Монтессори о социальном развитии ребенка

В современном мире распространено мнение, что главное условие успешной социализации детей дошкольного возраста — посещение учреждения, где они могут общаться, играть и заниматься вместе. Именно из этого постулата исходят те, кто критикует систему Монтессори за недостаток взаимодействия между дошкольниками в классах. Монтессори-педагог Лори Борн рассказывает, каковы особенности социализации детей дошкольного возраста и как этот процесс происходит в Монтессори-классах. Обсуждение проблемы социализации современных дошкольников продолжает Эмили, автора проекта по онлайн-обучению педагогов и родителей Age of Montessori. Она дополняет рассказ Лори Борн своими мыслями и аргументами. А в качестве практического примера мы приводим вопрос читательницы и комментарий Монтессори-педагога Юрия Филёва.

Чаще всего Монтессори-педагогику критикуют за недостаток социального взаимодействия на занятиях. И если в Монтессори-классе действительно не хватает общения, так ли это плохо и вредно? Давайте разбираться.

От трёх до шести лет дети меняются поразительно быстро. Изменения затрагивают каждую часть их жизни: социальную, эмоциональную, физическую, интеллектуальную. Однако Монтессори-метод рассматривает эти изменения иначе, чем традиционная педагогика. Давайте разберёмся в различиях.

Что такое социализация детей-дошкольников

Это когда они общаются и играю  друг с другом? Или нечто большее? Перед вами стандартное определение данного понятия: «Процесс, во время которого отдельные личности знакомятся с поведением, которое другие ожидают от них с учётом норм, ценностей и культуры общества, в котором живут. Средства социализации включают в себя семью, школу, друзей, религиозные учреждения и СМИ».

Ах, так это процесс, охватывающий множество разных аспектов, и длится он продолжительное время! Социализируясь, человек развивает способность учитывать в своих действиях потребности других людей. Совместная игра — лишь небольшая часть этого процесса, и комната, полная одногодков, не всегда лучшее место, чтобы узнать нормы, ценности и культуру общества.

Если вы поищете информацию о том, каковы особенности социализации дошкольников, то найдёте следующее.

Ребёнок в возрасте с трёх до шести:— изобретает игры с простыми правилами;— всё ещё путает фантазию и реальность;— научился делиться, но не всегда хочет это делать;— физически выражает гнев и нежелание делиться;— эмоционально не готов к соревнованиям;— часто играет в одиночку и не допускает к своей игре других;— иногда любит покомандовать;— любит принимать собственные решения;— предпочитает компанию из одного или двух членов;— начинает понимать понятия «хорошо» и «плохо»;— самостоятельно играет без постоянного наблюдения;— понимает и уважает правила, часто спрашивает разрешения;— любит как давать, так и брать;— иногда хочет побыть в одиночестве.

Этот список я составила, используя несколько традиционных источников. Какой вывод из него можно сделать? Кажется, что Монтессори-класс 3—6 — идеальное место для этого возраста. Дошкольник ещё не готов соперничать и нередко предпочитает работать в одиночку или только с одним компаньоном. Поделиться игрушкой по-прежнему требует от него много усилий, и всё ещё существует тоддлеровское «Я сам!», с помощью которого малыш отстаивает свою независимость в принятии решений и в действиях.

В классе много всего происходит, но не всё можно заметить невооружённым глазом. Опытный наблюдатель способен увидеть концентрацию и не прерывает юного исследователя. Со стороны может показаться, что все занимаются сами по себе (или даже антисоциальны), но это не так. Дети развивают способность сосредотачиваться на упражнении и фактически создают свою личность. Эту задачу возможно реализовать только во время самостоятельной работы.
В Монтессори-классе социализация действительно происходит, но это выглядит не так, как люди привыкли. Например, большое внимание уделяется тому, как можно помочь обществу. Ученик берёт материал с полки, работает с ним и после аккуратно возвращает на место. Вернув материал на место, он проявляет заботу о других членах класса.

