Мониторинг развития ребенка в замещающей семье

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»
Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Резанова Н.С.
Социальный педагог
Вельск, 2014
В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.
Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
– непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;
– своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;
– создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;
– осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального – педагогических воздействий;
– оценка эффективности действий специалистов службы.
Принципы проведения мониторинга:
1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.
2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.
3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.
4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.
5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.
Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения. В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).
На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.
В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:
Здоровье:
– физическое развитие ребенка;
– нервно-психическое развитие;
– заболеваемость хроническая;
– заболеваемость острая.
Образование:
– школьная мотивация;
– успеваемость;
– дополнительное образование;
– личностное развитие;
– психические процессы;
– самооценка;
– эмоциональное развитие.
Социальная адаптация:
– навыки самообслуживания;
– внешний вид и поведение в обществе;
– межличностные отношения;
– способность к общению (со взрослыми и сверстниками);
– соблюдение прав и обязанностей в семье:
– готовность к самостоятельной жизни.
Социальное окружение:
– атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем
социуме;
– обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей
приемных детей;
– создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных
детей;
– степень эмоционального принятия детей в семье;
– возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или
родственниками;
– степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их
воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении
своих функциональных обязанностей.
Для сбора информации мы используем следующие методы:
– наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,
высказываниями, общением с родителями;
– беседа. Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои функции);
– интервью;
– анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных
детей и замещающих родителей).
– акты обследования жилищно-бытовых условий.
– средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,
психологического климата в семье.
– школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;
– анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);
– психологическое обследование с применением психологических инструментов
диагностики (тесты, опросники, проективные методики);
– медицинское обследование.
Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.
Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого – медико- педагогическом консилиуме.
Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.
В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.
На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.
Организация консилиума позволяет решать ряд задач:
1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;
2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;
3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);
4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).
Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении определяются в зависимости от причин и характера неблагополучия:
– семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;
– семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.
– семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.
– семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.
– семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;
– семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.
Дальнейшая работа службы строится при условии добровольного сотрудничество родителей и специалистов.
По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.
Это необходимо для того чтобы:
– замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;
– проследить динамику развития ребенка;
-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;
– осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.
Виды консилиума подразделяются на:
– плановый 3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)
– внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)
Подводя итог вышесказанному – специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.
Источник
Введение
Семья – одна из величайших ценностей, которой
обладает человечество на протяжении истории
своего существования, это первый и наиболее
значимый институт в жизни человека. Семью важно
рассматривать как объект социальной
действительности, носитель многовекового опыта,
традиций, обычаев.
На фоне глубоких социальных, экономических,
демографических изменений в годы перестройки и в
начале двухтысячных годов в России чрезвычайно
обострилась проблема сиротства. Сиротство для
любого общества – трудно решаемая задача. Ее
социальные корни глубоки и ранимы.
Замещающая семья – это один из вариантов
решения проблемы сиротства детей. Она дает
возможность добиться более высокого уровня
адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях
государственного учреждения, позволяет создать
наиболее комфортную среду для становления и
развития его личности.
Служба сопровождения замещающих семьей,
созданная как организационная структура
государственного казенного
общеобразовательного учреждения Московской
области для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, “Непоседы”, является
частью региональной системы семейного
жизнеустройства, в состав которой входят органы
опеки и попечительства (территориальные,
муниципальные), ресурсные центры, уполномоченные
организации по комплексному сопровождению
замещающих семей.
Профессиональное сопровождение замещающих
семей – один из важнейших этапов во
взаимодействии специалистов по работе с
ребенком, помещенным в семью, и членами данной
семьи. Сопровождение определяется совместностью
действий специалистов службы и семьи, оказанием
помощи в условиях изменяющихся потребностей, как
процесс, ограниченный во времени (имеющий
завершенность).
Цель сопровождения – создание комплекса
условий, способствующих удовлетворению
изменяющихся потребностей семьи в осуществлении
эффективной замещающей семейной заботы,
предупреждение неэффективной заботы,
препятствующей обеспечению приемного ребенка
семейными эмоционально насыщенными безопасными
отношениями привязанности, содействие в
разрешении кризисов и восстановлении
нормального функционирования.
Предмет сопровождения замещающей семьи –
изменяющиеся потребности семьи и субъектов ее
экологической системы в осуществлении
эффективной замещающей семейной заботы на
сложных этапах становления и развития. Они
определяют уровень, содержание, форму,
интенсивность сопровождения.
