Мониторинг развития ребенка в приемной семье

Мониторинг развития ребенка в приемной семье thumbnail

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей  – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»

Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Резанова Н.С.

Социальный педагог

Вельск, 2014

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

– непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;

– своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;

– создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;

– осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального –  педагогических воздействий;

– оценка эффективности действий специалистов службы.

Принципы проведения мониторинга:

1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.

2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.

3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.

4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.

5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.

Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения.  В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:

Здоровье:

– физическое развитие ребенка;

– нервно-психическое развитие;

– заболеваемость хроническая;

– заболеваемость острая.

Образование:

– школьная мотивация;

– успеваемость;

– дополнительное образование;

– личностное развитие;

– психические процессы;

– самооценка;

– эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

– навыки самообслуживания;

– внешний вид и поведение в обществе;

– межличностные отношения;

– способность к общению (со взрослыми и сверстниками);

– соблюдение прав и обязанностей в семье:

– готовность к самостоятельной жизни.

Социальное окружение:

– атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем

   социуме;

   – обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей

      приемных детей;

   – создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных

      детей;

   – степень эмоционального принятия детей в семье;

   – возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или

      родственниками;

   – степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их

      воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении

      своих функциональных обязанностей.

Для сбора информации мы используем следующие методы:

– наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,

 высказываниями, общением с родителями;

– беседа.  Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут   представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои   функции);

– интервью;

 – анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных

   детей и замещающих  родителей).

– акты обследования жилищно-бытовых условий.

– средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,

   психологического климата в семье.

Читайте также:  Возрастные особенности развития личности ребенка

– школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;

– анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);

– психологическое обследование с применением психологических инструментов

  диагностики (тесты, опросники, проективные методики);

– медицинское обследование.

Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы  разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.

Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого – медико- педагогическом консилиуме.

Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.

В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.

На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.

Организация консилиума позволяет решать ряд задач:

1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;

2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);

4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).

        Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении  определяются   в зависимости от причин и характера неблагополучия: 

– семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;

– семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.

– семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.

– семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.

 – семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;

– семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.

Дальнейшая работа службы строится при условии  добровольного сотрудничество родителей и специалистов.

По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.

Это необходимо для того чтобы:

– замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;

– проследить динамику развития ребенка;

-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;

– осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.

 Виды консилиума подразделяются на:

– плановый  3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)

– внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)

Подводя итог вышесказанному – специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем   определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РАДИЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ А.Н.РАДИЩЕВА»

МО «РАДИЩЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Читайте также:  Игры на развитие памяти ребенка

Диагностика

психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в приемной семье:

Педагог-психолог : Спиридонова К.А.

МБОУ «Радищевская СШ №2 имени А.Н. Радищева»

Ф.И.О. несовершеннолетнего:_______________________________

_______________________________________________________

Раздел 1.

Сведения о несовершеннолетнем:

1.Ф.И.О._________________________________________________________

2.Пол___________________________________________________________

З. Дата, месяц, год, рождения _______________________________________

4.Место учебы:___________________________________________________

5. Место фактического проживания:_________________________________

6.Место регистрации:______________________________________________

Сведения о родителях:

Мать:___________________________________________________________________________________________________________________________

Отец:___________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения о законном представителе (опекуне (попечителе), приемном родителе): ________________________________________________________________

Место работы:____________________________________________________

Рабочий телефон: ____________________________________________

Домашний телефон:_______________________________________________

Дата, № Постановления о назначении опеки (попечительства), передачи в приемную семью: ________________________________________________

Дата фактической передачи:________________________________________

Актуальные проблемы:

Ребенка

* отклонение от нормы поведения:__________________________________

* снижение интереса к учебной деятельности:_________________________

*отсутствие навыков самообслуживания:_____________________________

* повышенный уровень тревожности:________________________________

* проблемы со здоровьем:__________________________________________

Семьи

*сверхзанятость родителей:________________________________________

*проживание в семье с авторитарным стилем воспитания:______________

*отсутствие в семье эмоционального и доверительного общения:_________

________________________________________________________________

*конфликтные ситуации в семье из-за ревностного отношения к другому ребенку:_________________________________________________________

Цель программы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение по результатам психодиагностического обследования

Ф.И.О.:_____________________________

Класс: _____________________________

Было проведено психологическое обследование ученика, ………………, с целью выявления личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Данные обследования:

Рекомендации службам, работающим с ребёнком:

Рекомендации приемным родителям:

