Мониторинг раннего развития ребенка раннего возраста
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам мониторинга педагогического процесса
в группе раннего возраста №1 «Солнышко»
на начало 2016-2017 учебного года
Воспитатели: | Количество детей участвовавших в мониторинге: 16 |
Ким Алевтина Ивановна | Девочек –10 |
Вихорь Юлия Николаевна | Мальчиков – 6 |
Возраст детей в группе варьируется от 1,5 до 2 лет.
Дата проведения: октябрь 2016 г.
Цель: определение степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2016 – 2017 учебном году.
Мониторинг педагогического процесса проводился по следующим областям:
- Социально-коммуникативное
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества детей группы раннего возраста №1 «Солнышко».
Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения воспитанников.
Субъект мониторинга – дети группы раннего возраста №1 «Солнышко».
Результаты:
– на высоком уровне – 0%
– на среднем уровне – 49%
– на низком уровне – 51 %
1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» (высокий -0%; средний – 50% низкий – 50%) .:
Высокий уровень развития в данной области не выявлен, 50% воспитанников обдают средним уровнем развития в данной области, и 50% низким. Дети слабо демонстрируют выраженную потребность в общении с окружающими, не проявляют стремления к самостоятельности, мало проявляют активность и инициативу в деятельности, элементарные навыки самообслуживания развиты слабо, в парные игры со взрослым включаются без энтузиазма, не проявляя видимого интереса. Однако, воспитанники в достаточной степени демонстрируют действия со знакомыми предметами в соответствии с их социальным назначением, стараются активно подражать сверстникам и взрослым в деятельности, пытаются копировать известные действия, движения и слова взрослых.
Пути решения: активно вовлекать детей в парные игры со взрослыми и сверстниками, формировать у детей элементарные навыки самообслуживания, поощрять стремление к самостоятельности, активной игровой деятельности и инициативе. Обеспечить условия для полноценного развития детей в группе. Проводить консультативную работу с родителями по соблюдению режима дня детского сада в условиях дома, с целью обеспечения успешной адаптации детей к учреждению.
2. Образовательная область. «Познавательное развитие» (высокий – 0%; средний – 38% низкий – 62%).
Высокий уровень в данной области не выявлен. Дети со средним уровнем (38%) владеют некоторыми умениями и навыками в данной области и выполняют часть заданий, с подсказкой взрослого: складывают сортеры, вкладыши, группируют предметы по основным цветам и формам, выполняют элементное конструирование из кубиков. С низким уровнем (62%) совершают экспериментирования с разными предметами (стучат, поворачивают, катают, просовывают в отверстия и т.п.). Не умеют сравнивать два предмета по размеру (большой – маленький).
Пути решения: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры. Необходимо уделить внимание формированию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, формировать у детей познавательный интерес, развивать наблюдательность.
3. Образовательная область «Речевое развитие» (высокий – 0%;средний – 56% низкий – 44%).
Высокий уровень в данной области не выявлен. Дети со средним уровнем (56%) владеют некоторыми умениями и навыками в данной области, проявляют интерес к речевому развитию, а именно: демонстрируют недостаточный возрасту активный словарь (называют некоторые знакомые предметы и их части), проявляют недостаточную способность к вступлению в диалог со взрослыми и сверстниками (привлекают внимание к своим действиям и потребностям чаще не при помощи речи, а действиями – плач, дергание за руку и одежду). Проявляют интерес к книгам: рассматривают иллюстрации детских книг, проявляют интерес к ним, с помощью взрослого, демонстрируют запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий. Дети с низким уровнем (44%) испытывают затруднения по всем проверяемым параметрам, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться режимным моментам проявляется протестом и плачем.
Пути решения: необходимо продолжать уделять серьёзное внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную работу, организованную деятельность. Учить детей слушать сказки, рассматривать иллюстрации к ним, использовать театрализацию для развития речевых навыков у детей, поощрять использование активного словаря в деятельности, Научить называть свое имя. Развивать интерес к рече-двигательным играм, разучиванию потешек. Уделить внимание просветительской работе с родителями воспитанников по вопросам речевого развития.
4.Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (высокий – 0%; средний – 44%; низкий – 56 %). Высокий уровень в данной области не выявлен. Дети со средним уровнем развития (44%) умеют рисовать и называть простейшие изображения (домик в виде полукруга, машина в форме квадратика и т.п.); с помощью воспитателя пытаются овладевать приемами работы с мягким пластилином ( раскатывание колбаски, сплющивание тарелочки, скатывания шарика). А дети с низким уровнем (45%) недостаточно хорошо овладевают приемами работы с пластилином, но способны нарисовать каракули, как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками.
