Моральное развитие ребенка колберг лоуренс

Моральное развитие ребенка колберг лоуренс thumbnail
Теория морального развития Лоуренса Кольберга.

   Человеком управляют не только инстинкты. Цивилизованный человек в своих поступках также руководствуется морально-нравственными ценностями, что существенно отличает его от животного мира. Морально-нравственные ценности развивались как в процессе исторического развития человечества, так они развиваются и в процессе онтогенеза каждого полноценного члена нашего общества.  

   Лоуренс Кольберг создал свою теорию на трудах швейцарского психолога Жана Пиаже, а именно на его теории когнитивного развития личности. Пиаже не соглашался с идеями своих современников, что интеллект является некой константой, и рассматривал когнитивное развитие как процесс, происходящий в результате биологического созревания индивида и взаимодействия с окружающей средой. Пиаже интересовало как в человеке формируются понятия числа, времени, количества, качества и справедливости. До работ Пиаже в науке существовало мнение, что дети могут давать неправильные ответы и делать неверные умозаключения из-за отсутствия у них знаний и опыта, однако психолог доказал, что дети отличаются от взрослых самим механизмом познания. Но по мере того, как человек растет и приобретает новые познания о внешнем мире, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах.  

   Лоуренс Кольберг предположил, что и понятие о морали также может меняться у человека в процессе его взросления. Он рассказывал своим испытуемым историю, а затем просил оценить поступок главного героя с морально-нравственной точки зрения. В исследовании приняли участие 72 мальчика из Чикаго в возрасте от 10 до 16 лет. 58 из них наблюдались с интервалом в три года в течение примерно 20 лет. 
 

“ДИЛЕММА ХАЙНЦА” 

Пожалуй, самой известной историей, которую Кольберг рассказывал своим испытуемым была “Дилемма Хайнца”: 

Когда-то в Европе жил человек по имени Хайнц. Его жена умирала от рака. Врачи ничем не могли ей помочь, но многие из них утверждали, что несчастную можно спасти с помощью нового вида препарата, который был изготовлен одним талантливым фармацевтом, проживающем в том же городе. Поскольку Хайнц отчаянно хотел спасти свою жену от верной смерти, он решил купить этот препарат. Однако изготовитель запросил за него очень большую сумму денег, которых у Хайнца попросту не оказалось. Он попытался попросить деньги у своей семьи и друзей, но в конечном итоге ему удалось собрать только половину от необходимой суммы. “Моя жена умирает, могу ли я заплатить тебе половину суммы сейчас, а вторую половину с рассрочкой” — попросил фармацевта Хайнц. Но фармацевт не хотел ни чего слышать и тогда Хайнц решил пробраться в его аптеку, чтобы украсть препарат.  

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАВАЛ КОЛЬБЕРГ 

Некоторые из основных вопросов, которые Кольберг задавал в этом эксперименте, следующие: 

  • Правильно ли поступил Хайнц, украв лекарство? 
  • Разве все было бы иначе, если бы Хайнц не любил свою жену? 
  • Разве было бы иначе, если бы умирающий был совершенно чужим человеком, а не женой Хайнца? 
  • Должен ли химик быть арестован, если женщина умерёт? 

Кольберга интересовала не правильность ответов испытуемых, а то, на чём строится их доказательная база. Лоуренс обнаружил, что она меняется у детей с течением времени.   

Кольберг выделил шесть стадий нравственного развития в процессе проведения своего опыта. 

Он разделил их на три различные группы, в зависимости от возрастного диапазона испытуемых: 

  • Доконвенциональная мораль 
  • Общепринятая мораль 
  • Постконвенциональная мораль 
  1. Доконвенциональная мораль — это возраст до 9 – 10 лет. Поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не принимается в расчет. Человек в этом возрасте познаёт общественную мораль сталкиваясь с последствиями её нарушения.  

Первый этап — ориентация на послушание и наказание 

На первом этапе дети хотят узнать о правилах и следовать им, а также избегать наказания со стороны взрослых, когда эти правила ими нарушаются. 

Второй этап — Наивно-определяющий гедонизм, т. е. ориентация на удовольствие – суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. В этот момент оправданность поступка определяется индивидуальными убеждениями. Ребёнок будет делать что-то, потому что верит, что это может быть полезно для него, а не только потому, что кто-то другой говорит, что это правильно. 

