Мониторинг развития ребенка с зпр
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дата обследования: «________»___________________ 20______г.
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
1. Фамилия, имя ребёнка______________________________________________________________________
2. Дата рождения: «________»___________________ 20______г.
3. Домашний адрес, телефон __________________________________________________________________
4. Дата поступления в группу «________»___________________ 20______г.
5. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии _______________________________________
___________________________________________________________________________________________
АНАМНЕЗ
Мать _______________________________________________Возраст при рождении ребёнка ____________
Отец _______________________________________________ Возраст при рождении ребёнка ____________
Наследственные заболевания ______________________________________________________________
Протекание беременности (токсикоз, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)
___________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяженные) ____________________________
___________________________________________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая) ________________________________________________
Когда закричал ребёнок ______________________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия _________________ Вес и рост при рождении ____________________________
Резус-фактор (положительный, отрицательный, совместимый) _____________________________________
Вскармливание (грудное до … ) _______________________________________________________________
Выписался из роддома на ________ день; причины задержки _______________________________________
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Стал держать голову __________________ (N с 1,5 мес.); стал сидеть ______________________ (N с 6 мес)
Стал ходить _____________________ (N с 11-12 мес.); первые зубы _____________________ (N с 6-8 мес)
Начал участвовать в процессе одевания/раздевания _______________________________________________
Есть ли интерес к игрушкам, книгам ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Имеются ли навязчивые движения _____________________________________________________________
Где и кем воспитывается _____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
ПЕРЕНЕСЁННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
(Тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре) _______________________________________________________________________________
До 1 года __________________________________________________________________________________
До 3 лет ___________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
(в соответствии с данными медицинской карты)
ЛОР _______________________________________________________________________________________
Окулист ___________________________________________________________________________________
Психиатр __________________________________________________________________________________
Невролог __________________________________________________________________________________
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Гуление ___________________________(N 2-3 мес.); лепет ______________________________ (N 4-8 мес)
Первые слова ___________________(N около 1года); первые фразы _____________________(N 1,5-2 года)
Использование жестов _____________________________________________________________________
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
I. Познавательное развитие
Уровень сформированности представлений об окружающем мире: | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. О себе | |||
2. О своей семье | |||
3. О предметах ближайшего окружения | |||
4. О явлениях и объектах природы | |||
Средний балл*: |
Особенности восприятия: | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом изображении) | |||
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей | |||
3. Восприятие величины | |||
4. Восприятие цвета (различает и знает названия) | |||
5. Восприятие формы (знает геометрические формы; узнает в рисунке, предмете) | |||
6. Восприятие пространства: а) различает правую и левую сторону на своём теле | |||
выполнение пробы Хэда (с 6 лет) | |||
б) Может сложить разрезную предметную картинку | |||
в) Ориентируется в пространстве, на листе бумаги | |||
7. Восприятие времени (времена года, части суток, дни недели) | |||
Средний балл: |
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Срисовать картинку «Домик» | |||
2. Умение зрительно планировать выполнение заданий («Лабиринт) | |||
3. Состояние ручной моторики , кинестетическая основа движения | |||
4. Графические навыки | |||
Средний балл: |
Особенности памяти | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Быстрота запоминаний, точность воспроизведения: а) Запомнить и воспроизвести 5 слов в любом порядке (с 5лет) | |||
б) 10 слов (с 6лет) | |||
2. Заучивание короткого стихотворения | |||
Средний балл: |
*Примечание: Средний балл можно получить, сложив все баллы (по столбику) и разделив на количество обследуемых параметров (заданий).
