Мониторинг социальной ситуации развития ребенка

Изменения в сфере дошкольного образования коснулись основополагающих подходов к диагностике и мониторингу в дошкольном образовании, поскольку он имеет свою специфику. Некоторую долю путаницы внесла быстрая смена ФГТ на ФГОС ДО. В связи с этим поменялись некоторые формулировки, а соответственно, и подходы, в частности, касающиеся оценки образовательных результатов.

Согласно п. 3.2.3. ФГОС ДО: «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

 Результаты         педагогической         диагностики         (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:  

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);  
  2. оптимизации работы с группой детей.  

Педагогическая оценка индивидуального развития ребенка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями и индивидуальными склонностями.

Отметим, что условия определены ФГОС ДО следующие: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.  В данном контексте, мы считаем, речь идет по большей части о психолого-педагогических условиях, в том числе:

«1)…формирование и поддержка положительной самооценки (детей), уверенности в собственных возможностях и способностях;

  1. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  2. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  3. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  4. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности…»

Именно диагностика позволяет выявить «самооценку», «уверенность в собственных возможностях и способностях», «возрастные и индивидуальные особенности», «интересы и возможности каждого ребенка», «социальную ситуацию его развития», «взаимодействие детей друг с другом», «инициативу и самостоятельность».

В чем разница между педагогическим мониторингом и педагогической диагностикой?

Мониторингом- длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления. Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.  

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: деятельностных умений ребенка,  интересов, предпочтений, склонностей ребенка,  личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка,  особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками,         особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.  

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.  

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т.д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация педагогом полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап – целеобразовательный, который предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Обратим внимание на то, что мониторинг индивидуального развития детей – это часть целостной системы, описанной в образовательной  программе  дошкольного учреждения. И все части этой системы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Приведем пример из образовательной программы филиала «Детский сад «Семицветик»

Задача (из целевого раздела образовательной программы)

Планируемые результаты (целевые ориентиры)  

Технологии,         формы,

методы

Содержание

образовательной

программы по образовательным областям  

Создание социальных ситуаций развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными

особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта взаимодействия  с самим собой, другими детьми и взрослыми;

Развитие социальной компетентности, как умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками, старшими и младшими) в различных ситуациях; способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними; анализировать действия и поступки, управлять своим поведением; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения  ипр

Приоритетная  технология – технология группового сбора (М. Монтесорри, Т. Н. Доронова), (Технология «Клубный час» Гришаева Н. П.), которая тесно связана с технологией педагогической поддержки, проектной деятельностью, игровой технологией

Задачи реализуются в различных видах детской деятельности, через решение ситуативных задач, совместное планирование  

деятельности, в поддержке проявления детской инициативы: в совместной и самостоятельной деятельности, во взаимодействии со взрослыми         и сверстниками.

Читайте также:  Танцевально ритмическое развитие ребенка 3 лет

Таким образом, при разработке мониторинга индивидуального развития детей в центре нашего внимания – второй столбец – планируемые результаты.

Как отмечают разработчики Стандарта, должна быть особая диагностика, которая не отбирает детей, а задает зону ближайшего развития (Л. Выготский).

Цель мониторинга – составить индивидуальные (парциальные) программы развития, в которых основная задача – сохранить маленьких Почемучек.  

В своем учреждении мы используем нормативные карты развития детей П.Г. Нежнова, Н.А. Коротковой.

Карта развития состоит из двух частей: нормативной карты, отражающей становление инициативности в разных видах деятельности, и карты, отражающей психологический фон развития. Согласно рекомендациям авторов, педагоги осуществляют наблюдение за детьми с целью оценивания основных сфер инициативности ребенка через конкретные практики:творческую инициативу – через сюжетную игру, целеполагание и волевое усилие – через продуктивную деятельность, коммуникативную инициативу – через совместную игровую и продуктивную деятельность, познавательную инициативу – через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.Психологический фон, позволяет увидеть базисное доверие и самостоятельность ребенкадошкольника, что тоже находит отражение в Стандарте.

