Мониторинг развития творческих способностей ребенка
«Мониторинг развития творческих способностей обучающихся в процессе изобразительной деятельности».
Автор: Баязитова М.Н.,
педагог дополнительного
образования МОУ ДОД
«РЦДОД» при МОУ
«Невонская СОШ№1»
Усть-Илимского района
Иркутской области
Все дети без исключения – художники, поэты. Их восприятие окружающего мира образное, яркое. Дети искренни и непосредственны. С самого раннего возраста каждый ребёнок стремится сделать, что- либо своими руками. В начале это незамысловатые фигуры , несложные рисунки , простые поделки . С каждым годом , взрослея , приобретая новые знания, умения , навыки, постоянна развиваясь, ребёнок старается усложнить, усовершенствовать свою работу. На этапе творческого развития ребёнка большую роль играет помощь родителей, учителей.
Занятие изобразительным искусством меняет восприятие детей, учит по-новому видеть мир. Правильно направить ребёнка в нужном направлении, помочь ему развить те или иные способности – главные задачи педагога дополнительного образования в это время. Педагог должен не только совершенствовать знания, умения и навыки своих учеников, но и уметь правильно проанализировать результат их творческой деятельности. Уметь выявить, отследить слабые стороны художественного восприятия ребёнка для того что бы в дальнейшем помочь ему преодолеть трудность в том или ином виде деятельности, продумать такие формы и методы работы, которые легко, непринужденно помогут развить в ребёнке его творческие способности. Эти проблемы помогает решить педагогический мониторинг, цель которого – изучить и отследить динамику развития индивидуальных способностей обучающихся в процессе освоения дополнительной образовательной программы.
Педагогический мониторинг относится к числу эффективных технологий управления качеством образования, как на уровне администрации образовательного учреждения, так и на уровне педагогов дополнительного образования и позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ дополнительного образования детей. Таким образом, внедрение мониторинга в деятельность педагога – необходимое условие грамотного подхода к организации образовательного процесса в детском объединении.
Задачи педагогического мониторинга:
- Осуществить разработку и отбор методик и способов получения информации о качестве освоения дополнительной образовательной программы, развитии творческих способностей обучающихся объединения.
- Разработать качественный рабочий инструментарий для проведения мониторинговых исследований обучающихся, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые задания, анкеты и др.).
- Определить степень освоения каждым ребенком дополнительной образовательной программы, выявить наиболее способных и одаренных обучающихся.
- Обнаружить изменения состояния существенных характеристик, признаков личности, индивидуальности участников педагогического процесса (ориентируясь на эталон), определить степень (уровень) личностного развития каждого обучающегося.
- Проанализировать полученные факты.
- Установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения.
- Выработать обоснованный и конкретный план корректировки педагогической деятельности и дальнейшего педагогического взаимодействия в целях развития участников образовательного процесса.
Специфика деятельности объединений дополнительного образования позволяет творчески подходить к выбору форм и методов творческого развития ребёнка. Результат мониторинга помогает скорректировать процесс творческого развития обучающегося.
Задача педагога при этом не прямо воздействовать на личность ребенка, стремясь “построить” её, а организовать деятельность воспитанников в преобразовании своей личности, дать возможность ребенку найти ценностно-значимые проявления для себя и обогатить жизненный опыт необходимым содержанием.
В течение года обучающиеся в объединении «Юный художник» выполняют ряд тестов, опросов, при помощи системы карточек. Ответы учеников анализируются и заносятся в таблицу. В таблице определяется уровень развития каждого ученика таких психологических процессов как зрительная память, внимание, фантазия и воображение, творческая активность, самоконтроль.. Уровни обозначены условным значком:
I уровень – подготовительный
II уровень – начальный
III уровень – освоение
Проанализировав данные этой таблицы мы можем отследить какие психические процессы вызывают у обучающихся затруднения. Используя данные таблицы педагог выбирает такие методы и формы работы со своими учениками, которые наиболее эффективно помогут развить те творческие способности, которые пока вызывают у обучающихся затруднения. На своих занятиях я ставлю определённые задачи:
- ориентация на дальнейшее продвижение и успех;
- уточнение и закрепление определенных знаний, умений, навыков;
- диагностика причин слабых и сильных сторон личности;
- развитие умений и навыков в новой ситуации.
В объединения «Юный художник» мы используем творческий подход к выбору форм педагогического контроля (выставка, игра, Творческая работа, диалог, конкурсы, кроссворды, викторины ит.д.).
Результаты работы могут быть представлены в форме коллективных и персональных выставок творческих работ обучающихся, итоговых занятий, которые могут проводиться в форме викторин, конкурсов, кроссвордов, игровых программ.
Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение. Выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
На своём мастер-классе я хочу показать одну из форм педагогического мониторинга –творческая работа в техники монотипия. С помощью этой работы у детей развивается фантазия, воображение, внимание, аккуратность. Техника монотипия это – уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.
Два слова: «моно» и «типия» Монотипия (от «моно» – один и греч. «типос» – отпечаток, оттиск) – вид печатной графики. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание… Наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!
Сегодня я предлагаю вам расписать матрёшку, точнее фартук и платок в техники монотипия. Обучающиеся в объединении знакомы с различными видами росписи матрешек (загорская, семёновская, калининская, полхов –майдановская).
Перед вами находятся бумажные шаблоны фартука и платка матрешки, которые вам будет необходимо расписать. Для этого необходимо сделать.
- На альбомный лист в хаотичном порядке, порыве наносите краску
- Лист аккуратно кладете на шаблоны краской внутрь.
- Продавливаете бумагу сверху руками или резиновым валиком. Плавно разворачиваете лист.
- Всматриваясь в получившийся оттиск, попытайтесь увидеть какой-то образ, цветы, травку, ягоды, оживки.
- После росписи шаблонов аккуратно приклеиваете к фигуре матрешки.
Такая творческая работа вызывает большой интерес у ребёнка. Работая в технике монотипия, невозможно предугадать результат. Детские работы всегда разнообразны. Здесь нет цели ограничить ребёнка определёнными рамками и рисовать, писать по определённым правилам, ученик сам выбирает свой стиль и раскрывает свои индивидуальные творческие способности. Роспись матрешки таким художественным способом позволяет развивать у обучающихся такие творческие способности и психологические виды деятельности как аккуратность, внимание, зрительную память, воображение и фантазию.
ВЫВОД: Различные формы мониторинговых исследований обучающихся позволяют наиболее полно обследовать каждого ребенка, выявить динамику их развития творческих способностей, художественных умений и навыков. Причем обучение и исследование детей проходят в интересной и увлекательной форме.
Проанализировав художественную деятельность обучающихся в объединениях «Радуга творчества», «Юный художник», мы можем увидеть, что на начало года
творческая фантазия и воображение составляла 44%,
внимание – 56%,
зрительная память – 48% ,
а на конец года:
творческая фантазия и воображение составляла 67%,
внимание – 82%,
зрительная память – 74% .
Это только первые результаты моей работы по организации системы контроля за результатами качества обучения в объединениях, которыми я руковожу. В дальнейшем я планирую осуществлять мониторинг теоретической и практической подготовки, предметных достижений и личностного развития обучающихся в процессе освоения реализуемых мной программ по методикам выработанным в нашем учреждении, которые необходимо адаптировать под конкретные дополнительные образовательные программы «Радуга творчества», «Юный художник».
Источник
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 2-3 лет
(первая младшая группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Проявление интереса к иллюстрациям в детских книжках, к народной игрушке и другим предметам декоративно-прикладного творчества (посуда, предметы интерьера);
- Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
- Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
- Осваивание способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
- Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
- Ребенок может передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
- Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
- Передача формы и цвета доступными художественными способами;
- Ассоциативно ребенок может устанавливать сходство между реальными предметами и их изображением;
- Проявление интереса к обыгрыванию образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
- Сопоставление названий основных цветов с самим цветом.
Высокий уровень – в изобразительном творчестве ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.); имеет представление об основных цветах и может их узнавать; правильно работает с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, путает основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
Первая младшая группа (2-3 года)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Проявление интереса к иллюстрациям и предметам декоративно-прикладного творчества | |||||||||
Экспериментирование с художественными инструментами | |||||||||
Освоение способов зрительного и тактильного обследования | |||||||||
Эмоциональность и интерес | |||||||||
Передача представлений и впечатлений | |||||||||
Создание образов предметов и явлений | |||||||||
Передача формы и цвета | |||||||||
Ассоциативное сходство (реальный предмет – изображение) | |||||||||
Интерес к обыгрыванию образов | |||||||||
Знание основных цветов | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 – высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 3-4 лет
(вторая младшая группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Проявление устойчивого интереса к книжной графике, к декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам;
- Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
- Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
- Осваивание способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
- Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
- Отображение своих представлений и впечатлений об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
- Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
- Передача формы и цвета доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, модульным, каркасным);
- Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание созданных образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.), постройки (забор, мостик, диванчик, стол, домик) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
- Знание основных и промежуточных цветов.
Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок охотно и с устойчивым, ярко выраженным интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в повседневном быту (в игрушках, одежде, упаковке и др), хорошо сопоставляет название основных и промежуточных цветов с самими цветами, правильно держит инструменты (карандаши, фломастеры, мелки, кисть).
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, определяет только основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу, не выражает свое отношение к ее процессу и результату; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
Вторая младшая группа (3-4 года)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Проявление интереса к иллюстрациям и предметам декоративно-прикладного творчества | |||||||||
Экспериментирование с художественными инструментами | |||||||||
Освоение способов зрительного и тактильного обследования | |||||||||
Эмоциональность и интерес | |||||||||
Передача представлений и впечатлений | |||||||||
Создание образов предметов и явлений | |||||||||
Передача формы и цвета | |||||||||
Владение инструментами | |||||||||
Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание образов и композиций | |||||||||
Знание основных цветов | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 – высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 4-5 лет
(средняя группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Активное, уверенное и с интересом изображение знакомых объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных);
- Самостоятельное нахождение и воплощение в художественном творчестве простых сюжетов на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передовая при этом свое отношение к окружающему миру
- Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали).
- Уверенное владение разными художественными техниками;
- Начальное понятие «языка искусства»;
- Выражение своих представлений, переживаний, мыслей, чувств доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
- Проявление эстетических эмоций и чувств, при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.
Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок создает оригинальные, эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением знакомится с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дает эстетические оценки увиденному в природе, искусстве и в быту (красиво или не красиво, грустно или весело).
Средний уровень – ребенок интересуется изобразительным или декоративно-прикладным искусством, выражает свое отношение вербально или своими доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднение при самостоятельном выборе замысла, разработке сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную деятельность, но не охотно выступает инициатором, обращается за помощью к взрослым и сверстникам.
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в художественную деятельность лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к процессу и результату; создает схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений.
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
средняя группа (4-5 лет)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Уверенное изображение знакомых объектов, предметов и явлений | |||||||||
Самостоятельность в выборе сюжетов | |||||||||
Передача простыми художественными средствами различных признаков изображаемых объектов. | |||||||||
Владение разными художественными техниками | |||||||||
Выражение своих эмоций и мыслей доступными выразительно-изобразительными средствами | |||||||||
Эмоциональность при восприятии произведений разных жанров изобразительного искусства | |||||||||
Коллективная деятельность | |||||||||
Инициативность | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 – высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 5-6 лет
(старшая группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Самостоятельное создание образов различных объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных) окружающего мира на основе сформированных представлений о них;
- В разных видах изобразительной деятельности стремление к воплощению развернутых сюжетов
- Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), а также различные взаимосвязи между ними.
- Выражение личного отношения к изображаемому, доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
- Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
- В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочитающего форму, декор и назначение предмета.
- Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
- Освоение новых техник по своей инициативе (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше и др.);
- Освоение различных изобразительно-выразительных средств (форма, линия, пятно, ритм, цвет, композиция, симметрия, асимметрия и др.).
Высокий уровень – ребенок активно интересуется разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, жестами, мимикой); самостоятельно и мотивированно занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном).
Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции, включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.
Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей); не проявляет интереса к освоению новых художественных техник.
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
старшая группа (5-6 лет)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Самостоятельное создание образов | |||||||||
Развернутость сюжетов в изображении | |||||||||
Передача различных признаков и деталей в изображении объектов. | |||||||||
Владение разными художественными техниками | |||||||||
Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении | |||||||||
Сюжетность в изображении | |||||||||
Коллективная деятельность | |||||||||
Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративно-прикладной деятельности | |||||||||
Стремление осваивать новые художественные техники | |||||||||
Освоение новых изобразительных средств | |||||||||
Инициативность | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 – высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 6-7 лет
(подготовительная к школе группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Самостоятельное, свободное, увлеченное и с устойчивым интересом создание оригинальных образов и сюжетных композиций различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые, общественные и природные явления, флора, фауна, деревня, город, праздники), на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения).
- Передача личных впечатлений и отношения об окружающем мире (добрый или злой сказочный персонаж, грустный или веселый человек) доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
- Выражение своего отношения к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится, любуюсь);
- Успешная реализация творческих замыслов;
- Свободное сочетание разных видов художественно-продуктивной деятельности;
- Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
- В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочетающего форму, декор и назначение предмета.
- Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
- Свободное использование освоенных художественных техник и изобразительно-выразительные средства как особый «язык искусства»;
- Освоение новых способов создания образа и изобретение своих в процессе художественного экспериментирования;
- Планирование работы;
- Сотрудничество с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;
- Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному иск?