Мониторинг развития ребенка в семье

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей  – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»

Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Резанова Н.С.

Социальный педагог

Вельск, 2014

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

– непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;

– своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;

– создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;

– осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального –  педагогических воздействий;

– оценка эффективности действий специалистов службы.

Принципы проведения мониторинга:

1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.

2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.

3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.

4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.

5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.

Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения.  В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:

Здоровье:

– физическое развитие ребенка;

– нервно-психическое развитие;

– заболеваемость хроническая;

– заболеваемость острая.

Образование:

– школьная мотивация;

– успеваемость;

– дополнительное образование;

– личностное развитие;

– психические процессы;

– самооценка;

– эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

– навыки самообслуживания;

– внешний вид и поведение в обществе;

– межличностные отношения;

– способность к общению (со взрослыми и сверстниками);

– соблюдение прав и обязанностей в семье:

– готовность к самостоятельной жизни.

Социальное окружение:

– атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем

   социуме;

   – обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей

      приемных детей;

   – создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных

      детей;

   – степень эмоционального принятия детей в семье;

   – возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или

      родственниками;

   – степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их

      воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении

      своих функциональных обязанностей.

Для сбора информации мы используем следующие методы:

– наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,

 высказываниями, общением с родителями;

– беседа.  Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут   представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои   функции);

– интервью;

 – анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных

   детей и замещающих  родителей).

– акты обследования жилищно-бытовых условий.

– средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,

   психологического климата в семье.

– школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;

– анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);

– психологическое обследование с применением психологических инструментов

  диагностики (тесты, опросники, проективные методики);

– медицинское обследование.

Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы  разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.

Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого – медико- педагогическом консилиуме.

Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.

В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.

На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.

Организация консилиума позволяет решать ряд задач:

1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;

Читайте также:  Идеи л с выготского о зоне ближайшего развития ребенка

2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);

4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).

        Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении  определяются   в зависимости от причин и характера неблагополучия: 

– семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;

– семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.

– семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.

– семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.

 – семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;

– семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.

Дальнейшая работа службы строится при условии  добровольного сотрудничество родителей и специалистов.

По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.

Это необходимо для того чтобы:

– замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;

– проследить динамику развития ребенка;

-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;

– осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.

 Виды консилиума подразделяются на:

– плановый  3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)

– внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)

Подводя итог вышесказанному – специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем   определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.

Источник

Тема:  Мониторинг Особенностей   детско-родительских отношений, степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Гущина Вера Владимировна,

заместитель директора по воспитательной работе,

классный руководитель

МКОУ Шилыковская СШ

Лежневского района Ивановской области


п/п

Наименование показателя              

Индикаторы  

Целевой 
ориентир
2020-2021

Базовый
уровень
2015-2016

    Доля семей, активно участвующих в работе гимназии, к общей численности семей                          

      Удовлетворенность родителей (семей) качеством  работы классных руководителей, к общему числу семей

        Удовлетворенность родителей (семей) качеством  работы системы    психолого-педагогического    сопровождения школьников, к общему числу семей      

          Доля семей, активно участвующих в реализации Подпрограммы здорового образа жизни, к общей численности семей ГОУ 

            Доля семей, принимающих участие в организации и проведении мероприятий (конференций, семинаров,  круглых  столов и пр.)  по  формированию экологической культуры школьников, к общему количеству

              Доля семей, принимающих участие в организации и проведении Спартакиады  семейных команд “Семейные игры”      

                Доля семей, принимающих участие в организации и проведении фестивалей и конкурсов семейного   творчества,   культурно-досуговых акциях,   посвященных   пропаганде  семейных  ценностей                                   

                Оценка детско-родительских отношений

                Методика «Моя семья» (Нечаев М.П.)

                Методика «Моя семья»

                (для учащихся 4-11 классов)

                 Методика является модификацией методики М. Егоровой

                 Цель: изучение уровня семейного воспитания.

                Инструкция.