Особенности мышления | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Способность к обобщению (по картинке) | |||
2. Исключение лишнего предмета (4ый лишний) | |||
3. Понимание серий картинок, связанных общим сюжетом | |||
4. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок (с 6 лет) | |||
5. Объяснение смысла загадки (с 6 лет) | |||
6. Устанавливает ли причинно-следственные связи | |||
Средний балл: |
Уровень развития речи | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Понимание речевой инструкции | |||
2. Объём пассивного словаря (по предметным и сюжетным картинкам) | |||
3. Объем активного словаря (по предметным и сюжетным картинкам) | |||
4. Особенности фразовой речи | |||
5. Сформированность грамматического строя речи | |||
6. Связная речь: а) составить рассказ по малосюжетной картинке | |||
б) составить рассказ по серии картинок | |||
в) пересказ текста | |||
Средний балл: |
Развитие элементарных математических представлений | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Пересчёт предметов до 5 (до 10) | |||
2. Обратный счёт | |||
3. Сравнения множеств (больше, меньше, равно) | |||
4. Счётные операции: на конкретном материале | |||
отвлечённо | |||
6. Решение простых задач (с 6 лет): на конкретном материале | |||
отвлечённо | |||
Средний балл: |
Уровень сформированности продуктивных видов деятельности | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Конструирование: по подражанию | |||
по образцу | |||
самостоятельно | |||
2. Рисование: предметное | |||
сюжетное | |||
Средний балл: |
II. Эмоционально-волевая сфера
Особенности эмоционально-волевой сферы | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Сотрудничество со взрослым | |||
2. Эмоциональная реакция ребёнка на обследование (нет/есть, какая) | |||
3. Характер деятельности: а) проявляет интерес к заданию, стойкость интереса | |||
б) целенаправленность деятельности | |||
в) наличие самоконтроля в деятельности (нуждается в помощи, в какой мере) | |||
4. Критичность в оценке своей деятельности | |||
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов; эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения | |||
6. Игра, взаимоотношения со сверстниками | |||
Средний балл |
ЗАКЮЧЕНИЕ
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Источник
При поступлении в учебное заведение проводится обязательное исследование уровня развития ребенка. Это позволяет в раннем возрасте выявить сильные стороны личности или врожденные, приобретенные отклонения. В том числе – задержку психологического развития (ЗПР).
Методики современной психологической диагностики детей-дошкольников с 2 до 7 лет с ЗПР для поступления в ДОУ, позволяют установить степень задержки, подобрать наиболее действенные способы коррекции, которые позволят ребятам развиваться и преодолевать свою особенность.
Принцип диагностики ЗПР у дошкольников
Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических.
Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых.
Диагноз не приговор, при правильном применении методик обследования детей с ЗПР, использования психодиагностик, скорректировать здоровье дошкольника возможно при помощи комплексного лечения.
В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:
- Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.
- Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.
- Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов. Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами.
- Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.
- Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.
При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.
Популярные методики диагностики ЗПР
Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша:
- внимание, понимание порядка деятельности;
- интеллектуальные способности;
- речевое развитие;
- память;
- мировосприятие;
- образовательная мотивация.
Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере.
Тест Д. Векслера
Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков:
- WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет;
- WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5.
В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов, разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального.
К вербальным относятся:
- арифметика;
- нахождение сходства;
- общая осведомленность;
- понимание;
- словарный запас;
- запоминание цифр.
Шкала действий (невербальная) состоит из:
- недостающие детали;
- шифровки;
- последовательные картинки;
- конструирование блока;
- сборка объекта.
Тесты призваны проверить не знания о окружающем мире, а способность понимать задание, принимать решение, логически мыслить.
Особенность выполнения методики Векслера с детьми ЗПР состоит в том, что тестирование проводится не за одно, а за несколько занятий. Общее время проверки составляет около 60 минут, которые ребята просто неспособны выдержать. Их внимание быстро рассеивается, что влияет на точность результатов.
Решение о диагнозе выносится по результатам механического подсчета правильных ответов и личных наблюдений психолога за работой испытуемого.
Тест М. В. Когана
Простое и быстрое исследование, характеризующее уровень развитости схематического мышления.
В работе используются простые материалы:
- таблица с пропечатанными условиями задачи и таблицей, изображающей разные по форме и цвету фигуры;
- карточки с изображением геометрических фигур разных цветов.
Ребенок должен совместить изображение в таблице и на карточке.