Как и в других дошкольных учреждениях, в Монтессори-классе существует распорядок дня. В процессе занятий акцент делается не на взаимодействии, но есть другое время в расписании, когда общение происходит естественным образом. На обеде или перемене у дошкольников есть возможность поговорить и поиграть.

В большинстве случаев, когда кто-то говорит, что в Монтессори-классе ученики не общаются (имея в виду не играют), он просто не понимает, что происходит, а замечает лишь то, что отсутствует. Будет очень полезно, если родителям объяснят, как малыш развивается и укрепляет свой характер благодаря самостоятельной работе.

Мы, педагоги, всегда следим за взаимодействием между детьми. Мы видим, как сменяются разные этапы социализации ребёнка: несколько месяцев он может заниматься совершенно один, а затем внезапно начать работать в паре с кем-то каждый день.

Дети обычно знают, что им нужно, и, проявляя к ним большое уважение, мы признаём их выбор и не заставляем делать то, что они не хотят. Монтессори-школа с её прекрасно подготовленной средой — идеальное место, чтобы развивать собственное я, которое каждый проявит в обществе по-своему.

Если ученик не взаимодействует ни с кем и ни при каких условиях, это сигнал о необходимости вмешательства и коррекции. В остальных случаях необходимо дать ему свободу и позволить самому выбрать степень активности.

Одни дети от природы более общительны, чем другие. Кроме того, особые ситуации (переход в новый класс, переезд или рождение брата или сестры) могут вызвать изменения в социальном развитии. Главное, чтобы независимо от врождённого уровня общительности, дошкольник чувствовал, что ему рады и его ценят.

Социализируются ли дети в Монтессори-классе

А вот что думает о социализации детей в Монтессори-классе Эмили, автор проекта по онлайн-обучению Монтессори-педагогов и родителей Age of Montessori.

Недавно я читала форум, на котором обсуждали Монтессори-метод, и наткнулась на следующий комментарий: «Система Монтессори не фокусируется на социальном взаимодействии между детьми, она делает упор на самостоятельности. Я наблюдала: дети в Монтессори-классе действительно самостоятельные, уверенные и гордые. Тем не менее обстановка — более строгая и спокойная по сравнению с другими дошкольными учреждениями, поскольку ученики занимаются индивидуально или по двое-трое. Основное внимание уделяется проекту, а не общению, решению проблем и развитию социальных навыков. А больше всего дошкольникам нужно учиться взаимодействовать со сверстниками. Это понадобится им в начальной школе, при общении с братьями или сёстрами».

Я уже не в первый раз слышу эту мысль и считаю её заблуждением, хотя и распространённым. Но я понимаю, как люди приходят к такому выводу. Наш метод действительно развивает самостоятельность через индивидуальную работу. Тем не менее, он также придаёт большое значение развитию социальных навыков.

В Монтессори-школах учат проявлять уважение, быть вежливыми и учтивыми согласно обычаям и культуре социума. Эта часть программы называется «Вежливость и этикет». Каждый день ученики правильно приветствуют друг друга, используют «спасибо» и «пожалуйста» и устанавливают зрительный контакт во время разговора. На групповых занятиях они учатся слушать друг друга, соблюдать очерёдность и следовать указаниям.

В Монтессори-среде поощряют вежливость в выражении своих чувств и проявление уважения к старшим и сверстникам. На самом деле большая часть классной среды — это и есть уважение. С детьми уважительно разговаривают и учат их ценить друг друга, учителей, родителей и то, что их окружает. Они видят, что с ними общаются с уважением, которого они заслуживают, и учатся вести себя так же по отношению к другим.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в гештальтпсихологии

На первый взгляд, спокойный Монтессори-класс может показаться не самым лучшим местом для социализации. Но здесь дети действительно учатся вести себя вежливо, уважительно взаимодействовать, решать проблемы и работать сообща.