С  точки зрения педагогов,  преимущества наблюдений по данным нормативным картам развития заключаются в следующем:

– заполнение карты экономично по времени, основано на наблюдении детей в привычных для них видах деятельности;

– карта позволяет наглядно определить место каждого ребенка и всей группы в нормативном пространстве развития;

– карта позволяет выделить основные достижения ребенка без дополнительных узконаправленных методик и специальных диагностических процедур;

– карта позволяет выявить «слабые места» в работе педагога с группой детей и своевременно скорректировать образовательный процесс;

– данная методика позволяет педагогу наглядно увидеть индивидуальный темп развития каждого ребенка, не загоняя его в рамки жестких «возрастных требований».

Организация работы педагога с нормативной картой развития

 Поскольку образовательный процесс в детском саду ориентирован на сообщество детей (что не противоречит его индивидуализации), карта развития задана как индивидуально-групповая.

Для удобства работы воспитателя вся нормативная карта развития разделена на 4 бланка – по сферам инициативы. В описание уровня вынесены лишь ключевые признаки.

Карта заполняется педагогом 3 раза в год (в начале учебного года, в середине и в конце). Этого достаточно для фиксации продвижения детей по уровням развития.

Поскольку мы говорим об инициативе ребенка, ее уровне, педагог заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности (время-пространство оценивания – самостоятельная деятельность, а не поведение детей на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним). Педагогу не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот “образ” ребенка, который уже сложился у него), которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений.

 Первый раз заполнять карту имеет смысл по прошествии первого месяца учебного года, этого периода достаточно для того, чтобы у воспитателя сложился первоначальный образ ребенка. Второй раз карта заполняется в середине года (в январе), также на основе наблюдений предшествующего месяца, третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.  

Заполняя карту, педагог против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

  • «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);
  • «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
  • «нет» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

Для получения более конкретной информации о развитии по отдельным видам деятельности (игра, конструирование, изобразительная деятельность, речевое развитие, музыкальное развитие, физическая подготовленность) в филиале используется методика экспресс-анализа и оценки развития детей дошкольного возраста О. Сафоновой.

В данной методике содержание материалов по каждому виду деятельности представлено в виде практических заданий, которые предлагаются для выполнения, преимущественно, подгруппе детей в составе 3—5 человек.  Подгрупповая форма проведения контрольных срезов значительно сокращает временные границы процедуры экспресс-анализа, но, в то же время, за счет малой численности состава подгруппы, позволяет увидеть и индивидуальные проявления детей.

Результаты, показанные детьми во всех видах деятельности, выстраиваются педагогами в виде группового «профиля», количественно и качественно характеризующего воспитательно-образовательный процесс каждой возрастной группы.

Данный «профиль» свидетельствуют, какими видами детской деятельности педагог управляет успешно, в управлении какими из них имеет незначительные или серьезные пробелы, упущения. Иначе говоря, в ней отчетливо просматриваются области профессиональной компетентности — некомпетентности педагога, его возможности и затруднения. Таким образом, экспресс-анализ и оценка детской деятельности выступают еще и в качестве важного средства анализа (самоанализа) и оценки (самооценки) деятельности педагога.

Читайте также:  Развитие ребенка читать по слогам

Отметим, что данная методика отличается простотой в использовании и не требует от педагогов специальной подготовки.

С целью определения исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе проектной деятельности нами используются показатели сформированности исследовательской деятельности, предлагаемые А. И. Савенковым, которые, мы дополнили критериями и уровнями исследовательской деятельности, где с помощью наблюдения педагогом изучаются такие вопросы как – умение дошкольником видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; умения и навыки проведения экспериментов; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи в процессе презентации исследовательских и творческих работ. Важным показателем, сформированности познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является деятельностный критерий, что обусловлено необходимостью реализации требований Стандарта, а именно реализации деятельностного подхода в образовательном процессе с дошкольниками. В деятельностном критерии оценки выделяем высокий, средний, низкий уровни.

Критерии Уровни

Деятельностный

высокий

Проявляет инициативу и творчество, самостоятельно планирует деятельность, применяет на практике, определяя правильность выбранного пути решения проблемы, поясняет свои действия и доводит дело до конца

средний

Инициативу и самостоятельность проявляет не всегда, но планирует деятельность, использует на практике отобранный материал, возникают сложности в пояснении своих действий, иногда не доводит начатый опыт до конца

низкий

Самостоятельность не проявляет, делает только тогда, когда говорят, использует примитивные способы решения проблем, что не приводит к необходимым результатам.

