Мониторинг развития ребенка в приемной семье
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»
Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Резанова Н.С.
Социальный педагог
Вельск, 2014
В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.
Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
– непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;
– своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;
– создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;
– осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального – педагогических воздействий;
– оценка эффективности действий специалистов службы.
Принципы проведения мониторинга:
1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.
2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.
3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.
4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.
5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.
Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения. В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).
На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.
В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:
Здоровье:
– физическое развитие ребенка;
– нервно-психическое развитие;
– заболеваемость хроническая;
– заболеваемость острая.
Образование:
– школьная мотивация;
– успеваемость;
– дополнительное образование;
– личностное развитие;
– психические процессы;
– самооценка;
– эмоциональное развитие.
Социальная адаптация:
– навыки самообслуживания;
– внешний вид и поведение в обществе;
– межличностные отношения;
– способность к общению (со взрослыми и сверстниками);
– соблюдение прав и обязанностей в семье:
– готовность к самостоятельной жизни.
Социальное окружение:
– атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем
социуме;
– обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей
приемных детей;
– создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных
детей;
– степень эмоционального принятия детей в семье;
– возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или
родственниками;
– степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их
воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении
своих функциональных обязанностей.
Для сбора информации мы используем следующие методы:
– наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,
высказываниями, общением с родителями;
– беседа. Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои функции);
– интервью;
– анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных
детей и замещающих родителей).
– акты обследования жилищно-бытовых условий.
– средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,
психологического климата в семье.
– школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;
– анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);
– психологическое обследование с применением психологических инструментов
диагностики (тесты, опросники, проективные методики);
– медицинское обследование.
Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.
Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого – медико- педагогическом консилиуме.
Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.
В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.
На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.
Организация консилиума позволяет решать ряд задач:
1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;
2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;
3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);
4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).
Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении определяются в зависимости от причин и характера неблагополучия:
– семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;
– семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.
– семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.
– семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.
– семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;
– семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.
Дальнейшая работа службы строится при условии добровольного сотрудничество родителей и специалистов.
По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.
Это необходимо для того чтобы:
– замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;
– проследить динамику развития ребенка;
-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;
– осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.
Виды консилиума подразделяются на:
– плановый 3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)
– внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)
Подводя итог вышесказанному – специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РАДИЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ А.Н.РАДИЩЕВА»
МО «РАДИЩЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Диагностика
психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в приемной семье:
Педагог-психолог : Спиридонова К.А.
МБОУ «Радищевская СШ №2 имени А.Н. Радищева»
Ф.И.О. несовершеннолетнего:_______________________________
_______________________________________________________
Раздел 1.
Сведения о несовершеннолетнем:
1.Ф.И.О._________________________________________________________
2.Пол___________________________________________________________
З. Дата, месяц, год, рождения _______________________________________
4.Место учебы:___________________________________________________
5. Место фактического проживания:_________________________________
6.Место регистрации:______________________________________________
Сведения о родителях:
Мать:___________________________________________________________________________________________________________________________
Отец:___________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о законном представителе (опекуне (попечителе), приемном родителе): ________________________________________________________________
Место работы:____________________________________________________
Рабочий телефон: ____________________________________________
Домашний телефон:_______________________________________________
Дата, № Постановления о назначении опеки (попечительства), передачи в приемную семью: ________________________________________________
Дата фактической передачи:________________________________________
Актуальные проблемы:
Ребенка
* отклонение от нормы поведения:__________________________________
* снижение интереса к учебной деятельности:_________________________
*отсутствие навыков самообслуживания:_____________________________
* повышенный уровень тревожности:________________________________
* проблемы со здоровьем:__________________________________________
Семьи
*сверхзанятость родителей:________________________________________
*проживание в семье с авторитарным стилем воспитания:______________
*отсутствие в семье эмоционального и доверительного общения:_________
________________________________________________________________
*конфликтные ситуации в семье из-за ревностного отношения к другому ребенку:_________________________________________________________
Цель программы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение по результатам психодиагностического обследования
Ф.И.О.:_____________________________
Класс: _____________________________
Было проведено психологическое обследование ученика, ………………, с целью выявления личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Данные обследования:
Рекомендации службам, работающим с ребёнком:
Рекомендации приемным родителям:
Диагностика
Характер диагностики
Заключение и рекомендации
Коррекционно-развивающая работа
Медико-социальное сопровождение
1. Медицинское освидетельствование (2 раза в год – май, октябрь) ________________________________________________________________
2. Медицинское заключение: _______________________________________
3. Мероприятия по лечению: _______________________________________
4. Мероприятия по оздоровлению:
* санаторно-курортное лечение: ____________________________________
* оздоровительные лагеря:_________________________________________
*рекомендации оздоровительных мероприятий, проводимых в домашних условиях: – _____________________________________________________
План работы с несовершеннолетним
________________Ф.И. (сентябрь – май)_____________
№
Мероприятия
Срок
Ответственные
Результат
1. Работа с семьей
1. Сбор сведений о несовершеннолетнем, и его семье.