Диагностика

Характер диагностики

Заключение и рекомендации

Коррекционно-развивающая работа

Медико-социальное сопровождение

1. Медицинское освидетельствование (2 раза в год – май, октябрь) ________________________________________________________________

2. Медицинское заключение: _______________________________________

3. Мероприятия по лечению: _______________________________________

4. Мероприятия по оздоровлению:

* санаторно-курортное лечение: ____________________________________

* оздоровительные лагеря:_________________________________________

*рекомендации оздоровительных мероприятий, проводимых в домашних условиях: – _____________________________________________________

План работы с несовершеннолетним

________________Ф.И. (сентябрь – май)_____________

Мероприятия

Срок

Ответственные

Результат

1. Работа с семьей

1. Сбор сведений о несовершеннолетнем, и его семье.

2. Посещение семьи, проведение беседы с приемным родителем или опекуном по поводу воспитания, взаимоотношения с подростком, оказания индивидуальной педагогической помощи.

3. Проведение диагностики несовершеннолетнего и его семьи:

– выяснение особенностей семейного воспитания;

– характера взаимоотношений подростка и родителей

Опросник «Наедине с собой»

– выявление взаимоотношений семьи и школы, углубленное педагогическое обследование

Анкетирование «Мое отношение к школе».

4. Отработка рекомендаций психолога.

5. Проведение бесед с опекунами или приемными родителями

«Волшебные кнопки»

«Как общаться с ребенком»

6. Проведение деловой игры «Организация режима детей»

7. Проведение круглого стола «Оказание правовой помощи». Консультирование.

8. Проведение родительского собрания с элементами тренинга «Родители начинают с себя» (профилактика эмоциональных срывов).

9. Проведении родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и механизмы агрессии».

10. Проведение консультации «Организация летнего отдыха».

2. Успеваемость,

посещаемость

1. Проведение диагностики познавательной деятельности;

определение умственного развития;

диагностика эмоционально-волевой сферы, поведенческой сферы и личности ребенка.

2. Посещение уроков: изучение ребенка в микросоциуме, в школе, взаимоотношение с педагогами, дисциплинированность, умение управлять своими чувствами, умственное развитие и способности.

3. Организация контроля за успеваемостью.

4. Организация контроля за посещением занятий.

5. Проведение бесед с учителями-предметниками по успеваемости и посещаемости.

6. Проведение бесед с несовершеннолетним по итогам четверти, учебного года.

7. Обмен информацией с классным руководителем.

3. Внеурочная занятость

1. Выявление рейтинга учащегося в коллективе (методика независимых характеристик).

2. Проведение беседы с целью выявления интересов и склонностей ребенка. Анкета «Мои интересы».

3. Обеспечение внеурочной занятости (вовлечение в работу кружков, секций).

4. Включение в общественную жизнь классного коллектива – дать конкретное поручение.

5. Организация контроля за занятостью в свободное время;

6. Проведение бесед и практикумов

«Как вести себя в общественном транспорте»

«Правила поведения при посещении общественных мест»

«Как переходить улицу»

«Как готовить домашние задания»

«Приемы самоконтроля»

«Работа с тетрадью»

«Секреты успеха на уроке»

4. Работа с различными службами

1. Привлечение различных ведомств к работе с семьей, с несовершеннолетним.

2. Организация летней занятости (оказание помощи в приобретении путевок в летние оздоровительные лагеря)

3. Индивидуальное консультирование по вопросам отдыха (трудоустройства).

Отслеживание

успеваемости опекаемых учащихся

_______________________________

(ФИО ученика)

I

четверть

Ноябрь

декабрь

II четверть

Русский язык

Литература

Читайте также:  Природные и социальные предпосылки развития ребенка

Математика

Алгебра

Геометрия

Физика

Химия

Биология

История

Обществознание

Ин. язык

Информатика

География

ИЗО

Физкультура

ОБЖ

Технология

Отчет классного руководителя

по работе с опекаемым (приемным) учащимся (__четверть)

Ф.И._______________________________________________________________________ класс_________

п/п

Дата

Мероприятия

Результат

Сопровождение приемных и опекаемых семей.

Диагностика интеллектуальной готовности

Диагностика социальной готовности ребенка на различных возрастных этапах развития

Уровень эмоционально-волевой готовности ребенка

Октябрь-ноябрь;

март-апрель

2. Развивающая и коррекционная работа

  • Разработка индивидуальных коррекционных программ

  • Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

В течение года

3. Консультирование

  • Групповые консультации для родителей:

– «Первый год жизни приемной семьи»

– «Особенности воспитания в опекаемых семьях»

– «Особенности психического развития подростков, воспитывающихся вне семьи»

Октябрь

Декабрь

Апрель

4. Просветительская работа

  • Родительские собрания:

– «Психологические особенности приемных детей»

– «Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста»

– «Возрастные психологические особенности пятиклассников»

– «Психологические и возрастные особенности подростка»

Ноябрь

Март

5. Подведение итогов

«Итоги и перспективы»

Апрель

Диагностика опекаемых и приемных детей.