Пути решения: знакомить детей с видами изобразительного искусства, использовать разные материалы и способы создания изображения, учить детей осваивать навыки работы с пластилином, глиной, соленым тестом способом рука в руке, постепенно уменьшая степень участия педагога в создании образа предмета. Интересоваться у детей, при рисовании каракулей, что получилось, неговорящим детям предлагать варианты того, на что похож рисунок.
5. Образовательная область «Физическое развитие» (высокий – 0%; средний – 56%, низкий – 44%). Высокий уровень в данной области не выявлен. В данной образовательной области дети со средним уровнем развития составляют – 56%, демонстрируют неплохо развитую крупную моторику, стремятся осваивать различные виды движений, некоторые из воспитанников с интересом включаются в подвижные игры с простым содержанием и несложными движениями. Дети с низким уровнем развития составляют 44%, у них недостаточно развита крупная моторика, различные виды движений (бег, ползание, бросание и т.п.) даются им с трудом.
Пути решения: чаще проводить индивидуальную работу, учить детей не бояться выполнять простые физкультурные движения. Соблюдать двигательный режим. Проводить для детей гимнастику утреннюю и после сна. Использовать физкультурный инструментарий: мячи, кольца, коврики, дорожки, следы и т.п., с целью привлечения интереса детей к физкультурно-игровой деятельности.
Вывод: наличие низкого уровня обусловлено тем, что дети только начали посещать детский сад, эмоционально-психологической незрелостью детей, непосещением дошкольного учреждения. Но это не свидетельствует об их неэффективном развитии. Развитие идёт в индивидуальном темпе, нелинейно и неравномерно т.е. развитие идёт по индивидуальной траектории одновременно в разных областях с разной скоростью. В разное время может доминировать то одно ,то другое направление развития. Это означает, что необходимо наметить план на дальнейшую перспективу и развитие каждого ребенка:
1. Вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям в течение учебного года.
2. В течение года развивать речевые и коммуникативные умения детей в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода. Развивать и расширять активный и пассивный словари детей.
3. Развивать интерес у детей к художественному творчеству.
4. Развивать у детей игровые навыки.
5. Развивать самостоятельность, элементарные навыки самообслуживания.
6. Формировать интерес и любовь у детей к спорту, к физическим упражнениям.
7. Формировать у детей сенсорные эталоны, развивать навыки конструирования, формировать познавательный интерес, развивать наблюдательность.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам мониторинга педагогического процесса
в группе раннего возраста №1 «Солнышко»
на конец 2016-2017 учебного года
Воспитатели: | Количество детей участвовавших в мониторинге: 16 |
Ким Алевтина Ивановна | Девочек –10 |
Вихорь Юлия Николаевна | Мальчиков – 6 |
Возраст детей в группе варьируется от 1,5 до 2 лет.
Дата проведения: октябрь 2016 г.
Цель: определение степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2016 – 2017 учебном году.
Мониторинг педагогического процесса проводился по следующим областям:
- Социально-коммуникативное
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества детей группы раннего возраста №1 «Солнышко».
Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения воспитанников.
Субъект мониторинга – дети группы раннего возраста №1 «Солнышко».
Результаты:
– на высоком уровне – 51%
– на среднем уровне – 46%
– на низком уровне – 3 %
1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» (высокий – 69%; средний – 31% низкий – 0%):
По данным педагогического мониторинга видно, что программный материал образовательной области усвоен детьми на высоком и средних уровнях. Высоким уровнем развития в данной области обладают 69% воспитанников группы, остальные 31% демонстрируют навыки социально-коммуникативного развития соответствующие среднему уровню развития в данной области, детей с низким уровнем в данной области на конец учебного года не выявлено. Дети проявляют выраженную потребность в общении с окружающими, чаще демонстрируют стремление к самостоятельности, проявляют активность и инициативу в игровой деятельности и режимных моментах, повысились показатели сформированности элементарных навыков самообслуживания, дети с интересом самостоятельно включаются в парные игры со взрослыми и сверстниками. Активно демонстрируют действия со знакомыми предметами в соответствии с их социальным назначением, стараются активно подражать сверстникам и взрослым в деятельности, пытаются копировать известные действия, движения и слова взрослых.
Пути решения: на основании выше изложенного необходимо продолжать работу по формированию развитию коммуникативного интереса и вовлеченности в игровой и режимный процессы. Продолжить работу по взаимодействию с родителями по включению в семьи в образовательный процесс группы. Формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников. Учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Необходимо продолжать работу по формированию представлений о себе и своей семье, об окружающем мире. Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно – ролевых игр.
2. Образовательная область. «Познавательное развитие» (высокий – 50%; средний – 50% низкий – 0%).
