Молитва при задержке речевого развития у ребенка

Молитва при задержке речевого развития у ребенка thumbnail

С этими молитвами можно обратиться к святым с просьбой о ребенке, чтобы он начал говорить и чтобы его речь значительно улучшилась.

Выберите нужное из меню:

Все молитвы подряд:

Молитва Иоанну Рыльскому чтобы ребенок начал говорить

 
О, преподобне и Богоносне отче наш Иоанне, зрителю неизреченныя славы в Небеснем Царствии и помощниче благодатный всем к тебе притекающим, не остави места сего, на немже труды и подвиги о Христе подъял еси и землю слезами твоими оросил еси!

Да пребудет обитель твоя, в нейже благоволи Бог святым твоим мощем почивати, незыблема от ухищрений врагов видимых и невидимых.

Укрепи в доброделании чада твоя, ихже во обитель твою собрал еси, яко да познают звание свое и последуют стопам твоим.

Страну нашу в мире соблюди, православным людем во бранех на сопротивныя споборствуй.

Посети с высоты Небесныя всех, верно к тебе притекающих и просящих твоего крепкаго заступления:

в мори плавающих управи, житейскаго моря волнение утиши, церковныя раздоры укроти, мир всему миру у Господа испроси, болящих уврачуй спасительным посещением, скорбных утеши благодатию, всем буди вся, якоже был еси в земнем житии твоем.

Сотвори о нас к Богу молитву, дана бо ти есть благодать молитися за ны, яко да сподобимся твоим ходатайством улучити вечное блаженство купно с тобою и всеми святыми во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Аминь.

Молитва Иоанну Златоусту чтобы ребенок заговорил

 
О святителю великий Иоанне Златоусте!

Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси:

сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается.

Се бо отроком послушания образ явился еси, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило,

молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, ветиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда,

начальствующим — правления мудрого образ, правды ревнителям — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник:

всем вся был еси, да всяко некия спасаеши.

Над всеми же сии стяжал еси любовь, яже есть соус совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюдже любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси.

Мы же грешнии, по единому кийиждо свое дарование имуще, единения душа и союз мира не имамы, но бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще:

сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася.

Тем же к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим:

молитвами твоими отжени от сердец наших всяку горесть и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем,

да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице чтобы дитя начало разговаривать

 
О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых.

Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их.

Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства.

Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные.

Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству.

Аминь.

Молитва Матроне Московской за неговорящего ребенка

 
Святая Матронушка!

Умоляю тебя, сердцем матери заклинаю, иди к Господню престолу, попроси Бога подарить здоровье рабу Божьему (имя).

Умоляю тебя, святая мати Матрона, не сердись на меня, а будь моей заступницей.

Попроси Господа даровать моему чаду (имя) здоровье хорошее.

Избави его от недугов телесных и духовных.

Убери всякую болезнь от тела его.

Прости меня за грехи мои вольные и невольные.

Молись о здоровье ребенка моего (имя).

Только ты, святая Матрона, моя великозаступница и советчица.

На тебя уповаю.

Аминь.

Источник

Родители, чьи дети не показывают особых успехов в освоении речи, а методы докторов не помогают, обращаются за помощью к Высшим Силам. Есть несколько заговоров и молитв, чтобы ребенок заговорил. Можно вознести моление к Иоанну Рыльскому, Иоанну Златоусту, Пресвятой Деве Марии или Матроне Московской.

Рекомендации и правила

Обычное формирование речи предполагает, что к году чадо может сказать около 10 несложных слов, которые состоят из двух слогов, к примеру, «гав-гав», «да», «мама» и т.п. К двум годам малыш должен использовать приблизительно 290 слов, а к трем — до 1000 слов. Если у вашего дитя дела обстоят именно так, Вы — счастливый родитель. Если развитие речи крошки отстает от нормальных показателей по возрасту, следует непременно заниматься с малышом, чтобы преодолеть отставание.