  1. Конвенциональная мораль (с 10 до 13 лет). Человек придерживается условной роли, ориентируясь на принципы других людей. В этот период ребёнок начинает принимать общие правила и моральные стандарты общества взрослых. На этом уровне мы более склонны принимать авторитеты не потому, что кто-то другой сказал нам, что это правильно, а потому, что теперь мы действительно верим в этот моральный кодекс и принимаем его без каких-либо сомнений. 

Третий этап. Мораль сохранения добрых взаимоотношений – суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.  

Четвёртый этап. Мораль поддержания авторитета – суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами. Когда речь заходит о четвертом этапе, мы, наконец, начинаем видеть более широкую картину и принимаем Моральный кодекс нашего общества, а также некоторые правила поведения. Мы делаем это не потому, что кто-то приказал нам сделать это, а потому, что мы начинаем верить в эти правила. Мы считаем, что это необходимо сделать для того, чтобы наше общество продолжало функционировать без каких-либо проблем. 

  1. Постконвенциональная мораль высоких нравственных принципов (с 13 лет). Истинная нравственность, по Колбергу, достигается только на этом уровне развития. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. На постконвенциональном уровне люди начинают сомневаться в определенных правилах и законах. В этот момент люди начинают понимать, что каждый индивид — это микрокосм, отдельный от всех остальных, со своей собственной свободной волей и моральным кодексом. Именно на этом этапе мы начинаем жить по своему собственному моральному кодексу и этическим принципам, таким как стремление к свободе и справедливости. Существуют теории, которые утверждают, что этот уровень морали очень трудно достичь, и что не многие люди достигают его в течение своей жизни. 
Читайте также:  Ведущая роль обучения в умственном развитии ребенка

Пятый этап. Мораль ориентации на общественный договор – оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. Пятый этап развития морали — это время, когда мы начинаем вырабатывать различные мнения о моральном кодексе и правилах, установленных обществом. Мы начинаем ставить под сомнение определенные законы, институты и их работу для общества. Правила и законы больше не являются Абсолютом, которому следует следовать без вопросов. Законы, которые не способствуют благосостоянию людей в обществе, подвергаются изменениям и заменяются теми, которые подходят для этой цели. Для того, чтобы это произошло, должно быть большинство голосов в обществе, а это означает, что должен быть компромисс, за который проголосует большинство людей. Можно сказать, что демократия как таковая основана именно на этом принципе. 

Шестой этап. Мораль индивидуальных принципов совести – поступок классифицируется как правильный, если он продиктован совестью. На последней стадии морали, шестой стадии, мы можем сказать, что моральное рассуждение определяется с помощью определенных общепринятых этических принципов. Они основаны на социальных идеях, таких как уважение, индивидуальное достоинство и равенство среди всех. Законы и правила считаются действительными до тех пор, пока они выполняют свою главную задачу-сохранение перечисленных нами идей. Правила, которые не способствуют этому, считаются несправедливыми и часто подвергаются изменениям, а если это невозможно, то люди редко им подчиняются, что приводит к социальным беспорядкам. 

КРИТИКА ТЕОРИИ КОЛЬБЕРГА 

  1. Проблемы с методологией 

   Когда речь заходит о дилеммах, которые задавал Кольберг, они могут быть истолкованы по-разному, в зависимости от ситуации и статуса субъекта. Испытуемые, которых использовал Кольберг, были мальчиками в возрасте от 10 до 16 лет. Они не были никогда женаты и не могли быть поставлены в ситуацию из истории. Таким образом, это подводит нас к вопросу о том, были ли те дилеммы, которые Лоуренс представил и задал своим испытуемым, дилеммами, подходящими для их возраста, потому что только люди, которые испытали что-то подобное или обладатели большого жизненного опыта, могли ответить на этот вопрос объективно. 

  1. Проблемы с выборкой 

Это вопрос о репрезентативности самой выборки испытуемых. Лоуренс использовал выборку, состоящую только из мальчиков, которая, по словам Гиллигана, могла только показать, как бы мужчина действовал в такой ситуации. Мужская мораль немного отличается от морального кодекса женщин. Она основан на справедливости и долге, в то время как женские моральные принципы в основном основаны на таких эмоциях, как сострадание и забота. Это означает, что женщины могли бы вести себя иначе, если бы они оказались в той же самой ситуации.  

