Мониторинг развития ребенка из детского дома

Мониторинг развития ребенка из детского дома thumbnail

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей  – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»

Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Резанова Н.С.

Социальный педагог

Вельск, 2014

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

– непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;

– своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;

– создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;

– осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального –  педагогических воздействий;

– оценка эффективности действий специалистов службы.

Принципы проведения мониторинга:

1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.

2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.

3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.

4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.

5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.

Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения.  В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:

Здоровье:

– физическое развитие ребенка;

– нервно-психическое развитие;

– заболеваемость хроническая;

– заболеваемость острая.

Образование:

– школьная мотивация;

– успеваемость;

– дополнительное образование;

– личностное развитие;

– психические процессы;

– самооценка;

– эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

– навыки самообслуживания;

– внешний вид и поведение в обществе;

– межличностные отношения;

– способность к общению (со взрослыми и сверстниками);

– соблюдение прав и обязанностей в семье:

– готовность к самостоятельной жизни.

Социальное окружение:

– атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем

   социуме;

   – обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей

      приемных детей;

   – создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных

      детей;

   – степень эмоционального принятия детей в семье;

   – возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или

      родственниками;

   – степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их

      воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении

      своих функциональных обязанностей.

Для сбора информации мы используем следующие методы:

– наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,

 высказываниями, общением с родителями;

– беседа.  Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут   представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои   функции);

– интервью;

 – анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных

   детей и замещающих  родителей).

– акты обследования жилищно-бытовых условий.

– средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,

   психологического климата в семье.

– школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;

– анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);

– психологическое обследование с применением психологических инструментов

  диагностики (тесты, опросники, проективные методики);

– медицинское обследование.

Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы  разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.

Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого – медико- педагогическом консилиуме.

Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.

В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.

На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.

Организация консилиума позволяет решать ряд задач:

1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;

2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);

4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).

        Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении  определяются   в зависимости от причин и характера неблагополучия: 

– семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;

– семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.

– семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.

– семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.

 – семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;

– семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.

Дальнейшая работа службы строится при условии  добровольного сотрудничество родителей и специалистов.

По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.

Это необходимо для того чтобы:

– замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;

– проследить динамику развития ребенка;

-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;

– осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.

 Виды консилиума подразделяются на:

– плановый  3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)

– внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)

Подводя итог вышесказанному – специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем   определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.

Источник

Авторизуйтесь чтобы увидеть прикрепленные файлы.

Областное государственное  казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Лакинский детский дом» представляет собой учреждение, предоставляющее различные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это инновационный проект  семейного устройства детей, основной идеей которого является реализация права ребенка жить и воспитываться в семье. Современная модель учреждения для детей – сирот кардинально отличается от структуры привычного учреждения интернатного типа, так как все дети воспитываются в патронатных семьях. 

Данная модель учреждения с семейными формами жизнеустройства не имеет аналогов в России, это первый отечественный опыт устройства всех детей детского дома в семьи, с использованием 4 – х типов патроната над ними. Структура детского дома представляет собой преемственные формы семейной социализации детей младшего, среднего, подросткового  и юношеского возраста  (постинтернатная адаптация): патронатные семьи, семейный центр подростков-мальчиков, семейный центр юношей и семейный центр девушек. Наличие семейных центров обеспечивает непрерывность процесса адаптации и позволяет выпускникам детского дома получить начальное, среднее или высшее профессиональное образование, получая сопровождение. В детском доме воспитывается в среднем 30 детей от 13 до 19 лет. Из них часть детей проживает в патронатных семьях, остальные  в трех семейных центрах, расположенных на территории детского дома. 

Брошюра включает  описание  системы мониторинга,  приложения диагностических материалов.

Новизна. Система мониторинга специфична, так как направлена на замещающую семью в целом, при этом главным объектом остается ребенок. Кроме этого, данный мониторинг направлен именно на патронатную семью, так как логическим продолжением мониторинга идет плотное сопровождение ребенка и семьи, которое позволяет своевременно корректировать выявленные проблемы, а порой их предотвратить. Специфика мониторинга в его объективности, так как в диагностике участвуют не только все участники воспитательно-образовательного процесса (ВОП), анализируются всевозможные сферы жизни ребенка, но  используются специально разработанные в детском доме «встречные семейные анкеты», которые дают возможность сопоставить данные детей и взрослых на один и тот же предмет исследования. Таким образом, специфика  мониторинга в его патронатной семейности и объективности.