При наличии задержки психологического развития, с такой задачей малыши справляются примерно на 50%. Потому что не могут точно идентифицировать близкие по внешнему виду фигуры (круг и овал, квадрат и прямоугольник).
Исследование направленно на изучение уровня внимательности испытуемого, его умнея концентрироваться на задаче, способности отвлечься или переключиться.
Перед ребенком раскладывают изображения трех знакомых предметов на карточках (по 8 в ряд, несколько рядов) и предлагают отметить однотипные. При этом необходимо один вид отметить определенным знаком, а другой вид другим.
Если задание выполняется менее, чем на 50%, то ЗПР подтверждается, так как для таких малышей крайне сложно долго концентрироваться на задаче, не несущей в себе игровой деятельности.
Методики развития и устранения заболевания
Для того, чтобы скорректировать задержку психологического развития, необходимо комплексное обследование, выявляющее индивидуальные особенности пациента. Важно установить не только причину возникновения отклонения, но и особенности организма человека, чтобы подобрать правильную терапию.
Стойкий результат даст только комплексное лечение с помощью развивающих методик диагностики и приемов терапевтического воздействия на мозг маленьких детей и младших школьников с ЗПР.
С хорошей стороны зарекомендовали себя такие методики:
- биологическая обратная связь (БОС);
- транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
- зрительная и слуховая стимуляция;
- специальные развивающие психолого-педагогические методики;
- ЛФК.
Список использованной литературы
- Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. — М., 2001.
- Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. — М., 1993.
- Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. — Волгоград: Учитель, 2012. — 182 с.
- Adjective Learning in Young Typically Developing Children and Children With Developmental Language Disorder: A Retrieval-Based Approach. Leonard LB, Deevy P, Karpicke JD, Christ S, Weber C, Kueser JB, Haebig E. J SpeechLang Hear Res. 2019 Nov 18;62(12):4433-4449.
- Attention, Speech-Language Dissociations, and Stuttering Chronicity. Singer CM, Walden TA, Jones RM. Am J SpeechLang Pathol. 2019 Dec 16:1-11. doi: 10.1044/2019_AJSLP-19-00039.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник
Что изучается
(оценивается)?
Дидактические игры, задания, ситуации
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Слушать сказки, рассказы, стихи, потешки.
Выразтельно читать стихи
Дидактическая игра «Расскажи, что видишь», «Вспомни название»,
«Послушай и ответь».
А. Барто «Игрушки», о времени года, о маме и т. д.
Дети слушают литературное произведение. Ребёнок рассматривает иллюстрации на картинках (называет
ли показывает по просьбе педагога)
Ребёнок читает любимое стихотворение
(несколько)
1 балл – не слушает или при повторе допускает ошибки и в последовательности, и в знании событий сказки; стихи не читает.
2 балла –слушает, но при беседе допускает ошибки по тексту; читает маловыразительно.
3 балла – слушает внимательно, помнит содержание, выразительно читает стихи(2-3).
Следить за развитием действия и сопереживать.
Передавать своё отношение к героям.
Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки герой», «Кто прав?»
Материал: рисунки персонажей к 4-5 сказкам: «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Лиса и волк». Обложки к этим книгам.
Раскладывание по одной иллюстрации из 5 сказок и предлагаем ребенку подобрать героев к каждой сказке.
1 балл – определяет героев к 2 сказкам, затрудняется определить своё отношение
к героям сказок;
2 балла – определяет героев к 3 сказкам, но допускает ошибки в определении их взаимоотношений;
3 балла – определяет героев ко всем сказкам и передаёт своё отношение.
Полно отвечать на вопросы воспитателя по тексту
Дидактическая игра «Скажи правильно и красиво»
Материал: книги каждого жанра:
– сказка: «Айболит», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурушка»;
– рассказ: Осеев «Волшебное слово», Н.Носов «Живая шляпа», М.Горький «Воробьишко»;
– стихотворение: «Первый снег», А.Пушкин «Ветер,ветер,ты могуч…», песенка «Купите лук.»
