Модуль развития уровня ребенка дошкольника

Модуль развития уровня ребенка дошкольника thumbnail

Ганюкова Валентина Михайловна
Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ

Методические рекомендации “Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ

старший воспитатель Ганюкова В. М.

В условиях модернизации необходимы преобразования системы дошкольного образования. Целевые установки побуждают педагогов к определению противоречий и решению проблем, полету новых идей, исследованиям и экспериментированию, и как следствие, накоплению нововведений и продвижению инноваций. Педагоги нашего ДОУ находятся в постоянном поиске технологий позволяющих реализовать главный принцип дошкольной педагогики – обучение в процессе игры. А это возможно реализовать через идеи педагогики сотрудничества, раскрепощения детей. Результатом стало использование технологии проектирования и модульного принципа организации педагогического процесса в ДОУ. Данные технологии дают возможность реализовать современные требования к организации работы в ДОУ, опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики. Педагогическое проектирование и модульный принцип образовательного процесса как деятельность, успешно осваивается нашими педагогами. Опыт проектирования находит отражение в проектировании образовательного процесса по разделам «экология». Малыми творческими группами разработаны проекты, которые успешно используются в образовательном процессе.Это такие проекты как: «Солнечная система», «Растения луга», «Зимующие птицы», «Обитатели уголка природы», «Планета Земля».Опыт проектирования как управленческой функцией нашего ДОУ нашел отражение в проекте сотрудничества с семьёй, в проекте «Здоровый ребенок – здоровое общество» (создание здоровьесберегающей среды на улице, проект по благоустройству территории ДОУ. Модульный принцип планирования образовательного процесса так же нашел отражение в работе педагогов. В результате комплекса методических мероприятий по изучению данной технологии были разработаны методические рекомендации «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ». Результатом стала разработка модулей «Хлеб – всему голова», «Как мы выращивали лук», «Вода – это жизнь», «Неболейка» и др.

Содержание «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ». Результатом стала разработка модулей «Хлеб – всему голова», «Как мы выращивали лук», «Вода – это жизнь», «Неболейка» и др.

Содержание

Модульный принцип

Рекомендации по составлению модулей занятий

Педагогические условия работы на модульной основе

Дошкольное воспитание – сензитивный период в развитии ребенка. Задача детского сада заключается в том, чтобы обогатить речь ребенка и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику, пробудить познавательные интересы. Дошкольное воспитание многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает учебная деятельность. На занятиях можно успешно развивать самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно – волевые усилия в достижении учебно – познавательных целей, формируются навыки самооценки.

Ведущим видом деятельности в дошкольном воспитание является игра. Но к большому сомнению все больше времени стало уделяться обучению, так как по мнению родителей, результатом деятельности ДОУ становится готовность ребенка к обучению к школе.

Обучении и игра постепенно стали различаться, а это не соответствует возрастным особенностям дошкольников. Поэтому постоянно идут поиски путей объединения всех видов деятельности в единый педагогический процесс, так как это один из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников. Одновременно повысился интерес к идеям педагогики сотрудничества.

Повсеместно появилась такая форма работы, как комплексное занятие. Однако оно не стало ведущей формой организации педагогического процесса в детском саду, поскольку зачастую объединение нескольких видов деятельности на одном занятии осуществлялось механически, без внутреннего логического обоснования.

В 1973 году директор НИИ дошкольного образования академик Н. Н. Поддьяков высказал идею модульного принципа организации педагогического процесса. При таком подходе структурной единицей педагогического процесса становится модуль занятий.

«Модуль» — отделяемая, относительно самостоятельная часть какой – нибудь системы, организации.

«Модуль занятий» — группа занятий по разным видам деятельности объединенных логической нитью (единым содержанием, сюжетом).Рекомендации по составлению модулей занятий

Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики и общей направленности, т. е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания.

Затем решается вопрос о сюжете модуле. Ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Это может быть долгосрочная игра, переписка со сказочным персонажем, поиски клада, расколдовывание какого-то существа, работа кукольного ателье, подготовка к спектаклю и др. Большой притягательной силой обладают для детей живые объекты, поэтому они тоже могут служить в качестве основы, связующей все занятия между собой. Интересным поводом для организации модуля являются праздники,в том числе групповые: чаепитие, конкурс, выставка, КВН и др. Не меньшие возможности предоставляют и различные виды труда, исследовательская работа и другие интересные для ребят формы деятельности.

Читайте также:  Общие закономерности развития ребенка дошкольном возрасте

Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей – они знают, для чего проводится каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирование целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность.

Наметив и разработав сюжет, необходимо особое внимание уделить «завязке» модуля. Она позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе. Благодаря этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой или любимым делом. Удачно выбранная завязка придает модулю целостность, а деятельности детей – необходимую целесообразность. Первое занятие, на котором реализуется завязка, является вводным.