Важнейшая задача – мобилизация, аккумуляция и
оптимальная поддержка ресурсов замещающей семьи
для полноценного развития приемного ребенка,
укрепление ее жизнеспособности.
I. Организация работы по сопровождению
замещающих семей
Сопровождение замещающих семей ведется:
- по плану сопровождения;
- по запросу (управления опеки и попечительства
или приемного родителя, опекуна, усыновителя); - по ситуации.
Услуга осуществляется на основании
договора/соглашения о сопровождении. Договор о
сопровождении заключается между замещающей
семьей и Службой психолого-медико-социального
сопровождения в лице руководителя. За каждой
семьей, поставленной на сопровождение,
закрепляется ответственный специалист –
куратор семьи, непосредственно организующий
предоставление услуги по сопровождению и
отвечающий за конечный результат. При постановке
семьи на сопровождение составляется
индивидуальная программа сопровождения
куратором семьи и специалистами Службы. Куратор
семьи мотивирует семью на сотрудничество,
организует подписание договора о сопровождении,
первичную семейную диагностику, оценивает риски
семьи, информирует семью о предоставляемых
услугах.
В процессе взаимодействия с семьей
используются следующие методы и формы
работы:
- сбор информации о семье;
- выходы специалистов по месту жительства
замещающей семьи; - профилактические беседы;
- социально-психологическое диагностирование;
- консультации;
- информирование по проблеме;
- обеспечение информационными,
научно-методическими материалами; - подготовка заключений и рекомендаций;
- организация занятий для повышения уровня
родительской компетенции; - проведение тематических встреч замещающих
родителей; - организация группы психологической поддержки
замещающих родителей; - мониторинг развития ребенка в семье;
- психолого-медико-педагогический консилиум.
При сопровождении семей учитываются следующие
принципы:
- Рекомендательный характер консультаций
специалистов. - Непрерывность сопровождения, согласно
индивидуальному плану работы с семьей. - Комплексность, которая предполагает работу
различных специалистов. - Конфиденциальность.
Технология сопровождения
подразумевает несколько этапов.
- Подготовительный этап. На данном этапе
происходит формирование целевой группы семей,
нуждающихся в сопровождении; - Диагностический этап. Предполагает
исследование специалистами семейной ситуации,
оценку случая. - Коррекционный. Сопровождение семьи в различные
периоды развития (адаптации, интеграции и
сепарации приемного ребенка). - Мониторинг.
На подготовительном этапе специалисты
службы:
- Принимают информацию о семье из органов опеки и
попечительства, либо непосредственно от семьи, в
результате ее обращения за оказанием помощи,
производят запись в журнал учета семей; - Изучают информацию о семье и ребенке, имеющуюся
в органах опеки и попечительства, ШПР и
организации для детей-сирот, в которой
воспитывался приемный ребенок, вносят
информацию в журнал учета семей; - Согласуют дату первичного собеседования с
семьей; - Проводят первичное собеседование с семьей о
правилах, принципах и задачах сопровождения. - Назначают время и дату диагностической
консультации, визита в семью.
В результате проведенных мероприятий:
- Зафиксирована информация о семье
- Специалист владеет первичной информацией о
семье и ребенке - Согласован порядок взаимодействия с семьей
- Получено согласие семьи на сопровождение
- Назначено время для диагностической
консультации
На диагностическом этапе специалисты
службы:
- Проводят первичную оценку ситуации в семье,
потребностей ребенка, членов семьи, особенностей
детско-родительских отношений. - Проводят оценку наличия и степени выраженности
факторов риска дезадаптации приемных
детей/ребенка. - Проводят оценку ресурсов семьи.
- Определяют уровень сопровождения.
Для оценки параметров семейной системы
замещающей семьи и индивидуальных особенностей
ребенка используется пакет основных
диагностических методик (Приложение
1).
При необходимости:
- назначают повторную встречу для продолжения
диагностики; - визит в семью: для установления более
конструктивного контакта и сбора дополнительной
информации.
В результате проведенных мероприятий:
- Установлен контакт с родителями и
детьми/ребенком; - Получена информация об особенностях семейной
системы и рисках адаптации; - Специалистом сформирована оценка уровня риска
дезадаптации, ресурсов семьи и определен
актуальный уровень сопровождения; - Родителям даны рекомендации о характере
дальнейших действий по сопровождению; - Родители (в случае необходимости, ребенок) знают
результаты диагностики, согласны с ними и
мотивированы на сотрудничество.