В филиале активно используется проектная деятельность, в ходе которой дошкольники практикуются в презентации своих творческих продуктов, опытов, экспериментов и т.д.  В ходе наблюдений педагог обращает внимание на то, насколько глубоко погружен в проблему ребенок, насколько много сведений он получил, насколько увлеченно думает и говорит про этот проект.

Таким образом, используемые педагогами филиала способы мониторинга индивидуального развития детей помогают педагогам предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь, Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.    

Источник

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЕРМАКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Диагностика педагогического процесса

 в подготовительной к школе группе «Веселый ребята» МБОУ «Ермаковская начальная школа – детский сад»

 (с 6 до 7 лет)

на 2016 – 2017 учебный год

Воспитатели: 1. Хадралиева Э.М.

                          2. Алимова Э.Д.

Муз. руководитель: Чалапко Л.В.

Инструктор по физ. культуре: Антонюк Д.В.

Дата заполнения: Октябрь 2016 г.

                                                               Май 2017 г.

                         с. Ермаково

Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе (с 6 до 7 лет)

Инструментарий педагогической диагностики в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

      Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы:

 – наблюдение;

– проблемная (диагностическая) ситуация;

– беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

– индивидуальная;

– подгрупповая;

– групповая.

Описание инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 

1. Сформировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе развита инициативность, ответственность. Внимательно слушает Может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

Задание: «Выложи, пожалуйста, такого мишку (показывает схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же мишка? И по цвету, по форме?».

Материал: одежда ребёнка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).

Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду так, как нарисовано на схеме».

2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: картина с изображением ссоры детей.

Читайте также:  Значение игры для развития ребенка в дошкольном возрасте

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Что изображено на картине?». Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?».

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.Устанавливает связи между предметами, выделяет свойства, качества материалов через исследовательскую, проектную деятельность. Проявляет познавательный интерес в быту в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: фонарик необычной формы с динамомашиной для подзарядки.

Задание: «Положить в группе до прихода детей фонарик. Когда ребёнок найдёт и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.

2.Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: « Нужно сравнить 2 мяча». Чем отличаются эти мячи?».

Образовательная область «Речевое развитие» 

1. Умеет использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: машинка необычной конструкции / гараж трёхуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребёнок / дети проявят интерес, спросить: «Что это такое?» Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно ещё использовать?».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 

1. Создаёт модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: игрушка – инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».

2.Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности.

Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.

Задание: «Давайте сыграем песенку «Во поле берёзка…» (любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».

Образовательная область «Физическое развитие» 

1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы-подсказки.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это – быть здоровым».

2. Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация.

Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Ребята, мы будем играть «в больницу». Кто хочет кем быть?». Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?».

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Возрастная группа _________________________________________          Дата проведения ________________________   ___________________________

<

Разделы

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Ребенок в семье и сообществе

Формирование основ безопасности

Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)

Умеет самост оятельно объеди няться для совместной игры и труда, занима ться самост оятельно выбран ным делом, догова риваться, помогать друг другу

Может дать нравств енную оценку своим и чужим поступкам Знает и соблюдает правила поведен ия в обществ енных местах, в т.ч. на транспорте, в общении со взрослы ми и сверстниками

Сфор мирован интерес к учебной деятел ьност и и желание учиться в школе развит а иници ативн ость, ответс твенность

Умеет самостоя тельно и своеврем енно готовить материалы и пособия к занятию, без напомина ния убирать свое рабочее место, выполнят ь обязанно сти по столовой, занятиям, уголку природы

Сформи рованы трудовые навыки, желание участво вать в коллект ивном труде

Умеет пользов аться столовыми прибора ми, правильно вести за столом, следит за своим внешним видом, замечает и устраняет непорядок

Имеет предст авления о семье и ее истории, об их профе ссиях, знает домашний адрес, телефон, ФИО родит елей

Имеет гендерные представ лени я о себе, о перспективе развития личности

Имеет предст авления о родной стране , о родно м крае, госуда рственных праздниках

Имеет предст авления об окруж ающей среде ДОУ, участвует в её создании, в проектной деятел ьности

Знает правила ДД, дорожные знаки, о работе ГИБДД, МЧС, пожарной службы, скорой помощи, соблюдает культуру поведения на дороге

Знает правила обращения с бытовым и предмета ми, правила безопасн ости безопасн ого поведения во время игр в разное время года

Знаком с правилам и поведения на природе, с Красной книгой, явлениям и неживой природы

Ф.И. ребенка

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г