Заниматься дома

  • Логопеды и неврологи советуют с самого рождения постоянно разговаривать с новорожденным. Даже если он еще ничего не говорит — он внимательно слушает и запоминает звучание родной речи. Комментируйте каждое действие, старайтесь при этом употреблять короткие, понятные предложения: «Мама одевает малыша. Это штаны. Штаны — синие. Сейчас пойдем гулять».
  • Когда малютка подрастет продолжайте предыдущие упражнения, просите повторить слова за вами. Дожидайтесь ответа от дитя, хвалите его. Когда будут изучены слова — переходите к предложениям.
  • Учитесь играя. Описывайте игрушки, какого она цвета и формы. Не ругайте дитя, если он пробует новый предмет на зубок — так он познает мир.
  • Чтение книг только положительно сказывается на развитии. Выбирайте книги с крупным текстом и яркими крупными картинками. Рассматривайте иллюстрации вместе, проговаривая вслух увиденное.
  • Пение также благотворно влияет на разговорную речь. Не зря издавна мамы пели детям колыбельные и шутливые песенки.
  • Развитие мелкой и крупной моторики, по словам докторов, тоже важно и необходимо. Массаж кистей рук и пальчиков помогут в этом.
  • Существует спецлитература, по которой можно заниматься 5-15 минут в день. Там описано много полезных упражнений, которые научат чадо запоминать слова на слух, проработают мышцы лица для улучшения дикции, расширят словарный запас.

Если эти простые способы не помогают, рекомендуется провести обследование у докторов, но кроме этого очень важно просить о помощи Высшие силы.

Читайте также:  Развитие мышления ребенка в раннем детстве

Обряды и заговоры

Есть несколько эффективных заговоров, чтобы ребенок был здоров и быстрее начал говорить.

Как правильно их проводить?

  1. Никому не сообщать о своих намерениях, быть наедине с собой. Другие люди могут посмеяться над вами. Но ваша сила — в вере. Чем сильнее мы верим в то, что делаем, тем выше вероятность благоприятного исхода.
  2. Убрать вещи, которые могут отвлекать: выключить телефон, телевизор, домофон, и т.д.
  3. Встать до рассвета (полная луна благоприятно влияет на исход проводимого обряда).
  4. Зажечь свечи у святых образов

Заговор на воду

Наполните небольшой стакан водой (подойдет и любая другая жидкость, которую обычно пьет крошка).

Нужно прочитать текст обращения, держа при этом стакан с жидкостью перед собой.

Будет хорошо, если заговоренная вода немного постоит, чтобы впитать в себя всю вашу светлую энергию. Потом нужно дать выпить эту воду ребенку. Повторять подобный ритуал следует каждый день до появления результатов.

Заговор на ленту

Попросите крестного отца ребенка принести небольшой отрезок атласной ленты. Для девочек рекомендуется взять белую (подойдет любая светлая), для мальчиков — синюю (голубую). Эта лента будет своеобразным оберегом. Ее следует несколько дней подержать рядом с иконами, будет хорошо, если в доме имеется икона святого, носящего то же имя, что и ваше дитя.

Для крестного подготовьте небольшой подарок, который предварительно заверните в пеленку.

Возьмите в руки ленту, встаньте перед образами и произнесите следующие слова:

Ленту следует повязать на руку вашего чада и не снимать до первого дождя или снега.

Тексты молитв

В православном мире есть несколько святых угодников Божьих, к которым можно обратиться с просьбой о развитии речи малютки.

Прошение к Иоанну Рыльскому

Иоанну Златоусту

Самым любимым предметом святителя Иоанна Златоуста (память 26 ноября и 27 сентября) в служении слову Божию было призывание слушавших его надеяться на милосердие Господа. Таким образом, он имеет благодать ходатайствовать перед Богом о тех, которые, дойдя до отчаяния, обращаются к нему.

Пресвятой Богородице

Матроне Московской

Известно, что к этой святой обращаются люди, прося помощи о здоровье детей.

Эти молитвенные обращения очень сильные и по ним очень хорошие отзывы. Чтобы святые услышали наши просьбы и откликнулись на них, читаем их с чистым сердцем, полным чаяния и надежды. Не стоит забывать о подкреплении своей веры делами.

Это может быть подаяние просящему, пожертвования на благотворительность или даже любое доброе дело, к примеру, перевести бабушку через дорогу, или помочь молодой маме с коляской. Кроме того, можно читать любое молитвенное обращение спасителю нашему — Иисусу Христу, прося о милости и здоровье кровиночки.