Фактически большая часть «спокойного» поведения, считающегося результатом «строгости», на самом деле результат удовлетворённости. Дети, потребности в развитии которых удовлетворяют, становятся радостными учениками и почтительными членами общества.

Может создаться впечатление, что этих детей держат в чрезмерной строгости, однако в их действиях совершенно отсутствует робость. Их яркие глаза, весёлые, умиротворённые лица и готовность пригласить других наблюдать за их работой… даёт нам понять, что мы находимся в обществе людей, которые чувствуют себя как хозяева у себя дома.

Как Монтессори-педагоги социализируют детей

Наша читательница спрашивает: «Как в Монтессори-группе педагоги социализируют детей? Например, что делать, если совсем маленький ребёнок, который недавно попал в группу, пытается отнять у работающего ученика материал?»

Комментарий Юрия Филёва

Я считаю, что социализация ребёнка в детском саду Монтессори проводится не взрослыми. Этот процесс полностью ложится на окружение, а педагоги могут только создать благоприятные условия. Новый ребёнок чётко прислушивается и присматривается к отношениям, уже сложившимся внутри группы. Однако модель отношений задаёт взрослый, и ему нужно просто общаться с ребёнком как с самодостаточной личностью (каковой он всегда и является). Если взрослый уверен в стабильности ребёнка, тот именно таким и будет.

Дети в нашей школе не отнимают у других предметы.. У них просто нет такой модели поведения. Иногда случается другой момент: новенький боится, что у него могут что-то отнять, и заранее пытается обороняться, прикрывая руками свой материал. Тут достаточно сказать несколько поддерживающих слов, и через неделю этот вопрос решится сам.

Что бы я сделал, если бы при мне один ученик отнял что-то у другого? Я бы опустился на уровень ребёнка, наладил зрительный контакт «глаза в глаза» (это необходимо, чтобы быть услышанным и понятым) и сказал примерно следующие слова: «Ты хочешь с этим работать? Я слышу и понимаю тебя. Ты обязательно сможешь это сделать, когда Петя закончит. Он работает столько, сколько считает нужным, но когда ты будешь работать, я тоже никому не позволю тебе мешать. Ты можешь посмотреть, как работает Петя, или выбрать другой материал. Пойдём посмотрим, чем ты можешь сейчас заняться».

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте

Если бы все занимались в Монтессори-классе, Фрейд был бы не нужен

Источник

Татьяна Возмищева
Успешная социализация ребенка по методике М. Монтессори

Т. С. Возмищева, МБДОУ «Детский сад № 52» АГО, г. Асбест

Успешная социализация ребенка по методике М. Монтессори

О чем все чаще беспокоятся молодые мамы склоняясь над колыбелью новорожденного? В первые дни – чтобы спал спокойно, чуть позже – чтобы рос здоровым, не отставал в развитии от сверстников. Для этого нужно с ним заниматься – сначала самой. Чтобы научить чему-то ребенка, сначала нужно научиться самому.

«Помоги мне это сделать самому» – таков девиз методики Марии Монтессори. Ее идеи пронизаны огромным уважением к ребенку и признанием его индивидуальности. Каждый ребенок – это уникальная, неповторимая личность. И в каждом ребенке от природы заложена внутренняя потребность познавать окружающий мир. А взрослому (родителям и педагогам) нужно только вовремя обеспечить необходимые условия, «подкинуть «уголек» в топку его ума»,а это значит:

– создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения;

– не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит.

Метод М. Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов. Таким образом, дети не объект, а субъект воспитания.

Одним из условий всестороннего развития ребенка является соответствующая социально-предметная среда.

Современные родители (законные представители) сталкиваются с большими трудностями в организации дома необходимых зон для развития ребенка.

