приобретать демонстративных форм, когда используются любые средства, чтобы заслужить одобрение. Но следует перестроить ориентацию ребенка с оценки взрослого на поступок. Ведь в самом нравственном поступке ребенок должен в конце концов черпать удовольствие.

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного возраста заключаются не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов, но и в том, что между разными видами мотивов складываются подчинения, иерархия: одни приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Поведение младшего дошкольника неопределенная потому, что разные мотивы сменяют друг друга и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.

Подчинение мотивов является одним из важнейших новообразований в развитии личности дошкольника. Если главными становятся общественные мотивы поведения, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, которые толкают ее на то, чтобы обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание стремления лично получить удовольствие, демонстрировать свои истинные или ложные превосходства над другими, может привести к серьезным нарушениям в поведении ребенка.

Читайте также:  Физиологическая и психическая развития ребенка

Возникновение соподчинения мотивов не говорит о том, что ребенок во всех случаях руководствуется одними и теми же социально значимыми мотивами. В поведении любого человека обнаруживаются многочисленные мотивы. Но подчинение мотивов приводит к тому, что разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему.

Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их усвідомлюваності. Ребенок начинает все больше осознавать побуждения и последствия своих поступков. Это становится возможным через развитие у дошкольника самосознания – понимание того, кем он является, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Четкое самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Предпосылка развития самосознания – отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. В начале дошкольного возраста, ребенок осознает только сам факт, что она существует. Пока еще она по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок трех-четырех лет не учитывает свои реальные возможности. Она просто приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых она может смотреть якобы сбоку. Оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке.

Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружения. Это имеет большое значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок начинает сознательно использовать отношение окружающих в тех или иных ее качеств и поступков. Дети, как правило, прекрасно осознают, что упрямство есть нарушение норм поведения, и тем не менее сознательно проявляют ее, но только в отношении тех взрослых, которые идут на уступки. Ребенок может подчеркивать свои детские черты, вызывающие любовь и восхищение взрослых, и добиваться таким образом удовлетворение всех своих желаний.

Мир социальных отношений-требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими составляющими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. Наибольшее значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими ее людьми усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает, что, во-первых, ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, во-вторых, у ребенка в процессе общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. Если ребенок действует, выходя за рамки привычного поведения, у него возникает ощущение дискомфорта; в-третьих, ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Отношение к нравственным нормам и их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. Взрослый своим отношением к поступку ребенка санкционирует определенный тип поведения, помогая ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного нравственного поступка. Именно на фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание в сфере морального поведения.

Источник

Сущность морального развития состоит в усвоении нравственных норм и правил, становлении моральных эмоций, регулирующих поведение, таких как стыд, совесть, чувство вины и эмпатия. Эти психические системы формируются в дошкольном детстве под влиянием взрослых, через преемственность поколений, воспитательную систему и опыт межличностных отношений. Упражнение в социальных ролях, познание мира взрослых в его социальном значении является основным содержанием дошкольного возраста.

Значение морального развития в детстве трудно переоценить. А система дошкольного образования как важный институт социализации детей ответственна и за моральное развитие личности. Путем сознательного, активного присвоения дошкольниками социального опыта, воплощенного в моральных и социальных нормах поведения, и отношений людей друг с другом происходит последовательное становление нравственной позиции личности. Акцент в развитии ставится на активные, целенаправленные действия детей. Моральное развитие осуществляется на основе деятельностного включения детей в выполнение моральных действий. В результате такой активности формируются не только знания, умения и навыки в области нравственности, но и предпосылки моральной компетентности личности, возрастные достижения в присвоении нравственной позиции.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка инвалида в детском саду

Такой подход обеспечивает преемственность систем дошкольного и начального школьного образования в направлении формирования универсальных учебных действий. Нравственные представления, как компонент личностной компетентности, формируются в процессе активной познавательной, исследовательской деятельности самих детей, в ходе осознанного осуществления моральных выборов и децентрации.

Готовность ребенка к школе, к переходу из дошкольной системы образования в школьную основывается на личностной готовности к школе, как готовности сотрудничать, готовности соблюдать правила социального взаимодействия, способности ориентироваться на другого, принять позицию другого. Личностная готовность к школе включает овладение обобщенными социальными эталонами поведения, формирование элементарных нравственных понятий, эмоциональную зрелость, развитие высших чувств, нравственных переживаний.