Беседа по вопросам по прочитанному произведению. Побуждать детей отвечать на вопросы по тексту полно.
Поощрять творчество, развивать память
1 балл – не отвечает по тексту, затрудняется,
краток, отвечает одним словом или показывает ;
2 балла – отвечает не всегда полно, только с напоминанием или подсказкой педагога;
3 балла – полно отвечает на все вопросы по тексту, может выделить любой жанр( сказка, рассказ, стихотворение).
Называть произведение
(знакомое) прослушав отрывок из него
Дидактическая игра «Послушай и отгадай», «Сказочный калейдоскоп»
Материал: отрывки из программных произведений, иллюстрации, картинки.
Ребёнок слушает отрывок (зачитать или в аудио), отгадывает произведение.
Называет втора(конец года), главных героев и коротко сюжет.
1 балл – не знает или затрудняется в определении более3 произведений;
2 балла – допускает 2-3 ошибки, но сам исправляет их;
3 балла – правильно называет все произведения, частично авторов.
Что изучается (оценивается)?
Дидактические игры, задания,
ситуации
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Анализировать образец постройки
«Гараж»
Материал:
– постройка гаража из деревянного конструктора
Ребенок рассматривает и проводит анализ постройки, выделяет стены, дверь, крышу
1 балл – выделяет 1-2 части постройки ;
2 балла – называет постройку, выделяет 2-3 части;
3 балла – называет постройку, выделяет все части, знает детали конструктора.
Различие и называние
строительных
деталей
«Постройка гаража»
Материал:
– деревянный конструктор
Ребенок планирует этапы собственной постройки:
– подбор конструктора;
– выделяет основные части;
-возводит постройку.
1 балл – ребенок называет постройку, но не умеет подбирать конструктор сам -но;
2 балла – называет постройку, основные ее части, но затрудняется в подборке строит. материала ;
3 балла – сам-но подбирает материал, выделяет части, называет постройку.
Постройки из
крупного
строительного
материала
«Корабль» –
Материал:
– рисунок-схема с изображением корабля;
– конструктор деревянный
Предлагается ребенку создать постройку по схеме
1 балл – ребенок возводит постройку, но не по схеме;
2 балла – строит по схеме, но допускает неточности;
3 балла – строит самостоятельно, в соответствии со схемой.
Самостоятельное
изменение
постройки
«Гараж для машины»
(маленькой, затем большой ) –
Материал:
деревянный конструктор
Ребенок во время постройки заменяет одни детали другими,
самостоятельно изменяет по заданию.
1 балл – ребенок возводит постройку только из предложенного конструктора;
2 балла – ребенок возводит постройки, но заменяет детали с помощью педагога;
3 балла – сам – но строит и заменяет одни детали другими.
Поделки из природного
материала
Конструирование из бумаги
Д/и «Придумай и сделай»
(лодочка, ёжик т.д.)
Д/и «Сделай флажки»
Д/и «Приклей детали»
(дом, автобус…)
Ребёнок из набора природного материала делает поделку.
Сгибает прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы.
К основной форме клеит детали.
1 балл – не может придумать или соединить поделку;
2 балла – в поделке плохо соединены части;
3 балла – поделка интересная, прочная, ребёнок хорошо складывает бумагу, клеит детали..
Диагностические задания по разделу «Аппликация»
Что изучается (оценивается)?
Дидактические игры, задания,
ситуации
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Правильно
держать ножницы,
пользоваться ими
Д/и «Рельсы для поезда»
Д/и «Разноцветные шары»
Ребенок рассматривает образец, анализирует, выполняет в соответствии с образцом.
1 балл – ребенок не умет пользоваться ножницами, но держит, раскрывает;
2 балла – ребёнок не уверенно пользуется ножницами;
3 балла – правильно держит, уверен, самостоятелен.
Вырезать из квадрата –
круглые, из прямоугольника
овальные формы.