Список используемых методик.

Класс

Обследуемая сфера

Методики

Учащиеся

1-3 кл.

Умственное развитие

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет.

Э.Ф.Замбицявичене

Внимание

Корректурная проба

Эмоции

«Несуществующее

животное» А.Л. Венгер,

«ЦТО»

«Шкала явной тревожности

СМАS» А.М. Прихожан

Общение

«Рисунок семьи» А.Л. Венгер

Самооценка

«Лесенка»

4 кл.

Умственное развитие

«Групповой

интеллектуальный тест» -М.К.Акимова, В.Т. Козлова

Внимание

Корректурная проба

Эмоции

«ЦТО»

«Шкала явной тревожности

СМАS» А.М. Прихожан

Общение

«Рисунок семьи» А.Л. Венгер

5кл.

Умственное развитие

«Групповой

интеллектуальный тест» -М.К.Акимова, В.Т. Козлова

Адаптация к средней школе

Анкета «Учебные затруднения», Методика «Встреча» «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации» Н.Г. Лусканова

Эмоции

«Восмицветовой тест

М.Люшера» (модификация

Собчик)

«Тест школьной

тревожности Филлипса»

6 кл.

Умственное развитие

«Групповой

интеллектуальный тест» -М.К.Акимова, В.Т. Козлова

Личностное развитие

Тест «Опросник Айзенка»

Внимание

Корректурная проба

Эмоции

«Восмицветовой тест М.Люшера» (модификация Собчик)

Самооценка

«Изучение общей самооценки». Опросник Казанцевой Г.Н.

7-8 кл.

Умственное развитие

«ШТУР» – Гуревич, Акимова, Козлова

Внимание

Корректурная проба

Личностное развитие

«Опросник Шмишека» Тест «Опросник Айзенка»

Эмоции

«Восмицветовой тест М.Люшера» (модификация Собчик)

Самооценка

«Изучение общей самооценки». Опросник Казанцевой Г.Н.

9кл.

Умственное развитие

«ШТУР» – Гуревич, Акимова, Козлова

Внимание

Корректурная проба

Личностное развитие

«Опросник Шмишека» Тест «Опросник Айзенка»

Самооценка

«Изучение общей самооценки». Опросник Казанцевой Г.Н.

Эмоции

«Восмицветовой тест М.Люшера» (модификация Собчик)

10-11 кл.

Умственное развитие

АСТУР

Внимание

Тест Бурдона

Личностное развитие

«Опросник Шмишека»

«16-факторный личностный

опросник» Р. Кеттелла

Самооценка

«Изучение общей самооценки». Опросник Казанцевой Г.Н.

Эмоции

«Восмицветовой тест М.Люшера» (модификация Собчик)

Профессиональные интересы, способности

«Тип личности» Дж. Голланд

Литература

  1. Алешина Ю.Е. «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование». М., 1994.

  2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. «Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей». М., 1990.

  3. Бабушкин А.В. «Как подростку защитить свои права?»- М..,1999.

  4. Венгер А. Л., Цукерман Г.А. «Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов». Томск, 1993.

  5. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.

  6. Захарова Ж. «Подготовка замещающих родителей к новой роли»

«Социальная педагогика» № 2, 2008

  1. Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков». Л., 1983.

  2. «Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (Часть I): методическое руководство/Л.А. Ясюкова. – издание 2-е.- СПб: ИМАТОН, 2007.-208с.

  3. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (Часть II): методическое руководство/Л.А. Ясюкова. – издание 2-е.- СПб: ИМАТОН, 2007.-200с.

  4. «Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие».

Научно-методическое пособие под реакцией Л.С.Алексеевой. М.,2000.

  1. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога». М., 1993.

  2. Палиева Н. «Положение детей-сирот и меры по их поддержке в Ставропольском крае в 2007 году» «Социальная педагогика» №3, 2008г.

  3. Прихожан А.М. «Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков» (автореферат канд. дисс.). М. 1990.

  4. Романова О. «Справочник классного руководителя» №12, 2008.

  5. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании». М., 1995.

  6. Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога». «Вако» Москва, 2005.

Источник