Предпосылками морального развития выступают потребность ребенка в общении со взрослым, стремление привлечь его внимание. Взрослый, в свою очередь, поощряет одни действия ребенка, а за другие «журит» его. Уже на первом году жизни ребенка взрослый включает в общение требования и запреты – «можно» и «нельзя», подкрепляя их выразительными средствами. Из спонтанных реакций ребенка выделяются социально одобряемые образцы поведения, которые взрослый фиксирует в сознании малыша. На основе установления связи между словом и действием появляются первые формы просоциального поведения: «Скажи тете спасибо» – и ребенок благодарно качает головой.

В раннем возрасте, по прежнему, еще нет регуляции своего поведения по отношению к другим людям, соотнесения своих желаний с желаниями других. Исполнение требований взрослых (указаний, имеющих нравственное значение) отражает собственные непроизвольные желания ребенка. Ребенок не столько понимает нравственный смысл требований взрослого, сколько стремится сохранить с ним хорошие отношения.

Важным моментом социального развития ребенка является появление нового регулятора: «надо». Начинается формирование волевых компонентов личности, умения сдерживать свои желания, противостоять нежеланию. От ребенка требуется бережное обращение с предметами, умение общаться со сверстниками (делиться, не драться), соблюдение социальных норм вежливости (здороваться, выслушивать взрослого). Понимание правила и нормы в этом возрасте основано на собственном опыте ребенка, на непосредственном ощущении негативных и позитивных последствий соблюдения правил (дал другому ребенку игрушку – он поделился с тобой; шумел – разбудил бабушку). Общее развитие ребенка в раннем возрасте основано на высокой подражательности, в том числе и в сфере нравственного развития. Поэтому особенно важным является пример окружающих.

В целом, для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Взрослый побуждает малыша к совершению хороших поступков, эмоционально задает отношение к различным действиям (ударил мальчика – плохо, посмотри – он плачет, ему больно, пожалей его). Без контроля со стороны взрослого ребенок нарушает запреты. Нравственные побуждения слиты с положительным отношением к объекту, на который направлено нравственное действие.

К концу раннего возраста, если взрослый задает эмоциональные образцы поведения, правильно оценивает действия ребенка, стимулирует положительные поступки, мотивирует свои требования, у ребенка могут формироваться такие нравственные качества как стремление помочь, умение считаться с желаниями других, зачатки отзывчивости, доброты. Принято считать, что ни моральной деятельности, ни нарушений моральных норм в раннем детстве еще нет. Норму нельзя считать нарушенной, если она сознательно еще не выделяется, не становится интериоризированным, внутренним критерием. Исследования раннего возраста показывают, что период начала обучения социальному поведению одновременно является и периодом развития нравственной позиции личности.

Основным содержанием дошкольного возраста является моделирование и присвоение социальных взаимоотношений, социальных ролей. Дошкольник постигает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть осваивает нормы поведения. Дошкольный возраст является периодом интенсивного усвоения моральных норм и развития моральных эмоций: сопереживания сверстнику, правдивости, симпатии, дружбы и чувства справедливости.

В дошкольном возрасте развитие моральных оценок по прежнему неразрывно связано с оценками взрослого. Но добавляются такие источники моральных норм как художественная литература, правила игры, сверстники. У старшего дошкольника формируются некоторые образцы эталоны, с которыми он соотносит свое поведение. Первоначально контроль осуществляется по отношению к сверстнику, затем последовательно формируется нравственная самооценка. Обращаясь к взрослому с «жалобой» на другого ребенка, дошкольник хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило, примеривает ситуацию нарушения нормы другим ребенком к собственному пониманию правила. Оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, он проверяет верность своего поведения. Иными словами, дошкольник становится способным действовать не только под непосредственным контролем взрослого, но и без его прямого участия. Формируются внутренние регуляторы поведения.

Влияние взрослого на ребенка осуществляется главным образом в процессе деятельности, в деятельности значения приобретают личностный смысл. Важная особенность действий по предоставленному образцу состоит в том, что роль подкрепления выполняет не тот или иной раздражитель, а само совпадение действия с представлением заданного образца. Благодаря этому подражание приобретает новую функцию: формирование личного просоциального действия.

