Мониторинг целевых ориентиров развития ребенка

Мониторинг овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям на уровне целевых ориентиров в соответствии

Старшая группа (2019-2020 учебный год)

Воспитатель Шушпанникова Л.П.

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Начало учебного года

Конец учебного года

Динамика

Физическое развитие (здоровье, физическая культура)

1. (50%)

Социально – коммуникативное развитие (социализация,

безопасность, труд)

1.2 (60%)

Познавательное развитие (ФЦКМ, ФЭМП)

1.1 (55%)

Речевое развитие (развитие речи, чтение художественной литературы)

  1   (50%)

Художественно – эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, конструктивно – модельная деятельность, музыка)

1.1 (55%)

Итоговый результат:

1.1 (55%)

     Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод, что в целом по группе на начало учебного года  уровень овладения необходимыми навыками и умениями по пяти образовательным областям – средний  (55%).

     В группе 20 детей.

Из 20 детей –3 детей имеют высокий уровень (19%)

                         детей имеют средний уровень (59%)

                         детей имеют низкий уровень (22%)

По пяти направлениям: социально- коммуникативное (70% конец 2018-2019 уч.года- 60% начало 2019-2020  уч.года ), познавательное развитие (70%-55%), речевое развитие (70%-50%), художественно- эстетическое развитие (65%-55%), физическое развитие (70%-55%), снизился итоговый результат овладения навыками и умениями по ОО на уровне целевых ориентиров  в соответствии с МБДОУ «Браженский детский сад » с поступление новых детей (Коршунов Андрей, детей младшего возроста Зырянский Саша ,Рубель Олег  ), которые имеют недостаточный уровень по данным областям.

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики

  за 2019 – 2020 учебный год.

Группа: старшая

Количество диагностируемых детей: 20

Дата проведения:сентябрь- октябрь 2019г.

Статус мониторинга: на начало учебного года

Цель мониторинга:

1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);

2) оптимизации работы с группой детей.

Задачи: Изучение  овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям на уровне целевых ориентиров в соответствии с  МБДОУ «Браженский  детский сад ».

Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, игровые тесты и ситуации.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей: 5 лет

Всего детей в группе: 20 детей

Диагностируемые дети: 15 детей

Мальчиков: 10 человек

Девочек: 10 человек

Количество  диагностируемых детей: есть-5 человек

Диагностика оценивалась тремя уровнями:

Высокий (сформирован),

средний (находится в стадии формирования),

низкий (не сформирован).

По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: в целом по группе — 6 детей имеют низкий (не сформирован) уровень,

                 1 детей имеют средний  (находятся в стадии формирования) уровень,

                 5 детей имеют высокий (сформирован) уровень.

Высокий (сформирован) уровень

Средний

(находятся в стадии формирования)

уровень

Низкий

(не сформирован) уровень

нач. уч. года

кон. уч. года

нач. уч. года

кон. уч. года

нач. уч. года

кон. уч. года

Физическое развитие

5

17

5

Социально – коммуникативное развитие

7

15

5

Познавательное развитие

7

12

8

Речевое развитие

6

16

5

Художественно – эстетическое развитие

6

13

8

Вывод:

Анализируя итоги диагностики детского развития на начало года, можно сделать вывод, что в основном преобладает средний  уровень развития детей  по пяти образовательным областям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.

Высокий уровень- 4 детей.

Средний уровень-7 детей

Низкий уровень –6 детей.

В связи с  детьми с низким  уровнем развития, низкий уровень стал выше по показателям конца  прошлого года.

Мониторинг проводила : Шушпанникова Л.П

Источник

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями  преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы  настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Эти целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Напомним вам специфику дошкольного детства:

Специфика дошкольного детства –

гибкость,

пластичность развития ребенка,

высокий разброс вариантов его развития,

его непосредственность и непроизвольность.

И особенность дошкольного образования (напомним) – это прежде всего – необязательность уровня дошкольного образования в РФ, а также отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат.

Все это делает неправомерным требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Читайте также:  Специфика социальной ситуации развития ребенка

Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Остановимся подробнее на целевых ориентирах дошкольного возраста. (целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте в контексте нашей встречи рассматривать не будем).

Итак, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

2.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

4.Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

6.Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

7.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 В нашем детском саду применяются карты индивидуального развития, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС.

Перед выпуском в школу составляются итоговые таблицы детского развития на каждого ребенка:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Сформирован

Находится в стадии формирования

Не сформирован

1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

+

2.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

+

3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

+

4.Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

+

5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

                       +

6.Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

+

7.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

+

Составляется сводная таблица детского развития.

МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Группа Подготовительная к школе №6

Дата проведения мониторинга  15 – 31 мая  2016 года.  Обследовано  12детей  – 100 %

Имя, фамилия ребенка

Уровень развития согласно целевым ориентирам

1

2

3

4

5

6

7

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

    – сформирован

   – находится в стадии формирования

    – не сформирован

Уровень развития согласно целевым ориентирам.

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый результат

Сформирован, %

6ч – 50%

5ч -41%

4ч – 34%

4ч – 34%

5ч – 42%

4ч – 34%

4ч – 34%

4ч – 34%

Находится в стадии формирования, %

4ч – 34%

4ч – 34%

7ч – 58%

5ч – 41%

6ч – 50%

6ч-50%

5ч – 41%

6ч – 50%

Не сформирован, %

2ч – 16%

3ч – 25%

1ч – 8%

3ч – 25%

1ч -8%

2ч – 16%

3ч – 25%

2ч – 16%

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка сема

Итого, по итогам мониторинга  на конец учебного  2016 – 2017 уч. года уровень развития согласно целевым ориентирам сформирован у 4-х детей (34%), находится в стадии формирования у 6-ти детей (50%), не сформирован у двух детей (16%).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми;

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности;

• проектной деятельности;

• художественной деятельности;

• Физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенности его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования. В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.

Социальные и психологические характеристики личности ребенка

на этапе завершения дошкольного образования.

1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

2. Способность выбирать себе род занятий.

3. Уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим.

4. Обладание чувством собственного достоинства.

5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

6. Проявление в различных видах деятельности воображения. Фантазии, творчества.

7. Подчинение разным правилам и социальным нормам.

8. Проявление творческих способностей.

9. Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики).

10. Способность к волевым усилиям.

11. Проявление любознательности.

12. Склонность к наблюдению, экспериментированию.

13. Способность к принятию собственных решений.

Пути достижения данного социального портрета выпускника.

– создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

– использование новых современных инновационных образовательных технологий;

– оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.

В конце учебного года воспитателями подготовительной к школе  группы , педагогом –психологом , учителем  – логопедом проводится  диагностическое обследование воспитанников.

Цель  мониторинга – определить уровень готовности воспитанников к школе. 

Сбор информации основан на использовании следующих  методик:

  • систематические наблюдения за деятельностью воспитанников
  • организация специальной игровой деятельности
  • получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации
  •  анализ продуктов детской деятельности
  • анализ процесса деятельности
  • индивидуальная беседа
  • тестирование детей

 Форма организации мониторинга – диагностическая карта.

Педагогом – психологом проводилась диагностика по критериям: психические процессы (развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, речи); личностные качества (самооценка, воля, темперамент); общение (умение общаться со сверстниками, взрослыми, статус в группе).

Воспитателями проводилась диагностика по образовательным областям:

  • Физическое развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Познавательное развитие;

Проведено 2 мониторинга:

– мониторинг образовательного процесса;

– мониторинг детского развития;

Источник

Светлана Барсегян
Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования–социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования – социальные и психологические характеристики

возможных достижений ребёнка-дошкольника

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,работа в детском саду по воспитанию детей строится прежде всего на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогов и детей.

3. Уважение личности ребенка.

4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Эти целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Напомним вам специфику дошкольного детства:

Специфика дошкольного детства –

гибкость,

пластичность развития ребенка,

высокий разброс вариантов его развития,

его непосредственность и непроизвольность.

И особенность дошкольного образования (напомним) – это прежде всего – необязательность уровня дошкольного образования в РФ, а также отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат.

Читайте также:  Вид активности обеспечивающий интеллектуальное развитие ребенка

Все это делает неправомерным требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольноговоспитания определила следующие:

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и пси-хического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, направленную на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей.

3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка.

4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на раз-витие способностей ребенка.

Задача дошкольного образования – развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показатель эффективности образования – не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры. Ориентация на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально – оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

Остановимся подробнее на целевых ориентирах дошкольного возраста. (целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте в контексте нашей встречи рассматривать не будем).

Итак, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образованияпредставлены на слайде:

ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

– у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.

ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Немного о педагогической диагностике.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми;

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности;

• проектной деятельности;

• художественной деятельности;

• Физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенности его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Конкретно в нашем детском саду применяются карты индивидуального развития, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС.

Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования.

В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.

Все эти качества представлены на слайде.

Пути достижения данного социального портрета выпускника.

– создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

– использование новых современных инновационных образовательных технологий;

– оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.

Источник