Отзывы

  • Моей дочке было 2,5 года, плохо говорила: половина на своем языке, или от слов первые слоги. Некоторые простые фразы нормально, четко говорила. Меня это очень беспокоило. Уже думала, что всю жизнь будет на своем «балакать». Врачи говорили: все хорошо. Параллельно занималась с дочей по книжке, но результатов особе не было. Но тут мама посоветовала прочитать заговор на воду, чтобы малышка быстрее стала разговаривать. Всю инфо нашла в интернете. Сделала все, как было описано. Через неделю уже увидела результаты. Продолжаю давать водичку до сих пор (сейчас нам 3 года). Девочки, главное верить и обязательно получится!!!
  • Как же сложно малышу, а особенно его родителю, когда он плохо говорит. Мой сын постоянно чуть что не так, не получается сказать — сразу в слезы. Злость. Агрессия. Кидает вещи, даже может ударить. Я уже не выдерживала. Нервы на пределе. Так хотелось ему помочь. Сходили в церковь, постояли на службе — я удивилась: сын смог долго сохранять спокойствие. Видимо атмосфера всеобщего благоговения перед Господом так действовала. Поле службы подошла к батюшке, спросила, как следует поступать в нашей ситуации. Посоветовал молитвы, чтобы сын разговорился, обращенные Богородице. Очень рада, сейчас у сына уже есть заметные улучшения.
  • После первого посещения садика выяснилось, что дочка плохо говорит. Воспитатели говорят, что нужно ко врачу, а я не хочу. Я уверена, у нас нет патологии!!! Дома дочка нормально говорит. Нашла в интернете молитву, чтобы доча начала говорить. Каждый день читаю и уповаю на Господа нашего! Все будет хорошо!
  • Малышка 2,8 года, очень плохо говорит… Например: кошка — «няня», собака — «ава», машинка — «биби». Говорить «пока», «привет» не умеет. И очень много таких слов, которые я понимаю, но это даже не слова, а звуки. В садике почти все разговаривают уже предложениями. Например, я привожу дочу в сад, ей девочка говорит: «О! Аня пришла. Привет, Аня!» А Аня в ответ молчит, потому что не умеет! И мне кажется из-за этого с ней не общаются детки. Она всегда одна, мне ее так жалко! Начала заниматься с ней почаще. Пожаловалась бабушке. Она ходит в церковь и узнала, что есть специальные молитвенные обращения к святым, чтобы малышка начала разговаривать. Каждый вечер обращаюсь к Богу и святым в поисках поддержки. И вижу, что Аня действительно начинает лучше говорить. Вера — это самая сильная опора в жизни. И я верю, что у нас с Аней все будет замечательно!

Слушать на видео

Ниже по ссылке вы можете послушать и посмотреть молитву Иоанну Рыльскому, чтобы речь дитя развивалась правильно.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Источник

Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.

Рыжая девочка сидит за столом с книгой

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка с речевыми нарушениями

Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

Ребенок закрыл рот рукой

ЗРР может возникать в результате:

  • поражения центральной нервной системы:
    • афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
      что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
      функция говорения, но и понимания речи другого человека);
    • алалии – полное отсутствие или грубое
      недоразвитие речи;
    • дизартрии – неправильное произношение или
      сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
  • Развития функциональных нарушений в ее работе:
    • заикание – частое повторение звуков, их
      удлинение, постоянные остановки в речи;
    • мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
      обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
      сохраняется;
    • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
      утрата речи.
  • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
    • ринолалия – искажение многих звуков, что
      обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
    • механические дисплазии – изменения строения
      органов, принимающих участие в произношении звуков.

Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:

  • родовыми травмами разного рода;
  • патологиями беременности;
  • заболеваниями головного мозга, включая аномалии
    развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
  • нарушениями слуха;
  • травмами головы;
  • нарушениями развития мышц лица и ротовой
    полости.

Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

Маленький мальчик разводит руками

Когда нужно обратиться к врачу

В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:

  • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
  • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
  • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
  • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
  • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
  • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.

При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.