В своей деятельности применяю систему Монтессори, которая предлагает свой целостный и логичный путь воспитания,который коротко можно передать одной емкой фразой: «Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде». Он заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, подталкивает его к самостоятельному решению задач. Все это предлагается в игровой форме — специально оборудованная комната, где находится множество специальных игровых пособий, соответствующих возрасту детей.

Для повышения компетентности родителей в вопросах организации социально-предметной среды в домашних условиях использую различные формы и методы: консультации, мастер-классы,где рассказываю и наглядно демонстрирую как создавать эти условия:

1. «Все по-взрослому» – обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности.Детей обязательно нужно учить навыкам практической жизни: он должен уметь заботиться о себе. Для этого детям доступны небольшие рамки с застёжками, где происходит обучение конкретным навыкам,необходимым при одевании: рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, бантами.

2. «Я чувствую мир!» – развитие органов чувств. Зона сенсорного развития, где ребенок развивает зрение, осязание, обоняние, слух. В этой зоне расположены развивающие материалы, которые способствуют развитию восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и явлениях окружающего мира – деревянные кубики различных цветов и размеров, цилиндры, застежки, сборно-разборные модели башен – все эти предметы развивают у ребенка способность чувствовать цвет, объем, вес и учат сравнивать предметы между собой.

3. «Считаем, играя» – развитие математических способностей. Зона элементарных математических представлений, где дети знакомятся с такими понятиями, как сложение, вычитание, деление через различные геометрические фигуры, бусины и счетные палочки.

4. «Говорящие пальчики». Языковая зона, где дети начинают осваивать основы письма и чтения. Здесь детям доступны карандаши, алфавит, доска, буквы различной величины.

5. «Мир во всех его красках». Космическая зона, где дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием флоры и фауны.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в детской комнате может стать развивающим. Создавая условия для развития ребенка, нужно подумать над тем, к каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы.

Таким образом, родители могут отметить в каких зонах ребенок чувствует себя более уверенно и с какими материалами работает успешнее.

Для повышения компетентности родителей в вопросах познавательного и речевого развития организую круглые столы, где знакомлю с упражнениями-играми с Монтессори-материалами: настольными играми, например, «Прищепки в ведерке», «Перекладывание бусинок с помощью пинцета», «Режем ножницами» (возраст: с двух до пяти лет, которые помогают развить внимание, координацию движений руки, мелкую моторику, координацию, подготовить руку к письму.

Читайте также:  Периоды развития ребенка коменского выделенную в периодизации

Для ребенка родители – это образец, которому он подражает в процессе жизни. Ребенок копирует действия взрослых и их взаимоотношения, а также запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни.

Для дальнейшей успешной социализации ребенка к социуму в сотрудничестве с родителями (законными представителями) применяю в практике рекомендации, основанные на идеях Марии Монтессори. Они касаются разных сторон жизни и взаимоотношений с ребенком, и которые помогают лучше понять ребенка и создать необходимые условия для его развития.

• Ваш общий дом. Предлагаю родителям покупать одежду, которую ребенок может одеть или снять самостоятельно (рубашки с большими пуговицами, свитера с широким воротом).

Мебель в детской комнате должна быть прочной, легкой и соответствовать росту ребенка. Комната должна быть яркой.

• Ваша совместная деятельность. Почаще ходите с ребенком в библиотеку, зоопарк, музей, детский театр, парк, игровую площадку. Обсуждайте увиденное.

Привлекать ребенкак участию в домашних делах: покупке продуктов, приготовлении пищи, уборке квартиры.

Делиться с ребенкомсвоими интересами и увлечениями: рассказать, что известно о спорте, птицах, растениях, животных, рисовании.

В своей образовательной деятельности организую «встречи с интересными людьми» – приглашаю родителей, которые активно участвуют в обсуждении вопросов. Например, родитель, который работает в больнице, с удовольствием рассказывает и наглядно показывает о специфике своей работы.

Совместно с ребенком вырезаем из журналов интересные картинки, а потом вместе с ними рассматриваем. Совместно с детьми читаем и рассказываем различные истории.