  1. Гипотетические дилеммы 

Дилеммы Кольберга не очень реальны, но скорее гипотетичны и это тоже подвергается критике. Да, можно представить себе ситуацию, подобную дилемме Хайнца, но критики часто заявляют, что нет никаких оснований полагать, что человек будет действовать так же и в реальной ситуации. Есть много факторов, которые нужно учитывать, когда речь заходит о нашей реакции. Социальные нормы, этика, Моральный кодекс. Прежде чем что-то делать, мы должны знать, каковы последствия наших действий. Из-за того, что каждый индивид уникален и что действия людей могут быть разными в одних и тех же ситуациях, возникает вопрос, являются ли полученные результаты Кольберга достаточно обоснованными? 

В реальной жизни люди определяют, что правильно или неправильно в зависимости от ситуации, в которой они оказались. Необходимо учитывать и тот факт, что некоторые люди не всегда продвигаются по ступеням развития, а остаются на предыдущих уровнях. Одно из предположений Колберга состоит в том, что существует связь между мышлением и действием, что не берёт в расчет действие в состоянии эмоционального потрясения (или аффекта).  

Источник

Если заглянуть в “Словарь академии России”, датируемый 1789 годом, то там уже можно встретить слово “нравственность”. Как и в других словарях, нравственность описывают как свод норм и правил человека. Скажем некий личный кодекс. Но если в то время нравственность пытались скорее привить по общему сценарию, то спустя век психологи стали изучать природу и возникновение наших внутренних кодексов.

Давайте же ознакомимся с трудами известного психолога прошлого столетия, а так же пройдем его небольшой тест, в котором сами себе честно ответим на ряд вопросов. Итак.

Лоуренс Колберг – известный американский психолог, специалист в области психологии развития. Его имя получило мировую известность благодаря созданной им «Теории развития нравственности», над которой он начал работать будучи еще аспирантом и продолжал развивать на протяжении всей своей жизни.

Колберг проводил интервью с испытуемыми, которые записывались на магнитные ленты. Особенность его интервью в том, что он не просто задавал испытуемым какие-то каверзные вопросы, он рассказывал истории, которые получили название «нравственные дилеммы». Прослушав историю, испытуемый должен был ответить на ряд вопросов о том, насколько правильно или неправильно поступил персонаж истории, как бы поступил на его месте сам испытуемый и т.д.

Побудем немного испытуемыми Лоуренса. Почитаем одну из его дилемм и попробуем для себя понять, что персонажи сделали правильно, а что нет.

Главное примечание, которое делает Колберг перед интервьюированием – не существует единственно верного ответа на эти вопросы и каждый вариант имеет свою плюсы и минусы. На что стоит обратить внимание, это на свои обоснования. Почему вы думаете именно так? Какие на то есть причины?

Читайте также:  Рефераты по физиологии развития ребенка

Дилемма Хайнца.

Женщина умирала от особой формы рака. Ей могло помочь только одно лекарство, которое открыл недавно фармацевт из того же города. Вещество, из которого производилось лекарство стоило 400 долларов, но фармацевт, назначил цену в 10 раз больше – 4000 долларов за упаковку. Муж умирающий женщины – Хайнц, смог собрать только половину стоимости. Он пришел к фармацевту с просьбой снизить цену или продать ему лекарство в рассрочку. Но фармацевт ему твердо отказал, аргументировав тем, что он создал это лекарство и намерен хорошо на нем заработать. Хайнц не нашел другого выхода, как ночью залезть в аптеку и украсть лекарства.

Вопросы:

Правильно ли поступил Хайнц, совершив кражу? Если бы он не любил свою жену, должен ли он был все равно пойти на преступление, ради спасения ее жизни? Если бы это была не его жена, а малознакомый человек? Должен ли Хайнц украсть лекарство? Да или нет? А если бы болел совсем не человек, а, например, любимое животное Хайнца? Он бы имел право красть? Нужно ли людям идти на любые поступки, делать все возможное, чтобы спасти чью-то жизнь?Должны ли люди повиноваться закону? Воровать нельзя только со стороны закона? Или со стороны морали тоже это плохо?

Как бы вы ответили на эти вопросы? Что такое хорошо, что такое плохо? Часто ли мы поступаем по закону, а не по совести? Или наоборот, имеем ли мы право нарушить закон, ради чего-то действительно стоящего и важного? Стоит задуматься…

Теории нравственного развития по Колбергу.

