Моральное развитие ребенка дошкольного возраста

Моральное развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Ольга Рябова
Эмоционально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Согласно программе «Детство» эмоционально-нравственное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса. Образовательное пространство, обозначенное в программе,включает важнейшие сферы бытия: природу, рукотворный и социальный мир, искусство, азы математики, мир художественной литературы и родного языка. Каждая из этих сфер обладает особыми возможностями для социально-нравственного и эмоционального развития дошкольника, но все их объединяет представление о человеке как о главной ценности культуры.

Личный опыт ребенка мы организуем так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Способствуем формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению)моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобряем действия того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).

Продолжаем работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогаем ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

Воспитываем скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учим испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминаем детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Закрепляем навыки бережного отношения к вещам, учим использовать их по назначению, ставить на место.

В возрасте 4-5лет формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план. Поэтому мы вместе с детьми вспоминаем, какие правила, они уже знают (правила гигиены, аккуратности, дружной игры, взаимопомощи и др.). Выполняем эту работу постепенно, изо дня в день, опираясь на инсценировки, художественные произведения, детские рисунки, иллюстрации и т. д. Так же формулируем правила с помощью пословиц, поговорок, стихов.

Доброжелательные отношения в группе поддерживаем, как и ранее, обоснованным одобрением положительных примеров поведения и неодобрением отрицательных. При этом привлекаем примеры из книг. Прочитав какое-либо произведение, обращаемся к детям с предложением оценить поступок героя и обосновать свою оценку.Постепенно дети начинают понимать суть понятий: «вежливый», «аккуратный», «заботливый», «справедливый».Отрицательные поступки сопровождаем оценкой: «Это стыдно». Объясняем, почему тот или иной поступок вызывает негативные реакции. Дети понимают, что стыдно обижать, обманывать другого, дразнить кого-либо из-за физического недостатка (заикание, косоглазие и т. п.). Стремимся к тому, чтобы дети гордились тем,что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я не лентяй», «Я послушный». Чтобы они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми.

Учитываем,что дети довольно часто говорят: «Я не жадный», а не «Я добрый». Им очень важно не быть носителем плохих качеств. Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть только в случае накопленного ребенком положительного опыта, когда ему есть что терять. Если же ребенок не накопил опыта положительных переживаний, не испытал гордости по этому поводу, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно».

В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также оттого, что раньше обозначалось словами «ты должен». В этот возрастной период дети способны в воображении проигрывать предстоящую ситуацию, у них накапливается достаточно представлений, на основе которых позже будут строиться обобщения. Формированию чувства долга способствует переключение с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Мы объясняем, почему и что «мы сейчас должны».

Закрепление навыков вежливого обращения с окружающими требует включения уже усвоенного материала в новые ситуации. Здесь нам помогают инсценировки с участием детей. Воспитатель выступает в роли разных взрослых (соседка, мама, папа, старшая сестра, бабушка и т. д., а ребенок — в своей роли. Такие инсценировки обычно предваряют сценки с куклами, что облегчает ребенку исполнение его роли.

Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Основа для накопления положительного опыта — эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Считаем что, живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшие условия успешного эмоционально-нравственного развития дошкольников.

Читайте также:  Пренатальная диагностика нарушений развития ребенка у беременных женщин

Предпочтение отдаём практическим методам организации детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, активному использованию жизненных обстоятельств. К примеру, мы вышли на прогулку и увидели – на скамейке кто – то из детей забыл куклу. «Посмотрите, ребята какая-то девочка забыла куклу на прогулке. Наверное, она теперь плачет, думает, что кукла потерялась».Возникает вопрос: «Можем ли мы что-нибудь сделать?». Как правило, дети уже самостоятельно находят решения, если нет то мы – воспитатели можем сами предложить взять куклу с собой и пройти по группам, спросить, кто потерял куклу, написать объявление о найденной игрушке и т. п. Сделав это, все вместе размышляют о том, как обрадуется девочка, когда найдёт игрушку, как скажет нам спасибо и подумает какие в этой группе замечательные дети. Этот пример, показанный воспитателем, и организация совместных действий детей помогают накоплению положительного опыта.