                Уважаемые учащиеся! Сначала напишите, с кем Вы живете: отец, мать,

                братья,  сестры, бабушка, дедушка, другие  члены  семьи. Затем отвечайте на

                вопросы одним из следующих возможных ответов:

                  КОНЕЧНО, ДА

                СКОРЕЕ, ДА

                ТРУДНО ОТВЕТИТЬ

                СКОРЕЕ, НЕТ

                КОНЕЧНО, НЕТ

                5

                4

                3

                2

                1

                Для  некоторых  вопросов  (№№  3,  10,  17)  следует  выбирать  ответы  с

                указанием матери или отца  (или других членов семьи): «Конечно, мать  – 1,

                «Видимо, мать  – 2, «Конечно, отец – 3, «Видимо, отец / 1 4, «Оба родителя –5.

                На листе бумаги напишите дату, по желанию – фамилию и имя, класс, школу и номера вопросов от 1 до 21. Против каждого номера Вы будете писать  ответ  в  виде  цифры,  соответствующей Вашему  ответу  –  или  «1»,  или «2»,  или  «3»,  или  «4»,  или  «5». Если, например,  на  вопрос  1  выбран  ответ «Видимо, да», то нужно напротив номера 1 написать цифру 2. И так далее…..

                Спасибо за сотрудничество.

                Текст.

                1.  Сердятся ли родители, если Вы спорите с ними?

                2.  Часто ли родители помогают Вам в выполнении домашних заданий, решении учебных проблем?

                3.  С кем Вы чаще всего советуетесь в Вашей семье, когда нужно принять какое-нибудь решение?

                4.  Часто ли родители соглашаются с тем, что учитель был несправедлив по отношению к Вам?

                5.  Часто ли родители Вас наказывали?

                6.  Часто ли родители ссорятся друг с другом?

                7.  Верно ли, что у Вас дома нет общих дел, в которых участвуют все члены семьи?

                8.  Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить Вам что-либо родители отвечают: «Нельзя»?

                9.  Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы Вы не дружили с кем-нибудь из Ваших друзей?

                10.   Кто является главой Вашей семьи: мать или отец?

                11.   Смеются ли родители над кем-нибудь из Ваших учителей?

                12.   Часто ли родители разговаривают с Вами резким, грубым голосом?

                13.   Кажется ли Вам, что у Вас в семье холодные, плохие, недружеские отношения между родителями?

                14.   Верно ли, что в Вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?

                Читайте также:  Диагностика речевого развития ребенка осознанности восприятия и использования им речи

                15.   Считают ли родители Вас капризным ребенком?

                16.   Часто ли родители хотят, чтобы Вы все делали по их желанию, говоря, что они разбираются в этом вопросе лучше Вас?

                17.   С кем в семье Вы больше общаетесь?

                18.   Часто ли родители не одобряют дела, которые организует школа?

                19.   Наказывали ли Вас в детстве более сурово, чем других детей?

                20.   Бывает ли, что один из родителей говорит Вам что-то плохое о другом родителе?

                21.   Верно ли, что у Вас нет постоянных домашних обязанностей?

                Обработка результатов.

                Изучается степень выраженности в семейном воспитании семи показателей  (факторов). Ответы «5» – «Конечно, нет» – указывают на максимальное  положительное  проявление  фактора.  Максимальная  сумма  по  одному

                фактору – 15, минимальная сумма – 3. По все факторам соответственно – 105 и 21 балл. Предполагается определение интервалов уровней  семейного воспитания: благополучного, посредственного и неблагополучного. Изменив не которые  формулировки  вопросов,  методику  можно  предложить  родителям учащихся.

                Если ребенок живет с одним из родителей, то по показателю III его ответы не учитываются.

                Показатели:  

                I – Строгость (гибкость) воспитательных установок родителей.

                II – Нет поощрения, воспитания самостоятельности и инициативы (есть).

                III – Доминантность матери (и, наоборот, равноправное участие обоих родителей в воспитании, уверенность матери в методах воспитания).

                IV – Подрыв авторитета других воспитателей, учителей (их поддержка).

                V – Жесткость методов воспитания, много наказаний (гибкость методов воспитания, мало наказаний).

                VI – Холодные, недружеские взаимоотношения родителей (теплые взаимоотношения).

                VII – Отсутствие общих дел, взаимопомощи, регулярных обязанностей в семье (их наличие).  

                Ключ:

                I – 1, 8, 15; II – 2, 9, 16; III – 3, 10, 17;  IV – 4, 11, 18; V – 5, 12, 19; VI – 6, 13,

                20; VII – 7, 14, 21.