Коррекционный этап. Коррекционные
мероприятия направлены на преодоление
травмирующих ситуаций, организацию
психологической поддержки, просветительской
деятельности в области актуальных вопросов для
замещающей семьи. Могут проводиться
индивидуальные и групповые занятия для детей и
замещающих родителей. Системная помощь,
организованная специалистами службы, позволяет
укрепить уверенность родителей в своих
воспитательных воздействиях, содействовать
мобилизации их личностных, духовных,
интеллектуальных, физических ресурсов для
выхода из кризисного состояния, расширению у них
диапазона приемлемых и результативных средств
для самостоятельного решения возникающих
проблем и преодоления трудностей.
Мониторинг эффективности проводимой
специалистами службы работы с замещающей семьей
является необходимой частью сопровождения.
Мониторинг проводится комплексно, всеми
специалистами, участвующими в процессе
сопровождения конкретной семьи: социальный
педагог, психолог, врач и т.д. Он отражает
результативность сопровождения, динамику
семейной ситуации. Данные мониторинга
обсуждаются на консилиуме службы сопровождения,
где определяется необходимость в продолжении
(прекращении) сопровождения, переводе семьи на
другой уровень сопровождения.
На консилиуме службы сопровождения
рассматриваются следующие вопросы:
- Уровень здоровья ребенка, воспитывающегося в
замещающей семье (часто ли болеет) - Развитие интеллектуальных и познавательных
способностей (посещает ли образовательную
организацию по своему уровню, какие есть
способности), как родители относятся к
способностям ребенка - Эмоционально-волевое развитие (имеет ли место
беспокойство, агрессия, непослушание, неумение
сдерживать эмоции, понимание эмоций). - Отношения в замещающей семье (характер
взаимоотношений, привязанности, дружелюбие,
теплота в отношениях, настороженность и т.п.) - Социальное развитие (общение с чужими людьми,
контакты со сверстниками, родственниками, знание
правил поведения, их соблюдение, ухоженность и
навыки самообслуживания, наличие желания помочь
другому).
II. Оказание помощи замещающим семьям
Сопровождение замещающей семьи состоит из трех
уровней:
- Базовый (общий)
- Кризисный (терапевтический)
- Экстренный.
БАЗОВЫЙ уровень сопровождения определяется
низким уровнем риска дезадаптации. На данном
уровне осуществляется общая поддержка семьи,
проводится обсуждение и составление с семьей
рекомендаций по совершенствованию знаний,
умений и навыков родителей по уходу, воспитанию и
развитию детей (на основании результатов
диагностики). Составляется план сопровождения
замещающей семьи. Семья вовлекается в работу
реабилитационных групп, групп досуга, работу
родительского клуба и т.п. мероприятия.
КРИЗИСНЫЙ уровень сопровождения предполагает
работу с реабилитационным случаем и
определяется средним и высоким уровнем
дезадаптации.
Организация работы строится на
принципах:
- Командной работы (объединение в одну команду
различных специалистов психологов, социальных
педагогов, логопедов и др. – осуществляющих
комплексное мультимодальное сопровождение
семьи); - Работа с семьей в целом, ориентация на динамику
системных процессов при интеграции ребенка в
семью; - Соблюдение права семьи на автономию;
- Сочетание выездного и стационарного типа
деятельности.
Методы работы:
- Индивидуальное и семейное консультирование;
- Индивидуальная (игровые и арттерапевтические
методы) и групповая работа с детьми и подростками
(тренинг).
Специалисты разрабатывают план сопровождения
совместно с семьей, а также:
1. проводят углубленную диагностику причин
возникновения риска дезадаптации;
2. разрабатывают, согласовывают формулировки и
оформляют итоговую оценку риска дезадаптации
семьи;
3. обсуждают и согласовывают с родителями цели
работы для плана сопровождения семьи;
4. обсуждают с родителями пути достижения
намеченных целей в плане сопровождения семьи;
5. готовят комплект документов для рассмотрения
на консилиуме;
6. предоставляют план сопровождения семьи
консилиуму специалистов;
7. корректируют план сопровождения семьи (при
необходимости).
Критериями эффективности работы являются:
- Установление доверительного контакта с семьей
на протяжении длительного времени. - Положительная динамика развития ситуации
(удовлетворительные для всех членов семьи
внутрисемейные отношения, улучшение учебной
ситуации) и состояния ребенка. - Умение замещающих родителей самостоятельно
(или при минимальной поддержке специалистов)
справляться с возникающими трудностями и решать
возникающие в процессе воспитания проблемы.