2. Посещение семьи, проведение беседы с приемным родителем или опекуном по поводу воспитания, взаимоотношения с подростком, оказания индивидуальной педагогической помощи.
3. Проведение диагностики несовершеннолетнего и его семьи:
– выяснение особенностей семейного воспитания;
– характера взаимоотношений подростка и родителей
Опросник «Наедине с собой»
– выявление взаимоотношений семьи и школы, углубленное педагогическое обследование
Анкетирование «Мое отношение к школе».
4. Отработка рекомендаций психолога.
5. Проведение бесед с опекунами или приемными родителями
«Волшебные кнопки»
«Как общаться с ребенком»
6. Проведение деловой игры «Организация режима детей»
7. Проведение круглого стола «Оказание правовой помощи». Консультирование.
8. Проведение родительского собрания с элементами тренинга «Родители начинают с себя» (профилактика эмоциональных срывов).
9. Проведении родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и механизмы агрессии».
10. Проведение консультации «Организация летнего отдыха».
2. Успеваемость,
посещаемость
1. Проведение диагностики познавательной деятельности;
определение умственного развития;
диагностика эмоционально-волевой сферы, поведенческой сферы и личности ребенка.
2. Посещение уроков: изучение ребенка в микросоциуме, в школе, взаимоотношение с педагогами, дисциплинированность, умение управлять своими чувствами, умственное развитие и способности.
3. Организация контроля за успеваемостью.
4. Организация контроля за посещением занятий.
5. Проведение бесед с учителями-предметниками по успеваемости и посещаемости.
6. Проведение бесед с несовершеннолетним по итогам четверти, учебного года.
7. Обмен информацией с классным руководителем.
3. Внеурочная занятость
1. Выявление рейтинга учащегося в коллективе (методика независимых характеристик).
2. Проведение беседы с целью выявления интересов и склонностей ребенка. Анкета «Мои интересы».
3. Обеспечение внеурочной занятости (вовлечение в работу кружков, секций).
4. Включение в общественную жизнь классного коллектива – дать конкретное поручение.
5. Организация контроля за занятостью в свободное время;
6. Проведение бесед и практикумов
«Как вести себя в общественном транспорте»
«Правила поведения при посещении общественных мест»
«Как переходить улицу»
«Как готовить домашние задания»
«Приемы самоконтроля»
«Работа с тетрадью»
«Секреты успеха на уроке»
4. Работа с различными службами
1. Привлечение различных ведомств к работе с семьей, с несовершеннолетним.
2. Организация летней занятости (оказание помощи в приобретении путевок в летние оздоровительные лагеря)
3. Индивидуальное консультирование по вопросам отдыха (трудоустройства).
Отслеживание
успеваемости опекаемых учащихся
_______________________________
(ФИО ученика)
I
четверть
Ноябрь
декабрь
II четверть
Русский язык
Литература
Математика
Алгебра
Геометрия
Физика
Химия
Биология
История
Обществознание
Ин. язык
Информатика
География
ИЗО
Физкультура
ОБЖ
Технология
Отчет классного руководителя
по работе с опекаемым (приемным) учащимся (__четверть)
Ф.И._______________________________________________________________________ класс_________
п/п
Дата
Мероприятия
Результат
Сопровождение приемных и опекаемых семей.
Диагностика интеллектуальной готовности
Диагностика социальной готовности ребенка на различных возрастных этапах развития
Уровень эмоционально-волевой готовности ребенка
Октябрь-ноябрь;
март-апрель
2. Развивающая и коррекционная работа
Разработка индивидуальных коррекционных программ
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
В течение года
3. Консультирование
Групповые консультации для родителей:
– «Первый год жизни приемной семьи»
– «Особенности воспитания в опекаемых семьях»
– «Особенности психического развития подростков, воспитывающихся вне семьи»
Октябрь
Декабрь
Апрель
4. Просветительская работа
Родительские собрания:
– «Психологические особенности приемных детей»
– «Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста»
– «Возрастные психологические особенности пятиклассников»
– «Психологические и возрастные особенности подростка»
Ноябрь
Март
5. Подведение итогов
«Итоги и перспективы»
Апрель
Диагностика опекаемых и приемных детей.
