Мониторинг в школе раннего развития ребенка

Управление образования администрации Старооскольского

городского округа Белгородской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №73 «Мишутка»

Мониторинг развития детей

Педагог – психолог: Павловская Е. В.

г. Старый Оскол

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой:

  • наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении
  • анализа продуктов детской деятельности
  • специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада. Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла – высокий.

МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ 

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и апреле). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Основанная задача мониторинга детского развития (мониторинга развития интегративных качеств) – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Читайте также:  Правильное развитие ребенка один год

Мониторинг детского развития включает в себя:

  • оценку физического развития ребенка;
  • развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.

Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности – эмоционального принятия или отвержения ситуации, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.

На основе проведения методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

ВЫБОР ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой:

  • наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении;
  • анализа продуктов детской деятельности;
  • специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

НАБЛЮДЕНИЕ:

Наблюдения во всех видах деятельности (учебной, игровой, социальной, трудовой и других, чтобы получить полную картину проявлений ребенка).

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Анализ продуктов детской деятельности в художественном творчестве (рисунки, поделки, предметы лепки, аппликации). Продукты труда (самообслуживание, качество выполнения поручений, и пр.) Продукты игровой деятельности (создание своих условий для игр, использование и изготовление атрибутов для игр, разнообразия предметов-заменителей и пр).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЫ:

Разнообразные методики, тесты, другие диагностические методы.

Источник

Второй год жизни

Образовательная область социально-коммуникативное развитие

Фамилия, имя

ребенка

Активно подражает сверстникам и взрослым, демонстрирует потребность в общении

Умеет действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением

Может копировать известные действия, движения, слова взрослых

Проявляет самостоятельность активность и инициативность

Демонстрирует элементарный навык самообслуживания

Обращается к взрослому с просьбой о помощи

Активно включается в парные игры со взрослым

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Читайте также:  Что такое наследственность и как она влияет на развитие ребенка

Образовательная область познавательное развитие

Фамилия, имя

ребенка

Вкладывает плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм

Группирует предметы по цвету (основные), величине (контрастной), форме (шар, куб, призма, цилиндр

Может расположить предметы в порядке увеличения и уменьшения

Выполняет несложное конструирование из кубиков и включает их в игру

Экспериментирует        с предметами, действуя по-разному (стучит, поворачивает, просовывает в отверстие, катает).

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Образовательная область речевое развитие

Фамилия, имя

ребенка

Ребенок проявляет интерес к книгам, демонстрирует запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий

Эмоционально позитивно реагирует на песенки и потешки

Демонстрирует достаточный активный словарь (называет предметы и их части, частично действия и качества предметов)

Способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками,

задает     вопросы

«Кто?», «Что?» и ждет на них ответа

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Образовательная область художественно-эстетическое развитие

Фамилия, имя

ребенка

Ребенок рисует каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в зависимости от движения руки, начинает давать им название

Наблюдается возникновение

простейших изображений (домик в виде полукруга, квадратик  машина и т.д.)

Овладевает приемами раскатывания (колбаски), сплющивания (тарелочки, блины), круговыми движениями (яблочки, шарики, конфеты), используя  пластилин

Активно реагирует на музыку, с удовольствием двигается под музыку и слушает простые произведения

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка тамбов