Разрабатывая содержание модуля, необходимо стремиться, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, существовала логическая связь между занятиями, одни и те же формы работы не повторялись, а были разнообразными, одно и то же дело не выполнялось разными методами. Например, в модуле «Весна нам поручила вырастить редис» для общения с Весной первый раз выбирается рисование, второй – гербаризация растений, третий – письмо, четвертый – посылка выращенного редиса. В модуле «Как Кеша стал лягушонком» при изучении размножения лягушек педагогипредлагали последовательно решать одну и ту же задачу разными методами: вначале нарисовать стадии развития амфибий, затем слепить их, потом сделать аппликацию. Технически это возможно, но такая избыточность утяжелит модуль, сделает его более длинным, затормозит динамику процесса познания и, в конечном итоге, надоест детям. Поэтому лучше избрать какой – то один метод.

Последнее занятие модуля становится заключительным и должно быть наиболее интересным. На нем подводят итоги проделанной работы, и организуют не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса, чаепития, бала – того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные детьми знания реализуются в неформальной обстановке.

Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Фактически, модуль в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это – долгосрочная игра. Подавляющее большинство занятий становятся комплексными, интегрированными.

Полноценный модуль разработать непросто. Все его части должны быть скомпонованы на строго логической основе. Он призван передать детям определенную сумму знаний, но в то же время должен быть эмоционально насыщен и ориентирован не на подготовку к жизни, а на сегодняшнюю реальную жизнь маленького человека.

Педагогические условия работы на модульной основе

Готовые модули отличаются большой лабильностьюПедагогические условия работы на модульной основе

Готовые модули отличаются большой лабильностью. Работая с ними, педагог имеет возможность обозревать всю конструкцию в целом – от начала до конца, поэтому легко ориентируется в ней. Он сам решает, выполнить ли модуль целиком или от чего-то отказаться, провести все занятия компактно или растянуть на продолжительное время, использовать рекомендованное оборудование или заменить его другим. Таким образом, каждый воспитатель легко адаптирует готовые модули к наличным условиям своей группы.

Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий, интервал между ними формальной регламентации не подлежат. Эти параметры определяются логикой построения педагогического процесса в данной группе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога, возникающими жизненными ситуациями, не имеющими отношения к модулю.

Внедрение модульного принципа не означает отказа от программы, по которой работает конкретный детский сад. Напротив, роль основополагающего документа еще более возрастает. Каждый педагог

обязан выполнить стандарт, предусмотренный программой, с той разницей, что работа на модульной основе позволяет делать его не в виде «прямого обучения», а легко, интересно, в виде игры.

Читайте также:  Значение первых сказок на развитие ребенка

Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Исключение составляют короткие беседы, которые проводятся в свободное время.

Новый подход к планированию работы облегчает учет индивидуальных особенностей детей, позволяет развивать у них разнообразные способности и задатки. Это достигается за счет создания специализированных модулей, направленных на развитие тех или иных способностей – изобразительных, филологических, музыкальных, математических, трудовых, спортивных. В отличие от специализированных модули общего профиля не имеют определенной направленности. Все виды деятельности представлены в них примерно одинаково, ни один не занимает доминирующего положения.

В детских садах общеразвивающего вида соотношение модулей разной направленности примерно одинаково. В специализированных дошкольных учреждениях увеличивается удельный вес модулей, развивающих соответствующие способности. Однако и здесь общий уровень их сложности не должен превышать познавательные возможности детей.

При работе на модульной основе возрастает роль игры. Для талантливого ребенка игра имеет не меньшее, а может быть, большее значение, чем для «среднего», так как создает большой простор для фантазии и творчества.

Часто возникает вопрос: сколько модулей можно вести одновременно? Лучше один, реже – два, в исключительных случаях – три, если они не перекликаются по тематике и не нарушают ритма работы группы. Попытка организовать всю работу на основе модулей нерациональна. Это приведет к сокращению свободной и трудовой деятельности детей, к выпаданию многих форм работы, которые являются нужными и важными.

Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой.Перечислим их:

Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.

Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.

Наличие сюжета способствует реализации принципа обучения в игре: играя дети не замечают, что обучаются.

Тот же фактор придает деятельности детей определенную значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети четко видят конечную цель обучения, и это облегчает формирование у них целеполагания.

Понимание значимости своей работы и удовлетворение от качества ее конечного результата создает у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.

Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом. Это облегчает переход от учебно – дисциплинарной к личностно – ориентированной модели обучения.

Отсутствие психологического давления на ребенка, его положительные эмоции, повышение эффективности образовательного процесса способствуют сохранению здоровья детей и создают основу для реализации любых здоровьесберегающих технологий.