ЭКСТРЕННЫЙ уровень сопровождения
предполагает:
- Экстренное консультирование семьи
специалистами (психолог, юрист, социальный
педагог и т.д.) очно или по телефону; - Проведение экспертизы ресурсности семьи;
- Составление и реализацию плана экстренного
сопровождения; - Семейную терапию;
- Реабилитацию ребенка, в случае отказа семьи от
приема ребенка; - Мониторинг семейной ситуации при сохранении
семьи.
В случае экстренного сопровождения в работу
включаются все специалисты службы
сопровождения, характер оказания помощи
отличается интенсивностью.
Сопровождение замещающей семьи осуществляется
в разные периоды ее развития и обязывает
сотрудников службы хорошо знать историю судьбы
ребенка и его эмоционально-психологическое
состояние.
Для успешной работы с каждым конкретным
случаем необходима команда специалистов,
включающая педагога-психолога, социального
педагога, дефектолога, врача-педиатра или
детского психиатра, логопеда, в зависимости от
существующей проблемы. Свои особенности имеют
направления сопровождения замещающих семей на
этапе адаптации, формировании привязанностей,
формировании личной идентичности ребенка,
сопровождение семей с подростками, или в случае
родственной опеки (Приложение 2).
В любом случае, эта работа предполагает
комплексный подход, в рамках которого, опираясь
на организмические, личностные ресурсы, ресурсы
социальной сети, замещающая семья получает
услуги социально-психологического,
социально-педагогического,
профессионально-трудового, медико-социального и
организационно-управленческого характера для
сохранения, восстановления или расширения сферы
жизнедеятельности, преодоления (профилактики)
ситуации социальной дезадаптации,
максимально возможной интеграции детей в
общество.
III. Контроль качества оказания услуги
сопровождения
Организация и проведение сопровождения
замещающей семьи предполагает, что семья имеет
полную информацию о содержании программы
сопровождения, сроках ее реализации, возможных
результатах и о взаимных обязательствах.
Осуществляется и контроль качества
сопровождения со стороны руководителя службы
сопровождения, который включает:
- оценку индивидуальной программы сопровождения,
в которой учтены потребности замещающей семьи; - промежуточный контроль результативности
реализации индивидуальной программы
сопровождения; - внесение изменений и дополнений в программу, в
зависимости от результативности проводимой
работы.
Промежуточные и итоговые результаты проверки
реализации индивидуальной программы
сопровождения рассматриваются коллегиально на
консилиуме и оформляются заключением о форме
дальнейшего сопровождения или прекращения
предоставления услуги.
Литература
1. Бобылева И. А. Социальная адаптация
выпускников интернатных учреждений: учебное
пособие / И.А. Бобылева. – М.: Национальный фонд
защиты детей от жестокого обращения, 2007.
2. Гринберг С.Н. Приемная семья: психологическое
сопровождение и тренинги / С.Н. Гринберг, Е.В.
Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанова.– СПб.
3. Захарова Ж. Подготовка замещающих родителей к
новой роли / Ж. Захарова // Социальная педагогика.
– 2008. – № 1. – С. 35-38.
4. Иванова Н. Замещающая семья как
социокультурное явление / Н. Иванова // Социальная
педагогика. – 2008. – № 1. – С. 13-18.
5. Иванова Н.П. Социально-психологическая
адаптация детей в замещающей семье / Н.П. Иванова,
И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. – М., 2002.
6. Костяк Т.В. Психологическая адаптация
первоклассников: учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – М., 2008.
7. Матвиенко И.В. Социально-педагогическое
сопровождение адаптации
детей-сирот в приемной семье: дисс. канд. пед.
наук. – Москва, 2006.
8. Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая
психиатрия: пер. с гол. / Д.Н. Оудсхоорн. – М.,1993.
9. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот:
профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. –
М.: Генезис, 2006.
10. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей
профессиональной семьи / В.Н. Ослон //
Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 30-35.
11. Ослон В.Н. Психологическое сопровождение
замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон,
А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2001. – № 4.
– С. 39-53.
12. Ребенок пришел в семью. – Рыбинск, 2007.–
Выпуск 1. – (Библиотечка “Ребенок в замещающей
семье. Советы воспитателям и родителям”).
13. Хрусталькова Н.А.
Организационно-педагогическая работа
социальных педагогов с
профессионально-замещающей семьей: теория и
технология / Н.А. Хрусталькова // Инновации в
образовании. – 2006. – № 6. – С. 81-100.
14. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи.
– Ростов н/Д: Феникс, 2004. – (Психологический
практикум).
15. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное
пособие Л.М. Шипицына. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.
ун-та, 2005.
16. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение
детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А.
Хилько, Ю.С. Галлямова и др.; под науч. ред. проф.
Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.
Источник