Читайте также:  Условий для развития индивидуализации и социализации ребенка

Развитие активности, наполненной иным, по сравнению с самим подражанием, смыслом, формирует потребности к употреблению новых способностей. Первоначально такой смысл формируется в игровой направленности подражаний, ребенок дошкольного возраста ориентируется на эмоциональный контакт со взрослым в игре. Нормы морали в игровой деятельности присваиваются и становятся регуляторами не только игровых отношений, но и реального поведения детей. В процессе нравственного развития моральные нормы постепенно превращаются из внешних требований во внутренние мотивы поведения.

Когда ребенок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые обычно применяют взрослые по отношению к нему, появляется моральная мотивация поведения. Нравственность «интериоризируется». Парадокс нравственного развития заключается в том, что по мере того, как интересы субъекта поворачиваются все больше от внешней направленности к внутренним ориентирам, местоположение авторитета также меняется от окружающих – к принципам, находящимся внутри.

Решающее значение для формирования нравственного сознания в дошкольном возрасте играет появление произвольного поведения, соподчинения мотивов. Однако само по себе появление произвольного поведения еще не означает возникновения нравственного поведения. Способность действовать по сознательно принятому намерению является основополагающей для морального поступка. Вместе с тем, произвольность поведения детей позволяет совершать непривлекательные действия ради привлекательной цели. Позже появляется способность выполнять непривлекательные действия ради цели, не имеющей непосредственного, личного значения. Формирование мотива «так надо» (впервые появляющегося еще в раннем детстве) говорит о том, что в сознании индивида проявляется общезначимый характер моральных требований.

Данные исследований позволяют отнести возникновение специфически моральной мотивации к старшему дошкольному возрасту. Старшие дошкольники становятся способны выполнять непривлекательную деятельность, руководствуясь лишь моральными убеждениями. Появление собственно моральной мотивации в старшем дошкольном возрасте подтверждается и тем, что наблюдаются самостоятельные проявления чувства стыда, тогда как у младших дошкольников чувство стыда за свои поступки появляется лишь тогда, когда их непосредственно пристыдят, и проявляется, как было показано в исследованиях, в отрицательной эмоциональной реакции на осуждение со стороны взрослых.

На разных возрастных этапах личности присуще разное отношение к нормам социального поведения. Дошкольное детство, как период складывания первичных этических инстанций, является возрастом сензитивным не только в отношении присвоения моральных норм, но и ориентировки в содержании проступков, эпизодов нарушения правил. Этот фактор морального развития в дошкольном возрасте позволяет анализировать моральную деятельность с точки зрения максимально развернутой ориентировки, поскольку характер и содержание ориентировки определяют моральное сознание и моральный выбор. Именно нарушение моральных запретов предполагает высокий уровень ориентировки в моральных нормах и санкциях, а также процесс принятия решения в моральном конфликте.

Наиболее высокая социальная готовность к нарушению правил у дошкольников, подростков и в раннем юношеском возрасте. Готовность к нарушению социальных норм снижается в процессе приобретения личностью социальной зрелости. Таким образом, дошкольный возраст требует особого внимания по причине возникновения первых сознательных попыток нарушения моральной нормы. В этот период ребенок впервые открывает для себя привлекательность возможности бесконтрольного совершения запретного действия в ситуациях, скрытых от взрослого.

Оптимальным вариантом пробующего поведения нарушения моральных норм также является игра, где дошкольник получает возможность без социальных последствий в соответствии с принятой ролью нарушить норму, прочувствовать эффект нарушения, получить обратную связь от партнеров по игре и отрегулировать ситуацию.

Широкий круг классических и современных психологических исследований показывает, что игра является деятельностью, в рамках которой формируются в тесной взаимосвязи все составляющие морального развития, обеспечивая тем самым системное развитие нравственной позиции дошкольника. Игра представляет собой наиболее эффективное средство формирования общественных качеств и социальных норм у дошкольников. Игровое действие, будучи направленным на другого, содержит в себе нравственный смысл, отношение к этому другому, а сюжет игры в наибольшей степени отражает взаимоотношения людей и нравственные аспекты этих взаимоотношений.

Преимущественное значение игровой деятельности в процессе овладения моральными нормами состоит в том, что ролевое правило задает ситуацию отсутствия разрыва между моральными представлениями и моралью в действии. Игровая роль выступает одновременно и как образец нравственного поведения, выполняющий ориентировочную функцию, и как эталон поведения, выполняющий функцию контроля. Отношения между детьми в рамках принятых ролей моделируют нравственное поведение, а отношения по поводу игры способствуют интериоризации нравственных отношений.

Источник