• Развиваем самостоятельность детей. Предоставить ребенку возможность поиграть с песком, водой, формочками, пуговицами, крышками, тестом. Главное не забывать напоминать ребенку, что у каждого предмета должно быть свое место.

• Детей учит то, что их окружает.

Применяя в своей образовательной деятельности и в работе с родителями метод М. Монтессори, я пришла к выводу, что метод Монтессори создает условия для возникновения в ребенке стремление к учению и устойчивой мотивации для продолжения учебы.

Качество дошкольного образования во многом зависит от согласованности действий семьи и образовательной организации. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Выбранный мною вектор по взаимодействию с родителями приносит положительные результаты, родители – активные участники в жизни группы, детского сада, участники образовательных отношений.

Список литературы

1. Бордовская Н. В. Педагогика. Учебное пособие.Издательство: Питер, 2011.

2. Дмитриева В. Г. Академия ранненго развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

3. Ефремов О. Педагогика.Издательство: Питер, 2009.

4. Латышина Д. История педагогики и образования.Издательство: Гардарики, 2007.

Источник

В этой методике совершенно не развиваются социальные отношения, то есть не происходит социализации. Дети в основном работают с материалом поодиночке и минимально взаимодействуют друг с другом

В 90-е годы в России, отказавшейся от четкой государственной программы обучения, пышным цветом расцвели различные педагогические школы, такие как система Монтессори, Вальдорфская школа и прочие. Родители набросились на новые, незнакомые слова и с огромной радостью, граничащей с безумием, стали отдавать детей в эти незнакомые школы, даже не задумываясь, чему там учат, как построены занятия, и что в итоге будет с ребенком.

В данной статье мы будем рассматривать методику Монтессори и убедимся, что она, к сожалению, является орудием, разрушающим воспитание и обучение ребенка еще в дошкольном возрасте.

Чтобы не прослыть огульным отрицателем всего западного, необходимо рассмотреть методику воспитания Монтессори объективно. Для этого сначала — исторический экскурс.

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии и была первой женщиной в итальянской истории, которая окончила курс медицины. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, Мария Монтессори заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями (отметим это для себя и пойдем дальше). Она предположила, что проблемы умственно отсталых детей — это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические.

Возглавляя в Риме Государственную ортофреническую школу для отсталых детей, Мария Монтессори разработала систему сенсомоторного — то есть основанного на сенсорном восприятии и на моторной активности — воспитания слабоумного ребенка как фундамент всей лечебной педагогики.

Далее она перенесла свои методики на обычных детей. И это тоже дало эффект: действительно, все родители знают, что в раннем возрасте для ребенка важны упражнения на мелкую моторику. И этим знанием мы обязаны в том числе и Марии Монтессори.

Всё в той же ортофренической школе Мария Монтессори создала для детей с ограниченными способностями специальную развивающую среду, которая с той или иной небольшой трансформацией используется и сейчас в студиях Монтессори. Позже в Риме она открывает «Дом ребенка», где продолжает разрабатывать свою методику.

Так в чем же заключается методика Монтессори?

Основа педагогического метода Монтессори, как это декларируют ее последователи, заключается в безграничной вере в природу ребенка, в стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность. Ребенок изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Понятие «свободное воспитание» в практике Монтессори означает свободу выбора ребенка в своем развитии.

Вот как это сформулировано на одном сайте, продвигающем методику воспитания Монтессори: «Ребенок познает мир, получает знания согласно своему внутреннему плану развития, с учетом исключительно его потребностей и индивидуальных запросов. То, чем на уроке будет работать малыш, предстоит выбрать ему самому. Наставница лишь покажет метод работы с тем или иным материалом, не навязывая своего видения сегодняшнего занятия…»

Здесь главное — это утверждение о наличии у ребенка «внутреннего плана развития». Причем о наличии такого плана говорится как о чем-то само собой разумеющемся (Волга впадает в Каспийское море, дважды два — четыре, у ребенка есть внутренний план развития). Наши попытки ознакомиться с доказательствами наличия у ребенка такого внутреннего плана развития пока не увенчались успехом.