Плотное сопровождение, знание постоянного текущего результата делают процесс социализации значительно эффективней. Три вида мониторинга дают возможность сопоставлять пролонгированный результат с действующей  системой работы семей и сопровождения и мобильно корректировать работу патронатных воспитателей, служб сопровождения, существенно менять стратегические и тактические задачи ОУ.  Объективный  мониторинг позволяет прогнозировать девиации в поведении детей, конфликтные ситуации, проблемные моменты. Данная модель мониторинга охватывает все сферы жизнедеятельности каждого ребенка, детского коллектива, дает необходимую для ВОП информацию о педагогах и патронатных воспитателях. Опыт показал, что такая система мониторинга  дает объективную картину успешности адаптации ребенка в замещающей семье. Таким образом,  мониторинг как сопровождение позволяет сохранить благополучие патронатных семей, а значит, сохранить здоровой психику и здоровье будущего гражданина России.

Созданная  коллективом педагогов  «Модель учреждения нового типа, предоставляющего семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Лакинский детский дом», является инновационным проектом семейного устройства детей, основной идея которого – реализация права ребенка жить и воспитываться в семье.

В детском доме созданы все условия для развития и реабилитации детей-сирот. Комплексное сопровождение воспитанников, мониторинг эффективности ВОП, успешности адаптации,  личностного роста и психологического самочувствия воспитанников детского дома осуществляется комплексной медико- социальной психолого – педагогической службой. Особое значение имеет система отслеживания как текущего, итогового, так и пролонгированного результата, так как именно конкретные показатели каждого ребенка и детского коллектива в целом позволяют своевременно анализировать ВОП, выявлять проблемы, вовремя решать их, прогнозировать трудности, корректировать  деятельность всех служб сопровождения, координировать взаимодействие всех участников ВОП и ближайшего социума. В детском доме разработана система мониторинга, которая позволяет пристально следить за уровнем физического, психологического и психического самочувствия детей, а также за уровнем эмоциональной стабильности педагогов. Диагностика воспитанников проводится специалистами – психологами в соответствии с требованиями современной психологии. 

Система мониторинга включает:

А. итоговую (стартовую) диагностику основных показателей  (см. ниже таблицы диагностируемых параметров) успешности адаптации,  личностного роста и психологического самочувствия воспитанников детского дома, которая проводится на начало учебного года ( или на момент размещения ребенка в патронатную семью, если он прибыл позже) и  на конец учебного года;

Б. промежуточную диагностику ( декабрь – январь ежегодно), включающую изучение степени комфортности проживания воспитанника в патронатной семье, степени доверительности, взаимопонимания с воспитателем и членами патронатной семьи,   степени удовлетворенности занятиями в кружковых объединениях,  степень удовлетворенности патронатного воспитателя своей работой и выраженности желания продолжить ее, учет успехов и выявление проблем в учебной деятельности;

В. пролонгированную диагностику, включающую такие показатели как: получение профессионального образования  выпускниками детского дома, их трудоустройство, создание семьи, отношение к родительству, соблюдение социальной нормативности, здоровье. 

Объектами  мониторинга являются воспитанники патронатных семей, детский коллектив патронатных детей в целом, выпускники детского дома, патронатные воспитатели, работники служб сопровождения, сотрудники детского дома. Осуществляют мониторинг патронатные воспитатели, работники служб сопровождения, администрация детского дома.

Материал, представленный в данном пособии,  подробно описывает все виды мониторинга, их критерии, способы оценки, приводится перечень используемого диагностического материала. Также приведены диаграммы и сравнительные таблицы динамики развития воспитанников по отдельным объектам мониторинга в качестве описания результатов реализации модели.

В приложении пособия приведен набор анкет, разработанных психологами детского дома. Предлагаемые анкеты  широко используются ими в дополнении к диагностическим методикам  и на практике показали свою информативность и эффективность в изучении динамики развития ребенка. 

Пособие доступно для скачивания

Источник

С.Х. Пегливанян, старший воспитатель высшей категории ГКОУ детский дом «Аревик», с. Чалтырь, Ростовская обл.

С.М. Тухикова, педагог-психолог высшей категории ГКОУ детский дом «Аревик», с. Чалтырь, Ростовская обл.

В детском доме «Аревик» воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с различной степенью умственной отсталости. Образовательный процесс ведется по «Программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (авторы Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова).