Так же учитываем и то, что подражание – важнейший механизм формирования социального поведения. Маленькие дети внимательны к действиям и словам взрослых. То, что они постоянно наблюдают в их поведении, становится частью личного опыта детей. Поэтому мы демонстрируем правильные формы поведения, вежливую речь, добрые чувства и отношения.

Важнейшим средством эмоционально-нравственного развития детей является организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентации. Ситуации конструируются нами – воспитателями как игровые, имитационные, ситуации реального практического опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий. Все ситуации должны быть обращены к соответствующим эмоциям и чувствам. Необходимо выразительно передать детям смысл каждой из них, ярко отразить чувства,которые испытывают ее участники: хорошо им или плохо, почему это так, какой помощи они ждут от детей.

Организуемые нами ситуации накопления положительного эмоционально – нравственного опыта носят проблемный характер, т. е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие. (см. приложение)

В каждой ситуации необходимо следующее:

•Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить ее,ввести детей в ситуацию: «Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участники события? Почему возникло затруднение?».

•Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?».

•Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудим все предложения и найдем общее решение, как нам поступить и добиться успеха».

•Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т. п.

• Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации,и порадоваться вместе с ними: «Все ли удовлетворены? Как мы будем поступать в подобных случаях? Какие чувства мы пережили? Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы»

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по инициативе воспитателя или стихийно, обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Эмоционально-нравственное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т. е. умения не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах, интонации. Поэтому в программе «Детство» особое внимание уделяется развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

Программа «Детство» нацеливает нас – воспитателей на развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно-театральной и изобразительной деятельности.

Уже со второй младшей группы мы активно вовлекаем детей в игры-имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый – злой, веселый – грустный, агрессивный – спокойный) и их образы.Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь, ласковая, грациозная кошка и сердитая собака, большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплятки.

В своей работе мы используем такие игры-имитации:

Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний. Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Читайте также:  Ребенок развитие в утробе дней

Игры – имитации состояний природы. Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему, распускается и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх-имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное или физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры-имитации являются также эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений.

В заключение подчеркнем: нашим неизменным помощником в эмоционально-нравственном развитии детей является семья. Сегодня с самого раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу развития интеллекта.Родители соревнуются: чей ребенок раньше научится читать и считать, рассуждать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимании другого человека. Наша задача довести до родителей то, что воспитание многих качеств ума и сердца требует своих сроков, и сроки пропущенные оказываются пропущенными навсегда. Известен случай, произошедший в Японии. В начальной школе был упразднен устный счет – его заменили калькуляторы. Дефект несформированности некоторых мыслительных операций обнаружился только через 15 лет, когда молодые специалисты оказались неспособными видеть абсурдные ошибки в вычислениях компьютеров. Калькуляторы в начальной школе были срочно отменены, а устный счет возвращен в программу. Точно так же не сформированные вовремя личностные качества обернутся инфантильностью или даже эмоциональным кретинизмом взрослых людей.

Но только в сотрудничестве с близкими взрослыми мы можем добиться высоких воспитательных результатов. В своей группе стараемся создать такую атмосферу, чтобы родители доверяли нам, понимали и принимали наши общие цели, методы и средства нравственно-эмоционального развития. Мы показываем родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию. Это основа наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с окружающим миром.

Источник

В результате освоения данной главы студент должен: знать

  • • основные концепции и теории морального развития;
  • • содержание и структуру морального развития дошкольника; уметь
  • • выделять показатели морального развития;
  • • анализировать закономерности нравственного становления личности дошкольника;

владеть

• принципами морального развития дошкольника.

Содержание и этапы морального развития ребенка

Моральность невозможно выделить как отдельное качество или черту личности. Моральное развитие представляет собой многомерное явление, системные изменения в структуре личности ребенка, в психических процессах и его поведении.

Моральное развитие — процесс возрастного освоения и интериориза- ции нравственных норм, категорий и принципов через их когнитивное осмысление, эмоциональное принятие и поведенческую готовность реализовывать их в системе межличностных отношений.