                Уровень семейного воспитания  оценивается по всем семи показателям суммированием  баллов по каждому вопросу. Чем выше общая сумма баллов,

                тем  выше  уровень  семейного  воспитания.  По  факторам  можно  построить профиль  семейного    воспитания  отдельного  ученика,  всей  группы  (см.  график Профиль семейного воспитания). По нему определить характерные особенности  семейного  воспитания  учащихся  данного  возраста  с  точки  зрения самих учащихся. Картина будет более полной при обследовании по опроснику родителей. Однако такое изучение встречает значительные трудности из-за нежелания некоторых родителей участвовать в исследовании.  

                Педагогу  ответы  родителей  позволяют  определить,  насколько  теплая или  холодная  обстановка  царит  в  семье,  возможные  семейные факторы  повышенной  тревожности  учащегося  и  др.  В  случае  неблагоприятной  обстановки в семье может потребоваться беседа с родителями, чтобы нормализовалась ситуация.

                Анкета «Знаешь ли ты?»

                (для учащихся)

                   Как твои родители учились в школе?

                  Чем они увлекались в школьные годы?

                  Какое образование у твоих родителей?

                  Известна ли тебе романтическая история знакомства твоих родителей?

                Сколько им было тогда лет?

                  Как папа ухаживал за твоей мамой? Как долго они встречались?

                  Сколько лет было твоим родителям, когда они поженились?

                  Поженившись,  они  работали  или  учились? Кто  им  помогал  тебя  растить?

                  Помнишь ли ты себя маленьким (кой)?

                  Чем  занимаются  на  работе  твои  родители?  Нравится  ли  им  работа?

                Сильно ли они устают?

                  Чем  занимаются  твои  родители  в  свободное  от  работы  время?  Чем увлекаются? Много ли у них друзей?

                 Чем занимаются твои бабушки и дедушки? Часто ли ты с ними общаешься?

                 Доверяешь ли ты свои секреты родителям, бабушке, дедушке?

                 Понимают ли тебя в семье?

                 Твое самое яркое воспоминание детства.

                 Что попросили бы твои родители у золотой рыбки?

                 В чем бы ты хотел быть похожим на папу (маму), бабушку (дедушку)?

                Методика «Хорошие ли вы родители»

                На вопросы этого теста можно отвечать “да”, “нет”, “не знаю”.

                Итак:

                1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете “взрывом”, а потом жалеете об этом.

                 2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

                3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.

                4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы. 5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

                6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

                7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

                8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.

                9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.

                10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

                11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).

                12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

                13. Ваш ребенок достает вам больше хлопот, чем радости.

                14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

                15. У вас конфликты с собственным ребенком.

                Подсчеты результатов За каждый ответ “да” на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также “нет” на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 получаете по 10 очков. За каждые “не знаю” получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

                100 – 150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?

                Читайте также:  Развитие ребенка на втором месяце

                50 – 99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать – это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

                 0 – 49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что- то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.

                Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Степанов Е.Н.)

                Цель: выявить уровень удовлетворённости родителей работой  образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

                Ход проведения. На родительском собрании предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

                Цифры означают следующие ответы:

                4 – совершенно согласен;

                3 – согласен;

                2- трудно сказать;

                1 – не согласен;

                0 – совершенно не согласен.

                ВОПРОСЫ:

                1. Класс, в котором учится ваш ребёнок , можно назвать дружным?                    43210

                2. В среде своих одноклассников ваш ребёнок чувствует себя комфортно?        43210

                3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к вашему ребёнку?          43210

                4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка?                                                                                                          43210

                5. В классе, в котором учится наш ребёнок хороший классный руководитель?   43210

                6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка?          43210

                7. Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.  43210

                8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка.                 43210

                9. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и

                интересны нашему ребёнку.                                                                                        43210

                10. В школе работают различные кружки и секции, где может

                заниматься наш ребёнок.                                                                                              43210

                11. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания.                           43210

                12. В школе  заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка.         43210

                13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка.                                                                                                                           43210

                14. В школе создаются условия для проявления и развития способностей

                нашего ребёнка.                                                                                                              43210

                15. Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни     43210

                Обработка результатов теста.

                Удовлетворённость родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

                – Если коэффициент (У) равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворённости;

                – Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворённости;

                – Если же коэффициент (У) меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворённости родителей деятельностью образовательного учреждения.

                Источник