Организация системы мониторинга выступает как основной метод контроля по выявлению уровня развития воспитанников, позволяющий прогнозировать их дальнейшее развитие и повышать результативность педагогической деятельности в специальном коррекционном детском доме для детей с интеллектуальной недостаточностью. Мониторинг позволяет отслеживать образовательный процесс, динамику детского развития и разрабатывать программы по индивидуальному сопровождению детей.

Задачи мониторинга:

  • изучить степень достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы (мониторинг образовательного процесса);
  • оценить степень развития познавательной сферы воспитанников и установить результативность коррекционной работы (мониторинг развития детей);
  • определить коррекционные мероприятия на основании выводов и полученных результатов.

Содержание системы мониторинга

Система мониторинга развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома предусматривает обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы и оценке динамики достижений воспитанников. Это свидетельствует о том, что содержание мониторинговой системы должно состоять из следующих направлений:

1. Мониторинг образовательного процесса:

  • диагностические карты;
  • таблица «Мониторинг образовательного процесса», фиксирующая результаты освоения образовательной программы.

2. Мониторинг развития детей на основе оценки познавательных процессов воспитанников:

  • карта индивидуального развития воспитанника;
  • методики психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей;
  • таблица «Мониторинг познавательного развития детей», фиксирующая уровень развития познавательной сферы воспитанников на основе карты индивидуального развития каждого воспитанника.

Этапы проведения мониторинга

Система мониторинга развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в рамках реализации программы осуществляется в три этапа.

На первом этапе оцениваются все показатели образовательного процесса и детского развития. Данные заносятся в соответствующие диагностические карты, в которых каждый показатель оценивается в баллах: от 1 до 4 баллов. Параметры разбалловки определяются нами самостоятельно на основании определенных критериев.

На втором этапе на основании итоговых результатов заполняются сводные таблицы мониторинга образовательного процесса, мониторинга познавательного развития детей.

На третьем этапе идет процесс изучения результатов обследования, где определяются сильные и слабые стороны образовательного процесса. Выявляется контингент воспитанников, испытывающих затруднения в освоении программы с последующим их направлением на ПМПк детского дома для определения и утверждения коррекционных мероприятий (планы индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, программы развития).

Сроки проведения мониторинга

Периодичность проведения устанавливается образовательным учреждением.

Мониторинг образовательного процесса проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года – в сентябре и в мае.

Мониторинг детского развития проводится один раз в год – в мае, в конце каждого учебного года, согласно психологическому возрасту. При ярко выраженном отставании в формировании познавательных процессов проводятся индивидуальные диагностические срезы и вносятся коррективы в план проведения индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий.

Организаторы проведения мониторинга

Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, педагог-психолог, учителя-дефектологи.

Критерии оценки уровня развития

В выборе критериев оценки развития воспитанников нашего детского дома мы исходили из квалификации педагогов и уровня их профессионализма. Мы выбрали оценку уровня развития по четырехбалльной системе как мониторинга образовательного процесса, так и мониторинга детского развития.

Критерии оценки по мониторингу образовательного процесса:

4 балла – высокий уровень;

3 балла – соответствует возрасту;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты.

Критерии оценки по мониторингу детского развития:

4 балла – высокий: дети, справляющиеся с заданиями самостоятельно, их уровень развития превышает возрастную норму;

3 балла – выше среднего: дети, справляющиеся с заданиями с небольшой помощью педагога, их уровень развития соответствует возрастной норме;

2 балла – средний: дети, справляющиеся с заданиями с помощью педагога, их уровень развития недостаточно соответствует возрастной норме, требуется корректирующая работа педагога.

1 балл – низкий: дети, не справляющиеся с заданиями и не набирающие знаний, их уровень развития не соответствует возрастной норме, требуется внимание специалистов.

Механизм подсчета критериев оценок уровня развития определяется формулой:

 

где О – оценка уровня развития,

Пб – показатели в баллах (области, психические качества),

К – количество детей.

Организация системы мониторинга позволяет выявить, на каком уровне идет работа по усвоению образовательной программы, что следует изменить, чтобы к концу года подойти к успешным результатам.

Данная система мониторинга имеет важнейшее значение для повышения качества образования в детском доме, т. к. открыта, доступна, проста в обращении, что и обусловливает слаженную работу всех педагогов детского дома.

Система мониторинга может быть применена в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» Подписаться на журнал!

Источник