Первый возникающий вопрос — можно ли говорить о таком плане у растения или у животного? Если бы этот план был у растения, то, например, садовники не стали бы предпринимать усилий по выращиванию культурных растений. Но они же предпринимают эти усилия. Причем немалые. И почему же садовникам никто не предлагает: «Давайте предоставим такому-то культурному растению расти согласно его внутреннему плану развития». Если какое-то растение растет по этому плану — то это сорняк, а не культурное растение. Так что же, детей хотят выращивать по аналогии с сорняками?

Теперь о животных. Если бы они росли только согласно своему внутреннему плану, то волчица, к примеру, ничему бы не учила детеныша, а меланхолично наблюдала бы, как он реализует свой внутренний план. И это при том, что животные наследуют программы, определяющие их поведение.

Читайте также:  Развития эмоций ребенка дошкольного возраста

Итак, второй вопрос — чем отличается человек от животного и растения? Он, очевидно, отличается еще большей степенью обусловленности тем, что в самом общем виде можно назвать культурой. То есть он, не наследуя свои ключевые собственно человеческие программы, должен эти программы создать… ориентируясь на что? На наследственное он ориентироваться в этом смысле не может. Так на что он должен ориентироваться?

И наконец, известно, что в случаях, когда ориентация не задавалась, то есть возникала настоящая, а не литературная «ситуация Маугли», человек не мог сформироваться в собственно человеческом смысле. А если бы у него был этот самый внутренний собственно человеческий план, то он смог бы.

Нам возразят, что задача системы Монтессори — воздействовать на ребенка более опосредовано, предоставляя ему ассортимент возможностей, то есть речь идет не об отказе от обучения и воспитания, а о перекладывании задач воспитания и обу­чения на некую среду, которая и должна, будучи сложно организованной, обучать и воспитывать.

Ни растения, ни животные так обучать и воспитывать никто не собирается. Почему гораздо более сложный процесс обучения и воспитания человека можно перепоручить «рынку возможностей», предоставляемых средой? И что это будет за человек?

Почему-то ревнители системы Монтессори резко отвергают саму возможность серьезного разговора о фундаментальных основаниях своей системы, об этом самом внутреннем плане развития и всём том, что вытекает из его наличия и его отсутствия. А ведь вопрос идет о судьбе детей. Допустимо ли в этом случае подобное легкомыслие, честно говоря, сильно отдающее педагогическим сектантством или чем-то еще более скверным.

Система Монтессори создает для ребенка некую специализированную среду. Как он с нею должен взаимодействовать?

Попадая в подготовленную специальную среду Монтессори, ребенок самостоятельно выбирает то, с чем будет работать. Время работы с одним материалом никем не ограничивается. При этом каждый материал представлен в единственном экземпляре. Таким образом, дети учатся договариваться и взаимодействовать друг с другом.

Представляете, как будут «договариваться» дети, если им не объяснять, что силу применять нехорошо, что отбирать понравившуюся игрушку неправильно? Особенно с учетом того факта, что в системе Монтессори формируются разновозрастные группы.

Как на практике строится работа в Монтессори-студии? Пространство студии разделяется на несколько зон: зона жизненной практики, где находятся наборы для стирки, глажки, чистки обуви и прочие бытовые принадлежности; зоны развития сенсорных навыков; зоны языкового развития с набором карточек для формирования словарного запаса, навыков чтения и тому подобное; зоны развития математических способностей и другие зоны.