Моральное развитие включает изменения когнитивной, эмоциональной и поведенческой структуры, т.е. представляет собой формирование морального сознания (понимание моральных требований, критериев моральной оценки, моральные суждения и представления), моральных переживаний (формирование моральных чувств, сопереживания, стыда) и морального поведения (добровольное следование нормам в отсутствие внешнего контроля, ориентация на общие интересы). Уровни развития этих сфер у разных детей в дошкольном возрасте варьируются. Так, большинство детей знают основные моральные нормы (могут объяснить, почему нельзя жадничать или обманывать), но далеко не все осознают причины необходимости их соблюдения.

Мораль не включает социально-обыденную сферу, т.е. те социальные соглашения, которые установлены обществом для социальной координации. У моральных поступков и моральных нарушений есть специфические последствия для благосостояния других людей (эмоциональные и так называемые моральные последствия, ущерб личности другого). Кроме того, моральные и обычные правила отличает вид рассуждений, используемых для их обоснования. Подобная дифференциация не исключает возникновения ситуаций, подпадающих под регулятивное воздействие сразу нескольких сфер — социальной, моральной, юридической. Однако в развитии ребенка различия между моральными и социальными областями четко обозначаются реакциями взрослых. Если социальные проступки могут игнорироваться, то отклик на моральный проступок, как правило, очень яркий.

К дошкольному возрасту относится возникновение специфической моральной мотивации деятельности и появление таких сложных новообразований, как совесть, эмпатия, забота. Наиболее изученным в психологии дошкольника является когнитивный аспект морального развития: последовательное формирование моральных суждений, изучавшееся двумя блестящими авторами — Ж. Пиаже и Л. Кольбергом.

Моральные суждения — представления и высказывания, выражающие моральную оценку явлений и событий; соотнесение суждений с моральными императивами и нормами.

В теории морального развития Ж. Пиаже ребенок предстает как моральный философ, рассуждающий по поводу моральных дилемм и делающий определенные выводы о справедливости в зависимости от общего уровня интеллекта. Ж. Пиаже изучал ответы детей на вопросы о справедливости, исследовал отношение к правилам и наказаниям.

Практика

Для изучения моральных суждений Ж. Пиаже предлагал ребенку следующие истории.

История 1. Маленький мальчик, которого зовут Жан, находится в своей комнате. Его зовут обедать. Он входит в столовую, но позади двери стоит стул. На стуле — поднос, а на нем 15 чашек. Жан не знает, что все это стоит за дверью. Он входит, дверь толкает поднос, и — трах — 15 чашек разбиты…

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка их детского дома

История 2. Жил-был маленький мальчик, которого звали Анри. Однажды, когда его матери не было дома, он захотел взять из буфета варенье. Анри встал на стул, но варенье было слишком высоко и он не смог до него дотянуться. Пытаясь достать варенье, Анри зацепил чашку. Чашка упала и разбилась…

Рассказав эти истории, Ж. Пиаже задавал ребенку вопросы: «Одинаково ли виноваты эти дети или кто-то из них более виноват, чем другой?» Кто из них более гадкий и почему?»

В результате Ж. Пиаже выделил две глобальные фазы морального развития, предваряемые доморальным периодом (рис. 20.1).

Фазы морального развития по Ж. Пиаже

Рис. 20.1. Фазы морального развития по Ж. Пиаже

На доморалъном уровне развития дети не осознают ни содержания норм, ни необходимости соблюдения правил социального взаимодействия, которое Ж. Пиаже рассматривал на примере правил игры. Ребенок еще не способен регулировать собственное поведение, и его интеллектуальные схемы достаточно примитивны.

Переход к фазе гетерономной морали означает подчиненность внешним нормам. Дошкольники проникаются уважением к правилам социального взаимодействия, постепенно их осваивают. Однако моральные правила рассматриваются ими как нравственные абсолюты, нерушимые и понимаемые линейно. Нарушение правила, согласно гетерономной морали, требует наказания. Правила должны соблюдаться формально. Жизнь, по мнению ребенка, находящегося в этой фазе, ясна, справедлива и четко регулируется: сделал плохо — получи наказание, сделал хорошо — получи одобрение. «Сделал плохо» при этом, как правило, означает внешний, материальный ущерб.

