Мониторинг развития творческих способностей ребенка

«Мониторинг     развития творческих способностей обучающихся в процессе изобразительной деятельности».

                            Автор: Баязитова М.Н.,

                            педагог дополнительного

                            образования  МОУ ДОД

                            «РЦДОД»  при МОУ    

               «Невонская СОШ№1» 

                     Усть-Илимского района

             Иркутской области                        

 Все дети без исключения – художники, поэты. Их восприятие окружающего мира образное, яркое. Дети искренни и непосредственны.  С самого раннего возраста каждый ребёнок стремится сделать, что- либо своими руками. В начале это  незамысловатые фигуры , несложные рисунки ,  простые поделки . С каждым годом , взрослея , приобретая  новые знания, умения , навыки, постоянна развиваясь, ребёнок старается усложнить, усовершенствовать свою работу. На этапе творческого  развития ребёнка большую роль играет помощь  родителей,  учителей.  

Занятие изобразительным искусством меняет восприятие детей, учит по-новому  видеть мир.  Правильно направить ребёнка в нужном направлении, помочь ему развить те или иные способности  –  главные задачи  педагога дополнительного образования в это время. Педагог  должен не только совершенствовать  знания, умения и навыки своих учеников, но и уметь правильно  проанализировать результат их творческой деятельности. Уметь выявить, отследить слабые стороны художественного восприятия ребёнка для того что бы в дальнейшем помочь ему преодолеть трудность в том или ином  виде деятельности, продумать такие  формы  и методы работы, которые легко, непринужденно помогут развить в ребёнке  его творческие способности.  Эти проблемы помогает  решить  педагогический мониторинг, цель которого – изучить и отследить динамику развития индивидуальных способностей обучающихся в процессе освоения дополнительной образовательной программы.

Педагогический мониторинг относится к числу эффективных технологий управления качеством образования,  как на уровне администрации образовательного учреждения, так и на уровне педагогов дополнительного образования и позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ  дополнительного образования детей. Таким образом, внедрение  мониторинга  в  деятельность педагога  – необходимое  условие  грамотного  подхода  к  организации образовательного процесса в детском объединении.

Задачи педагогического мониторинга:

  1. Осуществить разработку и отбор методик и способов получения информации о качестве освоения дополнительной образовательной программы, развитии творческих способностей обучающихся объединения.
  2. Разработать качественный  рабочий инструментарий для проведения мониторинговых исследований обучающихся, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые задания, анкеты и др.).
  3. Определить степень освоения каждым ребенком дополнительной образовательной  программы, выявить наиболее способных и одаренных обучающихся.
  4. Обнаружить изменения состояния существенных характеристик, признаков личности, индивидуальности участников педагогического процесса (ориентируясь на эталон), определить степень (уровень) личностного развития каждого обучающегося.
  5. Проанализировать полученные факты.
  6. Установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения.
  7. Выработать обоснованный и конкретный план корректировки  педагогической деятельности и дальнейшего педагогического взаимодействия в целях развития участников образовательного  процесса.

Специфика деятельности объединений дополнительного образования позволяет творчески подходить к выбору форм и методов творческого развития ребёнка. Результат мониторинга помогает скорректировать  процесс  творческого развития обучающегося.

Задача педагога при этом не прямо воздействовать на личность ребенка, стремясь “построить” её, а организовать деятельность воспитанников в преобразовании своей личности, дать возможность ребенку найти ценностно-значимые проявления для себя и обогатить жизненный опыт необходимым содержанием.

  В течение года обучающиеся в объединении «Юный художник» выполняют ряд тестов, опросов, при помощи системы карточек.  Ответы учеников  анализируются и заносятся в таблицу. В таблице определяется уровень развития каждого ученика таких психологических процессов как зрительная память, внимание, фантазия и воображение, творческая активность, самоконтроль.. Уровни обозначены  условным значком:

            I уровень – подготовительный

            II уровень – начальный

            III уровень – освоение

    Проанализировав данные этой таблицы мы можем отследить  какие психические процессы вызывают у обучающихся затруднения.  Используя данные таблицы педагог  выбирает такие методы и формы работы со своими учениками, которые наиболее эффективно помогут развить те творческие способности, которые пока вызывают у обучающихся затруднения. На своих занятиях я ставлю определённые задачи:

  • ориентация на дальнейшее продвижение и успех;
  • уточнение и закрепление определенных знаний, умений, навыков;
  • диагностика причин слабых и сильных сторон  личности;
  • развитие умений и навыков в новой ситуации.

В объединения «Юный художник» мы используем творческий подход к выбору форм педагогического контроля (выставка,  игра, Творческая работа, диалог, конкурсы, кроссворды, викторины ит.д.).