Д/и «Разноцветные шары»
(овал из прямоугольника)
Д/и « Колёса для автомобиля»
(круг из квадрата)
Ребенок вырезает из прямоугольника овал, из квадрата круг, отрезает от прямоугольника полоску (тележка), делит круг пополам
1 балл – ребенок не вырезает или не соблюдая пропорции, сильно срезая края;
2 балла – вырезает, старается соблюдать форму, но выполняет неаккуратно;
3 балла – режет самостоятельно и аккуратно.
Составление из
полос предметов
(узкие и широкие полосы)
Д/и «Рельсы для поезда»
Д/и «Необычный заборчик»
Предлагаем ребенку нарезать узкие и широкие полоски, применить их для выполнения работы.
1 балл – не режет полоски даже узкие полоски или с помощью педагога;
2 балла – полоски разной ширины, иногда требуется помощь педагога при вырезании;
3 балла – сам – но вырезает любые полоски,
выполняет задания.
Разрезание на
2 и на 4 части
Д/и «Узор в полосе», «Укрась
платочек»
Резать квадрат и прямоугольник наискосок(по диагонали)
Квадрат и прямоугольник разрезает по диагонали, использует эти заготовки для выполнения узора.
1 балл – ребенок не может резать наискосок, клеит заготовки беспорядочно;
2 балла – ребенок не все квадраты делит верно,выполняя узор ждёт помощи
3 балла – правильно, чётко делит по диагонали,
в узоре последователен, самостоятелен.
Аккуратность
Д/и «Разноцветные шары»
(овал из прямоугольника)
Д/и « Колёса для автомобиля»
(круг из квадрата)
Предложить детям наклеить
шары и колёса аккуратно, правильно пользуясь клеем, кисточкой, клеёнкой, тряпочкой.
1 балл – ребенок не аккуратен, не старается и не прислушивается к замечаниям педагога;
2 балла – старается, иногда просит помощи , но наносит клей неравномерно;
3 балла –клей наносит равномерно, аккуратен,работу выполняет правильно, самостоятельно.
Диагностические задания по разделу «Труд»
Что изучается (оценивается)?
Дидактические игры, задания,
ситуации
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Поддерживать порядок в групповой комнате
(хоз.-быт. труд)
1.Д/и «Все ли игрушки на местах?»
2. «Сложи строительный материал»
3.Книжкина мастерская.
Самостоятельно заметить и убирать игрушки на место.
В правильной последовательности
сложить конструктор в шкаф.
Помощь воспитателю в подклеивании
книг и коробок.
1 балл –не знает место игрушкам, устаёт от складывания конструктора, частично проявляет
Интерес к ремонту книг.
2 балла – убирает не все игрушки, конструктор складывает как попало, не решителен в действиях.
3 балла – замечает непорядок, убирает игрушки на место, складывает весь конструктор сам-но, клеит.
Самостоятельно поддерживать порядок на участке д/с
(труд в природе)
1.Уборка крупного мусора, бумаги.
2.Подметать дорожку.
3.Уборка песочницы.
Активно и самостоятельно наводит порядок: сгребает листья, снег, подметает дорожку.
Собирает песок горкой, поливает его
в песочнице.
1 балл – ребёнок не желает трудиться, выполняет частично(мало).
2 балла –выполняет работу, но часто отвлекается, не стремиться сделать хорошо.
3 балла – выполняет самостоятельно и качественно,
Доводит дело до конца.
Дежурство
1.Дежурство по столовой.
2.Дежурство в уголке природы.
3.Дежурство по занятиям.
Сервировка стола уборка посуды после еды.
Поливка и рыхление комнатных растений.
Раскладывание материала к занятию, приводить в порядок оборудование и рабочее место.
1 балл – ребенок все поручения выполняет с помощью педагога или других детей.
2балла–ребёнок выполняет обязанности дежурного самостоятельно, но не качественно.
3 балла –выполняет всё сам и правильно..
Работа на огороде, цветнике
1.Полив растений.
2.Рыхление почвы.