Но не нужно особенно обольщаться, читая о зонах с формированием словарного запаса и навыков чтения. Если вспомнить, что воспитатель не участвует в жизни детей никоим образом, то станет понятно, что большинство этих вещей дети использовать не будут, если только у них неожиданно не возникнет интереса к обучению тем или иным предметам. Но самопроизвольно интерес никогда не возникает. Или возникает столь редко, что это «редко» с точки зрения массовой педагогики тождественно «никогда».

Давайте соберем воедино все минусы методики Монтессори и убедимся, что она разрушительно действует на обычного ребенка. Еще раз оговоримся, что мы не рассматриваем воздействие этой методики на детей с отклонениями в развитии — работа с такими детьми является отдельной темой и рассматриваться должна отдельно.

1. Воспитатель-учитель в рамках данной системы не участвует в процессе воспитания и обучения. Таким образом, он не является авторитетом для ребенка, не направляет в нужное русло подопечных, не ставит им моральных и этических рамок. Дети предоставлены сами себе.

2. Полностью отсутствует процесс обу­чения, который невозможен без того, чтобы учитель передавал знания, объяснял, требовал и проверял, периодически возвращался к пройденному («повторение — мать учения»).

3. Монтессори считала игру — деятельностью, оторванной от реальной жизни. Поэтому в студиях Монтессори игра заменена практической деятельностью. Между тем исследования психологов однозначно говорят о том, что игра необходима для формирования личности, для социализации.

4. В классической системе Монтессори нет места сказкам, которые Монтессори считала уходом от реальности и заменяла реалистическими описаниями предметов. А ведь сказки формируют в ребенке в познавательной форме представления о добре и зле, представления о жизни, об отношениях между людьми.

5. В этой методике совершенно не развиваются социальные отношения, то есть не происходит социализация. Дети в основном работают с материалом поодиночке и минимально взаимодействуют друг с другом.

Давайте посмотрим, что пишут родители детей, посещавших одну из многочисленных студий Монтессори: «Мы ходили в студию Монтессори, и вот мое мнение по поводу этой методики: кроме как что-то перекладывать и переливать воду, дочь ничему не научилась, да её и не учили вовсе (заметьте — мать понимает, что ребенка нужно учить, и для нее является чем-то удивительным то, что в студии Монтессори этого не происходит. — П.Р., Т.Ш.). В студии Монтессори были установлены камеры, и однажды я решила остаться и посмотреть, чем же занимаются с детьми во время нашего отсутствия. И что я увидела, дочь ходит сама по себе, играется с водой в кране, в итоге измочила всю одежду, да и вообще дети, что хотят, то и делают, а воспитатель сидела за столом рядом с девочкой, которая рисовала, и тупо за ними присматривала. Я задумалась, а зачем я вожу ребёнка в эту студию и плачу немалые деньги, для того, чтобы она поиграла с водой? Часть игрушек, водичка… вроде есть и дома, песочком можно в песочнице поиграть, частью можно воспользоваться в простой игровой комнате по приемлемым ценам.

Когда я первый раз пришла в студию и увидела, сколько у них полезного для детей обучающего материала на сенсорное развитие, на логику мышления и т. д., я подумала, что здесь она приобретет много полезных знаний, ведь с ней будут заниматься обученные педагоги, и лишь после того, как я посмотрела на занятия и увидела, что ребенка ничему не обучают, я решила почитать про методику Монтессори. А методика заключается в следующем: ребенок что хочет, то и делает. Где это видано, чтобы ребенок сам себя обучал. Я всегда думала, что к любым занятиям его должны привлекать взрослые. Ребенок может и не захотеть что-то делать, кроме как плескаться в воде. Как же он научится рисовать, лепить, клеить, если ему не показать, как это интересно и увлекательно. Я не видела еще детей, которые сами себя обучали!..»

Почему не хотят прислушаться к таким крикам материнских душ? А ведь криков этих немало. Не потому ли, что система Монтессори не только помогает детям с определенными отклонениями чему-то научиться, но и создает у обычных детей недостаточную обученность. Не в этом ли цель ее внедрения в России, да и не только в России?

Источник