Результаты работы могут быть представлены в форме коллективных и персональных выставок творческих работ обучающихся, итоговых занятий, которые могут проводиться в форме викторин, конкурсов, кроссвордов, игровых программ.

  Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение. Выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет критически оценивать не только чужие работы,  но и свои.

Читайте также:  Этапы психического развития ребенка в психологии

На своём мастер-классе я хочу показать одну из форм педагогического  мониторинга –творческая работа в техники монотипия. С помощью этой работы у детей развивается фантазия, воображение, внимание, аккуратность. Техника монотипия это – уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.

Два слова: «моно» и «типия» Монотипия (от «моно» – один и греч. «типос» – отпечаток, оттиск) – вид печатной графики.     Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание… Наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Сегодня я предлагаю вам расписать матрёшку, точнее фартук и платок в техники монотипия. Обучающиеся в объединении знакомы с различными видами росписи матрешек (загорская, семёновская, калининская, полхов –майдановская).

   Перед вами находятся бумажные  шаблоны фартука и платка матрешки, которые вам будет необходимо расписать. Для этого необходимо сделать.

  1. На альбомный лист  в хаотичном порядке, порыве наносите краску
  2. Лист аккуратно  кладете на шаблоны краской внутрь.
  3. Продавливаете бумагу сверху руками или резиновым валиком. Плавно разворачиваете  лист.
  4. Всматриваясь в получившийся оттиск, попытайтесь увидеть какой-то образ, цветы, травку, ягоды, оживки.
  5. После росписи шаблонов аккуратно приклеиваете к фигуре матрешки.

Такая творческая работа вызывает большой интерес у ребёнка. Работая в технике монотипия, невозможно предугадать результат. Детские работы всегда разнообразны. Здесь нет цели ограничить ребёнка  определёнными  рамками и рисовать, писать по определённым правилам,  ученик сам выбирает свой стиль и раскрывает свои индивидуальные творческие способности. Роспись матрешки таким  художественным способом позволяет развивать у обучающихся такие творческие способности и психологические виды деятельности как аккуратность, внимание, зрительную память, воображение и фантазию.

ВЫВОД:  Различные формы мониторинговых исследований обучающихся позволяют наиболее полно обследовать каждого ребенка, выявить  динамику их развития творческих способностей, художественных умений и навыков. Причем обучение и  исследование детей проходят в интересной и увлекательной форме.

Проанализировав  художественную деятельность обучающихся в объединениях «Радуга творчества», «Юный художник»,   мы можем увидеть, что  на начало года  

творческая фантазия и воображение составляла 44%,

 внимание –  56%,

зрительная память – 48% ,

а  на конец года:

творческая фантазия и воображение составляла 67%,

 внимание –  82%,

 зрительная память –  74% .

Это только первые результаты моей работы  по организации системы контроля  за результатами качества обучения в объединениях, которыми я руковожу. В дальнейшем я планирую  осуществлять мониторинг теоретической и практической подготовки, предметных достижений и личностного развития обучающихся в процессе освоения реализуемых мной программ по методикам выработанным в нашем учреждении, которые необходимо адаптировать под конкретные дополнительные образовательные программы   «Радуга творчества», «Юный художник».

Источник

        Педагогическая  диагностика  детей проводится  с  детьми   в   естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши,  салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.

По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 2-3 лет

(первая младшая группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Проявление интереса к иллюстрациям в детских книжках, к народной игрушке и другим предметам декоративно-прикладного творчества (посуда, предметы интерьера);
  • Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
  • Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
  • Осваивание  способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
  •  Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
  • Ребенок может передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
  • Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
  • Передача формы и цвета доступными художественными способами;
  • Ассоциативно ребенок может устанавливать сходство между реальными предметами и их изображением;
  • Проявление интереса к обыгрыванию образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
  • Сопоставление названий основных цветов с самим цветом.

Высокий уровень – в изобразительном творчестве ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.); имеет представление об основных цветах и может их узнавать; правильно работает с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).

Читайте также:  Физическое развитие ребенка от года до 7 лет по годам

Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, путает основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

Первая младшая группа (2-3 года)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Проявление интереса к иллюстрациям  и предметам декоративно-прикладного творчества

Экспериментирование с художественными инструментами

Освоение способов зрительного и тактильного обследования

Эмоциональность и интерес

Передача представлений и впечатлений

Создание образов предметов и явлений

Передача формы и цвета

Ассоциативное сходство (реальный предмет – изображение)

Интерес к обыгрыванию образов

Знание основных цветов

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 – высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 3-4 лет

(вторая младшая группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Проявление устойчивого  интереса к книжной графике, к декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам;
  • Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
  • Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
  • Осваивание  способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
  •  Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
  • Отображение своих представлений и впечатлений об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
  • Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
  • Передача формы и цвета доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, модульным, каркасным);
  • Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание созданных образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.), постройки (забор, мостик, диванчик, стол, домик) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
  • Знание основных и промежуточных цветов.

Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок охотно и с устойчивым, ярко выраженным интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в повседневном быту (в игрушках, одежде, упаковке и др), хорошо сопоставляет название основных и промежуточных цветов с самими цветами, правильно держит инструменты (карандаши, фломастеры, мелки, кисть).

Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, определяет только основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу, не выражает свое отношение к ее процессу и результату; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

Вторая  младшая группа (3-4 года)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Проявление интереса к иллюстрациям  и предметам декоративно-прикладного творчества

Экспериментирование с художественными инструментами

Освоение способов зрительного и тактильного обследования

Эмоциональность и интерес

Передача представлений и впечатлений

Создание образов предметов и явлений

Передача формы и цвета

Владение инструментами

Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание образов и композиций

Знание основных цветов

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 – высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 4-5 лет

(средняя группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Активное, уверенное и с интересом изображение знакомых объектов,  предметов и явлений (бытовых, социальных, природных);
  • Самостоятельное нахождение и воплощение в художественном творчестве простых сюжетов на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передовая при этом свое отношение к окружающему миру
  • Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков  изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали).
  • Уверенное владение разными художественными техниками;
  • Начальное понятие «языка искусства»;
  • Выражение своих представлений, переживаний, мыслей, чувств доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Проявление эстетических эмоций и чувств, при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.

Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок создает оригинальные, эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением знакомится с разными видами  изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дает эстетические оценки увиденному в природе, искусстве и в быту (красиво или  не красиво, грустно или весело).

Читайте также:  Отсутствия глаза на развитие ребенка

Средний уровень – ребенок интересуется изобразительным или декоративно-прикладным искусством, выражает свое отношение вербально или своими доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднение при самостоятельном выборе замысла, разработке сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную деятельность, но не охотно выступает инициатором, обращается за помощью к взрослым и сверстникам.

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в художественную деятельность лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к процессу и результату; создает схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений.

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

средняя группа (4-5 лет)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Уверенное изображение знакомых объектов, предметов и явлений

Самостоятельность в выборе сюжетов

Передача простыми художественными средствами различных признаков изображаемых объектов.

Владение разными художественными техниками

Выражение своих эмоций и мыслей доступными выразительно-изобразительными средствами

Эмоциональность  при восприятии произведений разных жанров изобразительного искусства

Коллективная деятельность

Инициативность

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 – высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 5-6 лет

(старшая группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Самостоятельное создание образов  различных объектов,  предметов и явлений (бытовых, социальных, природных) окружающего мира на основе сформированных представлений о них;
  • В разных видах изобразительной деятельности стремление к воплощению развернутых сюжетов
  • Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков  изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), а также различные взаимосвязи между ними.
  • Выражение личного отношения к изображаемому, доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
  • В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочитающего форму, декор и назначение предмета.
  • Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
  • Освоение новых техник  по своей инициативе (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше и др.);
  • Освоение различных изобразительно-выразительных средств (форма, линия, пятно, ритм, цвет, композиция, симметрия, асимметрия и др.).

Высокий уровень – ребенок активно интересуется разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, жестами,  мимикой); самостоятельно и мотивированно занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном).

Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции, включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.

Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей); не проявляет интереса к освоению новых художественных техник.

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

старшая группа (5-6 лет)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Самостоятельное создание образов

Развернутость сюжетов в изображении

Передача различных признаков и деталей в изображении объектов.

Владение разными художественными техниками

Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении

Сюжетность в изображении

Коллективная деятельность

Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративно-прикладной деятельности

Стремление осваивать новые художественные техники

Освоение новых изобразительных средств

Инициативность

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 – высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 6-7 лет

(подготовительная к школе группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Самостоятельное, свободное, увлеченное и с устойчивым интересом  создание оригинальных образов и сюжетных композиций различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые, общественные и природные явления,  флора, фауна, деревня, город, праздники), на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения).
  • Передача  личных впечатлений и отношения об окружающем мире (добрый или злой сказочный персонаж, грустный или веселый человек) доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Выражение своего  отношения к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится, любуюсь);
  • Успешная реализация творческих замыслов;
  • Свободное сочетание разных видов художественно-продуктивной деятельности;
  • Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
  • В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочетающего форму, декор и назначение предмета.
  • Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
  • Свободное использование освоенных художественных техник  и изобразительно-выразительные средства как особый «язык искусства»;
  • Освоение новых способов создания образа и изобретение своих в процессе художественного экспериментирования;
  • Планирование работы;
  • Сотрудничество с другими  детьми в процессе создания коллективной композиции;
  • Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному иск?