3.Посев семян и сбор урожая
.
Ребёнок берёт необходимое оборудование,
владеет им, знает его назначение.
1 балл – ребёнок пользуется оборудованием не по
назначению, частично называет его.
2 балла – ребенок называет оборудование, пользуется им, но выполняет с неохотой.
3 балла –знает всё оборудование, правильно им пользуется.
Выполнение
инд. и коллект.
поручений,
умение договариваться,
оказывать помощь другу,
взрослому
Работа на участке,
огороде, цветнике.
Дети выполняют несложные индивидуальные и коллективные поручения
педагога, не ссорятся, оказывают помощь
друг другу и взрослым.
1 балл –выполняет поручение частично, не умеет договариваться со сверстниками.
2 балла –выполняет поручение не качественно, отказывает в помощи сверстнику,, взрослому.
3 балла – выполняет самостоятельно, качественно,
умеет договориться, активно помогает.
Что изучается (оценивается)?
Дидактические игры, задания,
ситуации
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Создание игровых замыслов,
действий.
С/р игра «Больница»
Материал: набор для лечения, белый халат, телефон, крупный конструктор, предметы-заменит.
Соорудить машину на которой поедем в больницу к доктору,
Обсудить замысел,
Распределить роли
1-практически не принимает участие в сооружении постройки, не обсуждает замысел
2- сооружает постройку частично, но не обсуждает, не согласовывает действия
3- согласовывает, самостоятельно сооружает, берёт роль на себя.
Объединение в игре, распределение ролей
С/р игра «Больница»
Д/и «Что изменилось?»
Н.П. «Домино»
П/и «У медведя во бору»
В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми. Распределяют роли
используя считалку или по желанию
1- не берёт роль на себя, играет один
2-играет отведённую ему роль
3-объединяется в игре с другими детьми, берёт главную роль на себя.
Подбор предметов и атрибутов для игры(д/и,с/р,
п/и, н/печ.)
С/р игра «Больница»
Д/и «Что изменилось?»
Н.П. «Домино»
П/и «У медведя во бору»
Выкладывание атрибутов к играм , дети выбирают необходимые, дают словесное обозначение, используют предметы заменители.
1-выбирает предметы с пом. педагога или не по назначению.
2-выбирает всё сам-но, но допускает неточности
3-ребёнок все атрибуты подбирает сам-но.
Взаимоотношения в игре
С/р игра «Больница»
Д/и «Что изменилось?»
Н.П. «Домино»
П/и «У медведя во бору»
Дети договариваются, что будут строить. Считаются с интересами товарищей.
1-ребёнок участвует в игре, но выполняет пассивную роль, не выполняет правила игры.
2-ребёнок, активно участвует в игре, но не согласовывает свои действия.
3-активен,согласовывает действия, договарив.
Создавть постройки для с/р
игры
С/р игра «Больница»
Дети умеют создавать сюжет игры, обсуждают его, создают постройки,
разной конструктивной сложности.
1-не создаёт постройки, но берёт детали.
2-нуждается в контроле и инструкциях.
3-сам-но создаёт и переделывает постройку.
Разыгрывание несложных представлений
Игра-драматизация по сказке «Заюшкина избушка»
Материал: куклы би-ба-бо, настольные декорации, шапочки
героев сказки.
Предложить материал, напомнить сказку. Дети выбирают героя, чувствуют и понимают их эмоциональное состояние, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
1-выбирает кукол, но не умеет разыгрывать представление.
2-выбирает роль, атрибуты, но с трудом вступает
в ролевое взаимодействие.
3-выбирает роль, самостоятелен, разыгрывает несложное представление.
Интонация,
мимика,жесты
Игра-драматизация по сказке «Заюшкина избушка»
Дети передают характерные особенности персонажей, с помощью средств выразительности (движение, жесты, мимика и т.д.)
1-передает движение, но без нужных жестов и мимики.
2-передаёт жесты, мимику с помощью педагога.
3-самостоятельно передаёт все характерные особенности персонажа.
Источник