Основная мысль его теории заключалась в том, что развитие нравственности или морали происходит у человека постепенно, последовательно проходя через 6 стадий. И самое главное, что должен усвоить человек, заключается в том, что моральные нормы – это результат договоренности между людьми и ничего абсолютно правильного или в корне неправильного в мире не существует. А нравственность человеческого поступка зависит вовсе не от результата, который в итоге получился, а от намерения человека, от его побуждений. Именно так и должен рассуждать здравомыслящий и взрослый человек, именно в этом его отличие от ребенка.

Рассмотрим кратко стадии развития.

Данные стадии Колберг не ограничивает жесткими рамками возраста, т.к. совершенно не факт, что человек в своем развитии дойдет до последней стадии. Даже будучи в преклонном возрасте, он может остановиться в развитии на менее зрелых стадиях. Но в любом случае, переход от одной стадии к другой, Колберг связывает с развитием когнитивных функций и способности к эмпатии. Итак, 6 стадий развития, которые поделены еще и по уровням. Смотрим:

1 уровень. Доконвекциональный. Состоит из двух стадий:

Ориентация на наказание и послушание.Основное, чем руководствуется человек, совершая определенный поступок – как избежать наказание.

Наивная гедонистическая ориентация.Здесь уже человек поступает так или иначе, в зависимости от того, какую пользу он будет для себя иметь.

2 уровень. Конвенциональный. Состоит из:

Ориентация на соответствие ближнему окружению. Поступки человека исходят из норм, принятых в его небольшом социальном кругу (семье, группе, коллективе), что можно назвать «моделью хорошего ребенка»

Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости. Тут уже мораль соответствует более обширным правилам и законам.

Уровень 3. Постконвенциональный. Состоит из:

Представление о морали как о продукте общественного договора. Человек понимает, что мораль это всего-лишь социальный контракт, и нормы действуют не во всем и не всегда, а в зависимости от ситуации.

Универсальные этические принципы. У человека на этой стадии появляется совесть, он руководствуется в своем поведении собственными  моральными принципами.

А если другими словами…

Все это действительно серьезный материал, над которым трудился Колберг. Понимая откуда рождается наша внутренняя программа, мы можем лучше понять себя и нашу реакцию на окружение. Можем легче относится к оценке и поведению других людей. У каждого свое понятие нравственности, которое проходит определенные жизненные этапы и зависит от многих факторов. Особенно оно зависит от общества, в котором мы выросли, от культуры, в которой нас воспитали.

Источник

Предупреждаю сразу: “мораль” и “нравственность” используются в тексте как синонимы потому что:
1) Прямой перевод с латыни  mos –moralis на русский так и будет: нрав — нравственный,
2) То, что в России традиционно называют нравственностью — это мораль микро-социумов, а в данном случае совершенно безразлично идет ли речь о микро-или макро-социуме, механизмы одинаковы.

В 60-е годы XX века Лоуренс Колберг выделил шесть стадий морального развития ребенка.

Ориентация на результат.

На первой стадии совсем еще маленький ребенок ориентируется только на наказания и поощрения со стороны взрослых. Так еще в 9 — 10 месяцев он вполне может усвоить, что ему нельзя совать пальцы в розетку, или крутить ручки у плиты, даже не имея печального опыта общения с электричеством и огнем. Для него достаточно окрика матери и слов: «Нельзя! Будет больно!» Что такое «больно» девятимесячный ребенок обычно уже неплохо знает. В полтора-два года он усваивает, что писать в горшок «хорошо», а в штаны «плохо». При этом он, разумеется, знать не знает ни о какой нравственной оценке своих поступков, да это ему еще и не надо. Поэтому бессмысленно говорить двухлетнему ребенку, отобравшему игрушку у соседа по песочнице: «Как тебе не стыдно?» Гораздо проще и понятнее для ребенка будет такая фраза: «Я вижу, тебе очень нравится эта игрушка. Но отбирать ее нельзя. Давай попробуем поменяться».

Читайте также:  Детская поликлиника история развития ребенка

Ориентация на удовлетворение собственных потребностей.