Ребенок с ДЦП

Диагностика ЗРР

Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:

  • оценку уровня речевого развития и степень
    отклонения от нормы;
  • осмотр отоларинголога и проверку слуха у
    сурдолога;
  • тесты, направленные на оценку степени понимания
    речи;
  • психологические тесты и анализ характера
    взаимодействия взрослых с ребенком;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • УЗИ с допплером головного мозга и пр.

Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.

МРТ для детей

Лечение ЗРР

Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.

Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

  • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
  • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
  • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.

Мальчик выполняет логопедическое упражнение

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка диплом

Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

Девочка и растущий график

При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:

  • ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
    развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
    тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
    форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
    характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
    условии проведения грамотного лечения.
  • ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
    возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
    сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
    к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
    но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
    дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
    ребенка.
  • ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
    развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
    тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
    психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
    психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.

Мальчик собирает пазл

Признаки

Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:

  • апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
    чувства голода или насыщения, усталость и т. д.;
  • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
    быстро угасать при многократном раздражающем воздействии;
  • отсутствие попыток поднимать голову при
    переворачивании на живот.

При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.

Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:

  • низкий уровень выраженной активности во время
    общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов;
  • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
    лепета;
  • отсутствие способности брать предметы 2-мя
    пальцами;
  • отсутствие попыток встать, ребенок не может
    самостоятельно сесть и плохо ползает.

Признаки ЗПМР в 8—9 месяцев

К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.

Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:

  • эмоциональную незрелость – настроение ребенка
    часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
    контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
    в коллективе сверстников, например, в детском саду;
  • расстройство внимания – ребенку трудно
    концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
    своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
    возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности);
  • нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
    сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не
    удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать
    схематические рисунки;
  • нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо
    запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать;
  • нарушения речи – в основном проявляются
    снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды
    задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР;
  • отставание в развитии мышления – ребенку сложно
    решать логические и другие задачи;
  • несформированность игровой деятельности – игры
    отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.

Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития,
но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача,
причем как можно скорее.

Девочка нарисовала рисунок

Диагностика и лечение ЗПМР

При выявлении запаздывания в психомоторном развитии у
ребенка любого возраста нужно немедленно обращаться к неврологу для
установления причины этого. Врач проведет осмотр малыша, понаблюдает за его
поведением и назначит ряд необходимых исследований, среди которых могут
присутствовать:

  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиография и др.

При подтверждении отставания в развитии лечение назначается
немедленно, причем нередко оно требует квалифицированной поддержки не только
невролога и психолога, но и логопеда, дефектолога, мануального терапевта и
других узких специалистов. Оно может включать:

  • медикаментозную терапию – подбирается строго
    индивидуально на основании характера обнаруженных органических изменений, их
    тяжести и возраста ребенка;
  • физиотерапию – показаны занятия ЛФК,
    магнитотерапия, водолечение, выполнение специальных упражнений на развитие
    мелкой моторики;
  • мануальная терапия – помогает устранить
    имеющиеся отклонения от нормы и улучшить высшую нервную деятельность, а также
    укрепить мышцы тела, нормализовать тонус, создать наиболее благоприятные
    условия для полноценного развития ребенка;
  • коррекция образа жизни – подразумевает
    налаживание гармоничных отношений с ребенком, повышение качества и
    сбалансированности его питания, внедрение в ежедневные задачи специальных игр и
    т. д.

Мануальная терапия для детей

Ребенку с ЗПМР, а также его родителям может быть показана
работа с психологом. Специалист сможет обнаружить скрытые проблемы в
отношениях, грамотно проработать их и добиться существенного улучшения
атмосферы внутри семьи.

Весьма положительным образом на психомоторном развитии сказывается арт-терапия, сказкотерапия, иппотерапия.

Таким образом, задержка развития – это не приговор.
Получение такого диагноза вовсе не означает, что ребенок никогда не будет
таким, как его сверстники. Но он является поводом немедленно начинать
действовать, ведь чем раньше будет обнаружено отставание в развитии, тем
быстрее и легче будет проходить коррекция, а ее результаты при правильной
разработке терапии однозначно порадуют родителей и помогут ребенку догнать
одногодок или как минимум органично адаптироваться в их обществе.

Источник