В фазе автономной морали дети начинают воспинимать правила как произвольные соглашения взаимодействующих друг с другом людей. Приобретая автономию, дети понимают, что правила можно нарушить ради важных целей или ценностей, например здоровья человека. Суждения о хорошем и плохом определяются внутренними мотивами, намерениями, а не последствиями поступков. Смысл наказания детьми в автономной фазе видится как осознание последствий поступка и уменьшение ущерба, т.е. наказание должно быть отрегулировано в зависимости от намерений совершившего поступок.

Изучая отношение к санкциям как отражение понимания детьми справедливости, Ж. Пиаже выделил три аспекта справедливости, каждый из которых преимущественно характерен для определенного возраста.

  • 1. Имманентная справедливость (6—9 лет) — представление, что санкции в случае нарушения неизбежны и происходят сами собой.
  • 2. Ретрибутивная справедливость (10—12 лет) — санкции пропорциональны вине.
  • 3. Дистрибутивная справедливость (подростковый возраст) — наложение санкций должно учитывать обстоятельства и намерения.

Положения теории морального развития Ж. Пиаже были расширены и усовершенствованы Л. Кольбергом, который, также предлагая детям для оценки истории о моральных конфликтах (моральные дилеммы), описал и экспериментально подтвердил последовательность из шести стадий морального развития (табл. 20.1)[1]. Кольберга интересовала аргументация ответов детей, т.е. то, как они строили рассуждения по моральным проблемам. Порядок прохождения стадий, согласно Кольбергу, является неизменным.

Стадии морального развития по Л. Кольбергу

Таблица 20.1

Уровень

Стадия

Содержание

Доконвенцио- нальная мораль

Ориентация на наказание и послушание

Правила морали внешние, определяются властными фигурами. Правила соблюдаются, чтобы избежать наказания или удовлетворить потребности

Наивный гедонизм

Приспособление к правилам, обеспечивающее удовлетворение потребностей. Мораль эгоистична или гедоиистична

Конвенциональная мораль

Ориентация «хорошего мальчика»

Правила соблюдаются, чтобы заслужить одобрение или избежать осуждения других. Мнения других осознаются и влияют на поведение

Мораль сохранения социального порядка

Правило — отражение обобщенных потребностей, выраженное в законе. Закон уважается. Стремление к социальному порядку

Постконвенциональная мораль

Ориентация на социальное соглашение

Стремление к благополучию людей, исполнение законов как социальных соглашений, обязательных для исполнения

Мораль индивидуальной совести

Самостоятельный выбор этических ориентиров на основании собственных убеждений. Ориентация на принципы универсальной справедливости

Моральное развитие ребенка дошкольного возраста

Лоуренс Кольберг (1927—1987) — американский психолог, специалист в области психологии развития, автор теории эволюционного развития моральных суждений. Работал в бостонском детском медицинском центре, профессор Йельского университета, зав. кафедрой Чикагского университета, профессор Гарвардского университета. Экспериментально доказал стадиальность морального развития, его инвариантность и зависимость от уровня развития мышления, а также — на моральное развитие.

Наиболее значимая работа: «The philosophy of moral development (Философия морального развития)» (1981).

Согласно теории Кольберга, развитие дошкольников соответствует доконвенциональной морали. Но разнообразные исследования возраста показывают способность дошкольников рассуждать не только под влиянием страха наказаний или эгоистических желаний. По-видимому, можно поставить вопрос о расширении возможностей возраста, особенно в отношении реальных ситуаций и так называемых экологичных ситуаций, когда ребенок решает проблему, связанную с обстоятельствами его жизни, а не с абстрактными персонажами во взрослой ситуации.

С другой стороны, моральные суждения строятся не только на основе когнитивных схем — в этом процессе участвуют интуиция и чувствительность к социальному значению различных ситуаций. Да и авторитет взрослого, контроль власти не всегда очевиден: большинство дошкольников скажут, что другого ребенка нельзя бить, даже если взрослый сказал это сделать. Впрочем, и сам Кольберг говорил о необходимости социальных переживаний в жизни ребенка, которые побуждают личность переоценить существующие моральные представления.

Источник