На второй стадии ребенок становится более ловким умелым и предприимчивым, он пробует разные стратегии поведения и считает хорошими те, с помощью которых добивается успеха. Например, если ему понравилась чья-то игрушка, он может не только попытаться отобрать ее силой, но и предложить обмен, выклянчить, устроить соревнование, в результате которого игрушка достанется победителю, и наконец. уговорить родителей купить ему точно такую же. Как видите, «набор стратегий» ребенка уже гораздо шире и он может выбирать между ними в зависимости от внешних условий. Однако ни о какой нравственной оценке речь еще не идет. Ребенок не может оценить свой поступок «с точки зрения общества», он рассматривает его только со своей собственной точки зрения (психологи называют такую позицию эгоцентризмом и считают что она совершенно нормальна для детей дошкольного и младшего школьного возраста — у них еще слишком мало опыта и недостаточно развито мышления для того, чтобы они могли принять в внимание влияние своих поступков для других людей). Ребенку бессмысленно говорить: «Как ты думаешь, что было бы, если бы все поступали так как ты», гораздо лучше он поймет аргументы, обращенные непосредственно к нему «Смотри, ты обидел девочку, и теперь тебе не с кем играть».

Первые две стадии Колберг назвал «доморальным уровнем» и наверное теперь вам понятно почему. А теперь — внимание! Как вы думаете, в каком возрасте происходит переход с «доморального» на «моральный» уровень? Разумеется, для каждого ребенка эти сроки индивидуальны, и все же психологи называют цифру 9 — 10 лет.

Желание «быть хорошим».

На третьей стадии ребенок уже может оценить собственное поведение со стороны, с точки зрения моральных принципов предложенных родителями и учителями. Ему уже знакомо чувство стыда и он хочет выглядеть хорошо в глазах значимых людей. Однако ребенок еще недостаточно самостоятелен ― стоит ему уйти из под присмотра и он, кажется, забывает обо всем, чему его учили родители. Взрослые часто удивляются лицемерию детей, которые на уроках говорят красивые слова о дружбе и взаимовыручке, а на переменах жестоко избивают одноклассников в туалете. Однако дети действуют в соответствии со своими представлениями о морали. Здесь как никогда важен пример взрослого ― если вы соблюдаете правила движения только вблизи поста ГАИ, заставляете ребенка заниматься, только после того, как его отругал учитель, не платите за проезд, если поблизости нет контролера, ребенок быстро усваивает правило: «Не пойман ― не вор».

Соблюдение закона и выполнение долга.

По данным Колберга среди подростков 13 лет примерно 30% находились на третьей стадии развития морали ― т.е. ориентировались на похвалу или порицание со стороны взрослых. Еще 30% достигли четвертой стадии ― они опирались на знание закона. Они понимали что законы призваны защищать одних членов общества от произвола других и признавали равенство людей перед законом. Кроме того, подростки начинали понимать, что закон является определенной гарантией, и может помочь в некоторой степени контролировать ситуацию (например можно заявить учителям или родителям, что те «не имеют права» поступать так то и так то). Именно в это время подростки увлекаются разного рода «играми в суд», создают компании, подчиняющиеся собственному строгому кодексу и.т.д. Требование «играть по правилам» понятное каждому ребенку превращается в требование «жить по закону».

 На четвертой стадии ребенок может тщательно контролировать свое поведение, но при этом совершать безнравственные поступки, руководствуясь правилом: «Что не запрещено, то разрешено».

Общественные ценности и права человека

Если на первых стадиях ребенок соотносил свое поведение во основном с собственными желаниями, позже ― с интересами и ожиданиями своего окружения, то к 16 ― 18 годам он приходит к мысли, что не все законы, одинаково хороши и отвечают требованиям морали. На пятой стадии ребенок начинает считать моральным то, что способствует выживанию человечества и защите прав каждого человека. В этот момент уважение, которое они раньше испытывали к старшим, распространяется на все человечество и дети приходят к Золотому Правилу Нравственности («Поступая с другими так, как ты бы хотел, чтоб они поступали с тобой»). На шестой стадии человек сам выстаивает собственную мораль, опираясь на индивидуальные принципы, и может вступить в конфликт с обществом если считает, что общество несправедливо. Колберг считал что шестого уровня достигают лишь великие наставники человечества, такие как Ганди, Гнери Дэвид Торо или Мартин Лютер Кинг. Я добавила бы к этому ряду имя великого педагога Януша Корчака.

К сожалению далеко не все дети проходят даже первые пять стадий развития морали. Сам Колберг писал в своих исследованиях: «Автор сталкивался с учителями, которые просили своих 13-летних учеников не мошенничать «потому что человек, у которого ты списываешь, возможно, сам делает неправильно, так что ничего хорошего это тебе не даст». Большинство этих детей могли бы найти более зрелые причины тому, чтобы не обманывать». Ребенку не раз придется встретиться со взрослыми «застрявшими» на третьей, а то и на второй стадии морального развития, будьте готовы помочь ему сориентироваться.

Источник