Использование модульного принципа создает условия для реализации фасилитационного и холистического подходов к организации педагогического процесса. Фасилитация (от англ. Facilitate – создавать благоприятные условия) подразумевает создание условий, наиболее благоприятных для совместного с детьми достижения образовательных целей. Термин «холистический» (от англ. Whole – цельный) означает подход к обучению, опирающийся на единую, целостную работу обоих полушарий головного мозга. Такой подход широко используется в гуманистических моделях обучения, основанных на понимании уникальности и своеобразия каждой личности в качестве главной ценности.

Основной акцент смещается с сообщения знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.

Помощь детям в личностном развитии основывается на теории мотивации американского психолога А. Маслоу, согласно которой каждой личности присуще стремление к саморазвитию и самореализации при удовлетворении разнообразных потребностей, выстроенных в определенной иерархической последовательности (физиологические, безопасности, потребности в любви и признании, в привязанностях, причастности к группе, интеллектуальные, творческие и эстетические).

Модульный принцип организации педагогического процесса позволяет реализовать пожелания многих специалистов об особенностях педагогической работы с детьми первых семи лет жизни.

Внедрение модульного принципа в практику работы ДОУ – дело не одного года. Модули могут стать структурной единицей целостного педагогического процесса только в том случае, если будет разработано их большое количество с разными дидактическими и воспитательными целями и задачами. Тогда у педагогов появится возможность конструировать педагогический процесс на основе оптимальной комбинации модулей разной направленности.

Источник

МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида второй категории»

Использование модулей для развития детей младшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель

Панькова Н.В.

Золотухино – 2016 год

Читайте также:  Судороги у ребенка симптомы и причины развития заболевания у детей

Проблема поиска новых подходов к подбору игрового окружения дошкольников изучалась и продолжает изучаться учеными различных областей: педагогами, психологами, медиками, дизайнерами и т.д. По ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Именно поэтому необходим  повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Одним из требованием ФГОС к организации предметно – развивающей среде является то, что каждый ребенок должен иметь свободный доступ  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, а также развивающие игры,  технические устройства, игрушки, модели. Этим требованиям в полной мере отвечает модульная игровая среда.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста я заметила, что применение модулей оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка. В первую очередь способствуют умственному развитию (мышление, восприятие, воображение и т.д.), познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, коммуникативным навыкам.

Модульное оборудование – непременный атрибут любого детского сада. Каждый такой модуль поможет ребёнку спонтанно переходить от одного действия к другому, при этом участие самого взрослого будет минимальным.

Для развития детей младшего дошкольного возраста мною были созданы следующие модули:

  1. Модуль «Огород». Способствует формированию умения различать овощи по форме и цвету, развивать интерес к растительному миру, развивать познавательную активность и коммуникативные навыки во время сюжетных игр. Данный модуль активно применяется при проведении таких игр как «Принеси предмет», «Сварите вкусный борщ», «Где живут витамины?», «Узнай по описанию» и т.д. Огромное влияние также оказывает и на воспитание детей. Это и бережное отношение к живой природе, трудолюбие, развитие интереса к уходу за растениями.

  2. Модуль «Дерево». Предназначен для того, чтобы уточнить представления детей о фруктах, научить различать их. Используя игровую деятельность закрепить знания о форме, цвете фруктов. Закрепить знания детей о пользе фруктах, о месте произрастания (в саду на дереве). Активизировать словарный запас детей: сад, фруктовое дерево, плоды. Используется при организации следующих игр: «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Какое варенье?». Данное «Дерево» также используется и для изучения времен года. Вместо фруктов дети самостоятельно применяют характерные каждому времени года атрибуты (снежинки, листочки соответствующего цвета, цветочки, ягоды и т.д.). Это модульное оборудование направленно в первую очередь на развитие познавательных процессов, развитие зрительного восприятия, самостоятельности, сенсорного развития.

  3. Модуль «Бизиборд» – развивающая доска для детей, которая представляет собой деревянную панель с закрепленными на ее поверхности различными предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и т.д. Суть такой панели заключается в том, чтобы ребенок учился развивать моторику пальцев, мышление и логику, и чем больше различных элементов будет закреплено на такой доске, тем более интересна она будет малышу. К тому же такая доска является отличным оборудованием для развития самостоятельности, тем самым предоставив возможность ребенку научится пользоваться некоторыми приспособлениями, которые необходимо применять в повседневной жизни.

  4. Модуль «Мамины помощники». Предназначен для отработки навыков манипулирования мелкими предметами, развитию мелкой моторики рук, закреплению знаний о цвете и форме предметов. Способствует формированию интереса детей к сюжетно-ролевой игре, развитию самостоятельности, трудолюбию, бережному отношению к внешнему виду.

Игра с модулями востребована детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. Развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данные модули в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

Это лишь небольшой перечень модулей, которые используются мною в работе с детьми. Планируется создание других модулей, способствующих развитию не только младших дошкольников, но и старших.

Источник