Список используемых методик.
Класс
Обследуемая сфера
Методики
Учащиеся
1-3 кл.
Умственное развитие
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет.
Э.Ф.Замбицявичене
Внимание
Корректурная проба
Эмоции
«Несуществующее
животное» А.Л. Венгер,
«ЦТО»
«Шкала явной тревожности
СМАS» А.М. Прихожан
Общение
«Рисунок семьи» А.Л. Венгер
Самооценка
«Лесенка»
4 кл.
Умственное развитие
«Групповой
интеллектуальный тест» -М.К.Акимова, В.Т. Козлова
Внимание
Корректурная проба
Эмоции
«ЦТО»
«Шкала явной тревожности
СМАS» А.М. Прихожан
Общение
«Рисунок семьи» А.Л. Венгер
5кл.
Умственное развитие
«Групповой
интеллектуальный тест» -М.К.Акимова, В.Т. Козлова
Адаптация к средней школе
Анкета «Учебные затруднения», Методика «Встреча» «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации» Н.Г. Лусканова
Эмоции
«Восмицветовой тест
М.Люшера» (модификация
Собчик)
«Тест школьной
тревожности Филлипса»
6 кл.
Умственное развитие
«Групповой
интеллектуальный тест» -М.К.Акимова, В.Т. Козлова
Личностное развитие
Тест «Опросник Айзенка»
Внимание
Корректурная проба
Эмоции
«Восмицветовой тест М.Люшера» (модификация Собчик)
Самооценка
«Изучение общей самооценки». Опросник Казанцевой Г.Н.
7-8 кл.
Умственное развитие
«ШТУР» – Гуревич, Акимова, Козлова
Внимание
Корректурная проба
Личностное развитие
«Опросник Шмишека» Тест «Опросник Айзенка»
Эмоции
«Восмицветовой тест М.Люшера» (модификация Собчик)
Самооценка
«Изучение общей самооценки». Опросник Казанцевой Г.Н.
9кл.
Умственное развитие
«ШТУР» – Гуревич, Акимова, Козлова
Внимание
Корректурная проба
Личностное развитие
«Опросник Шмишека» Тест «Опросник Айзенка»
Самооценка
«Изучение общей самооценки». Опросник Казанцевой Г.Н.
Эмоции
«Восмицветовой тест М.Люшера» (модификация Собчик)
10-11 кл.
Умственное развитие
АСТУР
Внимание
Тест Бурдона
Личностное развитие
«Опросник Шмишека»
«16-факторный личностный
опросник» Р. Кеттелла
Самооценка
«Изучение общей самооценки». Опросник Казанцевой Г.Н.
Эмоции
«Восмицветовой тест М.Люшера» (модификация Собчик)
Профессиональные интересы, способности
«Тип личности» Дж. Голланд
Литература
Алешина Ю.Е. «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование». М., 1994.
Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. «Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей». М., 1990.
Бабушкин А.В. «Как подростку защитить свои права?»- М..,1999.
Венгер А. Л., Цукерман Г.А. «Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов». Томск, 1993.
Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.
Захарова Ж. «Подготовка замещающих родителей к новой роли»
«Социальная педагогика» № 2, 2008
Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков». Л., 1983.
«Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (Часть I): методическое руководство/Л.А. Ясюкова. – издание 2-е.- СПб: ИМАТОН, 2007.-208с.
«Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (Часть II): методическое руководство/Л.А. Ясюкова. – издание 2-е.- СПб: ИМАТОН, 2007.-200с.
«Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие».
Научно-методическое пособие под реакцией Л.С.Алексеевой. М.,2000.
Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога». М., 1993.
Палиева Н. «Положение детей-сирот и меры по их поддержке в Ставропольском крае в 2007 году» «Социальная педагогика» №3, 2008г.
Прихожан А.М. «Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков» (автореферат канд. дисс.). М. 1990.
Романова О. «Справочник классного руководителя» №12, 2008.
Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании». М., 1995.
Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога». «Вако» Москва, 2005.
Источник