По данной области можно сделать вывод, что за учебный год дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками в рамках «Познавательного развития» соответствующего возрастным нормам. Высоким уровнем развития в данной области обладают 50% воспитанников группы, и 50% демонстрируют средний уровень развития, детей с низким уровнем в данной области на конец учебного года не выявлено. Воспитанники достаточно хорошо овладели соответствующими возрасту познавательными навыками: самостоятельно, либо с наводящей помощью воспитателя складывают сортеры, вкладыши, группируют предметы по основным цветам, формам, размерам, умеют расположить предметы в порядке уменьшения / увеличения, выполняют элементное конструирование из кубиков, совершают экспериментирования с разными предметами (стучат, поворачивают, катают, просовывают в отверстия и т.п.).
Пути решения: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры. Продолжить работу по развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, конструктивных навыков, формировать у детей познавательный интерес, развивать наблюдательность. Продолжать пополнять развивающую среду группы, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.
3. Образовательная область «Речевое развитие» (высокий – 56%;средний – 37% низкий – 6%).
По итогам сравнительного анализа показателей начала и конца учебного года, можно сделать следующие выводы. К концу учебного года, уровень знаний, умений и навыков воспитанников группы по разделу «Речевое развитие» достиг хороших результатов: высокий уровень в данной области выявлен у 56% воспитанников, средним уровнем обладают 37%, низкий уровень отмечен у 6% детей. Дети эмоционально положительно реагируют на песенки, потешки, рече-двигательные игры: вступают во взаимодействие со взрослыми и сверстниками, самостоятельно напевают, повторяют слова и движения со взрослым. Активный и пассивный словари детей заметно расширились, дети проявляют способность к вступлению в диалог со взрослыми и сверстниками на уровне речевого взаимодействия, используют речь как средство общения. Проявляют интерес к книгам: рассматривают иллюстрации детских книг, демонстрируют запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий, пересказывают простые сказки, стишки и потешки.
Пути решения: необходимо продолжать уделять внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную и коллективную работу, организованную деятельность. Учить детей слушать сказки, рассматривать иллюстрации к ним, использовать театрализацию для развития речевых навыков у детей, поощрять использование активного словаря в деятельности, Научить называть свое имя, фамилию, имена своих близких. Продолжить просветительскую работу с родителями воспитанников по вопросам речевого развития.
4.Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (высокий – 31%; средний – 62%; низкий – 6 %).
Программный материал в данной области усвоен детьми на достаточно хорошем уровне: высокий уровень в данной области выявлен у 31% детей, средний уровень развития имеют 62% воспитанников, у 6% зафиксирован низкий уровень развития в данной области. Малыши умеют рисовать и называть простейшие изображения (домик в виде полукруга, машина в форме квадратика и т.п.); в достаточной степени овладели приемами работы с материалом для лепки (раскатывание колбаски, сплющивание тарелочки, скатывание шарика). Дети умеют рисовать каракули, как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками. Рисуют композиции пальцами и ладошками, умеют создавать простые аппликации.
Пути решения: продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников. Несколько раз в день проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику. Продолжить знакомить детей с различными видами изобразительного искусства, использовать разные материалы и способы создания изображения. Принимать участие в конкурсах и выставках. Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско – родительского творчества.
5. Образовательная область «Физическое развитие» (высокий – 50%; средний – 50%, низкий – 0%).
По результатам проведенной диагностики, к концу учебного года основные виды движений – бег, ходьба на равновесие, лазание, перешагивание, катание, бросание, крупная моторика достаточно сформированы и развиты практически у всех детей группы. Высоким уровнем в данной области обладают 50% детей. Дети со средним уровнем развития составляют также 50%. Дети демонстрируют достаточно развитую крупную моторику, успешно продолжают осваивать различные виды движений, дети группы с интересом включаются в подвижные игры с простым содержанием и несложными движениями.
Пути решения: продолжать создавать развивающую предметно – пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ, уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливание). Продолжить проводить индивидуальную работу, учить детей не бояться выполнять простые физкультурные движения. Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные спортивные детско-родительские мероприятия.
Вывод: итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы. Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы ДОУ детьми по всем разделам. Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми очень мал, различия в высоком и среднем уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на следующий учебный год:
- Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.).
- Продолжить работу по взаимодействию с семьями воспитанников.
- Продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
показателей педагогического мониторинга по образовательным областям в группе раннего возраста
№ 1 «Солнышко» по ФГОС ДО
2016 -2017 учебный год
Диаграмма 1 Диаграмма 2 Диаграмма 3
Диаграмма 4 Диаграмма 5
Источник